Материя и материальное единство мира

(Дополнительный материал в рамках Расширенного курса  диалектического материализма)

Вопрос о том, представляет ли собой мир единое целое и если да, то в чем состоит это единство, является, пожалуй, одним из самых древних. Как только человек научился различать множество разнообразных процессов и явлений окружающего мира и осознавать самого себя, свое Я, у него появилась потребность ответить на этот вопрос. Не могла пройти мимо него и философия.

Философские учения, которые признают, что окружающий нас мир имеет единую первооснову, называются монистическими (от греческого слова «монос» — один). В философии сложились два противоположных понимания единства мира. Философы, считающие, что первоосновой мира является материя, и признающие, что единство мира состоит в его материальности, отстаивают линию материалистического монизма. В противоположность этому сторонники идеалистического монизма исходят из того, что в основе всего существующего лежит идея, мышление, дух (например, бог).

Некоторые философы заявляют, что единство мира состоит в его бытии, т. е. в том, что он существует. Но тогда встает вопрос: как понимать само это бытие, существование? Если сводить его к проявлениям какого-то мирового духа, сверхматериальной силы, то мы неизбежно придем к идеализму. Поэтому подобное понимание единства мира является несостоятельным.

Среди философов есть и такие, которые не считают мир единым. Так, в философии известны дуалистические учения (от латинского слова «дуо» — два), которые исходят из признания двух равноправных основ мира — материи и духа. Ярким представителем дуализма был французский мыслитель XVII в. Рене Декарт. Рассматривая взаимоотношение материального и духовного, дуалисты делают ошибочный вывод, что они существуют независимо друг от друга и между ними нет ничего общего.

Идея о независимости духовного от материального, души от тела используется и современными буржуазными учеными (в частности, некоторыми физиологами и психологами). Они пытаются доказать, что первенствующую роль в жизненных процессах играет сверхъестественный дух и что психические процессы будто бы не связаны с физиологическими изменениями в организме. Однако это противоречит настоящей науке, которая накопила большой материал, опровергающий подобные взгляды.

Философы-материалисты всегда стремились объяснять единство мира, исходя из его материальности. Так, материалисты XVIII и XIX вв. отвергали как дуалистические, так и религиозно-идеалистические представления о мире и старались обосновать идею о его материальном единстве. Однако материалисты домарксовского периода не были последовательны в проведении принципа материалистического монизма. Рассматривая природу, они утверждали, что в основе всех ее предметов и явлений лежит материальное первоначало. Но они стояли на метафизических позициях и не исследовали связь, взаимодействие и развитие предметов и явлений природы, их понимание материального единства мира носило упрощенный характер. Иными словами, для глубокого понимания этого единства им не хватало общего диалектического взгляда на мир.

Кроме того, домарксовские материалисты не распространяли принцип материалистического монизма на область общественной жизни. Социальные явления они рассматривали не только с метафизических, но и с идеалистических позиций и не дошли до понимания того, что жизнь общества тоже имеет материальную основу и что этой основой является способ производства материальных благ.

Подлинно научное понимание единства мира возможно только с позиций диалектического материализма, который представляет собой высшую форму материалистического монизма, существенно отличающуюся от монизма материалистов домарксовского периода. Эти отличия состоят в следующем.

Во-первых, марксистская философия рассматривает материальное единство мира, исходя из диалектических принципов всеобщей, универсальной связи и взаимодействия предметов и явлений объективной действительности.

Во-вторых, материальное единство мира исследуется диалектическим материализмом в неразрывной связи с принципом развития.

Наконец, в-третьих, принцип материального единства мира распространяется марксистской философией не только на природу, но и на общество.

Положение о материальном единстве мира и его закономерном развитии доказывается всем ходом научного познания. Большое значение для обоснования этого положения имели три естественнонаучных открытия XIX в.

Первое из них — это открытие клеточного строения всех живых организмов, которое показало структурное единство живой природы и привело к выводу, что в основе происходящих в ней многообразных изменений лежат общие законы.

Вторым естественнонаучным открытием XIX в. было открытие закона сохранения и превращения энергии, которое послужило естественнонаучным доказательством материального единства и взаимной связи различных процессов природы. Оказалось, что такие явления, как механическое движение, теплота, электричество, химическая энергия, неразрывно связаны между собой и могут переходить друг в друга.

Третьим открытием естествознания XIX в. явилась дарвиновская теория. Она показала единство происхождения и развития всех живых организмов, в том числе и человека.

Последующие открытия еще больше укрепили материалистический взгляд на природу как единую систему взаимодействующих друг с другом материальных предметов и явлений. Большой вклад в обоснование материального единства мира был сделан с помощью спектрального анализа, позволяющего определить химический состав тел, находящихся в раскаленном газообразном состоянии. Спектральный анализ показывает, что небесные тела состоят из одинаковых химических элементов, т. е. имеют общую материальную природу. Единство материальных объектов доказывается и тем, что атомы всех химических элементов состоят из однотипных «элементарных» частиц (протонов, нейтронов, электронов).

В настоящее время правильность принципа материального единства мира получает новые научные подтверждения благодаря углублению наших знаний о материальных основах жизненных процессов и закономерностях, управляющих развитием живой материи. Изучение живой клетки ведется ныне биологическими науками уже на молекулярном уровне, с применением современных приборов и методов исследования.

Современные данные физиологии высшей нервной деятельности и психологии все глубже раскрывают зависимость сознания человека от материальных факторов и таким образом показывают, что в мире нет ничего, что не было бы порождено материей. Сознание, мышление, как и все жизненные процессы, не может проявляться и существовать вне материального, помимо и независимо от мозга.

Исключительно важное значение для понимания материального единства мира имеет материалистическое истолкование общественной жизни. Открытие материальной основы жизни общества и объективных законов его развития позволило доказать, что общественная жизнь не содержит в себе ничего таинственного или сверхъестественного.

Таким образом, как мы видим, диалектико-материалистическое учение о том, что единство мира состоит в его материальности, полностью подтверждается данными науки.

Что же представляет собой материя, каковы ее коренные свойства?

Трудно назвать такую философскую школу или такого философа, которые обходились бы без термина «материя». Поэтому не удивительно, что этот термин приобретал в разные времена и в различных философских теориях разный смысл и значение. И в настоящее время среди философов и других ученых ведутся ожесточенные споры по вопросу о сущности материи.

Древние материалисты понимали под материей первооснову мира, тот «строительный материал», из которого состоит все вещественное, телесное. Как мы уже знаем, одни из них брали за первоначальное, исходное воду, другие — воздух, третьи — огонь, считая, что все возникает из воды, воздуха или огня и все снова превращается в них. Затем философами была выдвинута гениальная догадка о том, что все вещественное состоит из атомов — мельчайших материальных частичек, неизменных и неделимых, которые вечно движутся в пустоте. Потом под материей стали понимать вечно существующую общую основу многообразных предметов и явлений природы.

В домарксистской материалистической философии и естествознании подобные взгляды на материю были общепризнанными. Спор шел о том, можно ли считать материю естественной причиной всех вещей или же кроме нее есть еще «первая причина»; кто привел в движение все материальные объекты и в чем источник движения; является ли материя единообразной и можно ли ее мыслить как таковую в отличие от конкретных чувственно воспринимаемых вещей? При этом считалось, что можно познать материю как первооснову всех вещей, если раскрыть законы механического движения атомов. В то время многие ученые стремились свести физические и химические процессы к механическому движению атомов, которое им было хорошо знакомо.

Однако на рубеже нашего века наука встретилась с, казалось бы, неразрешимыми трудностями. Были сделаны крупнейшие открытия, которые опрокидывали господствовавшие тогда представления о неделимости атомов, о некоторых других свойствах материальных частиц, об энергии. Физика, проникнув в микромир, т. е. в мир атомных явлений, столкнулась с необычайными свойствами материальных частиц и новыми видами энергии.

Прежде всего был открыт электрон, оказавшийся значительно меньше атома. Эта частица может двигаться с такой скоростью, которая сравнима со скоростью света (скорость света — 300 000 километров в секунду). При таких условиях масса частицы не остается постоянной, а значительно изменяется в зависимости от скорости ее движения. Эта зависимость тогда еще не была установлена, и метафизически мыслящие ученые пришли к выводу, что масса электрона исчезает. А так как в то время под материей понималось все вещественное, имеющее механическую массу, то это наталкивало на мысль, что электрон не материален, а значит, атом «дематериализуется» и материя исчезает.

Такое заключение делалось и из открытия радиоактивности, т. е. свойства некоторых химических элементов, например, радия, испускать лучи. Оказалось, что это излучение идет непрерывно и настолько интенсивно, что сам радий теряет массу. На этом основании некоторые физики сделали заключение, что открытие радиоактивности тоже подтверждает вывод об исчезновении материи.

Новые открытия в физике пришли в противоречие со старыми метафизическими представлениями о материи и ее свойствах. Наступил кризис в физике. Ряд естествоиспытателей пришли к ошибочному выводу, будто понятие материи устарело и не существует никакой объективной реальности, независимой от нашего сознания. Философ-идеалист и физик Эрнст Мах и его последователи пытались доказать, что физика исследует связи между ощущениями, а не между вещами, что атомы реально не существуют, что они представляют собой лишь комплексы наших ощущений. Другой идеалист и естествоиспытатель, Вильгельм Оствальд, считал, что понятия «материя» и «дух» следует заменить понятием «энергия».

В. И. Ленин, анализируя в книге «Материализм и эмпириокритицизм» создавшееся в науке положение, раскрыл причины кризиса в физике, показав, что идеализм, используя трудности науки, вызванные крутой ломкой установившихся понятий, извращает ее достижения. «Суть кризиса современной физики,— писал В. И. Ленин,— состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т. е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом»[1].

Почему же в то время среди физиков стало распространяться идеалистическое поветрие? В. И. Ленин показал, что новая физика «свихнулась» в идеализм главным образом потому, что естествоиспытатели не знали диалектики. Многие из них не могли преодолеть метафизических представлений о неизменности свойств материальных объектов, продолжая по-прежнему считать, что такие свойства вещей, как масса, непроницаемость, инерция, являются раз навсегда данными и неизменными. Так, например, атомы рассматривались как неделимые элементы, всегда обладающие неизменными свойствами. Признание материальных объектов (в частности, атомов и их свойств) неизменными — это основной принцип метафизического, механистического материализма.

Именно метафизические представления и привели некоторых естествоиспытателей к выводу об исчезновении материи. Однако на самом деле, как показал В. И. Ленин, новые открытия в физике означали, что не материя исчезает, а «исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными… и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи»[2].

Игнорирование различий между метафизическим и диалектическим материализмом, забвение или незнание диалектики неминуемо ведет к философскому идеализму, который пытается истолковать материю как нечто производное от сознания. Диалектический материализм отвергает философские домыслы идеалистов как антинаучные и реакционные. Согласно диалектико-материалистическому миропониманию, окружающий нас мир бесконечно разнообразен и все вещи и явления отличаются друг от друга своими особенностями, свойствами. Но есть такое свойство, которое является общим для всех вещей и явлений. Это — свойство существовать независимо от сознания, быть объективной реальностью. Предельно широкое научное понятие или категория «материя» охватывает все, что объективно существует. Давая определение материи, В. И. Ленин писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»[3].

Ленинское определение материи выражает коренные основы научного материалистического мировоззрения. Материя — это объективный мир, существующий независимо от сознания. Человек воспринимает материальную действительность, ощущает многообразные формы проявления материи, познает внешний мир и закономерности его развития. В четком разграничении материи и сознания, материального бытия и мышления состоит одно из главных отличий материализма от идеализма.

Учение марксистско-ленинской философии о материи как объективной реальности вооружает современную науку в борьбе против идеализма. Вопрос о реальности объектов, изучаемых современной физикой, идеалисты до сих пор истолковывают извращенно. Они ставят под сомнение или вовсе отрицают объективное существование микрообъектов («элементарных» частиц) на том основании, что они не могут наблюдаться непосредственно.

Несостоятельность подобных рассуждений видна уже из того, что реальность микрообъектов ставится идеалистами в зависимость от наших наблюдений. Современная наука и практика опровергают идеалистические измышления, создавая приборы, которые фиксируют «элементарные» частицы и тем самым подтверждают их объективное существование. Даже в том случае, если «элементарные» частицы можно фиксировать лишь косвенно, это не служит основанием для заключения, что они не являются объективной реальностью. Ведь они существуют независимо от того, воспринимает их кто-либо или нет.

Диалектический материализм обосновывает важнейший для науки вывод о том, что материальный мир бесконечно многообразен и каждый его объект, будь то капля воды или любой атом этой капли, бесконечно сложен, обладает неисчерпаемыми свойствами. Принцип неисчерпаемости материи вглубь В. И. Ленин обосновал в начале нашего века, когда был открыт электрон. В последующие годы стали известны десятки других «элементарных» частиц (протоны, нейтроны, мезоны, гипероны и т. д.). Открытие этих частиц подтвердило вывод В. И. Ленина о бесконечной сложности материи и бесконечности ее проявлений. При этом неисчерпаемость материи вглубь не следует понимать лишь в том смысле, что современная наука все время открывает новые «элементарные» частицы. Данные науки показывают, что свойства каждой частицы тоже неисчерпаемы.

О бесконечности многообразия материи свидетельствует также тот факт, что материя существует не только как вещество (все окружающие нас предметы от песчинки до небесных тел, состоящие из «элементарных» частиц), но и как поле (электромагнитное поле, ядерное поле, поле тяготения). Эти два основных вида материи тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии.

В. И. Ленин говорил, что человеческий ум открыл много диковинного в природе и откроет еще больше. При этом, какие бы дальнейшие открытия в области физики, химии, биологии и любой другой науки ни были сделаны, они не смогут поколебать и тем более опровергнуть понятие материи как философской категории, которая служит для обозначения объективной реальности.

Ленинское определение материи охватывает и социальную действительность, общественное бытие, которое тоже существует независимо от воли и сознания людей. «Материализм вообще,— писал В. И. Ленин,— признает объективно реальное бытие (материю), независимое от сознания, от ощущения, от опыта и т. д. человечества. Материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного сознания человечества. Сознание и там и тут есть только отражение бытия, в лучшем случае приблизительно верное (адекватное, идеально точное) его отражение»[4].

Флософский вывод о независимости общественного бытия от общественного сознания имеет огромное значение для общественных наук, для решения жизненно важных задач во всех областях человеческой деятельности.

При подготовке насточщей статьи использовался «Начальный курс философии (для слушателей школ основ марксизма-ленинизма)», М., изд. «Мысль», 1966 г.

[1] В. И. Ленин. Полн. собр., соч., т. 18, стр 272-273
[2] Там же, стр. 275
[3] Там же, стр. 131
[4] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 346

 

Более подробно по теме см. здесь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code