О пасхе

«Праздников праздник и торжество из торжеств»  — так называют верующие люди пасху, один из главных праздников христианской религии. По их мнению, этот праздник установили первые христиане в память чудесного воскресения казненного бога Иисуса Христа. Это событие лежит в основе всего христианского вероучения. Ведь своими страданиями Христос, по уверениям отцов церкви, искупил грехи людей и обеспечил верующим вечную жизнь на небесах. Поэтому христианская церковь и придает такое большое значение празднику пасхи.

Но было ли на самом деле воскресение Христа, которое ежегодно отмечают верующие люди?

Наука отрицательно отвечает на этот вопрос. Образ богочеловека Иисуса Христа является вымышленным, сказочным, созданным фантазией людей.

Но возник он отнюдь не случайно, как не случайна и жертва Иисуса, который как бы отдал свою жизнь за «счастье» других людей. Вот только счастье это ждет верующих не в реальном, окружающем их мире, а в мире выдуманном, иллюзорном, который якобы существует параллельно с действительным, настоящим миром. Иисус  — это нечто вроде «героя», который отдал свою жизнь и как бы тем самым избавил от больших и малых жертв других людей («толпу»). А ведь без жертв было бы не обойтись, если бы люди захотели добиться счастья не в каком-то вымышленном, фантастическом мире, не где-то там на небе, а здесь, на земле  — в мире настоящем, где они действительно живут. Тогда людям вместо мечтаний и надежд на счастливую жизнь после смерти пришлось бы бороться с несправедливостями окружающего их общества. А как с ними бороться и как изменить общество, чтобы сделать людей счастливыми, тогда никто не знал.

Христианская вера возникла в I веке нашей эры в период распада Римской империи на территориях, покоренных ею ранее. Жизнь порабощенных Древним Римом народов в те времена была очень тяжелой, если не сказать совершенно беспросветной. Общество было классовым, экономическую основу его составляло рабовладение. Положение рабов, не имеющих никаких человеческих прав, было ужасным, а жизнь свободных крестьян, которым часто приходилось конкурировать с рабами за право работать  — немногим лучше. Тяжелейший гнет испытывали даже богатые и состоятельные слои покоренных народов, к которым римские граждане относились так же, как к своим рабам. Перспектив никаких. Всеобщая апатия и уныние.

«Таково было материальное и моральное состояние. Настоящее невыносимо; будущее, пожалуй, еще более грозно. Никакого выхода. Отчаяние или поиски спасения в самом пошлом чувственном наслаждении, по крайней мере, со стороны тех, кто мог себе это позволить, но таких было незначительное меньшинство. Для остальных не оставалось ничего, кроме тупой покорности перед неизбежным»[1],  — пишет Ф. Энгельс.

Понятно, что в таких условиях бегство от мира закономерно. И оно приняло колоссальный размах. Тысячи сект, больших и маленьких, наводнили Рим.

Раннее христианство больше всех других расплодившихся верований затронуло души людей тем, что заявило, что в испорченности мира виновны сами люди. Никто не мог отрицать своей вины  — того, что он неидеален. Эта «вина», лежащая на всех, а также та ошибочная идея, что окружающий мир плох потому, что плохи люди, населяющие этот мир, что всем нужно хорошо покаяться, пожертвовав чем-то, и тогда весь окружающий мир сам собой изменится к лучшему, неизбежно привела к идее духовного спасения всех людей через добровольную жертву одного  — к идее Христа. Это было очень удобно и избавляло от усилий пытаться изменить окружающий мир.

Тем более, как бороться за лучшую жизнь здесь на земле, никто еще не знал. Наука в те времена была в зачаточном состоянии и не могла еще объяснить ни природных явлений, ни тем более явлений общественной жизни людей. Осознать в себе самих силы, способные изменить общество к лучшему, дав всем свободную, сытую и счастливую жизнь, люди тогда не могли, да для этого в обществе еще не было и объективных условий  — человечество не создало те производительные силы, которые бы могли это обеспечить. Потому миф о Христе и его жертве пришелся многим по душе, давая возможность людям надеяться на лучшую жизнь если не в этом, окружающем их мире, то хотя бы после своей смерти, ведь душа человека предполагалась бессмертной, способной к самостоятельной жизни вне человеческого тела. Все эти идеи, которые, как мы видим, четко отражают реальную жизнь того общества, нашли свое отражение в мифе о воскрешении Христа  — одном из основополагающих в христианской религии.

Но если не было на свете бога Христа, не было его чудесного воскрешения, то что же тогда празднуют верующие в день «святой пасхи»? Чтобы ответить на этот вопрос, заглянем в глубь веков, познакомимся с религиями народов древности, в которых и берет свое начало христианская пасха.

Более трех тысяч лет назад у древнееврейских скотоводческих племен, кочевавших в знойных степях Аравии, в начале весны отмечался праздник, носивший название «песах», что в переводе на русский язык означает «умилостивление». От этого слова и пошло название «пасха».

В дни, когда скот давал первый приплод, древние евреи обращались к духам с просьбой сохранить и увеличить стада, уберечь животных от болезней. Для того, чтобы духи услышали людей, откликнулись на просьбы, их старались задобрить, умилостивить. В жертву им приносили молодых ягнят и козлят.

С течением времени, когда скотоводческие племена пришли на земли Палестины, многие их обряды и праздники слились с обрядами и праздниками коренного палестинского населения, которое занималось в основном земледелием. У этих земледельческих племен существовал, например, праздник маццот, связанный с началом жатвы, которая в Палестине проводится весной. В праздничный день земледельцы приносили в жертву своему богу плодородия первый сноп и пресные лепешки из первого зерна нового урожая. Это тоже было своего рода умилостивление божества.

Со временем земледельческий и скотоводческий праздники умилостивления божества слились в один религиозный праздник. Он длился семь дней. В жертву богам приносили молодых животных и поедали их мясо. Из муки, полученной при обмолоте первого снопа урожая, пекли пресные лепешки, которые употреблялись в пищу в течение всего празднества.

Впоследствии этот древнееврейский праздник потерял многие свои черты. С изменением условий жизни палестинского населения он получил новое содержание, постепенно утрачивая свою былую связь с хозяйственной деятельностью людей. Когда у иудеев возникло поклонение единому богу Яхве, празднику пасхи было дано новое объяснение. Его стали связывать с библейским сказанием об исходе евреев из Египта.

Христианская же религия, заимствовав этот праздник у иудеев, связала его с евангельской легендой об Иисусе Христе, причем вначале христианская пасха вовсе не была похожа на тот праздник, который отмечают верующие в наши дни. Первые христиане отмечали не воскрешение, а страдания и смерть Христа. В дни пасхи люди постились, оплакивали Иисуса, его смерть. Лишь много лет спустя верующие стали праздновать в пасхальные дни воскрешение Христа, а его страдания и смерть стали отмечать в страстную неделю.

Однако и новое содержание пасхи христианство также заимствовало из верований древних народов. Задолго до возникновения христианства у многих восточных народов существовали представления о божествах, которые умирали, а затем воскресали. Люди видели, как увядает осенью растительность, а весной рождается вновь. А раз так, то и боги, которые, по их мнению, управляли всеми явлениями природы, способны умирать и воскресать.

За две тысячи лет до появления христианства, в Вавилоне существовал праздник в честь воскресения казненного бога Таммуза. Позднее вавилоняне стали отмечать праздник воскресения из мертвых бога Мардука. В Египте праздновалось воскресение бога плодородия Осириса, который был убит своим коварным братом Сетом. Египтяне оплакивали своего бога, скорбили в течение нескольких дней, а затем, когда он будто бы воскресал, наступало общее ликование. Все веселились, пели песни, религиозные гимны.

Уже в те далекие времена люди видели в чудесном воскресении своего бога залог бессмертия, вечной жизни «на том свете». В одном из гимнов в честь воскресшего Осириса есть такие слова:

Как воистину Осирис живет, так живешь и ты,
Как воистину он не умирает, так не умираешь и ты,
Как воистину он не уничтожается, так не уничтожаешься и ты.

В современной пасхе, которую празднуют верующие христиане, можно найти многие черты старинных празднеств и наших предков  — славян. У славян-земледельцев существовал, например, праздник в честь бога солнца  — Ярилы. Чтобы умилостивить его, испросить у него помощь в получении хорошего урожая, наши предки приносили своему богу различные дары, чаще всего сельскохозяйственные продукты: яйца, творог, масло. Яйца красили кровью животных, чтобы они были красного цвета  — они символизировали солнце. Эти обычаи, существовавшие в старину на Руси, сохранились до наших дней: в пасхальные дни верующие красят яйца, делают творожные пасхи, пекут куличи.

Христианская церковь, связав пасху с именем Иисуса Христа, придала ей новое социальное содержание. В основу праздника легли идеи терпения, покорности, всепрощения и всеобщей любви (классового согласия). В пасхальные дни служители церкви учат верующих смирению и терпению. В церковных проповедях в пример людям ставится Иисус Христос, которого били, а он молчал, которого распинали на кресте, а он молился за своих мучителей, говоря, что «они не ведают, что творят». Эти проповеди еще в дореволюционное время, когда беднота поднималась на борьбу с угнетателями, отвлекали народ от революционной борьбы за свое освобождение. Трудящиеся Российской империи тогда восставали против зла, насилия, угнетения, а православное духовенство внушало им, что «ненавидящим нас» нужно все прощать, что не следует искать лучшей жизни на земле, она будто бы придет к верующим на «том свете».

Эти проповеди и в наши дни уводят народ от борьбы за свое освобождение, за счастье не где-то там, на небе, а здесь, на земле. В этом как раз и состоит главная опасность и особый вред религии для трудового народа: она всегда препятствует действительному освобождению угнетенных, действуя во благо угнетающих классов.

О том, что праздник пасхи вовсе не установлен в ознаменование какого-то действительного события, говорит и тот факт, что пасха не отмечается ежегодно в один и тот же день определенного месяца, а празднуется каждый год в разные дни в промежутке между 4 апреля и 8 мая. Почему же воскресение Христа не связано с определенной датой? Да потому, что служители церкви не знают, когда воскрес Христос. В первые столетия существования христианства об этом велись упорные споры. Только в IV веке на Никейском вселенском соборе было решено праздновать пасху в первое воскресение после первого весеннего полнолуния. Почему именно так? На этот вопрос не могут ответить даже сами служители церкви.

Да им это, собственно, и не важно. Главное, чтобы народ верил и почаще ходил в церковь. Тогда ему будет не до классовой борьбы со своими эксплуататорами и угнетателями. А значит господствующий в обществе класс буржуазии со всеми его холуями в лице чиновников, депутатов, правоохранителей, деятелей культуры и священнослужителей может и дальше спокойно паразитировать на трудящихся, не боясь за свое положение в обществе и за свою прибыль.

В. Кожевников


[1]     См. Ф. Энгельс «К истории первоначального христианства», «Бруно Бауэр и первоначальное христианство», «Книга откровения».

О пасхе: Один комментарий Вниз

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code