Революция 1905 г. на Кубани: успешные народные восстания в ст.Тихорецкой и Сочи

Участники вооруженного восстания у здания тюрьмы, Сочи,1906 год

На призыв революционной Москвы ко всеобщей стачке и вооруженному восстанию ответил на Кубани и революционный народ других городов и станиц этого южного края. Несмотря на то, что Кубань это вроде бы казачий регион, но противоречий в нем, в том числе между местными помещиками и аристократами и бывшими иногородними крестьянами, богатыми слоями высшего казачества и огромной массой беднейших казаков, а также между рабочими и быстро растущим классом промышленной буржуазии, было не меньше, чем в других волостях и уездах областях огромной Российской империи.

Не везде выступления восставшего народа были удачными, но в станице Тихорецкой и городе Сочи трудящимся удалось добиться победы.

К началу декабря большевики Тихорецкой социал-демократической группы провели большую работу по подготовке к вооруженному восстанию. С утра 8 декабря по их призыву рабочие станции Тихорецкой собрались на митинг, на котором решили присоединиться ко всеобщей политической стачке, шедшей по всей стране, и начать восстание.

В этот же день боевая дружина, поддержанная 500 бастующими рабочими, разоружила жандармскую полицию, стражников, арестовала начальника Тихорецкого отделения Владикавказского жандармского полицейского управления железной дороги. Восставшие рабочие захватили вокзал, телеграф, помещение отделения дороги и кассу железнодорожной станции. Находившиеся в Тихорецкой две сотни казаков 3-га Кубанского полка под влиянием агитации большевиков отказались выполнять приказания офицеров и фактически перешли на сторону рабочих.

С 8 по 19 декабря вся власть находилась в руках железнодорожного стачечного комитета, который являлся органом вооруженного восстания и зачатком новой, революционной власти. Стачечный комитет, действовавший под руководством большевиков Л. И. Чернышева, М. К. Меньшикова и др., отстранил от управления железнодорожной станцией царскую администрацию, назначил начальниками всех служб станции передовых рабочих и взял тем самым управление станцией в свои руки. Он самостоятельно регулировал движение поездов и первым делом принял меры к улучшению материального положения рабочих. Зная, что восставшим рабочим Ростова требуется помощь, тихорецкие рабочие организовали специальную боевую дружину и направили ее в Ростов на помощь восставшим. В течение нескольких дней боевая дружина тихорецких рабочих героически сражалась на баррикадах Ростова-на-Дону, где, к сожалению, революционному народу победить не удалось.

В дни восстания большевики Тихорецкой социал-демократической группы развернули большую политическую работу среди крестьян и казаков окрестных станиц. Они организовали в Тихорецкой несколько многотысячных митингов рабочих и крестьян, распространяли по станицам листовки, призывали крестьян к совместной с рабочими борьбе против царского самодержавия.

19 декабря в Тихорецкую прибыли значительные военные силы, которые заняли железнодорожную станцию и жестоко подавили восстание. Но тихорецкие рабочие не сдались — выражая протест против зверской расправы царских опричников над восставшими, они до конца декабря так и не приступили к работе, продолжая забастовку.

Упорную вооруженную борьбу с царизмом в декабре 1905 года вели трудящиеся Сочи и Сочинского округа. В конце ноября и в начале декабря рабочие и крестьяне округа по призыву большевиков Сочинской группы РСДРП стали свергать сельские правления и царские суды, приступили к избранию новых правлений и народных судов.

В середине декабря подготовку к вооруженному восстанию усилилась. Из окрестных поселков и деревень в город были собраны отряды боевой дружины численностью свыше 700 человек. Они открыто проводили учения на площадях города.

Меньшевики совместно с либералами, эсерами и армянскими националистами делали отчаянные попытки не допустить в Сочи вооруженной схватки. Действуя в полном соответствии с тактикой меньшевиков, полностью раскритикованной В.И.Лениным еще в августе 1905 г. в статье «Бойкот булыгинской думы и восстание»[1], они затеяли комедию так называемых выборов в городское «революционное управление», рассчитывая этим отвлечь внимание рабочих от вооруженного восстания. Но сочинские большевики разоблачили предательские действия соглашателей, проведя серьезную разъяснительную работу в среде революционно настроенных масс. Это дало свой результат – затея меньшевиков провалилась. Но попытки осуществить выборы нового городского самоуправления без свержения царской власти задержали начало вооруженного восстания в Сочи.

28 декабря начальник Сочинского округа приказал стражникам разоружить прибывшую в этот день из Адлера группу дружинников. Дружинники встретили отряд стражников огнем. В перестрелке был убит командир отряда и ранено несколько стражников. На помощь стражникам поспешил сам начальник округа с сотней полицейских. И эта часть полицейского гарнизона была обстреляна дружинниками. Не выдержав натиска восставших, полицейский гарнизон отступил на окраину города, к казармам роты Херсонского полка.

В день начала восстания — 28 декабря — Сочинская группа большевиков, в руководстве которой видную роль играли Поярко и Коняев, обратилась к трудящимся Сочи с призывом поддержать восставших рабочих. Уставший от самодержавия трудовой народ отозвался. В течение 28 и29 декабря в Сочи активно строились баррикады, натягивались проволочные заграждения, а улицы города патрулировали дружинники. На дорогах, ведущих к Сочи, днем и ночью дежурили дружинники из числа восставших крестьян, стараясь не допустить прихода войск в город. Вход и выход из города разрешался только по пропускам штаба боевой дружины и группы РСДРП.

Так тихий курортный город был превращен революционным народом в военный лагерь. Днем и ночью в городе и пригородах была слышна стрельба. Не прекращалась подготовка к штурму казарм, в которых окопался полицейский гарнизон. На подступах к ним дружинники рыли окопы, в ближайших аптеках готовили порох, а в харчевне отливали пули. В дело даже пошла старая пушка образца 1795 года, которая находилась в городе в заброшенном состоянии. В эти жаркие дни и она послужила восставшему народу.

31 декабря штаб боевой дружины решил штурмом взять казармы и окончательно подавить сопротивление царских держиморд. Из той самой старой пушки дружинники открыли артиллерийский огонь по казарме. Восставшие заряжали ее весовыми гирями вместо ядер, и она довольно успешно стреляла – в общей сложности было сделано свыше 40 выстрелов, что вызвало сильное замешательство в стане полицейских, совершенно не ожидавших что у восставшего народа может оказаться в руках артиллерия. Днем 1 января гарнизон выкинул белый флаг и начальник округа заявил о сдаче. Восставшие заняли казармы, разоружили гарнизон, арестовали начальника Сочинского округа и его приближенных. Царская власть в Сочи и в Сочинском округе была свергнута.

В дни сочинского восстания вся власть в городе и округе находилась в руках штаба боевой дружины, которой руководила Сочинская группа РСДРП. По указанию большевиков штаб боевой дружины следил за революционным порядком в городе, установил контроль за распределением продуктов, нормировал цены и т. д. Политические дела в следственных и сыскных правительственных учреждениях были уничтожены, ненавистный народу арестный дом разгромлен, а арестованные освобождены.

Но торжество победы длилось недолго. 5 января царские власти высадили с посланных сюда судов военный десант с артиллерией, который и подавил восстание.

В дни декабрьского восстания массовые политические стачки и демонстрации  проходили в также Екатеринодаре, Армавире, Ейске, Кавказской, Крымской. Однако в этих местах из-за предательских действий меньшевиков стачки не переросли в вооруженное восстание.

Благодаря проводимой большевиками политической работе в революционных действиях активно участвовали не только городские жители, но и крестьяне. В деревнях Новороссийского и Сочинского округов, где имелся значительный слой бедноты и батраков, получило широкое распространение движение за отказ от исполнения воинской повинности, платежа податей, непризнания царских властей. Крестьяне Новороссийского и Сочинского округов по примеру рабочих и с их помощью свергли царскую администрацию, выбрали новые сельские правления, которые явились органами восстания и зачатками новой, революционной власти в деревне.

Оказывали крестьяне и вооруженную помощь восставшим трудящимся Новороссийска и Сочи. Только в Сочинском округе активное участие в боевых действиях  с полицейским гарнизоном в Сочи приняли более тысячи крестьян. В ряде станиц и хуторов Кубани иногородние крестьяне отказывались вносить посаженную плату, вместе с казачьей беднотой делали самовольные порубки леса, захватывали помещичьи земли.

Размах революционного движения рабочих и крестьян оказался настолько сильным, что он задел и наиболее верные войска царской армии — ряд воинских частей Кубанского казачьего войска. В течение ноября—декабря 1905 года под влиянием агитации большевиков происходили волнения среди казаков 252-го Анапского батальона, 14,15 и 17-го пластунских батальонов. Восстал 2-й Урупский казачий полк. Казаки этих частей отказались от выполнения полицейских обязанностей и сами выдвинули командованию ряд политических требований. Однако революционные выступления крестьян и казаков были жестоко подавлены царскими палачами.

Центральный военный орган большевиков — газета «Казарма» высоко оценивала революционные выступления кубанских воинских частей. Газета писала, что в глазах народа восставшие против царизма кубанцы «покрыли себя почетом и славой. И народ теперь будет знать, что в казачьих рядах у него есть честные друзья, достойные граждане России»[2].

Декабрьские восстания в Кубанской области и Черноморской губернии, как и восстания в других районах страны, показали всему революционному народу страны возможность успешной вооруженной борьбы с самодержавием и явились ярким подтверждением правильности тактики большевиков, доказав одновременно, что тактика меньшевиков, направленная на «организацию революционного самоуправления» до победы восстания глубоко порочна – нигде, где ее придерживались, она к успеху восстания не привела.

Одной из главных причин поражения Декабрьского вооруженного восстания 1905 года в России явилось то, что оно было недостаточно организованным, разрозненным и неодновременным. Опыт его показал, что в тех условиях на местах невозможно было завоевать прочную победу народа над царизмом без победоносного вооруженного восстания и упрочения революционной власти в центре.

Что же касается причин поражения восстаний конкретно в Новороссийске, Тихорецкой и Сочи, то одной из важнейших явилось то, что рабочему классу в тех городах не удалось соединить революционные выступления солдат и казаков со своей вооруженной борьбой против самодержавия. Восставшие части Новороссийского гарнизона при помощи предателей-меньшевиков были удалены царскими властями из города. Другие же части гарнизона, занимавшие позицию «нейтралитета», не были втянуты в активную вооруженную борьбу.

Восставшие рабочие, особенно в Новороссийске, придерживались оборонительной тактики, которая, как отмечал К. Маркс, является смертью вооруженного восстания. Среди известной части рабочих и крестьян Кубани и Черноморья имели влияние меньшевики, которые своей оппортунистической тактикой вносили дезорганизацию и раскол в ряды рабочего класса, и тем самым облегчили подавление восстаний.

Ныне, во времена повального переписывания истории, когда из народной памяти усиленно пытаются стереть всякое положительное упоминание о большевиках и рабочих, нередко можно встретить в печати и интернет-изданиях статьи, в которых о действиях рабочего класса и социал-демократии в революции 1905 г. и особенно в декабрьском вооруженном восстании даже не упоминается. Авторы подобных, без всякого сомнения, заказных материалов, пытаются подать их как некое откровение, как якобы тщательно скрываемую в течение всех 70 лет Советской властью истинную правду, которая только теперь, мол, смогла увидеть свет в условиях «истинной демократии и свободы».

Подобные материалы есть и по Новороссийской республике, и по Сочинскому восстанию, они нам попадались. «Правда», активное навязываемая читателям авторами таких материалов, состоит в том, что якобы настоящими руководителями восстания 1905 г. в Новороссийске и Сочи были эсеры, меньшевики, националисты всех мастей и чуть ли не кадеты, а главными действующими силами восстания была мелкая буржуазия и городская интеллигенция, а рабочих там и рядом не лежало.

Опровергать данную лживую позицию мы здесь не будем – точку зрения трудового народа на те события мы только что отразили выше, четко и ясно указав, что в декабрьском восстания принимали участие не только рабочие, но и крестьяне, и мелкая буржуазия, и интеллигенция. По-иному и быть не могло — ведь революция 1905-1907 гг. в России была буржуазной. Но ведущей силой декабрьского восстания, как и всей революции в целом, все-таки были рабочие, организованные и руководимые большевиками.

А недоверчивый читатель может все нами сказанное перепроверить не только по указанным в настоящей статье источникам, но еще и, например, по работам В.И.Ленина, написанным за несколько месяцев ДО декабрьских событий, или по старым газетам, изданных разными политическими силами РИ также ДО декабря 1905 г. Тот, кто потрудится заглянуть в эти документы, ясно увидит, что только одна политическая партия в Российской империи того времени – большевики, издававшая в то время общероссийскую газету «Пролетарий» (известная «Искра» в 1905 г. была органом меньшевиков), сразу после Кровавого воскресенья (9 января 1905 г.) твердо и неуклонно призывала российский народ к вооруженному восстанию против самодержавия, доказательно поясняя, что без этого никакая победа над царизмом невозможна. Все остальные политические силы страны народного вооруженного восстания боялись и всячески старались удержать революционно настроенных граждан России от выступлений, фактически проводя соглашательскую позицию с самодержавием. Именно так они и поступали потом, уже во время самого восстания, в том числе и на Кубани, о чем мы выше писали на примере меньшевиков, вина на которых за неудачу революции 1905 года лежит немалая.

Г.Гагина

Начало


[1] В.И.Ленин, ПСС, т.11, с.171-172

[2] «Казарма», 1906, 15 февраля, №1

3. «Очерки истории Краснодарской организации КПСС», Краснодарское книжное издательство, 1966 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code