5 мая 1818 года родился в г.Трир (Германия) родился может быть самый великий в истории нашей планеты человек, имя которого вне всякого сомнения человечество сохранит в веках.
В чем его величие? Почему его должны будут помнить люди? Потому, что он показал измученным вековым гнетом угнетенным и эксплуатируемым трудящимся путь к свободе, к счастью, миру и процветанию, и что все это возможно не где-то там, на небе, а здесь на земле. Он не кормил задавленных нуждой и притеснениями рабочих сказками, не уводил их в мир бестолковых иллюзий, как это делали и делают попы и идеологи эксплуататорских классов, а сделал то, что мог сделать только тот, кто действительно искренне хочет помочь — дал людям веру в себя и свои силы. Он дал трудящимся массам в руки то единственное оружие, которым они могут победить своих угнетателей – научную революционную теорию, способную изменить мир.
Имя этому человеку — Карл Маркс.
Говорить о Марксе можно много. Но мы бы сегодня хотели затронуть только один вопрос — создание К.Марксом международного союза рабочих и его борьба с буржуазной идеологией и оппортунизмом, поскольку эта проблема является сейчас одной из насущнейших для мирового коммунистического движения.
Объединение рабочих, организация и координация их совместных действий – дело непростое. И в первую очередь потому, что этому процессу яростно препятствует буржуазия, отлично понимающая, чем ей грозит консолидация сил рабочего класса. В первых рядах за интересы буржуазии сражаются с рабочими оппортунисты и ревизионисты, выступающие под видом «друзей» рабочего класса и «товарищей по борьбе».
Горя мировому пролетариату оппортунизм принес немало. Десятками миллионами жизней плачено за него. На совести оппортунизма – Германия, которая бы никогда не смогла стать фашистской, если бы не предательство немецких социал-демократов-оппортунистов. Ему, оппортунизму и его кровному брату-близнецу ревизионизму, обязан советский народ гибелью своей страны – великого СССР. Именно оппортунизм должны благодарить трудящиеся России и всех постсоветских республик за то, что уже четверть века они живут при капитализме и не видят пути, как из этого печального состояния выбраться.
Борьба с оппортунизмом жизненно необходима рабочему классу, ибо без победы над оппортунизмом о победе над буржуазией можно и не мечтать. А потому мы считаем очень важным знать, как именно боролись наши великие учителя – Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин с этим гнусным и подлым явлением в коммунистическом и рабочем движении.
Предлагаемую сегодня нашим читателям статью мы нашли в старом советском журнале, но своей актуальности она не потеряла, скорее даже наоборот – сегодня она нам гораздо полезнее, чем тогда, когда она была опубликована, ведь ее автор жил в более прогрессивном обществе, чем мы сейчас. То, о чем написано в статье, было для него историей, а для нас это реальная жизнь, та самая, в которой мы живем.
Статья публикуется с некоторыми сокращениями.
Маркс — создатель I Интернационала
Величайший мыслитель и новатор в науке, Маркс был не только крупнейшим ученым, но и пламенным борцом, политическим деятелем, организатором и вождем первой пролетарской партии — «Союза коммунистов», которая существовала с 1847 по 1852 год и была предшественницей I Интернационала.
Само создание «Международного товарищества рабочих» — I Интернационала, начало которому положено 28 сентября 1864 года на международном митинге в Лондоне, было подготовлено деятельностью Маркса и Энгельса и их сторонников на протяжении почти двадцати лет.
С созданием «Международного товарищества рабочих» впервые в истории появилась массовая международная самостоятельная партия пролетариата, которая благодаря руководству Маркса в основу своей деятельности положила принцип классовой борьбы с буржуазией, принцип борьбы за диктатуру пролетариата, за социализм. Энгельс писал, что это было осуществлением заветного желания Маркса, венцом его политической деятельности.
Создание I Интернационала и первые годы его деятельности приходятся на конец периода «победы и утверждения капитализма в передовых странах» (Сталин).
Этот период, начавшийся со времени буржуазной революции во Франции (1789 год) и закончившийся франко-прусской войной (1870 год), был восходящей линией буржуазии. В конце этого периода в Англии, Франции, Германии начала создаваться современная машинная индустрия. Быстро росли фабрики и заводы. Разорялись ремесленники и крестьяне. Происходил рост внутреннего рынка и усиливался обмен между отдельными странами. В орбиту капитализма втягивались колониальные страны. Создавался всемирный рынок, всемирное разделение труда.
В этот же период произошел коренной перелом в транспорте. Изобретенный в 1807 году пароход к 1870 году почти вытеснил парусный флот, а железнодорожная сеть во всем мире с 195 километров в 1835 году выросла до 200000 километров в 1870 году.
Наряду с быстрым ростом промышленного капитализма и его техники росла численность рабочего класса и происходили качественные изменения в нем. У рабочих крепло сознание, что, только соединив свои силы, они смогут осуществить свое дело, дело освобождения пролетариата от капиталистического ига. Усиливались тенденции и стремления к интернациональному объединению. Таким образом, зрела почва для создания международного объединения пролетариата.
Маркс и Энгельс всей своей деятельностью с 1845 по 1864 год старались укрепить и усилить в рабочем классе те тенденции, которые вели пролетариат от экономической борьбы к политической, от стихийного движения к организованному, к созданию пролетарской революционной партии.
Начало 60-х годов XIX века ознаменовалось новым подъемом рабочего движения в Европе. Толчком послужил кризис 1857-1859 гг., который был первым мировым кризисом, охватившим промышленность Англии, Франции и ряда других стран.
Ряд других событий также способствовал укреплению интернациональных связей между рабочими разных стран. В числе их следует отметить начавшуюся в 1861 году гражданскую войну в США, всемирную выставку в 1862 году и польское восстание 1863 года. Зверская расправа правительства Александра II с польскими революционерами, боровшимися за национальную независимость Польши, вызвала резкий протест во всех европейских странах, в первую очередь со стороны рабочего класса.
В Англии, по инициативе Маркса и Энгельса, сторонники Маркса провели ряд внушительных митингов, на которых рабочие требовали от правительства вмешательства в польские дела; раздавались даже голоса, требовавшие войны против самодержавной России.
5 декабря 1863 года английские рабочие обратились с адресом к французскому пролетариату, в котором протестовали против тайной дипломатии, захватнических войн и насилия над польским народом. Они призывали рабочих Франции организовать массовый протест против зверств царского правительства в Польше и против тайной дипломатии и захватнических войн.
Адрес нашел горячий отклик во Франции. Через год, в сентябре 1864 года, в Лондон с ответным адресом прибыла французская делегация во главе с Холеном. По этому поводу 28 сентября 1864 года был созван в Лондоне, в зале святого Мартина, большой митинг.
Организаторы митинга послали к Марксу Ле-Любе с просьбой принять участие в митинге и прислать на митинг оратора от немецких рабочих.
Маркс в письме от 4 ноября 1864 года писал Энгельсу: «Я направил Эккариуса, который очень удачно справился с делом, а я присутствовал тоже…».
Эккариус накануне выступления имел длительную беседу с Марксом, по сути дела был проинструктирован Марксом по всем основным вопросам своего выступления.
Политическое чутье подсказало Марксу, что данный митинг есть безошибочный признак того, что на арену мировой истории выходят действительные силы, что надвигается новый подъем рабочего движения. Вот почему Маркс, который прежде уклонялся от всякого рода митингов и собраний, на этот раз, несмотря на свою загруженность и скверное состояние здоровья, принял участие в митинге.
«Я знал,- писал Маркс Энгельсу,- что на этот раз здесь фигурировали действительные силы как с лондонской, так и с парижской стороны, и потому решил отказаться от своего обычного правила отклонять все подобные предложения» (Соч., т. XXIII, стр. 208).
Итак, заветное желание Маркса осуществилось: было создано международное пролетарское объединение.
Помочь рабочему классу совершить свой исторический переход от утопии к пролетарской науке, от разрозненности и сектантства к пролетарской партийности — такова главная задача, которую поставил перед собой Маркс.
Историческую миссию Интернационала Маркс и Энгельс видели в том, чтобы организовать пролетарские массы и повести их в бой за пролетарскую диктатуру, за создание социалистического общества.
Но впереди предстояло немало трудностей. Многим участникам исторического митинга, в последующем членам Интернационала и даже его Генерального совета, вождям английских тред-юнионов, французским прудонистам, с которыми Маркс вел упорную борьбу в Интернационале, были чужды и даже глубоко враждебны принципы последовательной классовой борьбы с буржуазией, доведенной до признания диктатуры пролетариата. В рабочем классе еще сильны были пережитки мелкобуржуазного социализма, сектантства.
Трудность заключалась в том, что в Интернационале объединились рабочие разных стран, стоявшие на разной ступени классовой сознательности. Наряду с последователями Маркса — Энгельса, в Интернационал вошли английские тред-юнионисты, французские прудонисты, английские оуэписты и т.п. Надо было очень чутко отнестись к ним, не отпугнуть их от международного товарищества рабочих.
Эта трудность сказалась уже при выработке «Учредительного манифеста» I Интернационала, творцом которого, как и ряда других документов, был Маркс. 4 ноября 1864 года Маркс писал Энгельсу, что было очень трудно провести дело так, чтобы наши взгляды были изложены в такой форме, в которой они были бы приемлемы для теперешнего уровня рабочего движения.
Однако Маркс блестяще справился с возложенной на него задачей. В «Учредительный манифест» были включены все идеи «Манифеста коммунистической партии», но в такой форме, что они были понятны для самого отсталого рабочего.
Маркс подводил рабочих к мысли, что при капитализме рабочий класс и экономически и политически угнетен. Ни частичные реформы в виде закона о 10-часовом рабочем дне, ни кооперативное движение не могут коренным образом изменить положение до тех пор, пока политическая власть находится в руках класса капиталистов.
Маркс подводил рабочих к выводу, что «Завоевание политической власти стало поэтому великою обязанностью рабочего класса». И далее: «Одним элементом успеха — численностью — рабочие уже обладают; но численность имеет вес лишь тогда, когда она объединена союзом и руководится знанием» (Карл Маркс. Избранные произведения, Партиздат, 1934г., стр. 341).’
«Учредительный манифест» заканчивается тем же лозунгом, что и «Манифест коммунистической партии»: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
В уставе Интернационала подчеркивается основная мысль, что «освобождение рабочего класса должно быть завоевано самим рабочим классом» (Карл Маркс. Избранные произведения. Партиздат, 1934г., стр. 342).
«Учредительный манифест» и устав, составленные Марксом, были приняты Генеральным советом на заседании 1 ноября 1864 года. От имени Генерального совета Марксу была выражена признательность за заботы и составление такого прекрасного манифеста.
В основу построения I Интернационала был положен принцип демократического централизма.
Энгельс писал: «Основывая Интернационал, Маркс составил его устав так, чтобы к нему могли примкнуть все пролетарские социалисты того периода — прудонисты, пьер-леруисты и даже наиболее передовая часть английских тред-юнионов; и лишь благодаря этой широте своего охвата Интернационал сделался тем, чем он был, — средством постепенного растворения и поглощения всех этих мелких сект» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXVII, стр. 614-615).
На первом этапе, с 1865 по 1868 год, главным противником Маркса в Интернационале, кроме узколобого, зараженного буржуазностью тред-юнионизма, был прудонизм.
Учение Прудона еще в «Манифесте коммунистической партии» получило оценку: «буржуазный социализм». Прудон был ярким и сознательным представителем стремлений городской и сельской мелкой буржуазии и притом представителем не революционных, а консервативных тенденций этих слоев. Сам Прудон считал, что задачей его жизни было мирным путем «покончить с революциями».
Корень зла — по Прудону — не в сфере производства, а в сфере обращения: обменный банк и дешевый кредит — вот альфа и омега прудонизма. Не случайно Маркс назвал этого господина философом и экономистом мелкой буржуазии. Верный мировоззрению мелкого хозяйчика, Прудон требовал, чтобы женщину не смели отрывать от кухни и колыбели. Прудонисты с пеной у рта возражали против повышения заработной платы, ограничения рабочего дня, против стачек, против права союзов. Они отрицали политическую борьбу пролетариата и необходимость создания политической партии пролетариата.
По сути дела прудонисты звали на примирение с существующим буржуазным строем, обещая при помощи обменного банка улучшить буржуазные порядки, сделать их более сносными.
В борьбе против прудонизма Маркс опирался на английское рабочее движение с его опытом мощных профсоюзов и широкой политической борьбы и на германское рабочее движение, где к тому времени начала складываться социал-демократия. Во французском рабочем движении Маркс поддерживал те элементы, которые отходили от прудонизма и постепенно переходили на точку зрения Маркса. Позже эти элементы во главе с Лафаргом и Гэдом создали политическую партию рабочего класса во Франции.
В упорных боях против прудонизма в печати, на конгрессах, Марксу и его сторонникам удалось показать на коренных вопросах — о собственности, о политической и экономической борьбе пролетариата, по национальному вопросу, о социализме — мелкобуржуазную сущность прудонизма.
Под руководством Маркса пролетариат перешагнул через прудонизм. С правооппортунистической опасностью, которая была главной опасностью на первом этапе Интернационала, ко времени Брюссельского (1868 год) и особенно Базельского (1869 год) конгрессов было покончено. Прудонизм был разгромлен. Маркс писал по этому поводу Энгельсу: «С ослами прудонистами покончено».
После разгрома прудонизма в Интернационале стало невозможным серьезное выступление против марксизма под флагом открытой защиты частной собственности. Поэтому оппортунистические элементы начали выступать, прикрываясь дымовой завесой пустопорожних, якобы революционных фраз и социалистической фразеологией. Михаил Бакунин дал имя новому оппортунистическому течению — бакунизм.
Бакунизм отражал отчаяние мелкого собственника, уже попавшего в тиски пауперизации. Разоряющаяся мелкая буржуазия города и опустившийся до положения нищего крестьянин «составляли базу для бакунистов.
Психология взбесившихся от ужаса капитализма мелких буржуа была питательной средой для анархических идей Бакунина. Его «теоретические» взгляды представляли собой «понадерганную отовсюду мешанину», главной догмой которой выставлялось воздержание от участия в политике.
Требуя «уравнения политического, экономического и социального всех классов и всех людей, живущих на земле», Бакунин по сути дела должен был на своем знамени написать сотрудничество с классом буржуазии, примирение классов.
В 1868 году на конгрессе буржуазной организации «Лиги мира» Бакунин выступил с открытым заявлением, что он враг коммунизма и ненавидит коммунизм.
Бакунина и его клику отделяли от Маркса глубокие, принципиальные разногласия по основным вопросам революционной борьбы. «Марксизм и анархизм построены на совершенно различных принципах, несмотря на то, что оба под социалистическим флагом выходят на арену борьбы. Краеугольный камень анархизма — л и ч н о с т ь, освобождение которой, по его мнению, является главным условием освобождения массы, т.е. по мнению анархизма освобождение массы невозможно до тех пор, пока не освободится личность, в виду чего его лозунг: «Все для личности», тогда как краеугольный камень марксизма — масса, освобождение которой, по его мнению, является главным условием освобождения личности, т.е., по мнению марксизма, освобождение личности невозможно до тех пор, пока не освободится масса, в виду чего его лозунг: «Все для массы» (Сталин «Анархизм или социализм». Цитир. по книге Л. Берия. «К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье», изд. 3-е, стр. 77).
Эти слова товарища Сталина вскрывают самые корни сектантства бакунистов, их массобоязнь, их авантюризм.
Еще накануне вступления в ряды Интернационала Бакунин применил подлый двурушнический метод, ложь, притворство и обман. 22 декабря 1868 года он обратился с письмом к Марксу, в котором старался уверить его, что отныне он не знает другого общества, другой среды, «кроме мира рабочих». Бакунин называл себя учеником Маркса и говорил, что Интернационал будет его отечеством. Почти одновременно Бакунин написал письмо руководителю буржуазной организации «Лига мира», в котором клеветал на Маркса.
Бакунин хотел вступить в ряды Интернационала во главе созданной им анархической организации «Международный альянс социалистической демократии», а когда Генеральный совет Интернационала отказал ему в этом, он заявил о роспуске своей организации. На брюхе, ужом, сторонники Бакунина проползли в ряды Международного Товарищества с одной целью: захватить руководство Интернационалом в свои руки. Эти господа не брезговали прямой связью с полицейской охранкой и международной реакцией, в союзе с которой они вели свою гнусную подрывную работу.
В работе Маркса «Мнимые расколы в Интернационале» полностью разоблачена подрывная деятельность бакунистов и их сотрудничество с полицией. Не было той клеветы в буржуазной прессе, которую не подхватили бы бакунисты и не распространяли через своих сторонников. Особенно эта клевета усилилась после Лондонской конференции, где бакунисты потерпели поражение.
Через месяц после конференции, 12 ноября 1871 года, бакунисты созвали свой съезд. Это было открытое вступление на раскольнический путь.
В 1872 году на Гаагском конгрессе Бакунин, Гильом и группа их сторонников были исключены из рядов Интернационала. Маркс лично участвовал в работах конгресса и беспощадно громил бакунистов.
Насколько положение было серьезно, можно судить по тому, что накануне Маркс писал Кугельману: «Вопрос идет о жизни или смерти Интернационала».
Возглавляя I Коммунистический Интернационал, проводя огромную революционную, теоретическую и практическую работу, Маркс пристально изучал положение дел в России. В целях более полного ознакомления с положением рабочего класса в России Маркс в исключительно короткий срок изучил русский язык, читал книги на русском языке и по просьбе русских революционных организаций выполнял работу секретаря русской секции в I Интернационале.
Несмотря на полную победу идей Маркса в Интернационале, эта организация должна была прекратить свое существование. Против Интернационала, после поражения Парижской Коммуны, которая была его духовным детищем, объединились почти все европейские правительства. Началась травля. Один за другим следовали процессы членов секций Интернационала. Всякая возможность успешного действия в Европе для Интернационала была исключена.
В 1872 году I Интернационал фактически закончил свое существование, хотя юридически он существовал до Филадельфской конференции.
«Первый Интернационал …заложил фундамент международной организации рабочих для подготовки их революционного натиска на капитал», он «заложил фундамент того здания всемирной социалистической республики, которое мы имеем теперь счастье строить» (Ленин. Соч., т. XXIV, стр. 247, 194)…
Полковой комиссар М. Тройна