Потерянная родина
1.. Народы-смертники
Была когда-то такая огромная тюрьма, которая занимала площадь в миллионы квадратных километров. В тюремных камерах, называвшихся «губерниями» и «уездами», томились целые племена и народы. Тюремщиков было столько, что они составляли целую армию.
Над всеми входами и выходами тюрьмы красовался черный двуглавый орел и надпись: «Российская империя», но заключенные втихомолку называли ее «великой тюрьмой народов».
Среди заключенных в этой тюрьме были и смертники.
Сохранились приговоры, по которым на смерть осуждались не отдельные люди, а целые племена, города и области. Приговоры написаны почти одинаковым языком.
«Беспощадно истребить все попавшееся на пути» (секретный доклад полковника Гродекова о борьбе с туркменами, 1879 год).
«Действовать при подавлении мятежа самыми решительными мерами, применяя оружие без всякой пощады» (приказ министра Дурново виленскому генерал-губернатору, 1905 год).
Сохранились и донесения об исполнении приговора.
«Бунтующие села были разорены и сожжены, сады и виноградники вырублены до корня», — доносит покоритель Кавказа генерал Ермолов.
«Мы иногда мстили целым племенам за вину нескольких лиц», — говорит другой покоритель Кавказа, генерал Раевский.
В 1910 году недалеко от Самарканда в Ката-Кургане было жестоко подавлено восстание узбеков, или «сартов», как их тогда называли. В приказе об усмирении было сказано:
«Подошва русского солдата ценнее тысячи голов сартов».
Один заключенный народ расстреливали из пушек и винтовок, другой доводили до истощения и смерти голодом.
«Постоянный недостаток и страшная дороговизна всех предметов жизненной необходимости, жизнь впроголодь роковым образом сказываются на населении Камчатки. Инородческое население края уменьшается. Если это уменьшение будет продолжаться таким же образом, то через два века на Камчатке не останется ни одной инородческой души».
Это сказано в географическом сборнике «Азиатская Россия», который был напечатан в 1901 году.
Других заключенных просто травили, как крыс, ядом.
«За полторы бутылки разведенной водой водки, настоянной для крепости на махорке и на медном купоросе, купец берет у чукчи бобровую шкуру… Все население берегов Колымы — вековечные рабы купцов: обыватели и дикари в вечных долгах, которые, как мертвая петля, все более и более захватывают шею».
Полторы бутылки яду — купоросной настойки, — от такого угощения не поздоровится и самому крепкому человеку.
Удивительно ли, что «дикари» гибли?
Когда Камчатка была завоевана, ее древнейших обитателей — ительменов — было несколько десятков тысяч. Теперь их — всего 800 человек. Алеутов были тысячи, осталось триста человек — это один из самых маленьких народов на земном шаре.
Если бы не революция, которая выпустила ительменов и алеутов из их тюрьмы, на Камчатке уже не было бы этих народностей. Вымерли до единого человека омоки, котты, хайданы, анюиты, воаны, аринцы.
Но убить народ не так легко, как убить человека. Даже если истреблены или рассеяны люди, остается язык народа, остается память о народе в названиях его родных рек, родных гор.
В истории человечества не раз бывало, что прекращали свое отдельное существование целые народы, сливаясь с завоевателями. Но конец народа не всегда был концом языка. Язык умирал, но оставался существовать, как «мертвый язык», на страницах книг, на камнях памятников.
Не так было с теми народами, которые погибали в великой российской тюрьме народов. У многих из них не было своих письмен, не было книг. И эти немые народы исчезали, не оставив даже памяти о своем языке, о своей жизни. В 1909 году академик Комаров писал:
«Камчадальский язык уцелел лишь в нескольких деревнях Тигильского района. Во всей долине Камчатки только один 80-летний Феоктистыч в Машуре еще помнит по-камчадальски. Но он уже сильно болеет, и не сегодня-завтра наречие восточных камчадалов исчезнет навсегда. Забываются совершенно даже названия рек и гор, заменяясь постоянным повторением одних и тех же Быстрых, Мутных, Ольховых, Тополевых».
Такая участь грозила всем языкам, которым еще не удалось закрепиться в книгах. Но и те, которые пустили прочные корни, которые зацепились всеми крючками и веточками своих письмен за бумагу, за пергамент, за камень, и эти языки истреблялись, вырывались с корнем. Детям не давали учиться родному языку в школе.
На Украине запрещали даже молитвенники издавать на украинском языке.
Но если людям не разрешалось говорить на родном языке, им оставалось только молчать.
Украинский писатель Шевченко писал:
От молдаванина до финна
На всех наречьях все молчат.
До присоединения Украины там было гораздо больше грамотных, чем в Великороссии. Через каких-нибудь два века украинцы стали одним из самых неграмотных народов в империи: на своем языке учиться им не давали, а учиться грамоте на чужом языке было нелегко.
Грамотных сделали неграмотными.
Само имя народа — и то вычеркивалось из списков заключенных, как имя умершего.
«Государь император зачеркнул название «белорусских» и соизволил приказать переписать указ с поименованием губерний каждой отдельно: Витебской, Могилевской, Виленской и Гродненской, причем последовало собственноручное высочайшее повеление: правила сего держаться и впредь» (из переписки комитета министров с комитетом по западным губерниям, 1840 год).
Так вычеркивались народы из списков живых. Казахов именовали киргизами, ненцев — самоедами, пуораведлан — чукчами, украинцев — малороссами или хохлами, а всех вместе — инородцами, как будто они не были коренными жителями у себя на родине, а явились откуда-то из иных мест, из иных стран.
Кого же считали в стране не инородцами, а коренными жителями?
Только русских.
Царь Николай II называл себя «истинно-русским» человеком.
Газета «Новое Время» писала:
«Мы, божией милостью народ русский, обладатель великой и малой и белой России, принимаем это обладание, как исключительную милость божию, которою обязаны дорожить и которую призваны сохранять всемерно. Нам, русским, недаром далось это господство».
Но когда русский народ подымал голос, когда русские рабочие, выходили на улицы и площади, требуя свободы и хлеба, их так же расстреливали, как узбеков или туркмен.
В 1905 году петербургский генерал-губернатор Трепов издал приказ:
«Патронов не жалеть».
Это значило «людей не жалеть». Это значило: не жалеть стариков, не жалеть детей, не жалеть никого, будь он русский или нерусский.
В списках рабочих и крестьян, убитых 9 января 1905 года, почти сплошь русские имена: Ермолаев, Иванов, Логунова, Медников, Егоров, Матвеев…
А в 1917 году, когда опять началась революция, один из «истинно-русских» людей, основатель «Русского Национального Союза», Шульгин писал:
«Пулеметов — вот чего мне хотелось, ибо я чувствовал, что только язык пулеметов доступен уличной толпе и что только он, свинец, может загнать обратно в его берлогу вырвавшегося на свободу страшного зверя. Увы, этот зверь был… его величество русский народ».
Почему же так «хотелось» русскому Шульгину расстреливать своих же русских — Ермолаевых, Ивановых, Медниковых?
Потому что Шульгин был крупный помещик, а Ермолаевы, Ивановы и Медниковы были крестьяне и рабочие, восставшие против власти помещиков и капиталистов.
В великой тюрьме народов такие люди, как Шульгин, были среди тюремщиков, среди тех, кому выгодно было держать в неволе и русский народ, и народ туркменский, и народ узбекский, и народ украинский.
2. Нисхождение в ад
Спустимся в прошлое, как в сказках спускаются в подземный мир.
Слыхали ли вы о книге, которая была написала больше шести веков тому назад итальянским поэтом Данте Алигиери и которая называется «Инферно»? Инферно — по-итальянски значит ад. В этой книге, написанной звучными и торжественными стихами, Данте рассказывает о том, как он и его спутник Виргилий спустились под землю в ад, как они обошли его круг за кругом и что они там увидели.
В одном из кругов ада Данте и Виргилий увидели обжор, которые в наказание за свое обжорство копошились в грязи, как черви. В другом — они увидели скупых, которые были осуждены бесцельно катать взад и вперед тяжелые камни. В третьем — они увидели ростовщиков с мешками золота на шее. Ростовщики горели в огне и не сгорали. Чем дальше, тем страшнее и страшнее были пытки.
Я знаю, что вы, мои читатели, не верите в ад. Но я верю и заставлю вас верить.
Я покажу вам людей, которых на самом деле, а не в воображении поэта, жгли на огне, терзали, уродовали, пытали.
Свою «экскурсию в ад» мы совершим не с одним, а с четырьмя Виргилиями: с четырьмя преподавателями географии, которые в 1901 году составили общими усилиями книгу «Европейская Россия». Книга их, как и моя, написана была для молодежи — о родине. Все, что в дальнейшем я заключаю в кавычки, взято мною из книги преподавателей географии — Крубера, Григорьева, Чефранова и Баркова…
Первый круг ада. Горящие в огне
«Мы подошли к громадной печи, из которой вырывалось пламя. Рабочий, скелет, обтянутый кожей, сыплет в печь для прокаливания еще не раздробленную руду.
— Тут у нас самые трудные работы,— шепчет мне управляющий.
На рабочих рубахи — кто не снял их — мокры от пота. Случается, что в жаре на этих рубашках кристаллизуется соль, выступающая вместе с потом из пор. Вот несколько рабочих сели в угол, отдыхают. Ни слова между ними, точно замерли.
— Они на огне горели, а теперь из них пот бежит, ослабляет их страшно.
— Эй, ребята, пора! После насидитесь.
Мы подошли к другой печи, в которой клокотала руда.
— Жарко, — оборачивается один из рабочих, которого совсем поджарило пламя, вырывающееся вверх из домны.
Бросился к воде, жадно припал к ней и пьет…
— Сторонись, сторонись!.. И меня толкнули в сторону. Полунагие рабочие подхватили два короба с рудой и углем и стали опоражнивать их в дышащую огнем и зноем пасть домны.
— Куда ты? — закричал надсмотрщик на рабочего, который кинулся прочь от печи.
Там, где стоял он, всего сильнее подымалось пламя.
— Невозможно.
— Что невозможно?
— Стоять. Так палит… Дышать нельзя.
— Ну пошел, пошел. Надо, чтобы руда ложилась по всей домне ровно, а не то, что в один край много, а в другой ничего. Этак, чего доброго, и домну испортишь. Пошел, пошел!»
Круг второй. Отравленные
«Мы понеслись куда-то вниз, среди полного мрака. Не успели мы опомниться, как уже стояли на дне галереи, по которой там и сям мелькали огоньки… Где-то раздавались удары, в воздухе было сыро и смрадно. Всюду кипела работа: в одном месте рабочие тяжелыми кирками долбили стены, в другом сверлили отверстия, куда вкладывается динамит.
По дороге доктор, один из наших спутников несколько раз останавливался перед тем или другим рабочим, бесцеремонно и молча раскрывал пальцами ему рот и, пощупав десны и зубы его, шел дальше. Я и раньше знал о ртутном отравлении, но не представлял себе ясно размеров его…
Через минуту мы снова были наверху.
Вокруг беспрерывно раздавались грохот, лязганье, хрустенье… В раскаленном воздухе, носились пары ртути, мышьяка, сурьмы и серы. Доктор снова, начал раскрывать рты, щупал десны, шатал зубы и приказывал горизонтально вытягивать руки… Насыщенная ядом атмосфера быстро производит действие: появляется красная полоса на деснах, зубы шатаются и выпадают, челюсть отвисает, руки и ноги начинают дрожать».
Круг третий. Искалеченные
«Мы вошли в избу кустаря. У верстака протирает замок старик без рубашки. Его грудь выпячена искошена к одному боку. Сутуловатость перешла уже в горб. Это результат работы, при которой тяжесть всего тела опирается на левую ногу. Лопатки выдвинулись, еле покрытые кожей, руки как плети. Волосы смочены потом. Дышит он с явственным усилием.
За тем же верстаком ближе к углу работает старшая дочь, девушка лет семнадцати… Несколько тысяч раз в день поднимет и опустит она голову и наляжет руками на кусок железа…
Направо от входной двери работает другая дочь, девочка лет двенадцати. Ее работа пока еще детская: она складывает вдвое и втрое полоски железа и прибивает их молоточком. Все это она делает безостановочно. За верстаком она простоит добрых тринадцать, четырнадцать часов в день, и то только во внимание к ее молодому возрасту. Вообще же у кустарей, работающих у себя дома, рабочий день всегда не менее 17 часов, а иногда доходит до 18 и даже 19 часов в сутки».
Круг четвертый. Копошащиеся в грязи
«Окраина города. Дома без крыш, с развалившимися пристройками, с треснувшими стенами, с выступившими на них пятнами, с обвалившейся штукатуркой.
Вместо дворов и садов — грязные лужи и кучи мусора. Кое-где на стенах развешано невообразимое тряпье, не имеющее названия на языке человеческом, но исполняющее должность одежды…
Жилище. Грязные, невыбеленные стены, корявый пол с расшатанными половицами, пустота. Стены голые. Не видно ни книг, ни утвари. Вместо мебели — жалкие скамьи и стол. Нет кровати, на полу какое-то тряпье. На всем печать подавленности и безнадежности. Среди этой грязи и куч тряпья, под еле живыми потолками, копошится жизнь: ребятишки шныряют под ногами».
Круг пятый. Изъеденные солью
«Соленое озеро в степи. По пояс в воде стоят люди. Это калмыки. Они разбивают соляные пласты, промывают их в реке и сгребают соль в кучи. Соль разъедает тело, появляются трещины и ссадины. В раны вновь набивается соль и разъедает их еще больше».
Но довольно… Скорее на белый свет из этого ада, скорее назад — или, вернее, вперед — в Советскую страну!
Книгу, из которой я взял все это, составили по произведениям многих писателей не какие-нибудь революционеры и агитаторы, а скромные преподаватели географии.
Они написали книгу о родине для молодежи. Какой страшной должна была казаться родина их читателям.
3. Искусство грабить бедных
В том аду, о котором рассказывает Данте, людей терзали за их грехи и пороки.
Одних — за обжорство, других — за ростовщичество, третьих — за скупость, за слишком большую любовь к золоту.
А за что терзали людей в аду, который помещался на земле? За то, что они были бедными.
Бедность, говорят, не порок, и все-таки за бедность людей карали так, как будто она была величайшим пороком.
Страдающих этим «пороком» было много в нашей стране.
Недаром так часто русские поэты говорили о «нищих деревнях», об «убогой и нищей России». Иной раз стихи поэта могут быть тоже свидетельскими показаниями, и притом самыми достоверными.
Я беру с полки томик стихов Блока:
«И низких, нищих деревень
Не счесть, не смерить оком…»
Я раскрываю другую книгу — стихи Белого:
«Там — убогие стаи избенок,
Там — убогие стаи людей.»
Стихи Тютчева:
«Эти бедные селения,
Эта скудная природа…»
И, наконец, не смиренные и не тоскливые, а гневные стихи Веневитинова:
«Грязь, мерзость, вонь и тараканы
И надо всем хозяйский кнут —
И вот что многие болваны
«Священной родиной» зовут.»
Веневитинов и Блок стоят у меня на одной полке. Но в истории между ними почти целое столетие. За это столетие грязная и нищая Россия не выбралась ни на вершок из своей грязи и нищеты.
Везде была нищета — и в холодных и дымных русских избах, и под гниющей соломой украинских хат, и в землянках донецких шахтеров, и в глиняных саклях горцев, и в рваных юртах казахов.
Правда, в этом океане нужды и нищеты были островки довольства и даже богатства. Но это-то, пожалуй, самое страшное и самое удивительное.
Бывало, после целых дней пути по грязным дорогам — от одной нищей деревни до другой — путешественник вдруг попадал на улицы города. Помню, как мне самому, когда я еще был ребенком, казалось непонятным, откуда среди всей этой нищеты могли взяться подъезды с швейцарами в галунах, шипящие газовые фонари над входом в рестораны, бесконечные ряды лавок в Гостином дворе, где ловкие приказчики, как фокусники, жонглировали тяжелыми свертками шелков и сукон.
Работают ли здесь люди? — думал я. Или только все едят в ресторанах, торгуются в магазинах, раскатывают взад и вперед в парных экипажах?
Я был мал тогда и не знал еще, что есть особое искусство — самое выгодное и прибыльное — искусство грабить тех, у кого ничего нет.
У полуголодных рабочих, у нищих крестьян зачастую не было и гроша в кармане, а какие-то люди ухитрялись среди бела дня, совершенно безнаказанно, похищать у них целые пачки хрустящих сторублевых бумажек.
И разница между таким ловким дельцом и грабителем была только та, что грабитель грабил богатого, а делец — бедного.
Если эти строки прочтут за границей, кое-кто из читателей скажет:
— Ну, пошла коммунистическая агитация!
Но это сравнение — дельца с грабителем — совсем не мое. Это старое сравнение. Даже американский президент Теодор Рузвельт в одном из своих посланий конгрессу называл крупнейших дельцов своей страны «разбойниками с большой дороги». А, как известно, Рузвельт не был коммунистом.
Но мне скажут: как же можно ограбить того, у кого ничего нет? Что с него возьмешь?
С него можно взять много.
У него есть руки, которые могут работать.
Он не богат, но своими руками он может создать богатства. Все богатства, которые есть на земле, созданы им. Он воздвигал дворцы, он строил заводы, он насаждал сады, он добывал руды. Но все эти богатства доставались не ему.
Искусство грабить тех, у кого ничего нет!
Этим искусством хорошо владели хозяева земли, заводов, шахт, хозяева банков, лабазов, лавок. Способы грабежа были различны: одни в Москве, другие в Бухаре, третьи в Юзовке, но суть оставалась одна и та же.
Вот несколько примеров.
Таджикский писатель Садреддин Айни пишет:
«Эмир и его чиновники заставляли народ платить “харач” — налог на землю. По этому налогу с дехканина взимали денег больше, чем стоила самая земля, труд и урожай. “Закот” — денежный налог со скота. Именем “закота” облагали любое действие человека, закон не устанавливал предела: судьбу человека решал чиновник. Платили еще “дасторхан нули хаким”, расход на стол хакима — наместника эмира, на стол чиновников хакима.
Если не было денег, брали натурой — маслом, молоком, шерстью, кожей, бараном, мануфактурой, гончарными, медными изделиями. Брали налог “уляу-аули” (расход на переезды хакима из города в город, из кишлака в кишлак). Платили за передвижение овец. Денег не хватало. Откуда они могли взяться, если дехканин жил для того, чтобы все время платить?
Чтобы погасить долг, продавали сыновей и дочерей. Помню каждое возвращение хакима и его чиновников из объездов восточной Бухары — части нынешней территории Таджикистана. Они привозили с собой двадцать, тридцать, а то и больше “духтур-хана” — девушек и мальчиков.
Еще более страшной была власть духовенства. Именем Корана могли очернить, оклеветать, сослать, лишить зрения, лишить жизни. Каждый, даже самый ничтожный мулла получал надел в 50 и больше таналов земли, духовник имел право заставлять работать на этой земле для себя все население своего кишлака».
Это Бухара.
А вот Юзовка — в Донецком бассейне. За тысячи километров от Бухары. Да, пожалуй, между Бухарой и Юзовкой лежали не только тысячи километров пути, но и сотни лет истории. В Бухаре были еще средние века, в Юзовке — девятнадцатый век, с доменными печами, с мартенами, с лязгом железа и свистом пара.
Но вот что говорит о Юзовке книга четырех преподавателей географии:
«Земля, на которой стоит Юзовское поселение, принадлежит заводу, и он неукоснительно собирает с обывателей очень высокую плату за каждую пядь земли. Здесь все обложено: каждый вершок земли, каждое яйцо, проданное торговкой, каждая картофелина, привезенная мужиками, и эти деньги идут в карман заводчиков».
Не правда, ли, какое неожиданное сходство между мистером Юзом, джентльменом, англичанином, одним из владельцев Юзовских заводов, и «недостойным рабом божиим» бухарским эмиром Сеид-Мир-Алимом?
Юзовские рабочие были обложены податью на содержание «стола» и прочие надобности Юза и его компаньонов так же, как и бухарские дехкане, которые должны были платить на содержание стола эмира и его хакима.
Люди, которым самим нечего было есть, должны были оплачивать званые обеды господ акционеров Юзовских заводов. Рабочие своим трудом у домен и мартенов и платой за каждую пядь земли, за каждую картофелину, за каждое яйцо создавали богатства своих хозяев.
Заводчики ухитрялись наживать деньги не только на труде рабочих, но и на труде крестьян, которые, казалось бы, от них не зависели. Сговорившись между собой, крупнейшие заводчики подняли цену на железо. Земледельца, заставляли платить вдвое за косу или серп.
Удивительно ли, что Юзовские заводы давали до ста процентов барыша и что 30–40 процентов — это была обычная прибыль на заводах и шахтах южной России. Недаром за границей акции брали нарасхват, стоило только прибавить к названию акционерного общества название «Донецкое» или «Днепровское».
Рабочий недополучал, крестьянин переплачивал. Но бывало и обратное.
Когда помещики нанимали крестьян-батраков для уборки хлеба или вспашки земли, тогда крестьянин недополучал. Когда помещики подымали цены на хлеб, тогда рабочий переплачивал.
Это тонкое искусство — искусство грабить тех, у кого ничего нет.
Теперь понятно, за какие грехи людей жарили в огне домен и травили ртутью в рудниках.
Зачем было тратить деньги на всякие вентиляторы, водяные ширмы для защиты от огня, на механические приспособления для загрузки и выгрузки? Эти приспособления могли бы сберечь, удлинить жизнь людям. По жизнь человеческая в прежней России была так дешева!
4. Человек-вещь
Можно совершенно точно сказать, сколько рублей и копеек стоил человек в Петербурге в начале этого века.
Все знают, что было когда-то такое страшное время, когда людей покупали и продавали, как лошадей или коров. Вот, например, какие объявления печатались в газете «С.-Петербургские Ведомости» за 1800 год.
«На Васильевском Острову, по Большому проспекту, в доме под № 76 продаются: мужской портной, зеленой забавной попугай и пара пистолетов».
«Московской части, в улице Больших Пеньков в доме №174 продаются муж с женой от сорока до сорока пяти лет доброго поведения и молодая бурая лошадь».
«Продается человек 25 лет, большого росту, умеющий писать и играть на скрипице и годный в лакейскую должность. Видеть его и о цене узнать на Галерном дворе, в Английском трактире, у г. Фавля».
Это было в 1800 году, когда еще существовало крепостное право. Но я говорю сейчас не о тех далеких временах, а о временах гораздо более близких, когда в городах уже были большие фабрики и на этих фабриках работали тысячи не крепостных, а свободных, «вольнонаемных» рабочих.
Лет сорок тому назад на Обуховском заводе была вывешена таблица — нечто вроде прейскуранта, в котором человек был расценен и целиком и по частям, и оптом и в розницу. Было точно определено, сколько стоит человеческая голова, человеческий мозг, глаз, ухо, язык, шея. По этой таблице голова, например, стоила дороже, чем глаз; глаз дороже, чем ухо; ухо дороже, чем язык. За два глаза платили втрое больше, чем за один, за ухо втрое больше, чем за гортань. А внизу под таблицей стояла подпись директора, чтобы все знали: это не в шутку, а всерьез.
Вот эта таблица.
«Голова.
- Повреждения черепа, вызывающие душевные расстройства, параличи и т.д., оплачиваются в размере — 100 руб.
- Сотрясение мозга (в зависимости от последствий) — 85–60 р.
- Более легкие повреждения головы — 30 р.
Глаза.
- Потеря зрения на оба глаза — 100 р.
- Потеря зрения на один глаз — 35 р.
Уши.
- Полная глухота — 50 р.
- Глухота на одно ухо — 10 р.
Шея.
- От повреждения гортани до потери речи — 10-15 р.
Лицо.
1. Повреждения лица (при вывороте щек, сужении рта и т. д.) — 35 р…
Было еще много других пунктов, а в самом конце был подведен итог: стоимость всего человека целиком, от головы до пят. Для подведения итога составители таблицы не стали утруждать себя и прикидывать на счетах: голова — столько-то да еще шея столько-то, да еще пара рук столько-то… Они поступили проще. В конце таблицы сказано, что при нескольких повреждениях общая сумма, выплачиваемая рабочему, не должна превышать ста рублей.
Стоимость человека равна ста рублям.
Много ли это — сто рублей?
В те времена рабочий в среднем получал рубль в день. Значит, за целую человеческую жизнь платили столько же, сколько за сто дней работы.
Если вчитаться в таблицу, не так трудно понять, из какого расчета она составлена.
Составители таблицы рассуждали так.
Рабочий человек — это одна из заводских машин. В машине есть части, детали более важные и менее важные. Повреждение глаз выводит из строя всю машину: рабочий без глаз уже не рабочий. Поэтому стоимость глаз = стоимости человека = 100 рублям.
Уши — деталь менее важная. Без слуха живая машина работать может, но управлять ею труднее. Значит, глухой человек это уже не полный человек, а, скажем, полчеловека. Лишение слуха =50 рублям.
Гортань — деталь еще менее важная. Рабочий должен уметь слушать, а рассуждать ему незачем. Достаточно кивка головы: «Слушаю-с, приказание будет исполнено». А потому за полную потерю речи можно дать какой-нибудь пустяк, ну, допустим, 15 рублей.
Потеря речи = 15 рублям.
Так по одной таблице, по нескольким цифрам можно с точностью определить, как расценивали трудящегося человека в прежней России, как относились к нему те люди, которые были его хозяевами.
А ведь трудящиеся люди — рабочие и крестьяне — составляли девять десятых всего народа.
Трудящиеся руки, которые стоили так дешево, воздвигали дворцы, создавали памятники искусства, которыми мы гордимся.
Эти головы — по сто рублей штука или еще дешевле — рассуждали и мыслили.
Даже шеф жандармов Беккендорф и тот когда-то говорил о крестьянах:
«Среди этого класса встречается гораздо больше рассуждающих голов, чем можно было бы подумать с первого взгляда».
«Люди-вещи» создали тот язык, на котором мы говорим. Величайший из наших писателей — Пушкин — учился русскому языку не у гувернеров, а у крестьянки.
«Люди-вещи» сотворили целый чудесный мир сказок, песен, былин.
Вещь не знает, что она вещь, а «люди-вещи» знали, что они люди. Даже в те страшные времена, когда карету продавали с человеком в придачу, крепостной поэт Иван Сибиряков писал:
Увы, и я, и я рожден
В последней смертной доле.
Природой чувством наделен,
Столь гибельным в неволе.
Сибиряков жаловался на свою «долю». Но были и такие, которые не жаловались, а негодовали и боролись. Среди покорных рабов то и дело появлялись смелые и сильные люди, не рабы, а борцы. Когда в 1877 году ткача Алексеева судили за революционную работу, он произнес речь, полную возмущения против того строя, который рабочего на фабрике делает рабом.
«Если мы бываем вынуждены, — говорил Алексеев, — просить о повышении заработной платы, а нас за это ссылают в Сибирь, — значит, мы крепостные. Если мы хотим оставить фабрику и требуем расчета, а нас прикладом солдатского ружья приневоливают продолжать работу, — значит, мы крепостные. Если за подачу жалобы на капиталиста квартальный бьет нас в зубы кулаком и пинками гонит вон, — значит, мы крепостные».
Разве могла бы «живая машина» произнести такую речь?
«Живые машины» не устраивали бы стачек. «Живые машины» не услышали бы голоса тех, кто звал их на борьбу. «Живые машины» не подняли бы восстания против того строя, который сделал их машинами.
Нет, это были не машины, а люди, и какие еще могучие люди!
Когда вспоминаешь историю народов нашей страны, поражаешься их мощи. Века рабства не сломили народной гордости. Тупой и тяжелый труд с рассвета до ночи, с детских лет до самой смерти, не убил разума, не убил любви к жизни.
И этаких-то людей расценивали на рубли и копейки!
5. Человек-цифра
Я оказал, что рабочего человека считали машиной. А у машины имени нет. В паспорте у нее указаны только инвентарный номер, ее мощность и производительность.
У рабочего человека тоже был свой инвентарный номер. Для заводчиков каждый рабочий был просто рядом цифр.
Вот передо мной расчетная книжка рабочего Путиловского завода. На ней нет фамилии, а есть только номер.
Наверху — надпись: мартеновская мастерская. Дальше — черный двуглавый орел, а под ним № 759.
Фамилия нигде не указана. Если № 759 заболеет, умрет, попадет под колеса паровоза на заводском дворе, разлетится на куски при взрыве парового котла, ничто не изменится: расчетная книжка за № 759 будет выдана другому рабочему.
И на следующее же утро, когда № 759 будет еще лежать в мертвецкой при заводской больнице, № 759 приступит к работе в той же мастерской и на том же месте. Ведь у ворот завода толпятся безработные: стоит только поманить, на место одного убитого найдутся десятки живых.
Имени и фамилии у рабочего на заводе не было. Был номер. Даже прошения сами же рабочие подписывали не фамилией, а номером. Вот одно такое прошение, сохранившееся в бумагах окружного инженера Северного Горного Округа. Начинается оно так:
«Ваше высокоблагородие, Александр Иванович, просим, обратите внимание на наш низкий класс, как обижают до невозможности в ІІутиловском заводе в меднолитейной мастерской».
А подписано прошение:
«№№ 353, 348, 314, 342, 343, 340 и еще много народу».
Для заводчиков или директоров завода людей на заводе не было, были цифры: рабочий — это № расчетной книжки, номерок на доске в проходной конторе, цифра заработков, штрафов, удержаний в платежной ведомости, цифра производительности труда в докладе акционерам, цифра несчастных случаев в актах фабричной инспекции.
Когда-то в крепостные времена помещик, запоровший до смерти крестьянина, приказывал поставить в церкви у образа Николая-угодника трехпудовую свечу, каялся и молился: ведь чего доброго покойник станет являться по ночам и терзать своим страшным видом, своими кровавыми рубцами нечистую совесть.
Это было в те времена, когда человек был еще крепостным рабом, вещью другого человека. Когда же отменили крепостное право, человек — на словах, по закону — стал «свободным», вещь стала человеком. Но на деле «освобожденный» человек попал в новое рабство, в рабство «по взаимному соглашению» «за наличные денежки», в такое рабство, которое превращало человека даже не в вещь, а в вереницу цифр.
По статистике на Путиловском заводе происходило в год до 1500 несчастных случаев с рабочими (125 на тысячу). Какой-нибудь акционер — один из владельцев завода, — просматривая сведения о несчастных случаях, видел только цифры, а не людей. «Пострадавших от ушибов — 693 человека, от переломов — 57, от вывихов — 148». Он не видел, кто же тут именно обожжен, искалечен, изранен. По ночам он мог спать спокойно.
У цифры нет лица и голоса, она не встанет ночью у изголовья страшным призраком, цифра не может пригрозить поджогом или убийством, цифра не может стонать, роптать и жаловаться.
А если и вспоминались эти досадные цифры, господин акционер, должно быть, отгонял их без труда такими рассуждениями: несчастные случаи бывают везде. Вот в Германии, например, в 1910 году на 24 миллиона рабочих и служащих было семьсот тысяч несчастных случаев. В Англии в том же году на 7 миллионов рабочих было несчастных случаев четыреста тысяч. А чем Германия и Англия не просвещенные страны? Убаюканный мельканием семизначных и шестизначных чисел, господин акционер засыпал сном праведника, сном невинного младенца.
Впрочем, были и другие цифры, которые еще быстрее производили убаюкивающее и успокаивающее действие: цифры прибылей и дивидендов; по докладу Общества Путиловских заводов
«за 1912 год получено прибыли 2 340 720 рублей, в сравнении с предыдущим годом более на 311 422 рубля».
Под натиском этих миллионов и тысяч в один миг обращались в бегство и исчезали из памяти другие миллионы и тысячи — досадные цифры искалеченных, израненных, изувеченных.
Цифра не может говорить, не может кричать. Но если бы цифры заговорили, каждая единица рассказала бы о мучениях на операционном столе, о томительных ночах в больничной палате, о трупах под окровавленными простынями, об искалеченных человеческих телах и об изуродованных человеческих жизнях.
Возьмем только несколько единиц из всех этих многозначных чисел, которые длинными столбцами заполняют «Сведения о несчастных случаях с рабочими заводов г. Санкт-Петербурга».
Май 1909 года. Завод Семянникова, котельная мастерская. Старый рабочий Ефим Лахнов клепал судовой котел. Котел висел на цепи подъемного крана над колодцем, специально устроенным для таких работ. Лахнов работал, стоя на досках, перекинутых через колодец. Когда он подводил пятисотпудовый котел к клепальной машине, он заметил, что цепь сдает. Цепь была рассчитана на меньшую нагрузку.
Лахнов бросил работу и пошел к начальнику мастерской Галкину, чтобы предупредить об угрожающей опасности.
Но Галкин оборвал его:
— Надо сначала посмотреть, почему цепь сдает, а потом уже заявлять.
Лахнов вернулся на место. А через какой-нибудь час в мастерской услышали грохот. Когда со всех сторон сбежались рабочие, они увидели торчащий над колодцем обрушившийся котел, а под ним Лахнова, который, обливаясь кровью, висел на обнаженных сухожилиях оторванной и придавленной руки. Он был мертв.
Толпа все прибывала. Рабочие, подходя, снимали шапки. Вдруг они расступились, чтобы пропустить кого-то маленького, кого сразу даже нельзя было разглядеть. Это приполз безногий калека — брат погибшего. Всего несколько месяцев тому назад он работал здесь же, в этой же мастерской, на том же месте. Однажды, когда он осторожно поворачивал котел, висящий на цепи, этот гигантский маятник толкнул его и он упал вниз в двухсаженный колодец. И вот теперь, изувеченный, он приполз, чтобы посмотреть на убитого брата.
Начальник мастерской, покуривая, заметил соседу-инженеру:
— А жаль, котел-то погнулся.
В толпе зашумели. Кто-то сшиб с головы инженера фуражку со значком и кокардой. Кто-то крикнул: «бей». Но инженеров уже не было в толпе. Им каким-то способом удалось в один миг скрыться.
Об этом случае рассказывается в «Истории завода имени Ленина» (так называется теперь Семянниковский завод). А написана эта история рабочим завода Паялиным.
Паялин рассказывает еще о многих других несчастных случаях на Семянниковском заводе: вот в той же котельной с ржавой цепи сорвалось котельное днище и раздробило ногу рабочему, вот в паровозной мастерской опять-таки с цепи сорвалась паровозная рама и раздавила рабочего, вот в пароходной мастерской из-за изношенности кожаного ремня разорвалось шлифовальное колесо, и осколок убил рабочего.
Можно было бы привести еще тысячи таких примеров. Людей отдавали на растерзание вещам, сорвавшимся с цепи. А между тем, разве трудно было рассчитать цепь или заменить ржавую цепь не ржавой? Разве нельзя было поставить ограждение у станка или закрыть решеткой зияющий под ногами колодец? Делается же это в обязательном порядке сейчас на всех советских заводах.
Но капиталисты-заводчики мало беспокоились о безопасности людей. Ведь жизнь человеческая была так дешева. Человек стоил дешевле, чем ограждение вокруг опасной машины. Да и к тому же плата за увечие выдавалась рабочему далеко не всегда. Чтобы добиться выдачи денег, изувеченному приходилось ходить по судам и по адвокатам и доказывать свою невиновность в собственном несчастье. Обычно заводчики утверждали, что рабочий сам себя изувечил по «неосторожности», чуть ли не по «собственному желанию».
Как будто это было такое выгодное предприятие для рабочего — продавать свои глаза или руки по 35 рублей за штуку!
Впрочем, бывали такие случаи, когда рабочий, действительно, попадал на кладбище или в больницу по «собственной неосторожности». Но что такое «неосторожность»? У неосторожности тоже есть свои причины.
Установлено, например, что на тех фабриках, где не было вентиляции, где температура превышала 24 градуса, число несчастных случаев оказывалось на одну четверть больше, чем там, где температура была нормальная.
В сильной жаре рабочий быстрее утомлялся, а когда человек утомлён, ему труднее быть внимательным, труднее управлять своими движениями. Вокруг — опасные звери-машины, да еще не на цепи и не в клетке. Зазеваешься, машина отгрызет тебе руку или откусит ногу.
Так же, как жара, действуют пыль и удушливые газы. Они быстро доводят человека до такого состояния, когда он уже не может больше оберегать свою жизнь.
Рабочий погибал, а потом в протоколе писали: «погиб по собственной неосторожности», и к числу несчастных случаев за год прибавлялась новая единица.
Такое истребление людей шло не только в отсталой Российской империи. В тех странах, которые гордятся своей культурой, тысячами гибли и сейчас гибнут рабочие, от того что хозяева не заботятся об их безопасности.
Вот, например, сведения о несчастных случаях в Германии за 1929 год. Цифры показывают, сколько рабочих-строителей было ранено и убито в Германии из каждых десяти тысяч.
Когда просматриваешь эти статистические таблицы, кажется, как будто читаешь сводки с фронта: убито столько-то, ранено столько-то.
Ранено Убито
Гамбурский профсоюз 1180 6
Северо-восточный 1360 7
Магдебурский 1060 7
Саксонский 1200 6
Рейн-Вествальский 1400 8
Я не буду продолжать. Довольно и этого. Вывод очень простой и очень страшный. Каждый раз, когда германский рабочий-строитель поступает на работу, он должен знать: рабочий номерок — это лотерейный билет. Лотерея не беспроигрышная, а безвыигрышная. Главный проигрыш — жизнь, проигрыши поменьше — рука, нога, глаз.
Из десяти тысяч билетов проигрывает ежегодно примерно тысяча, значит, за десять лет могут проиграть все десять тысяч билетов.
Обыкновенно билеты в лотереях в конце концов, выходят в тираж. Тут, в этой чудовищной лотерее, выходят в тираж люди. Из всех строителей быстрее всего в Германии «выходят в тираж» строители мостов, подземных и подводных сооружений. В 1929 году была ранена на такой работе четвертая часть всех рабочих. Значит, тут каждый билет проигрывает раз в четыре года.
Игра идет по точным правилам, по точным законам,
А после этого говорят о несчастных «случаях». Нет, эти случаи не случайны.
Все случайности в мире подчинены законам, которые мы не всегда знаем, но которые всегда существуют. Один и тот же закон правит на заводах и стройках в «культурной» Германии, и правил когда-то на заводах отсталой Российской империи.
Это — закон наживы, закон частной собственности, тот закон, который человека превращает в цифру, который каждый фунт человеческого мяса оценивает в рублях и копейках.
6. Клетка с кобрами
Слышали ли вы когда-нибудь, чтобы люда поздравляли друг друга с наводнением или с пожаром?
— Сударыня, примите мои поздравления по случаю вчерашнего наводнения.
— Милостивый государь, разрешите поздравить вас с ураганом.
На нашей советской родине этого не бывает. А вот на той части земного шара, которая называется «капиталистическим миром», это бывает, и не так уж редко.
Американский писатель Стюарт Чейз говорит:
«Наводнения, которые произошли весной 1936 года, были поводом для поздравлений в тех кругах, которые имеют дело с постройкой мостов, со снабжением госпиталей, с производством стали, цемента, строительного леса и лодок. Это, может быть, хорошо для чьих-нибудь дел, но это очень плохо для страны. Я предпочел бы брать уроки нравственности в клетке с кобрами».
Почему же люди радуются наводнениям?
Стюарт Чейз это объясняет:
«Продавцу нужен недостаток, покупателю изобилие. Продавец с товарами в руках радуется стихийным бедствиям, которые вызывают недостаток, — наводнениям, пожарам, ураганам, засухам. Когда засуха поражает поля, цены на чикагской бирже летят вверх. Стоит пойти дождю — и они падают. Чем больше катастрофа, тем больше и оживление».
Любят ли своих сограждан и свою родину люди, которые радуются наводнениям и пожарам?
Нет, эти люди не любят свою родину, хотя бы они и клялись в любви к ней.
Для них «дела» выше всего. Наводнение — это «дело». Засуха — это «дело». Даже война — самое страшное из всех бедствий, которое может постичь родину, — тоже «дело», да еще какое доходное.
В самом деле: «недостаток выгоден продавцам». А что же вызывает больший недостаток, если не война? За четыре года войны — 1914–1918 годы — было израсходовало снарядов на 30 миллиардов долларов. Представляете ли вы себе эти горы стали, которые были истреблены ради истребления?
Не один какой-нибудь город, целая треть Франции была превращена в развалины, да еще вся Бельгия в придачу.
Война принесла громадные прибыли пушечным фабрикантам, «торговцам смертью».
Ведь война — это особенно выгодное «дело»: она начинает приносить доход задолго до своего начала.
За десять довоенных лет капитал пушечной фирмы Круппа вырос со 160 миллионов марок до 250 миллионов. За один только предвоенный год Крупповские заводы дали 40 миллионов чистой прибыли.
Можно ли найти дело выгоднее? Ведь это курица, которая начинает нести яйца до того, как вылупилась из яйца.
А когда началась война, «дела» пошли еще лучше. Глава фирмы «Крупп», господин Крупп фон Болен унд Гальбах мог быть доволен. Война принесла фирме 800 000 000 марок чистоганом. За этим длинным рядом цифр, разумеется, совершенно исчезали другие цифры — убитых на войне. А цифры и тут были не маленькие. За четыре года войны убито было 10 миллионов.
Немало нажили на войне и дельцы других стран.
Стюарт Чейз говорит:
«Вообразите, что президент Вильсон предложил бы в 1917 году затратить 25 миллиардов долларов на перестройку трущоб в американских городах. Он, вероятно, был бы отправлен в сумасшедший дом. Обитатели трущоб сами должны заботиться о своих трущобах. У народа в целом и у финансовых кругов в особенности нет доверия к такому употреблению денег. А это было бы хорошее, человечное дело. Обстоятельства заставили президента Вильсона предложить, чтобы 25 миллиардов долларов были потрачены на разрушительное, бесчеловечное дело… И не было никаких затруднений с получением 25 миллиардов».
Почему же американские дельцы так охотно дачи 25 миллиардов на войну? Потому что война — это «дело».
Мне скажут: верно, Крупп и все прочие дельцы — германские и русские, американские и английские — наживали деньги, но ведь они-то в то же время защищали свою родину.
Правда ли это?
Теперь выяснилось, что дельцы воюющих стран продолжали между собой торговать, «делать дела», даже тогда, когда война уже бушевала на всех фронтах.
Германцы продавали французам колючую проволоку для окопов, а французы немцам никель для пуль. В течение всего первого года войны английские заводы
снабжали Круппа металлом. Французское Общество Карбидов снабжало Круппа сплавами — феррохромом и ферросилицием. Германские дельцы не оставались в долгу и переправляли в Англию и Францию химические вещества и снаряды.
Германские солдаты не раз находили на позициях оболочки неприятельских снарядов с таинственной маркой КР —96/04. Это была марка Крупповских заводов.
Видно, Крупп рассуждал так: «Торговая марка — не государственный герб. Тут стесняться нечего».
И, действительно, «торговцы смертью» не стеснялись.
На фронтах французские солдаты падали, скошенные пулями из своего же отечественного металла, а солдаты германских армий гибли «за отечество» под градом «отечественных» снарядов, на колючей проволоке «отечественного» производства.
Конечно, торговля шла не так уж открыто, она шла через страны, которые в войне не участвовали. Но иногда дело доходило до такого бесстыдства, что дельцы воюющих стран съезжались на конференции и на глазах у всего мира обсуждали свои динамитные и пушечные дела. Так было в августе 1915 года, когда английские и германские дельцы, участники динамитного треста Нобеля, съехались на конференцию, чтобы поговорить по душам.
Где же тут «любовь к родине»?
Сейчас опять готовится война. Она будет еще разрушительнее прежней. В своей книге «Современная война» польский генерал Сикорский пишет:
«Нескольких воздушных эскадрилий, нагруженных газовыми бомбами, довольно будет, чтобы на долгое время прекратить всякую жизнь в таких городах, как Париж, Берлин, Лондон. Но кроме газа есть еще бомбы, вызывающие пожары. Маленькая бомба весом всего в несколько килограммов может вызвать пожар, который трудно потушить. Существуют еще бомбы весом в две тонны, которые, если их бросить с высоты в четыре тысячи метров, в состоянии разрушить всё, что находится на пространстве в сотни метров по поверхности и в дюжину метров глубиной».
Кто же готовит эту разрушительную страшную войну? Ее готовят фашисты и их хозяева, капиталисты Германии, Италии, Японии, Польши.
Когда-то во время мировой войны за спиной германского императора Вильгельма стоял германский пушечный король Крупп. Писали «Вильгельм»; читать надо было «Крупп».
Теперь тоже, когда пишется «Гитлер», произносится «Крупп». Недаром Гитлер назначил Круппа «вождем промышленности». Впрочем, тут сразу не разберешь, кто кого назначил вождем: Гитлер Круппа или Крупп Гитлера. Гитлер не стал бы вождем фашистского государства, если бы Крупп и другие не поддержали его своими миллионами.
Они очень много говорят о своей «любви к родине», эти люди, они пытаются уверить весь мир, что новая мировая война будет «войной народов», что это будет «борьба за существование целых наций». «Любовью к родине» они хотят заранее оправдать будущие разрушения и жестокости.
Вот что говорит германский майор Сольдау в книге «Человек и битва будущего»:
«Современная война за национальное существование не может быть связана договорами и параграфами. Она не признает рамок нравственности. Рыцарские приемы ведения войны принадлежат к тем временам, когда воевали профессиональные армии. Эти приемы неприменимы, когда нации борются за свое существование. Будущая война превратит в клочья все рассуждения о человеческом благородстве».
А в другой книге (тоже на немецком языке) генерала Бухсинека «Война вчерашняя и завтрашняя» сказано:
«Современная война порывает с правилом, по которому все усилия должны быть направлены против вражеской армии. Цель нападения в будущей войне — вся вражеская нация, и театр военных действий — вся вражеская территория на всем ее протяжении».
Итак, долой нравственность, долой благородство, долой рыцарские приемы войны. Назад — даже не в средневековье с его рыцарством, а еще дальше, в первобытные, звериные времена.
В клетку с кобрами хотят фашисты превратить весь мир.
И это «во имя родины». Они называют себя националистами, они уверяют, что народное благо для них выше всего.
Но чего стоит «любовь» фашистов к родине!
Сейчас, когда я это пишу, один из них, испанский генерал Франко, разрушает с помощью итальянских и германских бомб столицу своей же родины Испании. На улицах Мадрида рвутся снаряды и убивают…
Кого же они убивают? Людей из «вражеской нации»? Нет, соотечественников генерала Франко, детей и женщин его «родной» Испании.
Что тут много говорить. Для этих людей родина — это их поместья, заводы, несгораемые шкафы, стальные кладовые в банках. Чтобы умножить или хотя бы сохранить свои доходы, — они готовы собственный же народ трижды предать и трижды продать.
7. Бегство с родины
Родина была адом для очень многих людей в прежней России.
В других странах родина и сейчас ад — для миллионов.
Совсем недавно — в 1935 году — я видел в Бельгии, в Боринаже, людей, которые едят траву, как скот, потому что у них нет хлеба. Я видел там крошечных детей, которым дают в рожке черный «кофе» из цикория, потому что у родителей нет денег на молоко. Я видел семьи, в которых на десять ребят приходится только одна пара сапог. Я видел целый город в 18 тысяч жителей, в котором никто не работает, потому что ни у кого нет работы. Это город Кареньон. Я видел женщину — жену шахтера, — которую посадили в тюрьму на восемь суток за то, что она набрала около топливного склада ведро угольной мелочи — чтобы согреть свою лачугу. Я видел безработных, которые никогда еще не были рабочими и которые ничего не умеют.
В 1932 году я был в Германии. Проезжая в поезде надземной дороги над Берлином, я видел посреди чистеньких кварталов города грязные пятна пустырей с жалкими сараями, похожими на собачьи будки, в которых живут люди. Таких лачуг в Берлине сто тысяч. В одной из них как раз тогда, зимой 1932 года, замерзла девочка, пока ее родители бродили по городу в поисках работы. Об этом в газете «Берлинер Тагеблатт» было сообщено на последней странице мелким шрифтом, как о самом незначащем и маловажном событии.
Я видел около Парижа — великолепного, блестящего Парижа — второй Париж, неизвестный туристам, — без водопровода, без мостовых, без электрических фонарей, грязное скопление человеческих гнезд, слепленных из всякого мусора.
Я видел города отчаяния, безнадежности, беспросветной и бесконечной нищеты.
Кто только может, бежит оттуда. Люди бегут со своей родины в чужие края, надеясь что, может быть, где-то за океаном найдется и для них место, найдется и для них хлеб.
Даже из такой страны, как Швеция, которую часто изображают настоящим раем, за последние семьдесят лет убежало миллион шестьсот тысяч человек, т. е. больше четверти всего народа.
В Америку за последние сорок лет переселилось из других стран 40 миллионов человек; это равно населению Англии. Один за другим отплывали из Европы громадные корабли с трюмами, наполненными, вместо балласта из камней и песка, балластом из человеческих тел. И это продолжалось до тех пор, пока и в Америке не стало так плохо, что американцы закрыли свои порты для беженцев. Беженцев не пускают больше — не потому, что каждый беженец — лишний рот, а потому, что каждый беженец — лишняя пара рабочих рук. В Америке и для своих лишних рук не хватает работы. А что касается лишних ртов, то для них в Америке всегда найдется и еда и питье, если только они принадлежат людям, оплачивающим ресторанные счета без задержки.
Лишних рук было без конца и в России.
За один только 1913-й год из России убежало около 300 тысяч человек.
Такое бегство называется эмиграцией, но у нас, в России, был еще и другой вид бегства из родных мест — переселение. Люди метались по стране целыми селами, переселялись из одного конца страны в другой, из-под Курска или Тамбова куда-нибудь на Амур, надеясь там найти хлеб для своих детей и для себя.
В той же самой книге о родине, которую составили четыре преподавателя географии, я нашел рассказ о переселенцах.
«Что такое переселенец? Отчего он бежит с родины? Бежит он с родины потому, что ему там тесно, потому что мал надел, потому что на родине нечего есть…»
Это в России-то было тесно, с ее необъятными просторами!
Среди этих просторов людям не хватало земли для работы, воздуха для дыхания. Но будем читать дальше.
«Я поспешил поехать на поле, которое раскинулось под самым городом по берегу реки и которое было занято почти сплошь переселенцами… Это было широкое поле. Если глядеть на него издали, то можно было подумать, что оно покрыто почти сплошь белыми овцами. На самом деле это белели низенькие палатки, настолько низенькие, что в них едва-едва мог поместиться человек в сидячем положении. Это были даже не палатки, а груды тряпья, висевшие на шестах… Всего на поле жило народа в это время около 20 000 человек, обносившихся, неумытых, прятавшихся в свои палатки только на ночь да в проливной дождь…
— Что вы здесь делаете? — спросил я.
— Что делаем, — угрюмо отвечал переселенец, — ребят хороним да последние деньги проедаем.
— Проелись, совсем проелись, — жаловались мне.
И всюду, где ни послушаешь, главная забота, главная жалоба — это страшная задержка в пути… Напрасно я старался убедить их, что ничего не могу сделать — они жаловались, кланялись, просили помочь и с кем-то поговорить…».
Так рассказывает книга о стоянке переселенцев. Но вот что она говорит о том, как чаще всего кончалось их странствование.
«Проходя далее по полю, я был внезапно поражен звуками — странными, тягучими. Это напоминало хоровую песню, хотя было вовсе не песней… Среди поля, среди общей массы народа и палаток я увидел, как двигалась по направлению к лесу небольшая кучка людей… Впереди несли крышку гроба, затем несли покойника, которого сопровождала семья с пением и плачем. Семья сама его оплакивала, сама и отпевала… Процессия двигалась так поспешно, так быстро, точно боясь опоздать куда-то».
В могилу не опоздаешь. Огромные баржи везли тысячи людей прямо в могилу. Да и сами эти баржи были больше похожи на плавучие могилы, чем на баржи.
«Пассажиры называют свою каюту попросту — ямой. Она действительно похожа на яму, потому что в ней нет ни дверей, ни окон, ни перегородок… Можно себе представить, что делается в этой 35-саженной комнате без малейшего луча света, без доступа свежего воздуха».
Не лучше было и в поездах.
«Понятие о том, как перевозят переселенцев по Уральской железной дороге, можно составить со слов одного доктора, который сам проехал в вагоне с переселенцами. В вагоне грязь и теснота. Мы все знаем товарные вагоны, но не рассматриваем их никогда с точки зрения перевозки людей. Они предназначаются для клади или скота. Но если представить, что в них перевозится несколько тысяч людей, то можно вообразить, что происходит… Помещаются кое-как вповалку. Весь грязный пол покрыт людьми. Целую ночь слышатся вопли и плач детей. В этой грязи и духоте невозможно выдержать ночь даже вполне здоровому человеку…
В дороге большинство захварывает, и бывают случаи, когда привозят на барже сразу несколько трупов… Бывают случаи, когда, родители покидают больного ребенка на произвол судьбы, а сами уезжают без него дальше. Дожидаться его смерти у них не хватает более ни сил, ни денег, и они уходят дальше без него, считая его все равно погибшим…
Громадная смертность, стоящая иным потери целой семьи, является важной причиной обратного движения с полпути, другими словами — бегства. И рискованно винить такого человека за малодушие, когда он лишился жены и детей и бежит на родину сиротой и нищим, желая умереть дома на родине».
Теплушки, голод, дети, брошенные и умирающие у полотна дороги, оборванные толпы, атакующие поезда и баржи, — все это знакомо и памятно тем, кто пережил гражданскую войну и интервенцию. Но то, о чем только что шла речь, было не в гражданскую войну, а в самое «мирное» время, когда губернаторы и полицеймейстеры доносили по начальству о «порядке и спокойствии во вверенных им губерниях».
Хорош порядок, при котором люди бегут с родины чуть ли не на верную смерть!
Другие рассуждали иначе. Зачем за смертью уходить далеко — в Сибирь, когда можно умереть дома?
Самоубийство — это тоже эмиграция.
Это тоже уход с родины. На земном шаре каждый день кончают с собой три тысячи человек — по два человека в минуту. В Германии в 1936 году покончило с собой шесть тысяч человек — и это только в самых больших городах. В Польше в одном лишь городе — в Варшаве — ежегодно кончает с собой 500 безработных.
Число самоубийств во всем мире сейчас, при господстве капитализма, в двадцать раз больше, чем в конце XVIII века, когда только строились первые фабрики.
Из подземного, дантевского ада нет выхода. Из земного ада выход найти можно. Когда германский или польский рабочий открывает у себя в комнате газовый кран, он делает это, чтобы умереть вместе с семьей чтобы уйти из земного ада.
Но есть другой выход, есть другой путь — не к смерти, а к жизни, к светлой, радостной жизни.
Это тот путь, который проделали рабочие нашей страны. Это путь победной борьбы с тем строем, который живого человека превращает в вещь или в цифру во имя наживы.
Из книги Михаила Ильина «Сегодня и вчера. О нашей Родине», 1937 г.
А вот насчёт Украины не совсем верно, не присоединись она в 17 веке, так поляки бы зачморили ещё и по национальному признаку, и религиозному. Или что, Польша тогда была распрекрасной демократической страной? Да и памятники Хмельницкому , а уж тем более орден Хмельницкого не просто так появились, и при Сталине притом. Или что, автор против Сталина что-то имеет?
Сейчас такое же творится,а может еще похлеще.Как пример : https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fvz.ru%2Fsociety%2F2019%2F12%2F4%2F1007035.html&promo=navbar&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Наглядно подтверждаются слова автора статьи. Да так все и было,несознательным гражданам стоит задуматься что им готовят.