Социалистическое государство

соц госудСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО, но­вый, высший тип государства, созданный Великой Октябрьской социалистической рево­люцией, принципиально отличный от всех современных и существовавших ранее типов и форм государства, являющихся эксплуататорскими государствами. Вопрос о сущ­ности, формах, происхождении и развитии социалистического государства разработан в трудах классиков марк­сизма-ленинизма — Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина.

Развитие учения марксизма-ленинизма о социалистическом государстве. Открытие Марксом законов общественного развития сде­лало впервые возможным точное, подлинно научное объяснение сущности и происхожде­ния государства. Уже в «Немецкой идеоло­гии» (1845—46 гг.) Маркс и Энгельс указывали, что «государство есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствую­щему классу, проводят свои общие интересы и в которой концентрируется… всё граждан­ское общество данной эпохи» (Маркс и Энгельс, Соч., том IV, страница 53).

В ряде своих трудов Маркс и Энгельс устано­вили, что, вопреки утверждениям буржуаз­ных учёных,

1) государство — не первичное явление в жизни общества, а производное, не базис, а надстройка над экономическим базисом общества;

2) государство сущест­вует не извечно, оно является продуктом определённых исторических условий и обре­чено на исчезновение после полного прекра­щения действия всех факторов и условий, определяющих необходимость существова­ния государства;

3) государство возникло в результате разложения первобытно-общин­ного строя, с возникновением частной собст­венности и расколом общества на враждебные классы как продукт и проявление неприми­римости классовых противоречий;

4) госу­дарство, вплоть до буржуазного государства включительно, всегда было и есть орудие господства одного класса над другими клас­сами, орудие политического господства эксплуататоров, машина для подавления угнетённых и эксплуатируемых классов. Оно «возникло для того, чтобы держать в узде эксплуатируемое большинство, в интересах эксплуататорского меньшинства» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 604).

Государство яв­ляется орудием закрепления порядков, угод­ных и выгодных для политически и эконо­мически господствующего класса. «В древ­ности оно было государством граждан-рабовладельцев, в средние века — феодально­го дворянства, в наше, время — буржуазии» (Энгельс, Развитие социализма от утопии к науке, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XV, стр. 542).

Исходя из этого, Ленин сформулировал точное понятие о типе государства. Тип государства опреде­ляется той общественной формацией, к кото­рой относится данное государство, его эко­номической и классовой основой, т. е. тем, какой класс осуществляет господство в обще­стве, какова господствующая в нём форма собственности. Такими, сменившими друг друга типами эксплуататорского государства, были рабовладельческий, крепостнический и буржуазный типы государства. Маркс и Энгельс установили, что переходному периоду от капитализма к коммунизму будет соответ­ствовать и государство нового типа. Это государство «не может быть ничем иным, кроме как революционной диктату­рой пролетариата» (Маркс, Критика Готской программы, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XV, стр. 283).

Ленин, развивая дальше учение Маркса и Энгельса, используя опыт русских револю­ций 1905 г. и 1917 г., доказал, что государство диктатуры пролетариата отличается от всех предшествовавших ему государств не только по своему типу, но также и по своим формам. Ленин открыл советы как наиболее целесооб­разную государственную форму диктатуры пролетариата. При этом Ленин «раскрыл скобки» в формуле диктатуры пролетариата, определив её как особую форму союза рабо­чего класса с эксплуатируемыми массами непролетарских классов, в первую очередь с трудящимся крестьянством, под руководст­вом рабочего класса (см. Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 170). Ленин восста­новил и развил дальше положения Маркса о необходимости слома государственной ма­шины буржуазии и создания новой государ­ственной машины диктатуры пролетариата.

Следующий важнейший этап в развитии учения о государстве связан с именем И. В. Сталина. И. В. Сталин внёс огромный вклад в марксистско-ленинское учение о государстве, разработав учение о социалистическом государстве, о формах, функциях и фазах его развития, об устройстве социалистиче­ского многонационального государства, о зна­чении механизма государства как рычага построения коммунистического общества и его защиты от нападений извне, о социалистической демократии, о судьбах государства при ком­мунизме в условиях сохранения капиталистического окружения.

Социалистическое государство — новый, выс­ший тип государства. Его классовые ос­новы. Все существовавшие ранее государ­ства любого типа — рабовладельческое, фео­дально-крепостническое, буржуазное — были орудием в руках эксплуататорского меньшин­ства для подавления эксплуатируемого боль­шинства. Социалистическое государство с первых дней своего сущест­вования явилось орудием в руках огромного эксплуатировавшегося ранее большинства для подавления эксплуататорского меньшинства. Все существовавшие ранее государства любого типа ставили своей задачей увековечение существующего строя эксплуатации — рабско­го, крепостнического, капиталистического — и классового господства эксплуататоров. Социалистическое государство с первых дней своего существования ставило своей задачей ликвидацию любых форм экс­плуатации и классового господства, ликви­дацию классов и построение бесклассового, коммунистического общества, являясь одним из важнейших орудий к достижению этой цели, что при условии исчезновения капиталистического окружения (см. ниже) сделает уже ненуж­ным дальнейшее существование самого го­сударства.

Социалистическое государство обладает всеми необходи­мыми элементами и признаками государства:

  • территорией, отграниченной твёрдыми и не­приступными границами от капиталистических государств [«мы стоим за необходимость государства, а государство предполагает гра­ницы. Государство может, конечно, вмещать буржуазное правительство, а нам нужны Советы. Но и для них стоит вопрос о грани­цах» (Ленин, Соч., т. XX, стр. 277)];
  • на­селением;
  • властью (imperium).

Но классовое содержание и смысл этих элементов и при­знаков в корне отличны от содержания и смысла элементов капиталистического госу­дарства. Территория Советского социалисти­ческого государства есть государственная территория, где осуществляется предел властвования советского народа под руко­водством рабочего класса, составляющие её земля, вода и недра являются всенародным достоянием, объектом и сферой хозяйствова­ния социалистического общества. Население социалистического государства — это граждане социалистического общества, свободные труженики города и деревни. Власть социалистического государства есть власть, принадлежащая тру­дящимся, осуществляемая ими через Советы и ставящая своей целью построение коммунистического общества. На службу этим зада­чам поставлен весь мощный механизм социалистического государства, его орудия власти: армия, суд, карательные ор­ганы, разведка, аппарат управления.

Социалистическое государство является социалистическим с первых же дней своего существования. В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции, когда ещё не были уничтожены полностью капиталистические элементы в городе и деревне и не были ликвидированы полностью всякие фор­мы эксплуатации, социалистическое государство было социалистическим по своей классовой природе государства диктатуры пролетариата, по своим целям и задачам.

После ликвидации капитализма и победы социализма социалистическое государство является социалистическим, как государство уже построенного в основном социалистического общества, социалисти­ческим по своей экономической основе и клас­совой структуре. Экономической основой социалистического государства является социалистическая система хозяй­ства и социалистическая собственность на орудия и средства производства в её двух формах: государственной собственности (всенародного достояния) и кооперативно-колхозной соб­ственности (собственности отдельных колхо­зов, собственности кооперативной, объедине­ний). Хозяйственная жизнь социалистического государства определяет­ся и направляется государственным народно­хозяйственным планом; осуществлён прин­цип социализма: «от каждого по его способно­стям, каждому по его труду».

Полная ликвидация эксплуататорских классов и социалистическое переустройство сель­ского хозяйства определили изменения клас­совой структуры общества. Наряду с исчезно­вением эксплуататорских классов произо­шли качественные изменения внутри трудя­щихся классов: изменился рабочий класс, свободный от всякой эксплуатации, вме­сто старого крестьянства появилось но­вое, колхозное крестьянство, свободное от всякой помещичьей и кулацкой кабалы и ведущее своё хозяйство на социалистиче­ских началах. В то же время глубоко из­менилась и интеллигенция в нашей стране. Появилась новая, советская интеллигенция, связанная своими корнями с рабочим классом и крестьянством, плоть от плоти и кость от кости трудящихся. Грани между этими со­циальными группами стираются, старая клас­совая исключительность исчезает, расстоя­ние между ними сокращается, падают и сти­раются экономические и политические про­тиворечия между ними. Классовой основой социалистического государства является союз двух дружественных классов — рабочего класса и крестьянства — под руководством рабочего класса; СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян, в котором «рабочие, крестьяне и трудовая интеллигенция совершенно рав­ноправны во всех сферах хозяйственной, политической, общественной и культурной жизни страны» (Сталин, Вопросы лени­низма, 11 изд., стр. 526).

Диктатура пролетариата и социалистиче­ская демократия. При всех формах социалистического государства сущ­ностью его была и остаётся диктатура пролетариата, диктатура рабочего класса. «Пе­реход от капитализма к коммунизму, конечно, не может не дать громадного обилия и разно­образия политических форм, но сущность будет при этом неизбежно одна: дикта­тура пролетариата» (Ленин, Соч., т. XXI, стр. 393). Только диктатура пролетариата, т. е. осуществление рабочим классом государственного руководства обще­ством, может обеспечить основные задачи социалистической революции: подавление и лик­видацию эксплуататорских классов, оборону социалистического государства от капиталистического окружения, сплочение широких масс трудящихся вокруг и под руководством рабочего класса для построе­ния коммунистического общества. Отсюда — те три стороны диктатуры пролетариата, которые, по указанию И. В. Сталина, неразрывно связа­ны друг с другом и лишь в своём соединении дают полное и законченное понятие диктату­ры пролетариата:

1) подавление эксплуататоров и всех врагов трудящихся, оборона стра­ны от нападения извне, упрочение связи с рабочим классом других стран;

2) союз рабо­чего класса с крестьянством под государст­венным руководством рабочего класса, во­влечение трудящихся и ранее эксплуатировавшихся масс в дело социалистического строи­тельства;

3) построение бесклассового социа­листического общества.

Диктатура класса есть основной признак, характеризующий классовый тип государства. Буржуазное государство при любых его формах было и остаётся диктатурой бур­жуазии. Это относится в одинаковой степени как к буржуазной демократии, так и к любым открытым формам диктатуры буржуазии. Одна из великих заслуг марксизма-ленинизма состоит в том, что он, признавая историче­скую прогрессивность буржуазной демокра­тии, в то же время вскрыл классовую сущ­ность, а следовательно, и ограниченность буржуазной демократии, неопровержимо до­казав, что даже самая «демократическая» и республиканская буржуазная демократия является лишь формой диктатуры буржуазии, ограничивающей и урезывающей права рабо­чего класса и всех трудящихся.

Ленин разоб­лачил всю лживость и лицемерие воплей реак­ционных лидеров II-го Интернационала вроде Каутского о том, что диктатура пролетариата означает отмену, упразднение демократии. Ленин и Сталин доказали и подтвердили на деле, что диктатура пролетариата предста­вляет новый тип государства, приходящий на смену диктатуре буржуазии и заменяющий ограниченную буржуазную демократию подлинной, социалистической демократией, де­мократией для трудящихся, что социалистическое государство являет­ся «государством по новому демократи­ческим (для пролетариев и неимущих вообще) и по новому диктаторским (против буржуазии)» (Ленин, там же).

Социалистическая демократия означает осу­ществление, впервые в истории, подлинной не только формальной, но и фактической демократии для широчайших масс населения. Социалистическая демократия осуществляет в наиболее полном и неурезанном виде те требования демократизма, которые были не­когда выдвинуты лучшими поборниками бур­жуазной демократии, но которые никогда не бы­ли и не могли быть осуществлены в условиях капитализма. Социалистическая демократия обес­печила также все материальные условия для использования демократии, прав и свобод всеми трудящимися, о чём не могло и не может быть и речи при капитализме, вся экономическая система которого лишает пролетариев и полупролетариев фактической возможности использо­вать демократические права и свободы даже в том урезанном объёме и изуродованном виде, в каком они формально предоставляются бур­жуазной демократией всем гражданам госу­дарства. Диктатура пролетариата и является высшим, новым всемирно-историческим типом де­мократии — пролетарской или социалистической демократией. Задачи, преследуемые дикта­турой пролетариата, могут быть осуществле­ны лишь на путях подлинной социалистиче­ской демократии, обеспечивающей привлече­ние широчайших масс к участию в управле­нии государством, в строительстве социализ­ма. Социалистическая демократия может быть осу­ществлена лишь в условиях диктатуры про­летариата, т. е. государственного руковод­ства обществом со стороны рабочего класса. Линия развития социалистического государства есть линия непрерыв­ного расширения и укрепления социалистической демократии. Одна из важнейших задач социалистического  государства — «осуществлять до конца демократизацию политической жизни страны» (Сталин, Воп­росы ленинизма, 11 изд., стр. 591).

Неразрыв­ная связь диктатуры пролетариата и социа­листической демократии находит своё выражение в системе Советов как подлинно демократи­ческой государственной организации общества в условиях диктатуры рабочего класса. Социалистическое государство есть Советское государство.

Советская власть — государственная форма диктатуры пролетариата. Диктатура проле­тариата есть высший тип государства, во­площающийся в высшую, в смысле демокра­тизма, форму государственной организации. Наиболее «демократическая» форма буржуаз­ного государства — демократическая парла­ментарная республика — опирается на нали­чие бюрократической машины, стоящей над народом, на наличие профессионального гражданского и военного чиновничества; она обеспечивает, используя фикцию т. н. «раз­деления властей», всесилье исполнительной власти, этого аппарата подавления масс, и её независимость от всяких выборных — даже буржуазных — учреждений. Диктатура про­летариата означает упразднение всех этих отрицательных сторон парламентаризма, слом буржуазного государственного аппарата, соз­дание высшей формы демократии — советской демократии — с новым, построенным на последовательно-демократических началах, государ­ственным аппаратом. Социалистическая демо­кратия означает привлечение широких масс трудящихся к управлению государством; в этой демократии органами государственной власти являются боевые массовые органы ре­волюционной власти рабочих и крестьян — Советы, государственный аппарат полностью стоит на службе народа и ему подконтролен и подотчётен во всех своих действиях, со­стоит из людей, назначаемых и смещаемых по воле народа.

В работах Маркса и Энгельса вплоть до 1871 г. мы не находим указаний на ту особую государственную форму, которая должна быть установлена диктатурой пролетариата после свержения власти буржуазии и слома её государственной машины. Только в 1871 г., обобщая опыт Парижской Коммуны, Маркс указал на то, что наиболее целесообраз­ной политической формой диктатуры проле­тариата является политическая организация типа Парижской Коммуны, свободная от вся­ких отрицательных сторон парламентаризма, как независимость исполнительной власти, безответственность депутатов и всемогуще­ство бюрократический машины. Однако это ука­зание не получило дальнейшего развития в трудах Маркса и Энгельса и было предано забвению. В 1891 г. в своей критике Эрфуртской программы Энгельс, критикуя германскую социал-демократию за отсутствие ясной по­становки вопроса о монархии, противопоста­вляет монархии демократическую республику как ту форму, которая является «специфиче­ской формой для диктатуры пролетариата» (Маркс и Энгельс, Соч., т. XVI, ч. 2, стр. 109). Это положение Энгельса было руководящим началом для всех марксистов до второй русской революции в феврале 1917 г. В апреле 1917 г. Ленин показал, что в условиях империализма государственной формой дик­татуры пролетариата является не парламен­тарная республика, а республика Советов.

Советская форма государственной орга­низации, как принципиально новая и особая форма, предполагающая слом старой госу­дарственной машины буржуазии, как наиболее целесообразная политическая форма дикта­туры пролетариата, как «прямое выражение диктаторы пролетариата» (Сталин, Воп­росы ленинизма, 11 изд., стр. 119), как выс­ший тип демократии была открыта и выдви­нута Лениным в апреле 1917 г. на основании изучения опыта русской революции 1905 г. и революции в феврале 1917 г., породивших новую форму политической организации трудя­щихся — Советы рабочих и крестьянских де­путатов (см. Советы). «Республика Советов является, таким образом, той искомой и най­денной, наконец, политической формой, в рамках которой должно быть совершено экономическое освобождение пролетариата, полная победа социализма» (Сталин, там же, стр. 35).

Каковы характерные черты советской ор­ганизации?

Советская власть является наи­более массовой и наиболее демократической из всех существующих государственных ор­ганизаций, она по самой своей структуре облегчает дело руководства широчайшими трудящимися массами со стороны пролетар­ского авангарда; она ликвидирует незави­симость исполнительной власти, стоящую над народом и пользующуюся особыми при­вилегиями бюрократическую машину, ста­рый бюрократический централизм, устанавливая новый, демократический централизм, совмещаю­щий единое руководство из центра с широкой инициативой, правами в области исполне­ния и последовательной выборностью всех местных органов, она устанавливает наиболее тесную связь между государственным аппа­ратом и народом, устанавливая контроль масс над деятельностью органов власти и управления, соединяя «проверку сверху с проверкой снизу» (Сталин, О недостат­ках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников, 1937, стр. 37); она превращает армию в орудие власти народа; она привлекает массовые организации трудящихся к постоянному, безусловному и непосредственному участию в управлении государством, развязывает ре­волюционную энергию, инициативу, творческие потенции масс в борьбе за построение коммунизма. «Советы являются социалисти­ческой формой политической ор­ганизации» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 издание, стр. 404).

Но Советы всё же являются лишь формой. «Дело не только в Советах, как в форме организации, хотя сама эта форма представляет величайшее революционное завоевание. Дело, прежде всего, в содержании работы Советов, дело в характере работы Советов, дело в том, кто именно руководит Советами» (Сталин, там же, стр. 404—405). Соответствие содер­жания работы Советов их революционной форме обеспечивается руководством коммунистической партии, являющейся авангардом рабочего класса, «передовым отрядом трудя­щихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудя­щихся, как общественных, так и государст­венных» (Конституция СССР, 1936, ст. 126). Коммунистическая партия является руко­водящей и направляющей силой советского народа, силой, осуществляющей через Сове­ты руководство всем делом социалистиче­ского строительства, силой, объединяющей и налаживающей всю деятельность органов Советского государства и массовых органи­заций трудящихся, выполняющей роль «ос­новного руководителя в системе диктатуры пролетариата» (Сталин, Вопросы лени­низма, 11 изд., стр. 120). В дни Великой Отечественной войны против фашистской Германии партия была вдохновителем и организатором победоносной борьбы с фа­шистскими захватчиками. После войны партия возглавила советский народ в деле вос­становления и дальнейшего развития народ­ного хозяйства.

Многонациональное социалистическое го­сударство. Победа социалистической революции и успешное строительство социализма в гро­мадной степени зависят от правильной поли­тики и тактики пролетариата в национальном вопросе как в период подготовки революции и борьбы за власть, так и после захвата вла­сти рабочим классом.

«Революция в России не победила бы, и Колчак с Деникиным не были бы разбиты, если бы русский пролета­риат не имел сочувствия и поддержки со стороны угнетённых народов бывшей Рос­сийской империи» (Сталин, Марксизм и национально-колониальный вопрос, 1939, стр. 191).

В условиях Великой Октябрьской социали­стической революции национальный вопрос стоял, в первую очередь, как вопрос о взаимо­отношениях между русским пролетариатом и крестьянством национальных окраин. Толь­ко правильное решение вопроса об этих вза­имоотношениях могло обеспечить сплочение всех национальных окраин вокруг русского пролетариата, победу пролетарской рево­люции на национальных окраинах, образо­вание мощного и прочного социалистиче­ского многонационального государства. Побе­да революции и установление социалистической государственности в формах Советской вла­сти усиливают среди наций, отпавших от империализма, стремление к соединению своих усилий в деле строительства социа­лизма и его защиты от всякого нападения извне.

Устранение эксплуататорских клас­сов ликвидирует важнейшее препятствие на пути к объединению народов. Советское социалистическое многонациональное государство основано на вполне добровольном союзе, на признании права наций на само­определение. Гарантией добровольного ха­рактера союза является право каждой союз­ной республики на выход из Союза. Социалистическое государство основано на принципах суверенности и ра­венства всех наций, на исключении всяких национальных привилегий и ограничений, на обеспечении за всеми национальностями права на свободное национальное развитие. Не ограничиваясь обеспечением за каждой нацией формального равноправия, социали­стическое многонациональное государство со­здаёт материальные условия для использо­вания ею этого равноправия, ликвидируя отсталость и ведя борьбу за фактическое экономическое и культурное уравнение национальностей. Только неуклонное осуще­ствление этих основ ленинско-сталинской на­циональной политики обеспечило подлинную дружбу и братское сотрудничество народов в рамках единого социалистического много­национального государства.

Опыт Великой Октябрьской социалистической революции в России показал, что наиболее целесообразной формой объединения народов в рамках единого социалистического многонацио­нального государства является советский федерализм, т. е. такая форма государст­венного устройства, которая обеспечивает, с одной стороны, полноту суверенных прав за отдельными входящими в Союз республи­ками, а с другой — создаёт наиболее тесное единство между ними на базе демократического централизма, что является необходимым усло­вием наиболее успешного и эффективного социалистического строительства и обеспечения безопасности и независимости советских на­родов — в интересах всего советского обще­ства в целом и каждой из составляющих его национальностей в отдельности.

Принципы советского социалистического государства выдержали су­ровое испытание Великой Отечественной вой­ны 1941—45 гг., доказав свою жизненность, свою незыблемость, свою целесообразность. В ноябре 1943 г. И. В. Сталин заявил: «Совет­ское государство никогда не было столь проч­ным и незыблемым, как теперь… Уроки войны говорят о том, что советский строй оказался не только лучшей формой организации эко­номического и культурного подъёма страны в годы мирного строительства, но и лучшей формой мобилизации всех сил народа на отпор врагу в военное время. Созданная 26 лет назад Советская власть в короткий исто­рический срок превратила нашу страну в не­сокрушимую крепость… Нет сомнения в том, что Советское государство выйдет из войны сильным и ещё более окрепшим» (Сталин, О Великой Отечественной войне Советского Союза, 5 изд., стр. 120). Эти слова И. В. Сталина полностью оправдались. Они подтверждены всем развитием социалистического государства в после­военный период.

Изменения форм и функций социалистиче­ского государства. Формы социалистического государства, т. е. государственное устрой­ство, способ образования, структура и прин­ципы деятельности органов государства, взаи­моотношения между государством и гражда­нами, оставаясь в рамках советской орга­низации и социалистической демократии, не являются неизменными. Они меняются в свя­зи с общим ходом развития социалистического об­щества и государства, обусловливающим не­уклонный переход к более высоким ступе­ням социалистической демократии в связи со сменой фаз развития социалистического государства.

Изменения форм государства непосредственно обусловлены из­менением его функций. Функция государ­ства — это отдельные стороны деятельности государства, определяемые основными зада­чами, поставленными обществом, в лице его господствующего класса, перед государством в тот или иной период его развития.

Согласно учению И. В. Сталина о функци­ях государства, все эксплуататорские государства осуществляли две основные функ­ции: внутреннюю функцию — главную функ­цию подавления эксплуатируемых классов, и внешнюю функцию — функцию защиты тер­ритории государства от нападения извне и расширения своей территории за счёт других стран. Эти функции были присущи рабовла­дельческому, феодальному и буржуазному государствам.

Социалистическое государство на первой фазе своего развития, пока не были ликвидированы полностью эксплуа­таторские классы, осуществляло две основ­ные функции, внешним образом напоминав­шие указанные функции эксплуататорского государства: функцию подавления свергну­тых классов внутри страны и функцию военной защиты страны от нападений извне. Однако, между этими функциями социалистического государства и со­ответствующими функциями буржуазного государства имеется принципиальное и ко­ренное различие:

1) внутренняя функция, функция подавления в социалистическом государстве направлена против эксплуататорского меньшинства во имя интересов трудящегося большинства и осуществляется при активной поддержке огромного большинства населения. Функция подавления нашла своё выражение в ликви­дации класса помещиков, капиталистов, куп­цов и спекулянтов, в ограничении эксплуататорских тенденций кулачества и в после­дующей ликвидации кулачества как класса.

2) Функция военной защиты страны от на­падения извне направлена на защиту завое­ваний трудящегося большинства, в то время как эксплуататорские государства защищают в таких случаях богатство и привилегии эксплуататорского меньшинства.

Ликвидация кулачества означала «глубо­чайший революционный переворот, скачок из старого качественного состояния обще­ства в новое качественное состояние» [Исто­рия ВКП(б). Краткий курс, стр. 291]. Это, естественно, определило собой и новую фазу в развитии социалистического государства. На этой, второй фазе функ­ции социалистического государства подвергаются существенным изме­нениям. Функция военного подавления эксплуататорских классов внутри страны от­падает вместе с исчезновением этих классов; победа социалистической системы хозяйст­ва порождает новую функцию, функцию охраны социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра; сохраняется полностью функция внешней воен­ной защиты социалистического государства от нападения извне. Полное развитие полу­чает функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы государ­ственных органов, превращающаяся в глав­ную функцию социалистического государства внутри страны.

В связи с изменением функции государств меняются характер и задачи отдельных государствен­ных органов и частей государственного меха­низма. Так, деятельность карательных орга­нов, направленная на первой фазе главным образом против внутренних врагов народа, на второй фазе направлена своим остриём вовне, против капиталистического окруже­ния и засылаемых или вербуемых им внут­ри страны агентов.

Таким образом, социалистическое государство является первым и единственным в мире го­сударством, в котором:

1) отпадает функция военного подавления внутри страны;

2) су­ществует самостоятельная функция охраны социалистической собственности.

Если в условиях капитализма охрана господствую­щей системы собственности, т. е. собствен­ности капиталистической, составляет часть функции подавления эксплуатируемых клас­сов, т. е. большинства народа в интересах меньшинства, и исчерпывается подавлением, то в условиях социализма охрана господст­вующей системы собственности, т. е. соб­ственности социалистической, выделяется в особую функцию, сочетающую в интересах всего общества подавление эксцессов со стороны отдельных лиц и мелких групп с большой воспитательной работой;

3) разви­вается в качестве самостоятельной функ­ция, хозяйственно-организаторской и куль­турно-воспитательной работы, между тем как в условиях капитализма, если и можно говорить в какой-либо мере о деятельности государства в области экономики и культуры, то преимущественно лишь как о составной части функции подавления эксплуатируемых классов или военной функции (экономиче­ская и идеологическая подготовка войны).

Исчезновение эксплуататорских классов, глубокие изменения в рабочем классе и осо­бенно в крестьянстве, торжество социали­стической системы хозяйства, изменение функций государства — всё это обусловливает изме­нение форм государства в сторону дальней­шего, небывалого расцвета демократии во второй фазе развития социалистического государства. Эта фаза харак­теризуется дальнейшим расширением базы диктатуры рабочего класса, дальнейшим спло­чением всего народа вокруг Советской власти и коммунистической партии — передового от­ряда трудящихся, руководящего государ­ством и направляющего деятельность всех государственных и общественных организа­ций. Социалистическая демократия, которая в первой фазе была демократией для огром­ного большинства населения, становится де­мократией для всех. Отпадение функции воен­ного подавления внутри страны приводит к отмене существовавших на первой фазе ограничений всеобщего избирательного права (лишение избирательного права нетрудовых элементов). Изменения в крестьянстве, в связи с победой колхозного строя, снимают необходимость известного неравенства в нор­мах представительства рабочего класса и крестьянства, существовавшего на первой фа­зе развития социалистического государства.

Сталинская Конституция ввела самую демократическую избиратель­ную систему, основанную на всеобщих, рав­ных и прямых выборах при тайном голосо­вании. Сталинская Конституция осущест­вила самый полный и последовательный демократизм в структуре органов власти, упра­вления и суда, в порядке взаимоотношений между ними, зафиксировала основные права и обязанности граждан, в том числе такие важнейшие права, как право на труд, на отдых, на образование и т. д. Съезды Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов — районные, областные, республи­канские, всесоюзный — заменены непосредст­венно избираемыми трудящимися районными, областными Советами депутатов трудящихся, республиканскими и общесоюзными Верхов­ными Советами. Таким образом, происходит «дальнейшее развитие советской системы в виде соединения непосредственно выбран­ных местных советов с непосредственными же выборами своего рода советских парламентов в республиках и общесоюзного советского парламента» (Молотов, Об изменениях в Советской Конституции, 1935, стр. 28).

Развитие функции хозяйст­венно-организаторской работы государства находит своё выражение в огромном росте и дифференциации аппарата государствен­ного руководства хозяйством, в изменениях в связи с этим и органов государственного управления. Так, если до 1932 г. ВСНХ руководил всей промышленностью, то в 1946 г. насчитывался ряд союзных, союзно-респуб­ликанских и республиканских министерств, руководивших отдельными отраслями про­мышленности.

Во второй фазе, на основе упрочившейся дружбы народов, развиваются дальше также структура и формы советского многонацио­нального союзного государства. При при­нятии Сталинской Конституции было обра­зовано пять новых союзных республик, пять новых автономных республик; новые союзно-­республиканские и республиканские наркома­ты (министерства). Сталинская Конституция укрепила правовое положение и хозяйствен­ную самодеятельность союзных республик и других национально-государственных образо­ваний социалистического многонационального го­сударства. В 1940 г. образованы новые союзные республики: Карело-Финская, Литовская, Латвийская, Эстонская и Молдавская ССР. В 1944 г. союзные республики получили право непосредственных внешних сношений с ино­странными государствами и право образова­ния своих войсковых формирований (об устройстве социалистического государства по Сталинской Конституции см. Союз Советских Социалистических Рес­публик, Государственный строй). Всё это значит, что «мы имеем теперь совершенно новое, социалистическое государство, не ви­данное ещё в истории и значительно отличающееся по своей форме и функциям от социалистического государства первой фазы» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 606).

Роль социалистического государства в по­строении коммунистического общества. Роль социалистического государства, огромная уже в первой фазе его развития, ещё больше воз­растает во второй фазе. Социалистическое государство — это то орудие, с помощью которого трудящиеся СССР пе­рестроили всё хозяйство, технически перевооружая страну, создали мощную тяжёлую индустрию, перевооружили сельское хозяй­ство и построили социализм. Социалистическое государство обеспе­чило правильное и единое руководство всем делом строительства социализма, организацию усилий всего общества для достижения этой цели, огромную работу по перевоспита­нию и политическому просвещению масс трудящихся в духе социализма и внедрению социалистической идеологии, беспощадную борьбу с нарушителями трудовой дисципли­ны, лодырями, шкурниками, расхитителями народного добра, разгром врагов народа, изменников и предателей, агентов империалистических разведок. Социалистическое государство  является важнейшим оружием, с помощью которого трудящиеся СССР создали мощные вооружённые силы и военно-хозяйственную организацию и отстоя­ли свои социалистические завоевания в ожесточённой и беспримерной четырёхлетней войне с вооружённой до зубов гитлеровской Гер­манией, уничтожили сообща с союзниками германскую и японскую военную машину, спасли человечество и цивилизацию от фа­шистского порабощения.

В условиях установившейся социалистической системы хозяйства социалистическое государство  является силой, руководящей всей хозяйственной и культур­ной жизнью общества. Завершение построе­ния бесклассового социалистического общества и начавшийся переход от достигнутой уже низшей фазы коммунизма к высшей возлагают на социалистическое государство особо ответственные задачи в области хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности государственных органов. Война 1941—45 гг. по­ставила дополнительную задачу восстано­вления народного хозяйства, пострадавшего от войны. Огромное значение сохраняет вопрос об усилении и обеспечении обороно­способности СССР. Отсюда становится вполне понятным то громадное значение, которое всё советское общество придаёт вопросу о максимальном укреплении социалистического государства.

Укрепление социалистического государства и упрочение советского строя означают наибольшее сплочение и приближение аппа­рата власти к массам, неуклонное проведе­ние в жизнь социалистической конституции, строгое соблюдение и внедрение социалистической законности, осуществление до конца демо­кратизации всей политической жизни, укрепле­ние морально-политического единства советского общества, дружественное сотрудничество ра­бочих, крестьян и интеллигенции, дружбу народов СССР, культивирование советского патриотизма, укрепление трудовой дисципли­ны, улучшение построения и работы меха­низма государства, органов власти, упра­вления, суда, карательных органов, усиление авторитета государственной власти, дальней­шее укрепление оборонной мощи Советского государства, обеспечение его внешней безо­пасности.

Требование укрепления социалистического государства и его меха­низма определяется ролью советского госу­дарства в деле организации социалистиче­ского общества и обеспечения наиболее успешного перехода от социализма к коммуни­зму. Укрепление социалистического государства необходимо для осуще­ствления великой задачи — построения комму­нистического общества и его защиты от напа­дений извне.

Социалистическое государство необходимо до тех пор, пока не будет достиг­нута высшая фаза коммунизма и пока будет существовать капиталистическое окружение, яв­ляющееся источником постоянной угрозы для коммунистического общества на любой фазе его развития. До того всякая болтовня об отми­рании государства или даже об ослаблении социалистического государства является вред­ным и враждебным интересам борьбы за ком­мунизм делом, используемым врагами социа­лизма в своих реакционных целях.

Развивая учение об отмирании государства, Ленин всегда подчёркивал, что принципиаль­ное положение о неизбежном отмирании госу­дарства оставляет «совершенно открытым во­прос о сроках или о конкретных формах отмирания, ибо материалу для решения таких вопросов нет» (Ленин, Соч., том XXI, стр. 436).

Враги рабочего класса и пролетарского государства прилагают все усилия к тому, чтобы исказить и извратить учение об отми­рании государства в интересах своей предательской политики, чтобы «истолковать» его в смысле необходимости ослабления государ­ства. Так, ренегат и предатель Бухарин про­тивопоставлял ленинской формуле «отмира­ния» государства анархистскую формулу «взрыва» государства, проповедуя «принци­пиально враждебное отношение» ко всякому государству, в том числе и к государству диктатуры пролетариата. Бухарин считал, что «сперва отомрёт армия и флот…; потом система карательных и репрессивных орга­нов; далее — принудительный характер тру­да». Эта «теория» Бухарина была высмеяна и разоблачена Лениным в его историческом замечании: «не наоборот ли: сначала „далее», затем „потом» и наконец „сперва»?» (Ленин­ский сборник XI, 1929, стр. 400). Бухарин­ская «теория» вела к разоружению социалистического государства пе­ред лицом капиталистического окружения, подрыву государственной мощи диктатуры пролета­риата. Эту же цель преследовали бухарин­ские подголоски в области теории права и государства, проповедывавшие, что Советское государство начало отмирать с первых дней своего существования, вследствие чего тем самым снимался с порядка дня вопрос об укреплении государства, поскольку укрепле­ние государства, якобы, противоречило бы марксистскому прогнозу о конечном отмира­нии государства. «Теории» бухаринской школы были до конца разоблачены И. В. Сталиным в ряде работ и выступлений. В своей речи на Пленуме ЦК ВКП(б) в апреле 1929 о правом уклоне в ВКП(б) И. В. Сталин показал, что позиция Бухарина есть «пози­ция отрицания государства в период, пере­ходный от капитализма к социализму» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 249), что она представляет собой пропо­ведь принципиально-враждебного отношения к государству диктатуры пролетариата.

И. В. Сталин при этом подчеркнул, что ленинское учение о государство — это не тео­рия упразднения государства, а теория «создания нового государства после сверже­ния буржуазии, а именно — государства проле­тарской диктатуры» (Сталин, там же). И. В. Сталин доказал, что неизбежное в конечном итоге отмирание государства не только не исключает, но, наоборот, предпола­гает в качестве своего условия укрепление государства, ибо только укрепление социа­листического государства может обеспечить осуществление основной задачи — построения коммунизма, после чего — только — и к тому же, лишь после ликвидации капиталистического окружения, создадутся необходимые условия для начала процесса отмирания государства. «Мы за отмирание государства. И мы вместе с тем стоим за усиление диктатуры проле­тариата, представляющей самую мощную и самую могучую власть из всех существующих до сих пор государственных властей. Высшее развитие государственной власти в целях подготовки условий для отмирания госу­дарственной власти — вот марксистская фор­мула. Это „противоречиво?» Да, „противоре­чиво». Но противоречие это жизненное, и оно целиком отражает марксову диалектику» (Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 427). Отсюда вытекает, что «отмирание государства придёт не через ослабление го­сударственной власти, а через её максималь­ное усиление» (Сталин, Вопросы ленини­зма, 11 изд., стр. 394).

В своём докладе на XVIII Съезде ВКП(б) в марте 1939 г. И. В. Сталин, развивая дальше учение марксизма-ленинизма о государстве, показал, что положение Энгельса об отми­рании государства при коммунизме:

1) имеет в виду внутреннее развитие социалистического государства, рассматриваемого в целях удобства изучения изо­лированно от капиталистического окружения;

2) ис­ходит из предположения о более или менее одновременной победе социализма во всех или большинстве стран.

Однако последнее предположение уже не является применимым к эпохе империализма, когда господствует закон неравномерного политического и экономического развития, исключающий возможность одновременной победы социализма во всех или в большинстве стран. Исходя из этого открытого им закона, Ленин доказал воз­можность победы социализма в одной, от­дельно взятой стране, находящейся в капи­талистическом окружении. Развивая дальше учение Ленина, Сталин доказал теоретически и на практике победоносного строительства социализма и начавшегося постепенного пе­рехода к коммунизму возможность победы коммунизма в Союзе ССР в условиях ка­питалистического окружения, т. е. возможность построения коммунизма в одной стране. Это означает, что после победы коммунизма за­дача вооружённой защиты коммунистического об­щества от капиталистического окружения будет стоять до тех пор, пока будет существовать капиталистическое окружение. В условиях совре­менной военной техники, требующей сильной и технически оснащённой постоянной армии, способной дать должный отпор врагу в лю­бой момент и в любом месте, при наличии империалистических разведок, посылающих в СССР шпионов и диверсантов, — функция во­оружённой защиты и борьбы со шпионажем и диверсиями может быть осуществлена лишь с помощью мощной государственной органи­зации. Отсюда вытекает с железной логиче­ской последовательностью сталинский ответ на вопрос, сохранится ли государство при коммунизме:

«Да, сохранится, если не будет ликвидировано капиталистическое окружение, если не будет уничтожена опасность воен­ных нападений извне, причём понятно, что формы нашего государства вновь будут изменены, сообразно с изменением внутренней и внешней обстановки.

Нет, не сохранится и отомрёт, если капиталистическое окруже­ние будет ликвидировано, если оно будет заменено окружением социалистическим. Так обстоит дело с вопросом о социалистическом государстве» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 606).

И. Левин

БСЭ, 1 издание, т.52, к.262-277

Литература:

Ленин В. И., Соч., 3 над., т. XXI («Удержат ли большевики государственную власть?», «Государство и революция»), том XXIII («Проле­тарская революция и ренегат Каутский»), том XXIV («О государстве. Лекция в Свердловском университе­те»);

Сталин И.В., Вопросы ленинизма, 11 изд., [М.], 1946; Марксизм и национально-коло­ниальный вопрос. Сб. избранных статей и речей, [Л.], 1939; О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников. Доклад и заключит, слово на Пленуме ЦК ВКП(б) 3—5 марта 1937 г., [М.], 1937;

Молотов В. М., Об изменениях в Советской Конституции. Доклад на VII съезде Советов Союза ССР 6 февраля 1935 г., [М.], 1935; Конституция социализма, [М.], 1937; Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Доклад и заключит, слово на XVIII съезде ВКП(б), [М.], 1939;

Конституция Союза ССР и Конституции Советских Социалистических Республик, М., 1937;

История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс, под ред. Комис­сии ЦК ВКП(б), [М.], 1946;

Вышинский А. Я., Советское государство в Отечественной войне, [М.], 1944.

Социалистическое государство: 14 комментариев Вниз

  1. Когда появится политическая партия, чтобы создать такое государство? Есть ли прогнозы?

      1. Сейчас рабочему очень трудно объединяться, т.к. капиталисты ввели вахтовый метод работы с перемещением рабочих (работников) через полгода на другие территории РФ. Так, мне известно, например, что рабочих одного из предприятий Питера через полгода перемещают, если нет возражений с его стороны, в Крым, в противном случае увольняют. Увольняют работника и сразу же по первому подозрению в его политической ненадёжности, что в условиях безработицы вызывает страх потерять работу и не думать о политике. Как правило, на таких предприятиях могут работать люди с разных районов (городов) РФ

        1. Страх потерять работу был при капитализме всегда. Но его рабочие преодолевали и выигрывали. Вопрос в том, почему наши рабочие пока этого не могут?

          1. Мне думается, потому что пока не так сильны, грамотны, инициативны, решительны те люди, которые могут и должны донести до рабочего класса, в чем его сила, научить преодолевать страхи и показать, как выигрывать. Плюс положение рабочего класса в большинстве своем в крупных городах, где сосредоточены наиболее крупные и сильные предприятия нынешней государственно-монополистической капиталистической России, не так плачевно, позволяет пока более-менее сносно существовать и не так выражена необходимость начинать борьбу, а в тех городах и предприятиях, где обстановка хуже, рабочему классу не хватает вышеуказанных знающих и решительных людей, которые могут ему помочь, соориентировать, организовать начать борьбу. Плюс наш капиталист вовсю использует технологии запудривания мозгов ура патриотизмом и т.п. Но есть РП, который своей работой помогает осознать необходимость вести борьбу, постепенно втягивает разные слои людей, рабочих, студентов, пенсионеров и др. в работу, заинтересовывает и это обязательно даст результат и через таких людей рабочие смогут научиться преодолевать свои страхи и выигрывать. Плюс сам капитализм «помогает», все больше загнивает, обстановка в стране будет только ухудшаться. Так что не все так плохо. А статья очень хорошая, прочитал с большим интересом.

  2. Кстати, из Маркса следует объяснение того, что индивиды, принадлежащие к господствующему классу и есть гражданское общество. И сейчас власть капиталистов-предпринимателей, выступая за гражданское общество, просто укрепляет своё господствующее положение, не так ли?

  3. Мало того, что это отличная статья — это программная статья, выражающая цель Марксистско-ленинского движения: пролетарское государство. Это моё личное мнение. И совсем уже второе то, насколько сложен к этому путь. Главное не в трудностях пути, а в наличии такого пути. может, это перспектива на десятилетия и более.

    1. Верно, трудности преодолимы, если знаешь, что идешь верной дорогой.
      Самое главное, чтобы об этой дороге узнало как можно больше людей труда — весь наш рабочий класс, который, думаю, уже хлебнул достаточно горя с этим капитализмом и его фальшивой демократией.

  4. А как возможно, что государство будет при коммунизме?Ведь коммунизм — бесклассовое общество!К тому же, государство — аппарат насилия правящего класса, так что классы, а вернее класс в СССР будет, будет и классовое общество

Наверх

Добавить комментарий для Валерий Ларионов Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code