От ред. РП: Обращаем внимание наших читателей на публикуемую ниже статью из журнала «Вопросы философии» № 6 за 1952 г. Она особенно ценна тем, что в ней разбираются ключевые мифы о марксизме, на которых до сих пор держится идеология нынешней капиталистической России. Автор этой статьи Материалист (о том, кто именно из советских философов использовал этот псевдоним, информации нет) известен тем, что через год, в 1953 году, написал замечательную статью о лженауке кибернетике — «Кому служит кибернетика».
Отец-иезуит в роли критика диалектического материализма
(О книге Г. Веттера «Диалектический материализм. Его история и его система в Советском Союзе». Вена. 1952)
Американские империалисты, одержимые бредовой идеей установления своего господства над миром, хотят снова толкнуть народы в пропасть мировой войны. Но народы мира, порабощенные империализмом, как указывает товарищ Сталин, «не желая больше жить по-старому, берут судьбу своих государств в свои руки, устанавливают демократические порядки и ведут активную борьбу против сил реакции, против поджигателей новой войны»[1]. В результате второй мировой войны от капиталистической системы отпали Китай и другие народно-демократические страны, образовавшие вместе с Советским Союзом единый и мощный социалистический лагерь, противостоящий лагерю капитализма. Важнейшим экономическим результатом второй мировой войны и ее хозяйственных последствий является распад единого всеохватывающего мирового рынка[2]. Это обусловило дальнейшее углубление общего кризиса мировой капиталистической системы. Почва горит под ногами империалистов.
Не удивительно поэтому, что акции иезуитов — давних агентов мракобесия, проверенных мировой реакцией, — ныне особенно высоко оцениваются на идеологической бирже империалистов. Об этом свидетельствует горячий прием, оказанный книге Густава Веттера «Диалектический материализм. Его история и его система в Советском Союзе»[3] буржуазной прессой США, Англии, Италии и других стран.
Веттер, уроженец Австрии, — иезуит, профессор папского Восточного института в Риме. Итальянский марксистский журнал «Сочиета» сообщает, что этот институт имеет сугубо специальное назначение: в нем «подготовляются лица, предназначенные для тайной службы на территориях Советского Союза и Восточной Европы». Нетрудно представить себе, какие «профессора» подвизаются в этом «институте» и какие «науки» внедряют они в сознание своих слушателей. По-видимому, их лекции не подлежат огласке. Что же сделало знаменитым «труд» дипломированного иезуита Веттера? Оказывается, преподобный отец читает лекции по истории русской и, в особенности, советской философии. В 1948 году эти соответствующим образом обработанные лекции были опубликованы в виде отдельной книги на итальянском языке. В 1952 году расширенное и дополненное издание этой книги вышло в свет на немецком языке.
В предисловии к немецкому изданию отец-иезуит призывает к «оборонительной войне» против «советского диалектического материализма». Он горько сетует на то, что после окончания второй мировой войны «большевистское влияние на культурную жизнь Запада чувствительно усилилось» (стр. V). Факт этот отец-иезуит объясняет обманчивой «видимостью глубины», якобы присущей диалектическому материализму. Отсюда и проистекают, по его утверждению, всевозможные соблазны и грехопадение многих лиц, увлекшихся марксистской философией, которая, как говорит иезуитский проповедник, является порождением сатаны.
Отец-иезуит осеняет себя крестом. Он уверяет, что его, Веттера, не проведешь: он знает русский язык, читает советские журналы и, в частности, журнал «Вопросы философии». Он обильно цитирует советские учебные пособия, сообщает опубликованные советской печатью сведения о подготавливаемых к изданию книгах, о происходивших научных дискуссиях, конференциях и т. д. Кто же после этого смеет сомневаться в «осведомленности» Веттера, в «основательности» его специальной подготовки?
Реакционная пресса воскуряет фимиам благочестивому патеру: «Оссерваторе Романо», официальный орган Ватикана, аттестует книгу Веттера как «веский труд», а сарагатовская «Уманита» рекомендует ее как «один из лучших трудов о советском диалектическом материализме». Это не книга, а «величайшее благодеяние», пишет английский реакционный журнал «Филозофи», настоятельно требуя перевода ее на английский язык. Больше всего умиляет реакционную прессу иезуитская манера изложения Веттера, состоящая в том, что основные положения марксизма излагаются им в духе клеветнических измышлений врагов ленинизма из троцкистско-бухаринской своры. Этот бесстыдный прием оценивается рецензентами как образец научного «объективизма». (И сегодня голимую и наглую ложь сплошь и рядом буржуазные пропагандисты подают нам под видом «объективности». Но гораздо интереснее другое. То, что правы, оказывается, были большевики, когда критиковали и громили все эти правые и левые уклоны в партии, называя их представителей, упорно не желающих исправлять свои ошибки и настаивающих на своей ложной точке зрения, «агентами империализма»! Вон как их измышления подхватывали идеологи капитализма! Кстати, именно на этих измышлениях и была построена вся «идеология» Перестройки в СССР и странах социализма. Мировой капитал ничего нового не выдумал — он просто использовал все то старое, что угодливо подготовили ему оппортунисты! Ведь не случайно в СССР в перестроечные и постперестроечные годы усиленно и в огромном количестве стали вдруг печататься работы всяких троцких, бухариных и пр. разоблаченных советским народом врагов социализма. Но, не зная истории классовой борьбы в СССР, советские коммунисты, а за ними и весь советский рабочий класс, противостоять этой буржуазной гнили не смог. Результат этой неспособности к борьбе, мы очень хорошо ощущаем сегодня по себе. — прим. РП)
Отвечая на вопрос, что такое ленинизм, отец-иезуит предлагает вниманию читателей высказывания таких врагов марксизма, как Рязанов, Булгаков, Струве и Бердяев. Преподобный «профессор» рекомендует этих «теоретиков» как представителей «критического направления в марксизме» (стр. 94). Богостроители в его изображении — марксисты, считающие мистицизм необходимым дополнением научного марксизма (стр. 101). Таким образом, в качестве теоретиков и пропагандистов марксизма неискушенному читателю подсовываются злейшие враги марксизма. А реакционная пресса на все лады превозносит «объективность» и «беспристрастность» отца-иезуита. Американский журнал «Джорнел оф филозофи» восхищен «прекрасным образцом иезуитского стиля». Смешение в одну кучу марксистов и злейших врагов марксизма преподносится им «как самое полное и документированное изложение», а приписывание марксизму утверждений всякого рода ревизионистов и прочих буржуазных фальсификаторов — как «острота анализа», выполненного с «величайшим искусством».
Шумиха, поднятая реакционными философствующими борзописцами вокруг этого изделия ватиканской идеологической кухни, вынуждает нас подробнее остановиться на его содержании.
Книга Г. Веттера состоит из двух частей. Часть первая претендует на изложение истории диалектического материализма. Во второй части речь идет о «системе» диалектического материализма.
Говоря о возникновении марксизма, о его предшественниках, Веттер бегло касается философии Гегеля и Фейербаха и подробно останавливается на характеристике позитивизма, который и объявляется им главным философским источником диалектического материализма. Австроитальянский иезуит не оригинален: он лишь повторяет домыслы чешского позитивиста Масарика, который еще в 20-х годах выступил с этим «открытием» философской родословной марксизма.
Как известно, Маркс и Энгельс совершили революционный переворот в философии, создав подлинно научную философию, не совместимую ни с какой поповщиной, ни с каким угнетением человека человеком. Этот революционный переворот, совершенный Марксизмом, «ученый» иезуит изображает как позитивистское, нигилистическое отрицание философии вообще. Позитивисты утверждали, что наука не нуждается в мировоззрении, что основные вопросы философии неразрешимы и надо попросту отбросить их. Марксизм, как известно, вскрыл величайшее значение научно-философского мировоззрения для науки и практики и решил «неразрешимые» философские проблемы. Но обо всем этом Г. Веттер молчит. Молчит он и о том, как в действительности относились Маркс и Энгельс к позитивизму и его основоположнику О. Конту. Между тем известно, что Маркс и Энгельс резко критиковали позитивизм. «Я в качестве партийного человека, — писал Маркс, — занимаю решительно враждебную позицию по отношению к контизму, а как человек науки очень невысокого мнения о нем…»[4]. Энгельс разоблачал позитивизм как «узкое филистерское мировоззрение»[5]. Все это пытается скрыть от читателя ученый иезуит.
Итальянский марксистский журнал «Ринашита» отмечает, что «позитивистское происхождение марксизма, утверждаемое Веттером, является чистым изобретением». Мы можем только добавить, что такого рода изобретения называются попросту мошенничеством. Яркой иллюстрацией этой мошеннической изобретательности Г. Веттера является отождествление им марксистско-ленинской критики метафизического способа мышления с позитивистским отрицанием так называемой метафизики, под которой позитивисты подразумевают материализм. Основное положение материализма — признание существования внешнего, независимого от сознания мира — трактуется позитивистами как утверждение существования чего-то «сверхчувственного», «потустороннего» и т. д.
Разоблачая подобного рода клевету на материализм, В. И. Ленин более сорока лет тому назад писал в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Метафизиками, надо, сказать, обзывают материалистов многие идеалисты и все агностики (кантианцы и юмисты в том числе), потому что им кажется, будто признание существования внешнего мира, независимого от сознания человека, есть выход за пределы опыта»[6].
Итак, позитивисты отрицают правомерность существования философии, они третируют материализм с позиций субъективного идеализма и агностицизма. Отец-иезуит выдает позитивистскую эклектическую окрошку за философский источник марксизма. Воистину прекрасный образец иезуитского стиля исследования и изложения!
В своей «истории» диалектического материализма отец Густав, в соответствии с названием своего опуса, уделяет главное внимание ленинизму. Следуя по стопам К. Реннера и других вожаков правых социалистов, Веттер изображает ленинизм как чисто русскую, национальную разновидность марксизма, якобы неприменимую к Западной Европе. Эту давно обанкротившуюся, безмерно лживую (ибо международное значение ленинизма — всемирно-исторический факт) идейку ватиканский псевдоученый пытается подкрепить новыми «аргументами». Следуя основному тактическому принципу иезуитов — цель оправдывает средства,— Веттер утверждает, что своеобразие ленинизма основано на том, что он унаследовал идеи русских «нигилистов» и славянофилов.
Преподобный отец великолепно знает, что ленинизм есть дальнейшее творческое развитие марксизма в эпоху империализма и пролетарских революций.
В. И. Ленин и И. В. Сталин подняли марксизм на новую, высшую ступень. Влияние марксизма-ленинизма растет во всем мире. Но именно эти неопровержимые факты и задумал опровергнуть ученый иезуит. Не будь этих упрямых фактов, незачем было бы воинствующему мракобесу писать свою книжку. Вот почему под прикрытием елейных рассуждений о «бескорыстной и благоговейной любви к истине» отец-иезуит тщится убедить своих читателей в том, что ленинизм связан с «мистической душой» русского человека и является пересадкой марксизма на русскую национальную почву и обработкой его в духе «нигилистов» и славянофилов.
«Нигилистами» сей псевдоученый именует великих русских революционеров-демократов, занимавших резко отрицательную позицию по отношению к идеализму и религии. Боевой атеизм Н. Г. Чернышевского, правильное понимание им классовой природы идеалистического мракобесия преподносятся читателю как… вульгарный материализм. Чернышевский, утверждает нагло Г. Веттер, — «главный представитель русских вульгарных материалистов» (стр. 67).
Впрочем, для Веттера, считающего, что философия не должна идти дальше евангельских легенд, всякий материализм есть вульгарная теория. Как типичный прислужник эксплуататорских «верхов», мнящих себя аристократами духа, Веттер третирует материализм как якобы нефилософский взгляд на мир, свойственный подавляющей массе простых людей. Но эти «простые», не искушенные в философии люди, несомненно, правильнее решают вопрос об отношении сознания к бытию, чем дипломированные лакеи поповщины. Этим «простым» людям и в голову не приходит утверждать, что их ощущения, представления являются единственной реальностью. В. И. Ленин говорил по этому поводу: «Наивный реализм» всякого здорового человека, не побывавшего в сумасшедшем доме или в науке у философов идеалистов, состоит в том, что вещи, среда, мир существуют независимо от нашего ощущения, от нашего сознания, от нашего Я и от человека вообще»[7]. Это «наивное», подтвержденное тысячелетиями истории убеждение человечества, которое в своей ненависти к истине пытается опровергнуть Г. Веттер, является исходным пунктом научной теории познания.
Оклеветав русских материалистов — революционных демократов, а заодно и материализм вообще, ученый иезуит начинает разглагольствовать о славянофильских традициях марксизма в России. Пользуясь неосведомленностью западноевропейского читателя относительно славянофильства, Веттер пытается объявить эту реакционную, крепостническую теорию одним из источников «русского марксизма», который якобы и есть не что иное, как учение об особом пути развития России.
Зачем Веттеру понадобились эти псевдоисторические подтасовки, нелепые аналогии? Все это шарлатанство необходимо ему и его империалистическим хозяевам для того, чтобы опорочить благородную борьбу марксизма-ленинизма против космополитической идеологии американского империализма. Именно поэтому маститый иезуит в угоду Уолл-стриту изображает борьбу советских людей против презренного космополитизма как возрождение славянофильских традиций. С этих же позиций охаивает он законное стремление советских людей отстоять приоритет открытий, сделанных великими русскими учеными. Профессор ватиканского института никак не может примириться с тем, что именно наш великий соотечественник Попов, а не итальянец Маркони является создателем радио. Понимая, что борьба советских людей против низкопоклонства перед Западом наносит сокрушительный удар пережиткам буржуазной идеологии в СССР, полный злобы и ненависти ко всему советскому, русскому, отец-иезуит не останавливается и перед наглой ложью, как, например, приписывание советским людям утверждения, будто М. В. Ломоносов «за два века (?!) до Лавуазье открыл закон сохранения массы» (стр. 292).
Эта подтасовка нужна Веттеру также для того, чтобы изобразить диалектический материализм в виде особой теологической системы взглядов. Со стороны это может показаться неуклюжей шуткой. Диалектический материализм, являющийся воинствующим атеизмом, и теология — что может быть более несовместимым? Но какое дело иезуиту до фактов! Для него атеизм — тоже религия, но, конечно, не истинная. Он объявляет диалектический материализм «еретическим» и, следовательно, религиозным учением, характеразуя марксистскую диалектику как «типично теологический метод». (Сейчас такой взгляд на марксизм и атеизм очень активно пропагандируется идейными защитниками эксплуатации и власти буржуазии. И главными его проводниками являются, прежде всего, попы РПЦ. — прим. РП) Он предает анафеме марксистско-ленинскую философию, называя ее «псевдотеологией», опирающейся якобы на религиозно-философское учение Соловьева, Хомякова и других идеалистов.
Философствующий иезуит пытается убедить читателя в том, что все общественные вопросы, в сущности, сводятся к вопросам религиозным, а классовые битвы — к борьбе единой всеспасающей религии против всевозможных ересей. Борьба между пролетариатом и буржуазией, борьба между социализмом и капитализмом — все это одна только видимость, утверждает иезуит. В действительности же сущность истории составляет борьба между истинной, т. е. католической, религией и псевдорелигией, разновидностью которой и является учение социализма. Научный социализм изображается иезуитом как сатанинское мировоззрение, которое «противопоставляет себя богу и стремится занять его место» (стр. 581). Это мировоззрение, говорит с ужасом отец-иезуит, освобождает человека от смирения, внушает ему гордость и веру лишь в свои собственные силы. Библейский змий, соблазнивший Еву, является, по его мнению, провозвестником материалистического миропонимания.
Мы видим, что отец-иезуит требует примирения с капиталистическими порядками. Борьба против капиталистического рабства, вера трудящихся в реальную возможность своего освобождения третируются иезуитом как дьявольское наваждение. Психология раба, покорно гнущего спину перед эксплуататором, превозносится этим холопом как высшая добродетель. (Классовый корень абсолютно всех утверждений современных буржуазных пропагандистов в РФ именно такой — согласие человека со своим рабским положением и полный отказ от стремления изменить его. — прим. РП)
Диалектический материализм является философским обоснованием революционного коммунистического преобразования мира. Марксистско-ленинская философия в корне противоположна религиозной проповеди рабского смирения; это философия борьбы против сил и традиций старого, мировоззрение, глубоко проникнутое жизнеутверждающей верой в человека. «Только философский материализм Маркса, — подчеркивает В. И. Ленин, — указал пролетариату выход из духовного рабства, в котором прозябали доныне все угнетенные классы»[8]. Эта-то мобилизующая, организующая и преобразующая сила марксистско-ленинского мировоззрения и ужасает верного прислужника империалистов Густава Веттера.
Во второй части своего объемистого опуса отец-иезуит занимается фальсификацией основных черт марксистского диалектического метода и марксистского философского материализма.
Мы не станем рассматривать все его псевдоглубокомысленные, схоластические разглагольствования, смысл которых сводится к одному: без бога философия лишена всякого содержания. Остановимся лишь на главном аргументе отца-иезуита, направленном против материалистической диалектики. Аргумент этот не нов, им пользовался еще Э. Бернштейн. Суть его сводится к утверждению, что диалектика и материализм несовместимы, или, иначе говоря, материалистической диалектики не существует. Веттеру, как и его предшественникам из социал-демократического лагеря, нет никакого дела до реальной истории диалектики. Он обходит молчанием тот факт, что первоначальная, наивная диалектика была связана со столь же наивным материализмом рабовладельческой демократии. Для него не существует и того бесспорного факта, что в домарксовской философии свое высшее развитие диалектика получила в материалистической теории русских революционных демократов. (А не у Гегеля, как полагают некоторые российские «коммунисты»! — прим. РП) Веттер не хочет признавать того, что марксистская диалектика в корне противоположна идеалистической гегелевской диалектике. (Этого не могут понять даже некоторые российские «коммунисты», уподобляющиеся попам прошлого! — прим. РП) Наконец, он не хочет понять, что марксистский философский материализм есть материализм диалектический. Подобно анархистам, давно уже разоблаченным товарищем Сталиным, Г. Веттер утверждает, что «диалектика неотделима от мистицизма, что она есть метафизика» (в смысле учения о сверхчувственном). Диалектика, по словам отца-иезуита, подтверждает иррационализм, она-де приучает «видеть в действительности нечто скрытое, таинственное» (стр. 395 итальянского издания). Диалектическое движение якобы возможно лишь в сфере сверхматериального. Если реальность понимается как деятельная, имманентно развивающаяся, противоречивая, то она-де не может быть названа материей. Как можно, возмущается дипломированный агент Ватикана, «называть именем материи реальность, одаренную спонтанным сознанием, творческой силой» (стр. 398 итальянского издания). Это значит приписывать материи «божественные прерогативы» (стр. 569).
Нетрудно понять сокровенный смысл этого иезуитского кунштюка: подсовывая идеалистическое понимание материи, Веттер требует, чтобы мы признали, соответственно этому пониманию, неспособность материи к движению, развитию на основе внутренне присущих ей противоречий. Во все времена идеалисты считали, что материя есть нечто косное, мертвое, лишенное самостоятельного движения, чуждое творческой силы и нуждающееся в толчке, «двигателе», «энтелехии», «монадах» и т. д. Такого рода толкование материи (как «материала» для творческой деятельности сверхприродного духа) имеет вполне определенную цель, блестяще разоблаченную В. И. Лениным в его труде «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин писал: «…попытка мыслить движение без материи протаскивает мысль, оторванную от материи, а это и есть философский идеализм»[9].
Так обнаруживается, что новоявленный «ниспровергатель» материализма оказывается неспособным привести буквально ни одного нового довода против материализма. Старые, давно опровергнутые естествознанием и материалистической философией идеалистические утверждения насчет косности материи окончательно дискредитировали себя. А новых аргументов нет, ибо все данные науки лишь подтверждают диалектический материализм, его учение о диалектике материального мира.
Марксизм-ленинизм доказал, что научная диалектика есть диалектика материалистическая, непримиримая ни с идеализмом Гегеля, ни с иррационализмом неогегельянства. Научная диалектика в полном согласии с материалистическим воззрением рассматривает мир именно таким, каков он существует сам по себе, без посторонних, сверхприродных, мистических добавлений. «Диалектический метод говорит, — учит нас товарищ Сталин, — что жизнь нужно рассматривать именно такой, какова она в действительности. Мы видели, что жизнь находится в непрестанном движении, следовательно, мы должны рассматривать жизнь в ее движении и ставить вопрос: куда идет жизнь? Мы видели, что жизнь представляет картину постоянного разрушения и созидания, следовательно, наша обязанность — рассматривать жизнь в ее разрушении и созидании и ставить вопрос: что разрушается и что созидается в жизни?»[10].
Все эти основные положения диалектического материализма сознательно извращает, мистифицирует Веттер. Рассмотрим, далее, его аргументы против марксистского философского материализма.
Прежде всего ватиканский проповедник обвиняет марксистско-ленинскую философскую науку в смешении материализма и…. реализма. При этом обнаруживается, что Веттер, не желая считаться с действительным содержанием материалистической философии и стремясь облегчить выполнение своей «критической» задачи, приписывает материализму отождествление всего существующего с материей, веществом. Материалисты, вещает отец-иезуит, не признают ничего нематериального, идеального. Нетрудно увидеть, что Веттер попросту клевещет на материализм вообще и на диалектический материализм в особенности. Энгельс в «Людвиге Фейербахе» разоблачил подобного рода клевету на материализм со стороны прислужников буржуазии, объявивших, что материалистическая теория является оправданием корыстолюбия, чревоугодия и прочих пороков (как известно, присущих самим буржуа), в то время как идеализм представляет собой философию добродетельного образа жизни. Ныне, когда буржуазные философы-идеалисты изощряются в проповеди человеконенавистничества, восхваляя «американский образ жизни», клеветнический характер этих наглых обвинений против материализма становится вполне очевидным.
Материалисты считают материю первичной, а сознание вторичным, производным. Из этого явствует, что материалисты признают существование сознания, но, выводя сознание из материи, не отождествляют одного с другим. Диалектический материализм, правильно решая вопрос об отношении материи и сознания, неустанно борется с вульгарным материализмом, отождествляющим сознание с материей. Известно, что Маркс и Энгельс неоднократно подвергали критике воззрения Бюхнера, Фогта и других представителей вульгарного материализма. В. И. Ленин, выступая против всяческих уступок вульгарному материализму, указал на ошибочность утверждения Дицгена о том, что все существующее является материей. «Назвать мысль материальной, — писал он, — значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом»[11]. И. В. Сталин в своем труде «Анархизм или социализм?» глубоко обосновал марксистское понимание материи и сознания, доказав, что «…в мире существуют идеальные и материальные явления, но это вовсе не означает того, будто они отрицают друг друга. Наоборот, идеальная и материальная стороны суть две различные формы одной и той же природы или общества…»[12]. Таким образом, диалектический материализм не только не отрицает сознания, а, напротив, вскрывает его основу, происхождение, содержаний, рассматривает его развитие и т. д. Отсюда ясно, что все то, что Г. Веттер облыжно приписывает материализму, является буржуазной клеветой на материализм, идеалистическим отождествлением материализма с материализмом вульгарным, извращением самого понятия материализм в духе буржуазного аморализма.
Известно, что в домарксистской философии термин «реализм» имел весьма неопределенное содержание. Так, например, реалистами называли себя сторонники крайнего средневекового идеализма. Термин «реализм» зачастую употреблялся и для обозначения материализма. Пользуясь этим, буржуазные философы-идеалисты пытаются замаскировать свои реакционные теории, называя их «критическим реализмом», «неореализмом» и т. д. Г. Веттер идет по проторенной дорожке: он называет «реализмом» отождествление объективной реальности с чувственными восприятиями, ощущениями, т. е. субъективный идеализм.
Теперь понятно, к чему сводится высосанное Г. Веттером из пальца обвинение диалектического материализма в смешении материализма с «реализмом». Отец-иезуит пытается доказать, что марксисты, с одной стороны, утверждают, что все есть материя, а с другой стороны, что реальность совпадает с чувственным восприятием. Для подтверждения этого ложного тезиса, призванного доказать эклектический характер диалектического материализма, Г. Веттер ссылается на марксистско-ленинское понимание единства мира и отношения сознания к материи. Диалектический материализм учит, что мир по природе своей материален. Само собой разумеется, что это положение не отрицает существования сознания, а, наоборот, вскрывает его основу. Далее, диалектический материализм учит, что «материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение; материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении»[13]. Это положение марксистского философского материализма нисколько не противоречит положению о материальном единстве мира. Тем более нелепо рассматривать положение марксизма о том, что «материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении» как отождествление материи с «чувственно-данным», к чему, собственно, и сводится фокус Г. Веттера.
Ленин, исходя из определения отношения материи и сознания, данного Энгельсом, и обобщая достижения новейшего естествознания, дал развернутое философское определение материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания и отражаемой в наших ощущениях, представлениях, понятиях. Только злостные фальсификаторы материализма могут отрицать неразрывное единство между теми определениями, которые были даны Энгельсом и Лениным. Как известно, товарищ Сталин, характеризуя марксистский философский материализм, показывает, что марксизм в противоположность идеализму исходит из того, что мир по своей природе материален, что материя первична, а сознание вторично, вследствие чего сознание является отображением материи — объективной реальности, существующей вне сознания. Отцу-иезуиту хорошо известны эти классические положения сталинского труда «О диалектическом и историческом материализме». Но все дело в том, что ему чужда элементарная добросовестность, хоть он и клянется в «бескорыстной и благоговейной любви к истине». Поэтому-то он софистически утверждает, что определение материи как существующей независимо от сознания является якобы определением соотносительным сознанию, т. е. субъективистским. Какое дело отцу-иезуиту до того, что философия марксизма рассматривает материю как существующую вне и независимо от сознания, т. е. независимо от того, существует или не существует сознание! Веттер предпочитает софистические аргументы; они кажутся ему самыми убедительными, поскольку цель его — опровержение истины.
В противовес диалектико-материалистическому учению о движении как форме бытия материи, неотделимой от нее, отец-иезуит, ничтоже сумняшеся, заявляет, что это-де не согласуется с современным естествознанием, признающим лишь относительность движения (стр. 325). Современное естествознание Веттер приплел, по- видимому, лишь для того, чтобы пустить пыль в глаза и продемонстрировать «соответствие» своих взглядов последнему слову науки. Но известно, что еще Галилео Галилей учил, что всякое движение относительно, т. е. происходит по отношению к другому телу, также находящемуся в движении. Отсюда следует (и это знал уже Галилей), что нет неподвижных тел, что покой относителен, т. е. он представляет собой определенную форму движения материи. Но разве из принципа относительности движения, известного еще классической механике, не следует, что движение вечно, неуничтожимо и в этом смысле абсолютно?
Диалектический материализм признает и относительный и абсолютный характер движения в противоположность идеализму, отделяющему материю от движения. Чего стоят после этого хитроумные аргументы отца-иезуита против положения диалектического материализма об абсолютном характере движения? Сущность этих аргументов давно уже разоблачил В. И. Ленин: «Идеалист и не подумает отрицать того, что мир есть движение, именно: движение моих мыслей, представлений, ощущений»[14]. Связь движения с материей — вот что, вопреки естествознанию и повседневному человеческому опыту, отвергает идеалист.
Отец-иезуит протестует против марксистского понимания движения, ибо оно исключает пресловутый «перводвигатель». Отрицание этого идеалистического «первоначала» Веттер, нимало не смущаясь, объявляет характерным признаком механицизма, хотя общеизвестно, что механистический материализм сплошь и рядом приходил к деистическому признанию первотолчка. Таким образом, коренную противоположность марксистского материализма идеалистическому пониманию природы он называет «ограниченностью», а материалистическое понимание природы — чуть ли не пережитком механистической концепции мироздания. Веттер всячески тщится доказать, что тот, кто признает существование движения лишь во времени и пространстве, неизбежно оказывается в плену механистического понимания движения как перемещения. Для того, чтобы признать немеханические формы движения материи, твердит он, надо отказаться от признания пространства и времени абсолютными формами всех явлений. Другими словами, Веттер требует, кроме признания существования трехмерного единственно реального мира, признания существования потустороннего, загробного царства. Отец-иезуит буквально вопит об «основном и непреодолимом противоречии», якобы свойственном диалектикоматериалистическому пониманию материи, движения, пространства и времени. Между тем все дело сводится к тому, что он подменяет диалектический материализм механистическим, метафизическим пониманием материи, движения, пространства и времени, объявляя их единственно возможными в рамках материалистической философии. Но если подобные возражения, основанные на сознательном спутывании марксистского философского материализма с материализмом метафизическим, именуются полемикой, то что же в таком случае называется шарлатанством?
Мы видим, что отец-иезуит действует согласно итальянской пословице: «Просунь хвост, если голова не лезет». Так, Веттер лицемерно разглагольствует о том, что в известном смысле марксистские понятия пространства и времени вполне приемлемы и для схоластики: «В своей основе понятие пространства и времени диалектического материализма совпадает с понятием схоластики, для которой время и пространство являются абстракциями с вещественным содержанием» (стр. 338). Расточая иудины поцелуи, Веттер заявляет даже, что в ряде вопросов диалектический материализм «делает положительную попытку проникнуть в глубину реальности» (стр. 392 итальянского издания). Отец-иезуит не согласен «лишь» с утверждением диалектического материализма о невозможности существования чего бы то ни было вне времени и вне пространства, ибо это положение предполагает, что мир по природе своей материален, и отвергает мистические утверждения относительно потустороннего мира. Г. Веттер пытается уверить читателя, будто пространство и время ограничены узкой сферой материального, посюстороннего, чувственно воспринимаемого бытия. Иезуит снова ссылается на современное естествознание, якобы позволяющее сделать заключение, что «мировой процесс имел начало и стремится к концу» (стр. 330). Важнейшим аргументом «современного» естествознания в пользу этого нелепого утверждения оказывается давно опровергнутая Ф. Энгельсом, а также всем последующим развитием естествознания теория тепловой смерти вселенной (Выдел. — РП, так как эта теория муссируется буржуазными идеологами до сих пор.). Опираясь на эту теорию и на высказывания некоторых современных буржуазных физиков-идеалистов, ватиканский пропагандист «подсчитал», что вселенная была создана господом богом пять—десять миллиардов лет тому назад. Во всяком случае, заявляет отец-иезуит, науке неизвестны какие бы то ни было явления природы, возраст которых превышал бы пять—десять миллиардов лет. Преподобному отцу, очевидно, не приходит в голову, что в природе все явления подчинены абсолютному закону движения, изменения, возникновения и уничтожения. И совсем не обязательно, чтобы все то, что существовало пятнадцать миллиардов лет назад, продолжало существовать и в настоящее время.
«Диалектика говорит, — учит нас товарищ Сталин, — что в мире нет ничего вечного, в мире все преходяще и изменчиво, изменяется природа, изменяется общество, меняются нравы и обычаи, меняются понятия о справедливости, меняется сама истина, — поэтому-то диалектика и смотрит на все критически…»[15].
В книге Веттера имеется специальная глава «Диалектический материализм и современное естествознание».
В этой главе ретивый иезуит, опираясь на идеалистические высказывания Джинса, Эддингтона, Иордана, Шредингера, а также на папские энциклики, «доказывает», что диалектический материализм несовместим с новейшими данными естествознания. Эти утверждения основаны на совершенно сознательном идеалистическом истолковании новейших открытий физики. Но с таким же правом можно было бы ставить знак равенства между открытиями Ньютона и теми комментариями к Апокалипсису, которыми он занимался на досуге. Кеплер, как известно, составлял гороскопы. Но можно ли на этом основании утверждать, что его астрономические открытия обосновывали астрологию? Смешивая реакционные философские воззрения некоторых буржуазных естествоиспытателей с объективным содержанием их научных исследований, отец-иезуит наглядно демонстрирует враждебность поповщины науке.
Современная поповщина, возглавляемая Ватиканом, требует, чтобы естествознание занималось евангелическими проповедями. И если некоторые буржуазные физики, скатившиеся в болото идеализма, доказывают, что атомная энергия является божественной эманацией, а атомная бомбежка — исполнением евангельских предначертаний, то это говорит лишь о разлагающем воздействии современного капитализма на науку.
Новейшие достижения в области естествознания многосторонне подтверждают диалектический материализм. Физика внутриатомных процессов доказала несостоятельность механистического сведения всякого движения к перемещению и покончила с метафизическим представлением не только об атоме, но и об электроне, разрушила противоречащее идее развития представление о неизменности массы и т. д. Открытие внутриатомной энергии явилось нагляднейшим подтверждением положения материалистической диалектики о движении как внутреннем состоянии материи, о самодвижении материи и т. д. Современная наука доказывает правильность известных ленинских слов: «…Как ни «странно» отсутствие у электрона всякой иной массы, кроме электромагнитной, как ни необычно ограничение механических законов движения одной только областью явлений природы и подчинение их более глубоким законам электромагнитных явлений и т. д., — все это только лишнее подтверждение диалектического материализма»[16]. Оттого-то отец-иезуит, не брезгуя ничем, тщится доказать обратное. Этот философствующий прислужник империалистических варваров всеми средствами пытается уверить своих читателей, что не научные, а «психологические» основания вынуждают нас, советских людей, следовать диалектическому материализму. Мы якобы боимся идеализма и потому избрали материализм. Страх перед идеализмом и, больше того, «страх перед богом» вынуждает нас «бросаться в объятия идола», т. е. материализма. Мы, дескать, страшимся возмездия и потому отрицаем бытие бога. Абсурдны эти рассуждения поповского профессора, преподающего своим ученикам — будущим шпионам — уроки идеологической диверсионной деятельности. Советские люди, построившие под руководством Коммунистической партии Советского Союза социализм, одержавшие всемирно-историческую победу в Великой Отечественной войне, уверенно смотрят в будущее, которое принадлежит коммунизму.
Товарищ Сталин в своем историческом выступлении на XIX съезде КПСС сказал: «Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа. Нет больше так называемой «свободы личности», права личности признаются теперь только за теми, у которых есть капитал, а все прочие граждане считаются сырым человеческим материалом, пригодным лишь для эксплуатации. Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменен принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан. Знамя буржуазно-демократических свобод выброшено за борт»[17]. Эта характеристика современной империалистической буржуазии может быть отнесена, в частности, и к современной буржуазной философии. Давно прошли те времена, когда буржуазная философия выступала в защиту разума, логики, прогресса. Ныне эта философия пропагандирует интуитивизм, алогизм, регресс, восхваляет религиозное мракобесие и средневековую инквизицию, преемником которой является фашизм. Современная буржуазия с помощью философии пытается принизить мышление, затемнить сознание народа гнусной проповедью непротивления империалистическим порядкам. Философию такого рода и пропагандирует Веттер, целиком продавшийся империалистической реакции. О людях, подобных святейшему отцу, великий русский сатирик Салтыков-Щедрин писал: «Смотрите, как твердо он ступает по негодяйской стезе и какими неизреченно-бесстыжими глазами взирает на все живущее!» Негодяй, подчеркивал великий русский сатирик, «утверждает, что дело человеческой мысли проиграно навсегда», он мечтает «утопить в позоре не только себя лично, но и все живущее, не только настоящее, но и будущее». И, обращаясь к идеологическому прислужнику реакционных классов, Салтыков-Щедрин спрашивает: «Ужели вы искренне думаете, что можно воспитать общество в ненависти к жизни, к развитию, к движению?»
Нет, нет и еще раз нет! — отвечает он.
Пусть помнят об этом отцы-иезуиты и их хозяева — империалисты всех стран!
МАТЕРИАЛИСТ
[1] Журнал «Большевик» № 9 за 1946 год, стр. 1—2.
[2] См. И. В. Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР, стр. 30.
[3] G. A. Wetter. Der dialektische Маterialismus. Seine Geschichte und sein System in der Sowjetunion. Wien. 1952.
[4] К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма, стр. 266. 1948.
[5] Там же, стр. 479.
[6] В. И. Ленин. Соч. Т. 14, стр. 51.
[7] В. И. Ленин. Соч. Т. 14, стр. 57.
[8] В. И. Ленин. Соч. Т. 19, стр. 8.
[9] В. И. Ленин. Соч. Т. 14, стр. 255.
[10] И. В. Сталин. Соч. Т. 1, стр. 298.
[11] В. И. Ленин. Соч. Т. 14, стр. 231.
[12] И. В. Сталин. Соч. Т. 1, стр. 312.
[13] В. И. Ленин. Соч. Т. 14, стр. 133.
[14] В. И. Ленин. Соч. Т. 14, стр. 254.
[15] И. В. Сталин. Соч. Т. 1, стр. 304.
[16] В. И. Ленин. Соч. Т. 14, стр. 248.
[17] И. В. Сталин. Речь на XIX съезде партии, стр. 11—12. 1952.
http://www.focus-news.net/news/2017/02/24/2367857/pazardzhik-nad-40-zheni-otnovo-blokiraha-vhoda-na-obuvniya-tseh-v-grad-vetren-s-iskane-da-si-poluchat-zaplatite.html
Вы бы на основании такой информации заметку написали в РП-Информ, это было бы очень хорошо и полезно для дела.
«Эта подтасовка нужна Веттеру также для того, чтобы изобразить диалектический материализм в виде особой теологической системы взглядов. Со стороны это может показаться неуклюжей шуткой. Диалектический материализм, являющийся воинствующим атеизмом, и теология — что может быть более несовместимым?»
Кстати распостаенное заблуждение что марксизм-ленинизм это религиям якобы кодекс строителей коммунизма переписан с библейских заповедей. Причём слышать эти нелепости приходится от пожилых и вроде бы умудренных опытом людей.
https://workingtribune.wordpress.com/2016/12/29/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B7/
https://www.youtube.com/watch?v=OuXeksv95rk про к\ф 1949 г. про великого русского ученого А. Попова (это по теме).