Из журнала «Вопросы философии», № 6, 1953 г., стр. 171-189
Куда ведет физиков субъективизм
Э. Кольман
Несмотря на широкое распространение мировоззрения диалектического материализма, доказавшего правильность, научность своих положений исторической практикой одной трети населения земного шара, антинаучная, апологетическая идеология буржуазии, субъективный идеализм, держит в плену многих крупных ученых капиталистических стран.
И сегодня еще есть немало ученых — физиков, астрономов, химиков и физиологов, — стоящих на махистских позициях и утверждающих, что наука должна исходить не из объективной реальности, а из субъективного опыта, из ощущений, которые они и называют единственной реальностью. Они пытаются отвести науке узкую область описания явлений. Такая наука, заменяющая исследование процессов и взаимосвязей объективной действительности субъективными умозрениями, по их уверениям, должна заменить философию.
Если наши представления, а не материальный мир, как утверждают современные махисты, составляют единственную реальность, то утрачивается возможность решить, истинны эти представления или ложны. Таким образом, любой обман, любой софизм оправдываются.
Куда же приводит субъективизм самих ученых капиталистических стран?
В науке о природе субъективистские установки неизбежно уводят ученых от правильного направления научных исследований, мешают нахождению верных решений уже выдвинутых проблем. В области научного теоретического исследования субъективизм толкает буржуазных ученых в тупик. Лишь в сфере специальных исследований они способны давать ценные результаты. В философских вопросах науки они неизбежно запутывают вопрос, уходят от науки и вольно или невольно становятся пособниками империалистической реакции. В. И. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» указывал на то, что гносеология в современном обществе — такая же партийная наука, как и политическая экономия. Это указание подтверждается всей практикой научной жизни в капиталистических странах.
Выдающийся современный немецкий физик Эрвин Шредингер, эмигрировавший при нацистах, теперь профессор Дублинского университета, известен своими работами по геометрической теории цвета, диэлектрикам, статистической термодинамике, а главным образом по квантовой механике. В 1926 году, исходя из открытой французским ученым Луи де Бройлем «материальной волны», связанной с каждой частицей вещества, Шредингер сформулировал известное, названное его именем уравнение
являющееся формально математическим выражением прерывно-непрерывной структуры материи и служащее основой новой разновидности физики микромира — волновой механики. Шредингер пытался истолковать встречающуюся здесь величину ᴪ материалистически, причем в духе понятий классической физики. Однако выяснилось, что в духе классической физики этого сделать невозможно. Тогда Шредингер отбросил не только ограниченные классические понятия, но и материалистическое объяснение. Исходя из того, что величина ᴪ (точнее |ᴪ|2) выражает вероятность обнаружения частицы в определенной точке пространства и понимая вероятность как меру нашего ожидания события, Шредингер перешел на чисто субъективистские позиции. Статистическое истолкование, которое может быть либо материалистическим либо идеалистическим, он принял за доказательство того, что физик имеет дело только со своими переживаниями, то есть он стал на точку зрения идеализма. Понятно, что, исходя из этих позиций, Шредингер не смог решить вопросы, связанные с противоречивым характером частицы и волны, не смог даже правильно подойти к ним. Но активность его в области общефилософских проблем усилилась.
В 1929 году он выступил с книжкой «Что такое закон природы?», в которой отрицает подчинение закону причинности процессов, происходящих в атомном мире. В 1944 году он издал книжку «Что такое жизнь с точки зрения физики?» (вышла в русском переводе в 1947 году), которая безоговорочно прославляет лженаучную генетику Менделя — Моргана со всеми ее реакционными выводами. В этой книжке он говорит, что проблема психики лежит «весьма возможно, за пределами всякого человеческого понимания» (стр. 21 русского издания), что наследственность — непознаваемое «чудо», а «сознание представляет собой явление, по самому своему существу единичное, для которого множественность не известна», что «существует только единичное, а то, что кажется множественностью, является лишь рядом различных аспектов этого единичного, которые нам создает иллюзия» (стр. 126), наконец, что следует вернуться к религиозной философии брахманизма, к средневековой мистике или хотя бы к Шопенгауэру, — одним словом, к взгляду, что моя, «личная, индивидуальная душа равна вездесущей, всепостигающей, вечной душе» (стр. 123).
На этом идеалистическая эволюция Шредингера, однако, не закончилась. В 1952 году Кембриджский университет издал четыре его лекции, прочитанные в Дублине под общим заголовком «Наука и гуманизм. Физика в наше время» («Science and Humanism, Physics in Our Time». By Erwin Schrodinger, Senior Professor at the Dublin Institute for Advanced Studies. Cambridge University Press, p. 67. 1952).
Раскрывая новую книжку ученого-физика, крестными отцами которой были университеты двух стран, книжку со столь многообещающим заглавием, мы вправе ожидать новых сведений о вкладе науки в распространение гуманизма. Мы надеемся, что узнаем об условиях, при которых наука сможет служить гуманизму, о тех величайших изменениях, которые вызвали достижения физики в технике, а значит, и во всей современной жизни. Мы думаем о том, как выдающиеся ученые, подобно Ф. Жолио-Кюри во Франции, Дж. Д. Берналу в Англии, У. Дюбуа в США и многим другим представителям передовой науки капиталистических стран, борются за то, чтобы наука служила народу, делу мира и дружбы между народами. Но не тут-то было. Книжка Шредингера имеет совсем другие задачи.
Ученый-физик прежде всего объявляет ошибочным широко распространенный взгляд, что наука должна оказывать практическую пользу человеку, что ее конечная цель — улучшить жизнь человека. «Если такова задача науки, то все науки должны приносить практическую пользу, но какую практическую пользу приносит история музыки или археология?» — вопрошает Шредингер. Занятие некоторыми естественными науками, уверяет он, например, астрофизикой, космологией, сейсмологией, бесполезно для практики.
Лишь считая читающую публику слабоумной, можно преподносить ей подобный вздор. Кто не знает, что практическая польза истории музыки, археологии, как и всей истории культуры, состоит в открытии и формулировании законов развития разнообразных сторон человеческой деятельности, а применение этих законов при построении теории различных наук, например, теории музыки, живописи и т. п., помогает ускорению их дальнейшего развития! Кто не знает, что астрофизика имеет громадное значение для физики! Недра звезд — это гигантские лаборатории, в которых материя находится в условиях высоких температур, давлений, плотностей, а в других областях вселенной вещество находится в крайне разреженном состоянии, то есть в том и другом случае в условиях и состояниях, пока недостижимых в наших земных лабораториях. Кто не знает, что космология, изучающая законы развития вселенной, оказывает значительную помощь астрономии, что сейсмология — учение о сотрясениях земной коры, — не говоря о ее непосредственно практической пользе, например, для установления строительных норм в подвергающихся землетрясениям районах, составляет необходимое звено геологической теории строения и развития земной коры, а следовательно, служит практике!
Конечно, говоря о практической пользе науки, мы вовсе не хотим свести ее лишь к непосредственному обслуживанию текущих потребностей повседневной практики. Мы против вульгарного эмпиризма, который желает превратить науку в склад голых фактов, без обобщающих теорий. Мы боремся против прагматизма, который подменяет правильное положение «познание истины полезно» реакционнейшим, субъективистским принципом «истинно лишь то, что полезно». Мы приветствуем развитие всякой научной теории, даже если она не находит применения в современной практике (такова, например, значительная часть теории чисел), потому что мы понимаем «пользу» не узко утилитаристически. Подлинно научная теория, не находящая сегодня никакого практического приложения, может оказаться крайне важной для практики в будущем, как это неоднократно имело место в истории науки.
Польза подлинно научной теории состоит, однако, еще и в том, что она обогащает нашу картину мира. Но последнее обстоятельство не следует, конечно, понимать так, будто познание мира является самоцелью. Для диалектического материализма остается незыблемым положение Маркса о том, что задача философии состоит не только в познании, но прежде всего в переделке мира. В конечном счете, познание законов природы должно служить человеку для овладения силами природы, познание законов общественного развития должно служить коренной реорганизации общества на научных началах. Преследуя высокую цель освобождения человека от эксплуатации, наука дает нам наибольшую сумму познаний, и занятие ею доставляет подлинно эстетическое наслаждение, так как она лишь при этом условии отражает действительность в наиболее полном и неискаженном виде. В случае же, когда буржуазные ученые проповедуют познание ради познания, их исследования искажаются, а эстетические переживания уподобляются извращенным переживаниям эстетствующих снобов.
Но Шредингеру до всего этого нет дела. Он стремится принизить практику, представить науку независимой от практики, чисто интеллектуальной деятельностью. Он хочет уверить, что «наука отнюдь не увеличила счастье человечества». Так, например, он говорит: «Хотя современный быстроходный транспорт почти уничтожил расстояния, но зато до чего высоки цены!». В ближайшем будущем, с развитием внутриатомных исследований, наука может привести к тому, что поверхности земли будет сообщена искусственная радиоактивность, а следовательно, все живое, в том числе и человек, может быть уничтожено. Таковы мрачные перспективы влияния науки на жизнь человека, нарисованные Шредингером.
Нельзя не согласиться со Шредингером, что в условиях капитализма трудящиеся, а они составляют громадное большинство человечества, действительно лишены возможности пользоваться благами жизни, достигнутыми при помощи науки и техники. Более того: науку и технику империалисты стараются использовать лишь в той мере, в какой они способствуют получению максимальных прибылей. Как правило, введение новых технических усовершенствований в капиталистическом мире приносит трудящимся новые страдания от массовой безработицы. Наконец, достижения науки служат здесь для ведения грабительских войн, для массового истребления людей. Но совершенно очевидно, что во всем этом повинна не наука, не техника, а исключительно капиталистический общественный строй. Это неопровержимо доказывает существование Советского социалистического государства — страны строящегося коммунизма, — а также стран народной демократии, где наука облегчает жизнь, создает счастье и радость миллионам простых людей.
Шредингер и подобные ему ученые лакеи буржуазии, чтобы скрыть пороки капиталистического лагеря, клевещут на науку, бессовестно извращают вопрос о ее истинном назначении.
Шредингер хочет уверить, что назначение науки состоит в мистическом созерцании, в проникновении в сущность души, в поисках ее божественного первоначала. Он сочувственно цитирует Плотина, пропагандировавшего среди рабовладельцев разваливавшейся Римской империи вывезенные им из Египта религиозные сказки о переселении душ. Шредингер разглагольствует: «Я не знаю, откуда я взялся, и куда я иду и кто я… Поиски ответа на этот вопрос составляют подлинный источник науки и всех духовных усилий человека. Может быть, что именно эти поиски и есть та цель, для которой мы здесь».
Реакционные буржуазные ученые типа Шредингера пытаются привить трудящимся массам чувство безысходности, бессилия. (Сейчас эта черта буржуазной философии проявляется еще более ярко. Посмотрите номера журналов «Вопросы философии» последних лет — тоска и уныние до такой степени, что многие, с позволения сказать, философы в РФ практически призывают покончить с собой! РП планирует дать статью о современной буржуазной философии в России, показав до какого откровенного маразма доходят глашатаи умирающего исторического класса. — прим. РП) «Неизвестно, куда мы идем», — внушает он им сейчас, когда нет на земле такого уголка, где бы трудящиеся не знали своего пути, пути, открытого Марксом и Энгельсом, по которому идут народы СССР и стран народной демократии, руководимые коммунистическими партиями. Этот путь, проверенный в творческом труде и в жесточайших схватках, практикой одной трети населения нашей планеты, неприемлем для Шредингера и его капиталистических хозяев.
Шредингер вынужден признать, что в действительности наука занимается отнюдь не мистическими бреднями, как ему хотелось бы. «Вместо того, чтобы укрепить идеалистический фон жизни, — жалуется Шредингер, — наука вызвала во второй половине XIX века необычайное материальное развитие, что привело к распространению материалистических взглядов».
Анализируя эти «бедствия» нового времени, Шредингер ссылается на Хосе Ортега и Гасет, которого рекомендует как великого испанского философа, не фашиста, не социал-демократа, то есть якобы политически независимого мыслителя. Шредингер не упомянул лишь о том, что Ортега — анархист и что, как все анархисты и троцкисты, он нашел общий язык с Франко и американскими империалистами. Шредингер восхищен книгой Ортега «Бунт масс». «Пусть вас не шокирует это название. Оно не имеет ничего общего с социальной и вообще какой-нибудь революцией»,— успокаивает Шредингер читателей из империалистического лагеря, которых слово «революция» приводит в трепет. Оказывается, что «бунт масс» следует понимать фигурально, как переворот, вызванный «количеством». «Век машин — это век небывалого роста масс народонаселения, а главное, их потребностей. Вам нужен кусок хлеба или фунт масла, нужно попасть на автобус или достать билет в театр, обеспечить себе спокойный отдых в воскресенье, найти квартиру или работу — всюду приходится считаться с тем, что есть множество других, желающих того же».
Короче говоря, тесно стало жить «аристократам духа» из-за этих масс, нагло смеющих предъявлять свои требования. Какой же выход предлагает ученый Шредингер? Нужно сократить численность народонаселения и приостановить его рост — вот к какому изуверству приходит он в конце концов. Не капитализм, который вызывает все большее экономическое и социальное неравенство, нет, чрезмерный рост населения, «низших» классов, всяких цветных народов повинен, видите ли, в ужасах голода, нищеты, кризисов. Следовательно, необходим контроль над рождаемостью, стерилизация, прекращение поддержки больных, инвалидов и престарелых, нужен не мир, а война. Вот в чем спасение, по мнению Шредингера. (Сейчас идеологи капитализма поют те же самые песни, возрождая на новый лад идейную базу фашизма. — прим. РП)
Шредингер предвещает, что в будущем восторжествует идеалистическое мировоззрение. Он даже указывает точные сроки: «Пройдет еще полвека, пока оно будет принято всеми образованными людьми». Откуда такая точность? Оказывается, Шредингер открыл, что «требуется всего 50 лет для того, чтобы взгляды, усвоенные учеными, стали общепризнанными среди всех образованных людей». «Но, — добавляет он, — это не происходит само собой. Надо стараться посильно распространять идеализм». (И действительно постарались изо всех сил. В итоге и вправду распространили — идеализм сейчас господствует, а материалистов среди ученых, в том числе физиков, по пальцам пересчитать. — прим. РП)
Однако хозяева Шредингера вынуждены признать, что не идеализм, а коммунистические идеи, идеология марксизма-ленинизма, мировоззрение диалектического материализма все больше и больше завоевывают мир. Шредингер не может не знать, что это единственно научное мировоззрение распространяется все шире не только среди рабочих масс капиталистических стран, но и среди передовой интеллигенции и наиболее выдающихся ученых, в том числе и его коллег по профессии — физиков. Он, конечно, прекрасно осведомлен о мировоззрении и политических взглядах таких крупных ученых, как Поль Ланжевен, Фредерик Жолио-Кюри, он знает не только выдающиеся работы Бернала по кристаллографии и структуре металлов, по биохимии гормонов, витаминов, белков и вирусов, знаком с П. М. С. Блэккетом не только как с замечательным исследователем атомных частиц и космических лучей, но знает также, что эти крупнейшие ученые — материалисты и мужественные борцы за дело мира и демократии. Пророчество Шредингера ни на чем, кроме его собственного желания и желания класса, которому он служит, не основано. Его старания по части распространения идеализма — сизифов труд. Но тем не менее Шредингер старается. («Сизифов» в исторической перспективе. Как оказалось, навредить идеологи умирающего общественного класса способны немало, особенно когда победивший пролетариат, гордый своими великими победами, теряет бдительность. — прим. РП)
Он пытается уверить, Что «в первой половине XX века развитие естествознания в Западной Европе привело естествознание к точке зрения некой «человеческой ситуации». Под «человеческой ситуацией» Шредингер подразумевает выводы философов и естественников-идеалистов, толкующих квантовую теорию и теорию относительности современной физики субъективистски, так, будто законы физики не являются отражением объективной действительности, существующей независимо от наблюдателя, а включают в себя якобы принципиально неустранимое субъективное вмешательство этого наблюдателя в действительность. Разумеется, идеалистическое понимание квантовой теории, например, у Бора, Гейзенберга и самого Шредингера, а также теории относительности Эйнштейном, Эддингтоном и другими, вовсе не вытекает из существа этих теорий. Лишь в силу своих идеалистических, махистских философских воззрений эти физики делают из теорий, отражающих объективные закономерности, идеалистические, неправильные выводы. Они извращают материалистическую суть этих теорий, снабжают их идеалистическими привесками (например, «выводы» о конечности вселенной из теории относительности) и вводят ложные, антинаучные формулировки, вроде так называемой «принципиальной ненаблюдаемости» в теории квант или формулировок о якобы произвольном, несущественном выборе систем отсчета в теории относительности, о будто бы необъективном характере пространственно-временных координат физических событий.
Немало поработав над идеалистическим искажением физики, Шредингер теперь заявляет, что «наши идеи о материи радикально изменились, незаметно мы покинули старые материалистические взгляды физики. Вместо нелепого (!) вопроса: что такое материя? Мы ставим вопрос: как мы отражаем материю в нашем духе? Значит, материя — это образ в нашем духе, а следовательно, дух первичен по отношению к материи, невзирая на странную эмпирическую зависимость моих умственных процессов от физических данных известной части материи, то есть мозга». В самом деле, получается нечто странное: материя — это образ в моем духе, но мой дух зависит от материи, то есть от образа в нем.
Трудно что-нибудь понять из этой маловразумительной путаницы. Но так и должно быть. Чем непонятнее, чем таинственнее, тем лучше. Ведь это мистика. А это слово недаром происходит от греческого μυσαζ (мюсас), что значит «закрывать глаза, не обращать внимания». Закрыть глаза на то, что материя существует независимо от познающего ее сознания, не обращать внимания на подобные «пустяки» — вот что осталось Шредингеру, вот почему он забавляется такой чертовщиной, как «мой мозг существует в моем духе, а мой дух — в моем мозгу». Между прочим, мистика не бесполезна и для того, чтобы закрывать глаза на социальную действительность, неизбежные тенденции развития которой к коммунистическому обществу заставляют иных идеологов империалистической буржуазии по-страусиному прятать голову если не в песок, то в путаницу наукоподобных бессмысленных понятий и абсурдных вымыслов. (Характерный пример — бредятина Кургиняна, удивительным образом пришедшаяся по душе немалому числу представителей буржуазной интеллигенции в России. — прим. РП)
Абсурдность противоречий, до которых договаривается Шредингер, не беспокоит его. Спокойно он описывает приборы, с помощью которых осуществляются опыты, подтверждающие, что материя строится из отдельных мельчайших частиц, обладающих определенными скоростями, и не желает видеть всей бессмысленности своего «глубокомыслия», согласно которому все эти раскаленные серебряные нити и вращающиеся с большой скоростью цилиндрические камеры, из которых выкачан воздух, равно как и руки, создавшие их, — лишь образы в его, Эрвина Шредингера, духе. Он рассуждает следующим образом: «Нелепо, что как раз тогда, когда мы удостоверились в существовании отдельных частиц, выяснилось, что они не постоянны… Но раз частица потеряла свою тождественность, неизменность («сеймнесс»), то что же она? Одна только чистая форма? Нет никакой сущности, субстанции, содержания, есть только форма. Форма («гештальт», «шейп»), а не сущность, — стала основным понятием». Поскольку «форма без содержания» — понятие, недоступное простому смертному, Шредингер популяризирует его небольшим рассказом о бронзовой фигурке датского дога, стоявшей на его письменном столе в Граце. Когда он был вынужден поспешно покинуть Австрию, фигурка была забыта им на столе. Друзья прислали ему эту фигурку. «Разве не из-за одной лишь формы я узнал в ней ту же самую фигурку? Следовательно, мы познаем одни лишь формы, а не материал, не субстанцию, не сущность»,— повторяет он, полагая, повидимому, что кулаки штурмовиков, которые чуть было не опустились на его голову, были тоже одной только чистой формой. (Того же самого субъективно-идеалистического корня, что и шредингеровская «форма без содержания», «сущностная форма» проф. М.В.Попова из ФРА, которую «марксист» Попов активно рекламирует (см., например, его брошюру «Советы как форма власти», 2013 г.). Вот ведь куда, оказывается, восходит его абсолютизация формы («форменный» кретинизм) — к самым махровым реакционным идеям, известным с первой половины 20 века! — прим. РП)
Физики, пробавляющиеся подобными софизмами, утверждают, что материя — это образ в нашем духе, а познаем мы только формы нашего духа. Ясно, говорит Шредингер, что «ни о какой истинности нашего познания не может быть и речи, никаких истинных моделей принципиально не может существовать; научное познание может быть лишь адэкватным — внутренне совместимым». А так как он стоит на точке зрения субъективизма, согласно которому законы науки зависят от наблюдателя, то приходит к выводу: «Поскольку невозможно непрерывное наблюдение, невозможно и непрерывное описание явлений, невозможна и, причинность». Таким образом, по желанию Шредингера мир распался на ничем не связанные части, непрерывность и причинность исчезли из него.
Но как же тогда быть с причинными законами физики и что делать с геометрией, с математикой, которые не обходятся без непрерывности? Шредингера такие вопросы не застают врасплох. Отождествляя математическую непрерывность с непрерывностью материального мира, Шредингер подробно излагает одно из известных парадоксальных положений теории бесконечных точечных множеств. Если из данного отрезка АВ выкинуть его среднюю треть CD, затем из оставшихся крайних третей АС и DB вновь выкинуть их средние трети и если продолжать этот процесс неограниченно, то в результате от данного отрезка останется остаток, который, хотя и не будет иметь никакой длины (выражаясь точно, это будет «множество меры нуль»), но «количество» его точек не будет «меньше», чем «количество» точек целого отрезка (точнее, оба множества будут «равномощны»). В этом Шредингер усматривает «что-то мистическое в континууме» (непрерывности).
Разумеется, ничего мистического здесь нет. Математическая непрерывность есть лишь одностороннее, упрощенное, застывшее, абстрактное отображение неисчерпаемо разносторонней, сложной, вечно изменяющейся конкретной материальной непрерывности, которая на деле всегда существует в неотделимом единстве с прерывностью. Нет поэтому ничего удивительного в том, что если мы рассматриваем эту непрерывность с точки зрения формально-логического, недиалектического мышления, то приходим к парадоксам.
Что касается физики, то дело тут, по Шредингеру, обстоит еще хуже. «Волновая механика — это временный заменитель, «вынужденная посадка», — говорит Шредингер. Быть может, потому, что волновая механика несовершенна в деталях, что она, как и всякая физическая теория, дает лишь приближенное познание действительности? Шредингер думает иначе. Он считает волновую механику, вслед за Эддингтоном, «уловкой», потому что ее исходное понятие — это непрерывность дифференциальных уравнений, а прерывность входит в нее лишь в виде собственных значений параметров этих уравнений. И если Шредингер критикует Бора и Гейзенберга за то, что, по их мнению, «квантовая физика разрушила барьер между субъектом и объектом», то он ухитряется критиковать это ложное, реакционное утверждение с еще более реакционной точки зрения. В самом деле, откуда взяться барьеру, если, согласно Шредингеру, и объекта-то никакого нет? О каком «вмешательстве экспериментатора в объективный процесс» толкуют Бор и Гейзенберг, если и «экспериментатор» и «объективный процесс» — сплошной мой дух? «Наблюдающий дух — не физическая система, и ему не с чем взаимодействовать». «Кроме того, — замечает Шредингер попутно, — для проблемы субъект—объект имеет больше значения генетика, чем физика». Как же, раз мое «я» передается через гены неизменным от праотцев к потомкам! Таким образом, вся современная физика, и прежде всего ее центральный вопрос — о природе взаимодействия между корпускулярной и волновой формой существования движущейся материи, между атомами и квантами, — по Шредингеру не что иное, как «заклинание формулами старой точки зрения, чтобы уйти от сложности, путаности континуума». Таким образом, Шредингер превращает физику в магию.
Шредингер выступает в защиту реакционного учения о свободе воли и, как это ни странно, вместе с тем в защиту возможности предвидения. По первому пункту он не согласен с Йорданом, физиком-нацистом, который приписывает свободную волю элементарным частицам. Почему же? Да потому, что занимает в этом вопросе позицию, еще более реакционную, чем Йордан. Шредингер утверждает, что «элементарные частицы подчиняются статистическим закономерностям, а личность человека не подчиняется никаким». Это положение он подкрепляет следующим рассуждением: «Если бы элементарные частицы обладали свободной волей, то свободная воля человека, состоящего также из элементарных частиц, в конце концов была бы обусловлена ими, а значит, вовсе не была бы свободна, что неприемлемо по этическим побуждениям, как показал Кассирер».
Авторитет реакционного философа-неокантианца Кассирера Шредингер подкрепляет психоанализом Фрейда, психогенетикой. Он ссылается на монолог Валленштейна:
Ужель в своих я действиях не волен?
Назад вернуться не могу? Поступок
Ужель свершить я должен, потому
Что думал я о нем…
В груди
Не сохранял ли волю я свободной
И правый путь не видел ли вблизи…
Какое трогательное единство взглядов с этим героем шиллеровской трилогии, полководцем тридцатилетней войны, признававшим колдунов и ведьм, заставлявшим Кеплера сочинять для него гороскопы! Как и он, Шредингер убежден, что действия человека определены исключительно его внутренними побуждениями, «темной бездной его души», а не объективными условиями, средой, местом и временем. Вся разница в оттенке: Валленштейн, чей внутренний мир с такой изумительной реалистичностью обрисовал великий немецкий поэт, верил в астрологию, в мистическое влияние констеляций планет и созвездий зодиака на человеческую душу, а Шредингер верит в мистическое «подсознательное» — носитель передаваемого из поколения в поколение духовного начала и двигатель человеческих действий.
Отсюда понятно, в каком смысле Шредингер не согласен с Бором, который считает, что физический индетерминизм является непреодолимой преградой для предвидения. Шредингер вовсе не собирается критиковать индетерминизм Бора, так как сам придерживается этого антинаучного взгляда. Но Бор утверждает, что всякая попытка познать процессы, происходящие в живом, мыслящем мозгу, должна будто бы привести к его уничтожению, а следовательно, обречена на провал.
Это утверждение Бора давно опровергнуто наукой — достижениями современной физиологии и психологии, в первую очередь работами И. П. Павлова и его школы. Работа головного мозга человека поддается исследованию так же, как и работа любой другой, не столь высокоорганизованной материи. И хотя головной мозг представляет собой весьма сложную область исследования, в которой еще многое не познано, в этой области нет никакого места для непознаваемого, для мистики.
Шредингер в своих возражениях Бору имеет в виду совсем другое. Он считает, что исследование работы головного мозга не имеет никакого отношения к вопросу о поведении человека. Он утверждает, что это поведение определяется «подсознательным».
Не менее разительным примером губительности для научного исследования субъективно-идеалистических позиций ученого являются выводы крупного буржуазного физика Вернера Гейзенберга. Так же как и Шредингер, он является одним из создателей квантовой механики в ее современном виде. В 1925 году с помощью матричного исчисления, аппарата еще более формализованного, чем волновое уравнение Шредингера, Гейзенберг вывел закон излучения для атомов. В 1927 году он сформулировал так называемое соотношение неопределенностей, имеющее очень важное значение для всей физики микромира, затем сделал ценные вклады в теорию ферромагнетизма и в физику атомного ядра.
В отличие от Шредингера Гейзенбергу как «чистому арийцу» не пришлось эмигрировать из нацистской Германии. Он с упоением сотрудничал с Гитлером. В настоящее время сотрудничает не за страх, а за совесть с эрзац-фюрером Аденауэром и усердно служит его боссам.
Что же касается гейзенберговской философии, то она представляет собой одну из бесчисленных разновидностей субъективного идеализма. «Соотношение неопределенностей» гласит о том, что при измерении связанных вместе двух величин микромира (например, положения частицы и ее скорости) увеличение точности определения одной величины неизбежно приводит к уменьшению точности другой. Гейзенберг истолковал соотношение неопределенностей как «начало принципиальной ненаблюдаемости». Согласно последнему положению, микрообъекты существуют лишь при наличии наблюдающего их субъекта и являются комплексами ощущений последнего. Физик, по мнению Гейзенберга, не должен строить никаких гипотез, а должен иметь дело лишь с наблюдаемыми величинами — числовыми показателями приборов, которые он группирует в математические теории; макромир отделен от микромира непреодолимой гранью: в микромире отсутствует причинность, господствует случай, детерминизм макромира результирует из случая; процессы микромира происходят вне пространства и времени. Таким образом, действительность — это комплекс связей, которые простираются между формирующим их сознанием и миром, как его (сознания) содержанием, способным быть объективизированным. Перед нами чистейшей воды солипсизм, выраженный при помощи тарабарщины экзистенциалистской философии.
В последней книге Гейзенберга «Философские проблемы ядерной физики», которая является лишь немного расширенным изданием ранее выпущенного сборника его научно-популярных докладов и выступлений, изданного в 1944 году, с утомительным однообразием повторяются давно известные политические и философские реакционные идейки. Так, лекция «Наука как средство взаимного понимания народов», прочитанная им 13 июля 1946 года перед студентами Геттингенского университета (судя но дате, для летнего курса, специально устраиваемого для студентов-иностранцев), проповедует под видом интернационализма науки космополитизм науки. И какой науки!
«Существо науки, — говорит Гейзенберг, — составляет область чистой науки, которая не связана с практическим применением. В ней, если можно так выразиться, чистое мышление пытается познать скрытую гармонию мира». В этой «чистой науке», уверяет он, властвует не разум человека, а какие-то иррациональные силы, и «только она способна спасти человека, если вообще что-либо может спасти человека и человечество от той бездны, которая разверзлась перед нами».
«Итак, — вещает Гейзенберг, — если наука должна способствовать взаимопониманию народов, то этого она может достичь не своим практическим значением, не благодеянием, оказываемым ею, например, больным, и не страхом, которым она вынуждает признать политическую власть, но лишь проникновением в эту центральную область, которая упорядочивает мир в целом, а может быть, и тем, что она прекрасна».
Объявляя основной целью науки не перестройку мира, а чистое мышление, познание скрытой иррациональной гармонии, дающее эстетическое наслаждение, Гейзенберг лишь на новый лад тянет архистарую погудку о науке ради науки. Ему, видите ли, не важно практическое значение науки! Нет ничего более омерзительного, чем эти попытки освятить отрыв теории от практики при помощи лицемерных заявлений: наука, мол, столь возвышенна, что нечего ей пачкаться о какие-то земные заботы. Ленин давно заклеймил эти попытки как самую отвратительную ложь старого, буржуазного общества. И нет ничего более лицемерного, чем эти заявления в устах физика, чьи теоретические исследования внутриатомных и ядерных процессов имеют весьма определенное отношение к вполне практическим, техническим проблемам. Таковой является хотя бы использование внутриатомной энергии для создания оружия массового истребления, которое, по неудавшемуся замыслу как прежнего, так и нынешних хозяев Гейзенберга, должно было под угрозой страха вынудить человечество признать их политическую власть.
Таким образом, сходство между мыслями Гейзенберга и Шредингера полное, и объяснение этого нужно искать в том, что оба они выражают гниение и распад капиталистического общества, которому служат.
Так же как в области социально-политической, Гейзенберг и в гносеологии не может сказать ничего нового. Из лекции, прочитанной им в 1948 году в Высшей политехнической школе в Цюрихе, «Основные проблемы современной атомной физики» (в той же книжке), мы узнаем архистарые идеалистические «истины», что «энергия — единственная субстанция», что «материя состоит из форм энергии», что в атомной физике «нет никакого рационального смысла исходить из существования, координат и массы определенных частиц» и, наконец, что все богатство мира заключено в «формах», разумеется, математических, так что в недалеком будущем, когда билинейные формы, которые теперь применяются для исследования микромира, будут изучены, не только «можно будет написать такое общее уравнение, из которого можно будет вывести свойства всех элементарных частиц, а тем самым поведение материи вообще», но в дальнейшем «расширить атомную теорию для охвата понятий души и жизни».
Для того, чтобы не осталось никаких сомнений по поводу того, в какое болото тащит эта философия физику, приведем еще короткую выдержку из речи Гейзенберга «Пятьдесят лет квантовой теории» (в журнале «Die Naturwissenschaften»), произнесенной на Мюнхенском собрании естествоиспытателей и врачей в октябре 1950 года. Подытоживая полувековое развитие квантовой теории, Гейзенберг констатирует, что физики уже целыми десятилетиями бьются над большой трудностью: из волнового уравнения путем квантования они, правда, получают частицы, но эти частицы — математические точки, вследствие чего значение вычисленной энергии частицы получается бесконечно большим. Какой же выход предлагает Гейзенберг? Оказывается, что для физики частиц «придется еще более резко отказаться от принципов причинности, чем для квантовой механики атомов». В областях пространственного протяжения 10-13 см и интервалах времени 10—28 сек, говорит он, «могут быть процессы, в которых временная последовательность того, что происходит, окажется обратной по сравнению с обычными процессами. Точно не установлено, что отклонения «не могут иметь место также и в больших областях, поскольку речь идет о процессах, при которых отдельным частицам будет передано очень много энергии. Дело в том, что такие процессы редки, экспериментально о них известно еще очень мало».
Вопросы о природе микрочастиц — электронов, протонов, нейтронов и др., — о их структуре, о характере их связи с полем и т. д. пока еще не решены физикой, они горячо дискутируются в среде физиков. Новейшие методы радиоспектроскопии начали только-только давать нам первые возможности для построения новых теорий, и, повидимому, лишь создание новых, еще более мощных установок, чем ныне существующие (например, чем циклотроны), позволит проникнуть во внутренний мир частиц. Вероятно, квантовая механика будет преобразована так, что она станет нелинейной, что частицы материи, рассматривавшиеся до сих пор как изолированные, будут с самого начала рассматриваться как находящиеся в неразрывной связи с полем, что изменится, наконец, и представление пространства — времени, которое до сих пор односторонне принималось за абсолютно непрерывное. Как бы там ни было, эти вопросы должны решить сами физики, создав на основании экспериментов теории, объясняющие старые и предсказывающие новые результаты, опять-таки проверяемые экспериментом.
Вмешательство философов на этой стадии исследования, попытка навязать физикам те или другие мнения может только повредить науке. Но Гейзенберг как раз торопится сделать это. Независимо от того, какой вид примет в ближайшем будущем квантовая механика, окажется ли, например, пространство неархимедовым или же будет признана необходимость квантования времени и т. д. и т. п., он спешит навязать физикам мысль, что необходимость отказаться от причинности в мире частиц еще более настоятельна, чем в мире атомов. Известно же, что непризнание причинности равносильно непризнанию материализма.
Под причинной связью мы понимаем следующее: любое явление В (например, нагревание поверхности стола) является действием какого-то явления А (например, солнечных лучей). При этом, во-первых, А предшествует В во времени, во-вторых, В изменяется тогда, и только тогда, и соответственно тому, когда и насколько изменяется А. Если отрицать причинную связь, то никакое объяснение явлений, никакое предсказание хода физических процессов, а следовательно, никакая наука невозможна.
Но Гейзенберг как раз и утверждает, что если в атомном мире причинность просто отсутствует, то в недрах ядерных частиц действие предшествует причине, там все происходит, как при пущенной обратно кинопленке: галушки выскакивают изо рта в миску. Каков в таком случае смысл научного закона и вообще научного исследования, — это остается загадкой, которую, повидимому, способны постичь лишь мистики.
Воинствующий идеализм философствующих физиков Шредингера и Гейзенберга не единичное явление. В наши дни среди ученых и вообще интеллигенции капиталистических стран со все возрастающей интенсивностью развивается процесс великого размежевания. Вся масса в политическом отношении «нейтральных» интеллигентов, в частности естественников, старающихся держаться в стороне от всех жгучих социальных вопросов современности, неизбежно резко дифференцируется. На одном полюсе собираются те, которые поняли, что наука должна служить делу прогресса, делу мира и гуманизма; некоторые из них и в своей научной области переходят от стихийного материализма к материализму диалектическому. На другом, противоположном полюсе собираются естествоиспытатели, чье мировоззрение докатилось до откровенной реакции, как это мы видим у Шредингера и Гейзенберга.
Необходимо, однако, подчеркнуть, что нельзя всех естествоиспытателей и вообще интеллигентов капиталистического мира, стоящих в специальных областях науки на идеалистических позициях, причесывать под одну гребенку, огульно зачислять в реакционеры в политике. Сложнейший переплет классовой борьбы при империализме, огромное материальное и идеологическое давление, под которым живет интеллигенция капиталистических стран, создают такое положение, которое не позволяет нам прямолинейно, грубо, упрощенно толковать отношения между философскими и политическими позициями этой интеллигенции. Многие идеалисты сегодня, в том числе и священники самых различных вероисповеданий, являются, как известно, горячими, активнейшими, мужественными борцами за дело мира. Еще больше таких, которые занимают промежуточное положение, колеблются.
Чтобы наглядно продемонстрировать сложность эволюции философских и политических взглядов части буржуазных ученых, характерной для буржуазной науки на современном этапе заката империализма, укажем на пример Альберта Эйнштейна. Создание им в 1905 году теории световых квантов и объяснение с ее помощью фото-электрического, фото-химического и комптоновского эффектов выдвинуло его в ряд величайших физиков. То, что им сделано в 1905 году по физико-математической части в специальной и в 1913 году в общей теории относительности, как теории физического пространства и времени, несомненно гениально. Даже сравнительно с этим второстепенные работы его по термодинамике (1905—1911 годов) и ферромагнетизму (1915 год) исключительно блестящи.
Но содействовали ли философские взгляды Эйнштейна его научным исследованиям или, наоборот, тормозили их? Какова его политическая позиция? Какова эволюция его политических и философских взглядов? Как известно, Эйнштейн сам объявил себя в былые годы философским последователем Маха. Правда, Эйнштейн всегда отмежевывался от философов-релятивистов, пытающихся сослаться на теорию относительности как на «аргумент» в пользу относительности всего познания. Он высмеивал мистиков, заявляющих, будто четырехмерный мир теории относительности подтверждает «чудеса» спиритизма. Однако у самого Эйнштейна в его эклектических философских воззрениях, где иногда встречались отдельные явно материалистические положения, главенствующее место занимал махизм, оказавший вредное влияние и на теорию относительности, поскольку она создавалась Эйнштейном и его последователями. Постепенно философские взгляды Эйнштейна стали оголенно субъективистскими.
Подытоживая свои взгляды на философию науки, Эйнштейн писал в статье «Физика и действительность», опубликованной в его новейшей книге «Из моих последних лет» (A. Einstein. Out of my letter years. N. Y. 1950): «Физика состоит в логической системе мысли, которая находится в состоянии эволюции и основы которой не могут быть получены дистиллированием, индуктивным методом из переживаний опыта, а могут быть получены только свободным изобретением. Оправдание (истинность содержания) системы состоит в доказательстве полезности результирующих теорем на почве чувственных опытов, в то время как отношения последних к первым могут быть поняты лишь интуитивно. Эволюция происходит в направлении возрастающей простоты логической основы».
Разве можно при всем уважении к Эйнштейну как к гениальному физику назвать это иначе, чем полнейшим регрессом философской мысли? И разве можно увязать только что изложенные здесь философские взгляды Эйнштейна с той борьбой, которую он в течение двадцати пяти лет беспрестанно ведет против индетерминизма в физике, справедливо указывая Бору, Гейзенбергу, Шредингеру на то, что непризнание реальности, существующей независимо от того, наблюдают ли ее или нет, неизбежно приводит к солипсизму?
Необходимо при этом отметить, что стихийно-материалистические моменты, неизбежно встречающиеся у каждого физика, не только экспериментатора, но и теоретика, коль скоро его теории являются верным отражением действительности, независимо от того, какого мировоззрения он придерживается, были у Эйнштейна всегда сильнее, чем, например, у Шредингера, Гейзенберга, Бора или Дирака. Нужно также подчеркнуть, что сам Эйнштейн не вел никакого похода против материализма. Махистские философы, вроде Филиппа Франка, Рейхенбаха и прочих, уцепились за махистские формулировки Эйнштейна, за идеалистическое истолкование теории относительности, которая на деле является блестящим подтверждением диалектического материализма, чтобы подкрепить свою борьбу против материализма якобы научными доводами. Именно такую оценку отношения между физической теорией относительности Эйнштейна и паразитирующими на ней модными философскими направлениями дал В. И. Ленин в своей статье «О значении воинствующего материализма».
Эклектическая, с преобладанием махизма гносеология Эйнштейна немало повредила его научному творчеству. Махистская гносеология толкнула его на внедрение в теорию относительности субъективистских формулировок вроде смешения существования физического объекта с его измеряемостью. Опираясь на эту антинаучную гносеологию, Эйнштейн приходил к неверным, вздорным выводам, вроде вывода о равноправности всех систем отсчета, а следовательно, и системы Птолемея с системой Коперника. Субъективизм ориентировал его на геометризацию физики, на понимание физической реальности как чистой протяженности, отчего и терпели крушение попытки (его и его школы на протяжении добрых 30 лет) создать геометрический синтез гравитационного и электромагнитного поля. Субъективизм ориентировал его и его учеников и последователей на поиски конечной вселенной лишь потому, что такая вселенная соответствовала бы математически наиболее простому (сравни с «экономией мышления» махистов!) решению гравитационного уравнения общей теории относительности. Вполне понятно, что все это, вместе взятое, создало крайне благоприятную почву для паразитирования на теории относительности идеалистической философии, для философского релятивизма, агностицизма и субъективизма, якобы «обоснованных» новейшими достижениями физики.
Что касается политических взглядов Эйнштейна, то надо сказать, что в двадцатых годах, во время голода в Поволжье, он возглавлял Германский комитет помощи голодающим, в тридцатых годах вместе с А. Барбюссом, Р. Ролланом и М. Горьким он участвовал в организации международной кампании борьбы против войны. В настоящее время Эйнштейн выступает неизменно против фашизма, против расовой дискриминации, против милитаризации науки, за запрещение атомного и других видов оружия массового истребления, за использование внутриатомной энергии, а также всех других открытий и изобретений науки и техники только для гуманных, мирных целей.
Вместе с тем Эйнштейн выступил в 1947 году как сторонник реакционной доктрины «сверхгосударства», «мирового правительства» и «всемирного парламента», которую давно придумали идеологи империализма для обмана доверчивых людей, чтобы прикрыть ею свое стремление к порабощению всего мира. Вопреки его лучшим намерениям содействовать делу мира американские организаторы «холодной войны» смогли в свое время воспользоваться именем этого крупнейшего ученого.
Последние пять лет внешней и внутренней политики империалистических заправил США, повидимому, на многое открыли глаза ученым за рубежом, освободили их от многих опасных иллюзий.
Наблюдая с ужасом и возмущением, как реакция расправляется с лучшими представителями американского народа, как повторяется трагедия, разыгравшаяся двадцать лет тому назад на его родине, Эйнштейн не может молчать. Как сообщает английский прогрессивный журнал «Modern Quarterly» (v. 8. № 4. London. 1953, pp. 247—248), в связи с преследованием все новых и новых прогрессивных американских ученых Комитетом Маккарэна, изгнанием их из университетов и лишением возможности получить где-либо работу, Эйнштейн поднял голос протеста. Он обратился с призывом к американской интеллигенции, распространению которого власти пытаются всеми средствами воспрепятствовать, — не давать показаний перед Комитетом: «Каждый должен быть готов идти в тюрьму, идти на то, что его экономически уничтожат, должен пожертвовать личным благополучием в интересах культуры страны. Реакционные политики добились того, что исподволь внушили публике подозрения относительно любых интеллектуальных начинаний, размахивая перед ее глазами опасностью извне».
Эйнштейн указывает далее, что если не препятствовать реакционным политикам, то они окончательно подавят свободу преподавания и лишат места, уморят голодом каждого, кто не будет покорен. Он призывает американскую интеллигенцию к сопротивлению, утверждая, что «если достаточное количество решится на этот серьезный шаг и будет отказываться давать показания, то оно добьется успеха». «Если же нет, — заключает он, — то интеллигенты этой страны не заслуживают ничего лучшего, чем рабство, которое для них готовится».
Идеализм современной буржуазной науки является неотделимой составной частью той общей деградации, которую переживает буржуазная культура в целом. Тресты, банки заинтересованы в развитии науки лишь постольку, поскольку она служит их хищным империалистическим интересам, лишь в этой мере они финансируют науку и оказывают ей морально-политическую поддержку. Империализм, подчиняя себе науку, обращает ее преимущественно на обслуживание текущих потребностей капиталистической экономики, в особенности гонки вооружений. Поэтому, например, величайшее достижение современной науки, открытие внутриатомной энергии, используется не для облегчения жизни, а для разрушения, для уничтожения миллионов мирных людей. Поэтому современная буржуазная наука испытывает столь серьезные трудности при постановке глубоких теоретических проблем. Последнее обстоятельство обусловлено не только узким практицизмом ее экспериментальных исследований, но и порочными, идеалистическими установками, лежащими в основе ее теорий.
Будучи вынуждена фабриковать лженаучные подпорки для идеалистической философии, служащей одурманиванию сознания народа, буржуазная наука затягивает петлю и на своей собственной шее. Идеализм, который первоначально служил лишь потребностям пропаганды и представлял только внешний придаток к научным теориям, далее проникает в самое их нутро, прорастает их насквозь, как паразитический гриб, искажает эти теории, лишает их возможности ставить, а тем более решать подлинно научные проблемы, жизненно важные для развития науки и содействующие общему прогрессу человечества. (Именно такую ситуацию в науке мы и имеем сегодня в России. — прим. РП)
Сколько напрасных усилий потратили Эйнштейн и его школа, пытаясь решить бессмысленную, а поэтому и неразрешимую «проблему» — свести все бесконечное многообразие материи и ее движения, всю неисчерпаемую сложность, непрекращающуюся изменяемость и единство бесконечной во времени и в пространстве вселенной к одной лишь протяженности, свести физику к многомерной геометрии, вывести все законы и константы физики из раз навсегда данного, неизменного, конечного списка априорных аксиом!
Какой величайший вред причинили Шредингеру, Бору, Гейзенбергу, Дираку и многим другим теоретикам квантовой механики их идеализм, их субъективистские установки, то обстоятельство, что они, отказавшись от физической реальности, подменили ее математическими формулами, символами, логическими конструкциями! Исходя из субъективистских установок, они заявили о невозможности познать явления, о необходимости ограничиться лишь их описанием и лишили себя, таким образом, доступа даже к постановке важнейших физических проблем. Если движение материальных частиц происходит не в пространстве и времени, если оно причинно не обусловлено, если волны материи и присущая им волновая функция только дают «сведения о состоянии», выражают лишь вероятность, понимаемую как степень достоверности нашего ожидания, если, одним словом, как утверждают они, «состояние (микромира) не есть что-то вполне объективное и совершенно не зависящее от каких бы то ни было сведений о нем», то, понятно, нет смысла задумываться над проблемой взаимосвязи между обеими известными нам разновидностями существования материи — прерывным корпускулярным веществом и сплошным волновым полем — проблемой, значение которой вряд ли может быть преувеличено.
Конечно, не все физики капиталистических стран примыкают к идеалистическому лагерю. Замечательным примером, показывающим, какие внутренние трудности приходится зачастую преодолевать современным зарубежным ученым на пути к материалистической философии, и вместе с тем примером, убеждающим нас в том, что эти трудности все же преодолимы, является развитие мировоззрения Луи де Бройля. Этот виднейший физик, непременный секретарь Французской академии наук, известен прежде всего своим открытием волновых свойств материи, легшим в основу волновой механики. Особо нужно отметить, что де Бройль пришел к своему открытию в 1924 году, когда он работал под руководством материалиста Ланжевена. История оптики навела его на смелую аналогию, позволившую ему объяснить принцип наименьшего действия, которому повинуется движение любой частицы, тем, что с частицей должен быть связан волновой процесс, определяющий как раз то, что она повинуется этому принципу.
Эти волны, которые были экспериментально обнаружены в 1927 году, отличаются, однако, в корне от всех других волн, встречающихся в физике. Первоначально де Бройль пытался — даже двумя различными способами — дать этим волнам материалистическое истолкование. О том, что произошло после, рассказывает сам де Бройль в обозрении своих научных работ, напечатанных в сборнике «Луи де Бройль, физик и мыслитель» («Louis de Broglie. Physicien et penseur». Paris. 1953), изданном в связи с его шестидесятилетием, исполнившимся в 1952 году. Луи де Бройль пишет:
«Я заметил, что против теории «волны-водителя» (ondes-pilots), являющейся смягченной формой моей первоначальной концепции, имеются возражения, казавшиеся мне непреодолимыми. Согласно этой теории, частицу ведет распространяющаяся непрерывная волна ᴪ, значение которой, как в этом все больше и больше убеждались, исключительно вероятностное и выражает лишь состояние наших знаний. Таким образом, эта теория не могла на деле снабдить нас конкретным воспроизведением движения реальной частицы, в согласии с классической физикой. Что же касается моей первичной концепции «двойного решения» (double solution), то она, как мне казалось, избегала этого возражения, но зато она вызывала такие математические трудности, которые я чувствовал себя неспособным преодолеть. Обескураженный, я полностью оставил свои попытки дать детерминистическое истолкование волновой механики и целиком присоединился к взглядам Бора и Гейзенберга» (стр. 468—469).
Но хотя де Бройль до 1951 года придерживался этого чисто вероятностного истолкования волновой механики, его никогда не покидали сомнения насчет верности избранного им пути, а главное, он «никогда не присоединялся к философским выводам, достаточно неблагоразумным, которые иногда отсюда хотели извлечь» (стр. 469). Но вот появились новые работы Бома и Вижье, затем Эйнштейн и его сотрудники показали, что общая теория относительности дает возможность связать воедино частицы и поле, если рассматривать частицы как особые области пространства-времени, области, в которых уравнения, удовлетворяемые величинами поля, не являются даже в приближении линейными. И тогда де Бройль начал возвращаться «к причинному и конкретному истолкованию волновой механики», — иными словами, к истолкованию материалистическому, с которым ему, собственно, никогда и не хотелось расставаться, как это он сам признает. «С другой стороны, — пишет он, — возражения, которые Эйнштейн с 1927 года не переставал выдвигать против чисто вероятностного истолкования волновой механики, всегда мне казались достаточно серьезными, и ответы, которые давал на них Бор с большой ловкостью, не могли полностью увлечь за собой мое убеждение» (стр. 470).
Де Бройль вернулся к своей прежней, материалистической точке зрения, обогатив при этом свою теорию новейшими достижениями. Согласно этой теории, уравнения волновой механики всегда имеют два взаимно связанные решения: одно, допускающее особенность, воспроизводит реальную частицу, включенную в волновое явление, между тем как другое, с непрерывно меняющейся амплитудой, дает лишь статистический аспект перемещения облака частиц. Таким образом, прерывность и непрерывность материи, частицы и волны выступают здесь в их диалектическом единстве. В таком же единстве выступают здесь необходимость и случайность: в микромире и в макромире господствует причинность, но не старый, метафизический детерминизм, исключавший случайность, а новый, ее включающий.
На примере Луи де Бройля мы видим, что сила материальных фактов, пусть в преломлении самых абстрактных теорий, настолько велика, что даже физики, воспитывавшиеся в духе идеализма и десятилетиями пытавшиеся обосновать его в своей области науки, в конце концов вынуждены обратиться к материализму, признать объективное существование материи, признать, что физические процессы протекают в пространстве — времени, от нас независимо существующем, и подчиняются принципу причинности.
Свои идеалистические, субъективистские позиции вынуждены покидать и другие ученые. Возьмем хотя бы книгу Артура Марха, профессора университета в Инсбруке (Австрия) «Квантовая механика частиц и волновых полей» (Arthur March. «Quantum mechanics of particles and wave fields». N. Y. 1951, p. 290). В ней мы находим следующие рассуждения: «Мы не знаем и, если квантовая механика верна, мы никогда знать не будем, что происходит в атоме в течение процесса, который приводит к созданию или уничтожению фотона. Вследствие этого мы не можем применить принцип причинности к этому процессу, и он (процесс) выступает перед нами как разрыв хода событий». И далее: «Физик не заинтересован вопросом, управляет ли причинность миром «в себе, то есть как он существует независимо от наших наблюдений». Оно и понятно. Раз физик полагает, что он исследует не независимо от него протекающие материальные процессы, а числовые показания приборов, или, точнее, свои восприятия этих показаний, раз он утверждает, что, кроме них, ничего другого не существует, то ясно, что там, где прибор не дает показаний, физик должен признать разрыв в существовании, а следовательно, из-за отсутствия преемственности, связности событий отказаться от причинности, признать агностическое начало «принципиальной ненаблюдаемости».
Однако с этими реакционными установками буржуазных физиков-идеалистов входит в противоречие лавина новых фактов, открываемых экспериментаторами, фактов, которые заставляют теоретиков предпринимать отчаянные попытки обобщить их, не сдавая при этом своих антинаучных гносеологических позиций. Книга Марха убедительно показывает, что в этой области, как и повсюду, невозможно и добродетель соблюсти и капитал приобрести. Марх вынужден признать, что если прежде общим мнением считалось, что встречающиеся в волновой механике волны имеют характер чистых конструкций, то теперь, оказывается, «в релятивистской волновой механике это неверно. Только если связать частицу с реальным полем, то есть полем, обладающим энергией и моментом, становится возможным составить уравнения, удовлетворяющие требованиям теории относительности». Это бесспорно материалистическое и притом диалектическое положение, которое, если оно будет физиками развито в полной мере, безусловно продвинет физическую теорию значительно вперед.
Далее он признает, что «одностороннее волновое описание», чистая геометризация недостаточны, и знакомит читателя с формально-математическим приемом, «объединяющим волновую и корпускулярную природу в логически непротиворечивую схему». Но эти вынужденные уступки субъективистского формализма материализму все еще слишком половинчаты, непоследовательны, приводят к непреодолимым противоречиям. Марх ищет хотя бы частичный выход из них. Идя другим путем, чем Гейзенберг, он предлагает выдвинутую еще раньше некоторыми советскими физиками концепцию «фундаментальной длины» Ɩ0. Если две частицы сблизить на это расстояние, то их положения станут «принципиально неразличимы».
Итак, совершенно очевидно, что в капиталистических странах происходит усиленное размежевание среди естествоиспытателей, в том числе и физиков, как в области гносеологии, так и в области политической. Наиболее передовые физики сознательно стоят на позициях диалектического материализма. Логика вещей, свидетельство самих физических фактов отрывают от идеализма все новых и новых ученых. Тех же физиков, которые упорно держатся субъективно-идеалистических взглядов, их ложные убеждения, как правило, приводят к самым реакционным выводам во-всех вопросах мировоззрения, к искажению их научных исследований и служат тормозом в их дальнейшем движении в области науки.
Исследуя вопрос о том, как и куда, то есть в каком направлении, растет философия махизма, Ленин в своем бессмертном сочинении «Материализм и эмпириокритицизм» доказал, что она неизбежно ведет к признанию идей бога, свободы воли, бессмертия души, — иными словами, к поповщине чистейшей воды. Но если ученики Маха и Авенариуса вернулись в 1908 году к 1710 году, к трактату Беркли, то теперь Шредингер, Гейзенберг и подобные им возвращаются к середине III века, чтобы черпать из кладезя чернокнижия. Как мы видели, они объявляют целью науки не объективную истину, а субъективное убеждение. Они не только отрицают за наукой возможность и необходимость служить улучшению материального положения и повышению культурного уровня человечества, но требуют сокращения роста последнего. Изощряясь в софизмах, они исповедуют власть бессознательного, свободу воли, магию. В 1929 году Шредингер начал с проповеди индетерминизма микрочастиц, сейчас он договорился до откровенного мистицизма. Об одном из поклонников Маха, философе П. Карусе, Ленин писал, что «перед нами — лидер компании американских литературных проходимцев, которые занимаются тем, что спаивают народ религиозным опиумом» («Материализм и эмпириокритицизм», Соч. Т. 14, стр. 213). Теперь в эту компанию почитают за счастье попасть иные западноевропейские профессора.
Известно, что часто реакционные, идеалистические взгляды в области философии совпадают с принадлежностью данного физика к реакционному политическому лагерю, но немало есть и таких случаев, когда идеалисты являются искренними сторонниками лагеря мира и демократии. Все чаще мы видим, как прежде политически неактивный ученый приходит сначала на почве своей специальной науки к признанию марксистской философии, затем становится борцом за мир и социализм, или, наоборот, как ученый, проникнувшись сначала великими освободительными идеями марксизма, затем усваивает философию марксизма и начинает применять ее в своей научной области.
Мы привели ряд имен видных, знаменитых и великих физиков, сделавших замечательные, даже гениальные открытия, но руководствующихся реакционными идеями в области философии. Правомерен вопрос: как это возможно? Как человек совмещает в себе передового физика и реакционного философа?
Этот вопрос имеет две стороны. Во-первых, как это физик и вообще естественник, которого сама профессия — исследование объективных закономерностей природы — заставляет, казалось бы, быть материалистом, становится, тем не менее, субъективистом, идеалистом? Во-вторых, как идеалист, человек, отрицающий единственно научный метод познания, отрицающий материалистическую диалектику, может все же делать подлинно научные открытия, создавать передовые теории в науке?
Исчерпывающее разъяснение обеих сторон этого вопроса содержится в «Философских тетрадях» и в «Материализме и эмпириокритицизме» В. И. Ленина. В. И. Ленин показал, что идеализм вырастает из чрезмерного преувеличения отдельных сторон, черт действительности и отрыва от нее. Этот отрыв закрепляется затем идеалистической философией в интересах господствующих эксплуататорских классов. Научное познание, говорит В. И. Ленин, восходит от конкретного к абстрактному и снова возвращается к конкретному. Анализ действительного «механизма» процесса физического исследования, построенный на основе этих ленинских положений, дает ответ на поставленный вопрос.
Прежде всего необходимо отметить некоторую разницу между физиком-экопериментатором и физиком-теоретиком. Первый имеет дело с приборами, часто с чрезвычайно сложной аппаратурой. Когда он ставит свои опыты, он должен сосредоточиться на несметном множестве деталей. Ему и в голову не приходит сомневаться в том, что все эти моторы, конденсаторы, вакуумные трубки и т. п., равно как и наблюдаемые им разряды, показания счетчиков и т. д., которые он заносит в таблицы или которые в виде кривых записывают саморегистрирующие приборы, что все это существует в объективной действительности. Таким образом, физик-экспериментатор, пока он действует в лаборатории, не может не быть стихийным материалистом. Но когда он берется делать какие-либо обобщающие, а тем более гносеологические выводы из добытых им экспериментальных результатов, тут сказывается полученное им со школьной скамьи идеологическое воспитание, которое в условиях капитализма почти всегда является эклектическим и идеалистическим. Сказывается не в меньшей степени давление всей общественной идеологии буржуазии как идеологии господствующего класса, с которым буржуазные ученые связаны бесчисленными нитями.
Нужно, однако, отметить, что ныне, в отличие от времени, когда Ленин писал «Материализм и эмпириокритицизм», капитализм, а вместе с ним и его идеология не господствуют безраздельно. Физик, естественник и вообще интеллигент капиталистических стран теперь не подвергается одностороннему влиянию буржуазной идеологии, несмотря на то, что господствующий класс пользуется всеми средствами для ее внедрения. Сегодня, он не может уйти от борьбы между двумя лагерями, на которые распался мир, борьбы, неизбежно сказывающейся и в идеологической области. Во всех случаях, однако, ясно, что, говоря словами одного американского философа, физик-экспериментатор, рассуждая в плане гносеологическом, может не признавать объективной реальности, но когда он в практической лабораторной работе или дома попытается отрицать ее, то он разобьет себе лоб. Ясно также, что идеалистические высказывания физика-экспериментатора являются чужеродным придатком к его работе. Часто они — простая дань общественным условностям. На ход специальных исследований самого физика они заметного влияния не оказывают.
Иначе обстоит дело с физиком-теоретиком. Экспериментальные данные он получает в готовом виде от физика-экспериментатора, его дело — обобщить их в новых понятиях. Единственный материальный объект, которым он непосредственно орудует, это авторучка, — с ее помощью он выводит на бумаге формулы. Его труд, мало чем отличается от труда математика. Современная теоретическая физика предельно математизирована. Но математика является, как известно, самой абстрактной наукой, ее понятия отражают действительность крайне односторонне, лишь со стороны количественных отношений и пространственных форм, при этом они связаны с действительностью не прямо, а длинной цепью промежуточных звеньев. Поэтому математик (а равно и физик-теоретик) так легко отрывает свои абстракции от действительности, забывая, что они получены из нее и что только в применении к действительности они могут быть оправданы. Он начинает воображать, что эти абстракции либо являются «свободным творением» его ума либо что на деле существуют только формулы, которые написаны перед ним на бумаге.
Эти свои взгляды он «подкрепляет» теми идеалистическими идейками, которые ему, так же как и физику-экспериментатору, в изобилии поставляют идеологи буржуазии, философы, чьей обязанностью, в силу существующего разделения труда, является именно их производство. Но иные буржуазные физики-теоретики не удовлетворяются ролью потребителей этого идеалистического хлама, а сами начинают изготовлять различную «оригинальную» идеалистическую продукцию. Происходит это, с одной стороны, потому, что они, привыкнув к строго последовательному логическому мышлению, не могут не заметить противоречий, присущих любой идеалистической «системе», и надеются кустарным способом исправить ее; с другой стороны, потому, что прямая причастность к разработке буржуазной идеологии для них социально выгодна.
Зачастую физик-теоретик занимается этими идеалистическими упражнениями не столько в применении к физике, сколько в применении к другой области знания, например, биологии, как мы это видели у Шредингера. Во всех случаях ясно одно, что идеалистические установки физика-теоретика не могут не оказать влияния на его физические исследования.
Значит ли это, что плохая, антинаучная философия должна непременно помешать физику-теоретику (или математику) сделать подлинно научное открытие? Объективные законы, законы, которые познает наука, логика вещей, сильнее, чем субъективные представления исследователя. Поэтому, вопреки своим идеалистическим представлениям, исследователь может временно строить верные, соответствующие материальной действительности теории, хотя он философски и неправильно истолковывает их. Но рано или поздно его порочные, идеалистические взгляды скажутся и в его физической теоретической работе, приведут к искажению физических понятий, формулировок законов, а главное, направят все физическое исследование по ложному пути. Последнее обстоятельство вредно отразится в конце концов и на работе физика-экспериментатора, поскольку он ставит свои опыты, исходя из концепций, выработанных физиками-теоретиками.
Таким образом, анализ сложного «механизма» процесса физического исследования еще раз показывает, какой вред приносит субъективизм и вообще идеализм физиков самой физике, объясняя вместе с тем, почему физики, многие годы исповедовавшие идеализм, начинают отходить от него, переходить на единственно верные материалистические позиции, в особенности в современных условиях, когда развитие событий общественной жизни исключительно благоприятствует этому.
Шредингер — «идейный» отец квантовой механики, именно он заложил основной её принцип — неопределённости. Принцип чисто математический.
Следует ли воспринимать данную статью как всё-таки «наезд» на квантовую механику? Или Шредингер «идеалист», а его теория «материалистична»?
И ещё. Автор статьи в 1953 году прошёлся рядом с Эйнштейном, но не посмел затронуть СТО Эйнштейна. Знал уже, что СТО приказано быть «гениальной»(в популяризацию СТО были вложены огромные ресурсы и даже привлечены «звёзды Голливуда»)? — т.е. с СТО — автор молодец, не стал переть на танк.
http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/431608/Teoriya_otnositelnosti_pryamoy_eksperiment_s_krivym_puchkom
Дата написания статьи — начало 50-х. СТО давным давно подтверждена экспериментально ;)
Посмотрел по диагонал статью из elementy.ru 431608. РАН меня насторожила и вот что заметил:
В 1948 году в СССР прошла сессия ВАСХНИЛ, организованная любимцем И. В. Сталина, «народным академиком» Т. Д. Лысенко, разгромившая «вейсманизм-морганизм», а заодно и передовую советскую генетику. Всемирно известный академик Н. И. Вавилов в 1943 году погиб в тюрьме, куда попал по несусветным обвинениям.Что скажет Dr об этот абзац?! . . . К РП: не время ли обяснить всем кто Лысенко Т.Д, кто вавилов н.и., кто жданов юрий (сын Андрея Жданова)… ??? (кк).bg
Частично это РП сделано уже, см. здесь https://work-way.com/blog/2015/06/05/o-dopolnitelnyx-tomax-sochinenij-stalina-otvet-vozmushhennym-xlebnikovcam-prodolzhenie/ и здесь https://work-way.com/blog/2014/09/08/o-goneniyax-na-genetiku-i-kibernetiku-v-stalinskom-sssr/
На днях еще будет один материал о дискуссии по генетике в 1948 г., информация в нем для многих станет более чем неожиданной.
Статья «О «гонениях» на генетику и кибернетику в сталинском СССР» и все ссылки внутри eё я считаю как памятник академика Лысенко Т.Д. (Только жаль что старые комменты удалены…) Все таки хочу сделать 3 замечания (to moderator: если неправильные – не запускайте этот коммент).
1. википедия.ру – источник недостоверны.
2. stalinism.ru – содержит много правильная информация, но и не мало неправильная. Примерно они считают что косолапов и ю.жданов – великие марксисты-ленинисты; Для этого сайта ПСС Сталина том 14..18 – правильные как 1—13. Непонимающие — пусть читать упомянутая выше статья «О дополнительных томах сочинений Сталина. …«. Там сказано (почти)всё.Кроме всё — термин сталинизм — термин буржуазный. РП — сайт Сталинский, НЕ сталинистский…
3. «Краткий философский словарь«, 1954 Розенталя и Юдина — СЛОВАРЬ ВЕЛИКИЙ. Можно только сожалеть что Р. & Ю. не написали и «Большой ф.с.»… В раздел «Литература» и на PRIBOY.ONLINE эго нет. Вот две ссылки: ref 1 (29MB, .djvu) и ref 2 (50MB, .pdf). Скачайте, не пожалеете! А если проследите издания 3/1952 и 4/1954 (Сталинские), изд.1963 (хрущевское) и изд.1987 (брежнево-горбачёвскоe) сможете понять как наступал оппортунизм/ревизионизм и разваливался Ленинско-Сталинский СССР. (кк).bg
Товарищи, работающие над библиотекой Прибой, еще не загрузили всех книг, которые имеются у нас. Сил не хватает. Сделаем потихоньку.
alex кстати о библиотеке,у меня не получилось скачать ни одной раздачи ,все время вылезает ошибка торрент-файла(хотя на рутреккере и прочих торрент-треккерах все нормально качает.Использую клиент Bitcomet(64 bit) 1.45.).Незнаете в чем может быть проблема?
Над этим сайтом пока работают товарищи. Многое не доделано еще. Хочется быстро, да людей нет.
Я антисоветское фильтрую на автомате, поэтому эти абзацы даже не читал. Как вижу помои — перехожу к следующему «параграфу», полностью игнорирую буржуазную интерпретацию существующих физических явлений.
теоретически СТО подтверждена, а практически — ни разу.
если уж ссылаетесь на всякие ресурсы, зайдите например сюда http://www.antidogma.ru/library/ — здесь на ПРАКТИЧЕСКИХ примерах с опорой на ФАКТЫ доказывается несостоятельность СТО.
но этот сайт только для материалистов, признающих материальный мир. для идеалистов — добро пожаловать на тысячи релятивистских сайтов, поддерживаемых в т.ч. буржуазными академиями наук всего мира.
А известно, когда «РП планирует дать статью о современной буржуазной философии в России, показав до какого откровенного маразма доходят глашатаи умирающего исторического класса»?
Рассмотрим точку зрения буржуазных естественников:
«наука, мол, столь возвышенна, что нечего ей пачкаться о какие-то земные заботы»
и сравним её с точкой зрения буржуазных общественников:
«Интеллигенту не пристало пачкать руки о грязную работу»
По-моему, эти «две» точки зрения имеют «что-то» общее.
Здравствуйте! Извините, что не по теме вопрос. Какой классовый состав ФСБ?
Вы сами-то поняли, что спросили? Вроде марксистом себя позиционировали…
То есть, вы хотите спросить, существует ли эксплуатация ФСБшника ФСБшником? :-0
экспуатация — нет, а угнетение может быть
ФСБшники лучше некоторых, называющих себя марксистами, в марксизме разбираются. Вот доказательство. https://youtu.be/6TY-5xvdVOI?t=739 . Для справки: интервью берут у адвоката, который «пошел против системы» (перестал брать взятки, выписывать приговоры по заказу и тд).
Не спорю. Но как это доказывает «факт» разделения ФСБшников на «противоположные классы»?
Никак. Попытки доказать что либо не было. Наоборот, увидев такой абсурдный вопрос, захотелось показать, что у некоторых фсбшкиков такого вопроса не возникает, в отличие от желающих быть марксистами.
Спасибо. Алекс не понял вопроса. Спасибо, что разобрались.
Основная масса ФСБ-ов состоит из людей 40-50 лет. Эти люди идеалисты.
Самое время действовать нам.
Вернее, у судьи. Описка
Да, зашибись признание.
«Право — это возведённая в закон воля господствующего класса».
И судья делает правильные выводы, что общество у нас классовое, но вот камикадзе не развивает эту тему, да и в комментариях не видно её развития, хотя это основная нить, вокруг которой и держатся воры в гос. структурах.
Нет, судья не делает правильных выводов. Он вообще не понимает, что такое класс. В другом интервью он классом называет продажных судей, прокуратуру и тд. А не развивают они эту тему потому что идеология у них мелкобуржуазная (поменять отдельную часть системы), аудитория такая же.
интервью не у адвоката, а у судьи брали. Адвокат по определению на может перестать брать взятки и выписывать приговоры по заказу …
Хотелось бы теперь статью про прерывность и непрерывность материи прочесть. Чтобы понять подробнее что это такое.
«РП планирует дать статью о современной буржуазной философии в России, …» Было бы хорошо выйти за границ России, и включит мнение РП о теореме Гёделя (при помощи которой можно доказать все что угодно — примерно «бог существует» и «бог НЕ существует», «учение Маркса-Ленина — Е.В.У» и «учение Маркса-Ленина НЕ е.в.у», и так далее… ) / Мне неизвестно знали ли математики Гёдел и Гильберт диалектическая логика. На вопрос мне навели из статья «Теория противоречивости бытия …«, и не только. /
И, ;-) очень хорошо что комМентор Гаррий Гёделя не знал, иначе доказал бы нам то что написал (и стал «переть на танк»). (кк).bg
Зачем опускаться до обсуждения теоремы свихнувшегося учёного доказывающей существование бога?
А ты, Вася2, математик? И Гильберт, и Гёдель, и все другие великие математики от бога не интересовались. А теорема Гёделя еще никто не опровергнул. Теорема Г. поставляет тень на формальной (статической) логики Аристотеля. А до диалектической логики Гёдель не дотянулся. Все таки он ближе к идеализма… (кк).bg
По поводу наезда на танк — автор обсуждаемой статьи критикует «теоретический» (идеалистический) подход к «материальному» миру — т.е. по сути подверг сомнению правильность расчёта объектов материального мира «идеалистической» квантовой механикой. ЭТО НАПИСАНО В СТАТЬЕ — и Гаррий тут ни причём! изучайте матчасть!
Интересно, а индивидуализм принцип индивидуализма насаждаемый сейчас в школах в место воспитания коллективного это то же из бужуазной реакционной философии на службе капиталистической формации общества преследующей свои практические цели ?
Разумеется.
А что вы можете сказать о таких буржуазных учёных как Савельев или этолог Дольник. Последнего даже Марков критиковал.
За статью спасибо, очень интересно. Глянул кто такой этот Кольман — философ-марксист, математик. Был весьма несогласен с политикой Брежнева, ну это всё коротко из википедии.
Для дольник-а не знаю ничего, но если он из РАН, все ясно. А кто точно МАРКОВ?
Савельев (С.В.) я зная (индиректно) — есть хороший сайт antropogenez.ru, очень крутой, материалистический такой. Там прошлой год прочитал статья Знаком ли Сергей Савельев с генетикой — статья прекрасная не толко для любители генетики, психологии и не толко. ЕЩЁ: Психофизиология — Творчество Сергея Вячеславовича Савельева. И: Позор Савельева = позор Гоблина. Здесь и мой уважаемый пучков-гоблин можно посмотреть и послышать. Точно говорю — если дмитрий юрьевич кто-то в Разведопрос-е представляет — смотрите внимателно и на -1 умножайте — ИСТИНА получите! … С уважение: (кк).bg
Субъективизм привел физиков ( интеллигенцию ) к работе на «дядю» за зарубежные подачки ( гранты) тем и живут.