Публикуем любопытную, на наш взгляд, статью, автор которой, симпатизируя КНДР, полагает, что он отражают точку зрения наших северокорейских товарищей по вопросу о сущности плановой экономики в разных экономических системах. С некоторыми оценками автора статьи редакция сайта «Рабочий Путь» согласиться не может, поэтому дополняет ее своим комментарием.
Плановая экономика при госкапитализме и социализме
Существует распространённое заблуждение, что плановая система присуща именно социализму, также как рыночная капитализму. Однако это разные категории. Рыночная экономика действительно не совместима с социализмом (однако как говорил В.И. Ленин – после революции пролетариат получает в свои руки буржуазное государство без буржуазии – то есть государство с экономикой на рыночных началах, которые уже пролетариату необходимо преобразовать). А вот плановая экономика может существовать как при социализме, так и при капитализме, так как она позволяет эффективно распределять ресурсы в масштабе государства, развивать необходимые в данный стратегический момент отрасли хозяйства, собирать экономические силы в единый кулак.
Плановая экономика предполагает преимущественно государственную собственность на материальные ресурсы и средства производства. Централизованное руководство экономикой осуществляется уполномоченными государственными органами.
В плановой экономике существуют две формы планирования перспективное и текущее.
А) Перспективное планирование – составление планов на продолжительный период времени, например 5-7 лет и более;
Б) Текущее планирование — разработка текущих плановых заданий на краткие сроки (год, квартал).
Большим плюсом плановой экономики является возможность ликвидации безработицы.
А) Плановая экономика при капитализме.
Плановая экономика в капиталистической формации в 1-ю очередь присуща государственно-
В централизованном порядке каждому предприятию планируется: объём реализации продукции, фонд заработной платы, сумма прибыли и рентабельность, платежи в бюджет и т.д. в зависимости от специфики конкретной экономики.
Положение рабочих при этом нисколько не лучше, чем при любой другой форме капитализма. В государстве чрезвычайно возрастает роль бюрократии – доход в обществе зависит от статуса, должности, связей. Плановое хозяйство, несмотря на все свои плюсы, становится громоздким и неповоротливым т.к. оторванные от народных масс большие бюрократические аппараты (да и те, кто занимается планированием не всегда компетентны) часто неспособны оперативно отреагировать на потребности общества, что может привести к дефициту пользующихся спросом товаров и услуг, высокая вероятность принятия неверных решений об инвестициях, об объёмах производства тех или иных товаров и услуг. Тормозится НТП – ведь прогресс снижает затраты, а следственно и прибыль – а прибыль запланирована, и не должна быть ниже установленного рубежа. Существует вероятность инфляции (роста цен) и товарного дефицита обусловленная рядом политэкономических факторов – а товарный дефицит ведёт к продажам из-под прилавка, по блату. Именно такая экономическая система государственного капитализма существовала в брежневско-горбачёвском СССР (как и в его сателлитах). Правда, в самые последние годы в советской экономике помимо огромного государственного сектора существовал и мелкотоварный – кооперативы, некоторая часть экономики принадлежала западным корпорациям.
(Данное исследование является не политической критикой экономической системы ревизионистского СССР, а кратким экономическим анализом плановых экономических систем с т.з. чучхейской политэкономии).
Б) Плановая экономика при социализме:
Создаётся в результате развития социалистического строительства. Правовая основа – социалистическое право, основывающееся на юридическом равенстве граждан как работников. Без государственного планирования не осуществим социализм – планирование народного хозяйства – его главное условие.
Основана на двух главенствующих формах собственности – государственной (общенародной) и колхозной (коллективной). При этом все предприятия не являются собственниками средств производства. Т.е. если какому-то предприятию тот или иной станок становится не нужен, он передаётся другому предприятию.
I) Государственный (общенародный сектор). Для анализа обращения произведённых продуктов необходимо выделить Подразделение I (производство средств производства) и Подразделение II (производство предметов личного потребления). Это взаимодействие происходит через обращение произведённых продуктов, но уже не товаров. То есть произведённые товары не выставляются на рынок для продажи, а циркулируют через государственные органы планирования и распределения (Правительство, его министерства, Госплан, Госснаб, Госторговля). Товаром является только та продукция, что продаётся в предприятиях госторговли, а такие товары назывались «товарами народного потребления» т.е. конечный продукт потребления — закон стоимости распространяется только на них. Остальное реализуется через специальные фонды бесплатного общественного потребления.
Общественно необходимый для создания продуктов труд ещё измеряется в денежном выражении как стоимость. Но стоимость уже играет роль не двигателя и регулятора производства, а лишь традиционной (и поэтому удобной) единицы измерения вложенного в продукт труда. И эта стоимость учитывается главным образом при распределении продуктов личного потребления среди работников — распределении по вложенному каждым работником труду на благо всего общества. В СССР распределение по труду имело денежную форму, К. Маркс, в своё время предлагал выдавать работнику индивидуальные квитанции, но это было трудно исполнимо из-за технических трудностей учёта индивидуальных квитанций в процессе их обмены на продукты. В будущем все расчёты, вероятно, будут производиться безналично, по индивидуальным пластиковым карточкам.
Цены, функционирующие между предприятиями, «оптовые цены предприятия» уже, по сути, не являются ценами как стоимость обмена на рынке, т.е. не выполняют роль регулятора меновых отношений, а, по сути, лишь учётную функцию. Себестоимость складывалась из комплектующих и оборудования (т.е. накопленного труда в них) плюс собственные затраты на оплату труда (вложенный собственный труд). Эти затраты (какую зарплату платить), как и везде определяются с учётом спроса на тот или другой труд. Далее, снижение себестоимости продукции возможно лишь с помощью сокращения затрат на труд (для социалистической экономики характерно стремление к снижению затрат), а точнее с помощью экономии труда (т.е. раньше работали 10 рабочих, мы рационализировали процесс — с той же работой стали справляться 2-е рабочих). При этом, в государстве планирования эти 8 освободившихся рабочих не выкидываются на улицу (как в «цивилизованных» рыночных странах), а тут же этот освободившийся ресурс использовался для расширения производства.
Рентабельность отдельных предприятий в социалистической плановой экономике не имеет значения, поддерживаются даже убыточные предприятия, приносящие пользу народному хозяйству. Главным экономическим законом является не максимизация прибыли как при капитализме, а обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники (И. В. Сталин) Развитие новых технологий стимулируется государством.
Все доходы от деятельности промышленности, т.н. налог с оборота — в принципе никакой не налог, а форма централизованного чистого дохода социалистического общества, который направляется государством в общественные фонды, на нужды развития экономики и проводимое в плановом порядке снижение цен. Т.е. рабочие работают не на, как сейчас принято говорить, «дядю», а на себя, на благосостояние всего общества.
II) Колхозный (коллективный, кооперативный, но не общенародный) сектор. Колхоз – коллективное хозяйство, артель, коллективным трудом производящая сельскохозяйственную продукцию. Его органом управления служит правление, избираемое прямым голосованием всех членов колхоза. Правление решает все оперативные вопросы колхозного производства, распоряжается полученной продукцией и занимается распределением материальных благ соответственно вкладу каждого члена колхоза в коллективное производство. Таким образом, колхозы являются коллективным собственником своей продукции. Особенностью социалистических «сталинских» колхозов было то, что основные средства колхозного производства (земля, машины) не принадлежали колхозу, а были частью общенародной собственности.
Своей землёй колхозы распоряжались фактически как своей собственностью, но они не могли её продать, сдать в аренду или заложить. Потому что при социализме вся земля и её недра принадлежали всему народу.
Вся произведённая в колхозе продукция (за вычетом той, что передавалась в МТС) находилась в полном распоряжении колхозов. Часть этой продукции (предметы потребления) оставалась у самих колхозников, как натуральная оплата их труда. Оставшаяся часть становилась товаром, которым колхоз распоряжался как коллективныйтовародержатель.
Прибыль от продажи своей продукции (исключая часть, уходившую в оплату за использование техники) колхоз употреблял на свои нужды (расширение производства, зарплата (распределялась в зависимости от размера труда вложенного в производство) колхозников, закупка семян, мелкого инвентаря).
По сталинской программе развития социалистического способа производства путём постепенных переходов, осуществляемых с выгодой для колхозов и, следовательно, для всего общества, поднять колхозную собственность до уровня общенародной собственности и заменить товарное обращение системой продуктообмена.
Разумеется, полноценное развитие социалистического планирования не возможно без системы централизованного самовоспитания общества – цель которого всестороннее развитие его членов, ведь как метко подметил Ким Чен Ир –«Идейность решает всё».
Система мониторинга спроса должна осуществляться не через оторванные от народа бюрократические машины, а через систему соседских групп, тесно связанных с местными органами власти, информация от которых передаётся в Госплан, как например, в современной КНДР.
Источник juche-union.livejournal.com.
От редакции сайта «Рабочий Путь»:
Говорить о возможности существования плановой экономики при капитализме можно только обязательно указывая ее ограниченный характер. Полностью вся экономика страны при капитализме плановой быть не может — этого не позволяют сами законы капитализма. Планирование при капитализме возможно только в пределах внутреннего планирования деятельности крупных компаний или отдельных отраслей экономики, принадлежащих капиталистическому государству, но не более того.
Автор статьи забывает, что капиталистическое государство, особенно в условиях государственно-монополистического капитализма, это фактически комитет по управлению делами класса буржуазии, в который входят представители крупного капитала — монополисты. По сути государственная собственность при капитализме это та же самая коллективная частная собственность капиталистов-монополистов, доходы от которой прямиком идут к ним в личный карман, т.е. самым натуральным образом делятся между ними по договоренности. Расходы на функционирование такого государства — поддержание госаппарата, армии, прокуратуры, судов, таможни, выделение средств на некоторые виды социальных гарантий для населения страны и пр. осуществляются этими капиталистами коллективно и только в той мере, в какой им это выгодно, в какой им позволяет это делать главный закон капиталистического производства — закон стоимости.
Капиталистический способ производства характеризуется следующими признаками: товарный характер производства, частная собственность на средства производства и рынок рабочей силы. Из самого характера капиталистического способа производства вытекает крайняя зависимость капиталистической экономики от наличия рынка, как рынка сбыта произведенных товаров, так и рынка труда! Ведь прибыль при капитализме как раз и создается путем эксплуатации, т.е. присвоением капиталистами значительной части продукта, произведенного наемными работниками. Поэтому не может быть даже речи о том, что при капитализме в любой его форме возможна ликвидация безработицы. Безработица и есть один из главных факторов, двигающих капиталистическую экономику. Чем она выше, тем ниже затраты капиталистов на оплату труда, и тем выше его прибыль.
Планирование, распространенное капиталистическим государством на все области экономики и социальной жизни страны, полностью устранит потребность в рынках как таковых, в том числе и рынка труда, сделав тем самым невозможным и действие закона стоимости А это означает, что о капитализме в таком случае и речи быть не может, это будет принципиально иной экономический строй, который одновременно потребует и уничтожения частной собственности на средства производства.
Планирование в рамках всего государства это очень затратная вещь, которая в условиях капитализма, в том числе и государственного, означающего всего лишь «систему отношений между капиталистическим хозяйством и государством, при которой буржуазия, подчиняя себе государственный аппарат, широко использует его для своего обогащения.», крайне невыгодна капиталистам. У них есть тысячи других способов как можно обеспечить себе ту же самую прибыль намного проще.
Исходя из всего вышесказанного, мы никак не можем согласиться с характеристикой, данной в настоящей статье, что «экономическая система государственного капитализма существовала в брежневско-горбачёвском СССР (как и в его сателлитах)». Если горбачевский период времени, по крайней мере, его завершающий этап, еще можно отнести к государственному капитализму, то период правления Л.И.Брежнева капитализмом назвать никак нельзя, ибо отсутствуют как минимум два из трех главных признаков капитализма — частная собственность на средства производства и рынок рабочей силы. Да и цели советского государства в брежневский период были теми же самыми, что и в период правления Сталина, который северокорейские товарищи, безусловно, относят к периоду социализма, говоря о плановой экономике при социализме. И заключались они не в получении максимальной прибыли любыми путями, а в обеспечении максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Иное дело, что во времена Брежнева под совершенствованием социалистического производства, к сожалению, понималось несколько иное, чем в сталинской экономике, и одним из критериев тогда действительно стала прибыль, хотя и в понимании ее как прибыли всего общенародного социалистического государства, а не конкретных частных лиц.
Научно-технический прогресс в советской экономике во времена Брежнева развивался достаточно высокими темпами, создав такой гигантский задел на будущее, что капиталистическая России, оказавшаяся полностью неспособной создать что-либо свое новое, до сих пор прожирает то, что было создано с значительной мере в то время. Положение рабочих, как и всего советского народа, в СССР при Брежневе было совершенно несравнимо с положением неимущих классов при капитализме, и этот период времени до сих пор в сознании всех советских людей остается в материальном и моральном отношении лучшим во всей истории Советского Союза.
Да, негативные моменты были и у брежневской эпохи, и достаточно серьезные, и один из них указан в статье, это рост бюрократии в советском государственном аппарате. Но бюрократия это явление, присущее всякому государству, и оно будет существовать до тех пока существует само государство. Гораздо важнее другой серьезный недостаток хрущевско-брежневского и последующих периодов СССР — постепенно отстранение от власти в стране рабочего класса, но причины этого явления не так однозначны и не так просты, чтобы можно было их обсуждать в рамках комментария к настоящей статье, тем более, что северокорейские товарищи этот вопрос и не ставят.
Интересно было бы узнать, как работает плановая экономика в КНДР.