Вьетнам. Часть 3. Первая Индокитайская война

← Часть 2

Франция стремилась установить полный контроль не только над внешней политикой Вьетнама, но и над внутренней. 20 ноября 1946 г. французский патруль в Хайфоне попытался осмотреть китайское торговое судно, подозреваемое в перевозке бензина и оружия. Вьетнамская милиция попыталась предотвратить обыск, так как это было нарушением суверенитета Вьетнама (Хайфон в то время был зоной, находившейся под контролем ДРВ). Французы отказались прекращать обыск. Началась перепалка. Наконец французы открыли огонь и убили несколько десятков милиционеров. Тут же подтянулся французский гарнизон и доставил к месту конфликта бронеавтомобили и артиллерию. Французы открыли беспорядочный огонь по порту, в результате чего погибло несколько сотен гражданских.

Французское командование в Тонкине во главе с адмиралом д’Аржанльё потребовало, чтобы вьетнамские силы покинули порт. Хо Ши Мин сразу же связался с д’Аржанльё и Парижем и потребовал, чтобы французы не допустили развития военной эскалации. Но Франция потребовала полного контроля над Хайфоном.

Порт Хайфона.

Д’Аржанльё отправил телеграмму Жану Этьену Валлюи, командующему французскими войсками в Индокитае, с приказом подавить силы Вьетминя в Хайфоне. 23 ноября утром французский флот из трёх кораблей открыл артиллерийский огонь по Хайфону. В результате обстрела погибло от 5 до 10 тыс. человек, большинство из них — гражданские. Днём в Хайфоне высадилась французская пехота с бронеавтомобилями. Спустя несколько часов упорных боёв с Вьетминем французам удалось занять полуразрушенный город. Вьетминь отступил в деревни и начал вести партизанскую борьбу.

Хо Ши Мин направил несколько обращений в Париж с просьбой расследовать инцидент и прекратить насилие. Франция выразила готовность к переговорам, однако реальные действия были заторможены, и военные командиры на местах действовали по собственному усмотрению. Попытка ДРВ мирно уладить конфликт была отвергнута французами. Обе стороны начали подготовку к войне.

Читать далее

К годовщине Великого Октября. О характере русских монополий

В 1875 г. в России был основан первый синдикат — «Соглашение страховых обществ» с правлением в Петербурге. До этого страховые общества, вошедшие в синдикат, действовали самостоятельно и конкурировали друг с другом. Но к концу 70-х гг. конкуренция привела к резкому падению прибылей, что было выгодно тем, кто страховался, и очень невыгодно капиталистам-страховщикам. Совместная разработка страхового рынка оказалась выгоднее, страховые ставки были немедленно взвинчены до предела, и капиталисты увидели, что надо отказаться от конкуренции и перейти к монополии — к захвату всего страхового дела во всей России одним объединением — синдикатом.

В 1886 г. в Петербурге был организован синдикат гвоздей и проволоки, куда вошли шесть фирм. Синдикат ставил задачей установить общие для всех фирм цены, устранить их конкуренцию, захватить весь рынок металлоизделий и монополизировать его. С этого момента объединение капиталистов в различных областях русской промышленности и торговли пошло быстрыми шагами.

В 1887 г. возникает синдикат сахарозаводчиков, охвативший к 1892 г. 203 завода из 224, т. е. 91% производства сахара в стране. В 1892 г. объединяются нефтепромышленники, а в 1895 г. идут тайные переговоры между хозяевами некоторых угольных и металлургических предприятий.

Но самая энергичная работа по объединению капиталистов в горном деле и металлургии начинается с 1901 г., после серьёзного промышленного кризиса и четырёх подряд неурожайных годов, 1897–1900. Последовательно возникают «Продамета» — «Первое акционерное общество для продажи изделий русских металлургических заводов», затем, в 1903 г., синдикат машиностроительных заводов в Харькове — для регулирования производства и установления одинаковых цен для его участников. Далее — «Общество для продажи чугунных труб и устройства водопроводов и канализаций», объединившее все предприятия, изготовлявшие трубы и находившиеся под управлением международного синдиката трубопрокатных заводов в Берлине; синдикат по производству кованых и прокатных вил, в который вошли русские, германские и австрийские заводы; синдикат по продаже железных балок; гвоздильно-проволочный синдикат в Привислинском крае и т. д.

Читать далее

К годовщине Великого Октября. Часть 2

← Часть 1

6

Буржуазия внушает трудящимся, что частная собственность есть основа личной и всякой другой свободы личности. Но под свободой фашисты понимают свободу эксплуатировать наёмных рабов, свободу торговли, а под личностью — только крупного капиталиста. Буржуазия превратила личное достоинство людей в меновую стоимость. Капитализм не оставил между людьми «никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного „чистогана”». В нынешней России и других странах личный труд рабочего является средством для капиталиста увеличивать свой капитал, а рабочий живёт лишь для того, чтобы обогащать капиталиста. В таких условиях общество основано на угнетении и порабощении трудящихся, подавлении их творческих сил и способностей, без массового развития которых немыслимо развитие производительных сил в целом. Капитализм подавляет духовные интересы и склонности людей, превращает рабочих в придатки машин, калечит их физически и духовно всей организацией подневольного труда на предприятии, дисциплиной голода, путём социального гнёта, безработицы, необеспеченного, нищенского существования.

Чтобы не дать превратить себя в античных рабов, чтобы спасти себя от вырождения и постоянной угрозы голода и смерти, рабочие вынуждены объединяться и вести упорную борьбу за свои коренные интересы, создавать и укреплять классовые организации, свою партию, способную повести рабочий класс на борьбу за уничтожение капиталистического рабства и всех его «прелестей» для трудового народа, за социализм.

Многие наши помощники отмечают, как ухудшились отношения между «простыми» людьми за последние лет 10–12, и особенно с 2020 года. Общество, основанное на частной собственности и эксплуатации, дошедшее до гниения и фашистского разложения, не может культивировать в людях высокие и гуманные чувства. Оно культивирует в людях самые низменные чувства и инстинкты — эгоизм, стремление жить за счёт эксплуатации других, карьеризм, лицемерие, национализм, конкуренцию, вражду и недоверие между людьми. Эти низменные побуждения в условиях империализма развиваются в ущерб всем остальным задаткам людей. Личное обогащение — главный движущий мотив такой «цивилизации», которая порождает гитлеров и муссолини, перонов и дювалье, путиных и дерипасок, зеленских и трампов, фашистских убийц, палачей рабочего класса.

Какие принципы фашистской буржуазии доводятся ею до последней черты и открыто внедряются в общество как норма? «Человек человеку — волк», «падающего — подтолкни», «или ты грабишь, или тебя грабят», «или терзай жертву, или сам будешь жертвой», «нет правды — всё дозволено, если ты богат» — вот главные принципы морали, философии и политики империализма. Нынешняя буржуазная культура, находящаяся в состоянии маразма и разложения, проповедует массам аполитизм, безыдейность, индивидуализм (все люди должны быть «робинзонами на островах»), воспевает похождения всяких авантюристов, полицаев, палачей и садистов, предателей и бандитов, прославляет самых отъявленных мракобесов прошлого. Недаром за последние лет 30 буржуазная культура в России не дала ни одного крупного мыслителя, писателя и поэта, которых можно было бы назвать настоящими и народными.

Читать далее

К годовщине Великого Октября. Часть 1

1

Вся история классовых, эксплуататорских обществ говорит о том, что смена одних общественных эпох другими совершается путём колоссальных скачков развития — путём революционных переворотов. Каким бы длинным ни был период «затишья», когда спят трудящиеся массы — главное действующее лицо истории, раньше или позже эти массы «просыпаются», приходят в движение и сметают старые, отжившие общественные порядки. Сметают потому, что «жить по-старому становится невыносимым для народа».

Но это слишком общая причина, точнее сказать, невыносимая жизнь трудящихся — это следствие основной причины социальных революций. Что же «будит» народные массы, что побуждает их свергать старые реакционные порядки? В чём состоят коренные причины социальной революции? Коренной экономической основой и причиной социальной революции является конфликт между новыми производительными силами, требующими роста и развития, и старыми производственными отношениями, которые не дают расти и развиваться производительным силам. Этот конфликт нельзя решить в пределах старых общественных порядков. Он может быть решён только путём революционной замены отживших производственных отношений новыми, которые соответствуют требованиям выросших производительных сил.

Конфликт между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями сохраняется как главное противоречие капитализма, порождает целый ряд других противоречий и находит своё выражение прежде всего в растущем антагонизме между пролетариатом и буржуазией.

Читать далее