О проблеме русского языка на Украине

Одной из важнейших причин разгоревшегося  на Украине конфликта между киевской властью и восточными и юго-восточными областями страны является вопрос о статусе русского языка. Это та узловая точка, в которой, так или иначе, отразились все классовые противоречия, раздирающие сегодня эту постсоветскую республику.

«Причем тут классы?» — вскинется на дыбы читатель, наслушавшийся буржуазной пропаганды и не умеющий заглянуть вглубь явлений и процессов, происходящих в буржуазном обществе, — «ведь вопрос о языке чисто национальный, а не классовый?»

Но марксисты знают, что в классовых обществах в основании всех общественных явлений и событий лежат интересы тех или иных общественных классов.

Это только на первый взгляд кажется, что нет никакой разницы какой язык считать государственным, если разговаривать на других языках в быту населению никто не запрещает. Дело в том, что бытовой язык является важнейшим объективным фактором, определяющим многие процессы в капиталистическом обществе, и в первую очередь, процессы экономические, которые всегда, так или иначе, будут отражаться в политике. С другой стороны, объективные законы экономического развития есть основа всех общественных процессов, которые находят свое выражение и в языке общения.  Непонимание этого взаимного влияния языка и экономики, вторичности по отношению к нему политики, наивная вера в то, что некими субъективными действиями каких-то заинтересованных лиц можно прекратить действие объективных законов общественного развития или отменить их совсем, — есть источник многих бед, которые непременно обрушатся на все общество, если эти «заинтересованные» деятели не будут вовремя приведены «в чувство».

К сожалению, именно это мы видим на Украине, где вопрос о языке грозит расколоть страну в пожаре гражданской войны.

Украинские ультраправые в лице политических партий «Свободы», «Батькивщины» и «Удара», захватившие на волне евромайданных протестов Верховную Раду, в первый же день после своего прихода к власти  принялись за изменение языковой политики в стране, в срочном порядке отменив закон, позволявший придавать официальный статус русскому и другим негосударственным языкам на территории Украины[1].

Даже победу свою праздновать им было некогда – вот как торопились!

Отчего ж такая спешка? Ведь языковая проблема на Украине появилась не вчера.

Закон «О государственной языковой политике», который отменили ультраправые был принят в 2012 году. Он позволял в тех регионах Украины, где местные языки являются родными по меньшей мере для десяти процентов населения, присваивать им статус региональных. А это значит, что такие языки в границах этих областей уравнивались с государственным языком – украинским,  т.е. могли использоваться в делопроизводстве и при общении местных органов власти с гражданами.

После принятия данного закона русскому языку мог быть официально предоставлен статус регионального в 13 из 27 регионов Украины, включая оба города республиканского подчинения — Киев и Севастополь. В некоторых населенных пунктах такой статус получили другие языки: например, румынский и венгерский. Но кое-какие области на западе Украины, например, Тернопольская и Львовская, признавать этот закон отказались. Против него активно выступили  украинские националисты, увидевшие в нем угрозу для украинского языка, а по сути, угрозу независимости всей Украины.

Напомним, что украинский язык является единственным государственным языком Украины с 1991 года. Собственно, именно тогда — после обретения суверенитета страны в 1991 году и возникла та самая языковая проблема, которая за 23 года независимости республики так и не была решена.

Суть этой проблемы состоит в том, что большинство жителей  Украины вне зависимости от того, к какой национальности они себя причисляют, в подавляющем большинстве предпочитают общаться в быту на русском языке.

Вот официальные данные по сегодняшнему состоянию дел.

Согласно последней переписи населения (2001 г.), украинцы составляют 77,82 % населения страны, русские 17,28 %. При этом русский язык назвали родным 29,6 % жителей Украины.

По данным фонда «Общественное мнение» (2002), в городах Украины 75 % населения предпочитает общаться на русском языке и только 9 % — на украинском. Заметим, что почти 70% населения страны проживает в городах и посёлках городского типа (данные 2013 г.).

По данным опроса, проведённого компанией Research & Branding Group, свободно владеют русским языком 68 % населения Украины, в то время как украинским языком — всего 57 %. Наибольшее распространение русский язык получил в восточных и южных регионах, где предпочтение ему отдают 92 % граждан.

Начиная с 1991 года, буржуазная власть на Украине усиленно старалась всеми силами и всеми доступными ей средствами «украинизировать» население республики, да только ничего из этого не вышло. Родным языком по прежнему считают русский язык более трети жителей Украины – 34,7 (1994 г.) и 34,1 (2005 г.), а число тех, кто использует русский язык в быту даже возросло — 32,4% (1994 г.)  и 36,4% (2005 г.)[2]. Школьники же общаются между собой в подавляющем большинстве (65%) на русском, вне зависимости от того, в какой школе они учатся – в русской или украинской[3].

А ведь что только буржуазной украинской властью не предпринималось! По максимуму было сокращено за эти годы число русскоязычных школ и детских садов. В большинстве вузов страны преподавание стало вестись на украинском языке. Начали издавать массу литературы на украинском, а выпуск русскоязычной литературы резко сократили. Писателей обязывали писать на украинском, певцов – петь на украинском. Радио-  и телевещание тоже фактически перевели на украинский язык и т.п. Но все впустую. Отчего?

Не только потому, что «насильно мил не будешь», хотя и это имеет место.

И не только потому, что значительная часть украинского населения, как показывают идущие сейчас на востоке и юго-востоке Украины события, в значительной степени сохранила советскую идентичность, а русский язык – это то, что в том числе связывает всех нас, советских граждан, вместе. У нас у всех не только общая история, общая судьба и во многом общая культура, но и общее стремление вернуться к той советской жизни.

В советское время русский язык был языком межнационального общения на территории всей огромной страны – СССР. И при этом ни один народ в нашей стране не чувствовал себя ущемленным в языковом вопросе. В Советском Союзе существовало множество национальных школ, где учить родной язык мог любой, кто этого пожелает. Многие языки народов СССР получили письменность – то, чего они никогда не имели и о чем не могли даже мечтать. У тех народов и народностей, которые ранее не могли себе этого позволить по экономическим причинам, появилась своя собственная национальная интеллигенция – писатели, поэты, певцы, ученые и пр., т.е. люди, профессионально занятые развитием национальной культуры и национального искусства. Национальные культуры множества народов СССР получили возможность развиваться так, как хотели.

Почему? Почему ничего этого мы не видим сейчас, став «суверенными» и «независимыми»?

А потому, что в условиях социализма разным народам и разным республикам нечего было между собой делить, потому что при социализме всем всего вполне хватало для нормальной и счастливой жизни. А сейчас у нас рынок, который определяет всю нашу жизнь, заставляя смотреть друг на друга волком. Не украдешь ты, украдут у тебя – вот его закон.

Не в одной Украине буржуазные власти воюют с русским языком — практически во всех бывших советских республиках процессы искоренения русского языка шли и идут до сих пор с большим или меньшим успехом. Просто на Украине они проявляются намного ярче и интенсивнее в силу особых условий этой республики. И Украина лучше, чем какая-либо другая постсоветская республика сопротивляется насильственному насаждению языка коренной национальности.

Что это за особые условия?

Развитая экономика и развитая промышленность. Да, изрядно убитая за время капиталистических реформ, но, тем не менее, все еще достаточно сильная по сравнению, например, с Прибалтикой, Молдавией и республиками Средней Азии.

Дело в том, что язык тесно связан с экономикой, как мы уже говорили выше. Именно в этом корень всего языкового вопроса, и не только на Украине, но и на всем постсоветском пространстве.

Так называемая «русификация Украины», в которой сейчас упрекают Советскую власть украинские националисты, началась отнюдь не в советское время, а значительно раньше – еще во времена Российской Империи, когда в  России начал активно развиваться капитализм, т.е. во второй половине 19 века.

В то время главными промышленными центрами страны были Урал, Москва, Санкт-Петербург, Варшава, Рига, Баку и Украина. Причем в Питере, на Урале и на востоке Украины была сосредоточена тяжелая промышленность, т.е. наиболее наукоемкая и передовая, которая требовала наиболее квалифицированных рабочих. Такие рабочие специально и в значительном количестве завозились на Украину русскими и иностранными капиталистами из других областей России – с Урала, и особенно из Питера, где образование и квалификацию рабочим было получить значительно легче. Потому украинский язык более распространён в центральной части Украины, на севере и на западе страны, где население было по преимуществу занято сельскохозяйственным производством, а русский — на юге и востоке, где и сосредоточена вся промышленность страны. Это первый момент.

Второе и самое главное. Сами законы капитализма, определяемые рынком (т.е. анархией, неорганизованностью производства), ведут к проникновению капиталистических отношений во все сферы экономики и социальной жизни общества.

Рынок, торговля – есть основа жизни капитализма. А для того, чтобы покупать и продавать, продавец и покупатель должны говорить на одном языке. Именно поэтому с возникновением капиталистических отношений в обществе возникают такие явления, которых ранее, в прежние эпохи человечество не знало – национальные движения.

Вот что пишет об этом В.И.Ленин в работе «О праве наций на самоопределение»: «Национальные движения не впервые возникают в России и не одной ей свойственны. Во всем мире эпоха окончательной победы капитализма над феодализмом была связана с национальными движениями. Экономическая основа этих движений состоит в том, что для полной победы товарного производства необходимо завоевание внутреннего рынка буржуазией, необходимо государственное сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке, при устранении всяких препятствий развитию этого языка и закреплению его в литературе. Язык есть важнейшее средство человеческого общения; единство языка и беспрепятственное развитие есть одно из важнейших условий действительно свободного и широкого, соответствующего современному капитализму, торгового оборота, свободной и широкой группировки населения по всем отдельным классам, наконец — условие тесной связи рынка со всяким и каждым хозяином или хозяйчиком, продавцом и покупателем.»  (выделение –авт.статьи).

Единство языка обеспечивает буржуазии необходимый ей рынок – т.е. то, без чего она существовать не может!!!!

Это и есть главная причина всех гонений, которые испытывал и испытывает русский язык на территории подавляющего большинства бывших советских республик. Местной национальной буржуазии не выдержать конкуренции с мощной российской буржуазией, разжиревшей на грабеже богатейшей ресурсами России, и желая выжить в капиталистическом мире, она вынуждена не на жизнь, а на смерть воевать с русским языком, который есть главное условие сохранения влияния российского капитала на территории этих республик.

Территории, где местное население говорит на русском языке, неизбежно станут рынком российской буржуазии, уйдя из-под влияния национального или иного капитала. А для местной украинской буржуазии это означает неминуемую гибель, ведь никакие порошенки или таруты не смогут выдержать конкуренции с дерипасками и прохоровыми, состояние, а значит и сила, которых превышает в десятки раз!

Вот чего боятся «украинизаторы», т.е. украинские националисты, выражающие интересы украинской буржуазии!  И вот почему они готовы зубами держаться за украинский язык, считая всех русскоговорящих врагами «родного буржуазного отечества»! «Родного», понятное дело, только для них, для буржуев, ибо для трудового народа Украины, притесняемого и угнетаемого, что на востоке, что на западе, нынешнее отечество совсем не родное, а чужеродное. Свое отечество у трудового народа, что Украины, что России, отобрали в перестройку, и его еще вернуть надо.

Для тех же самых целей – для примитивной самозащиты себя любимой от могучего конкурента, который ее сожрет и не заметит, национальной буржуазии требуются «независимость» и «суверенитет», которыми она размахивает перед носом запутавшихся трудящихся, убеждая их, что жить по отдельности лучше, чем вместе.

«Национальное государство есть форма государства, наиболее соответствующая капиталистическим, цивилизованным, экономически-прогрессивным условиям, есть та форма, в которой оно всего легче может выполнить свои задачи наиболее свободного, широкого и быстрого развития капитализма[4], — писал В.И.Ленин.

Отсюда становится совершенно ясно, что никакого «распада» СССР не было!

Советский Союз не распался, а был РАЗОРВАН растущим капитализмом, необходимо требующим для своего развития разделения народов СССР на «разные квартиры».

Только какая может быть независимость одного рабочего от другого рабочего, если они вместе производят один общий продукт? Ведь общественное разделение труда достигло ныне такой степени, когда процесс производства многих товаров охватывает не только огромное число рабочих одной страны или соседних стран, но даже десятков стран мира. Наглядный пример  — мобильные телефоны или компьютеры, для производства которых сейчас нужен совместный труд сотен миллионов рабочих более чем 50 стран мира!

«Независимость» нужна не рабочим, а тем, кто крадет у них этот совместный труд – буржуазии. «Независимость» это преимущественное право воровства произведенного рабочими продукта одной части буржуазии перед другой, и не более того! Пресловутая «государственная независимость» при капитализме это еще и независимость буржуазии от трудового народа! Национальная буржуазия стремится с помощью «независимости» избавиться от всех и всяческих конкурентов, которые могут посягнуть на ее власть.

Вот почему ни в одной из постсоветских республик, как не старались местные власти, уничтожить русский язык не удалось и не удастся. Ровно напротив, его влияние с каждым годом будет только расти. И вина в том лежит не на российской буржуазии, которая якобы с помощью каких-то там агентов что-то там насаждает в соседних республиках. Нет, российская буржуазия с удовольствием использует этот процесс в своих корыстных интересах, но истоки его лежат в самих законах капитализма, двигающих человеческое общество по пути все большего и большего разделения труда, а следовательно, ко все большему и большему обобществлению производства. Тесно взаимодействуя в экономике, люди неизбежно вынуждены говорить на одном языке, ведь иначе они не смогут понять друг друга.

Это процесс объективный и идет он в мире не только на территории бывшего СССР. Глобализация мировой экономики, лидером которой выступали англоязычные страны, уже привела к тому, что на английском языке говорит теперь уже чуть ли не полмира, хотя еще несколько десятилетий назад такого не было и в помине.

На постсоветском пространстве экономическим лидером и центром притяжения всех окрестных народов является, как ни крути, самая экономически мощная республика – Россия, а значит русский язык так или иначе вернет себе былой статус языка межнационального общения.

Борьба с русским языком изначально обречена на провал — воевать с объективными законами общественного развития, наивно надеясь остановить неизбежный исторический процесс, бессмысленно. Социальные процессы пойдут тем путем, каким они и должны идти. Законы общественного развития непременно возьмут свое, отправив буржуазию – последний эксплуататорский класс, как и положено, на давно уготованное ему место на свалке истории. И тогда языковая проблема исчезнет сама собой, ибо народам в коммунистическом обществе делить между собой будет нечего.

Л.Сокольский



[1] http://lenta.ru/news/2014/02/23/language

[2] Паніна Н. В. Українське суспільство 1994—2005: соціологічний моніторинг. — Київ: ТОВ «Видавництво Софія», 2005

[3] Снежкова И. А. Формирование этнических представлений украинских и русских школьников // Социологические исследования. 2004. № 11

[4] В.И.Ленин «Империализм как высшая стадия капитализма»

Версия для печати            Аудио

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code