О «паразитически-чиновничьей диктатуре» и политических силах в России

Среди части наших политически активных граждан бытует мнение, что современная Россия напоминает  царскую Россию начала прошлого века. Мол, сейчас у нас все слои российского общества, как и тогда, при царизме, заинтересованы в свержении существующей в стране власти. Только теперь вместо самодержавия и власти помещиков и капиталистов — «путинский режим» и «паразитическая чиновничья диктатура».

Вообще это очень хорошо, что люди думают, анализируют, пытаются осмыслить произошедшее и существующее, а не сидят тупо у телевизора, закиснув в своем мещанском болоте. Плохо то, что в своих рассуждениях они не опираются на научные законы общественного развития, а руководствуются по большей части эмоциями и домыслами, смотрят при этом не вглубь проблемы, а на внешние формы ее проявления.

Дело в том, что, несмотря на некоторые внешние аналогии, которые, вполне возможно, действительно есть, полностью переносить ситуацию начала XX века на нашу сегодняшнюю российскую действительность никак нельзя, поскольку тогда речь шла о революции демократической, буржуазной, задача которой была уничтожить феодальные производственные отношения, мешавшие развиваться русскому капитализму. В царской России того времени действительно практически все слои общества, кроме разве что самой крупной буржуазии, которая боялась революции, были против царизма, как оплота феодальной власти.

Сейчас у нас в России никакого феодализма нет и в помине. У нас капитализм в стадии империализма (см. «Общественно-экономический строй современной России»).  А значит в России стоит вопрос не буржуазной революции, а революции социалистической, которая уничтожит не феодальные, а капиталистические производственные отношения, заменяя их более прогрессивными — социалистическими.

Вообще говоря, в России прошлого века социалистическая революция не должна была произойти так быстро, как оно случилось на деле. Но в начале XX века в РИ условия сложились уникальные (о чем Ленин писал, например, в «Детской болезни «левизны» в коммунизме»). Царизм, главная государственная опора феодализма, в начальные этапы развития капитализма в России (вторая половина XIX века) оказался выгоден нарождающейся русской буржуазии, поскольку он очень эффективно сдерживал классовый натиск пролетариата, находившегося под двойным гнетом сразу двух эксплуататорских классов — умирающей феодальной аристократии и растущей буржуазии, что позволяло русской буржуазии богатеть несказанно. Но будучи слишком силен, царизм сумел задержаться в стране настолько долго, что обострил до крайней степени  все существующие в русском обществе противоречия между общественными классами сразу двух формаций, как старой, отжившей свой исторический срок — феодальной (помещики и крестьяне), так и новой, развивающейся гигантскими темпами, — капиталистической (буржуазия и пролетариат). Пришедшая к власти в феврале 1917 года русская буржуазия, все время находившаяся под крылышком царского самодержавия,  защищавшего ее от пролетариата, оказалась слишком слабой, чтобы разрешить хотя бы часть этих противоречий. Уничтожив самодержавие, она не сумела сделать главное для всякой буржуазной революции — уничтожить остатки феодальных отношений в обществе. Для России это означало уничтожить господствующий класс старого феодального общества — помещиков и аристократов, отобрав у них землю и передав ее крестьянам. В результате чего русское крестьянство практически полностью (кроме кулачества, сельской буржуазии) поддержало революцию социалистическую, которая вынуждена была доделывать то, что не смогла сделать революция буржуазная (Февральская). Именно поэтому одним из первых декретов Советской власти является «Декрет о Земле»[1], которым была решена вековая проблема безземелья и малоземелья русских крестьян. Декрет о Земле отменял частную собственность на землю и наемный труд на земле, земля стала общенародным достоянием и  передавалась в пользование всем тем, кто хотел и мог ее обрабатывать.

Советской власти в то время досталась задача неимоверной исторической трудности — устраняя существующие в обществе феодальные отношения, допустить развитие в деревне отношений капиталистических под жестким контролем советского рабочего государства и параллельно этим капиталистическим отношениям выстраивать в промышленности  и сельском хозяйстве отношения социалистические. которые, развиваясь, смогут экономически задавить, уничтожить капиталистические отношения. Как известно из истории, СССР справился с этой задачей прекрасно — всего через 20 лет после социалистической революции страна из отсталой аграрной колонии запада превратилась в одну из сильнейших индустриальных держав мира, а класс капиталистов и в городе и на селе был уничтожен полностью.

Сейчас у нас в России нет феодальных отношений и нет классов феодального общества – помещиков и крестьян. В России полностью господствуют отношения капиталистические. И соответственно им в российском обществе существуют два основных общественных класса: БУРЖУАЗИЯ (крупная, средняя и мелкая) и ПРОЛЕТАРИАТ. Взаимоотношения между этими двумя классами и определяют всю политическую, экономическую и социальную ситуацию в нашей стране. Пенсионеры, интеллигенция, студенчество, служащие  и пр. — это не классы, а прослойки, которые серьезного влияния на внутреннюю и внешнюю политику не оказывают, поскольку либо не участвуют в общественном производстве (пенсионеры, студенчество, инвалиды и пр.), либо примыкают к одному из существующих общественных классов (интеллигенция, служащие и др.).

Буржуазия, как видим, неоднородна и делится внутри себя на три группы (внутри каждой из которых имеются еще и свои подгруппы), которые постоянно и довольно жестко конкурируют между собой. Но, несмотря на свои внутренние противоречия, по отношению к пролетариату буржуазия всегда выступает как единое целое — как класс эксплуататоров к классу эксплуатируемых.

Конкуренция буржуазии между собой и ее противоположность пролетариату отражается и в ее идеологии, которая также внешне разнообразна (от либерализма и национализма до социал-патриотизма и социал-демократии), но, в общем и целом, в любой из своих форм буржуазная идеология противоположна идеологии пролетариата, поскольку отражает интересы буржуазного класса как целого.

В чем главный интерес всей буржуазии? Сохранить свое господство как класса, свое право эксплуатации, право присвоения чужого труда.

В чем главный интерес класса пролетариев? Освободиться от всякой эксплуатации и всякого угнетения.

Борьба этих интересов между собой, т. е. борьба классов, победы и поражения каждого из них, и находят свое отражение в политике российского государства, как и всякого другого капиталистического общества.

Теперь что касается нашего российского чиновничества.

Нет у нас в России никакой «паразитическо-чиновничьей диктатуры». Это эмоциональное выражение, а не научное. Научно сущность того государства, которое мы имеем сегодня в России, именуется так — буржуазная диктатура (диктатура класса буржуазии). Это означает, что задача нашего российского государства со всеми его институтами (парламентами, судами, полицией, армией, законами и пр.) — закреплять право господства в российском обществе класса буржуазии, т. е. обеспечивать право буржуазии эксплуатировать пролетариат и другие угнетенные слои и прослойки нашего населения.

Именно поэтому все законы, которые принимались и принимаются в нашей стране, выгодны только буржуазии, самым высшим, крупным и мощным ее слоям — крупному капиталу, монополиями, удовлетворяют лишь их интересы и направлены на увеличение их прибылей, что не может не ухудшать положение российских трудящихся.

Поскольку государство есть своего рода комитет по управлению делами всей буржуазии, государственные служащие (т.е. чиновники) по своему общественному положению есть прислуга класса буржуазии. Задача  чиновников — исполнить волю буржуазии, служить ей верой и правдой. Своих классовых интересов, отличных от интересов класса буржуазии, чиновничество не имело и не имеет. Часть государственных чиновников (прежде всего,  высокопоставленное чиновничество) срослась с классом буржуазии, она наживает капитал на государственных средствах (паразитируя на государстве) и нередко владеет собственностью на средства производства, т.е. сама уже является буржуазией.

Теперь по политическим силам в России.

Те, кто называет себя оппозиционными либералами, это часть крупной буржуазии, которая всего лишь хочет завоевать лучшее место у кормушки, отодвинув от нее другую часть крупной буржуазии, так называемую «путинскую группировку». (Кстати, «рулит» в ней отнюдь не Путин, Путин всего лишь ее ставленник, довольно эффективный менеджер, которому поручено выражать интересы этой группировки). Либеральная оппозиция ни в коем случае не выступает против капиталистического строя и даже не требует расширения политических свобод в стране. Она использует недовольство трудящегося населения, стихийно возникающие народные волнения, на гребне которых хочет отодвинуть «путинцев» от государственной власти и сама занять их место. Именно поэтому ее и устраивает, например, лозунг «Честные выборы», который вообще говоря, наивен и утопичен по определению, поскольку ничего по своей сути не означает и ничего конкретного требует.

Крупная буржуазия всегда тесно связана с мировым капиталом. Именно поэтому она выступает за т.н. «либерализацию», т.е. безудержную приватизацию всего и вся в стране, за «глобализацию» и «открытость», за отказ государства от какого-либо регулирования в экономике и пр., а значит за все то, что выгодно, в первую очередь, иностранному капиталу, который желает полностью подчинить российский рынок своим интересам, совершенно не считаясь при этом с интересами нашего народа.

Почему либеральной оппозиции так важно отодвинуть «путинцев» от государственной власти? Разве ей не хватает того, что она имеет — той огромной доли российского рынка и тех колоссальных доходов, которыми она уже располагает?

Не хватает. Закон максимума прибыли в эпоху империализма никто не отменял. На рынке сейчас выживает тот капиталист, которые имеет больше прибыли, чем другие. Обогащаясь быстрее, он быстрее набирает силу и способен «съесть», то есть купить, разорить, поглотить других капиталистов, своих бывших конкурентов. Максимальные прибыли может обеспечить капиталистам лучше всего государство с его законами и силовым аппаратом. Это значит что тот, на кого этот госаппарат будет работать и будет «в шоколаде», то есть получит сверхприбыли.

Далее, одним из серьезных источников дохода современной российской крупной буржуазии и олигархии является бюрократический капитал, т.е. нажива на государственных средствах (распилы, откаты и т.п., т.е. все то, что называется модным ныне словом «коррупция»[2]).

Исходя из сказанного получается, что та группа крупной буржуазии, которая тесно связана с государством, имеет неизмеримо большие возможности для своего обогащения. К примеру, коррупционный оборот в России еще в 2010 году составлял около 50% ВВП страны[4].

Вот за право быть богаче, чем другие капиталисты, а значит и выжить на рынке, и бьется либеральная оппозиция. А вы что думали, она на «болотные протесты» за просто так ходила?

Теперь несколько слов о другой части нашей российской буржуазии – о средней буржуазии. Положение средней буржуазии в России, как и везде в капстранах, неустойчиво, она постоянно рискует стать добычей крупной буржуазии, капиталистических монополий. Доступа к государственной кормушке  она не имеет,  и «место под солнцем» пытается добыть себе традиционным для капитала путем – участием в торговле и промышленности.

Средняя буржуазия позиционирует себя защитницей «национальных интересов страны» и «отечественного производителя», упирает в идеологии на национализм, патриотизм, протекционизм, не возражает против участия государства в экономике, поддерживает антимонопольные законы, будучи в значительной степени ограниченной в своих правах и зависимой от крупного капитала, нередко выступает за расширение демократических буржуазных свобод в стране и т.п.

Мелкая буржуазия — это самый многочисленный и самый неустойчивый слой буржуазии. Как правило, представители этого общественного класса не только используют наемный труд, но еще и работают сами, наравне со своими наемными работниками. Мелкие буржуа представляют из себя нечто среднее между буржуазией и пролетариатом. С одной стороны, они являются стороной эксплуатирующей наемный труд, а с другой стороны, они сами в эпоху империализма есть слой эксплуатируемый средней и особенно крупной буржуазией.

Это скользкое, неопределенное положение мелкой буржуазии отражается и в ее идеологии. Она в своем мировоззрении все время шатается то туда, то сюда — то в сторону буржуазной идеологии, то в сторону идеологии социалистической. В общем и целом мелкая буржуазия не против капитализма, но капитализма «с человеческим лицом». То, что такого не существует в природе, ее не беспокоит, она мечтает о таком капитализме, и все тут!

Другая часть мелкой буржуазии более решительно выступает против капитализма, она за социализм, но не всякий, а такой, который тоже «с человеческим лицом», т.е. разрешающий иметь частную собственность и позволяющий использовать наемный труд. И ее совершенно не интересует тот факт, что по законам рынка этот ее «социализм с человеческим лицом», т.е. так называемый «рыночный социализм», мгновенно и неизбежно в реале превращается в тот же самый безжалостный капитализм, которого ее сегодня так угнетает.

Все наши существующие левые и «коммунистические» партии — это партии вот такой вот мелкой буржуазии, партии «испуганного ужасами капитализма мелкого буржуа», по выражению В. И. Ленина. Политически позиция мелкой буржуазии лучше всего выражается идеологией социал-демократии и разного рода социалистами, всегда и неизбежно скатывающимися в фашизм. Тесно примыкают к ним и разного рода оппортунисты, партии которых могут содержать в своем названии слова «рабочая» или даже «коммунистическая», но на деле они отстаивают интересы именно мелкобуржуазных слоев населения.

Мелкая буржуазия любит рассуждать не о классах, а о «народе вообще» или «трудящихся вообще».  Чувствуя себя ущемленной политически и экономически, она выступает за расширение реальных политических прав и свобод граждан. Не будучи уверенной в своих силах, стремится создать «широкие объединения трудящихся». Но постоянно шатаясь от крупной буржуазии к пролетариату, она не приемлет какой-либо конкретной идеологической позиции, и частенько  пытается «объять необъятное», «скрестить ежа с ужом», т.е. согласовать в своей идеологии совершенно противоположные позиции, найди компромисс там, где он невозможен в принципе. Увлекается экономической борьбой с крупной и средней буржуазией и правительством, желая добиться сколько-нибудь надежного для себя существования в условиях буржуазного общества, не желая признать, что в условиях анархии производства это желание неосуществимо по определению. Боится всяких революций и силовых методов классовой борьбы, предпочитая им спокойные разрешенные протесты в рамках буржуазных законов, которые никогда ничего не приносят и принести не могут.

В России к партиям и политическим организациям такого рода относятся КПРФ, отколовшаяся от нее часть с временным названием МОК, «Левый Фронт»,  РКРП с его «Рот-Фронтом», все возможные осколки бывшей КПСС, объединения троцкистов, анархистов, анархо-синдикалистов, всякие борцы за «рабочий социализм» и т.п. Это все организации, идеологическая основа которых по научному называется «оппортунизм» и\или «ревизионизм», поскольку все они на деле отказались от классического марксизма, осуществив его «ревизию», т.е. пересмотрев коренные, самые принципиальные положения этой науки.

Самый многочисленный класс в России – пролетариат, который пока еще не организован и разобщен. Идеология пролетариата — классический марксизм-ленинизм (или большевизм) без всяких ревизий и «новых прочтений». Задача пролетариата — свергнуть власть буржуазии, уничтожить эксплуатацию человека человеком, для чего в обществе должна быть уничтожена частная собственность на средства производства как основа всякой эксплуатации. Путь, каким могут быть решены все эти задачи, — это социалистическая революция и последующая диктатура пролетариата, с помощью которой победивший пролетариат только и сможет построить новое общество — социалистическое. Такую идеологию может выражать только истинно коммунистическая рабочая партия. Но на сегодня такой партии в России нет. Ее только предстоит создать.

Г.Гагина

 


[1] hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o_zemle.htm

[2] Коррупция (от лат. corruptio — порча, подкуп), преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. К. называют также подкуп должностных лиц, их продажность. (БСЭ)

[3] Р.Киран, Т.Кенни «Продавшие социализм», М., Алгоритм, 2009 г.

[4] crimerussia.ru/corruption/16723-16723.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.