За более чем 20 лет капитализма в России буржуазная российская власть сумела так оплевать и опорочить всю российскую и мировую историю, что многие теперь в нашей стране не знают, что и откуда взялось. И праздник 8 марта, к сожалению, не исключение.
Приходилось встречать в интернете россказни, в том числе и людей левых взглядов, которые заявляли, что праздник 8 марта ведет свое происхождение от еврейского кровавого праздника Пурим. Вот ведь до чего дело дошло с забвением прошлого!
Можем разочаровать этих заблуждающихся товарищей – Международный женский день, отмечаемый во многих странах мира ежегодно 8 марта, не имеет ничего общего с этим еврейским праздником, не соответствуя последнему ни по датам празднования, поскольку Пурим празднуется далеко не каждый год, а 7 раз в каждые 19 лет, ни по своему смыслу. Да и исторически 8 марта никак не связано с тем, что когда-то давно происходило в еврейской истории.
Праздник 8 марта имеет глубокое социальное и политическое содержание. Он возник как день борьбы за права женщин во времена, когда женщины еще не имели равных прав с мужчинами. Собственно, и по сей день женщины в капиталистическом мире могут о равенстве только мечтать, несмотря на то, что в конституциях многих буржуазных стран черным по белому написано о равноправии полов. Буржуазные конституции носят исключительно декларативный характер и никакого отношения к реальным правам граждан не имеют. Касается это и прав женщин.
Настоящее равенство женщин возможно только в условиях социализма, что отлично доказал опыт социалистического строительства в СССР и других странах социализма.
А появился это праздник следующим образом. 8 марта 1857 года в США в городе Нью-Йорке проходила большая манифестация работниц швейных и обувных фабрик, которые требовали равных прав с мужчинами, добившимися к тому времени значительного сокращения рабочего дня – до 10 часов в сутки и более-менее нормальных условий работы. А женщины в то время продолжали работать по 16 часов в сутки, получая за свой труд значительно меньше мужчин, к тому же условиях их работы были поистине нечеловеческие. Будучи физически значительно слабее мужчин, работницы совершенно справедливо требовали для себя тех же условий — 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Результатом этой манифестации стало создание первого в мире женского профсоюза, боровшегося впоследствии не только за равные с мужчинами условия труда для женщин, но и за предоставление им равных с мужчинами избирательных прав.
В 1910 году на Международной конференции женщин социалисток в Копенгагене Клара Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня 8 марта в честь первого организованного выступления женщин за свои права. Предложение К.Цеткин стало, по сути, призывом ко всем женщинам мира включиться в борьбу за свое равноправие. Откликаясь на этот призыв, женщины многих стран поднимались на борьбу против нищеты, за право на труд, за уважение своего человеческого достоинства, за мир. Но конкретная дата – 8 марта в то время еще окончательно не установилась.
В 1911 году этот праздник впервые отмечался в некоторых европейских странах — в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Датой праздника был выбран в тот год день 19 марта. Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в праздничных манифестациях.
На следующий год его отметили в Европе 12 мая 1912 года.
В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации «научного утра по женскому вопросу». Власти дали разрешение, и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Повестка дня научных чтений включала следующие вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни.
В следующем году во многих государствах Европы Международный женский день отмечался в первую декаду марта, тогда женские марши выступили с протестом против войны.
В 1917 году женщины России вышли на улицы в последнее воскресенье февраля с лозунгами «Хлеба и мира». Через 4 дня император Николай II отрекся от престола, и Временное правительство гарантировало женщинам избирательное право. Так что можно сказать, что выступление женщин помогло рабочим и крестьянам Российском империи скинуть ненавистного царя.
Этот исторический день выпал на 23 февраля по юлианскому календарю, который в то время использовался в России. Он соответствовал 8 марта по григорианскому календарю, который был принят в Советской республике 26 января 1918 г. С тех пор Международный женский день 8 марта стал государственным праздником страны Советов. С 1965 года этот день официально был объявлен нерабочим днем. В СССР 8 марта на торжественных мероприятиях, посвященных этому празднику, руководители советского государства отчитывались перед советским народом о реализации государственной политики в отношении женщин.
После разрушения Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации, но был лишен своего политического и социального содержания (победившая буржуазия боится всего, что напоминает нашему народу о его прошлой свободе, о борьбе против эксплуатации и угнетения), став простым днем, когда поздравляют женщин. За что поздравляют, правда, не понятно. Но капиталистам это неважно. Лишь бы народ веселился, пил водку, дарил подарки и не думал о своем бесправном положении.
Отмечается Международный женский день сейчас и в странах СНГ: в Азербайджане, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркмении, Украине, Белоруссии, и тоже как Международный женский день; в Узбекистане — как День матери; в Армении его отмечают 7 апреля как День материнства и красоты. Тоже, в общем, выхолостили, чтобы не напоминать женщинам о социальных проблемах, которых у них становится в условиях капитализма день ото дня все больше и больше.
Однако правды таким способом, искажая наши революционные праздники, буржуазии скрыть не удастся. Четверть века жизни при капитализме отлично доказали нам, что в условиях классового общества, в условиях эксплуатации и угнетения, когда все продается и покупается, никакого настоящего равноправия женщин и мужчин быть не может! При капитализме женщина неизбежно становится товаром даже в большей степени, чем мужчина, ибо этот варварский социально-экономический строй эксплуатирует не только ее рабочую силу, но и ее тело, и душу. Женщина в буржуазном обществе угнетается значительно больше, чем мужчина, труд ее оплачивается гораздо ниже, хотя работать ей приходится значительно больше, учитывая, ко всему прочему, и ее домашние обязанности жены и матери. И лицемерные поздравления президентов не затушуют того факта, что женщина сейчас фактически низведена до положения второсортного существа, которое должно много работать, развлекать и обслуживать мужчин быть как можно глупее и тупее, чтобы не задавать опасных вопросов.
Вопрос освобождения женщин вновь встал в России на повестку дня. И долг каждого настоящего коммуниста, каждого социалиста и каждого человека прогрессивных взглядов сделать все, чтобы Международный женский день в нашей стране вновь наполнился тем историческим содержанием, которого он был сознательно лишен буржуазной российской властью.
8 марта должно вновь стать социальным и политическим праздником в нашей стране, днем борьбы всех женщин России за свои права, за свое достоинство и за свое реальное освобождение от всякого угнетения и всякой эксплуатации!
Вернем же Международном женскому дню его истинный революционный смысл!!!!
Марксистско-ленинскоее движение «Рабочий Путь»
А я-то всегда думала, что за бредовый праздник: «Поздравляем вас с тем, что вы женщина». Даже не подозревала о том, что у него такая история. Спасибо, очень интересная и полезная информация.
Ребят, вы Узбекистан с Туркменией путаете. В Узбекистане 8 марта отмечается как Международный женский день, а в Туркмении как день матери (причем не просто матери, а матери Туркменбаши, по крайней мере так было, пока последний не умер). В остальном статья хорошая.
В Прибалтике буржуйские бюрократы обзывают праздник 8 марта наследием тоталитарного советского прошлого. Трудящиеся молчат, то ли боятся, то ли мозги промыты так…
Приведу пример «поздравления» от Александра Григорьевича:
«Несравненная красота белорусских женщин, их профессиональные успехи и победы прославляют нашу Родину далеко за ее пределами. (….) Мы благодарим вас за активное участие во всех сферах жизни общества, воспитание юного поколения, умение поддерживать покой и благополучие в семье»
https://www.sb.by/articles/teplo-lyubyashchikh-serdets.html
Комментарии излишни.
У вас ошибка не «распад» СССР а развал.
Спасибо. Собственно, разрушение.
на да, а мужчина обязанностей мужа и отца не имеет… Не хватает только культивирующегося ныне постулата, что он ещё и своих детей меньше жены любит (там материнская ВЫСОКАЯ любовь, а тут — больше для галочки). — Разделяй и властвуй, чем буржуи и пользуются.
Субъективно, конечно, но мне думается что размах торговли женской «душой и телом» в капиталистической реальности несколько преувеличивается. Причём и той и другой, и в т.ч. женской стороной. Нецелесообразно, знаете ли, женщинам торговать телом, т.к. замужество и при капитализме в приоритете, а продавшихся, даже однажды, замуж брать хотят во вторую очередь, после тех, хто не продался.
Повторюсь, что не отрицаю угнетения проституток и они, пожалуй, относятся к наиболее угнетённой части человечества, примерно там же, где бездомные. Просто записывать туда всех женщин это перегиб. Просто, по-моему, из левой мысли совсем стало пропадать, что подавляющее большинство людей находят себе пару, заводят семьи, и по-любви и при классовом обществе. Т.е. актуальными проблемами для них является нормальная работа, отдых, будущее детей, неголодная старость, …социализм, а не капитализм, естественно.
А в некоторой части левой мысли и теории (у Энгельса, ПРОСТИТЕ) любовь и подобные чувства прямо ставятся в железобетонную зависимость от общественно-экономического уклада: будет социализм — будет свобода чувств, не будет социализма — не бывать тому. Это перегиб, по-моему.
Кроме того подобные теории не учитывают, что как себе продажную любовь или похоть не обосновывай, какие теории под такое положение не подводи, а покупать мучительно унизительно и женщинам и мужчинам, и старикам, и даже капиталистам.
Решите, наверно, что троцкист писал.
«Решите, наверно, что троцкист писал.»
=====
Нет, почему же сразу троцкист? Просто вы частности возводите в ранг общего и не смотрите на проблему брака и семьи дальше внешних обстоятельств и деклараций непосредственной свадьбы.
где же не смотрю, когда написал: » актуальными проблемами для них является нормальная работа, отдых, будущее детей, неголодная старость, …социализм, а не капитализм, естественно.»
Я сами чувства и их проявления в зависимость от экономических и производственных отношений не ставлю.Если социалистическому укладу подчинять чувства людей, личную и интимную жизнб людей, то это, кажется, эксплуатация получается.
Те понятия, которым вы оперируете: «нормальная работа, отдых, будущее детей, неголодная старость», они классовые. Они не имеют «общечеловеческого» смысла.
окей, разверну эти понятия в единственно возможном для трудящегося народа смысле.
ликвидация всех эксплуататорских классов, коллективная собственность на средства производства (закреплённая сталинской конституцией), диктатура пролетариата с постепенным переходом к максимально возможной власти советов политически грамотных и культурно развитых граждан…
непонятно только каким боком эти дела к личной и интимной жизни каждого человека?
Вы не развернули эти понятия. Так что вы имеете в виду под «нормальной работой»? Как вы себе представляете это при капитализме? Если не представляете, то как вы можете вообще говорить о свободе человека, который каждую минуту может лишиться работы, куска хлеба? О каком полноценном отдыхе может вестись речь при капитализме? И так далее. По мере того как станете разворачивать свои понятия, вы рано или поздно увидите, что личная жизнь очень даже в прямой зависимости от общественого строя. В том числе и стратегия выбора партнёра, надежды, связываемые с созданием семьи, стабильность института семьи, противоречия семьи при капитализме. Если хорошенько посмотреть с этой точки зрения, то вы увидите, что практически в каждой семье вокруг вас, вне зависимости от декларативного благополучия, происходит экономическое подавление одним супругом другого. А от экономического подавления следуют и иные его формы, просто они не афишируются.
вроде понятно выражаюсь. придётся с цитатами.
-««нормальной работой»? Как вы себе представляете это при капитализме?»
никак.
— «как … говорить о свободе человека, который каждую минуту может лишиться работы, куска хлеба?»
так и не говорю.
…и т.д.
— «личная жизнь … в прямой зависимости от общественого строя. В том числе и стратегия выбора партнёра, надежды, связываемые с созданием семьи, стабильность института семьи, противоречия семьи при капитализме.»
выше обозначил свою позицию. если социализм использовать для того, чтобы подчинить чьи-то коллективным или индивидуальным интимным или личным интересам, взглядам тех, кто при капитализме этим интересам добровольно подчиняться не хотел, то это значит одну эксплуатацию поменять на другую, это чёрт знает что, а не социализм.
— «практически в каждой семье вокруг вас …происходит экономическое подавление одним супругом другого.»
на счёт экономического… Признаться размышлял я довольно много на сей счёт не раз. Имею убеждение, что экономическое несоответствие — выбору не преграда. Лично по своему опыту могу сказать, что я почти не встречал продажных женщин, они, как сегодняшняя пандемия, где-то в мониторах больше, в смартфонах. Но я рядовой человек, может я чё-то проглядел, конечно.
Единственное, заметил что эту тему используют женщины, чтобы удержать мужчин, чтоб не бросил, женился. Могу представить продажную женщину только, если очень красивая, такая может позволить себе, наверно, очень многое потому, что не бросают таких. В понятии продажная женщина я имею ввиду женщину, которая продаётся тем, кто больше даст, кто богаче. Т.е. не проститутка в барделе, имеется ввиду, у той выбора нет и замужество едва ли светит, и за хлеб работает, — наиболее угнетённые слои народа.
Допускаю, что заблуждаюсь.
во многих семьях имеет место скорее физическое подавление жен мужьями. И не только мужьями, а и вообще мужчинами, т.к. всегда сильнее. И это, между прочим, немаловажно иметь в виду, если коммунизм строить.
То-то и оно, что по-настоящему свободный и добровольный выбор супруга человек может сделать только при социализме. В том числе и свободный выбор сменить супруга или супругу.
Что касается подавления в семьях, то оно и есть яркое проявление несвободы.
сам я Советский Союз почти не застал, а родичи рассказывали, что из 8 марта там такую помпу, как сейчас, не делали.