(Материал подготовлен в рамках курса «Политическая экономия капитализма»)
22. Чем определяется уровень заработной платы рабочих.
Сумма денег, которую получает рабочий за свою рабочую силу, называется номинальной заработной платой. Но она еще не определяет уровень жизни рабочих, так как реальное содержание ее может резко измениться вследствие повышения цен на предметы первой необходимости, без которых рабочий прожить не может. Поэтому различают еще реальную заработную плату, т. е. материальные блага и услуги, которые рабочий может фактически приобрести на свою номинальную заработную плату.
Уровень реальной заработной платы определяется: суммой денег, получаемых рабочим, т. е. номинальной заработной платой, уровнем цен на предметы потребления, размером платы за квартиру, газ, электричество, водопровод и другие коммунальные услуги, уровнем налогов и т. п.
С развитием капитализма реальная заработная плата нередко снижается. Это объясняется следующими причинами.
Во-первых, ростом безработицы. Если один или два члена семьи выброшены на улицу, то это непосредственно снижает и номинальную и реальную заработную плату.
Во-вторых, повышением розничных цен на предметы первой необходимости. Часто правительства капиталистических стран проводят политику «замораживания» заработной платы, т. е. сохранения номинальной заработной платы на достигнутом уровне, в то время, как цены на нужные рабочему продукты потребления растут. Это, конечно, снижает уровень реальной заработной платы рабочих. Реальная заработная плата может уменьшаться и при росте номинальной. Так, средняя почасовая заработная плата парижских металлистов с 1938 г. по 1963 г. повысилась в 29,75 раза. Но за это время цены поднялись в 48 раз. Французские капиталисты, даже формально повысив зарплату рабочим, все равно выиграли, все равно ограбили их больше, чем им дали. Фактически за этот же период времени реальная заработная плата французских рабочих уменьшилась на 38%. Или пример из жизни современной России: тарифы ЖКХ с 2008 года по 2015 год повысились в 8 раз, а заработные платы рабочих или остались на прежнем уровне или поднялись за это же время на 10-15%. В итоге российские рабочие были нагло ограблены капиталистами и собственным государством, которому принадлежит значительная часть энергетических монополий страны — их реальная зарплата сократилась в разы, если учесть еще и повышение цен на другие товары первой необходимости в несколько раз за то же самое время.
В-третьих, усилением налогового бремени. Прямые налоги — это просто вычет из заработной платы. В результате же возрастания косвенных налогов повышаются розничные цены и тем самым снижается реальная заработная плата. Прямые налоги все время возрастают. По сравнению с 1938 г. налоги на душу населения в 1965 г. выросли (в неизменных ценах 1913 г.): в США — в 3,4 раза, в Англии — почти в 2, в ФРГ (по сравнению с Германией 1938 г.) — в 2,7, во Франции — почти в 3 раза. В начале 70-х гг. трудящиеся капиталистических стран отдавали в виде налогов из своих доходов: в США — 27,4%, в Англии — от 21,5 до 36,1, в ФРГ — 36%. Сейчас эти цифры (данные 2011 года[1]) еще больше. В капиталистической Венгрии среднестатистический работающий венгр отдает государству в качестве налогов и социальных сборов в среднем 52,6% зарабатываемых денег. В Бельгия — 55,6%, Германия — 50,7%. Выше 40% из зарплаты отдают рабочие в Швеции, Франции, Италии, Финляндии, Австрии, Дании, Турции, Чехии, Польше, Нидерландах и Словакии. В России эта цифра составляла в 2013 году 45,7% (примерный расчет можно посмотреть здесь).
Кроме прямых налогов существуют также косвенные налоги, т. е. налоги, которые изымаются путем повышения цен на товары массового потребления.
«…Косвенные налоги, — указывал В. И. Ленин, — самые несправедливые. Косвенные налоги, это — налоги на бедных». Поскольку трудящиеся составляют большинство населения капиталистического общества и являются основными покупателями товаров широкого потребления, то можно безошибочно считать, что на их долю приходится больше половины всех налогов. С косвенными налогами ( учитывая только НДС!) российский наемный работник отдавал государству в 2013 году 63,7%[2].
В-четвертых, ростом квартирной платы. Когда речь идет о жилище в высокоразвитых капиталистических странах — США, Франции, Англии и т. п., то имеются в виду отдельные квартиры со всеми элементарно необходимыми удобствами. В таких квартирах могут жить только высокооплачиваемые квалифицированные рабочие. В США, например, в конце 70-х гг. расходы на квартплату и коммунальные услуги составляли 25—30% заработной платы наемных работников. Для миллионов рабочих даже в таких богатых, странах, как США, подобные квартиры недоступны. Огромная масса трудящихся вынуждена ютиться в квартирах не только неблагоустроенных, но фактически непригодных для жилья. В капиталистической России сейчас коммунальные платежи в зависимости от региона составляют 30-90% фактической средней зарплаты рабочего.
В-пятых, высокими расходами на медицинскую помощь. В США, например, с 1949 по 1965 г. стоимость больничного лечения повысилась в 3 раза. Сейчас, во втором десятилетии XXI века в этой богатейшей стране мира более трети населения страны лишено всякой медицинской помощи. В буржуазной РФ и других бывших соцстранах трудящимся вообще пришлось от бесплатной медицины перейти к платной, услуги на которую к тому же постоянно растут, в результате чего их заработные платы сократились в реальном выражении примерно на 15-30%.
На уровень заработной платы оказывает влияние и существующая дискриминация в оплате труда. Так, в США, несмотря на повсюду декларируемое равенство, негры и мексиканцы получают в 1,5-2 раза меньше белого рабочего, а в Южно-Африканской Республике коренные жители — африканцы до сих пор получают в 5-10 раз меньше белого работника.
Тенденция понижения реальной заработной платы проявляется не везде и не всегда. Она имеет различные формы и темпы. Не в малой степени это зависит от активности рабочего класса, его организованности и умения постоять за себя. Капиталисты понимают свою уязвимость и потому широко используют буржуазное государство для подавления рабочего движения. С его помощью они понижают реальную заработную плату рабочих, добиваются издания различных антирабочих законов, ограничивающих права профсоюзов, в том числе права на забастовки — самую экономически опасную для них форму борьбы.
Типичным примером такого рода служит фашистский закон Тафта — Хартли, принятый правительством США в 1947 г. По этому закону профсоюзы были ограничены в правах на заключение коллективных договоров с предпринимателями. Им было запрещено заниматься политической деятельностью; руководители и активисты профсоюзов должны были под присягой заявить о непринадлежности к Коммунистической партии (в 1959 это положение было отменено, но во многих компаниях практика эта сохранилась и по сей день). Существенному ограничению подверглось право на забастовки и локауты, незаконными были признаны политические забастовки, забастовки солидарности и т.п. Применяя закон Тафта — Хартли, правительство США неоднократно срывало крупнейшие забастовки, применяло репрессии против рабочих активистов, обеспечивая тем самым все условия для процветания крупного капитала, который урезал заработные платы рабочих и усиливал их эксплуатацию.
Американский опыт оказался так эффективен, что теперь капиталисты в меньшей или большей степени его применяют повсеместно, во всех капиталистических странах мира, в том числе в РФ, где право на забастовки у рабочих значительно урезаны, во многих отраслях они запрещены, также повсеместно запрещены самые эффективные способы борьбы рабочих — забастовки солидарности. (Об ограничении политических прав российских трудящихся можно и не говорить.)
В погоне за прибылью капиталисты стремятся всеми способами снизить заработную плату до физического минимума. Но это стремление наталкивается на решительное сопротивление пролетариата. В ответ на усиление эксплуатации рабочие вынуждены организовывать забастовки, требуя повышения заработной платы, сокращения рабочего дня, продления оплачиваемых отпусков, ограничения сверхурочных работ и т. п. Экономическая борьба рабочего класса в условиях современного капитализма принимает все более широкий размах, потому что рабочие понимают, не борясь, они уморят с голоду сами себя. Пример трудовой Франции, миллионными демонстрациями и общенациональными забастовками выступающей против реакционных поправок в Трудовой кодекс страны, у всех перед глазами. Начинаем подниматься и Россия — в прошлом 2015 г. году количество забастовок в стране по сравнению с 2014 годом увеличилось на 75%[3], т.е. практически в 2 раза!
Однако, экономическая борьба рабочих, даже в случае успеха, может привести лишь к временному повышению уровня реальной заработной платы или же приостановить дальнейшее ухудшение их положения. Только политическая борьба за уничтожение капиталистического строя может коренным образом улучшить материальное положение трудящихся.
[1] http://finforum.org/page/index.html/_/economics/skolko-nalogov-platat-v-jevrope-r10473
[2] http://maxpark.com/community/8/content/1755469
[3] http://trudprava.ru/expert/analytics/protestanalyt/1588
Нужна статья о проекте Венера Жака Фреско.
По проекту Венера можно ответить кратко — реформаторство капиталистической системы на основе утопизма.
Одни только цели проекта: 1. Отмена искусственных границ, разделяющих людей и 2 Постепенный полный отказ от таких форм управления как корпорации и правительства. уже вызывает улыбку на лице!
Про политическою борьбу с автором не согласен, капиталистическою систему можно снести только силой. А не бороться политически по законам написанных прихвостнями буржуев…
Вадим. Вы как-то по своему понимаете политическую борьбу, о которой пишет автор. В работе «Задачи русских социал демократов» Ленин подробно раскрыл этот вопрос.
Отрицая политическую борьбу Вы (скорее по незнанию, конечно) отрицаете политическую агитацию, через которую только можно развить классовое сознание у рабочего класса и встаёте на позиции «экономистов».
Перечитайте эту работу.
Цены растут непрерывно. На все. Кто подхлестывает рост цен? Это процесс и стихийный ( кому как заблагорассудится поднять цены на свои услуги ) и одновременно закономерный ( не успеешь заскочить в поезд под названием «рост цен» — останешься ни с чем ). Реальная зарплата уменьшается. Вот в Советской России опубликовано обращение жителей небольшого дальневосточного поселка в связи с ростом цен. Приходится слышать случайно встревоженный разговор встречных о росте цен. Мы что, будем медленно умирать, ведь этому процессу, кажется, не видно конца. Когда же массы взорвутся гневом ? Лично для меня вопрос роста цен и как выжить сейчас самый главный.
Если я не ошибаюсь, наряду с номинальной и реальной заработной выделяют и относительную заработную плату, которая показывает отношение между заработной платой рабочего и прибылью капиталиста.
То, о чем вы говорите, это, вероятно, норма прибавочной стоимости https://work-way.com/blog/2016/04/14/19-norma-i-massa-pribavochnoj-stoimosti/
Читаю учебник Островитянова. На стр.126 (в ред. 1954 г.) написано. При оплате натурой, капиталист эксплуатирует наемного рабочего не только как продавца рабочей силы, но и как потребителя. До этого момента я думал, что эксплуатация направлена на получение прибавочной стоимости от производительного труда в сфере материального производства. Становиться не понятно как можно эксплуатировать рабочего как потребителя и можно ли тогда эксплуатировать потребителя не являющегося рабочим? Ранее думал что потребителя можно угнетать через бесконечный рост цен. Не могли бы разъяснить этот момент?
Отдает натурой ведь не по себестоимости, а с наваром. При том натурой ведь можно расплачиваться по цене большей, чем рыночной. Да и рыночные цены монопольные/картельные.