«Я не интересуюсь тем, что не могу изменить…»

Знакомые настроения, верно? У каждого найдутся приятели, друзья или родственники, которые так или примерно так рассуждают. Встречается такая позиция и среди представителей самого революционного класса нашей эпохи — рабочего класса.

Но если аполитичные настроения у рабочих еще можно как-то объяснить — им элементарно некогда подумать о том, как устроен окружающий их мир — они вынуждены работать на капиталистов, не поднимая головы, по 10-12, а то и 14 часов в сутки, часто без выходных, да и труд их преимущественно физический, а не умственный, при котором человеку по самому своему роду занятий положено думать весь рабочий день, то такие настроения у интеллигенции, да еще у самого образованного и вроде бы прогрессивного ее слоя —  ученых, оправдать никак нельзя. Ведь их профессией и является изучение того, как устроен окружающий мир. Это их прямая обязанность — открывать законы, которым подчиняются природа и человеческое общество.

А разве не для этих целей общество содержит таких специалистов? Для чего оно готово кормить ученых, обувать, одевать, обеспечивать их всем необходимым для жизни, т.е. брать на себя все заботы о производстве необходимых для жизни ученых материальных благ, освобождая их тем самым  от труда по созданию условий для собственного физического выживания? Зачем общество платит научным работникам заработную плату, часто немалую?

Да как раз для того, чтобы люди, используя открытые учеными законы развития природы и общества, могли изменять мир, делать его лучше и удобнее для жизни! В этом и состоит главное предназначение Науки в человеческом обществе, и именно для решения этой задачи она и возникла в свое время.

Однако в среде научных работников и вообще интеллигенции аполитичные настроения распространены больше чем в каких-либо иных слоях современного буржуазного общества.

«Я не интересуюсь тем, что не могу изменить» — сказал физик Борис Луховицкий, интервью[1] с которым опубликовал недавно один известный российский новостной ресурс. Мы бы и внимания бы не обратили на это интервью, если бы не эти слова достаточно образованного вроде бы человека, да еще в придачу физика — т.е. специалиста и профессионала в самой может быть материалистической из всех существующих наук, где идеалисту изначально делать нечего.

При этом из текста интервью выясняются следующие любопытные и немаловажные для темы нашего разговора подробности: Луховицкий — кандидат физико-математических наук, начальник сектора в Отделении неравновесных химико-физических процессов в газовых потоках и элементах ракетных двигателей Центрального института авиационного моторостроения, с теплотой вспоминает СССР и советское прошлое, смотрит советские фильмы, читает советские книги… Как он сам сказал, «живет на них».

На вопрос корреспондента о том, помнит ли он перестройку и Ельцина, этот, без всякого сомнения, профессионально высокообразованный граждан отвечает: «Все это прошло мимо. Я не интересуюсь тем, что не могу изменить. Даже сейчас, когда происходят такие серьезные события в жизни страны, я, честно признаюсь, к своему стыду, мало что могу по этому поводу сказать, и особо своего мнения на эту тему не имею. Наверное, это плохо. Но это правда.»

И далее: «У меня нет телевизора. Не могу себя заставить интересоваться новостями. Реально, я не особо знаю, что у нас происходит. Нет у меня канала, через который я получаю информацию о том, что творится вокруг. Слышу только какие-то разговоры. Не более того.»

То есть человек отлично понимает, что общество, в котором он живет, устроено очень плохо, и поскольку он не знает, как его изменить, он не нашел ничего лучшего, как спрятаться от окружающего мира в свою норку, и пытается теперь там выжить в одиночку. Если бы это было не так, тогда почему он, 35-летний человек, не слишком-то знакомый  реалиями СССР, «живет» на советских фильмах? Может потому, что чувствует, что именно там, в советском обществе, и была истинная свобода для материального и для духовного развития, без которой нормальному и тем более творческому человеку просто душно жить?

Этот образованный человек (физик!) не боится познавать глубинные тайны природы, могучие силы бытия, позволяющие человеку подниматься над землей и даже летать в космос, но мир общественной жизни — мир отношений людей между собой его страшит и кажется ему непознаваемым, не подчиняющимся никаким законам, а следовательно, и неподвластным воле людей, его личной воле тоже. Пытливый, смелый исследователь, с одной стороны, и ничтожный, испуганный человечишко, с другой. Как так может быть?

Луховицкий — типичный пример буржуазного интеллигента, сознание которого расщеплено в силу специфики его классового (а точнее — межклассового, см. здесь) положения. Миропонимание его  противоречиво, и как бы он ни пытался закрыться от внешнего мира, на деле в его сознании ярко отражается тот самый глубочайший кризис капиталистической системы, из которого в рамках капитализма выхода не существует. Причина этого кризиса — непримиримый конфликт между высочайшего уровня производительными силами, которые создал капитализм, и  устаревшими производственными отношениями (отношениями собственности), существующими в обществе, которые сдерживают развитие этих производительных сил. В мировоззренческом плане этот конфликт находит свое выражение в борьбе материализма и идеализма, которая в той или иной степени отражается в сознании всех членов буржуазного общества, задевая интеллигенцию  сильнее всего в силу особенностей ее общественного труда — того, что труд ее является умственным.

Как профессионал в своей области Луховицкий материалист, убежденный в познаваемости окружающего мира, в частности тех явлений природы, с которыми непосредственно связана его научная деятельность. Но как типичный представитель одного из угнетенных слоев буржуазного общества, причем слоя, еще недавно бывшего привилегированным и окончательно не утерявшего всех своих привилегий — в массе своей даже не понимающего причин своей «неожиданной опалы», он идеалист и агностик, т.е. человек, отрицающий познание мира и положившийся, по сути, на волю божью. (О боге и вере в интервью не говориться ни слова, но абсолютный дух, идея которого воплощена в идее бога, является корнем любого идеалистического мировосприятия, в и первую очередь, агностицизма. В религии агностицизм выражен наиболее ярко, откровенно и полно — одним из важнейших церковных догматов большинства религий считается непознаваемость сущности бога.)

В чем главная причина такого расщепления сознания? Ее вскрыли еще 150 лет назад классики марксизма К.Маркс и Ф.Энгельс — в отказе (нежелании, неумении или неспособности) распространить принципы материализма на историю и человеческое общество.

Луховицкий, как и множество ему подобных интеллигентов в буржуазном обществе, пасует перед тайнами общественной жизни, не понимая, что развитие общества, точно так же, как и развитие природы, подчинено объективным законам, аналогичным тем законам природы, которые он изучает в своей профессиональной деятельности. Достаточно познать и изучить эти законы общественного развития, чтобы с их помощью изменить человеческое общество, сделав его более совершенным и комфортным для жизни людей — точно также как это давно делается с законами природы, при помощи которых человек изменяет окружающий  мир, свою среду обитания.

Почему так получается? Ведь Луховицкого глупым и малообразованным не назовешь.

Весь вопрос в том, какое это образование. Для того, чтобы быть полноценным, а значит и социально активным членом современного общества (а это не наша причуда — этого необходимо требует сам уровень развития существующих ныне производительных сил, которыми можно управлять только коллективно), одного профессионального или узко специального образования недостаточно. Узкоспециальное образование замыкает человека внутри доступного его пониманию мира, тем самым как бы выталкивая его из участия в мире большом, вырывая его из общественного бытия.

Это характерно свойство узких профессионалов афористически было отмечено еще Козьмой Прутковым, в 1854 г. записавшим в «Плодах раздумья»: «Специалист подобен флюсу — полнота его одностороняя».

И это действительно флюс — своего рода болезнь капиталистического общества, когда оно находится в стадии загнивания и умирания. Вся система подготовки трудовых кадров при империализме — их образование и воспитание, начиная со школьной скамьи, построена на том, чтобы создавать таких узких специалистов. Но узкий специалист это всегда и высокий профессионал, и колоссальный невежда одновременно. В своей сфере деятельности такой человек действительно образован и способен участвовать в деятельности всего общества. А вот во всех остальных сферах общественного бытия, и в первую очередь, бытия политического, его уровень разумения стоит значительно ниже, чем уровень понимания простого неквалифицированного рабочего или крестьянина.

Почему? А потому, что и рабочий, и крестьянин  вне зависимости от их формального образования в силу своего классового положения прямо участвуют в общественном производстве — сам непосредственный процесс создания материальных продуктов образовывают их экономически и политически (в большей или меньшей степени).

Интеллигенция же в силу специфики своей деятельность такого «образования на практике жизни» не получает, ее работа абстрактна, умозрительна, оторвана от материального производства, а значит и представления интеллигенции об общественном бытие иллюзорны и далеки от реальности. Неспособная понять, что происходит в мире, она старается замкнуться в своем мирке, как это сделал, к примеру, Луховицкий, или же ударяется в мистику и религию, что в сущности  одно и то же. Некоторые начинают безбожно пить и быстро уходят из жизни. Есть и такие, кто наивно надеется убежать от капитализма, уезжая из крупных городов куда-нибудь подальше на периферию.

Способов бегства от мира, от окружающего общества немало, да только «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», как справедливо заметил В.И.Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература». От капитализма не убежать — он везде достанет. Избавиться от него можно только одним способом — бороться и победить его. То, что это возможно, было доказано историческим опытом нашей собственной страны.

Но это означает активное участие человека в общественной жизни, т.е. именно то, чего больше всего на свете и не желает господствующий ныне класс буржуазии.

Именно с его подачи в нашем обществе всеми возможными способами насаждались и насаждаются идеи позитивизма, объективизма и агностицизма — т.е. всё то, что ярко проявилось в суждениях Луховицкого.

Многие помнят, как еще в перестройку с экранов ТВ не сходили ныне исчезнувшие персонажи типа всяких Хакамад и Немцовых, усиленно доказывавших советским гражданам, что узкие профессионалы способны колоссально двинуть науку вперед, а значит и принести значительно больше пользы обществу, чем широкие специалисты.

«Ученым не нужна никакая философия, никакая классовая позиция. Их дело заниматься наукой, а наука существует сама по себе и никакого отношения к идеологии, общественным классам и их борьбе между собой не имеет. Ученый должен быть вне идеологии, стоять над обществом. Ибо яблоко падает на голову что при капитализме, что при социализме с одним и тем же ускорением — 9,81 м\сек.» — вот такая демагогия и софистика лилась изо дня в день на головы советских граждан. А опровергнуть ее у тех, кто понимал, что это не более чем наглая буржуазная ложь, не было никакой возможности — «плюрализм мнений» уже в перестройку был очень избирательным, по факту мнение допускалось только одно — буржуазное, класса рвущейся к политической власти и собственности контрреволюционной буржуазии.

Теперь о плюрализме уже особо не заикаются, всем стало ясно, что это байка для дурачков. Но идеализм и агностицизм насаждаются в нашей стране и поныне. Причем воздействие этой пагубной идеологии на российское общество необычайно усилилось, в первую очередь благодаря  СМИ, но самое главное — в силу особой системы образования, составляющей основу духовного и культурного бытия любого общества.

Бегство от мира в его разнообразных формах, начиная от наркомании и заканчивая закукливанием в своем узком житейском или профессиональном мирке, как у Луховицкого, приобрело в России самое широкое распространение. Это и не удивительно — ведь такая жизненная позиция всячески поощряется действующей буржуазной властью.

Результатом господства идеализма и позитивизма в науке стал полный разгром советских научных школ, ранее блиставших в мире. Число научных центров в стране резко сократилось, бывшие ученые тысячами пошли побираться по миру, кто куда. Некоторым удалось пристроиться в зарубежных университетах и не утерять квалификацию. Но на порядок большая часть пополнила собой ряды пролетариата, так и не разобравшись что, собственно, произошло. Там где были научно-исследовательские институты, нередко удивлявшие мир своими открытиями, массово стали вырастать торговые и офисные центры. Сохранившиеся еще в России «храмы науки» влачат жалкое существование, более-менее из них существуют только те, кто приносит прибыль капиталу. Вот так с лозунгами «Долой политику!» буржуазия эффективно провела выгодную ей политическую линию, полностью подчинив еще недавно передовую советскую науку своим коммерческим интересам.

Не обошел позитивизм и когда-то лучшее в мире советское образование, которое ныне превратилось в  своего рода копировальный аппарат, пачками штампующий  типовых капиталистических уродцев с флюсом.

Заимствовав у западного капитализма наиболее эффективные способы удержания трудящихся масс в повиновении, российская буржуазия изрядно укрепила тем самым свое господство в обществе, заодно создав себе превосходные условия для обогащения.

А вы что думаете, что буржуазные демагоги в перестройку, когда они всеми силами расписывали выгоды узкой специализации, и вправду думали об интересах общества, что ли?

Как бы не так! Уж они-то точно знали, что делали. И работали отнюдь не бескорыстно, а за вполне себе конкретные суммы.

Узкий специалист для буржуазии выгоден вдвойне: во-первых, как личность аполитичная и неспособная к опасному для буржуазии протесту, ибо для опасных протестов (т.е. революционных) нужны политические знания, которых у него нет; и во-вторых, имея узкую специализацию, человек становится крайне зависимым от работодателя, ему очень сложно найти другую работу, а значит, он на порядок более терпелив и сговорчив, его можно эксплуатировать в хвост и в гриву.

Т.е. данный тезис об «прогрессивности узких профессионалов» пахнет конкретными деньгами — немалой прибылью в карман капитала.

То самое яблоко Ньютона, которым били наповал либеральные софисты советских граждан, позабывших о диалектике, есть не что иное, как простой пример действия закона всемирного тяготения, который действительно работает одинаково в принципиально разных человеческих обществах. Иное дело, что при капитализме все с тем же ускорением свободного падения, равным 9,81 м\сек, на головы людей падают все больше бомбы, а не яблоки. Разницу ощущаете?

Т.е. важны не столько сами открытые учеными законы природы, а КТО и ЗАЧЕМ будет использовать достижения науки. На пользу ли людям или во вред. Это значит, что не в ускорении свободного падения дело и не в законе тяготения, а в том, какой класс у власти — буржуазия или пролетариат.

Тем и опасны вот эти аполитичные Луховицкие, которым в буржуазном обществе несть числа и которых оно как особый тип буржуазной личности создает вполне сознательно, что замкнувшись в своем мире науке и отделив себя от интересов и проблем всего общества, всего трудового народа, они не желают знать, куда и зачем пойдут их открытия и изобретения, на какие цели и на какие нужды.

Такие вот луховицкие-врачи с позицией «Я не интересуюсь тем, что не могу изменить» делают замечательные открытия в трансплантологии, но потом благодаря способам и методам ими разработанным, сотни и тысяч людей становятся сырьем для поставки дорогостоящего товара — человеческих органов. Такие вот луховицкие-химики придумывают в лабораториях особо опасные для человека наркотики или отравляющие вещества, которыми капитал убивает потом миллионы ни в чем не повинных людей. Такие вот луховицкие-психологи, не желающие ничего знать о том, что творится вокруг, отрабатывают технологии психотропного зомбирования людей, создавая из них бездумные механизмы, подчиняющиеся любому приказу, например, приказу взорвать себя на железнодорожном вокзале.

Вот только на этом вокзале вполне могут оказаться их собственные дети…

«…не могу изменить…»

А если можешь, но не желаешь? Если не хочешь даже знать о том, КАК можно изменить мир, в котором тебе самому тесно и душно? Который тебя самого давит и мучает так, что ты готов закрыть глаза и заткнуть уши, чтобы ничего не видеть и не слышать? Если ты, образованный человек, даже не пытаешься искать выхода из создавшегося положения, кто ты тогда — человек или тля с дипломом?

Обратите внимание, что эта фраза Луховицкого, который, вообще-то, ничем таким уж особенным не выделятся из массы российских ученых — ни награды никой не получил, ни открытия не совершил, привлекла не только наше внимание. Ведущее российское СМИ решило вынести ее даже в заголовок, как и мы. Почему?

А потому что в этой фразе вся соль современного капитализма — именно такие люди, как Луховицкий, являются его опорой. Этот строй настолько прогнил, что только апатия трудящихся масс дает ему возможность еще существовать. Луховицкие ныне — герои нашего времени, эталон для подражания, они сверхвыгодны господствующему классу, ибо на них и основывается все его господство.

Победить капитализм это значит победить таких вот луховицких, и в первую очередь — в себе самих. Вытащить себя из кокона, куда пытаешься спрятаться от мира. Вырвать себя из липкой паутины идеализма, который не позволяет увидеть выход, хотя он прямо перед глазами.

Победить капитализм это значит, в самом себе победить то, что позволяет капитализму существовать…

В.Кожевников

[1] http://age.lenta.ru/generation/articles/2014/10/20/luhovitsky/

«Я не интересуюсь тем, что не могу изменить…»: Один комментарий Вниз

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code