Философия рабочего класса

lK4UPMPgXcc

Занятие 1. «Диалектический материализм — мировоззрение рабочего класса»

Партийность и классовость философии

Под философией обычно понимается наше наиболее общее представление о природе мира и о месте и назначении человечества в нем, т.е. наше мировоззрение.

Поскольку мировоззрение есть у всех людей, значит, у всех есть и своя философия, даже если люди никогда не учились рассуждать о ней. Каждый человек испытывает на себе влияние определенных философских взглядов, даже если он сам для себя специально не продумывал и не может их четко сформулировать.

Причем, всякая философия является партийной или — поскольку партия всегда есть политический представитель определенного класса — всякая философия есть философия классовая.

Почему мы так говорим?

А вот почему.

Некоторые, например, думают, что этот мир есть не что иное, как «юдоль печали», и что наша жизнь в нем является приготовлением к лучшей жизни в другом и лучшем мире. Исходя из таких взглядов на мир, они считают, что мы должны стойко выносить все, что бы с нами ни случилось, не борясь против этого, потому что мы все равно ничего не можем изменить, но по мере возможности мы должны стараться делать добро всем, кто нас окружает. Это — одного сорта философия, одного сорта мировоззрение.

Другие люди думают, что мир является местом для обогащения, и что каждый в нем должен сам о себе заботиться – «кто успел, тот и съел». Это уже философия другого сорта.

И поскольку философия это мировоззрение, имеющееся у каждого человека, а люди живут не изолированно один от другого, а совместно, в больших человеческих сообществах, их мировоззрения, отличаясь одно от другого, имеют между собой немало общего.  Откуда возникает задача систематизировать и детально разработать это общее, свойственное всем мировоззрениям в данном обществе, превратив безотчетно разделяемые народные верования и взгляды в нечто более или менее целостное и системное, т.е. в хорошо формулированную и последовательную теорию. Эту задачу и решают ученые-философы.

Разрабатывая свои теории, философы часто создавали нечто очень запутанное, крайне абстрактное и чрезвычайно трудное для понимания большинства людей. И хотя немногие люди могут в полной мере понимать чисто философские произведения, эти произведения, тем не менее, имеют очень широкое влияние на все общество. Тот факт, что философы систематизировали определенные верования, значительно усиливает эти верования и способствует еще большему их распространению и навязыванию широким массам простых людей. Отсюда все члены общества, так или иначе, испытывают влияние этих философов, даже если они никогда не читали их работ.

Потому мы не можем рассматривать системы философов как совершенно обособленные, ни от чего не зависящие, как всего лишь продукты умственного труда отдельных личностей. Конечно, формулировка взглядов, особые приемы, с помощью которых разработаны и изложены философские теории, — это творение отдельных ученых. Но сами взгляды в их наиболее общем виде имеют социальную основу в идеях, которые отражают общественную деятельность и общественные отношения данного времени и которые, следовательно, не выходят готовыми из головы философов, а восприняты ими их общественной жизни.

Начиная с разложения первобытной общины, то есть на протяжении всего исторического периода, к которому относится история философии, человеческое общество было разделено на классы, потому различные взгляды, имевшие хождение в обществе, выражали точку зрения на мир различных классов. Так обстоит дело и до сих пор, поскольку и сейчас мы с вами живем в классовом обществе. Следовательно, различные философские системы всегда являются выражением той или иной классовой точки зрения. Фактически они не что иное, как систематически разработанная и теоретически сформулированная классовая точка зрения, или идеология определенных классов.

Потому философия всегда была  и есть до сих пор философия классовая.

Философы иногда могут делать вид, что это не так, но сути дела это не меняет. Люди не мыслят и не могут мыслить изолированно от общества, независимо от классовых интересов и классовых битв, происходящих в обществе. Философия есть мировоззрение, есть попытка понять мир, человечество и место человека в этом мире. Потому мировоззрение не может быть не чем иным, как позицией класса, а философ выступает всего лишь как мыслящий представитель определенного класса. Да и как может быть иначе? Философские системы не забрасываются к нам с другой планеты, они создаются здесь на Земле людьми, вовлеченными, нравится им это или нет, в существующие классовые отношения и классовую борьбу. Следовательно, что бы ни говорили философы о себе, нет такой философии, которая не отражает точки зрения определенного класса или которая безразлична и беспристрастна в отношении классовой борьбы. Сколько бы мы ни искали, мы не найдем никакой беспристрастной, беспартийной, надклассовой философии.

Причем, все философии прошлого выражали точку зрения не просто какого-либо существовавшего в то время общественного класса, а только так называемых «образованных» классов, то есть эксплуататорских классов. Именно руководящие силы общества выражают и пропагандируют свои идеи в форме философских систем. А вплоть до появления современного рабочего класса, который является специфическим продуктом капитализма, этими командующими силами в обществе всегда были эксплуататорские классы. Именно их воззрения господствовали в философии так же, как эти классы господствовали в обществе.

Из этого следует вывод, что рабочий класс, если он намерен возглавить руководство обществом, должен выразить свою собственную классовую точку зрения в форме философии и противопоставить эту философию философским системам, выражающим воззрения и защищающим интересы эксплуататоров.

«В немногих словах заслуги Маркса и Энгельса перед рабочим классом можно выразить так: они научили рабочий класс самопознанию и самосознанию, и на место мечтаний поставили науку»[1] — писал В. И. Ленин.

Обучая рабочий класс самопознанию и самосознанию и объединению вокруг себя всех трудящихся и эксплуатируемых, К.Маркс и Ф.Энгельс создали революционную теорию борьбы рабочего класса и указали путь, следуя по которому рабочий класс может покончить с капиталистической эксплуатацией, может стать руководителем всех народных масс и освободить раз и навсегда все общество от всякого угнетения и эксплуатации человека человеком.

К.Маркс и Ф.Энгельс писали в то время, когда капитализм был еще на подъеме и когда силы рабочего класса только еще начинали сплачиваться и организовываться. Их теория была позднее развита В.И.Лениным. Ленин жил и работал уже тогда, когда капитализм достиг своей последней стадии — стадии монополистического капитализма (империализма) и когда началась эпоха пролетарских революции. Далее, в ходе строительства первого в мире социалистического общества, эту теорию в ряде вопросов развил И.В.Сталин.

Маркс и Энгельс учили, что без своей собственной партии рабочий класс никогда не сможет одержать победу над капитализмом и не сможет повести все общество вперед к уничтожению капитализма и установлению социализма. Поэтому рабочий класс должен иметь свою собственную партию, независимую от всех буржуазных партий. Ленин развил дальше учение марксизма о партии, он показал, что партия должна действовать как авангард своего класса, как наиболее сознательная часть своего класса и что она является орудием завоевания и удержания политической власти пролетариата.

Для выполнения такой роли партия, очевидно, должна обладать знанием, пониманием и предвидением событий действительности; другими словами, она должна быть вооружена революционной теорией, на которой основывается ее политика и которой она руководствуется в своей деятельности.

Такой теорией и является марксизм-ленинизм. Марксизм-ленинизм — это не только лишь экономическая теория, и это не исключительно политическая теория, это еще и мировоззрение — философия. Философия марксизма-ленинизма – диалектический материализм.

Сами экономические и политические взгляды не являются и никогда не могут быть независимы от общего мировоззрения. Более того, специальные экономические и политические взгляды всегда выражают мировоззрение тех, кто этих взглядов придерживается, и, наоборот, философские взгляды всегда находят выражение во взглядах на экономику и политику.

Признавая все это, революционная партия рабочего класса не может не сформулировать свои философские взгляды, а сформулировав, последовательно их не придерживаться; она не может также не развивать и не оберегать свою партийную философию. В этой философии воплощены общие идеи, служащие для партии средством осознания мира, который она стремится изменить; с их помощью она определяет свои цели и намечает, как бороться за них. В этой философии воплощены главные идеи, посредством которых партия стремится просветить и организовать весь класс и оказывать влияние, руководить и завоевывать на свою сторону всю массу трудящегося народа, показывая ему выводы, необходимо вытекающие из каждой стадии борьбы, помогая трудовому народу учиться на своем собственном опыте, как идти вперед к социализму.

Вот почему возникла философия, выражающая революционное мировоззрение рабочего класса, и почему эта философия — диалектический материализм — определяется как мировоззрение марксистско-ленинской партии.

Сам опыт научил партию, что необходимо иметь свою собственную философию. Он показал, что, если у партии нет своей собственной революционной социалистической философии, тогда неизбежно ее философские идеи становятся результатом заимствования из враждебных, антисоциалистических, т.е. буржуазных источников. Если мы в наши дни не приемлем точки зрения рабочего класса и борьбы за социализм, тогда мы волей-неволей усваиваем точку зрения капиталистов и борьбы против социализма. Вот почему партия рабочего класса, чтобы быть действительным революционным руководителем своего класса и не вводить в заблуждение свой класс заимствованием враждебных капиталистических идей и соответствующей таким идеям политики, обязательно должна заботиться о формулировании, защите и пропаганде своей собственной революционной философии.

Классовая философия и Истина

Против только что сказанного о классовости и партийности философии может быть выдвинуто возражение, что такая концепция является полным искажением всей сущности философии.

Некоторые скажут, что они, мол, согласны с тем, что классовые интересы могут склонить нас верить скорее в одно, чем в другое. Но разве философия не должна быть выше этого? Разве философия не должна быть объективной и беспристрастной и учить нас оставлять в стороне классовые и партийные интересы и стремиться только к Истине? Ведь важна сама Истина, а не то, что она удовлетворяет тем или иным классовым интересам. Если философия партийна, значит она пристрастна, а если она пристрастна, то как она может быть объективной, как она может отражать Истину?

В ответ мы можем сказать, что в действительности точка зрения рабочего класса на философию больше, чем какая либо другая классовая точка зрения стремится к Истине.

Существует ли Истина? Конечно, да — и человеческое общество, постоянно развиваясь, исторически все более и более приближается к ней. Но различные взгляды, в зависимости от их партийности, не могут быть одинаково близки к Истине. Поскольку каждая философия отражает классовую точку зрения, а один класс отличается от другого по своей социальной роли и по вкладу, вносимому в развитие общества, постольку и философии их отличаются одна от другой по воплощению ими положительных достижений в выработке Истины о мире и обществе.

Люди склонны считать, что если мы становимся на партийную, классовую точку зрения, то мы отворачиваемся от Истины; и что, с другой стороны, если мы действительно стремимся к Истине, то мы должны быть строго беспристрастны и беспартийны. Но в действительности все это не так. Лишь тогда, когда мы становимся на партийную точку зрения исторически самого прогрессивного класса, мы способны приблизиться к Истине.

Следовательно, определение диалектического материализма как философии революционной партии рабочего класса никоим образом не противоречит притязанию диалектического материализма выражать Истину и быть средством достижения Истины. Напротив, мы имеем полное право претендовать на это, ввиду специфического положения и особой исторической роли рабочего класса.

И вот почему. За исключением рабочего класса, все другие классы, которые стремились к руководству обществом, были эксплуататорскими классами. Но всякий эксплуататорский класс, каковы бы ни были его достижения, всегда вынужден искать известные средства маскировки своего действительного положения и своих целей, как от самого себя, так и от эксплуатируемых, и доказательства вечности и справедливости своего господства, так как такой класс никогда не может признать свое действительное положение и цели как эксплуататорского класса и временный характер своей собственной системы.

Например, в античном рабовладельческом обществе Аристотель, величайший философ древности, доказывал, что институт рабства является законом природы, так как некоторые люди рабы от природы.

В период расцвета феодального общества крупнейший философ средних веков Фома Аквинский представлял всю вселенную в виде аналога феодальной системы. Все у него было расположено согласно феодальной иерархии[2], на вершине которой находился бог в окружении главных архангелов. Любая вещь зависела от того, что непосредственно стояло над ней в системе, и ничто не могло существовать без бога.

Что касается капитализма, то, как заметили Маркс и Энгельс, господствующий в этом обществе класс буржуазия «не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана»». Это было отражено и в ранней буржуазной философии, особенно в ранней английской философии. Она представляла мир состоящим из независимых атомов, каждый из которых находит свое полное завершение в самом себе и занят только собой. Это было зеркало капиталистического общества, каким оно представлялось поднимающейся буржуазии. При помощи таких идей буржуазии удавалось маскировать свои собственные цели, цели господства и обогащения. Согласно этим идеям, рабочий и капиталист находились «на одном уровне», поскольку каждый являлся свободным человеческим атомом, и они свободно заключали договор, по условиям которого один должен был работать, другой — предоставлять капитал и платить заработную плату.

Отголоски этих старых буржуазных идеи и сегодня существуют в нашем современном капиталистическом обществе, которое постоянно старается подчеркивать всеми способами независимость и изолированность людей друг от друга. К примеру, известный тезис, широко распространенный у нас в России «я работаю для себя и своей семьи», наглядно показывает, что люди, разделяющие такую идеологию, дистанцируют себя от всех остальных людей в обществе, выделяя свою семью из всего общества, которое им чуждо. Они не воспринимают общество как единое целое, а напротив, предполагают, что оно состоит из отдельных конкурирующих между собой элементов (в данном случае — семей) – аналога тех же самых атомов английских философов. Оттуда и широко распространенный в наше время термин – «атомизация» общества.

Но рабочий класс не нуждается в каком-либо самообмане (ложном сознании), который всегда содержится в подобной философии. Он желает не создания новой системы эксплуатации, а уничтожения всякой эксплуатации человека человеком. По этой причине он заинтересован не в том, чтобы маскировать что-либо, а в том, чтобы понять вещи именно такими, каковы они есть на самом деле. Поскольку чем лучше он познает Истину, тем более сильным он станет в борьбе и тем быстрее он победит.

Более того, другие господствующие классы всегда желали увековечить себя и просуществовать столько, сколько это будет возможно. Поэтому они благоволили к философским системам, которые рассматривали их положение в обществе как вечное и неизменное. Подобные системы пытаются определить природу вселенной таким образом, чтобы представить определенные социальные отношения как необходимые, вечные и неизменные. Из чего следует вывод, что поскольку данная социальная система является необходимой частью целого, то она так же вечна и неизменна, как и само целое.

Но рабочий класс не желает увековечивать свое классовое положение. Напротив, он желает покончить со своим собственным классовым положением столь скоро, сколь это возможно, и построить бесклассовое общество. Поэтому рабочему классу не нужна философская система, которая устанавливает некое ложное постоянство. Его классовое положение и цели таковы, что дают ему возможность допускать и даже обязывают его признавать и прослеживать изменение, появление и исчезновение всего существующего. Рабочий класс не боится своего уничтожения, он к нему стремится изо всех сил!

Следовательно, партийная философия рабочего класса имеет полное право претендовать на Истину. Ей не требуется ложь. Она является единственной философией, которая основана на принципе, необходимо требующем, чтобы мы стремились понимать вещи именно такими, каковы они есть, во всех их многообразных изменениях и взаимосвязях, без искажений и прикрас.

Философия народных масс

Разумеется, такая необычная до сей поры и революционная по самой своей сути философия не могла родиться сразу. Человечество вынашивало ее долгие века. Ленин пишет о марксизме: «…в марксизме нет ничего похожего на «сектантство» в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации. Напротив, вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма»[3].

Марксизм является продолжением и завершением прошлых достижений философии.  Марксизмом заканчивается одна эпоха развития философии и начинается новая, поскольку по сравнению с философскими системами прошлого он идет принципиально новым путем. Он есть революция в философии, конец «философских систем» прошлого, философия совершенно нового типа.

У марксизма-ленинизма совсем иная цель, чем у философий прошлого. Он не является философией, выражающей мировоззрение эксплуатирующего класса, меньшинства, стремящегося навязать свою власть и свои идеи народным массам с целью держать их в подчинении. Ровно напротив, марксизм-ленинизм это философия, которая служит простым людям в их борьбе за ниспровержение всякой эксплуатации и построение бесклассового общества.

О философии прошлого можно было сказать, что она была попыткой понять мир и место и назначение человека в нем, попыткой, неизбежно обусловленной классовыми воззрениями, предрассудками и иллюзиями философов, принадлежащих к различным эксплуататорским классам.

Марксистско-ленинская философия является попыткой понять мир, чтобы изменить его. А диалектический материализм является тем теоретическим оружием в руках народа, которое служит цели изменения мира.

Марксизм-ленинизм не изобретает «системы» и не пытается затем все подогнать под них (как это делали предшествовавшие философии), он основывает свои представления о вещах на фактическом их исследовании, на их тщательном изучении, исходит из опыта и практики и проверяет ими полученные выводы.

Таким образом, диалектический материализм является в полном смысле народной философией, научной философией и философией практики. Марксистская философия это философия не элиты, а пролетарских масс.

Революционный характер диалектического материализма воплощен в двух сторонах марксистско-ленинской философии, которые дали ему название, — в диалектике и материализме.

Для того чтобы понять вещи, чтобы изменять их, мы должны изучать их не в соответствии с требованиями какой-либо абстрактной системы, а в их действительном изменении и взаимосвязи, а это и есть то, что понимается под диалектикой.

Мы также должны отбросить предвзятые идеи и представления о вещах и стараться привести наши теории в соответствие с действительными условиями материального существования, а это значит, что наши взгляды, наша теория являются материалистическими.

В диалектическом материализме, писал Энгельс, впервые действительно серьезно отнеслись к материалистическому мировоззрению, и оно было последовательно проведено, так как «решились понимать действительный мир — природу и историю — таким, каким он сам дается всякому, кто подходит к нему без предвзятых идеалистических выдумок… решились без сожаления пожертвовать всякой идеалистической выдумкой, которая не соответствует фактам, взятым в их собственной, а не в какой-то фантастической связи. И ничего более материализм вообще не означает»[4].

Подготовлено КРД «Рабочий Путь»

[1] В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 2, стр. 6.
[2] Иерархия — порядок, при котором все, что находится на высшей ступени, господствует над тем, что находится на более низкой ступени. Так, крепостные находились у подножия феодальной иерархии, а король на ее вершине. Подобным же образом папа является главой «католической иерархии».
[3] В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 2, стр. 6.
[4] К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, стр. 366.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code