БЖРК: в чьих руках должны быть ракеты?

БЖРК СССРБЖРК – это боевой железнодорожный ракетный комплекс стратегического назначения, созданный в СССР и доставшийся в наследство капиталистической России. Разработка комплекса началась в 1969 году после того, как руководству страны стало окончательно ясно, что для повышения обороноспособности СССР, его стратегические ракеты должны перемещаться не только в океане на борту подводных лодок, но и по суше. Это означало, что сухопутный ракетный комплекс должен быть и мобильным и скрытным. Готовых автомобильных шасси к тому моменту ещё не было, поэтому вполне логичной была мысль поставить тяжёлую ракету на самое пригодное шасси – в многоосный вагон.

Головным разработчиком комплекса было назначено КБ «Южное» в Днепропетровске, а производителем твердотопливных межконтинентальных ракет был избран Павлоградский механический завод, расположенный в 50 км от Днепропетровска.

Внешне БЖРК выглядел как «секция» — автономный железнодорожный состав – рефрижератор, или как состав из пассажирских вагонов и серых вагонов для генеральных грузов. В трёх вагонах «секции» находились пусковые установки и ракеты, а в остальных – мобильный командный пункт и все системы жизнеобеспечения. Для тяги обычно использовались тепловозы, так как это позволяло комплексу перемещаться по неэлектрифицированным участкам дорог, т.е. везде, где есть исправная колея шириной 1520 мм.

БЖРКСтрелять комплекс мог хоть с путей городского вокзала, хоть с территории металлургического завода, хоть стоя возле портовых кранов. С 1982 по 1992 год для слежки за советскими ракетными поездами НАСА по заданию правительства США разместило над территорией СССР около 20 спутников-шпионов на геостационарных орбитах.

По одному из пунктов предательского сговора в Нью-Йорке, в 1988 году, где империалисты диктовали свою волю высшему руководству КПСС и советского государства, БЖРК были лишены своих главных козырей: они должны были нести боевое дежурство только на станциях постоянной дислокации. Тогда правительство США фактически запретило этим комплексам передвигаться по железным дорогам СССР.

Уже после реставрации капитализма, в 1993 году, между США и РФ – полуколонией американского империализма был подписан вассальный Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Согласно этому договору Россия должна была полностью ликвидировать свои БЖРК – 12 поездов с 36-ю пусковыми установками для твердотопливных ракет «Молодец» (SS-24). В итоге к 2006 году все БЖРК были выведены с боевого дежурства, а через год эти комплексы были разрезаны на металл. (Опять «подняли с колен», верно? — прим. РП)

К началу 2013 года, когда правящий класс РФ уже ввязался в очередной империалистический передел мира, появились первые заявления официальных лиц о «возрождении» железнодорожных ракетных комплексов. (Хорошо вооруженная армия, как выяснилось, необходима государству, и не только Советскому государству — стране рабочих и крестьян, но и буржуазному государству Российская Федерация тоже, чтобы защищать интересы «национального» российского капитала от посягательств его «деловых партнеров» и одновременно конкурентов на мировом рынке.  — прим. РП) «Возрождение» БЖРК возложили на Московский институт теплотехники (МИТ), который специализировался на разработке ракет для установок на автомобильном шасси («Скад», «Искандер», «Тополь» и т.п.). Однако, в силу специфики оружия, дело в МИТе шло туго. Ведь для железнодорожного комплекса нужна была:

— либо компактная баллистическая ракета с двигателями, утопленными в баки с горючим и окислителем. Подходящий тип ракеты делали и в Миассе, где было расположено КБ под руководством В. Макеева и опытное производство. Но КБ Макеева специализируется на ракетах для атомных подводных лодок, а это означало, что, хотя миасская «лодочная» ракета лучше других подходила для установки в вагон, для разработки полного железнодорожного комплекса нужно было отвлекать всё КБ от основного задания и расширять производство;

— либо штатная твёрдотопливная ракета с готовой пусковой установкой. Такие системы проектировались и делались в Днепропетровской области, в УССР, позже — на Украине.

Поэтому выходило, что МИТу хорошо удались крупногабаритные «Тополи», однако проектного опыта и производственных средств для выпуска компактного вагонного комплекса у него не оказалось. Полноценные БЖРК могли делать только на Украине.

Но поскольку с 2014 года днепропетровское КБ «Южное» и ракетный завод в Павлограде окончательно отстранены от работ над российским железнодорожным комплексом и выведены из корпорации «Росукроборонэкспорт», постольку с середины того же года единственным исполнителем всех работ по БЖРК стало «подводное» КБ им. Макеева в Миассе.

За три года макеевцы кое-как довели до ума макетный образец комплекса «Баргузин», спроектированный под лодочную ракету, приспособленную к железнодорожному размещению. В 2016 году были проведены бросковые испытания массогабаритной модели этой ракеты. Модель запускали со стенда, неподвижно стоящего на грунте. Полноценных испытаний единого комплекса, с рельсов, после пробега, на полную автономность — не проводилось. В октябре текущего года «сырой» экземпляр БЖРК «Баргузин» был законсервирован, а в декабре работы по железнодорожному комплексу снова прекращены:

«Разработка боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) нового поколения прекращена. Тема закрыта, во всяком случае, на ближайшую перспективу. Об этом сообщил информированный представитель оборонно-промышленного комплекса России.»[1]

Официальными причинами вывода БЖРК в холодный резерв называются отсутствие денег на НИОКР по ракете и системе управления, а также то обстоятельство, что сухопутная часть ядерной триады РФ якобы достаточно хороша и без своей железнодорожной составляющей, на которую нет смысла тратить деньги.

Тем не менее, на 2018 год запланировано возобновить работы по «Баргузину». Почему такие метания в ядерном вопросе? Надо думать, что «качели» возникли не зря. С одной стороны, нынешним империалистам, как и нацистской верхушке Германии 1942-45 годов, нужен быстрый результат работ по вооружению и технике при минимальных затратах на исследования, опыты и производство. Ждать несколько лет, без полной гарантии того, что комплекс будет создан и доведён до заказанных характеристик, и тратить миллиарды на опытное производство российская олигархия явно не хочет. С другой стороны, руководству РФ становится ясно, что без такого козыря, как относительно дешёвые и практически неуловимые БЖРК, будет труднее вести свою внешнюю разбойничью политику, труднее будет прикрывать свои захваты ядерным шантажом — от западных и восточных конкурентов.

Пока что тяжёлое ядерное оружие удерживает ведущие мировые державы от открытого нападения друг на друга. Но дело в том, что в локальных очагах мировой войны в ход могут пойти заряды малой и средней мощности. В рамки стратегии ограниченной ядерной войны, с которой уже давно носятся в штабах НАТО, а ныне – и в российских штабах, хорошо укладывается мобильный, надёжный и трудноуязвимый железнодорожный комплекс с компактными ракетами малой и средней дальности. Это значит, что стратегические БЖРК явно хотят разделить по назначению на две группы. Первая группа поездов – это тяжёлая ядерная дубина для удара по территории США, Японии, странам Западной Европы, по авианосным соединениям в океане и т.п. Вторая группа – это более лёгкие и ещё более подвижные поезда с 4–6-ю моноблочными оперативными ракетами в каждом. Эта группа предназначена для действий в зонах так называемых «локальных конфликтов», например, для действий против государств Центральной и Восточной Европы, Прибалтики, Украины, для прикрытия или атаки важных районов Чёрного, Баренцева, Каспийского морей.

В обоих случаях выгоды БЖРК не теряются, а возрастают: для того, чтобы уничтожить эти комплексы, лишить их мобильности, нужно будет выбомбить все магистрали и узловые станции в стране и разрушить весь вагонный парк. Или перехватывать все летящие ракеты, а это в данных технических условиях не так-то просто, как кажется.

Очень похоже, что возобновление работ по БЖРК связано с планами именно такого рода. Кроме того, БЖРК – это явный ответ на усиление американской группировки мобильных ракетных комплексов в Польше и Германии.

Мобильные комплексы средней дальности накапливают не зря. Их накапливают и применяют для того, чтобы быстро лишить конкурента способности ответить на удар и далее сопротивляться агрессии. Уничтожается ядерное оружие и центры государственного и военного управления. Страна лишается «кулаков и мозга», но при этом большая часть национального богатства остаётся целой и достаётся победителю. Сама атакующая сторона может и не пострадать от последствий ядерных взрывов, или пострадать незначительно. Ну а главное «преимущество» такой стратегии в том, что с мировой арены надолго убирается целое государство — опасный капиталистический конкурент.

В отношении РФ эта цель может выразиться в тактическом поражении газопроводов, газоносных полей, портов и т.п., т.е. тех предметов и средств производства, с помощью которых российский капитал орудует на европейском газовом рынке. Убери эти средства – и рынок Европы расчищен для американского сжиженного газа на обозримую перспективу. Разумеется, если перед этим точечными ударами уничтожено ядерное оружие и командные пункты.

Вся обстановка говорит о том, что и на Западе, и в РФ буржуазия уже готова применять в борьбе за рынки и новые прибыли тактическое ядерное оружие. Что это означает для народов воюющих стран, объяснять не надо. Это сотни тысяч трупов и разрушенная структура обеспечения жизни: вода отравлена, жилой фонд сгорел или рухнул, пищи нет — тотальный голод и болезни, производство остановлено. При этом «своя» буржуазия о народе заботиться не станет. У неё другие интересы. Не исключено, что эта «своя» олигархия пойдёт и на расчленение России, на захват её частей иностранными государствами – под гарантии сохранения части собственности и каких-то привилегий на оккупированных кусках страны. Ведь классовые интересы выше национальных.

Поэтому главное состоит в том, что против революционного движения, которое неизбежно усилится от бедствий ограниченной ядерной войны, вся интернациональная буржуазия будет бороться рука об руку с применением самого разного вооружения.

Как ни крути, а получается, что ядерное оружие в руках класса буржуазии – это недоразумение и беда всем народам. Общественный класс, давно исполнивший свою историческую роль и приговорённый к могиле, хочет утащить за собой всё человечество.

Это значит, что единственной силой, которая может правильно распорядиться ядерным оружием, является рабочий класс и его государство. Если революция победит в одной или нескольких отдельных странах, имеющих ядерное оружие, то это оружие будет сохраняться и развиваться во всех своих составляющих до тех пор, пока будет существовать капитализм в большинстве стран мира. Лишь после того, как капитализм будет свергнут в мировом масштабе, в большинстве ведущих стран, ядерное оружие будет медленно и постепенно сокращаться и отмирать – вместе с постепенным отмиранием внешней, защитной функции социалистического государства. Другого пути спасения от ядерного кошмара нет, и не будет.

М. Иванов

[1] https://topwar.ru/131033-istochnik-razrabotka-bzhrk-novogo-pokoleniya-prekraschena.html

БЖРК: в чьих руках должны быть ракеты?: 16 комментариев Вниз

  1. Да вопрос очень серьёзный.

    Но я бы ещё затронул ещё и вопрос того, как быть революционному движению в эпоху ядерного оружия? Понятное дело, что самый реакционный капитал не постыдится применить хотя-бы тактическое ядерное оружие против сформировавшихся очагов сопротивления в случае реального социалистического отвоевания.

    И как отвечать на эту угрозу?

    1. Ответ на Ваш вопрос очевиден, имхо. Так же, как и в прошлый раз. Если у пролетарского государства будет свое ЯО, кто его тронет? Тем более что ПС при социализме развиваются многократно быстрее. А это значит, что в руках победившего РК будет оружие помощнее ядерного, например — абсолютная защита от всякого военного нападения. То, что это реально, практически доказал СССР. К нему с военной силой и подступиться боялись. Взяли совсем другим — идеологией, основанной на политическом невежестве трудящихся масс СССР, не сообразивших, что учиться МЛ при социализме жизненно необходимо.

      1. Стратегическое оружие охраняется сильнее любого другого.

        Если для солдата при революционной ситуации встаёт вопрос, кому он служит — рабочему народу, или готов стрелять за кинутую кость, то РВСН, подчинённые буржуазии практически напрямую, гораздо сложнее захватить.

        Конечно, вывод самый очевидный — обеспечение перехвата управления стратегическими силами в максимально сжатые сроки, другое дело, как это обеспечить, учитывая особенности рода войск?

        1. На этот вопрос, когда придет время, ответят военные. Не все из них сволочи, готовые продавать Родину и народ направо и налево.

          1. Alex 27.12.2017 в 19:15: «На этот вопрос, когда придет время, ответят военные. Не все из них сволочи, готовые продавать Родину и народ направо и налево.»
            Боюсь, Ваши надежды не оправдаются, т.к. по моим наблюдениям за их тактикой упрочнения своей власти, они (наши враги) лучше нас знают не только теорию МЛ, но и тактику её применения, на которую Вы возлагаете надежды. В нынешней ситуации они воспользуются американской тактикой: использовать специалистов других стран или беспредельщиков.

            1. Ирина, и опять Вы говорите о том, чего не понимаете. Наши враги — враги рабочего класса — не могут в принципе хорошо знать теорию МЛ, потому что это классовое мировоззрение рабочего класса. Буржуазия и ее слуги не могут овладеть этим мировоззрением, ибо если бы они им овладели, то они тут же отказались быть буржуазией, отказались бы от эксплуатации РК. Вот это, в том числе, одно из серьезнейших преимуществ РК — что он может действовать в соответствии с обективными законами развития природы и общества.

          2. «… военные. Не все из них сволочи,» :: В своё время большевики не только на это расчитали… (кк).bg

              1. Врут. ВЦИОМ цифры рисует на ходу, как и вся буржуазная статистика сегодня. Не только в России, увы, везде. Боятся буржуаи правды, видно, уж больно она неприглядна.

          3. alex 28.12.2017 в 16:15: «Буржуазия и ее слуги не могут овладеть этим мировоззрением, ибо если бы они им овладели, то они тут же отказались быть буржуазией, отказались бы от эксплуатации РК»
            Наивная бредятина.

            1. Вообще-то это марксизм. Вы еще раз замечательно доказали, что рядом с ним не лежали, а Маркса в руки никогда не брали.

  2. «буржуазия уже готова применять в борьбе за рынки и новые прибыли тактическое ядерное оружие»
    Важно. Надо разъяснять это людям в ходе агитации.

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code