Из журнала «Вопросы философии», № 4, 1954 г., стр. 142-153 (статья публикуется с сокращениями)
Возможность и действительность — категории материалистической диалектики
С. Б. Морочник (Сталинабад)
До возникновения марксизма проблема возможности и действительности ставилась многими мыслителями, в том числе такими выдающимися, как Аристотель и Гегель, однако они не могли научно разрешить ее. Эта проблема могла быть правильно поставлена и разрешена только на основе марксистского учения об объективном характере законов развития природы и общества.
В противоположность идеализму, который либо отрицает существование объективных закономерностей, либо трактует эти закономерности как проявление «мирового духа», «абсолютной идеи», диалектический материализм исходит из того, что законы развития природы и общества объективны, то есть не зависят от воли и сознания людей, что они присущи самой природе, самому обществу, являются законами развития материального мира. Подчеркивая объективный характер закономерностей развития природы и общества, марксизм в то же время не допускает фетишизации законов, приводящей к их фаталистической трактовке.
Действие объективных законов создает возможности, которые в процессе развития превращаются в действительность. Например, в условиях социализма впервые в истории человечества создаются величайшие возможности для непрерывного роста и совершенствования производства, для максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества. Превращение этих возможностей в действительность осуществляется на основе экономических законов развития социалистического общества.
Вопрос о возможности и действительности есть часть вопроса о развитии материального мира. Развитие же всегда носит направленный характер. Возможность есть тенденция развития, выражающая эту направленность. Так, например, возможность перехода от капитализма к социализму есть тенденция развития самого капиталистического общества, выражение антагонистических противоречий, присущих капитализму.
Говоря о категории возможности, следует учесть, что возможности бывают различными. Объективные закономерности развития порождают такие возможности, которые раньше или позже, но в конечном счете обязательно превратятся в действительность. В этом случае событие, которое должно произойти, является не только возможным, но и необходимым. В то же время закономерное развитие обусловливает появление и таких возможностей, которые при определенных условиях не обязательно должны превратиться в действительность.
Победа социализма над капитализмом является не только возможной, но и необходимой. Указывая на порочность и вредность взглядов, согласно которым капитализм уступает место социализму автоматически, марксизм-ленинизм в то же время исходит из того, что возможность победы социализма над отжившим свой век капитализмом является исторической необходимостью и что она раньше или позже, но обязательно превратится в действительность.
С другой стороны, также закономерно и то, что силы реакции сопротивляются победе нового, передового. Господствующие эксплуататорские классы никогда мирно, добровольно не отказываются от своего господства. Яростное сопротивление отживающих, реакционных классов установлению нового типа производственных отношений нельзя считать случайным, оно вполне закономерно. Отсюда следует возможность временной победы сил реакции над силами прогресса. Однако временная победа реакции отнюдь не является необходимой. Все зависит от конкретного соотношения борющихся сил, от хода борьбы.
В ходе строительства социализма в нашей стране существовала возможность раскола между рабочим классом и крестьянством, но этот раскол вовсе не был обязателен. В самом советском строе была заложена возможность предотвращения этого раскола и упрочения союза рабочего класса с крестьянством. Для того, чтобы возможность предотвращения раскола превратить в действительность, необходимо было разгромить оппортунистическую теорию самотека, выкорчевать корни капитализма в нашем народном хозяйстве, организовать колхозы и совхозы и перейти от политики вытеснения и ограничения кулачества к политике ликвидации кулачества как класса. В результате победы социализма в СССР возможность раскола между рабочим классом и крестьянством исчезла.
Понятие возможности является, таким образом, очень широким. Как всякому широкому понятию, этому понятию трудно дать логическое определение. Оно может быть охарактеризовано только в соотношении с понятием действительности. Возможность — это то, что возникает на основе объективных закономерностей развития материального мира, но что еще не осуществилось, не стало действительностью. Возможность включает как то, что еще не осуществилось, но необходимо должно осуществиться, так и то, что может осуществиться, но может и не осуществиться.
* * *
В процессе развития всегда имеет место борьба между новым и старым, между развивающимся и отживающим. А поскольку победа нового над старым в развитии общества никогда не осуществляется автоматически, то ясно, что на практике всегда имеется не одна, а две взаимоисключающие друг друга возможности развертывания событий. Учесть все объективные возможности, определить характер и тенденции их развития можно только на основе глубокого изучения явлений в их исторической конкретности.
И. В. Сталин, говоря об укрупнении сельского хозяйства, в 1929 году отмечал, что для этого существуют два пути: капиталистический и социалистический. «Стало быть, вопрос стоит так: либо один путь, либо другой, либо назад — к капитализму, либо вперед — к социализму. Никакого третьего пути нет и не может быть» (Соч. Т. 12, стр. 146).
При этом возможность идти вперед, к социализму, была выражением исторической необходимости, так как раньше или позднее капиталистический строй должен уступить место социалистическому строю. Что касается возможности движения назад, к капитализму, то хотя такое попятное движение и было возможным, но, разумеется, оно не было необходимым.
Таким образом, здесь объективно существовали только две взаимоисключающие друг друга возможности. Попытка правых реставраторов капитализма присочинить еще третью возможность была маскировкой их стремления отбросить нашу страну назад, к капитализму. Партия разоблачила реакционность теории «равновесия», с помощью которой враги ленинизма обосновывали свою реставраторскую политику.
В современном движении за мир перед народами всего мира стоят две реальные возможности. Одна из этих перспектив, за которую борются наиболее агрессивные, наиболее реакционные силы во главе с империалистами США, — это возможность новой мировой войны, во много раз более разрушительной, чем первая и вторая мировые войны. Вторая перспектива — это возможность сохранения и упрочения мира. Когда имеются две такие объективно реальные возможности, то вопрос о том, какая из них будет реализована, превращена в действительность, решается не по жребию, не волею случая, а борьбой народов, сплочением прогрессивных сил во всем мире, их решимостью бороться до конца с поджигателями новой войны.
Как известно, войны в условиях империализма представляют собой закономерное и неизбежное явление. Однако неизбежность войн между капиталистическими странами нельзя понимать как фатальную предопределенность. Понимание неизбежности войн при империализме как какой-то судьбы, рока всегда было вредным, так как оно приводит к ослаблению сил, борющихся против всякой агрессивной, грабительской войны. Конечно, чтобы сделать войны невозможными, чтобы ликвидировать всякие источники, их питающие, нужно уничтожить капиталистический строй. Но это не значит, что и при капитализме нельзя предотвратить данную войну.
…Если народы будут бдительны, если они не дадут империалистам себя обмануть или запугать, если они объединят свои усилия для того, чтобы не дать осуществиться агрессивным планам империалистов, мир будет сохранен и упрочен…
Если не говорить о взаимоисключающих друг друга возможностях, то их может быть не две, а значительно больше. Так, например, скачкообразное развитие капиталистических стран в период империализма создает целый ряд самых разнообразных возможностей для вытеснения с тех или иных рынков одних капиталистических стран другими. Все эти возможности возникают на основе закона конкуренции, присущего капиталистическому обществу, на основе закона неравномерности экономического и политического развития капитализма.
Из сказанного следует, что категорию возможности и действительности можно понять в тесной связи с учением марксистской диалектики о развитии как борьбе противоположностей.
Чрезвычайно важно уметь различать объективно возможное от объективно невозможного. Невозможным является то, что противоречит объективным законам развития, что в силу этого либо никогда, ни при каких условиях не может осуществиться, либо, по крайней мере, не может осуществиться в определенное время, при определенных условиях. Так, например, невозможен такой «случай», как переход от капитализма к первобытно-общинному строю. Невозможен «случай», чтобы энергия создавалась «из ничего». При капитализме экономические законы конкуренции и анархии производства делают невозможным планирование общественного производства. Всякого пода теории «организованного», «планируемого» капитализма являются сознательной ложью, которая нужна апологетам империализма для обмана народа. С другой стороны, действие в социалистическом обществе экономического закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства делает объективно возможным планирование общественного производства.
Смешение возможного с невозможным, попытки выдавать невозможное за возможное и, наоборот, возможное за невозможное характерны для реакционных буржуазных идеологов эпохи империализма. Буржуазная идеология утверждает возможность увековечения капиталистического строя, хотя это в действительности невозможно. С другой стороны, как на это указывает прогрессивный английский ученый Морис Корнфорт, для современной буржуазной идеологии типична тенденция так называемого импоссибилизма (от английского «импоссибл», что значит «невозможно»). Какую бы проблему современной науки вы ни взяли, какой бы вопрос ни затронули, вам ответят единственным словом —- «невозможно», пишет Корнфорт[1].
Зарубежные физики-идеалисты говорят о невозможности определить с точностью, превышающей известный предел, характер основных физических процессов. Реакционные биологи говорят о невозможности контролировать и направлять изменения в живом организме. Реакционные экономисты и социологи говорят о невозможности поднять уровень благосостояния большей части населения земного шара.
Практика строительства социализма в СССР и странах народной демократии, развитие передовой науки опровергают все измышления буржуазных идеологов о «возможном» и «невозможном». Опираясь на научное знание объективных законов экономического развития, Коммунистическая партия всегда исходит из ясного понимания имеющихся объективных возможностей, никогда не смешивает возможного с невозможным…
Возможности нужно рассматривать в их возникновении и развитии. Возможности того или другого хода событий могут расти, увеличиваться или, наоборот, уменьшаться. Рост или уменьшение возможностей объясняется действием объективных закономерностей развития материального мира.
Если обратиться к общественной жизни, то примером возрастания, увеличения возможностей может служить созревание объективных предпосылок для социалистической революции. Как известно, объективные возможности для социалистической революции существовали еще в период домонополистического капитализма, но они тогда еще были недостаточно созревшими. Возможность победы социалистической революции во время Парижской Коммуны была относительно невелика, но она существовала. Возможности победы социалистической революции в огромной степени возрастают в эпоху империализма, и поэтому империализм является кануном социалистической революции.
Следует различать также реальные возможности от абстрактных возможностей. Если возможности какого-либо явления так ничтожно малы, что они граничат с невозможностью, или если для осуществления этих возможностей нет в данной конкретно-исторической обстановке необходимых объективных условий, то в практической деятельности с ними не следует считаться. Такие возможности называются абстрактными. В противоположность им те возможности, которые имеют корни в самой жизни и на которые необходимо опираться в практической деятельности, являются реальными возможностями.
Продление человеческой жизни до бесконечности является невозможным, так как это противоречит законам природы. Но продление нормальной человеческой жизни до 100—120 лет, несомненно, станет реальной возможностью. С развитием науки и дальнейшим ростом народного благосостояния в условиях социализма эта возможность будет претворяться в действительность.
Грани между абстрактными и реальными возможностями подвижны и до известной степени условны, так как иногда, при изменившихся условиях, абстрактная возможность может стать реальной. Однако стирание граней между абстрактными и реальными возможностями, смешение их могут принести величайший вред.
В работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» В. И. Ленин разоблачил реакционную утопию Каутского насчет «абстрактной возможности» ультраимпериализма. В. И. Ленин пишет: «Если понимать под чисто-экономической точкой зрения «чистую» абстракцию, тогда все, что можно сказать, сведется к положению: развитие идет к монополиям, следовательно, к одной всемирной монополии, к одному всемирному тресту. Это бесспорно, но это и совершенно бессодержательно, вроде указания, что «развитие идет» к производству предметов питания в лабораториях. В этом смысле «теория» ультра-империализма такой же вздор, каким была бы «теория ультра-земледелия».
Если же говорить о «чисто-экономических» условиях эпохи финансового капитала, как об исторически-конкретной эпохе, относящейся к началу XX века, то лучшим ответом на мертвые абстракции «ультра-империализма» (служащие исключительно реакционнейшей цели: отвлечению внимания от глубины наличных противоречий) является противопоставление им конкретно-экономической действительности современного всемирного хозяйства» (Соч. Т. 22, стр. 258).
Попытки опираться на абстрактные возможности — пустое и вредное занятие, уводящее от жизни, от изучения действительного мира в его конкретно-историческом развитии.
Говоря о соотношении возможности и действительности, необходимо раскрыть понятие действительности. Действительность — это возможность, которая уже осуществлена. В то же время понятие «действительность» употребляется и в более широком смысле. Оно обозначает весь окружающий нас материальный мир в том виде, в каком он существует в каждый данный момент. Между понятием «действительность» в узком смысле (действительность как осуществленная возможность) и в широком смысле слова имеется глубокая внутренняя связь. В самом деле, действительность в широком смысле этого слова, то есть весь окружающий нас в данное время материальный мир, есть результат всего предшествующего развития материального мира. Это значит, что все явления в природе и в общественной жизни в том виде, в каком они существуют в каждый данный момент, представляют собой осуществившиеся возможности, имевшиеся раньше.
Вместе с тем всякая действительность содержит в себе новые возможности. Улучшение материального и культурного благосостояния трудящихся есть важнейшая черта нашей современной социалистической действительности. В то же время в этой действительности заложены огромные возможности для дальнейшего быстрого подъема благосостояния советских людей. Возможность резкого подъема производства предметов народного потребления подготовлена всем предшествующим развитием нашей промышленности и определяется сущностью нашей социалистической действительности.
Действительность включает в себя не только новое, растущее, но и старое, отмирающее. Нельзя смешивать соотношение нового и старого в развитии с соотношением возможности и действительности. Новое и старое — это стороны самой действительности. В то же время вопрос о возможности и действительности тесно связан с вопросом о борьбе нового со старым, потому, что в действительности всегда имеются возможности развития и победы нового, нарождающегося, над старым, отживающим.
Марксистская диалектика есть учение о развитии, а развитие всегда осуществляется как переход возможного в действительное. Переход от одного качественного состояния к другому качественному состоянию, победа нового над старым всегда существуют вначале как возможности. После того как одни возможности превратились в действительность, в новой действительности появляются новые возможности. Нельзя отождествлять возможность победы нового с его действительной победой. В политике отождествление возможности с действительностью приводит к пассивности, к непониманию величайшей роли субъективного фактора, к антимарксистской «теории самотека», к «теории» автоматического краха капитализма и вообще автоматического развития истории.
С другой стороны, отождествление только еще возможного с уже действительно существующим приводит к субъективизму, к подмене объективной реальности собственными измышлениями, а следовательно, ведет к авантюризму в политике, к нежеланию считаться с объективными возможностями. Реальная действительность с заложенными в ней объективными возможностями подменяется в этом случае воображаемой, вымышленной действительностью, а это на практике ведет к отстранению от подлинной борьбы за реализацию имеющихся возможностей.
* * *
Важнейшее значение для коммунистического строительства имеет вопрос об условиях превращения возможности в действительность. Конкретные исторические условия определяют, будет та или иная возможность реализована или же нет. От условий зависит, раньше или позже реализуются данные возможности, а также в какой конкретной форме произойдет их превращение в действительность. При этом объективный закономерный ход развития, породивший известные возможности, обязательно порождает и условия, при которых эти возможности могут превратиться в действительность. Это имеет место как в природе, так и в обществе.
Существует, однако, принципиальное отличие между условиями превращения возможности в действительность в природе и в человеческом обществе.
В природе, поскольку мы оставляем в стороне вопрос о сознательном изменении человеком окружающей его природной среды, в ходе превращения возможностей в действительность «субъективный фактор» не играет никакой роли. Здесь весь процесс совершается стихийно, действуют только слепые, бессознательные силы.
То, что из семени развивается растение, — это закономерно, необходимо. Отсюда следует, что в самом семени заложена возможность растения. Однако есть тысячи причин, в силу которых превращение семени в растение может и не осуществиться. Зерно, растоптанное или съеденное животным, унесенное ветром в реку, никогда не превратится в растение, так как при этом уничтожены условия, в которых зерно может им стать. Для того чтобы семя превратилось в растение, чтобы были реализованы возможности его превращения в растение, необходим целый ряд объективных условий. Наука, изучающая явления неживой и живой природы в их закономерном развитии, должна определять условия, при которых возможность, заложенная в явлении, реализуется, превращается в действительность.
Приспособляемость растения к окружающей среде, наследственность, то есть требование организмом определенных условий внешней среды для развития тех или иных его признаков или свойств, носит бессознательный, стихийный характер. Организм, как учит мичуринская биология, никогда полностью не реализует тех наследственных возможностей, которые в нем заложены. Вопрос о том, какие из этих наследственных возможностей будут реализованы, решается не «волей» организма или его «сознанием». Только философы-идеалисты рассматривают превращение возможностей в действительность в природе как якобы сознательный процесс.
Философский материализм отрицает существование какой бы то ни было целеустремленности в природе. Тем более он отвергает антинаучное представление о какой-то сверхъестественной, божественной воле. Между тем современные вейсманисты и морганисты, отрывая развитие организма от условий внешней среды и рассматривая изменчивость форм в живой природе как случайную, беспричинную, принципиально непредсказуемую, протаскивают антинаучные, телеологические взгляды в биологии.
Хотя в природе действуют слепые, стихийные, бессознательные силы, но люди могут сознательно использовать действие объективных законов природы в интересах общества. Они могут содействовать реализации одних возможностей и препятствовать реализации других возможностей.
Развитие науки позволяет раскрыть многие ранее скрытые возможности, таящиеся в природе, и поставить их на службу обществу. Сознательно используя объективные законы природы, люди активно переделывают природу. Благодаря знанию объективных законов они могут невиданно ускорять процессы, происходящие в природе, или, наоборот, замедлять эти процессы, создавать новые вещества, которых нет в природе в естественном состоянии, и т. д.
Таким образом, при воздействии человека на природу осуществление тех или иных возможностей, превращение их в действительность зависит также от воли и сознания людей, от того, насколько люди познали те или иные объективные закономерности, от их практической деятельности, направленной на использование познанных законов природы в интересах общества.
Процесс превращения возможности в действительность в человеческом обществе качественно отличается от превращения возможности в действительность в природе. Это отличие заключается в том, что в развитии общества решающую роль в претворении реальных возможностей в действительность играет субъективный фактор.
Диалектический материализм непримиримо враждебен субъективному идеализму, волюнтаризму, утверждающим, что все зависит от субъекта, от его воли и что поэтому «все возможно», «нет ничего невозможного». С другой стороны, диалектический материализм так же непримиримо враждебен вульгарному материализму, который игнорирует величайшую роль идей и теорий, воли и сознания людей, который отрицает решающую роль субъективного фактора в процессе реализации уже имеющихся объективных возможностей.
Следует подчеркнуть, что термин «субъективный фактор» может породить неправильное представление, будто речь идет о сознании и воле отдельных субъектов, отдельных людей. Под субъективным фактором следует понимать прежде всего деятельность народов, классов, партий, а также и отдельных личностей, поскольку они выражают идеологию и волю тех или иных классов.
Вопрос о роли субъективного фактора в превращении возможности в действительность связан с проблемой свободы и необходимости. Люди не могут уничтожить объективной необходимости. Объективная необходимость и порожденные ею возможности не зависят от воли и сознания людей. Но люди могут познать эту объективную необходимость и использовать ее в своих интересах, превратить, по выражению В. И. Ленина, «необходимость в себе» в «необходимость для нас». Свобода, как учили еще Маркс и Энгельс, заключается не в воображаемой независимости от объективных законов, а в познании этих законов, в способности принимать решения со знанием дела. Свобода, следовательно, заключается не в кажущейся независимости людей от объективных возможностей, а в глубоком понимании этих возможностей и борьбе за их превращение в действительность.
Так, советские люди превратили в действительность имевшиеся в советском обществе возможности создания могучей индустрии, всемерного укрепления колхозов, подготовки кадров для всех отраслей народного хозяйства. Тем самым были созданы новые возможности для быстрого и крутого подъема производства предметов потребления.
Таким образом, роль сознательной деятельности людей, роль «субъективного фактора» в развитии человеческого общества огромна.
Деятельность людей всегда играла решающую роль в деле реализации имеющихся объективных возможностей, и эта деятельность имела тем большее значение, чем правильнее люди понимали потребности развития материальной жизни общества. Но только в эпоху социализма вся практическая деятельность людей, членов социалистического общества, строится на основе научного познания объективных законов экономического развития и тех объективных возможностей, которые порождены действием этих законов…
При социализме не существует антагонистических противоречий. Все общество, спаянное морально-политическим единством, заинтересовано в осуществлении одних и тех же возможностей. Законы экономического развития, оставаясь объективными законами, теряют свой стихийный характер. Общественные силы, по известному выражению Энгельса, из демонических повелителей над людьми превращаются в их покорных слуг.
Характеризуя роль субъективного фактора, необходимо со всей решительностью отвергнуть вредную теорию самотека и стихийности. Победа нового, прогрессивного, над старым, отживающим, является закономерной и неизбежной. В этом суть учения марксистской диалектики о неодолимости нового, того, что возникает и изо дня в день растет. Однако грубейшим искажением марксизма является подмена диалектического положения о неодолимости нового антимарксистским положением, что новое якобы стихийно, без борьбы приходит на смену старому. Партия разоблачила реакционность «теории самотека» и других антинаучных теорий, которые усиленно насаждались правооппортунистическими и другими врагами ленинизма.
Преодоление стихийности и самотека особенно важно для развития социалистического общества. В своей деятельности советские люди исходят из того, что возможность может успешно превратиться в действительность лишь на основе глубокого знания дела, практики социалистического строительства. При этом необходимо учитывать, что возможность еще не есть действительность. Например, в советском социалистическом обществе закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства создает лишь возможность правильного планирования общественного производства…
Задача, стоящая перед планирующими организациями, заключается в том, чтобы… возможность правильного планирования, основывающаяся на объективном экономическом законе планомерного, пропорционального развития народного хозяйства, всегда превращалась в действительно правильное планирование. Правильное же планирование создает условия превращения реальных возможностей выполнения народнохозяйственного плана в действительность. Нередко на самом предприятии обнаруживаются новые, скрытые возможности, позволяющие не только выполнить, но и перевыполнить план. С другой стороны, при плохой работе предприятие может выполнить план только по выпуску валовой продукции и не выполнить, например, план по ассортименту. Наконец, предприятие может вообще не выполнить план. «Реализовать» последнюю возможность, разумеется, легче всего, так как достаточно ничего не делать, и эта «возможность» реализуется сама собой. Для того же, чтобы обеспечить выполнение или перевыполнение государственного плана, необходим творческий груд работников предприятия, необходимы правильная организация труда, высокий уровень партийно-политической работы, умелое руководство предприятием.
Всегда нужно учитывать возможности в их динамике: растут они или, наоборот, уменьшаются, что именно необходимо для их претворения в действительность. Жизнь показывает факты и неумелого использования величайших возможностей, порожденных нашим социалистическим общественным строем. …Наша печать приводит много примеров, когда возможности у двух колхозов или двух предприятий примерно одинаковые, а результаты работы резко различные. Эти примеры поучительны в том отношении, что показывают, как велика роль субъективного фактора в претворении в жизнь имеющихся возможностей.
Учет объективных возможностей и правильное понимание условий превращения этих возможностей в действительность во много раз увеличивают мощь передовых общественных сил, помогают им лучше ориентироваться в исторической обстановке, дают им ясную перспективу, уверенность в победе. Подлинно научный анализ имеющихся в общественной жизни объективных возможностей стал возможен только в результате открытия Марксом и Энгельсом материалистического понимания истории.
* * *
Правильное понимание проблемы возможности и действительности имеет огромное значение для практической деятельности марксистско-ленинской партии. Политика Коммунистической партии и Советского правительства основывается на точном знании объективных законов развития общества и возможностей, порождаемых действием этих законов, на глубоком понимании условий, необходимых для реализации возможностей, в которых заинтересованы народы Советского Союза и миролюбивые народы всего мира. Знание объективных законов общественного развития позволяет видеть далеко вперед и понять, что именно в жизни растет и развивается и что отживает свой век.
Партия сильна тем, что она в своей политике всегда сочетает полную трезвость в оценке имеющихся объективных возможностей с революционной страстностью, с пониманием огромной роли революционной теории и мастерским умением применять ее. Наша партия сильна своей связью с народом, уверенностью в неисчерпаемых силах народа, умением организовать народные массы на борьбу за осуществление тех возможностей, которые отвечают коренным интересам народа.
Вся политика Коммунистической партии в годы социалистического строительства в СССР была основана на учении Ленина о возможности построения социализма в отдельной стране. Руководя строительством социалистического общества, Коммунистическая партия исходила из ясного понимания условий превращения этой возможности в действительность.
И. В. Сталин в своем докладе XVI съезду партии говорил: «Советский строй дает колоссальные возможности для полной победы социализма. Но возможность не является еще действительностью. Чтобы превратить возможность в действительность, необходим целый ряд условий, в числе которых линия партии и правильное проведение этой линии играют далеко не последнюю роль» (Соч. Т. 12, стр. 339).
Для того чтобы возможность построения социализма в нашей стране превратилась в действительность, необходимо было преодолеть немалые трудности, нужно было разгромить врагов Коммунистической партии и советского народа, выработать правильную политику, основанную на научном знании законов экономического развития, и мобилизовать, организовать массы для осуществления этой политики. Коммунистическая партия с честью выполнила эту величайшую историческую задачу.
Построение социалистического общества в Советском Союзе стало действительностью благодаря великой организующей и направляющей роли Коммунистической партии, самоотверженному труду рабочих, крестьян, интеллигенции, которые одобряли и поддерживали политику Коммунистической партии и Советского правительства.
Деятельность Коммунистической партии Советского Союза, проводимая ею политика дальнейшего укрепления социалистического строя, упрочения морально-политического единства советского общества, дружбы народов СССР являются могучей силой, решающим условием превращения возможности построения коммунистического общества в нашей стране в действительную победу коммунизма…
[1] см. «Сумерки буржуазной науки». Газета «Правда» от 26 мая 1953 года
«Продление человеческой жизни до бесконечности является невозможным»
Жизни человеческого тела — наверное. Но мыслительную то деятельность если она материально обоснована, может быть и возможно будет как то сохранить?)
Можно, но только в материальных формах, которые будут хранить все созданное сознанием людей (книги, диски, видеофильмы и т.п.).
Статья полезная и нужная. Особенно интересно это:
«И. В. Сталин в своем докладе XVI съезду партии говорил: «Советский строй дает колоссальные возможности для полной победы социализма. Но возможность не является еще действительностью. Чтобы превратить возможность в действительность, необходим целый ряд условий, в числе которых линия партии и правильное проведение этой линии играют далеко не последнюю роль» (Соч. Т. 12, стр. 339).»
Вот он краеугольный камень реализации социализма и перехода к коммунизму.
ЧТО есть «партия рабочих», КАК она формируется и КТО оценивает ее «правильное поведение».