Около месяца назад в России прошло празднование 70-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне. По всей стране вспоминали павших на полях сражений, и искренне благодарили дедов и отцов, бабушек и матерей за великую победу. Но нигде и никто словом не обмолвился о том, кто во время самого неистового натиска гитлеровской армии воодушевлял, вселял веру в победу в сердца людей.
Сегодня мало кто знает, как тогда, во время войны люди с именем Ленина шли в бой. Его имя служило символом несокрушимости основанного им советского государства, источником вдохновения для миллионов и миллионов людей.
Немецкие войска, врываясь в советские города и сёла, набрасывались, как дикие орды, на памятники Ленину. Разрушая их, они рассчитывали уничтожить в сознании людей его образ, его идеи, стремились искоренить их великую воодушевляющую и организующую силу. Но своим вандализмом гитлеровцы добивались как раз обратного: люди, оскорблённые до глубины души осквернением самого святого для советского человека — памяти Ленина,— ещё крепче ненавидели врага и усиливали наносимые ему удары.
«В городах, захваченных немцами, жители по собственной инициативе ночами восстанавливали памятники и изображения Ленина на том месте, где враг пытался стереть их с лица земли. На места разрушенных памятников взрослые и дети, не страшась преследований, приносили цветы, делали там надписи, свидетельствующие о преданности Ленину.
В Павловске (Слуцке) под Ленинградом то место, где стоял снесённый оккупантами памятник Ленину, в течение многих дней украшалось цветами, несмотря на свирепый режим террора.
В городе Калинине немцы разрушили из орудий памятник основателю советского государства. Ночью калининские патриоты собрали части памятника и сложили их возле постамента. Взбешенные гитлеровцы разбросали обломки статуи и поставили усиленные караулы. Ночью на стенах домов появились многочисленные надписи: «Да здравствует дело Ленина!», «Смерть немецким собакам!» Части памятника были унесены и спрятаны. Когда Красная Армия вошла в город, жители принесли их обратно к постаменту.
В одном из районов Кубани жители, уже знавшие о немецких бесчинствах, разобрали памятник Ленину, пока гитлеровцы его не успели разбить, спрятали части памятника и после прихода Красной Армии восстановили его.
Уходя из районов, на которые наступал враг, жители уносили с собой статуи, барельефы, портреты Ленина и Сталина. Что нельзя было взять, прятали, чтобы, вернувшись, восстановить на старом месте.
Там, где в городах и сёлах развёртывались бои, советские воины старались всеми силами сохранить памятники Ленину. В прилегающих к ним районах разыгрывались яростные схватки, в которых части Красной Армии с особой силой и упорством отстаивали ту пядь земли, где возвышались памятники великому вождю и другу народа.
Газета «Советский воин» приводит следующий рассказ лейтенанта Душко. На улице одного из посёлков Донбасса, только что освобождённого от немцев, он увидел среди заснеженных деревьев чудом уцелевший памятник Ильичу. Подошедший сержант рассказал ему об этом «чуде»: «Это наш взвод отстоял памятник Ильичу. Вот из того дома, что напротив, мы вышибали немецких автоматчиков. Они стали отступать мимо парка, расположенного неподалеку от памятника Ленину. Тогда несколько бойцов бросились к памятнику и стали его охранять. Один фашист уже занёс было гранату, но я его так ахнул, что он рухнул здесь же на месте». Вот почему среди заснеженных деревьев горняцкого парка остался нетронутым на постаменте Ленин, зовущий вперёд, к победе.
В одном из освобождённых от врага городов на месте, где стоял памятник Ленину, снесённый немцами, пехотный офицер беседовал со своими бойцами. «Враги думали сделать нам больно,— говорил он.— Мы перенесём эту боль и выдержим всё, всё запомним, и будет время, когда гитлеровцам станет страшно от этого. Вот они разрушили памятник. Но что они могут сделать с нашей мыслью о Ленине? Они могут убить человека, не мысль о Ленине в каждом; мысль и идею убить нельзя». Офицер рассказал окружавшим его бойцам о днях своей жизни, связанных с именем Ленина. Первый раз это было в 1920 году, на III съезде комсомола. Там выступал Ленин. Этого забыть невозможно. В другой раз в общем потоке потрясённых горестью людей он шёл в Колонный зал Дома союзов. Когда перед ним вставали какие-либо сложные вопросы, он обращался к произведениям Ленина и находил в них ответ. Особенно запомнился последний день в Москве, связанный с именем Ленина. Вместе со всеми в первый день войны он пошёл на Красную площадь, к мавзолею. Много людей стекалось туда же. В дни нахлынувшей на страну грозной опасности люди пошли к Ленину, чтобы ещё раз увидеть его и обрести новые силы для борьбы с врагом.
В веках останутся бессмертные дела советского народа в дни Отечественной войны. Среди них особое место занимают подвиги наших детей. Не было ещё в истории человечества такой войны, где бы дети так широко и активно выражали свою ненависть к чужеземному врагу и участвовали вместе со всем народом в борьбе против него. Тысячи и тысячи героических подвигов маленьких граждан Советской страны вписаны в историю Великой отечественной войны. Замечательны их проявления любви к родине, к партии большевиков, к Ленину и Сталину. Чисто и непосредственно выражаются чувства детей. Дети первыми старались оградить изображения Ленина, его произведения от разрушения и осквернения фашистскими варварами. Когда населению приходилось отходить вглубь страны в 1941 году, ленинские внучата — пионеры — уносили из школ, клубов, красных уголков фотографии Ленина; что нельзя было взять с собой, они прятали, тщательно укрывали от врага. Суровые воины, видевшие, как трогательно и любовно относятся дети к Ленину и Сталину, обретали новые силы для борьбы с врагом, для защиты жизни и будущего этого замечательного молодого поколения.
Морской офицер Суворов рассказывает в газете «Краснофлотец» 21 января 1943 года историю одной скульптуры Ленина, которая теперь стоит в каюте его корабля. Морская бригада осенью 1941 года отходила из одного южного города. По дороге тянулись толпы населения. У одной девочки-пионерки в руках офицер увидел что-то завёрнутое в шаль. «Что это?» Она развернула шаль: «Вот видите, Ленин. Он стоял в школе. Ленина нельзя оставлять фашистам: они его будут мучить и разобьют. Когда мы с мамой проходили мимо школы, я забежала в класс, а там всё разбито бомбой. Лишь в пионеркомнате стоял Ленин. Вот я его взяла».
В Миллерове советские воины были свидетелями такой сцены. Летом, когда наши войска оставляли город, через пустынную улицу к разбитому осколком снаряда книжному магазину перебежала девочка, подняла лежащий у стены толстый том, вырвала два портрета — Ленина и Сталина — и, спрятав их на груди, убежала обратно. Навсегда, запомнились строгие черты этого детского личика тем, кто видел девочку. Они подумали: нельзя покорить, онемечить страну, где даже ребёнок не боится смерти, где у каждого в сердце образы людей, создавших новый и счастливый мир.
В Одессе, на Канатной улице, где находилось ремесленное училище, ученики нашли под развалинами домов портрет Сталина. Приколов портрет к древку, они вышли с ним на улицу. Во всём городе начался переполох. Немецких оккупантов невероятно перепугали эта неслыханная дерзость и отвага советских детей. Против ребят была брошена целая воинская часть. Когда фашисты окружили учеников, они отступили к своему училищу, отбиваясь камнями, но не сдались.
Повсюду на территории, временно захваченной врагом, население прятало произведения Ленина и Сталина. Тысячи способов изыскивались для того, чтобы укрыть от захватчиков труды классиков марксизма-ленинизма. Газета «Красная Армия» сообщает: Н-ская воинская часть покидала городок, расположенный на левом берегу реки. Рубеж обороны передвигался дальше, к высокому берегу. Бойцы с винтовками за плечами молча шагали по опустевшим улицам. Два советских воина зашли в домик, где молодая учительница заколачивала ящик с книгами. На дне его, на сложенном вчетверо одеяле, стояли книги в вишневых переплётах. Можно было заметить: «Ленин. Шеститомник». Учительница сказала: «Я их спрячу в саду под засохшей яблоней».
Через две недели дивизия отбила город и погнала немцев на запад. Ночью бойцы поспешили к дому, возле которого в саду были спрятаны произведения Ленина. В доме уже находилась учительница, вернувшаяся вслед за советскими войсками. На свежевымытом подоконнике стояли шесть ленинских томов. «Это нельзя уничтожить!— воскликнула она. — Остальное наживём, отстроим, и наш городок тоже восстановим. Когда дети снова придут в школу, я возьму с собой первый том с портретом Ленина. Пусть каждый нарисует для себя Ильича».
Красноармейская газета «За нашу победу» 23 января 1943 года пишет: «Когда бойцы в январе 1943 года вышибли немцев с захваченной ими советской земли, многие, комсомольцы с гордостью показывали книги с силуэтами Ленина на обложке, сбережённые ими от немцев. Они вынесли фотографии Ленина и Сталина, спрятанные от глаз врага, и снова водрузили их на старое место».
Газета «Сталинский воин» сообщает, как колхозница Настасья Ивановна Середа тщательно прятала портрет Ленина. В том районе немцы свирепствовали с невиданной жестокостью. В соседнем селе они расстреляли старуху и троих детей за то, что обнаружили у 12-летнего сына колхозника книжку с портретами вождей Советской страны. Особенно их взбесил большой рисунок на обложке — «Ленин на броневике». Услышав об этих бесчинствах немцев, советские люди говорили между собой: «Немцы боятся его. Он придёт». Колхозница сохранила портрет Ленина вплоть до прихода Красной Армии. Когда красноармейцы вошли в её дом, она показала им портрет в резной рамке из дуба, любовно обрамлённой вышитыми рушниками.
Рядовая колхозница Акулина Савина рассказывает о том, как ей удалось спрятать целую ленинскую библиотеку от немцев: «В моей избе помещалась школьная библиотека. Как только немцы захватили село Дольское, один из них взломал замок от комнаты, где хранились книги. Он стал бросать книги в печь. Но всё ему сжечь не удалось. Видя, что скоро за сожжёнными последуют и другие, я решила уберечь хоть книги Ленина и Сталина, особенно те, где помещены их портреты. Как только немцы на минуту выходили из комнаты, я пробиралась туда, брала украдкой по одной — две книги, засовывала их под фартук, быстро уходила и закладывала под пол в сенях, а наверх клала солому и камешки. Когда наши прогнали немцев; я вытащила книги, и снова люди могут их читать».
В одном из отдалённых районов Украины население нашло такой способ выразить свою любовь к Ленину. На червонцах, где имеется изображение Ленина, сделаны надписи: «Хай живе!», «Да здравствует Ленин!», «Вично славимо имя твоё», «Будем жить, как учил нас»».[1]
Вот так, невзирая на зверства и преследования гитлеровских полчищ, советские люди со всех уголков Союза выражали свои чувства любви и преданности Ленину, который завещал оберегать социалистическое государства от посягательств капиталистических стран, от фашизма и не сворачивать с пути строительства коммунистического общества.
Горько и обидно за то, что не смогли мы сохранить советское государство. Попались на удочку капиталистов и позволили им разрушить доселе несокрушимый Союз. Мало того, все то, что было создано тогда, стали с остервенением и злобой разрушать, прежде всего, памятники Владимиру Ильичу Ленину.
Согласно данным, приводимым газетой « Московский Комсомолец», на 2003 год в России насчитывалось около 1800 памятников Ленину и до 20000 бюстов.[2] С приходом «новой» власти в России стали все чаще демонтироваться, переноситься, или попросту сноситься памятники советскому вождю (подробную информацию по регионам можно посмотреть здесь.)
Приведем некоторые данные по бывшим союзным республикам.
Украина. Ужасающая ситуация сложилась на Украине. Снос памятников Ленину на Украине происходил в несколько этапов. В областях Западной Украины памятники были демонтированы вскоре после провозглашения независимости в 1991 г.
Первая волна сноса памятников Ленину прошла в областях Западной Украине в 1990—1991 годах. Тогда же был демонтирован памятник в Киеве на площади Октябрьской Революции — современном Майдане Независимости.
В 2009 году Президент Ющенко подписал указ № 432/2009 «О дополнительных мерах по увековечению памяти жертв Голодомора 1932—1933 годов в Украине», одним из положений которого было «принятие в установленном порядке дополнительных мер по демонтажу памятников и памятных знаков, посвященных лицам, причастным к организации и осуществлению голодоморов и политических репрессий в Украине, а также по переименованию в установленном порядке населенных пунктов, улиц, площадей, переулков, проспектов, парков, скверов в населенных пунктах Украины, названия которых связаны с именами таких лиц»[3].
с 2009 года до начала событий Евромайдана во исполнение этого указа было демонтировано несколько памятников Ленину, однако в большинстве городов и сел Украины местная власть не выполняла положения закона.
Массовый снос, демонтаж и повреждения памятников Ленину в центральных областях Украины проходили в ходе политического кризиса зимой 2013—2014 гг. Памятники Ленину были снесены, демонтированы или повреждены в десятках населенных пунктов (см. полный список здесь). Восточную Украину процессы сноса коснулись в меньшей степени.
Беларусь. В конце 1980-ых в Белорусской ССР вышел 8-митомник, в котором описаны памятники республики. Общего количества памятников Ленину там не указано, их можно посчитать лишь «вручную»— около 600 монументов.
Примечательно, что первое место по количеству каменно-бронзовых Ильичей держал районный Бобруйск — 23 памятника против 22-х в Минске.
В Беларуси вожди стоят практически нетронутыми — сохранились все областные и подавляющее большинство районных памятников. Однако активно демонтируются памятники, располагавшиеся на территории предприятий.
Казахстан. В Казахской ССР — второй по площади и четвёртой по населению республике Союза — памятники Ленину тоже очень любили. Увы, никакого сводного списка памятников здесь не издавалось, точно сказать, сколько Ильичей было установлено от Уральска до Усть-Каменогорска, сложно, но судя по тому, что памятники устанавливались не только в областных и районных центрах, но и в сёлах, речь может идти не меньше, чем о 500 памятниках.
После 1991-го года Казахстан активнее других государств бывшего СССР сохраняет памятники Ленину в специально созданных парках — так сохранены практически все главные областные монументы.
Молдова. В Молдове памятников Ленину было не много, но и не мало — более 80-ти. При этом в больших городах чаще всего стояли «авторские» варианты. В начале 2000-х в период президентства Владимира Воронина часть памятников Ленину, демонтированных после распада СССР, была восстановлена.
Республики Средней Азии и Закавказья. В южных республиках СССР памятники Ленину по непонятным причинам ставились реже, чем в «северных». В Грузии, Армении и Азербайджане количество их исчислялось буквально единицами, в Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане — двумя-тремя десятками. Исключение составляла лишь Киргизия — здесь было не меньше 100 памятников. В целом в 7 республиках было около 300 ленинских монументов.
В Киргизии и Таджикистане Ильичи в основном сохранились, однако, многие из них постепенно ветшают. В Армении, Азербайджане, Грузии и Туркменистане памятников практически не осталось.
Прибалтика. В прибалтийских республиках ситуация с монументальной ленинианой была неоднородной — если в Литве и Эстонии устанавливали в основном массовые образцы памятников, то в Латвии сложилась целая скульптурная школа, освящавшая образ вождя во всех формах и техниках. И количество памятников в Латвии было в несколько раз больше, чем в Литве и Эстонии вместе взятых — чуть более 100 против 50 соответственно.
Все Ленины в Прибалтике были демонтированы в начале 1990-ых — остались только специально сохранённые памятники в парке советских монументов в литовском Друскининкае и несколько памятников в Латвии, которые теперь принадлежат частным лицам.
Дальнее зарубежье. Памятники в странах бывшего зарубежья можно поделить на две категории — официальны и неофициальные.
Официальные, большие монументы, созданные профессиональными скульпторами и установленные в центрах городов, существовали в Венгрии, Чехословакии, Восточной Германии, Болгарии и в ряде других соцстран. Таких памятников было около 150. В конце 1980-ых – начале 1990-ых большинство из них демонтировали, остались около 25 памятников — в Болгарии (Новграде и селе Баня), Германии, Индии, на Кубе и даже в Финляндии — в Турку и Котке.
Неофициальные памятники — те, что устанавливались и устанавливаются не как монумент, посвящённый непосредственно Владимиру Ильичу, а как символ поражения коммунизма или просто в качестве арт-объекта. Таких памятников в мире около двух десятков.
Таким образом, официальные цифры таковы: к 1991 году в СССР было установлено 14290 памятников Ленину, и лишь 8585 сохранилось на сегодняшний день.[4]
Однако нас не столько интересуют статистические данные об уцелевших памятниках Ленину. Больше нас волнует другой вопрос — почему мы, трудовой народ бывших советских республик — фактически советские граждане, учитывая, что большая часть памятников была снесена в начале 90-х годов, допустили такое варварское отношение к памяти Ленина — того человека, кто создавал и строил вырастившую, выкормившую и воспитавшую нас страну? И ведь не просто допустили — демонтировали и разрушали памятники Ленину не какие-то иностранные оккупанты — это мы сами и делали!
Это мы, не задумываясь, своими собственными руками крушили все то, за что наши деды отдавали свои жизни. Это мы выкидывали на помойку бесценные произведения Ленина, Маркса, Энгельса, Сталина, в которых указан единственный путь к нашему счастью и свободе.
Это не кто-то, а мы сами жгли в заводских печах тонны книг из советских библиотек, среди которых было немало тех, где великие вожди рабочего класса учили нас побеждать своих непримиримых классовых врагов.
Ведь это мы стали подобием тех фашистов, с которыми не на жизнь, а на смерть воевали наши деды!
Даже если нам и приказывали тогда все это делать, то почему мы слушали эти подлые приказы? Почему мы легко и не задумываясь становились подлецами и предателями того дела, за которое гнили на царских каторгах предыдущие поколения? Почему мы не стояли вот так же насмерть, защищая памятники, портреты и книги Ленина и Маркса и их идеи, как это делали десятилетия назад наши собственные деды?
Они тогда знали, где правда, и защищали ее до последней капли крови. И потому победили.
А знаем ли ее мы?
Может потому мы сейчас так и живем — в сплошном дерьме и полнейшей безысходности, из одной катастрофы сваливаясь в другую, что умудрились предать дважды: и своих великих предков, чьи идеалы мы растоптали и оплевали, и своих собственных детей, которых добровольно лишили будущего, уготовив им жизнь рабов, а не свободных людей?
Всего этого, может, не стоило бы и писать, если бы мы сейчас не стояли на пороге новой страшной мировой войны. В том-то и суть, что наша дурость довела нас до последней черты, когда уже не удастся отсидеться в кустах, спрятаться в теплой, уютной норке. Именно сейчас нам требуется выбирать: или десятилетиями истекать кровью, перенося такие невзгоды и лишения, которые еще не снились человечеству, или все-таки взяться за ум и сделать то, что мы были обязаны сделать как минимум четверть века тому назад — продолжить дело своих дедов и прадедов и окончательно задушить ту гадину, которая не дает жить рабочему человеку — этот смердящий и разлагающийся капитализм с его частной собственностью и погоней за прибылью, которую оплачиваем мы своими собственными жизнями.
Саша Черный
[1] «Большевик», январь 1944
[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%EC%FF%F2%ED%E8%EA%E8_%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0%F3_%CB%E5%ED%E8%ED%F3
[3] http://www.president.gov.ua/documents/9448.html
[4] http://leninstatues.ru/skolko