От редакции РП: Публикуемая ниже статья была напечатана в журнале «Вопросы философии», 1950 г., № 1, стр. 259-274. Автор статьи — Г. Е. Глезерман.
Выделение в тексте курсивом — автора статьи, жирным шрифтом — РП. Комментарии РП даны курсивом в скобках.
Класс и нация
Среди вопросов марксистско-ленинской теории, получивших гениальную разработку в трудах нашего великого учителя и вождя товарища Сталина, видное место занимает национальный вопрос.
Известно, что в эпоху Ленина и Сталина — эпоху империализма и пролетарских революций, эпоху победы социализма в СССР — национальный вопрос приобрёл несравненно большее значение, чем в эпоху Маркса и Энгельса. При жизни Маркса и Энгельса национальные движения на Западе отходили в прошлое, а на Востоке ещё не развернулись. Не удивительно, что Маркс и Энгельс, уделив главное внимание разработке теории классов и классовой борьбы, могли дать лишь основные, отправные идеи по национальному вопросу. В эпоху империализма, когда национально-освободительное движение приобрело в мировом масштабе громадные силу и размах, потребовалось свести эти идеи Маркса и Энгельса в стройную систему взглядов о национально-колониальных революциях, связать национально-колониальный вопрос с вопросом о свержении империализма, рассматривая его как часть общего вопроса о международной пролетарской революции. Это и было сделано Лениным и Сталиным.
Ленин и Сталин создали цельную и стройную теорию национально-колониального вопроса, исходя при этом из марксистско-ленинской теории классов и классовой борьбы, которая дала единственно правильный ключ к теоретической разработке и практическому решению сложнейших национальных проблем.
I
Основоположники научного социализма Маркс и Энгельс установили, что история всех до сих пор существовавших обществ (после разложения первобытно-общинного строя) есть история борьбы классов. В классовой борьбе они открыли движущую силу исторического процесса. В современном им капиталистическом обществе, разделённом на государства и нации, Маркс и Энгельс научным анализом вскрыли глубочайшую противоположность классов. Деление общества (а стало быть и каждой нации) на антагонистические классы основоположники научного социализма рассматривали как более глубокое, более коренное деление, чем деление людей на нации.
Н. К. Крупская в своих воспоминаниях о Ленине рассказывает, что когда в 1902 году Ленин приехал в Лондон, он с большим интересом изучал жизнь английской столицы, являвшейся тогда основной твердыней капитализма. Он «любил забираться на верх омнибуса и подолгу ездить по городу. Ему нравилось движение этого громадного торгового города. Тихие скверы с парадными особняками, с зеркальными окнами, все увитые зеленью, где ездят только вылощенные кэбы, и ютящиеся рядом грязные переулки, населённые лондонским рабочим людом, где посредине развешано бельё, а на крыльце играют бледные дети, оставались в стороне. Туда мы забирались пешком, и, наблюдая эти кричащие контрасты богатства и нищеты, Ильич сквозь зубы повторял: «Two nations!»[1].
«Две нации!» — это замечание как нельзя более точно передаёт одну из характерных особенностей капиталистического общества, где народ, нация, оставаясь едиными, связанными всеми нитями экономики, разъедаются непримиримыми классовыми противоречиями. «Собственники и наёмные рабочие, незначительное число («верхние десять тысяч») богачей — и десятки миллионов неимущих и трудящихся, это, поистине, «две нации»[2],— писал Ленин.
Основоположники марксизма-ленинизма подчёркивали общность классовых интересов пролетариев разных наций и противоположность их интересов интересам как «национальной», так и инонациональной буржуазии. Окончательное освобождение трудящегося человечества от классового гнёта может быть достигнуто лишь объединёнными усилиями пролетариев различных стран. Отсюда боевой клич коммунистических партий: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Отсюда пролетарский интернационализм как одна из важнейших черт коммунистического мировоззрения.
В противоположность марксизму-ленинизму буржуазные социологи обычно в той или иной форме выдвигают на первое место борьбу рас и наций. Вместо классовой борьбы они объявляют стержнем истории борьбу рас и наций. За этим скрывается стремление затушевать, замазать противоположность интересов пролетариата и буржуазии внутри наций, заглушить классовую борьбу пролетариата против «национальной» буржуазии, переключив его на борьбу с «чужими» нациями. Таким путём идеологи буржуазии и их реформистские прихвостни пытаются заставить пролетариат оказать поддержку «своей», «национальной» буржуазии, ведущей конкурентную борьбу против буржуазии других стран. Отсюда буржуазный национализм как одна из важнейших черт мировоззрения буржуазии.
В своих работах Ленин и Сталин беспощадно разоблачают буржуазный национализм, проповедующий недоверие и ненависть к чужим нациям. При этом Ленин и Сталин указывают на то, что реформистская проповедь классового сотрудничества является лишь оборотной стороной буржуазного национализма. «Основная идея оппортунизма, — говорил Ленин, — есть союз или сближение (иногда соглашение, блок и т. д.) буржуазии и её антипода. Основная идея социал-национализма совершенно та же самая. Идейно-политическое родство, связь, даже тождество оппортунизма и социал-национализма не подлежит никакому сомнению»[3]. («Социал-национализм» у Ленина, «национал-социализм» — в фашистской Германии. Случайное совпадение? Нет, это одно и то же явление, только Ленин застал его в начале развития, а во времена Гитлера оно получило свое законченное оформление. Корень его, как указывает В.И.Ленин — оппортунизм, раковая опухоль, поражающая рабочее движение, разъедающая его при определенных условиях (если с ним не бороться!) и не позволяющая ему победить буржуазию. Очень верно Ленин отмечает также главное в оппортунизме — попытка сгладить классовые противоречия, забыть о них, закрыть на них глаза. И тем самым обезоружить пролетариат, дав возможность буржуазии продолжить свое историческое существование. Вот тот критерий, о котором часто спрашивают нас наши читатели — как отличить оппортуниста от настоящего коммуниста, большевика? Соглашательство, упорное нежелание видеть классы, уравнять, невзирая ни на что, полностью противоположные классовые интересы, что можно сделать только поступившись интересами рабочего класса — вот признак, по которому легко можно выявить всякого оппортуниста, сколь бы революционными фразами он не прикрывался — прим. РП) Во имя «единства нации» националисты затушёвывают классовые противоречия внутри нации и проповедуют «объединение» эксплуататоров и эксплуатируемых в единый «национальный» фронт.
Поэтому вполне закономерно, что тот, кто ведёт политику классового мира внутри буржуазной нации, сеет вражду и раздор между нациями. (Очень важная мысль! Но абсолютно верная. Нельзя добиться классового мира между пролетариатом и буржуазией в стране, не натравив этот пролетариат на пролетариев других стран. Вот вам еще один фактор войны в Донбассе — предательская деятельность профсоюзных реформистов и оппортунистов из КПУ и прочих аля-коммунистических партиек. Это и их работа — империалистическая война, в которой сейчас погибают сотни и тысячи украинских рабочих. — прим. РП)
Напротив, пролетарский интернационализм неразрывно связан с политикой непримиримой классовой борьбы. Коммунистические партии учат пролетариев видеть своих врагов не в лице пролетариев других стран, а в лице буржуазии, в том числе и своей, «национальной» буржуазии. Национальные конфликты и рознь отвлекают внимание пролетариев от борьбы против своих угнетателей, разобщают и раздробляют пролетариат. Поэтому совершенно естественно, что тот, кто стоит внутри нации за непримиримую классовую борьбу пролетариата против буржуазии, не может не отстаивать дело освобождения наций, не может не стремиться к тому, чтобы подорвать борьбу между нациями, свести её на-нет.
Основоположники марксизма-ленинизма учат, что сделать малейшую уступку буржуазному национализму — значит изменить делу рабочего класса. Стоит лишь подать палец буржуазному национализму, как он, подобно дьяволу, потянет всю руку. Об этом достаточно убедительно свидетельствует позорный финал австро-марксистов с их теорией «культурно-национальной автономии», еврейских бундовцев, грузинских федералистов и всей прочей оппортунистической сволочи, пытавшейся отравить пролетарское движение ядом буржуазного национализма. (Те же негативные процессы мы сегодня наблюдаем и в КНДР. Сделав в свое время уступку национализму, эта страна все быстрее и быстрее катиться по дороге к буржуазной реставрации. Классовой позиции не встретить на в одном официальном документе, исходящем от руководства этой страны. Складывается впечатление, что классов для него более не существует, есть только нации, которые и ведут борьбу между собой на международной арене. А ведь тем самым фактически просто скрываются буржуазно-реставрационные процессы, происходящие в экономике и во внутренней политике этой страны. — прим. РП)
В наши дни национализм ведёт к измене лагерю мира, демократии и социализма, а, стало быть, и к предательству национальных интересов народов. Отнюдь не случайно то, что троцкистско-фашистская клика Тито прикрывала свою провокаторскую и шпионскую деятельность на службе у англо-американских империалистов истрёпанным знаменем национализма и пыталась поймать на удочку национализма оппортунистические элементы в коммунистических партиях стран народной демократии.
Как указано в резолюции Информбюро коммунистических партий, клика Тито завершила свой путь переходом от буржуазного национализма к фашизму и прямому предательству национальных интересов Югославии[4].
Вооружённые решениями Информбюро, коммунистические и рабочие партии стран народной демократии (Польши, Болгарии и др.) разоблачили в своих рядах право-националистические элементы, пытавшиеся в угоду англо-американскому империализму отколоть эти страны от Советского Союза и повернуть их развитие вспять, к реставрации капитализма. Процессы Трайчо Костова и Ласло Райка показали, какую чёрную бездну предательства, прикрывает буржуазный национализм.
Глубоко поучительным является также разоблачение националистической клики Фуруботна в компартии Норвегии. Фуруботн вёл линию на отказ от самостоятельной классовой борьбы пролетариата. Утверждая, что «рабочий класс должен полностью слиться с нацией», он на деле проводил политику «гражданского мира» с буржуазией, стремился подчинить рабочее движение буржуазно-националистической политике.
Достаточно этих примеров, чтобы убедиться, сколь актуальна и настоятельно необходима для коммунистических и рабочих партий беспощадная борьба с буржуазным национализмом и всеми его проявлениями как с вражеской идеологией.
Решительно отвергая буржуазный национализм, марксизм-ленинизм не отрицает значения прогрессивных национальных движений, не пренебрегает национальными интересами, не проповедует национального нигилизма. Подчёркивая наличие «двух наций» в составе каждой буржуазной нации, мы вовсе не отрицаем реальности нации как исторически сложившейся и притом устойчивой общности людей. Стать на иной путь — значило бы скатиться к безродному космополитизму, который особенно усердно проповедуется ныне многими буржуазными политиками, социологами, журналистами, лакейски служащими американскому империализму.
Англо-американские социологи типа Кона, Сульцбаха и других объявляют национальные различия и национальные чувства чем-то отживающим и ратуют за то, чтобы упразднить все национальные границы. Тогда, заявляют они, национальные чувства потеряют политический характер и перестанут быть источником военных конфликтов, подобно тому, как религиозные чувства и разногласия перестали быть в наше время источником войны. (Теперь они тоже не являются истинным источником войн. Религия теперь используется империализма только лишь для прикрытия своих классовых интересов. Речь идет в том числе об ИГИЛ, которую буржуазные пропагандияты сегодня в России и других странах мира подают исключительно как религиозно-террористическую организацию, скрытая тем самым ее истинный империалистический, а значит классово-буржуазный характер. — прим. РП) Под овечьей шкурой, в которую прячутся проповедники подобных «теорий», легко обнаружить волчьи клыки. Скрывая истинные причины войн, коренящиеся в разбойничьей системе империализма, они призывают народы мира не сопротивляться натиску американского капитала, цинично заявляя: «Откажитесь от национального суверенитета, тогда не из-за чего будет воевать». Отвергая национальные различия, они на деле убеждают народы отказаться от своей национальной культуры и национальных традиций ради… торжества американского «жизненного стандарта». Под маской космополитизма обнаруживается, таким образом, звериное рыло американского империализма, самый наглый шовинизм и национализм.
Основоположники марксизма-ленинизма всегда разоблачали тех, кто пытался столкнуть рабочее движение на гибельный путь национального «нигилизма», на путь отрицания значения наций и национально-освободительных движений в прогрессивном развитии человечества. Достаточно напомнить хотя бы борьбу Ленина и Сталина против анархо-синдикалистов, пытавшихся привить пролетариям безразличие к судьбам своего отечества на том «основании», что эксплуатируемому пролетарию будто бы безразлично, на кого работать и в какой стране жить. Можно напомнить также борьбу Ленина и Сталина против Бухарина, Пятакова и им подобных предателей, которые отвергали поддержку национально-освободительных движений, расшатывающих систему империализма, и отрицали революционный лозунг партии о праве наций на самоопределение. С гениальной прозорливостью Ленин уже тогда, в годы первой мировой войны, показал, что эти предатели выражали чаяния империалистической буржуазии, стремящейся увековечить национальный гнёт.
Ленин и Сталин показали неразрывную связь между интересами классовой борьбы пролетариата и интересами освобождения угнетённых народов от ярма империалистического господства. Будучи самым последовательным и непреклонным борцом против классового гнёта, пролетариат не может относиться равнодушно к борьбе народов за освобождение от национального гнёта. Он не может освободиться, не уничтожив всякий гнёт, в том числе и национальный.
Из этого вытекает, во-первых, признание необходимости решительной и активной поддержки со стороны пролетариата национально-освободительного движения угнетённых и зависимых народов, расшатывающего систему империализма. Поддерживая национально-освободительное движение, пролетариат тем самым использует революционные способности, заложенные в его недрах, в интересах свержения общего врага — империализма.
Из этого вытекает, во-вторых, признание необходимости подчинить решение национального вопроса решению общего вопроса об освобождении пролетариата от классового гнёта. (Очень важный вывод! К сожалению, совершенно непонимаемый нашими левыми. — прим. РП)
Национальный вопрос Ленин и Сталин всегда рассматривали не как самодовлеющий вопрос, а как часть общего вопроса о революционном преобразовании существующего строя.
Политика революционного пролетариата по национальному вопросу зиждется на гранитной основе марксистско-ленинской теории. Эта теория, рассматривающая развитие антагонистических обществ как результат борьбы классов, отнюдь не отрицает значения наций в истории современного общества. Напротив, только она даёт возможность объяснить развитие и взаимоотношения наций. Только она даёт ключ к практическому решению национального вопроса, что доказано ныне опытом победившего социализма в СССР и успешного социалистического строительства в странах народной демократии.
II
В своих трудах товарищ Сталин последовательно применяет марксистско-ленинскую теорию классов к разработке теории национального вопроса. Ещё в своей ранней статье «Как понимает социал-демократия национальный вопрос?» (1904 год) товарищ Сталин отмечал, что «национальный вопрос» в разные времена служит различным интересам, принимает различные оттенки в зависимости от того, какой класс и когда выдвигает его»[5].
Применяя это положение к постановке национального вопроса в Грузии, товарищ Сталин указывал, что после «присоединения Грузии к России» возник сначала так называемый дворянский «национальный вопрос». Грузинское дворянство, опасавшееся утерять старые привилегии, пожелало «освобождения Грузии», рассчитывая поставить во главе Грузии местных царей и дворян и передать в их руки судьбу грузинского народа. Затем, с развитием капитализма и нарождением грузинской буржуазии, возник «национальный вопрос» буржуазии. Молодая грузинская буржуазия, озабоченная конкурентной борьбой с буржуазией других наций и желавшая огородить таможенными кордонами грузинский рынок, начала, в свою очередь, лепетать о «независимой Грузии». На этой почве получил развитие буржуазный национализм. (Точно так же произошло и с «распадом» СССР, о чем РП писал в статье ««Беловежские соглашения»: как и почему был разрушен СССР» — прим. РП) Лишь с появлением на арене самостоятельной классовой борьбы пролетариата национальный вопрос получил принципиально иную постановку. Молодой грузинский пролетариат решительно отверг буржуазный национализм и рука об руку с русским пролетариатом поднял знамя борьбы за уничтожение всякого национального гнёта, справедливо полагая, что завоевание победы над буржуазией требует объединения всех рабочих без различия национальности.
Эти положения товарища Сталина представляют большой интерес прежде всего с методологической стороны. Они показывают, как следует вскрывать классовое содержание национального вопроса и национальных движений в различных исторических условиях. Известно, что Ленин учил русских марксистов не ограничиваться констатированием необходимости определённых исторических процессов, а выяснять, «какая именно общественно-экономическая формация даёт содержание этому процессу, какой именно класс определяет эту необходимость»[6]. Это требование диалектико-материалистического анализа, которое Ленин противопоставил буржуазному объективизму, блестяще применено товарищем Сталиным к разработке национального вопроса.
В своих позднейших произведениях, особенно в классических трудах «Марксизм и национальный вопрос» (1913 год) и «Национальный вопрос и ленинизм» (1929 год), товарищ Сталин показал, какую роль играют различные классы в формировании и развитии наций. Нация представляет собою, как учат Ленин и Сталин, историческую категорию, возникающую впервые лишь в эпоху подымающегося капитализма. Различные элементы нации — язык, территория, культурная общность и т. д. — создавались исподволь ещё в период докапиталистический. Однако они находились тогда в зачаточном состоянии и представляли не более, как возможность образования нации в будущем, при известных благоприятных условиях. Эта возможность превратилась в действительность лишь в период подымающегося капитализма с его национальным рынком, с его экономическими и культурными центрами. Развитие капитализма вело к уничтожению феодальной раздробленности, к упрочению экономических связей между отдельными областями страны, к объединению местных рынков в один общенациональный рынок. Таким образом складывалась общность экономической жизни, а на основе этого развивалась культурная общность и т. д. Так как основой этого процесса являлось развитие капиталистического способа производства, то, как указывал Ленин, создание «национальных связей было ничем иным как созданием связей буржуазных»[7]. Развивая дальше эту мысль Ленина, товарищ Сталин показал, что складывавшиеся в эпоху подымающегося капитализма нации являлись буржуазными нациями, ибо их собирала воедино и цементировала буржуазия, ибо их главной руководящей силой была и остаётся буржуазия и её националистические партии.
Нация состоит из различных классов: буржуазии, пролетариата, крестьянства, а также городской мелкой буржуазии. Но роль этих классов в формировании, консолидации нации совершенно различна. Гегемоном в процессе формирования нации выступает один класс, и поскольку речь идёт о буржуазных нациях, таким классом является буржуазия. Она определяет направление, характер процесса национальной консолидации. Что же касается широких масс крестьянства, которое вначале численно составляет большинство нации, то оно, не являясь руководителем этого процесса, составляет, по выражению товарища Сталина, связанный с землёй широкий устойчивый слой, естественно скрепляющий нацию «не только как её остов, но и как «национальный» рынок»[8].
Процесс формирования экономического базиса буржуазных наций протекает в значительной мере стихийно, подчиняясь прежде всего стихийной силе рынка, создающего общность экономической жизни вследствие развития товарного производства. Но это вовсе не значит, будто весь процесс формирования буржуазных наций является стихийным. Выражая экономические тенденции растущего капиталистического способа производства, буржуазия и её партии сознательно добиваются объединения и расширения национальной территории, устранения таможенных перегородок, сословных делений, установления свободного обмена между всеми областями страны. Этому соответствует и определённая идеология, вырабатываемая националистическими партиями буржуазии, идеология, требующая «единства нации».
Руководящая роль буржуазии и её националистических партий в процессе формирования и развития буржуазных наций накладывает свой отпечаток на весь духовный и социально-политический облик этих наций. «Классовый мир внутри нации ради «единства нации»; расширение территории своей нации путём захвата чужих национальных территорий; недоверие и ненависть к чужим нациям; подавление национальных меньшинств; единый фронт с империализмом»[9], — таков, по классическому определению товарища Сталина, идейный и социально-политический багаж этих наций.
Пролетариат складывается как класс и выходит на арену самостоятельной борьбы позже, чем буржуазия. Поэтому консолидация пролетариата как класса происходит уже внутри сложившихся буржуазных наций. Этим пользуются буржуазия и её националистические партии для того, чтобы навязать пролетариату «единую» национальную идеологию. Проповедь классового мира внутри нации используется ими для того, чтобы прикрыть общенациональным знаменем антагонизм классов, воспрепятствовать объединению и сплочению пролетариев как класса. Проповедь недоверия и ненависти к «чужим» нациям служит им средством упрочения «единства» своей нации.
В связи с этим одной из важнейших задач интернационалистической партии пролетариата становится высвобождение пролетариата из-под влияния буржуазно-националистической идеологии. Идейное подчинение пролетариата «общенациональным» лозунгам буржуазно-националистических партий Ленин и Сталин рассматривали как показатель неразвитости классовой борьбы, показатель того, что пролетариат ещё не осознал своих коренных классовых задач и интересов. «На первых стадиях капитализма, — указывает товарищ Сталин, — ещё можно говорить о «культурной общности» пролетариата и буржуазии. Но с развитием крупной индустрии и обострением классовой борьбы «общность» начинает таять. Нельзя серьёзно говорить о «культурной общности» нации, когда хозяева и рабочие одной и той же нации перестают понимать друг друга. О какой «общности судьбы» может быть речь, когда буржуазия жаждет войны, а пролетариат объявляет «войну войне»?»[10].
Товарищ Сталин отмечает, что нации отличаются колоссальной силой устойчивости. Чувство национального единства представляет могущественную силу, особенно когда угнетённой нации приходится отстаивать своё существование в борьбе против политики ассимиляции, проводимой господствующими классами угнетающей нации. Но это чувство слабеет после того, как нация освободилась от чужеземного гнёта и развитие капитализма всё больше и больше раскалывает её на «две нации». Это значит, что по мере развития капитализма падают единство и связность буржуазных наций. Они падают как изнутри, благодаря обострению классовой борьбы, так и извне, вследствие развития и учащения сношений между нациями, связанных с образованием мирового рынка и мирового хозяйства.
Конечно, «классовая борьба, какая бы она ни была острая, не может привести к распаду общества… Пока существует капитализм, буржуа и пролетарии будут связаны между собой всеми нитями экономики, как части единого капиталистического общества»[11], — говорит товарищ Сталин.
На развалинах старых, буржуазных наций возникают, как указывает товарищ Сталин, новые, социалистические нации. Их цементирует, скрепляет рабочий класс и его интернационалистическая партия. Победивший рабочий класс ликвидирует экономические отношения капитализма, представлявшие материальный базис буржуазных наций, и создаёт социалистическую экономику, образующую основу общности экономической жизни социалистических наций. Установив союз с трудящимся крестьянством для ликвидации остатков капитализма и победоносного строительства социализма, рабочий класс сплачивает вокруг себя подавляющее большинство нации. Союз рабочего класса и трудового крестьянства внутри нации, при руководстве рабочего класса, становится классовой основой новых, социалистических наций. Сообразно этому коренным образом изменяется и их духовный облик. «Союз рабочего класса и трудового крестьянства внутри нации для ликвидации остатков капитализма во имя победоносного строительства социализма; уничтожение остатков национального гнёта во имя равноправия и свободного развития наций и национальных меньшинств; уничтожение остатков национализма во имя установления дружбы между народами и утверждения интернационализма; единый фронт со всеми угнетёнными и неполноправными нациями в борьбе против политики захватов и захватнических войн, в борьбе против империализма»[12], — таков, по определению товарища Сталина, духовный и социально-политический облик новых, социалистических наций.
Процесс формирования этих наций не может не отличаться от процесса формирования буржуазных наций, ибо их консолидация осуществляется не на базе подымающегося капитализма, а на базе подымающегося социализма, ибо руководящей силой, гегемоном этого процесса является не буржуазия и её националистические партии, а рабочий класс и его интернационалистическая партия. При этом не только духовный облик новых, социалистических наций, но и материальные, экономические основы их существования формируются под направляющим и руководящим воздействием социалистического государства и коммунистической партии. Это отвечает природе социалистического способа производства, который в отличие от капиталистического способа производства зарождается и развивается не стихийно, а в результате сознательного, направляющего воздействия диктатуры рабочего класса.
В противоположность буржуазным нациям развитие социалистических наций ведёт не к подрыву, а к усилению их внутреннего единства и связности. Социалистические нации формируются на базе ликвидации эксплуататорских классов и преодоления классовых антагонизмов, благодаря чему устанавливается морально-политическое единство общества. Вследствие этого социалистические нации являются несравненно более сплочёнными и жизнеспособными, чем буржуазные нации. Если вообще нация представляет устойчивую общность людей, то тем более характерна эта устойчивость для новых, социалистических наций, являющихся, по словам товарища Сталина, «гораздо более сплочёнными, чем любая буржуазная нация, ибо они свободны от непримиримых классовых противоречий, разъедающих буржуазные нации, и… гораздо более общенародными, чем любая буржуазная нация»[13].
III
Из сказанного можно заключить, что духовный и социально-политический облик нации определяется тем классом, который является её главной, руководящей силой, тем способом производства, на базе которого она формируется и развивается.
Социальной природой наций определяются, в свою очередь, взаимоотношения между нациями. Из природы буржуазных наций, руководимых буржуазией и её националистическими партиями, закономерно вытекают раздор и разжигание ненависти между нациями, национальные конфликты и национальный гнёт. А национальный гнёт с неизбежностью порождает национальные движения, национальную борьбу.
В результате история капиталистического общества являет собою пёструю картину борьбы как между классами, так и между нациями.
Классовая борьба и борьба национальная вовсе не являются двумя параллельными, не зависимыми друг от друга линиями, как это утверждают иные буржуазные социологи. В их изображении мировая история представляет две противоположности, около которых, как около двух полюсов, движется вся современная история: противоположность социальную и национальную. Нетрудно понять смысл подобных рассуждений: они призваны доказать, что национальная борьба (как и борьба междугосударственная) является чем-то не зависящим от борьбы классов, а значит, она может стать общим делом всех классов.
Буржуазные социологи и их «социалистические» прихвостни обычно рассматривают национальные (или общегосударственные) интересы как некую общую, нейтральную почву, на которой объединяются все классы. Когда встаёт вопрос об отношениях к «чужим» нациям, они требуют, чтобы все классы забыли о своих классовых интересах и выступали «единым фронтом».
Однако подобного рода требования представляют чистейшее лицемерие. На словах реформистские мошенники призывают, чтобы все классы отказались от своих «частных», «эгоистических» интересов во имя интересов общенародных. На деле они отстаивают корыстные и узко эгоистические интересы эксплуататорских классов и требуют от трудящихся, от рабочих и крестьян отказа от их жизненных интересов. На словах они заявляют, что национальные интересы выше классовых, на деле же ставят превыше всего интересы денежного мешка и предают национальные интересы. (Как ярко это видно сегодня на Донбассе! Когда буржуазия — одна под крики о праве на самоопределение народа Донбасса, а другая — о единой великой Украине и необходимости борьбы с сепаратизмом — заставляет трудящееся население Украины, в том числе Луганской и Донецкой областей, жить впроголодь, а сама, пользуясь возможностью урезать рабочим и служащим зарплаты, наживает на этой войне колоссальные прибыли. — прим. РП)
Марксизм-ленинизм отвергает всякие попытки рассматривать национальные интересы обособленно от классовых. Исторический опыт показывает, что носителями национального движения всегда выступают определённые классы. Национальную борьбу вдохновляют и ведут определённые классы, она всегда имеет определённое классовое содержание. Из того, что в неё могут быть вовлечены различные классы нации, вовсе не следует, будто их интересы тождественны. Каждый класс участвует в этой борьбе по-своему, преследуя свои цели, определяющиеся его положением в обществе.
Отношение буржуазии и пролетариата к национальным интересам так же противоположно, как противоположно их положение в обществе.
Буржуазия, как известно, представляет собою эксплуататорский класс, поведение которого полностью определяется интересами извлечения прибыли и совершенно чуждо каким бы то ни было альтруистическим или общенародным побуждениям. Наиболее наглядно это обнаруживается в том, что буржуазия неизменно предавала и предаёт национальные интересы, как только они оказываются в противоречии с её классовыми интересами. Историческими примерами может служить поведение французской буржуазии, капитулировавшей в 1870 году перед лицом войск Бисмарка, и в 1940 году — перед лицом агрессии Гитлера, а также поведение современной буржуазии в Англии, Франции, Италии, Бельгии и других западноевропейских странах, отказывающейся от национального суверенитета в угоду американскому империализму. (Про буржуазию постсоциалистических стран, продавших свои народы в колониальное рабство, и говорить не стоит, это известно каждому думающему человеку. — прим. РП)
Теперь даже «национальная» фразеология всё чаще отбрасывается политиками и идеологами буржуазии, её правосоциалистическими прислужниками, выступающими в качестве приказчиков агрессивного американского империализма. Она заменяется разнузданной проповедью космополитизма, отражающего космополитическую практику американской империалистической буржуазии, стремящейся к ликвидации национальных границ и завоеванию мирового рынка. Что скрывается за призывами «упразднить национальные границы», совсем недавно показали циничные рассуждения американского гаулейтера в Западной Европе Гофмана, который потребовал, чтобы маршаллизированные страны устранили таможенные барьеры и поторопились создать к 1950 году «широкий единый европейский рынок» для американских товаров. «То обстоятельство, что Соединённые Штаты располагают единым рынком, рассчитанным на 150 миллионов потребителей, — заявил Гофман, — является необходимой предпосылкой для успеха и силы нашей экономики. Создание в Западной Европе постоянной зоны свободного товарообмена, объединяющей 270 миллионов потребителей, даст ряд благоприятных результатов». Гофман предпочёл умолчать о том, для кого же будут благоприятны эти результаты. А ответ ясен: для американских монополий, но отнюдь не для народов Европы, чьё народное хозяйство, а заодно и национальную независимость стремятся прибрать к рукам пришельцы из-за океана! (Их в итоге и прибрали к рукам. А вслед за этим прибрали к рукам и бывшие соцстраны Восточной Европы — благо помогли верные оппортунисты. И это полуколониальное рабство идеологами реакционной буржуазии подается как настоящая свобода и демократия, которой призывают следовать и население постсоветских республика. Пример Евромайдана здесь характерен. — прим. РП)
Могут, однако, сказать: пусть сегодня буржуазия западноевропейских и ряда других стран предаёт национальную независимость во имя своекорыстных, узко эгоистических классовых интересов, но разве в прошлом буржуазия не являлась носительницей национального движения, представительницей общенациональных интересов?
Да, было такое время, которое ныне представляет уже далёкое прошлое. Известно, что в эпоху подымающегося капитализма главным действующим лицом национальных движений являлась буржуазия, которая в борьбе против феодализма выступала как представительница всей нации. Но вовсе не потому, что она отказывалась от своих классовых интересов, а потому, что в тот период её классовые интересы временно совпадали с интересами исторического прогресса и национального освобождения. Именно поэтому из среды буржуазии могли тогда выходить великие исторические деятели, заслужившие благородную славу патриотов. Теперь же, в эпоху загнивающего, нисходящего капитализма, именно буржуазия является тем классом, который рождает квислингов и петэнов, из среды которого выходят предатели национальных интересов. И поэтому вполне справедлив ответ, который дал французский публицист Андре Вюрмсер на вопрос о том, кто является ныне типичным и неизменным героем обречённого на гибель капиталистического мира, кто займёт в век атомной бомбы первое место в пантеоне его «героев»: «Это место займёт предатель»[14]. (А ведь он оказался прав — такой уровень национального предательства, какой демонстрируют представители и агенты современной буржуазии, история до сих пор не знала. Один только Горбачев чего стоит! — прим. РП)
Что же касается пролетариата, то его отношение к национальным интересам и национально-освободительному движению всецело определяется его положением в обществе как единственного последовательно революционного класса, как непримиримого борца за освобождение народов от всякого гнёта — и классового и национального. Пролетариат не может остаться безразличным к национально-освободительной борьбе, ибо угнетённые народы, борющиеся за своё освобождение, должны стать его союзниками в революции. Поэтому партия пролетариата решительно отвергает национальный «нигилизм». Такой национальный «нигилизм» означает попытку разорвать связь пролетариата с широкими массами трудового народа, прежде всего крестьянства, изолировать пролетариат, противопоставив ему всю остальную массу трудящихся. Ленин и Сталин отбросили эту антиреволюционную установку, показали, что задача пролетариата заключается в том, чтобы освободить от эксплуатации не только самого себя, но и всех трудящихся и угнетённых, что пролетариат не может осуществить эту задачу иначе, как сплотив вокруг себя миллионы трудящихся и эксплуатируемых масс, составляющих большинство нации.
Мы открыто признаём, что для нас решение национального вопроса подчинено классовым интересам пролетариата. Но в противоположность узко эгоистическим классовым интересам буржуазии классовые интересы пролетариата — это интересы всех трудящихся, интересы громадного большинства нации. Как указывал товарищ Сталин в одной из прокламаций, написанных в 1905 году, «…отстаивать классовые интересы пролетариата значит в то же время отстаивать интересы прогресса всего общества, вообще бороться за справедливость и равноправие, так как пролетариат своей освободительной борьбой вынужден освободить всё человечество, победой своих классовых интересов он дарует свободу трудящимся и угнетённым и уничтожит классовую тиранию и эксплуатацию. Пролетариат не может бороться за себя так, чтобы эта борьба в то же время не была народной, общечеловеческой. Таким образом, борьба пролетариата является борьбой за весь народ, за всё человечество»[15]. Именно поэтому пролетариат и выступает как действительный представитель всей нации, её трудящегося большинства.
Ленин и Сталин неоднократно указывали, что вопрос о правах наций, составляющий часть вопроса о революционном преобразовании общества, подчинён целому и требует своего рассмотрения под углом зрения целого.
До первой мировой войны и Октябрьской социалистической революции большевики рассматривали национальный вопрос как составную часть общего вопроса о буржуазно-демократической революции, а со времени первой мировой войны и Октябрьской революции рассматривают его как часть вопроса о социалистической революции. Национально-освободительное движение народов колоний и зависимых стран расшатывает систему империализма и становится вследствие этого мощным резервом пролетарской революции. Интересы пролетарского движения в развитых странах капитализма и интересы национально-освободительного движения в колониях требуют их объединения в общий фронт, без чего невозможна победа над империализмом.
Товарищ Сталин указывает, что Октябрьская социалистическая революция не только прорвала фронт мирового империализма в одной из самых больших капиталистических стран, открыв тем самым новую эпоху, эпоху пролетарских революций в странах империализма: она вместе с тем положила начало национально-колониальным революциям, открыла «эпоху колониальных революций, проводимых в угнетённых странах мира в союзе с пролетариатом, под руководством пролетариата»[16].
В наше время гегемония в национально-освободительном движении окончательно перешла к пролетариату. Это не исключает того, что в ряде колониальных и полуколониальных стран буржуазия ещё может выступать участницей национальных революций. В этих странах на определённом этапе революции пролетариат может и должен устанавливать сотрудничество с национальной буржуазией, поскольку она выступает против империализма и феодальных пережитков и не препятствует антиимпериалистической борьбе народных масс. В то же время пролетариат обязан изобличать национальное предательство той части буржуазии, которая уже капитулировала перед империализмом. «Боясь революции больше, чем империализма, заботясь об интересах своего кошелька больше, чем об интересах своей собственной родины, эта часть буржуазии, наиболее богатая и влиятельная, обеими ногами становится в лагерь непримиримых врагов революции, заключает блок с империализмом против рабочих и крестьян своей собственной страны. Нельзя добиться победы революции, не разбив этого блока»[17], — указывал товарищ Сталин в 1925 году. Разоблачая предательство соглашательской национальной буржуазии, высвобождая трудящиеся массы из-под её влияния, пролетариат создаёт национально-революционный, антиимпериалистический блок и обеспечивает в этом блоке свою гегемонию.
Вторая мировая война, завершившаяся блистательной победой Советского Союза и крушением германской, итальянской и японской колониальных империй, дала могущественный толчок национально-освободительному движению во всех колониальных и зависимых странах. Это движение в большинстве колониальных стран и прежде всего в тех странах, где развернулась наиболее острая борьба против империализма, возглавляется пролетариатом и его передовым отрядом — коммунистическими партиями. «В результате того, что коммунистические партии во всех странах мира явились в годы антифашистской войны самыми героическими руководителями, самой стойкой силой в борьбе за защиту своей родины, их авторитет в настоящее время в народе чрезвычайно велик, — отмечает член Политбюро ЦК коммунистической партии Китая Лю Шао-ци. — Коммунистические партии стали мощными, как никогда раньше. На Востоке — в Китае, Вьетнаме, Индонезии, Бирме, Малайе и других странах — бушует, как лесной пожар, национально-освободительная революционная борьба»[18]. Эта борьба уже увенчалась величественной победой народно-демократической революции в Китае. Руководящая роль пролетариата в национально- освободительном движении, а также новые исторические условия, в которых оно развёртывается (среди них в первую очередь нужно указать на возросшее влияние Советского Союза), придали национально-освободительному движению характер мощной народно-демократической революции. Не только на Западе, но и на Востоке, рядом с Советским Союзом и при его поддержке, растут новые страны, освобождённые от ярма империализма.
По-новому встал национальный вопрос и в ряде старых капиталистических стран, оказавшихся перед угрозой потери своей национальной независимости. В конце XIX — начале XX века страны Западной Европы (Франция, Италия и др.) могли быть отнесены к числу тех стран, где национальный вопрос давно решён и «общенациональных задач» объективно нет»[19]. Однако в нынешнюю эпоху объективная историческая обстановка в западноевропейских странах изменилась. Сначала нападение германского фашизма, а затем наступление его преемника — американского империализма — поставили эти страны перед угрозой потери национальной независимости, выдвинули перед их народами необходимость отстоять своё самостоятельное существование. Национальный вопрос стал теперь жизненным вопросом для ещё более широких слоёв населения, чем в период после первой мировой войны. Это даёт возможность пролетариату как наиболее стойкому защитнику национальной независимости объединить вокруг себя широчайшие народные массы, мобилизуя на защиту национальной независимости, мира и демократии все демократические и патриотические силы своих народов.
Для пролетариата западноевропейских стран по-новому ставится вопрос о соотношении его классовых задач и задач общенациональных. Он призван отстоять независимость своих стран от натиска американского империализма, выступая как гегемон, как руководитель общедемократической борьбы против империалистической реакции, угрожающей миру, безопасности и национальной независимости народов. И именно для того, чтобы успешно решить эту задачу, он должен нанести сокрушающие удары эксплуататорским классам, предающим и продающим своё отечество американским империалистам. Важнейшим условием успеха в борьбе за мир, за национальную независимость, за демократию и социализм является единство пролетариата. Неустанно разоблачая правых социалистов, злейших врагов рабочего класса, коммунистические партии выковывают это единство. «В дни войны против фашизма коммунистические партии были авангардом всенародного сопротивления захватчикам; в послевоенный период коммунистические и рабочие партии являются передовыми борцами за жизненные интересы своих народов, против новой войны»[20].
Богатейший исторический опыт учит нас тому, что национальный вопрос и национальную борьбу нельзя отделять от классового вопроса и классовой борьбы. Их связь взаимна: чтобы свергнуть господство буржуазии, нужно наносить объединённые удары по фронту и по тылу империализма, нужно ввести в действие такой могучий резерв пролетарской революции, как национально-освободительное движение, а для того, чтобы разрешить национальный вопрос и добиться освобождения угнетённых наций, необходимо свергнуть капитализм.
При этом национальное движение угнетённых стран расценивается нами, как учат Ленин и Сталин, с точки зрения его значения в общем балансе борьбы против империализма. «Отдельные требования демократии, в том числе самоопределение, — писал Ленин ещё в годы первой мировой войны, — не абсолют, а частичка общедемократического (ныне: общесоциалистического) мирового движения»[21]. Этим определяется значение национального вопроса: для пролетариата он является вопросом о его союзниках в революции. Борьба за освобождение угнетённых национальностей, за освобождение колониальных и угнетённых народов от ига империализма представляет, по выражению товарища Сталина, борьбу за отвоевание пролетариатом наиболее глубоких резервов капитала.
IV
Ещё в «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс провозгласили: «Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой»[22]. Из этого положения следует, что основной предпосылкой ликвидации национального гнёта является ликвидация классового гнёта.
Товарищ Сталин неоднократно указывал, что носителями национального гнёта являются эксплуататорские классы, прежде всего земельная и финансовая аристократия. Для устранения национального гнёта необходимо расчистить почву и смести с лица земли эти классы. Это и было осуществлено в нашей стране Великой Октябрьской социалистической революцией, покончившей с системой национального угнетения и провозгласившей равноправие всех народов.
Свержение власти эксплуататорских классов и установление диктатуры пролетариата быстро привели к прочному сближению народов России. С уничтожением капитализма и ликвидацией национального гнёта, с установлением равноправия всех народов исчезли причины, побуждавшие ранее угнетённые нации стремиться к отделению от России. Как и предвидели Ленин и Сталин, осуществление права наций на самоопределение привело не к развалу России, а, наоборот, к тесному объединению народов нашей страны вокруг великого русского народа. Потребности совместной защиты от капиталистического окружения, потребности социалистического строительства, наконец, самое строение советской власти, интернациональной по своей классовой природе, — всё это способствовало сближению народов СССР и их объединению в одно союзное многонациональное социалистическое государство. В советском строе был впервые в истории найден ключ к созданию прочного и устойчивого многонационального государства.
В ходе социалистического преобразования общества советская власть ликвидировала все эксплуататорские классы и тем самым обеспечила дальнейшее сближение народов СССР. Благодаря этому были полностью устранены источники конфликтов и столкновений между нациями и народностями, населяющими нашу страну. Объясняя причины победы советской национальной политики, товарищ Сталин указывал: «Отсутствие эксплуататорских классов, являющихся основными организаторами междунациональной драки; отсутствие эксплуатации, культивирующей взаимное недоверие и разжигающей националистические страсти; наличие у власти рабочего класса, являющегося врагом всякого порабощения и верным носителем идей интернационализма; фактическое осуществление взаимной помощи народов во всех областях хозяйственной и общественной жизни; наконец, расцвет национальной культуры народов СССР, национальной по форме, социалистической по содержанию, — все эти и подобные им факторы привели к тому, что изменился в корне облик народов СССР, исчезло в них чувство взаимного недоверия, развилось в них чувство взаимной дружбы и наладилось, таким образом, настоящее братское сотрудничество народов в системе единого союзного государства»[23].
Новые, социалистические нации, сложившиеся в нашей стране, свободны как от классового, так и от национального гнёта. Этим обусловливаются и новые взаимоотношения между ними, принципиально отличные от взаимоотношений между буржуазными нациями. Если в отношениях между буржуазными нациями естественны взаимное недоверие и вражда, то в отношениях между социалистическими нациями закономерны взаимное доверие и братское сотрудничество. Дружба народов СССР выражает собою новый тип взаимоотношений между нациями, свойственный социалистическим нациям, отвечающий их новому духовному и социально-политическому облику.
Решающую роль в формировании новых, социалистических наций и установлении новых взаимоотношений между нациями сыграл русский рабочий класс, из недр которого вышла советская власть. Русский рабочий класс установил союз не только с трудящимся крестьянством центральных областей России: он сомкнул вокруг себя ранее угнетённые национальности окраин России, которые, как указывал товарищ Сталин, на 9/10 состояли из крестьян и мелкого городского трудового люда. Союз русского рабочего класса с многонациональным крестьянством явился классовой основой союза между народами СССР. Поэтому формирование новых, социалистических наций, происходившее на базе союза рабочего класса с трудящимся крестьянством, означало вместе с тем развитие и упрочение взаимной дружбы и доверия между нациями, которые сплачивались и объединялись вокруг великой русской нации.
Руководящая роль русского народа, и прежде всего русского рабочего класса, выразилась не только в объединении народов России в рамках единого союзного государства, но и в осуществлении взаимной помощи народов в ходе социалистического строительства. Опираясь на поддержку русского народа, отсталые ранее народы национальных окраин смогли преодолеть хозяйственную, политическую, культурную отсталость, унаследованную ими от прошлого. Товарищ Сталин указывал, что без осуществления такого фактического равенства народов так называемое «национальное равноправие» превратилось бы в звук пустой. Характеризуя политику партии большевиков по национальному вопросу, товарищ Сталин подчёркивал, что «…партия сочла необходимым помочь возрождённым нациям нашей страны — встать на ноги во весь рост, оживить и развить свою национальную культуру, развернуть школы, театры и другие культурные учреждения на родном языке, национализировать, т. е. сделать национальными по составу, партийный, профсоюзный, кооперативный, государственный, хозяйственный аппараты, выращивать свои, национальные партийные и советские кадры и обуздать все те элементы, — правда, немногочисленные, — которые пытаются тормозить подобную политику партии.
Это означает, что партия поддерживает и будет поддерживать развитие и расцвет национальных культур народов нашей страны, что она будет поощрять дело укрепления наших новых, социалистических наций, что она берёт это дело под свою защиту и покровительство против всех и всяких антиленинских элементов»[24].
Политику укрепления и развития социалистических наций партии пришлось осуществлять в борьбе с эксплуататорскими классами и их националистической агентурой. Партия большевиков разоблачила уклоны к великодержавному шовинизму и местному национализму, разгромила всех и всяких национал-уклонистов в своих рядах. Начав борьбу против ленинско-сталинской национальной политики, эти господа кончили тем же, чем кончили их вдохновители и сообщники — троцкисты и бухаринцы: стали агентами иностранных разведок, шпионами, диверсантами, вредителями, изменниками родины. «Не разбив национал-уклонистов всех и всяких мастей, мы не смогли бы воспитать народ в духе интернационализма, не смогли бы отстоять знамя великой дружбы народов СССР, не смогли бы построить Союз Советских Социалистических Республик»[25],— указывает товарищ Сталин.
Победа социализма привела к коренному изменению как облика классов, так и облика наций в СССР. В докладе «О проекте Конституции Союза ССР» товарищ Сталин указывал, что наш рабочий класс и наше крестьянство — это совершенно новые классы, подобных которым не знала история; наша интеллигенция, представляющая прослойку социалистического общества,— это также совершенно новая трудовая интеллигенция, подобной которой нельзя найти ни в какой другой, несоциалистической, стране земного шара. С победой социалистического способа производства и ликвидацией эксплуататорских классов в СССР уже нет таких общественных групп, из которых одни могли бы присваивать себе труд других, нет и не может быть эксплуатации. Классы, из которых состоит наше общество, являются по своей социальной природе новыми, социалистическими.
Подобно этому новыми, социалистическими являются и нации в СССР. В нашей многонациональной стране все народы идут по одному общему социалистическому пути развития. Вместо прежней многоукладной экономики, при которой у некоторых народностей ещё сохранялись докапиталистические формы хозяйства, в том числе даже патриархально-родовой быт, создана единая социалистическая система хозяйства, представляющая общую экономическую основу всех наций и народностей СССР. Получила всестороннее развитие национальная по форме и социалистическая по содержанию культура народов СССР. Таким образом, вместе с изменением классовой структуры советского общества и преобразованием социальной природы наших классов глубочайшим образом изменилась также социальная природа, облик наших наций.
Нельзя не видеть, что социалистический способ производства представляет общую основу как новых классов, так и новых наций в СССР. Но в то же время следует отметить и различие между постановкой вопроса о классах и о нациях в СССР.
Социалистический строй не рождает заново классов, наоборот, он уничтожает классы. Рабочий класс и крестьянство коренным образом изменили свою социальную природу и в этом смысле стали новыми, но эти изменения свидетельствуют вовсе не о появлении новых классовых различий, а о том, что мы идём по пути преодоления всяких классовых различий. Новые черты рабочего класса, крестьянства, интеллигенции СССР — это черты тружеников единого бесклассового общества, черты, которые развиваются по мере того, как стираются ещё имеющиеся между ними различия. Как указывает товарищ Сталин, «грани между рабочим классом и крестьянством, равно как между этими классами и интеллигенцией — стираются»[26]. Эти грани окончательно сотрутся с переходом от социализма к коммунизму, который вполне возможен в одной стране.
Несколько иначе обстоит дело с нациями. Социалистический строй не только коренным образом преобразует старые, буржуазные нации, превращая их в новые, социалистические нации, но и рождает заново нации, каких не было при капитализме. Многие народности, которые до социалистической революции не могли сложиться в нации и обрекались царизмом и капитализмом на постепенное вымирание, получили возможность консолидироваться в нации лишь при советском строе. Характеризуя советские республики Востока, товарищ Сталин указывал в 1925 году, что «они развиваются и консолидируются, как нации, не под эгидой буржуазных порядков, а под эгидой Советской власти. Это беспримерный факт в истории, но это всё же факт»[27]. В результате этого победа социалистической революции и установление социализма в СССР не только не привели к «отмене» наций, что «пророчили» презренные космополиты, но, наоборот, обусловили расцвет наций и увеличение общего числа наций в нашей стране.
Дружба и братское сотрудничество между нациями СССР всё больше и больше крепнут, их культура взаимно обогащаются, они сближаются между собой, но это вовсе не означает стирания национальных различий, слияния наций. Как указывает товарищ Сталин, различия между нациями вообще не могут отмереть в рамках одной страны; реальные условия для постепенного слияния всех наций в одно целое могут быть созданы лишь после победы социализма во всемирном масштабе, когда будет ликвидирован империализм во всех странах, когда нации будут объединены в общей системе мирового социалистического хозяйства. При этом отмиранию наций предшествует долгий период роста и расцвета ранее угнетённых наций и национальных культур, получивших возможность свободного развития после свержения империализма и ликвидации национального гнёта. «Расцвет национальных по форме и социалистических по содержанию культур в условиях диктатуры пролетариата в одной стране для слияния их в одну общую социалистическую (и по форме и по содержанию) культуру с одним общим языком, когда пролетариат победит во всём мире и социализм войдёт в быт»[28], — так характеризует товарищ Сталин диалектику развития наций при переходе от капитализма к коммунизму. Из этого следует, что нации, возникнув значительно позже, чем классы, исчезнут лишь после того, как будут уничтожены классы (и притом не в одной стране, а во всём мире).
Коренное изменение облика и взаимоотношений как классов, так и наций в СССР обеспечило невиданную в истории сплочённость и монолитность советского общества.
Как морально-политическое единство советского общества отражает в себе отношения дружественного сотрудничества всех классов и социальных групп, из которых состоит наше общество, так дружба народов СССР отражает в себе отношения братского сотрудничества и товарищеской взаимопомощи всех наций и народностей, населяющих нашу страну. На этой базе получил широчайшее развитие и советский патриотизм — могущественный побудительный мотив деятельности всех социальных групп, составляющих наше общество, всех народов, населяющих наш многонациональный Советский Союз. В советском патриотизме, по выражению товарища Сталина, воплощено гармоническое сочетание национальных традиций народов и общих жизненных интересов всех трудящихся Советского Союза.
Советский Союз, великое содружество социалистических наций, показывает всему миру образец успешного решения национального вопроса.
Два лагеря противостоят друг другу на международной арене: лагерь социализма и демократии и лагерь империализма и реакции. Их глубочайшая, коренная противоположность находит своё выражение и в диаметрально противоположном подходе к национальному вопросу.
Империалистическим людоедам известен лишь один метод «решения» национального вопроса: разделение и противопоставление наций, усиление вражды между ними, подавление и истребление «непокорных» народов. Ныне империалисты США, которым, как видно, не дают покоя «лавры» повергнутых в прах германских империалистов, пытаются навязать народам мира бредовый план ликвидации их национального суверенитета. Едва прикрыв свою людоедскую наготу фиговым листком космополитизма, хозяева США ведут свою хищническую политику «американизации» мира, политику, направленную к уничтожению всякой возможности национального развития для подавляющего большинства народов мира.
В своём тупом невежестве и хищной алчности они не задумываются над тем, что народам мира ненавистен тот путь, на который, не спрашивая их согласия, тащат их американские колонизаторы. Что же удивительного в том, что американских колонизаторов ждёт та же участь, какая постигла их германских предшественников!
Взорами, светящимися надеждой и любовью, следят народы мира за развитием и ростом Советского Союза, чей опыт показывает им новый, пролетарский метод решения национального вопроса: метод братского объединения трудящихся разных наций, обеспечивающий каждой нации возможность свободного национального развития. Три с лишним десятилетия советской власти показали, что этот метод является единственно действенным методом разрешения национального вопроса, способным покончить с национальными конфликтами, неизбежными при капитализме. Что же удивительного в том, что новые и новые народы становятся на путь, проложенный трудящимися Советского Союза!
Под могущественным воздействием социалистического государства произошло серьёзное изменение в расстановке международных сил. «Вместо прежнего положения, — указывает тов. Молотов, — когда существовало единственное социалистическое государство — СССР, находившееся в капиталистическом окружении, создалось новое положение, при котором Советский Союз вышел из положения международной изоляции, что нельзя не признать величайшим достижением сталинского руководства»[29]. Ныне — и на Западе и на Востоке — нас окружают народы, освобождённые от империалистического гнёта. По нашему примеру решают они коренные вопросы строительства новой, свободной жизни, в том числе и национальный вопрос. Учение Ленина — Сталина по национальному вопросу, одержавшее блестящую победу и испытанное практикой социалистического строительства в СССР, служит им надёжным руководством к действию.
Вот почему в день славного 70-летия товарища Сталина народы Советского Союза и трудящиеся всего мира с безграничной любовью и уважением приветствовали в лице Иосифа Виссарионовича Сталина творца победоносной советской национальной политики.
Г. Е. Глезерман
[1] Н. К. Крупская. Воспоминания о Ленине, стр. 54. Партиздат. 1933.
[2] В. И. Ленин. Соч. 1. 9, стр. 280, 4-е изд.
[3] В. И. Ленин. Соч. Т. 21, стр. 133.
[4] См. «Совещание Информационного бюро коммунистических партий в Венгрии во второй половине ноября 1949 года», стр. 23. Госполитиздат. 1949.
[5] И. В. Сталин. Соч. Т. 1, стр. 32.
[6] В. И. Ленин. Соч. Т. 1, стр. 380.
[7] Там же, стр. 138.
[8] И. В. Сталин. Соч. Т. 2, стр. 333.
[9] И. В. Сталин. Соч. Т. 11, стр. 338.
[10] И. В. Сталин. Соч. Т. 2, стр. 328.
[11] И. Сталин. Относительно марксизма в языкознании, стр. 16. Изд-вo «Правда» 1950.
[12] И. В. Сталин. Соч. Т. 11, стр. 339.
[13] И. В. Сталин. Соч. Т. 11, стр. 341.
[14] Предисловие к книге Рено де Жувенеля «Интернационал предателей», стр. 29. Изд. иностранной лнтературы. М. 1949.
[15] Прокламации большевистских организаций Закавказья за 1904—1906 годы, стр. 133. Тбилиси. 1940.
[16] И. В. Сталин. Соч. Т. 10. стр. 243.
[17] И. В. Сталин. Соч. Т. 7, стр. 148.
[18] Лю Шао-ци. Об интернационализме и национализме, стр. 17. Госполитиздат. 1949.
[19] В. И. Ленин. Соч. Т. 23, стр. 47
[20] Совещание Информационного бюро коммунистических партий в Венгрии во второй половине ноября 1949 года, стр. 14.
[21] В. И. Ленин. Соч. Т. 22, стр. 326.
[22] К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии, стр. 45. 1939.
[23] И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 513—514. 11-е изд.
[24] И. В. Сталин. Соч. Т. 11, стр. 353— 354.
[25] «История ВКП(б). Краткий курс», стр. 344.
[26] И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 512.
[27] И. В. Сталин. Соч. Т. 7, стр. 135.
[28] И. В. Сталин. Соч. Т. 12, стр. 369.
[29] В. М. Молотов. Сталин и сталинское руководство, стр. 17. Госполитиздат, 1950.
(с) «Англо-американские социологи ти па Кона, Сульцбаха и других объ являют национальные различия и национальные чувства чем-то отжи вающим и ратуют за то, чтобы упразднить все национальные грани цы. Тогда, заявляют они, националь ные чувства потеряют политический характер и перестанут быть источ ником военных конфликтов, подобно тому, как религиозные чувства и разногласия перестали быть в наше время источником войны.»
Религиозные чувства потеряли политический характер и перестали быть источником войны как раз потому, что церковь (как носитель религиозной заразы) потеряла свою политическую и экономическую власть с крушением феодального строя. Национальные же конфликты исчезнут лишь тогда, когда будет силой свергнут носитель национализма — класс капиталистов (синонимы: бизнесмены, «эффективные собственники», буржуазия, хозяева, паразиты, эксплуататоры, кровопийцы, кровососы, и т.д.) Это действительно материалистическая позиция.
Получается что 1)именно буржуазия является источником буржуазного национализма при капитализме и 2) главный интерес буржуазии это все таки бабло и поэтому она с лёгкостью продаёт свой национальный интерес когда он входит в конфликт с денежными интересами. Таким образом если объединить эти 2 пункта то выходит ,что буржуазный национализм сам по себе не существует -это всего лишь обманка и ширма для маскировки денежных интересов буржуазии.
Вадим я думаю, что религиозные чувства и раньше(при феодализма) не являлись сами по себе источниками войны. Религия это была всего лишь ширма под прикрытием которой правящие классы обделывали свои денежные дела, делили земли и рабов. Религия просто прикрывала стоящие за ней материальные интересы правящих классов. Сама по себе религия(и национализм) никогда не являлось причиной войн и конфликтов. Не зря ведь все мировые религии христианство и ислам родились во время социально экономических кризисов. Ислам -во время кризиса у арабов когда у арабов появилась богатая знать и нищие арабы. Богатым нужно было как то объяснить бедным почему они бедные+нужно было мобилизовать бедных арабов для завоевания богатых соседних стран -Египта и Персии. Вот и придумали ислам ,чтобы снять эти проблемы. Таким образом за религией всегда стоит чей то материальный интерес.
Ну речь идёт о том, что при капитализме такая ширма религиозная стала практически негодной, ибо «мы верим в бога, но не настолько, шобы убивать».
При феодализме идеологическая власть церкви была таковой, что «за веру» шли и шли убивать и умирать!