Частица мощей святого Серафима Саровского будет доставлена на космодром Байконур, откуда она отправится вместе с экипажем корабля “Союз МС-02” на борт МКС. Старт корабля состоится 23 сентября. В космосе мощи пробудут 155 дней, а после вернутся на Землю в храм в честь Преображения Господня в Звездном городке.
Как заявил информационному агентству ТАСС один из представителей епархии: “16 сентября после Божественной литургии в Троицком соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий передаст частицу мощей святого преподобного Серафима Саровского представителям Центра подготовки космонавтов”.
В космосе уже побывали мощи преподобного Сергия Радонежского, а также частица Животворящего Креста Господня и мощи святителей Филиппа и Петра.
Наверняка многим будет интересно узнать, кто такой Серафим Саровский. Чем заслужил этот “святой” такой почести?
О нём можно рассказать весьма занимательную историю и еще более интересную о том, как он был канонизирован.
Итак, 19 июня 1759 году в семье курского купца Мошнина родился мальчик Прохор. Надо сказать, Мошнин к концу жизни сколотил себе приличное состояние. Церковные биографы скромно умалчивают, каким именно способом, но, вероятно, не очень праведным, поскольку к концу жизни Исидор Мошнин озаботился постройкой храма в Курске в честь преподобного Сергия. Как тут не вспомнить многих других купцов, которые таким образом к концу жизни замаливали грехи и преступления прошлой грабительской жизни.
После смерти купца его жена по завещанию мужа стала заведовать строительством храма. Однажды она взяла 7-летнего Прохора с собой на колокольню. Мальчик оступился и упал с высоты. Каково же было изумление матери, когда она нашла его живым. Это чудесное происшествие, конечно, объясняется церковными служителями как милость божья. Однако, всего через пару лет у мальчика стали случаться тяжелые припадки, связанные с травмой головы. Таким образом, можно предположить, что “божественное благоволение” (так назвал этот случай с падением церковный журнал) имело отношение к странному поведению Прохора впоследствии.
А выразилось это вот в чём. 19 летний Прохор, который привык в своей семье к сказкам о святых и чудесах, совершил паломничество в Киевско-Печерскую лавру. Там старец Досифей уговорил его уйти в монастырь в Саровской пустыне на Тамбовщине. С тех пор Прохор был пострижен в монахи и получил имя Серафим.
Чем же отличился праведный “святой”? После 16 лет ничем не примечательной жизни Серафим поселился в глухом лесу неподалеку от монастыря. Этого ему показалось мало для отречения от бренной жизни. Он, согласно церковным писателям, стал молиться на камне. Занимался он этим полезным занятием 1000 дней кряду. Но и этого было мало праведному Серафиму. Он решил добавить к своему статусу отшельника статус молчальника. По свидетельству одного из современных биографов “святого” Серафима “он сносился с внешним миром (представленным только монахом, приносящим подвижнику пищу) знаками и жестами”.
После подобного образа жизни его нездоровое психическое состояние еще больше усугубилось, и он вовсе стал избегать людей. Если ему по какой-либо причине встречались люди, он бросался ниц и покрывал лицо руками. А всё остальное время он проводил, лежа в гробу, который по его просьбе сколотили монахи монастыря.
Однажды на него напали разбойники, пробили ему череп и сломали ребра. По этому поводу церковные биографы имеют противоречивые трактовки. Один, церковный писатель Никита Волнянский утверждает, что это бог “ниспослал свыше” увечья “для испытания душевной стойкости”. Другой — иерей И.Ефимов чуть позже писал, что дьявол пытался искусить старца: “Не добившись победы в мысленной брени, дух злобы применяет грубое физическое воздействие, чтобы удалить подвижника из пустыни.” Впрочем, если вспомнить все подобные случаи, то оказывается, что дьявол отчего-то всегда в подобных ситуациях добровольно работает в качестве подельника бога.
После, на склоне лет, старец вышел из затвора и стал давать духовные наставления паломникам. Ничего примечательного за ним не было замечено. Единственное что, Серафиму приписывается демократичность в обращении с богатыми и бедными, дескать, “ласков со всеми, не предпочитая бархат дерюге”. Возможно, так оно и было. Однако стоит отметить такой факт: в 1826 году духовному начальству Петербурга было донесено о том, что узнав о казни декабристов на виселице, старец Серафим “плясал в своей келье”. Демократ еще тот, как видно.
Конечно, нельзя отрицать того, что Серафим был бессребреником и поучал “отдать алчущему” то, что сам имел. Но на деле служители Саровского монастыря не очень внимали проповедям праведного старца и вместо того, чтобы отдать что-то, они напротив, получали солидные доходы от “алчущих”, приторговывая лесом и прочим имевшихся в распоряжении монастыря немалым богатством, используя для этого, разумеется, бесплатный труд окрестных крестьян. За десять лет (с 1891 по 1901 год) доходы монастыря составили 688 773 рублей. А земли во владении монастыря ко времени канонизации было около 30 тысяч десятин. А уж какую прибыль получил Саровский монастырь впоследствии, после канонизации Серафима, не стоит даже упоминать! Пиар, он и в те времена значил немало! Церковный туризм шел на ура!
Итак, старец Серафим умер в 1833 году. Что же заставило церковь канонизировать его? На это было несколько причин, самая главная из которых — политические соображения царского правительства. К 1903 году страну стали сотрясать стачки и волнения. Недовольство народа нарастало, и Николай II, который сам был суеверен как деревенская бабка, во многом уповал на “духовность”, надеясь таким образом вернуть народ к благоразумию. Что же, дескать, подлецы, не хотят в царствие божие попасть? В том и состояла вся царская забота, чтоб о душах голодного и нищего народа позаботиться, но не об его животе.
Впрочем, похоже, царя больше заботили “спокойствие и порядок”, который он поддерживал, как мог, с помощью штыков и нагаек, тюрем, каторги и казней. Но отчего бы не добавить ко всему традиционному набору эксплуататоров “святого” чудотворца? В конце концов, миссия церкви в том всегда и состояла, чтобы отвлекать людей от бунтарства.
Стали спешно искать “чудеса”. Нашли 94 “чуда”, совершенных “святым” Серафимом. К сожалению, тамбовский архиерей, перед которым оказался список новообретенных “чудес”, сразу же подверг сомнению большинство из них — из всего списка только 4 чуда можно было как-то отдаленно считать “чудесными”. Пришлось монахам разыскивать новые чудеса.
Убедить Николая II в том, что Серафим является подходящим “святым” материалом для указанной им цели, труда не составило.
Во-первых, Серафим оставил предсказание о том, что “в начале царствования сего монарха будут несчастия и беды народные… Но вторая половина будет светлая и жизнь государя долговечная.” Кто знаком с историей России, может подтвердить, что слова старца о первой половине сбылись. Достаточно вспомнить коронацию сего императора на Ходынском поле, где в результате давки погибли несколько тысяч человек простого люда. Потому-то и уверовал Николай II в то, что и вторая часть сбудется. Хотелось верить, вот и верил. Но всем известно, каким «светлым» было правление этого царя впоследствии: позорное поражение в русско-японской войне, Кровавое воскресенье, жестоко подавленная революция 1905 года, империалистическая война с Германией, полное разорение страны с миллионами убитых и покалеченных, и, наконец, Февральская революция 1917, которая положила конец многосотлетнему царствованию Романовых. В общем, предсказание преподобного Серафима «сбылось»…
Во-вторых, у царя было много духовных советников, чаще из числа юродивых пророков и шарлатанов. Одним из таких проходимцев был “доктор” Филипп, явившийся на служение суеверному царю как пчела на мед из самой Франции. В своё время этот проходимец “наколдовал” беременность царицы, в которую все безоговорочно поверили, включая саму царицу. Она стала проводить время в постели и не показывалась на людях. И что же? По истечении 9 месяцев роды так и не пришли. Когда к царице допустили настоящего доктора — профессора Отта, тот констатировал, что царица не беременна и не была беременна…
Однако, такой конфуз не остановил царя наградить знахаря званием доктора медицины от Петербургской военно-медицинской академии и чином действительного статского советника. (Все, как сейчас!) Вот этот советник и насоветовал канонизировать Серафима.
Канонизация Серафима состоялась в июле 1903 года. Само это событие напоминает театр абсурда. Сначала выяснилось, что нетленные мощи вовсю истлели, от них ничего не осталось, кроме скелета с клочком волос. Но это же противоречило россказням церковников о нетлении святых! Местный архиерей до того поразился видом “нетленности”, что отказался подписывать документ о его засвидетельствовании. Спешно пришлось сменить этого архиерея на более сговорчивого.
Деревенские остряки по этому поводу выдумали присказку: “А ведь мощи были слишком тощи!” В силу чего пришлось срочно состряпать высокодуховное “разъяснение”. Митрополит Антоний в газете “Новое время” опубликовал статью, в которой обвинил некое общество по “борьбе с православием” в распространении слухов и наведении смуты в стране (тогдашний экстремизм!). Но в святости Серафима стали сомневаться даже люди благонамеренные и верующие. И митрополиту не осталось ничего иного как признать, что в гробу, дескать, ничего приличного не осталось, но… “ у святого человека всё свято, всё чудодейственно. Даже тень, даже одежда, а не одно только тело и кости… Останки же его тела, кости его, для верующего суть драгоценная.”
Таким признанием православная церковь откровенно выставила себя на посмешище. Даже такой известный славянофил как Д.А. Хомяков сказал редактору журнала “Русский архив”: “Что значит: наврать вначале, так чепухой всё и пойдет до конца.. Ведь всё что, он (митрополит — прим. O.V.) пишет, не выдерживает никакой критики, самой снисходительной. Дело не в том, какое отношение это имеет к святости, к истлению, а в том имеет ли смысл выставить для чествования останки, утратившие тот образ, который дает основание не хоронить покойника? Если бы тела не тлели, то их не нужно было бы засыпать землею. Если же они истлели, то не для чего их из оной вынимать. Замечательно, какой всеобщий упадок простого смысла во всем и почти везде. ” Интересно, что бы сказал этот Хомяков, если бы узнал, что эти самые «мощи», которых нет, отправляются на днях в космос? Наверное, заплакал бы от стыда…
Ко всему прочему, случилась и еще одна неловкость. Дело в том, что Серафима похоронили с большим железным крестом в руках, и монастырские записи это подтверждали. Но вот незадача — креста в руках «мощей Серафима» почему-то не оказалось! Стали думать, да гадать; смутные сомнения привели к выводу, что останки, вероятно, принадлежат вообще не Серафиму, а старцу Марку, которого похоронили нескольким годами раньше. Увы, торжества надвигались, а на то, чтобы улаживать новый конфуз, не было времени.
Между тем духовные и светские власти решили подготовить пышный спектакль под названием “канонизация” как можно лучше — ведь сама императорская чета примет в нем участие! Как водится, починили дорогу, ведущую к монастырю, залатали и покрасили дома вдоль дороги, убрали ненужных людей, завезли и расставили нужных. (Все, как и сейчас!) Всех красивых деревенских девок заставили нарядиться в народные костюмы и выйти на обочины дороги, по которой проследует государь-император. Высадили березки, выпололи сорняки. В общем, соорудили потемкинскую деревню, чтоб царю любо-дорого было взглянуть.
При этом не забыли об охране царственных особ — вдоль железной дороги от Петергофа до Арзамаса стянули крупные воинские части. Более 15 тысяч солдат из гренадерских и пехотных полков при полном вооружении стояли вдоль разных участков железной дороги. В саму губернию пожаловало несметное количество царской охранки — жандармы и пр.
А самое главное — пригласили актеров на роль “исцеленных”. Некоторыми из них были жандармы, которые по совместительству выполняли еще и свои прямые обязанности — следили, чтоб порядок не нарушался. В жандармском архиве впоследствии были найдены фотографии полицейских, наряженных паломниками с перевязанными руками и ногами. (Шоу ставилось конкретное! Не хуже, чем сейчас.)
Как вспоминал потом местный рабочий А. Савонин, однажды после работы он встретил немого и жестами предложил ему вместе выпить в лесу. Тот согласился и, прилично набравшись, стал что-то напевать. Рабочий удивился, тогда “немой” одумался и схватил нож. Савонину удалось убежать, а после, “немой” вместе с настоятелем монастыря стал предлагать рабочему 300 рублей, чтобы он забыл произошедшее. Рабочий отказался и поспешил уехать подальше от греха. Что до “немого”, тот, как и положено, чудесным образом «вдруг заговорил» после встречи с мощами Серафима.
Еще один случай был описан в “Московских ведомостях” того времени — студент Юрьевского университета Юдинский чудесным образом прозрел после многих лет слепоты. И все благодаря «святому» старцу Серафиму. Но случилась неувязочка, некоторое время спустя студенты университета написали письмо в редакцию газеты, уверяя ее, что в упомянутый день студент Юдинский был в университете и держал письменный экзамен.
Но кому есть дело до таких пустяков? Спектакль канонизации «святого» прошел успешно, и сам Николай II сказал: » Я в восторге от встречавшего меня народонаселения Нижегородской губернии и от того примерного порядка, который им самим же поддерживался. Желаю, чтобы это дошло до народа.”
Святого Серафима канонизировали 19 июля 1903 года.
В тот же день, 19 июля 1903 года, в бельгийской столице Брюсселе состоялось очередное заседание II съезда РСДРП. Первыми строками протокола собрания было следующее заявление:
“При открытии заседания в 9 час. 30 мин. Председатель сообщает собранию о последних событиях в России. В Баку вспыхнула всеобщая стачка, устраивались политические митинги, на которых присутствовало — на одном — две, на другом — три тысячи человек. Стачечников более пяти тысяч. Прекратился перевоз товаров морем и по железной дороге. Газеты не выходят. Движение трамваев приостановлено. В Тифлисе вслед за тем началась стачка. Во всех типографиях забастовали наборщики, и газеты три дня не выходили… Стачка охватила почти все отрасли промышленности. В селе Михайлово, под Тифлисом, против стачечников были высланы войска, которые стачечники встретили камнями и выстрелами из револьверов. Войска стреляли — 10 убитыми, 18 раненых. Сообщают о стачке в Одессе и стачке матросов Добровольного флота и о событиях в Минске.
Председатель предлагает от имени собрания послать стачечникам выражение сочувствия…
Предложение принято единогласно.”
А закончил съезд свою работу принятием первой партийной Программы, в которой говорилось: “Самым значительным из всех этих пережитков и самым могучим оплотом всего этого варварства является царское самодержавие…
Поэтому РСДПР ставит своей ближайшей политической задачей низвержение царского самодержавия и замену его демократической республикой…”
15 лет спустя эта политическая задача была выполнена — пало царское самодержавие. Как ни старался Николай II продлить свое существование обретением “нетленных мочал” Серафима Саровского, мечтам его осуществиться было не дано.
А спустя более ста лет, все позабыли или не знают, в каком постыдном положении оказалась Россия и несчастный народ во времена канонизации этого “святого” и сколько крови пришлось пролить, чтобы изменить это положение. Теперь опять вытащили на свет убогие мощи и, перещеголяв кровавого самодержца, отправляют их с почестями в космос. А еще большая ирония всей ситуации с космическим полетом» состоит в том, что не будь тех событий 1917 года, о которых сейчас стараются не упоминать любители «духовности», неизвестно на чём и куда бы полетел “святой” Серафим.
OV
1.Напишете о Матронушке? В 2013 году на короткий миг уверовал и сходил в её «обитель», так там такой кошмар антисоветский продаётся, что и либералы, и буржуазные патриоты типа Старикова и Холмогорова отдыхают!
2.Религиовед Косидовский марксист или буржуазный атеист?
3.Есть марксистская литература о православных течениях в России до революции? Купил книгу Пыжикова, но в ней вариация карамурзятины и кургинятины.
4.О теологии освобождения напишете? У меня такое ощущение, что это тормозит революции в латиноамериканском мире.
По п. 3 посмотрите в разделе Литература на сайте. Там куча книг, посвященных вопросам религии.
Спасибо!
«Теологии освобождения» не существует. Но если я Вас правильно понял, речь идёт о проповедях той части католического духовенства стран Латинской Америки, которая в силу нищеты своих приходов поддерживала национально-освободительные движения в этих странах. Поддерживала потому, что видела, что в результате проникновения иностранного капитала происходит:
— уменьшение количества ревностных католиков, а значит, и прихожан, несущих деньги и прочие дары в церковь;
— рост пролетаризации населения, связанный как с некоторым ростом промышленности (особенно с/х производства и переработки) в стране, так и с разорением наиболее ценных прихожан — средних и зажиточных крестьян, разорением мелкой и средней буржуазии;
— некоторое вытеснение «неудобного» католицизма с его ограничениями и строгостями, замена испанского, наиболее «чистого» католицизма, который вполне соответствовал феодальному способу производства, на англо-саксонские ереси – протестантизм и пуританство, которые были основой идеологии растущего, ещё прогрессивного капитализма. Это, так сказать, относительная убыль местной католической церкви. С другой стороны, в странах ЛА налицо рост атеизма среди городского и части сельского пролетариата, что также приводит к сокращению сферы влияния «престола господнего». Это абсолютная убыль католической паствы, которая приводит к такой же абсолютной убыли в доходах церковников.
Сегодня отношения внутри католической церкви в странах ЛА весьма сложны. Там по сути идёт длительный раскол по вопросу о экономической и политической независимости. Большая часть мелкого священнства, та, что не субсидируется буржуазным государством, поддерживает сапатистов в Мексике, в Колумбии, в Перу и пр. Это, так сказать, радикалы в рясах, «теологи» крестьян, мелкой буржуазии, выступающие резко как против своих местных толстосумов, так и против всех иностранных. Именно эта часть священников в своих антиправительственных проповедях использует т.н. «метафизику благой вести», которую ещё называют «теологией латинского освобождения». Суть этой чуши очень проста: бог сделал всех людей равными и подтвердил это своей «благой вестью» в форме рождения «сына божия». «Сын божий» сказал, что все люди одинаковы для бога, нет перед ним ни бедных, ни богатых, ни лучших, ни худших, все равны. А если это так, говорят своей пастве «крестьянские» попы, то нужно прогнать прочь с нашей земли всех городских богатых, всех богатых иностранцев, всех, кем овладел «промышленный дьявол», и построить «крестьянское царство», «мужицкое царство», в котором будет править мир и господь Иисус. Там не будет заводов и фабрик, люди вернутся к единственному богоугодному труду — труду на земле. А руководить всем таким обществом будут «духовные пастыри» — т.е. попы. Они и будут вершителями справедливости, т.е. будут единолично распределять весь общественный продукт. Вполне понятно, что речь они ведут о новой теократии.
Та часть попов, что получает деньги от местной буржуазии, внутри себя расколота ещё на две части: одна безоговорочно поддерживает местный крупный «национально-патриотический» капитал против американского и европейского. А вторая часть поддерживает ту группу национальной буржуазии, которая конкурирует с «национал-патриотической» олигархией. Эта группа в своей борьбе с местной олигархией часто опирается на помощь иностранных корпораций. Поэтому и попы, финансируемые это группой, не ведут радикально-анитамериканских проповедей, а призывают рабочих к миру и согласию с работодателями всех национальностей.
Наконец, средние и старшие иерархи католической церкви во многих странах ЛА, получают значительные субсидии как от своего государства, так и от иностранных корпораций. Ясно, что среди этого слоя «людей божиих» царит полное единодушие в защите классовых интересов капитала. Все их проповеди сводятся исключительно к социальному миру, к недопущению рабочих и крестьянских бунтов и «красной крамолы», к согласию между классами — на том основании, что «…все есть дети божии.» У них «злые богачи тоже будут наказаны, но только на Страшном суде. А пока нужно всем безропотно тянуть свой крест». Словом, всё как везде у капиталистов: одни грабят, эксплуатируют, убивают, другие заслоняют социальное зло своей надушенной рясой и дурят голову заповедями христовыми. Вот так вкратце обстоит дело с латинской «теологией освобождения».
Хорошо бы не вкратце. Не первый раз вопрос задают.
Сидел думал думал, да, — как то странно, каких по качеству » святых» канонизирует РПЦ ? Вот Николай вторый и растрел 1905 года? Один эпизод ! Маленький эпизод……из жизни , а ведь шли с портретами Царя ! Однозначно там и верующие работяги были…. А теперь его РПЦ КАНОНИЗИРОВАЛА … хочется задать вопрос самому себе Это нормально , с головой? То? Теперь будем молица » царю батюшке Николаюшке» вот » святой» ! Тот еще :) Пострадавший «за веру» ! За веру ли он пострадал ? Вот тебе и » качество» современных святых по утверждению нашей церкви :) Только отсюда вопрос » а зачем оно им надо? » Ведь » просто так» субьективного идеализма в нашем материалистическом мире не бывает, даже в политических действиях РПЦ