Ф.Чернов. «Пролетарский интернационализм и буржуазный космополитизм»

Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Москве, 1951 г.

На протяжении всей истории Советского государства большевистская партия вела и ведёт самую решительную, последовательную и непримиримую борьбу со всеми проявлениями космополитизма, со всеми врагами советского народа, советской культуры.

Борьба партии с врагами ленинизма всегда была глубоко патриотической борьбой за социалистический путь развития Советского государства, за его свободу и независимость, за победу коммунизма в нашей стране. Партия неустанно воспитывала и воспитывает в советском народе несокрушимую веру в его творческие силы, развивает и культивирует в нём чувство советского патриотизма, советской национальной гордости, сознание несравненного превосходства советского строя над капиталистическим строем.

В послевоенные годы мировая реакция с новой силой подняла на щит идеологию буржуазного космополитизма, используя её для прикрытия своих антинародных планов. Космополитические бредни, всякого рода измышления о «мировом государстве», «всемирном правительстве» потребовались американо-английским империалистам в целях обмана общественного мнения своих стран и усыпления политической бдительности народов, борющихся за сохранение национальной независимости, против империалистической экспансии, против поджигателей новой мировой войны.

Идеология космополитизма является особого рода духовной сивухой, при помощи которой мировая реакция стремится отравить сознание масс. Космополитизм — это орудие англо-амери-канской агрессии, и поэтому борьба с ним представляет собой одну из важнейших задач прогрессивных сил народов всего мира, одну из важнейших задач всей нашей идеологической, работы.

Современный буржуазный космополитизм не представляет собой чего-либо принципиально нового в деградирующей буржуазной идеологии. Это, по существу, лишь одна из разновидностей буржуазного национализма, его маскировка, его прикрытие.

Борьбу с буржуазным космополитизмом большевистская партия вела и ведёт с позиций пролетарского интернационализма. Один из основных принципов пролетарского интернационализма, как учит марксизм-ленинизм, состоит в том, что «не может быть свободным народ, угнетающий другие народы»[1].

Этот принцип, сформулированный ещё основоположниками марксизма, означает, что пролетарский интернационализм является прежде всего принципиальнейшим врагом всякого рода национального угнетения и национального неравенства. Если не может быть свободен народ, угнетающий другие народы, — значит, дело борьбы с национальным гнётом, с национальным неравенством есть священное дело всех народов мира и представляет собой важную интернациональную задачу всего мирового пролетариата.

Пролетарский интернационализм — знамя борьбы против национального гнёта и неравенства, за установление равноправия и дружбы народов. Под этим великим знаменем партия большевиков подняла на борьбу и привела к победе над царизмом и капитализмом революционные силы народов нашей страны. Под этим знаменем она создала советское многонациональное государство, явившееся образцом многонационального государства для народов всего мира. Под этим знаменем партия большевиков сплотила народы нашей страны в борьбе за социализм и, организовав их силы, обеспечила эту всемирно-историческую победу. В Советском Союзе укрепилось великое содружество народов, социалистические нации нашей страны достигли подлинного расцвета.

Являясь неотъемлемой составной частью идеологии пролетариата — марксизма-ленинизма,—пролетарский интернационализм представляет собой прямую противоположность буржуазному национализму — идеологии вражды и розни между народами, порабощения и угнетения одних наций другими нациями, точнее, эксплуататорскими классами более сильных наций. Пролетарский интернационализм является идеологией равноправия и дружбы народов. Ещё задолго до Октябрьской революции партия большевиков доказала возможность возникновения новых, дружественных отношений между народами на почве, расчищенной от эксплуатации и эксплуататоров. В годы советской власти дружба народов нашей страны стала реальностью, превратилась в одну из самых мощных движущих сил советского социалистического общества. Возникновение, развитие и расцвет этой великой дружбы есть результат воплощения в жизнь идеологии пролетарского интернационализма, ленинско-сталинской теории и программы по национальному вопросу.

Как указывает товарищ Сталин, пролетарский интернационализм исходит из того, что все нации и расы равноправны; что разница в цвете кожи, в языке, в культурном уровне или в уровне государственного развития, равно как какая-нибудь другая разница между той или иной нацией или расой, не может служить основанием для оправдания национального неравноправия; что все нации и расы, независимо от их прошлого и настоящего положения, независимо ют их силы или слабости, должны пользоваться одинаковыми правами во всех сферах хозяйственной, общественной, государственной и культурной жизни общества.

Эти основные положения пролетарского интернационализма и характеризуют его как идеологию равноправия и дружбы народов.

Пролетарский интернационализм предполагает глубокое уважение прав, свободы и независимости всех народов, больших и малых. Он является прямой противоположностью буржуазно-националистической идеологии расизма, человеконенавистнической колонизаторской практики звериного национализма. Вместе с тем пролетарский интернационализм в корне противоположен буржуазному космополитизму, пренебрежению к интернациональным интересам своего народа, он чужд национальному нигилизму. Пролетарский интернационализм исходит из равноправия всех рас и наций, из возможности сочетания национальных традиций и интересов народов с социальными интересами трудящихся. Борьба за свободу и независимость того или иного народа, как утверждает пролетарский интернационализм, отнюдь не предполагает угнетения других народов, а может быть вполне совмещена с борьбой за раскрепощение всех народов.

Признавая полное равноправие всех национальностей и рас, пролетарский интернационализм в противоположность космополитизму с его национальным нигилизмом подчёркивает, что каждая нация имеет свои, специфические особенности, присущие только ей.

Пролетарский интернационализм выступает против космополитического отрицания национальных особенностей. Это положение пролетарского интернационализма с особой силой подчёркнуто товарищем Сталиным в его речи на обеде в честь Финляндской Правительственной Делегации 7 апреля 1948 года. «Советские люди считают, — говорил товарищ Сталин, — что каждая нация, — всё равно — большая или малая, имеет свои качественные особенности, свою специфику, которая принадлежит только ей и которой нет у других наций. Эти особенности являются тем вкладом, который вносит каждая нация в общую сокровищницу мировой культуры и дополняет её, обогащает её. В этом смысле все нации — и малые, и большие,— находятся в одинаковом положении, и каждая нация равнозначна любой другой нации»[2].

В этом положении товарища Сталина с новой силой проявилась гениальность марксистско-ленинской диалектики при решении вопроса о качественном своеобразии наций.

Буржуазный национализм, признавая различия между нациями, доводит эти различия до абсолюта, превращает национальные различия в непреодолимую преграду между нациями и, исходя из этого, утверждает, что одни нации полноценны, а другие якобы неполноценны.

Товарищ Сталин камня на камне не оставил от этого человеко-ненавистнического положения буржуазного национализма. Он показал, что национальное своеобразие, национальные особенности приводят к тому, что каждая нация вносит свою лепту в мировую культуру, и что в этом смысле каждая нация равнозначна любой другой нации.

Пролетарский интернационализм, являющийся принципиальным врагом всякого национального гнёта и неравноправия и признающий полное равенство всех рас и наций, требует уважения ко всем национальностям.

Исходя из этого принципа, большевистская партия вела и ведёт самую решительную борьбу со всякими проявлениями национального неравноправия и дискриминации, национальной ненависти и пренебрежения. Большевистская партия всегда вела и ведёт ожесточённую борьбу как против великодержавного шовинизма, так и против местного буржуазного национализма. Ленин учил, что эксплуататорская политика национальной ненависти, политика, сеющая взаимное недоверие и раздор между нациями, есть политика развращения народного сознания. Именно на этой политике, подчёркивал Ленин, и строятся все расчёты империалистов.

В статье «Национальное равноправие» (1914 г.) Ленин писал: «На противопоставлении интересов различных наций, на отравлении сознания темных и забитых масс построены все расчеты черносотенцев. Возьмите любую черносотенную газетку и вы увидите, что преследование «инородцев», разжигание взаимного недоверия между русским крестьянином, русским мещанином, русским ремесленником и крестьянином, мещанином, ремесленником еврейским, финским, польским, грузинским, украинским — вот хлеб, которым питается вся черносотенная банда.

Но рабочему классу нужно не разделение, а единение. Нет для него горшего врага, как дикие предрассудки и суеверия, которые в темной массе сеют его враги. Угнетение «инородцев» — палка о двух концах. Одним она бьет «инородца», другим русский народ»[3].

Политика вражды и розни между народами всегда широко использовалась всеми колонизаторами. К этой человеконенавистнической политике постоянно прибегают американские империалисты и их сателлиты в современных условиях.

Империалисты рьяно добиваются разобщения революционно-демократических сил трудящихся и национально-освободительного движения народов колониальных и зависимых стран. Таким путём они стремятся ослабить международный фронт демократии и социализма, раздробить его, не допустить объединённых, совместных усилий народов в борьбе против империализма. В этих условиях борьба против буржуазного национализма и других отравленных средств буржуазной идеологии представляет насущную задачу всех прогрессивных, антиимпериалистических сил. И важнейшим идеологическим оружием в этой борьбе является пролетарский интернационализм. Проникнутый глубочайшим уважением ко всем народам, отстаивающий их свободу, равноправие и дружбу, пролетарский интернационализм отвечает кровным интересам трудящихся всех стран, народов всего земного шара.

Из уважения ко всем национальностям — этой коренной черты ленинско-сталинского интернационализма — вытекает и другая, не менее важная его черта — глубокая патриотичность.

«Если в основе интернационализма положено уважение к другим народам, — говорил А. А. Жданов,— то нельзя быть интернационалистом, не уважая и не любя своего собственного народа»[4].

Нельзя быть интернационалистом, не будучи в то же время пламенным патриотом своей Родины, своей нации. Классическим образцом глубочайшей верности принципам пролетарского интер-национализма и вместе с тем принципам пламенного революционного патриотизма является вся историческая деятельность партии Ленина—Сталина. Как в период борьбы за победу пролетарской диктатуры, так и в борьбе за построение коммунизма в нашей стране большевики всегда выступали и выступают пламенными патриотами своей Родины. Вместе с тем они всегда рассматривали деятельность большевистской партии и всю борьбу рабочего класса нашей страны в целом как частицу общего, интернационального дела мирового пролетариата, как частицу борьбы с общим врагом — мировым капитализмом.

«…Интересы и задачи пролетариата СССР,— говорил товарищ Сталин,— переплетаются и неразрывно связываются с интересами и задачами революционного движения во всех странах и, наоборот, задачи революционных пролетариев всех стран неразрывно связываются с задачами и успехами пролетариев СССР на фронте социалистического строительства.

Поэтому противопоставлять «национальные» задачи пролетариев той или иной страны задачам интернациональным — значит допускать глубочайшую ошибку в политике…

Поэтому утверждение единства и нераздельности интересов и задач пролетариев одной страны с интересами и задачами пролетариев всех стран является вернейшим путем победы револю-ционного движения пролетариев всех стран»[5].

Ленин и Сталин неоднократно подчёркивали, что происшедшая в нашей стране Великая Октябрьская социалистическая революция является не самоцелью, а средством и подспорьем для развития и победы революции во всех странах. Они воспитывали среди трудящихся СССР высокое сознание их интернациональных обязанностей, их интернационального долга перед трудящимися капиталистических стран, изнывающими под гнётом империалистов. Великие вожди пролетариата неоднократно указывали, что осуществление социалистического строительства в нашей стране, неуклонное укрепление социалистического государства является не только огромным патриотическим делом трудящихся СССР, но и делом всемирно-исторического значения.

«…Строить социализм в СССР,— говорил товарищ Сталин, — это значит делать общее дело пролетариев всех стран, это значит ковать победу над капиталом не только в СССР, но и во всех капиталистических странах, ибо революция в СССР есть часть мировой революции, ее начало и база ее развертывания»[6].

Товарищ Сталин учит, что последовательный и до конца революционный интернационализм большевистской партии и её пламенный патриотизм являются образцом для рабочего класса всех стран.

У партии большевиков коммунисты всех стран учатся великому служению делу коммунизма, делу трудящихся. Они учатся сочетать в своей деятельности борьбу за национальные и интернациональные интересы пролетариата, крепить единый коммунистический фронт мира, упрочивать международный антиимпериалистический лагерь. Они непрерывно расширяют и углубляют свои связи с партией Ленина — Сталина, тщательно изучают и используют её богатейший опыт революционной борьбы и социалистического строительства.

На чём основано глубокое, органическое сочетание пролетарского интернационализма с патриотизмом? Оно основано на единстве интернациональных и национальных задач рабочего класса каждой страны.

Одна из важнейших интернациональных задач мирового пролетариата, как известно, состоит в свержении господства капитала во всём мире, но эта задача может быть решена лишь в процессе борьбы рабочего класса каждой отдельной страны прежде всего против «своей», национальной буржуазии. В современных условиях интернациональная задача рабочего класса всех стран состоит прежде всего в борьбе за мир, против поджигателей новой мировой войны, во всемерном упрочении международной пролетарской солидарности, в сплочении сил пролетариата всего мира вокруг СССР, в борьбе за всестороннюю и всемерную поддержку Советского Союза, ибо Советский Союз, возглавляющий демократический, антиимпериалистический лагерь,— это база мировой революции и оплот мира во всём мире.

Товарищ Сталин говорит, что противопоставлять национальные задачи пролетариата той или иной страны задачам интернациональным — значит допускать грубейшую ошибку в политике. Про-летарский интернационализм требует не пренебрежения к национальным интересам своей страны, а, наоборот, борьбы за удовлетворение её подлинных национальных интересов.

Не случаен тот факт, что знамя борьбы за национальную независимость во всех странах мира взял в свои руки рабочий класс под руководством коммунистических партий. В современных условиях борьба за национальную независимость, за государственный суверенитет своей страны — это борьба за мир, против империалистической экспансии, против правящих кругов США, стремя-щихся к осуществлению бредовой цели — установлению мирового господства. Следовательно, борьба за национальную независимость, против буржуазии, предающей национальные интересы своей страны, за коренные национальные интересы своей родины есть глубоко интернациональная задача пролетариата. Это есть вместе с тем и его подлинно национальная, подлинно патриотическая задача. В борьбе за национальную независимость органически сочетаются, таким образом, интернациональные и национальные задачи рабочего класса.

Характеристика пролетарского интернационализма будет неполной, если не учесть ещё одного важного положения. Оно состоит в том, что пролетарский интернационализм требует единства действий, объединения всех сил рабочего класса для борьбы против его общего врага — мирового капитализма.

Это важнейшее положение пролетарского интернационализма следует подчёркивать сейчас с особой силой. Товарищ Сталин говорит, что в современных условиях изолированных пролетарских революций уже нет, не может и не должно быть. Это чрезвычайно глубокое и важное сталинское положение говорит о том, что в современных условиях пролетарская революция и подлинно демократическое движение в любой стране могут победить, лишь опираясь на поддержку Советского Союза, опираясь на помощь пролетариев всех стран. Поэтому главная интернациональная задача рабочего класса и трудящихся всего мира состоит в укреплении дружбы с СССР, во всесторонней и всемерной поддержке Советского Союза.

Товарищ Сталин в 1928 году говорил:

«Несомненно также, что не только революция в СССР имеет и осуществляет свои обязанности в отношении пролетариев всех стран, но и пролетарии всех стран имеют некоторые довольно серьёзные обязанности в отношении пролетарской диктатуры в СССР. Эти обязанности состоят в поддержке пролетариата СССР в его борьбе с внутренними и внешними врагами, в войне против войны, направленной к удушению пролетарской диктатуры в СССР, в проповеди прямого перехода армий империализма на сторону пролетарской диктатуры в СССР в случае нападения на СССР»[7].

Это гениальное высказывание товарища Сталина является руководящим положением для всех коммунистических и рабочих партий. Его значение особенно велико в современных условиях. Коммунистические партии капиталистических стран, поддержанные всеми передовыми людьми мира, выступили с заявлением о том, что их народы никогда не будут воевать против Советского Союза и что в случае, если Советская Армия в целях преследования врагов окажется на территории этих стран, то задача рабочих и всех трудящихся будет состоять в поддержке Советской Армии.

Жизнь и деятельность стран народной демократии ярко свидетельствуют о том, что в современных условиях не может быть изолированных революций, что подлинно народная революция может победить, лишь опираясь на Советский Союз. Все успехи и достижения трудящихся стран народной демократии как на пути завоевания власти, так и на пути строительства социализма были бы немыслимы без существования Советского Союза, без активной помощи и поддержки со стороны Советского государства. Советский Союз является главной опорой и главным гарантом национальной независимости и безопасности стран народной демократии. Советский Союз предохранил страны народной демократии от империалистической интервенции, избавил их от политической изоляции и экономической блокады.

Отношение к СССР является в современных условиях главным критерием пролетарского интернационализма, главным критерием подлинной интернациональности тех или иных партий, общественных организаций и их деятелей. В наши дни с особенной силой звучат проникновенные слова товарища Сталина, сказанные им ещё в 1927 году. Товарищ Сталин говорил тогда:

«Интернационалист тот, кто безоговорочно, без колебаний, без условий готов защищать СССР потому, что СССР есть база мирового революционного движения, а защищать, двигать вперёд это революционное движение невозможно, не защищая СССР. Ибо кто думает защищать мировое революционное движение помимо и против СССР, тот идёт против революции, тот обязательно скатывается в лагерь врагов революции.

Два лагеря создались теперь перед лицом угрозы войны и в связи с этим две позиции: позиция безусловной защиты СССР и позиция борьбы против СССР. Тут надо выбирать, ибо нет и не может быть третьей позиции»[8].

Эти гениальные слова сказаны товарищем Сталиным 1 августа 1927 года, но с какой силой, как актуально и остро звучат они теперь!

В свете гениального сталинского критерия интернационализма в наши дни становится особенно ясной важность борьбы с националистическими уклонами в коммунистических и рабочих партиях. Как известно, националистический уклон в той или иной его разновидности, с тем или иным оттенком имел место во всех коммунистических и рабочих партиях стран народной демократии.

Националисты пытались оторвать страны народной демократии от СССР, разобщить их, противопоставить друг другу. При этом пускалась в ход лживая вражеская теорийка о том, что страны народной демократии якобы могут строить социализм и сохранить свою независимость без опоры на Советский Союз, без сохранения и упрочения единого коммунистического фронта. Националисты делали ставку на разрыв дружественных отношений с Советским Союзом, стремясь изолировать страны народной демократии. Однако антинародная деятельность националистов была разоблачена и сорвана. Овладевая ленинско-сталинскими идеями пролетарского интернационализма, неуклонно повышая свою политическую бдительность, осваивая опыт борьбы большевистской партии с врагами ленинизма, коммунистические и рабочие партии разгромили империалистическую агентуру в своих рядах, ещё крепче сплотили свои ряды. Коммунистические и рабочие партии отдают себе полный отчёт в том, что только в нерушимой дружбе с Советским Союзом, только в нерушимом союзе с ним заключается главная гарантия победы социализма для всех стран, идущих к социализму или готовых стать на путь движения к социализму.

Вооружённые великими ленинско-сталинскими идеями пролетарского интернационализма, коммунистические и рабочие партии мира под руководством ВКП(б) разоблачили фашистско-гестаповскую банду Тито в Югославии. Величайшее единодушие, с которым была осуждена эта клика предателей, свидетельствует о несокрушимой прочности единого коммунистического фронта.

Важнейшим условием воспитания масс в духе пролетарского интернационализма является разоблачение современного буржуазного космополитизма, как одной из наиболее вредных разновидностей буржуазной идеологии.

Что представляет собой современный буржуазный космополитизм, в чём заключается его хотя и скудоумное, но вредное содержание, каковы его классовые корни?

Современный буржуазный космополитизм выражается прежде всего в оголтелой беззастенчивой пропаганде национального нигилизма. Космополитизм призывает отбросить все атрибуты нацио-нального суверенитета. Он объявляет устаревшими, вышедшими из моды такие понятия, как национальная независимость, государственный суверенитет, патриотизм и т. д. Космополитизм призывает раз и навсегда покончить с независимыми, суверенными государствами, а самое существование самостоятельных, суверенных государств он объявляет архаическим пережитком. Всякую борьбу за свободу и национальную независимость, всякое проявление подлинного патриотизма космополитизм объявляет национальным предрассудком, национальным эгоизмом. Под флагом борьбы с национальным эгоизмом и проповедуется оголтелый национальный нигилизм.

Национальный нигилизм есть форма проявления антипатриотической идеологии буржуазного космополитизма, пренебрежения к национальной гордости и национальному достоинству народов.

Товарищ Сталин говорил: «Национальный нигилизм только вредит делу социализма, играя на руку буржуазным националистам»[9].

Товарищ Сталин решительно выступал против тех, кто полагал, что, «борясь с национализмом, надо вместе с тем выкинуть за борт всё национальное»[10]. Национальный нигилизм в наших условиях есть избранная безродными космополитами форма борьбы против советского патриотизма, против советской национальной по форме, социалистической по содержанию культуры, есть проявление раболепия перед буржуазной культурой. При этом национальный нигилизм по отношению к великому русскому народу и другим народам нашей страны сплошь и рядом сочетался у безродных космополитов с буржуазным национализмом, который является оборотной стороной космополитической идеологии империалистической буржуазии.

Буржуазный космополитизм и буржуазный национализм не антиподы, не разнородные явления, а явления глубоко родственные, представляющие собой составные части буржуазной идеологии. И буржуазный космополитизм и буржуазный национализм чужды интересам трудящихся. Они созданы эксплуататорами и служат их целям. Вполне естественно, что космополитические отщепенцы, действовавшие на отдельных участках нашей идеологической работы, оказались носителями и разносчиками чуждых советскому обществу идей.

Советский народ под руководством большевистской партии разгромил буржуазно-космополитических отщепенцев. Воинствующая непримиримость советского народа к буржуазному космополитизму, политическая бдительность, проявляемая трудящимися СССР на фронте строительства коммунизма, свидетельствуют о высоком уровне социалистической сознательности советских людей, об их преданности социалистической Родине, большевистской партии, великому Сталину.

Советский патриотизм, проникнутый глубоким интернационализмом,— сильнейшее оружие в борьбе против буржуазного космополитизма и других проявлений буржуазной идеологии.

Оплёвывая всё национальное, идеологи современного буржуазного космополитизма призывают к созданию «мирового гражданства», к образованию «мирового сверхгосударства», «мирового правительства». Разумеется, что создание этого пресловутого «мирового сверхгосударства» мыслится не иначе, как под эгидой империалистов Соединённых Штатов Америки.

Бредовые высказывания идеологов и политиков американского империализма характерны тем, что они обнаруживают прямую, неразрывную связь между пропагандой современного буржуазного космополитизма и политикой разжигания новой мировой войны. Они показывают, что буржуазный космополитизм есть одно из орудий осуществляемой американо-английским империализмом идеологической подготовки новой мировой войны.

Современный космополитизм выступает с призывом к созданию надгосударственной «общности» людей и ратует на словах за образование всеобщего экономического и политического «содруже-ства», но это отнюдь не отрицает того бесспорного факта, что космополитизм, питаемый бредовыми захватническими американо-английскими планами мирового господства, есть лишь маскировка, оборотная сторона оголтелого буржуазного национализма и расизма американо-английских империалистов. Космополитизм и национализм — это не противоположности, а лишь разновидности — две стороны современной разбойничьей буржуазно-националистической идеологии. Космополитизм всегда был и остаётся прикрытием, своего рода идеологическим камуфляжем национализма.

Охаивая национальные культуры, ратуя за единую «мировую культуру», единую «мировую науку», американские империалистические идеологи космополитизма не перестают твердить, что во главе этой якобы единой науки и культуры должна стоять наука и культура США.

Относясь с пренебрежением к вопросу о приоритете в науке, когда этот приоритет принадлежит другим и особенно славянским: народам, американские буржуазные деятели в области идеологии не перестают нагло присваивать себе чужие открытия и изобретения. Они из кожи лезут вон, пытаясь доказать, что в развитии мировой культуры пальма первенства во всём принадлежит якобы только англосаксам.

Ратуя за создание «мирового государства», американские идеологи космополитизма неустанно твердят, что это сверхгосударство может быть создано только под эгидой империалистов США, что роль «мирового руководителя» может принадлежать только Соединённым Штатам Америки.

Стремясь доказать превосходство англо-саксонской расы перед, всеми другими нациями, американские идеологи космополитизма утверждают, что будто бы в мире есть «бесцветные» народы и народы «высшего типа», которым якобы должно принадлежать «руководство миром». Разумеется, что, с точки зрения американских неорасистов, к этим народам относятся в первую очередь американцы.

Следовательно, идеологи буржуазного космополитизма, проповедуя идею «мирового государства», считают, что этим «мировым государством» должны быть Соединённые Штаты Америки. Эти империалистические идеологи за «мировую нацию», но этой мировой нацией должны быть, по их мнению, англосаксы. Они за «мировую культуру», но эту мировую культуру могут строить и якобы строят только Соединённые Штаты Америки.

Американские идеологи космополитизма, отрицая и оплёвывая всё национальное, стремятся к порабощению всех наций империалистами США.

Современный буржуазный космополитизм смыкается, таким образом, с крайним национализмом, то есть с расизмом, и неминуемо ведёт к нему, являясь прикрытием, своего рода идеологической маскировкой американо-английского буржуазного национализма.

В основе современного буржуазного космополитизма лежат своекорыстные империалистические интересы капиталистических монополий, лежит воинствующий американо-английский буржуаз-ный национализм.

Было бы грубой ошибкой рассматривать космополитизм как плод теоретического недомыслия буржуазных идеологов. Идеология космополитизма имеет свои классовые корни. Она служит классовым интересам империалистической буржуазии.

В одной из своих ранних работ, в «Немецкой идеологии», Маркс и Энгельс подчёркивали, что «свободная конкуренция и мировая торговля породили лицемерный буржуазный космополитизм»[11].

Вредоносная идеология космополитизма является для буржуазии и её агентуры весьма удобным идеологическим средством для оправдания всякого рода антипатриотических действий, национальной измены и политического двурушничества.

Маркс указывал, что «патриотизм буржуазии… выродился в чистое притворство с тех пор, как её финансовая, торговая и промышленная деятельность приобрела космополитический характер»[12].

Эти указания Маркса и Энгельса со всей глубиной вскрывают корни буржуазного космополитизма и показывают, что идеология космополитизма порождена самим капиталистическим способом производства.

Буржуазия исповедует принцип «деньги не пахнут», деньги не имеют родины, и там, где можно «делать деньги», где можно «делать выгодный бизнес», — там и «отечество». «Буржуазия… в смысле денег всегда была интернациональна», — учит В. И. Ленин.

Буржуазный космополитизм призван прикрыть, замаскировать эту подленькую антипатриотическую идеологию безродного буржуа — бизнесмена, торгаша и коммивояжёра.

Эпоха общего кризиса капитализма и крайнего обострения всех его противоречий ещё более удобрила почву для буржуазной космополитической идеологии. В империалистическую эпоху идеология космополитизма является оружием борьбы империалистических хищников за мировое господство.

Ещё в период первой мировой войны, отстаивая большевистскую программу в национальном вопросе, борясь за право наций на самоопределение, Ленин писал:

«Империализм означает перерастание капиталом рамок национальных государств, он означает расширение и обострение национального гнёта на новой исторической основе. Отсюда вытекает, вопреки Парабеллуму, именно то, что мы должны связать революционную борьбу за социализм с революционной программой в национальном вопросе»[13].

Это гениальное высказывание Ленина, вскрывающее корни буржуазного космополитизма, показывает, что в эпоху империализма капиталу стало тесно в рамках национальных государств. Он перерос эти рамки, он задыхается в них. Это конкретно выражается в факте невиданного роста экспорта капитала, в бешеной борьбе за рынки сбыта и источники сырья, за передел уже поделённого мира. В современных условиях перерастание капиталом рамок национальных государств наиболее резко выражено в так называемом «плане Маршалла», плане ограбления и закабаления Европы американским империализмом, плане подготовки новой мировой войны.

Американские монополии, разжиревшие на военных сверхприбылях, не могут прибыльно применять капитал в рамках своего государства и в силу этого стремятся захватить европейские рынки, экономически и политически порабощая «маршаллизованные страны».

Перерастание капиталом рамок национальных государств и порождает стремление крупных империалистических государств к уничтожению национальной независимости народов, к подавлению государственного суверенитета, что, в свою очередь, порождает и питает космополитическую идеологию с её национальным нигилизмом, с её призывом к отказу от национальной независимости.

Гениальное ленинское положение о перерастании капиталом рамок национальных государств указывает на неразрывную связь революционной борьбы за социализм с отстаиванием национального суверенитета народов.

Империализм неотделим от подавления национального суверенитета народов и чудовищного национального гнёта. В политике жесточайшей эксплуатации угнетённых наций, в экспансионистских устремлениях империалистической буржуазии таятся первоисточники буржуазной космополитической проповеди национального нигилизма.

Национальный суверенитет, борьба угнетённых наций за своё освобождение, патриотические чувства свободолюбивых народов и прежде всего могучий патриотизм советского народа — всё это является непреодолимым препятствием для захватнических империалистических устремлений, мешает империалистам осуществлять их авантюристические планы установления мирового господства.

Правящие клики стран, являющихся объектами экспансии американского империализма, лезут из кожи вон, чтобы оплевать и охаять стремление масс к сохранению своей национальной неза-висимости, призывают отказаться от национального суверенитета, тем самым оказывая помощь американскому империализму.

Яростно нападая на стремление народов оберегать свой нацио-нальный суверенитет, свою национальную независимость, аполо-геты империализма нагло объявляют «устаревшим» стремление народов к сохранению или завоеванию национальной независимости, то есть их нежелание добровольно подчиниться империалистическим агрессорам.

Проповедь национального нигилизма умышленно и нарочито направляется идеологами американо-английского империализма против Советского Союза и стран народной демократии. Под руководством коммунистов, при поддержке Советского Союза народы стран народной демократии мужественно и стойко борются за свою национальную независимость. Именно коммунистические партии являются теперь во всех странах мира наследниками и наиболее последовательными защитниками лучших национальных традиций народов, передовыми борцами за свободу и независимость народов, возглавляют борьбу народов против захватниче-ских, экспансионистских устремлений американского империализма.

Современный буржуазный космополитизм есть идеологическое выражение агрессивной империалистической политики реакционной буржуазии, направленной на установление её господства над миром. Борьба за мировое господство, за эксплуатацию мира горсткой капиталистических монополий естественно и неизбежно вытекает из неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма.

«Мировое господство»,— указывал Ленин,— есть, говоря кратко, содержание империалистской политики, продолжением которой является империалистская война»[14].

В современных условиях претендентом на «мировое господство» выступает американский империализм. Этим и объясняется тот факт, что именно идеологи американского империализма выступают ныне наиболее яростными пропагандистами космополитизма. Современный буржуазный космополитизм — это избранное американским империализмом оружие идеологической борьбы за осуществление бредовых планов установления мирового господства. При помощи пропаганды космополитизма американский империализм ведёт идеологическую подготовку к осуществлению своих экспансионистских, захватнических устремлений. Идеология буржуазного космополитизма является удобным прикрытием для подрывной деятельности шпионов и диверсантов, работающих по заданию иностранных разведок. Под маской космополитической фразеологии и под фальшивыми лозунгами борьбы с «национальным эгоизмом» скрывается звериный лик поджигателей новой войны, стремящихся осуществить бредовую идею господства американского империализма над миром.

Из империалистических кругов США исходит ныне пропаганда идей «мирового гражданства» и «всемирного правительства». Подлинный смысл этой пропаганды был разоблачён А. А. Ждановым в его докладе на совещании представителей некоторых компартий в Польше, происходившем в конце сентября 1947 года.

«Одним из направлений идеологической «кампании», сопутствующей планам порабощения Европы, — говорил А. А. Жданов, — является нападение на принцип национального суверенитета, призыв к отказу от суверенных прав народов и противопоставление им идей «всемирного правительства». Смысл этой кампании состоит в том, чтобы приукрасить безудержную экспансию американского империализма, бесцеремонно нарушающего суверенные права народов, выставить США в роли поборника общечеловеческих законов, а тех, кто сопротивляется американскому проникновению, представить сторонниками отжившего «эгоистического» национализма»[15]

Патриотизм трудящихся масс является их могущественным духовным оружием в борьбе за свободу и национальную независимость. Направленный против патриотизма, буржуазный космополитизм преследует цели идейного разоружения народов, сопротивляющихся американской империалистической экспансии. При помощи космополитической пропаганды буржуазия западноевропейских стран и её агентура в лице бевинов, реннеров, шумахеров и им подобных стремятся оправдать свою национальную измену, стремятся идеологически подготовить капитуляцию «своих» стран перед американским империализмом.

В пропаганде идей космополитизма особенно гнусная роль принадлежит правым социалистам, которые ведут космополитическую пропаганду, маскируя её социалистической фразеологией. Ползая на брюхе перед американским империализмом, правые социалисты договариваются до того, что американский империализм якобы взял на себя миссию организации мирового социализма. Правые социалисты утверждают, что современный американский империализм не является собственно капитализмом и империализмом, что он изобилует «антикапиталистическими», «транскапиталистическими» элементами.

Нельзя недооценивать той опасности, которую несёт в себе яд буржуазного космополитизма. Надо иметь в виду, что проповедью космополитизма изо дня в день, везде и всюду, на всех углах и перекрёстках капиталистических государств занимаются стоустая буржуазная пресса, радио, кино — все орудия буржуазной пропаганды. Растленное буржуазное искусство, наука, философия ни на минуту не перестают твердить о том, что народные массы должны забыть о своей национальной гордости, что они должны поступиться своими национальными интересами якобы во имя «мировых интересов», во имя «общечеловеческого», «планетарного» патриотизма; что мир на земле наступит лишь тогда, когда под эгидой империалистов США будет создано «мировое государство».

А. А. Жданов в своём докладе на совещании представителей некоторых компартий в Польше в конце сентября 1947 года отмечал, что буржуазный космополитизм и, в частности, космополити-ческая идея «всемирного правительства» имеют резко выраженную антисоветскую направленность.

«Подхваченная буржуазными интеллигентами из числа фантазёров и пацифистов идея «всемирного правительства»,— говорил A.               А. Жданов,— используется не только как средство давления в целях идейного разоружения народов, отстаивающих свою независимость от посягательств со стороны американского империализма, но и как лозунг, специально противопоставляемый Советскому Союзу, который неустанно и последовательно отстаивает принцип действительного равноправия и ограждения суверенных прав всех народов, больших и малых. В нынешних условиях империалистические страны, как США, Англия и близкие к ним государства, становятся опасными врагами национальной независимости и самоопределения народов, а Советский Союз и страны новой демократии — надежной опорой в защите равноправия и национального самоопределения народов»[16].

Ленинизм вскрыл корни буржуазного космополитизма.

B.И. Ленин писал: «…союз империалистов всех стран, союз, естественно и неизбежно для защиты капитала, не знающего отечества, доказал многими крупнейшими, величайшими эпизодами в мировой истории, что выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся»[17].

Защиту своих корыстных, классовых интересов буржуазия, как показал Ленин, ставит «выше интересов отечества, народа и чего угодно»; во имя защиты своих классовых интересов буржуазия создаёт «союз империалистов всех стран» против трудящихся.

Сложившаяся в итоге второй мировой войны новая международная обстановка — рост могущества Советского Союза и его международного авторитета, выпадение из системы империализма ряда стран Европы и Азии, в которых установлен строй народной демократии; создание великой Китайской народной республики и Германской демократической республики; революционизирование масс в странах капитализма; подъём национально-освободительного движения народов колониальных и зависимых стран; колоссальный рост сил социализма и демократии во всём мире — всё это вызывает злобную ненависть империалистического, антидемократического лагеря, возглавляемого США и ставящего своей основной целью борьбу против мира, демократии и социализма.

Современный буржуазный космополитизм служит цели идеологического прикрытия империалистической агрессии США, сколачиваемых под эгидой американского империализма разбойничьих блоков для борьбы против Советского Союза и стран народной демократии, против непреодолимо растущих во всём мире сил социализма и демократии.

Истошные призывы буржуазных космополитов о создании «мирового государства» и «мирового правительства» — одно из про-явлений дальнейшего ослабления позиций буржуазии, её неспособности справиться с растущими во всём мире силами социализма и демократии. Будучи не в состоянии подавить непреодолимое стремление народных масс к социализму, миру и демократии, буржуазия пытается свою внутреннюю слабость, свою неспособность справиться с движением масс компенсировать международным объединением сил реакции, тщетно стремится обрести свои убывающие силы в союзе империалистов всех стран. Одно из назначений буржуазного космополитизма в том именно и состоит, чтобы «обосновать» объединение сил мировой реакции, возглавляемых Соединёнными Штатами Америки, для борьбы с лагерем мира, демократии и социализма.

Анализ корней и истоков современного буржуазного космополитизма приводит к следующим выводам:

во-первых, современный буржуазный космополитизм есть от начала до конца реакционная идеология империалистической буржуазии, в особенности империалистической буржуазии США;

во-вторых, являясь идеологическим оружием борьбы империалистической буржуазии США за осуществление бредовых планов установления мирового господства, современный буржуазный космополитизм преследует цели духовного разоружения народов перед лицом экспансии американо-английского империализма;

в-третьих, в современных условиях буржуазный космополитизм является «обоснованием» объединения мировой реакции во главе с империалистами США для борьбы против сил мира, социализма й демократии;

в-четвёртых, для западноевропейской буржуазии космополитизм является идеологическим прикрытием её национальной измены, её предательства интересов своих стран, её прямого перехода на службу к империалистам США.

Вот почему беспощадное разоблачение буржуазного космополитизма, вскрытие его корней, его реакционной роли составляет в современных условиях важнейшую часть идеологической работы всего демократического, антиимпериалистического лагеря. Эта борьба составляет необходимое условие воспитания масс в духе патриотизма, в духе подлинного пролетарского интернационализма.

Большевистская партия вела и ведёт неустанную борьбу против проявлений буржуазного космополитизма.

Современное буржуазное общество гниёт и разлагается, заражая и отравляя воздух продуктами своего гниения. Тлетворное влияние разлагающегося капиталистического общества проникает иногда и в нашу страну, заражая миазмами своего гниения некоторых наименее устойчивых интеллигентов. Вредное влияние растленной идеологии буржуазного космополитизма проявлялось на некоторых участках идеологического фронта в нашей стране прежде всего и главным образом в форме низкопоклонства перед культурой буржуазного Запада, нигилистического отношения к великой русской культуре, в форме недооценки достижений советской социалистической культуры и величайших исторических преимуществ социализма перед капитализмом.

В условиях нашей страны космополитизм и раболепие, низкопоклонство перед буржуазной иностранщиной неотделимы друг от друга.

С ликвидацией эксплуататорских классов, с победой социализма в СССР окончательно сложилось морально-политическое единство общества, обеспечен мощный расцвет советского патриотизма. Но нельзя забывать о том, что империалистический лагерь всячески стремится воскрешать и оживлять пережитки капитализма в сознании советских людей.

На XVII съезде партии товарищ Сталин указывал: «…нельзя сказать, что мы преодолели пережитки капитализма в сознании людей. Нельзя этого сказать не только потому, что сознание людей в его развитии отстаёт от их экономического положения, но и потому, что всё ещё существует капиталистическое окружение, которое старается оживлять и поддерживать пережитки капитализма в экономике и сознании людей в СССР и против которого мы, большевики, должны всё время держать порох сухим»[18].

Исторические указания великого Сталина сохраняют свою силу и в современных условиях. Задача коммунистического воспитания трудящихся, преодоления пережитков капитализма в сознании советских людей является важнейшей политической задачей большевистской партии в период постепенного перехода от социализма к коммунизму.

Г. М. Маленков говорил в своём докладе на Информационном совещании представителей некоторых компартий в Польше:

«После разгрома и ликвидации остатков эксплоататорских классов в нашей стране международная буржуазия потеряла всякую опору внутри Советского Союза для своей борьбы против Советского государства. Однако она стремится использовать в своих целях пережитки капитализма в сознании советских людей, — остатки частнособственнической психологии, пережитки буржуазной морали, преклонение отдельных людей перед буржуазной культурой Запада, проявление национализма и т. д.»[19].

Враги советского народа стремились оторвать советскую литературу, искусство, науку от служения делу социализма, заразить их разного рода тлетворными влияниями и, таким образом, ослабить эти мощные рычаги политического воспитания народа, воспитания советских людей в духе активного служения социалистической Родине, коммунистическому строительству.

Расчёты врагов оказались битыми потому, что советский народ беспредельно предан своей социалистической Родине, что партия большевиков вооружила его воинствующей непримиримостью к буржуазной идеологии, что партия разоблачает и искореняет малейшие проявления враждебной, буржуазной идеологии.

Партия Ленина — Сталина ведёт решительное наступление на буржуазную идеологию, нанося удар за ударом по всем проявлениям буржуазных влияний на различных участках идеологического фронта.

Центральный Комитет ВКП(б) вскрыл вред безидейности и аполитичности в искусстве, которые могли открывать каналы для проникновения буржуазного мировоззрения в среду советских людей. Постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» мобилизовало партию и деятелей советской литературы и искусства на решительную борьбу против аполитичности и безидейности, на создание высокоидейной литературы, способной воспитывать у строителей коммунизма дух бодрости и уверенности в торжестве их великого дела.

На основе решений ЦК ВКП(б) советская литература и искусство добились крупных успехов, обогатились такими произведениями, которые, как указывал В. М. Молотов, «в своих образах раскрывают идейный смысл событий и работы людей советской эпохи»[20].

ЦК ВКП(б) подверг решительной критике проявившиеся у от-дельных советских научных работников буржуазно-объективистские концепции. А. А. Жданов в своём выступлении на дискуссии по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии», отмечая пороки этой книги, её объективистскую концепцию, указывал, что такие концепции, если бы они получили у нас развитие, неизбежно повели бы к раболепию перед буржуазными философами и к преувеличению их заслуг, к лишению нашей философии боевого, наступательного духа, что означало бы отход от основного принципа материализма, его направленности, его партийности.

Дискуссия по книге Г. Ф. Александрова нацелила работников философского фронта на борьбу против буржуазной, растленной философии, на преодоление пренебрежительного отношения к русской философии, на дальнейшую разработку марксистско-ленинской философии в теснейшей связи с практикой, строительства коммунизма.

Решение ЦК ВКП(б) об опере В. Мурадели «Великая дружба» нанесло удар по формалистским и иным тлетворным влияниям буржуазного искусства на отдельных деятелей советской музыки, приводившим к отрыву советской музыки от народа, от его нужд и запросов. В этом постановлении ЦК ВКП(б) было подвергнуто резкому осуждению проявленное со стороны некоторых композиторов игнорирование великого музыкального наследства гениальных русских композиторов. Решение ЦК ВКП(б) открыло широкий простор для нового подъёма советской музыкальной культуры, воплощающей в своих произведениях социалистическое содержание жизни советского народа и глубоко национальные традиции музыки русского народа и других народов СССР.

Осуществлённый под руководством нашей партии разгром вейсманистско-морганистского направления в биологии, историческая сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина явились сокрушительным ударом по попыткам протащить в советскую науку реакционные идеалистические и метафизические теории, наносящие вред науке, делающие её бесплодной и никчёмной, отрывающие её от нужд народа. Тем самым было обеспечено торжество мичуринской материалистической биологии в нашей стране, процветание советской биологической науки, преобразующей природу.

ЦК ВКП(б) разоблачил попытки империалистической буржуазии использовать всё ещё встречающиеся у отдельных представителей нашей интеллигенции такого рода пережитки старого строя, как низкопоклонство перед буржуазной культурой. ЦК ВКП(б) мобилизовал партию и советскую интеллигенцию на борьбу против всех и всяких пережитков раболепия перед буржуазным Западом, против всяких попыток замалчивания приоритета русских учёных во многих областях науки и техники, против наглых попыток буржуазных учёных присваивать себе приоритет деятелей советской науки. Партия призвала советскую интеллигенцию, весь советский народ высоко нести знамя советской национальной гордости, ещё выше подняла у советской интеллигенции патриотическое сознание величия социалистической культуры и её превосходства над буржуазной культурой.

Партия нанесла удар по всем проявлениям буржуазной идеологии в области литературы, искусства, науки, сорвала попытки империалистической буржуазии поколебать моральную и духовную стойкость советских людей, попытки помешать успешному движению нашей страны к коммунизму, к дальнейшему росту и укреплению преданности советских людей своей социалистической Родине.

Самым отравленным идеологическим оружием империалистического лагеря является буржуазный космополитизм. Имея своей составной частью низкопоклонство перед иностранщиной, раболепие перед буржуазной культурой, безродный космополитизм представ-ляет серьёзную опасность, ибо космополитизм является идеологическим оружием международной реакции для борьбы против социализма и демократии. Поэтому борьба с идеологией космополитизма, её полное и окончательное разоблачение приобретают в современных условиях особую актуальность.

Со всей решительностью и непримиримостью большевистская партия разоблачила антипатриотическую группу безродных космополитов, которая выступала против советского патриотизма, против великих достижений культуры русского народа и других народов нашей страны.

Являясь носителями буржуазной идеологии, безродные космополиты раболепствовали и угодничали перед растленной буржуазной культурой. Клевеща на советскую социалистическую культуру, они всячески превозносили находящуюся в состоянии маразма и разложения буржуазную культуру. В великой культуре русского народа они видели только отзвуки и перепевы культуры буржуазного Запада, игнорировали её самостоятельное развитие, её глубокую оригинальность, самобытность, её великий вклад в сокровищницу культуры всего прогрессивного человечества.

Вредоносные, разлагающие идейки буржуазного космополитизма протаскивались в область советской литературы, советского кино, изобразительного искусства, в область философии, истории, экономической и юридической наук.

В области философии проповедники космополитических идеек вели поход против великих традиций русского народа в науке и философии, пропагандировали национальный нигилизм. В творениях великих представителей русской материалистической философии — Ломоносова, Радищева, Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова — они видели лишь подражание западноевропейской философии, заимствования из неё.

Проникновение буржуазного космополитизма на философском участке идеологического фронта выразилось главным образом в отрицании самостоятельности развития русской философии, в принижении её великой роли, в раболепии перед буржуазной философией, в отрицании значения приоритета русских учёных.

Низкопоклонство перед иностранщиной и принижение роли отечественной культуры являются отражением и проявлением национального нигилизма.

Вопрос о приоритете передовой русской науки, литературы и искусства, о приоритете советской социалистической культуры — один из вопросов борьбы социализма против капитализма. Социа-листическая культура представляет собой высший тип культуры, высшую цивилизацию, утверждающую своё превосходство над буржуазной культурой. Враги социализма, питая злобную ненависть к Советскому Союзу, идущему в авангарде сил демократии и социализма во всём мире, всеми средствами стремятся поколебать растущий изо дня в день международный авторитет “СССР, его великий морально-политический престиж. Отсюда старания врагов социализма оклеветать Советский Союз, замолчать его великие достижения в хозяйстве и культуре, замолчать либо жульнически отрицать приоритет советской науки и техники, неизмеримое превосходство советской литературы и искусства. Отсюда их злобное третирование культуры великого русского народа, являющегося наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза, являющегося руководящей силой Советского Союза среди всех народов нашей страны. Враги СССР пускаются на самые низкопробные махинации, чтобы лживо приписать приоритет в ряде важнейших научных открытий зарубежным буржуазным учёным в ущерб бесспорному приоритету учёных нашей Родины.

Вопрос о приоритете передовой русской науки, советской науки, есть кровный, жизненный вопрос для советского народа и социалистического государства. Поэтому утверждения некоторых космополитических отщепенцев о несущественности вопроса о приоритете в науке играют на руку врагам Советского государства.

Формы протаскивания буржуазно-космополитических идеек в области идеологии разнообразны: от замалчивания лучших произведений социалистической культуры до прямого их охаивания; от отрицания всемирно-исторического значения великой русской культуры и ликвидаторского отношения к её традициям до откровенной проповеди низкопоклонства перед растленной буржуазной культурой; от проповеди национального нигилизма и отрицания значения вопроса о приоритете в науке до призыва к «международной солидарности» с буржуазной наукой и т. д. Но сущность всех этих форм одна — это антипатриотизм, это пропаганда идеологии буржуазного космополитизма, ставящего своей целью духовное разоружение советских людей перед агрессивной буржуазной идеологией, раздувание пережитков капитализма в сознании людей.

Естественно, возникает вопрос: почему проникновение, отражение космополитической идеологии могло иметь место в нашей стране?

Во-первых, одним из источников космополитической идеологии в нашей стране является гнусная традиция раболепия перед капиталистическим Западом, годами укоренявшаяся среди господству-ющих классов царской России, находившихся в экономической и политической зависимости от иностранного капитала. Чуждые и враждебные своему народу, оторванные от него, они не видели в великом русском народе творца культуры, не видели его великой прогрессивной роли. Всякую пошлость, всякую мерзость, идущую из-за границы, они выдавали за предел достижений науки и культуры. Духовная зависимость господствующих классов царской России от более развитых в капиталистическом отношении государств Европы, как говорил В. М. Молотов, позволяла культивировать среди некоторых кругов старой интеллигенции рабское сознание неполноценности и духовной зависимости от буржуазных стран Европы.

Этот гнусный, дикий пережиток, вызванный тем, что господствовавшие классы царской России, оторванные от народа и враждебные ему, были зависимы от иностранного капитала, является одним из источников для проникновения растленной космополитической идеологии.

Вторым источником проникновения в СССР идей космополитизма является наличие империалистического лагеря. С тех пор как в нашей стране были ликвидированы эксплуататорские классы и создано морально-политическое единство советского общества, мировая буржуазия в своей борьбе против Советского Союза пытается внутри нашей страны делать ставку на пережитки капитализма в сознании людей, пытается оживить эти пережитки, обратить их против Советского государства. Одним из таких пережитков капитализма в сознании людей, который мировая реакция особенно стремится поддерживать и охранять, является низкопоклонство перед буржуазной иностранщиной.

Нельзя не видеть прямой связи между проявлениями буржуазного космополитизма у отдельных отсталых интеллигентов и такими проявлениями буржуазной идеологии в нашей стране, как аполитизм, безидейность, буржуазный объективизм. Всё это — однопорядковые явления, всё это — разновидности буржуазной идеологии. Аполитизм, буржуазный объективизм и безидейность прямой дорогой ведут к буржуазному космополитизму, к раболепию перед буржуазной иностранщиной, что было особенно ярко и убедительно показано в решении ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград».

В борьбе против марксизма-ленинизма, против советской идеологии, против социалистического государства буржуазия использует весь арсенал своих отравленных идеологических орудий. Поэтому в наступлении советской идеологии на буржуазную идеоогию нельзя отрывать борьбу с какой-нибудь одной разновидностью этой идеологии от борьбы с другой, нельзя отделять борьбу с буржуазным космополитизмом от борьбы против всех других проявлений буржуазной идеологии.

Вдохновляемая великим Сталиным, большевистская партия ведёт решительное наступление против всех проявлений буржуазной идеологии. Борьбу против буржуазного космополитизма партия сочетает с не менее острой, решительной борьбой против всех других проявлений буржуазной идеологии, в чём бы эти проявления ни выражались.

«Остриё идеологической работы партии в современных условиях,— говорил Г. М. Маленков,— направлено на неуклонное преодоление остатков буржуазной идеологии, на усиление больше-вистской непримиримости ко всякого рода идеологическим извращениям»[21].

В борьбе против буржуазного космополитизма и его проявлений в нашей стране большевистская партия и её великий вождь товарищ Сталин выдвигают во весь рост задачу дальнейшего развития и культивирования советского патриотизма.

Буржуазный космополитизм направлен прежде всего против патриотизма. Поэтому задача дальнейшего воспитания, развёртывания и культивирования советского патриотизма требует решительной борьбы с космополитизмом и полного преодоления такого позорного пережитка буржуазной идеологии, как раболепие и низкопоклонство перед капиталистическим Западом.

Советский патриотизм, против которого направили свою преступную деятельность безродные космополиты, является могучим оружием нашей партии и советского народа, является неиссякаемым источником творческих сил советских людей.

Вскрывая источники несокрушимой духовной силы советских людей, их трудового н ратного героизма, так ярко проявленного в годы Великой Отечественной войны, товарищ Сталин говорил:

«Трудовые подвиги советских людей в тылу, равно как и немеркнущие ратные подвиги наших воинов на фронте, имеют своим источником горячий и животворный советский патриотизм»[22].

В этом исключительно глубоком положении товарищ Сталин раскрыл то великое, поистине неоценимое значение, какое имеет в жизни нашего общества, в жизни и деятельности всех советских людей пламенный, животворный советский патриотизм.

Советский патриотизм, широко развернувшийся в нашей стране в результате победы социализма, воспитанный в советских людях партией Ленина — Сталина, стал могущественной движущей силой развития советского общества. Он сплачивает все нации и народности нашей страны в единую братскую семью, выражает преданность советских людей своей социалистической Родине.

Советский патриотизм служит для людей нашей страны могучим побудителем к беззаветному труду и героическим деяниям во славу социалистической Отчизны, во имя победы коммунизма. Ярким выражением советского патриотизма является благотворное чувство советской национальной гордости, сознание неизмеримого превосходства советского общества и социалистической культуры над буржуазным обществом и его культурой.

Чувство советского национального достоинства, советский патриотизм являются надёжным идейным барьером, о который разбиваются все многочисленные попытки международной реакции привить советским людям низкопоклонство и угодничество перед капиталистическим Западом.

Советский патриотизм, как чувство глубочайшей преданности народных масс своей социалистической Отчизне, советскому общественному и государственному строю, есть качественно новое явление. Советский патриотизм представляет собой самый драгоценный результат того коренного переворота в сознании людей, который произошёл на базе победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей Стране. По силе воздействия на умы и сердца людей советский патриотизм не имеет себе равного во всей предшествующей истории.

Новые общественные отношения, возникшие с завоеванием трудящимися нашей страны социалистического Отечества, породили и новое отношение народных масс к Родине и государству. Выражением этих новых отношений и явился советский патриотизм, составляющий самую глубокую и самую яркую черту нового духовного облика советских людей.

«Следует признать,— говорил В. М. Молотов,— что важнейшим завоеванием нашей революции является новый духовный облик и идейный рост людей, как советских патриотов»[23].

Советский патриотизм укреплялся и побеждал в ходе героической борьбы большевистской партии и советского народа за укрепление социалистического Отечества, за построение социализма.

На протяжении всей истории Советского государства партия большевиков воспитывала трудящиеся массы нашей страны в духе советского патриотизма.

Ещё накануне Великой Октябрьской социалистической революции товарищ Сталин, разоблачая меньшевистско-троцкистские измышления, говорил:

«Не исключена возможность, что именно Россия явится страной, пролагающей путь к социализму… Надо откинуть отжившее представление о том, что только Европа может указать нам путь»[24].

Преисполненные пламенным революционным патриотизмом пророческие слова товарища Сталина вселяли в ряды большевистской партии, рабочего класса и всех трудящихся России твёрдую уверенность в своих силах, в возможности социалистического развития нашей страны.

В начале 1918 года В. И. Ленин говорил: «Русский народ совершил гигантский скачок — прыжок от царизма к Советам»[25]. Свержение господства эксплуататорских классов и установление советской власти означали, что трудящиеся массы нашей страны благодаря героической борьбе большевистской партии обрели своё, социалистическое Отечество. «Мы — оборонцы теперь, с 25 октября 1917 г., мы — за защиту отечества…»[26], — указывал Ленин. Развивая патриотическую идею защиты социалистического Отечества, Ленин показал, что в условиях господства диктатуры пролетариата эта идея приобретает новое, социалистическое содержание, ибо, защищая Родину, говорил Ленин, мы защищаем социализм, мы защищаем социалистическое Отечество.

Партия Ленина — Сталина вела беспощадную борьбу против всех врагов социалистической Родины. Большевистская партия дала решительный отпор так называемым «левым коммунистам», участникам контрреволюционного заговора троцкистов-бухаринцев. Эти враги партии и народа пытались отдать только что завоёванное рабочими и крестьянами социалистическое Отечество на разграбление войскам иностранных интервентов и, прикрываясь лживыми фразами о «революционной войне» и якобы «интернациональных» интересах, считали даже целесообразным идти на возможность утраты советской власти.

«Странное и чудовищное»,— так назвал Ленин это гнуснейшее провокаторское и изменническое заявление бухаринцев. Страстно и гневно разоблачил Ленин этот позорный акт предательства и измены. Отметая антисоветский, антипатриотический бред «левых коммунистов», Ленин сорвал с них лживую маску интернационализма и показал, что действительный и подлинный интерна-ционализм в условиях победы пролетариата в одной стране состоит во всемерной защите социалистического Отечества. «Именно в интересах «укрепления связи» с международным социализмом,— писал Ленин, — обязательно оборонять социалистическое отечество»[27].

Одной из излюбленных форм вредительско-диверсионной деятельности троцкистско-бухаринской банды была безудержная клевета на советский народ и его социалистические достижения, оголтелая проповедь низкопоклонства перед капиталистическим Западом. Троцкисты и бухаринцы обливали грязью русский народ. Величайшее достижение русской и мировой культуры, славу и гордость советского народа — ленинизм — они объявили нацио-нально-ограниченным учением. Холуйски пресмыкаясь перед капиталистическим Западом, они стремились убить в советском народе веру в победу социализма, внушить ему мысль, что он не в состоянии собственными силами преодолеть технико-экономическую отсталость страны.

Разоблачая троцкистско-бухаринскую банду врагов народа, товарищ Сталин говорил, что это была «кучка шпионов, убийц и вредителей, пресмыкавшаяся перед заграницей, проникнутая рабьим чувством низкопоклонства перед каждым иностранным чинушей и готовая пойти к нему в шпионское услужение,— кучка людей, не понявшая того, что последний советский гражданин, свободный от цепей капитала, стоит головой выше любого зарубежного высокопоставленного чинуши, влачащего на плечах ярмо капиталистического рабства»[28].

В борьбе со всеми врагами социалистической Родины — с троцкистами, бухаринцами, буржуазными националистами — Ленин и Сталин показали, что у пролетариата, защищающего социалистическое Отечество, нет и не может быть никакого противоречия и расхождения между его преданным служением социалистической Родине и его интернациональными задачами.

Советский патриотизм неотделим от пролетарского интернационализма, органически связан с ним. Он органически сочетает в себе национальные традиции народов с жизненными интересами всех трудящихся СССР. В силу своей социалистической природы советский патриотизм отвергает какую бы то ни было проповедь национальной или расовой исключительности, ему чужды какие-либо расовые или националистические предрассудки.

«Сила советского патриотизма состоит в том,— говорил товарищ Сталин, — что он имеет своей основой не расовые или националистические предрассудки, а глубокую преданность и верность народа своей Советской Родине, братское содружество трудящихся всех наций нашей страны. В советском патриотизме гармонически сочетаются национальные традиции народов и общие жизненные интересы всех трудящихся Советского Союза. Советский патриотизм не разъединяет, а, наоборот, сплачивает все нации и народности нашей страны в единую братскую семью. В этом надо видеть основы нерушимой и все более крепнущей дружбы народов Советского Союза. В то же время народы СССР уважают права и независимость народов зарубежных стран и всегда проявляли готовность жить в мире и дружбе с соседними государствами. В этом надо видеть основу растущих и крепнущих связей нашего государства со свободолюбивыми народами»[29].

Советский патриотизм является полной противоположностью буржуазному лжепатриотизму, от начала до конца проникнутому духом национализма и шовинизма, чуждому народным массам. Своей проповедью безразличия к судьбам и интересам народа и отечества, своим глумлением над подлинно патриотическими чувствами народов буржуазный космополитизм способен взращивать лишь презренных торговцев родиной.

Советский патриотизм — могучая преграда против буржуазного космополитизма. Партия большевиков неустанно воспитывала и воспитывает советских людей в духе горячей любви к своей Родине и ненависти к её врагам. И деятельность партии дала свои благотворные результаты. Советский народ проникнут воинствующей непримиримостью к буржуазному национализму и буржуазному космополитизму, к раболепию отдельных, отсталых людей нашей страны перед буржуазной иностранщиной.

Партия Ленина—Сталина разоблачила антипатриотическую, буржуазно-космополитическую сущность низкопоклонства перед капиталистическим Западом, показала, что раболепие перед заграницей неминуемо ведёт к национальной измене, к предательству интересов советского народа и социалистического Отечества. Разоблачение антипатриотической группы безродных космополитов, борьба против идеологии буржуазного космополитизма есть яркое выражение заботы большевистской партии о воспитании трудящихся масс нашей страны в духе животворного советского патриотизма.

Решения и указания ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам нанесли сокрушительный удар по проявлениям буржуазной идеологии и мобилизовали партию и всех работников идеологического фронта на неустанную борьбу против буржуазных влияний, на борьбу за укрепление большевистской партийности, воинствующего, боевого советско-патриотического духа. Эти решения и указания ЦК ВКП(б), как отмечал Г. М. Маленков, имеют своей целью «усилить… партийность советской науки, литературы и искусства и поднять на новый, более высокий уровень все средства нашей социалистической культуры: печать, пропаганду, науку, литературу, искусство»[30].

Решения и указания ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам являются боевой программой партии и руководимых ею трудящихся масс в деле дальнейшего развития советского патриотизма и дружбы народов СССР, в упрочении морально-политического единства советского общества. Они вдохновляют работников идеологического фронта на новые успехи в развитии советской науки и культуры, в создании духовного изобилия нашего народа. Они ещё выше поднимают политическую бдительность и зоркость советских людей, учат их разоблачать и искоренять пережитки старого строя, вести неустанную борьбу против любых проявлений буржуазной идеологии.

Источник:

Ф.Чернов «Пролетарский интернационализм и буржуазный космополитизм», Издательство «Правда», Москва, 1951 г.        pdf

[1] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XV. стр. 223.
[2] Речь товарища И. В. Сталина на обеде в честь Финляндской Правительственной Делегации 7 апреля 1948 года. «Правда» от 13 апреля 1948 года.
[3] В. И, Ленин. Соч., т. 20, стр. 215—216. Изд. 4-е.
[4] Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б), стр. 140. Изд. «Правда». 1948.
[5] И. В. Сталин. Соч., т. 9, стр. 28.
[6] Там же.
[7] И. В. Сталин. Соч., т. 11, стр. 152.
[8] И. В. Сталин. Соч., т. 10, стр. 51.
[9] И. В. Сталин. Соч., т. 4, стр. 91.
[10] И. В. Сталин. Соч., т. 5, стр. 311.
[11] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. IV, стр. 139.
[12] Архив Маркса и Энгельса, т. Ill (VIII), стр. 355. Партиздат. 1934.
[13] В. И. Ленин. Соч., т. 21, стр. 371—372.
[14] В. И. Ленин. Соч., т. 23, стр. 24.
[15] А. Жданов. О международном положении. Информационное совещание представителей некоторых компартий в Польше в конце сентября 1947 года, стр. 34. Госполитиздат. 1948.
[16] А. Жданов. О международном положении. Информационное совещание представителей некоторых компартий в Польше в конце сентября 1947 года, стр. 34—35.
[17] В. И. Ленин. Соч., т 27, стр. 330.
[18] И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 466. Изд. 11-е.
[19] Г. Маленков. О деятельности Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Информационное совещание представителей некоторых компартий в Польше в конце сентября 1947 года, стр. 146.
[20] В. М. Молотов. 31-ая годовщина Великой Октябрьской социали¬стической революции, стр. 19. Госполитиздат. 1948.
[21] Г. Маленков. О деятельности Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Информационное совещание представителей некоторых компартий в Польше в конце сентября 1947 года. стр. 148.
[22] И. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза, стр. 160. Госполитиздат. 1947.
[23] В. М. Молотов. Тридцатилетие Великой Октябрьской социалистической революции, стр. 27. Госполитиздат. 1947.
[24] И. В. Сталин. Соч., т. 3, стр. 186, 187.
[25] В. И. Ленин. Соч., т. 26, стр. 397.
[26] В. И. Лен и н. Соч., т. 27, стр, 42.
[27] В. И. Ленин. Соч., т. 27, стр. 299.
[28] И. Сталин Вопросы ленинизма, стр. 590.
[29] И. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза, стр. 160—161.
[30] Г. Маленков. О деятельности Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Информационное совещание представителей некоторых компартий в Польше в конце сен¬тября 1947 года, стр. 148.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.