Маленькое государство и большая монополия

бизнес в сенатеВ работе кружка иногда настаёт такой момент, который можно кратко выразить одним словом: «заучились». Он проявляется в том, что слушатели, много читая и думая, перестают понимать, как то или иное явление, описанное в МЛ литературе, проявляется в современной реальной жизни. Происходит отрыв теории от практики, зарождается талмудизм и начётничество, открывается  прямая дорога в меньшевиствующий идеализм и механицизм.

Да и лектор далеко не всегда может сразу же указать пальцем на конкретный пример из жизни, подтверждающий, что то или иное явление капитализма существует не только в книге, но вот оно, в двух шагах, в повседневной практике.

Однако в последнее время на «выручку» лектору всё чаще приходит буржуазия, в особенности её госаппарат. В частности, когда речь на занятии пошла о ГМК – государственно-монополистическом капитализме, о сращивании монополии и государства, о полном овладении монополиями государственной машиной, — очень «кстати» вышло очередное распоряжение главы ДНР Захарченко, которое ярко и конкретно показало пример того, как несколько олигархов используют государство в своих корыстных целях. Это распоряжение[i] предписывает всем предприятиям и организациям государственной и муниципальной формы капиталистической собственности закупать ГСМ исключительно у двух местных предприятий – ГП РТК и ГП «Донтопливо».

На сегодня предприятия указанных форм собственности составляют в ДНР около 85% всей промышленности и около половины сельскохозяйственного производства. Это тысячи единиц транспорта, которые ежедневно потребляют десятки тонн горючего. Огромный (для крошечной резервации) государственный аппарат имеет сотни служебных автомобилей. Средний ежедневный расход бензина (если считать по количеству и типу машин) только по центральным аппаратам 16 министерств и ведомств ДНР составляет около 1 тонны. Сколько бензина и дизельного топлива потребляют силовые ведомства, сказать трудно, но по самым приблизительным подсчётам выходит больше 15 тонн в день. Итого, общие суточные расходы топлива можно оценить в 40-45 тонн. С учётом того, что в сутки границу ДНР пересекает 6-7 автоцистерн-бензовозов ёмкостью 15-20 кубов, выходит, с учётом резерва, что доля суточного потребления всех видов топлива, приходящаяся на частный транспорт, примерно соответствует таковому расходу всех «государственных» машин.

До 24 января эти 80-90 тонн ГСМ ежедневно продавались в сети АЗС трёх действующих топливных предприятий – ГП РТК, «Донтопливо» и «АНП». Теперь весь объём горючего в «народной республике» пойдёт только через два первых предприятия, давая их хозяевам стабильную выручку от 4 до 4,5 миллионов рублей в сутки.

ГП РТК и ДТ фактически сливаются в одну государственную монополию. Поскольку эта госмонополия концентрирует в себе всё распределение ГСМ и контролирует важнейший участок хозяйства ДНР, постольку она самым тесным образом будет влиять на работу практически всех государственных и муниципальных структур.

Но с чего бы власти ДНР вводить исключительные льготы для РТК и «Донтопливо»?

С того, что оба они являются коллективной частной собственностью, которой непосредственно заведуют Захарченко и его заместители Тимофеев и Матющенко. Платой за работу является доля в прибылях, о размерах которой судить затруднительно. Но поскольку по многочисленным косвенным данным выходит, что вся эта троица на сегодняшний день является долларовыми мультимиллионерами, постольку размер пакета акций РТК и ДТ, принадлежащий им, может достигать 25-30%. Это очень вероятно, так как именно такое вознаграждение Захарченко и его замам от российской олигархии позволяет последней не слишком тратиться на содержание своих донецких марионеток, переложив – через топливные акцизы и налоги — всю тяжесть содержания этих паразитов на жителей ДНР, а во-вторых, быть уверенной в том, что политическая верхушка ДНР выполнит любую волю своих хозяев. Треть большого бизнеса, отданная на полный откуп, — это золотая цепь, которая, с одной стороны, позволяет монополиям держать руководство ДНР на коротком поводке, а с другой, не сомневаться в том, что это руководство будет расстреливать и давить донецких рабочих танками при малейшей попытке вырвать топливные предприятия  (как и все другие средства производства) из рук буржуазии.

Ну а чьи 70% так тщательно обеспечивает Захарченко и его компаньоны?

Ввиду того, что уже с год в многочисленной переписке то и дело мелькает «Роснефть» и её «дочки», вероятно, что контроль над топливным рынком ДНР и наибольшую долю в прибылях имеют владельцы этой крупной российской монополии. Если это так, то выходит, что всё государство ДНР в лице своего главы открыто встаёт на сторону «Роснефти» и действует как её платный агент. А поскольку доступ на топливный рынок ДНР кого-либо ещё пока что исключён и политически, и в военном смысле, хозяева «Роснефти» становятся там абсолютными монополистами. Это значит, что не интересы населения «республики», а интересы максимальной прибыли российских, американских и английских магнатов (основные собственники «госкомпании» «Роснефть», см. здесь) стоят в центре всей экономической и политической деятельности государства ДНР.

В чём особенности такой деятельности?

Создание полузакрытых «народных республик» на границах РФ позволило крупным российским корпорациям захватить и полностью монополизировать их внутренние рынки, не вступая в обычную борьбу с иностранными конкурентами. Такие рынки для российской олигархии были заранее подготовлены, очищены и защищены от проникновения иностранных товаров вооружённой силой государства. Приходи и владей. При этом те необходимые затраты на рекламу, продвижение товаров, демпингование, подкуп чиновников и т.п., которые обычно несут монополии в борьбе за внутренний рынок какой-либо страны, не исчезают, а как бы переносятся в сферу государственных расходов на вооружённые силы и войну. «Как бы» —  потому что буржуазное государство принимает на себя таковые расходы, и монополии, получающие зачищенный рынок «народной республики», через карманное государство фактически перекладывают свои огромные непроизводительные расходы на трудящихся своей страны и рабочий класс «народной республики», отчего прибыли монополий невероятно растут: не надо тратиться ни на конкурентную борьбу, ни на войну.

Так и есть: власти ДНР едва ли не в открытую признаются, что одной из причин микроскопических зарплат и пенсий в республике является «необходимость защищать Донбасс», иначе говоря, защищать монопольный внутренний рынок, а также новоприобретённые капиталы – свои и хозяйские.

Действия российских монополий в ЛДНР отличаются тем, что в их руки попали не только рынки, бывшие ранее в руках украинской и европейской олигархии, но и большая часть их капиталов в виде средств производства и денежных средств Национального банка Украины и коммерческих банков, хранившихся на момент «народной революции» в хранилищах областных управлений НБУ и филиалах других банков. Это сотни миллионов гривен, десятки миллионов долларов и евро, около тонны золота в слитках. Действия государства РФ, а затем властей ДНР, не только обеспечили российским корпорациям тепличные условия для сбыта товаров, но и отдали в руки крупнейших монополистов РФ «готовые» капиталы украинских олигархов в виде огромного хозяйственного комплекса с угольно-металлургическими предприятиями во главе. Таким образом, крупнейшая буржуазия Украины, а через неё – ряд корпораций Европы и США потерпели двойной урон: российские хищники, опираясь на ДНР, вышибли их с самых ёмких рынков Украины, и при этом отобрали около 80% основного и оборотного капитала, физически располагавшегося в Донецкой области на начало 2014 года. Тот факт, что весь этот капитал был, после некоторых колебаний, «национализирован в пользу государства» и стал собственностью ДНР, говорит о том, ДНР есть прямое продолжение и орудие российских монополий и тех международных ТНК, которые за ними стоят.

Обеспечение интересов монополий в ДНР не ограничивается нефте-топливным рынком. Государственный концерн «Донбассгаз» на 90% принадлежит нетрудно догадаться кому («Газпрому»). 10% акций «Донбассгаза» оставлены в виде «зарплаты» всё той же политической верхушке ДНР, которая головой отвечает за непрерывное поступление денег за газ на счета «Донбассгаза», а также за бесперебойную работу всей газораспределительной системы ДНР. Никаких других поставщиков газа в ДНР нет. Поэтому государственное предприятие «Донбассгаз» — это фактическая «дочка» «Газпрома», перегоняющая огромные средства в РФ, но с днровскими зарплатами рабочих, которые не превышают 10-12 тысяч рублей.

Надо заметить, что «газовая война» властей ДНР с полуолигархом Курченко, проходившая в конце 2015 – начале 2016 годов и завершившаяся силовым захватом основных фондов украинского «Донецкоблгаза», была не чем иным, как завершающим этапом конкурентной схватки между группой крупнейших украинских олигархов во главе с Фирташем и Коломойским и хозяевами «Газпрома» за контроль над донбасской газотранспортной и распределительной сетью. В этой схватке послушными «руками и кулаками» огромной российской монополии служила государственная машина ДНР.

Особую роль в сращивании государства и монополии играет Центральный республиканский банк ДНР. В отличие от РФ, на территории ДНР не существует коммерческих банков, принадлежащих разными группам финансового капитала. Есть только ЦРБ. Судя по тем отношениям, которые существуют между руководством ДНР и руководством ЦРБ, последнее на самом деле подчиняется кому-то другому, а Захарченко и местный минфин лишь формально управляют резервами этого банка. (Картина та же, что и в России.) Но в то же время ЦРБ – особый орган государства ДНР, который прямо влияет на важные политические решения власти.

Вот например, почему до сих пор в ДНР не получили приказа и технических средств на разработку богатейших месторождений метана? Что или кто мешает? По самым разным косвенным данным, если их собрать воедино, получается, что средства для финансирования всех масштабных работ по добыче газа в ДНР, могут идти исключительно по линии ЦРБ, а не через минфин ДНР, как это происходит обычно. Деньги, а значит, и руководящие команды в ЦРБ поступают из ЦБ РФ. ЦБ РФ – тоже «особый орган власти», который, по сути, не подчиняется российскому правительству. А кому? Если главными распорядителями российских финансов являются финансовая группа Моргана (банк «Манхеттен Чейз») и «Ситибанк» Рокфеллера, то получается, что они же заправляют всем банковским делом и в ДНР. А что это значит? Главным компаньоном «Манхэттен Чейз» является гигантская нефтегазовая корпорация «Экксон-Мобил» (совладелец «Роснефти» и вероятнее всего «Газпрома»). В этой связи можно предположить, что «Экксон» кровно заинтересован в том, чтобы все запасы донбасского газа оставались до поры до времени нетронутыми и ждали бы своего американского хозяина. В этом случае вещи становятся на свои места: ЦБ РФ – через «Манхэттен Чейз» — лоббирует интересы «Экксон Мобил» в России и – через ЦРБ — в ДНР, вынуждая российскую олигархию отступать и отказываться от своих планов по добыче донецкого газа, а государство ДНР – бдительно сторожить все газоносные шахты, физически не подпуская к ним даже некоторых представителей крупной российской буржуазии.

Очевидно, через ЦРБ держится в кулаке вся днровская буржуазия, включая высшее руководство, так как само монопольное положение единственного финансового учреждения позволяет контролировать все движения денег по всем внутренним счетам ДНР – с отчётом хозяевам в ЦБ РФ, а оттуда – выше — в США.

С другой стороны, государство всей своей мощью обязано защищать «свой» центральный банк. Государственное руководство РФ, и особенно руководство «народных резерваций», оказывается в унизительном положении собаки, охраняющей и лижущей палку, которой её иногда  бьют.

Таковы лишь некоторые из сложнейших и многообразных отношений государства и монополий, показывающие, как тесно переплелись их интересы на крохотном пятачке донецкой земли.

М. Иванов 

[i] http://doc.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2018/01/rasporiazhglavaN12_24012018.pdf

Маленькое государство и большая монополия: Один комментарий Вниз

  1. До создания ДНР в 2014 году там активно «крутился» германский (=европейский) капитал.
    Можно ли дополнить фразу: ?
    «…ЦБ РФ – через «Манхэттен Чейз» — лоббирует интересы «Экксон Мобил» в России и – через ЦРБ — в ДНР»…,
    … выдавив оттуда финансовые европейские финансово-промышленные структуры. Т.е. — в ДНР борются американские и европейские финансовые круги, а «вежливые люди» и «зелёные человечки» — пушечное мясо на страже интересов американских монополистов.

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code