Памяти Джордано Бруно

За истекший год многие трудящиеся убедились в том, что фашизм не отвечает на вопросы. Он затыкает рты, чтобы вопросов не задавали. Фашисты по должности, по убеждению, по невежеству применяют один-два метода дискуссии: они тут же вызывают полицию или угрожают расправой всем, кто не согласен быть ослом.

9 июня 1889 г. в Риме на Площади цветов был установлен памятник великому гуманисту и учёному Джордано Бруно. Памятник работы Э. Феррари встал как раз на том месте, где 17 февраля 1600 г. феодальная верхушка сожгла выдающегося мыслителя руками «святой» инквизиции, руками гестаповцев того времени.

Чем был опасен Джордано Бруно для правящих классов средневековья? Мыслитель и мужественный борец против мракобесия и поповского вранья своим учением подрывал устои католической церкви. А эта церковь была самым главным олигархом средневековой Европы. Она была не только богатейшим феодалом, но самой влиятельной политической организацией, определявшей внутреннюю и внешнюю политику многих европейских монархий. Церковь скрепляла и отчасти нивелировала феодальную раздробленность. Она ведала всей научно-философской и идеологической жизнью общества, она была главным «геббельсом» и главным «СМИ» той эпохи. В то мрачное время политические и философские идеи и не могли существовать в какой-то иной форме, кроме формы церковно-религиозных идей.

Учёный-материалист Джордано Бруно подрывал авторитет религии, резко критиковал «священные» книги, показывая народу их абсурдность и главное назначение — призывать рабов к смирению со своим рабством. Бруно в своих произведениях разрушал религиозные представления о Земле и человеке. В своих выступлениях он не раз разоблачал мерзкие и грязные трюки и приёмы попов по одурачиванию трудового народа. В своей борьбе против религиозного мракобесия и церкви Джордано Бруно пользовался всеми доступными ему формами пропаганды: учёными диспутами, научными трактатами, театральными представлениями, стихами и т.д.

В 1593 г. Джордано Бруно был схвачен инквизицией, осуждён и брошен в тюрьму. В течение семи лет учёного неоднократно пытали, но он стойко перенёс все пытки и издевательства. Палачи требовали, чтобы Бруно отрёкся от своего учения и материалистических взглядов. Бруно отказался. Выслушав свой смертный приговор на суде, он заявил судьям: «Я не могу и не хочу отречься… Я знаю, что вы испытываете больший страх и смятение, вынося мне приговор, чем я, выслушивая его». Бруно был уверен, что не только его идеи, но и пример его стойкости, верности материализму и науке, пример борьбы с реакцией и мракобесием будут восприняты грядущими поколениями. Он писал: «Смерть в одном столетии делает мыслителя бессмертным для будущих веков».

Перед тем как убить, церковники и светские феодалы выставили Джордано Бруно сумасшедшим, колдуном, шутом, недоразвитым, врагом всех «честных христиан». Когда Бруно везли на казнь, заткнув рот и одев на него шутовский колпак, многотысячная толпа освистывала великого гуманиста, оскорбляла проклинала его, швыряла в него всякий мусор. Тёмные, забитые и одураченные рабы не понимали тогда, что проклинают того, кто всю жизнь боролся за их освобождение, против рабских оков.

После убийства Джордано Бруно церковные и светские феодалы торжествовали победу. Они объявили народу, что избавили его от страшного безбожника, «спасли стадо христово от гибели». И рабы радовались такому «избавлению». Но через какое-то время стало ясно, что Бруно был прав, а тёмная толпа, одураченная попами, заблуждалась. Постепенно народ оценил и то, что Джордано Бруно не дрогнул в борьбе с мракобесием, а ведь он был один и против церкви, и против светской власти, и против одураченной толпы.

Память о великом учёном и мужественном человеке переживёт века. Правда, Джордано Бруно не нравился гитлеровцам, не нравится он и нынешним фашистам. И не то чтобы его оскорбляют или критикуют сегодня. О нём предпочитают забыть, вытравить память о Джордано Бруно из всех учебников. Вместе с Джордано фашисты стараются «забыть» и его предшественников и последователей. Сегодня «не рекомендуется упоминать» школьникам о Мигеле Сервете (1511-1553 гг.), замечательном испанском враче-гуманисте, которого религиозные фанатики сожгли на костре. Об Андреасе Везалии (1514-1564 гг.), который вопреки запрету церкви решился анатомировать человеческие трупы и чудом избежал мучительной казни. Не нужно, чтобы дети знали о Петре Рамусе (1515-1572 гг.), крупнейшем французском мыслителе-материалисте, который погиб от рук наёмных убийц в Варфоломеевскую ночь. Пытаются вымарать из истории Лючилио Ванини (1585-1619 гг.), которого сожгла тулузская инквизиция за вольнодумие. До сих пор обливают грязью и ложью Томмазо Кампанеллу (1568-1639 гг.), который 27 лет жизни провёл в тюрьме инквизиции. Имена этих людей, которые не побоялись выступить против всей мракобесной силы средневековья, вызывали и до сих пор вызывают злобу и ненависть у церковников и фашистов.

Почему прогрессивное человечество будет всегда помнить Джордано Бруно, Сервета, Кампанеллу и других передовых людей того времени? Не только за их мужество и верность передовым идеям. Они были олицетворением всех передовых сил общества. Иначе говоря, эти люди были олицетворением необходимости развития производительных сил общества, которые тормозились и угнетались феодальным способом производства и церковно-средневековым строем общества.

С другой стороны, что давало этим людям силы и мужество идти против всех тёмных сил средневековья? Твёрдая уверенность в правоте своего дела. На чём была основана такая уверенность? На том, что идеи Джордано Бруно, Сервета и других материалистов конца средневековья, в основном соответствовали реальной действительности, подтверждались практикой и жизнью. Больше того, производство и развитие общества требовало этих идей. Они, как говорится, витали в воздухе. Заслуга выдающихся деятелей конца XVI – начала XVII веков состояла в том, что они смогли лучше всех уловить и выразить требования нового, прогрессивного хозяйственного уклада и соответствующего ему передового класса и передового строя.

Пример Джордано Бруно и других передовых деятелей заката мрачной эпохи ещё раз подтверждает, что нет ничего раз и навсегда установленного, замершего, вечного. Тот общественный строй, который уничтожил великого мыслителя и гуманиста, казался вечным и незыблемым толпе, которая плевала и проклинала Джордано. Но прошло всего несколько лет, и европейский феодализм затрещал и захрустел под натиском крестьянских войн и восстаний, вольных городов и первых буржуазных революций. То, что ещё вчера казалось страшно великим, вечным, незыблемым, было сметено, разрушено и выброшено на свалку. История ясно показала, что не инквизиция победила Джордано Бруно, а он победил, поскольку оказался прав.

Для чего мы ещё раз вспомнили о Бруно, Сервете, Кампанелле? Чтобы поддержать наших товарищей. Некоторые из них попали в такое положение, когда в одиночку приходится идти и против фашистского государства, и против одураченной толпы. Эти товарищи сейчас переживают начальный, самый трудный момент борьбы, когда вокруг них ещё нет организации, когда нет даже 2-3 единомышленников, с которыми можно было бы составить ядро такой организации. За этих единомышленников идёт отчаянная борьба, и в такой борьбе наши товарищи какое-то время одиноки, они один на один со всей общественной машиной фашизма. Против них идут нападки сверху и снизу, от других трудящихся. И даже не столько сверху, от властей, сколько от своих, от запуганных и одураченных рабочих, служащих, простых людей. Эти люди «верят в коронавирус и эпидемию», повторяют без конца, что «у нас ничего не выйдет», отказываются от борьбы за свои жизненные интересы, едва не падают в обморок от призывов к борьбе и сопротивлению. И наоборот, дрожат от ярости и психуют при словах «фашизм», «организация», «раб». Должно быть, правда очень неприятная, она бьёт не в бровь, а в глаз.

И здесь нужно выстоять. Надо помнить, как толпа проклинала и ненавидела Джордано Бруно и других учёных-героев. Но потом люди поняли, что ослом в дурацком колпаке были они, а прав оказался Джордано. Он победил. Надо помнить и то, что после поражения первой русской революции 1905-1907 гг. вокруг Ленина осталась всего лишь горсточка большевиков. Остальные отвалились. Кто не выдержал и ушёл в быт от тяжёлой революционной борьбы, кто переметнулся на сторону реакции и стал требовать ликвидации всей нелегальной работы и самой партии. Многие партийные органы и организации были разгромлены, оказалась нарушенной связь, остановился выпуск газет и листовок. Многие рабочие-большевики погибли или были брошены в тюрьмы и на каторги. От партии осталась горсточка большевиков-ленинцев, оказавшихся в условиях свирепого полицейского террора. Но это были несгибаемые люди, люди особого склада. Люди, которые знали законы исторического развития и понимали правоту и необходимость своего революционного дела.

И русские коммунисты выдержали, не дрогнули. К 1914 году партия более-менее восстановила свои органы и силы. К 1917 г. большевики были единственной революционной партией, которая была готова и способна взять власть и возглавить мировую социалистическую революцию.

А сегодня отдельные товарищи несколько растерялись. Под давлением извне они начинают сомневаться: мол, все идут не в ногу, только я один иду в ногу. Может ли такое быть, чтобы все были неправы, а я прав? Не ошибаюсь ли я? Может, и правда, что-то такое есть вроде эпидемии, и маски всё-таки нужны, и прививки?.. Может быть, я не знаю чего-то важного?

Вы идёте в ногу, идёте правильно. А масса идёт пока что не в ногу. Так бывает. Она одурачена и запугана так, что действует против своих первейших жизненных интересов. Нужно время и большой труд, чтобы разъяснить людям труда их классовые (главные экономические) интересы и доказать, что они обязаны эти интересы отстаивать, защищать, добиваться, чтобы эти интересы были удовлетворены как можно полнее и больше.

Вы идёте в ногу — при том условии, что основываете свою работу на большевизме. Это единственно правильное мировоззрение рабочего класса, на основе которого возможно уничтожение капитализма, а вместе с ним и всего эксплуататорского общества. Марксизм-ленинизм (большевизм) есть единственно правильное руководство к действию для передового революционного класса и его партии как в плане познания мира, так и в плане его изменения.

Почему так? Откуда такая исключительность марксизма? На этот вопрос давно ответил Ленин: учение Маркса всесильно, потому что оно верно. А когда учение верно? Только тогда, когда оно соответствует реальной действительности, правильно отражает практику жизни, открывает и правильно понимает законы развития природы, мышления и общества. Большевизм правильно отражает действительность, его положения полностью подтверждаются практикой. Законы, открытые марксизмом, есть действительные, действующие, существующие законы природы и общества. Их пытается отрицать или замазывать фашистская буржуазия. Но от того, что щедринский мракобес хотел закрыть Америку, Америка, как известно, не закрылась.

Ни одна буржуазная теория не способна правильно отражать реальность. Почему?

Потому что буржуазии этого не требуется. Ведь задача всех буржуазных теорий состоит вовсе не в революционном изменении общества, не в создании условий для нормального развития производительных сил. Задачи всех буржуазных теорий состоят в консервации капитализма, в торможении производительных сил, в угодничестве крупному капиталу. Это значит, что в них нет науки, там шарлатанство и мракобесие. Религия — это фантастическое отражение в головах людей тех сил природы и общества, которые господствуют над людьми и против которых эти люди бессильны. А буржуазные экономические и политические теории — это сознательное искажение, деформация отражения действительности, задачей которой является выдать такое искажение за истину и закрепить эту «истину» в сознании рабов.

Поэтому, чтобы не ошибиться в политике и в своей работе, товарищи должны быть марксистами, а не мелкобуржуазными революционерами. Мелкобуржуазная революционность понятна и простительна для широкого антифашистского и либерально-демократического движения. Но если товарищи планируют поднять из грязи флаг свободы и демократии, повести за собой всё антифашистское движение, им нужно брать равнение на большевиков.

Товарищи жалуются, что у них нет надёжных помощников в своих коллективах. Но кое-кто сообщает, что дело борьбы с фашизмом меняется, если появляется первый настоящий помощник и единомышленник. Уже вдвоём намного легче противостоять наскокам сверху и особенно снизу, со стороны фашиствующих обывателей и классовых разложенцев, согласившихся быть рабами до конца своих дней. Вдвоём легче и крепче ведётся пропаганда, быстрее появляются третий, четвёртый и т.д. товарищи.

Поэтому, чтобы не ошибиться в организации трудящихся, нужно все силы приложить к тому, чтобы рядом появился ещё один сознательный товарищ. Обстановка складывается так, что на большие группы рассчитывать пока не приходится. Путь рабочих и антифашистских организаций, по-видимому, лежит через небольшие группы, 3-4 человека, вокруг которых начнёт складываться сопротивление «эпидемии», новые профсоюзы, ячейки текущей рабочей борьбы.

В заключение хочется сказать пару слов, которые Джордано Бруно передал нашим обывателям, «верующим в коронавирус». Как известно, в своих сочинениях Бруно критиковал и осмеивал духовенство и религию. Но доставалось от него и незадачливому обывателю. Ярче всего критика попа и обывателя дана в двух произведениях: «Тайна коня Пегаса» и «Килленский осёл». Бруно высмеивает церковников, их учение, а также тех граждан, кто покорно шёл на поводу у попов. По учению церкви, благочестивый человек не нуждается в научных знаниях, в самостоятельном критическом мышлении. Он должен беспрекословно принимать за истину то, что ему предложат попы (ныне — телевизор). По словам Бруно, осёл точно так же не думает и не действует самостоятельно, подчиняясь кнуту и воле хозяина. Вот стихотворение Джордано Бруно на этот счёт:

«Похвала ослу»

 «О блаженная ослиность, о невежество святое,
О тупое благочестье и божественная дурь!
Только вы спасёте сердце от мирских страстей и бурь:
Ни раздумье, ни наука не несут душе покоя.
 Тщетно трудится учёный, бодрствуя ночной порою;
Не найдёт изобретатель входа в райскую лазурь;
Не спасёт души философ, лоб угрюмый как ни хмурь;
Лишь глупец себе воздвигнет в небе кресло золотое.
 Полно, стоит ли учиться, познавать душе на горе
Тайны вечные природы, изучать глубины вод;
Спорить, состоят ли звёзды из огня, земли и моря?
Нет, ослиность пресвятая далека от сих забот:
Воздевает руки к небу, с благочестием во взоре,
И пришествия господня на коленях тихо ждёт.
 Есть ли в мире грешном плод
Слаще вечного блаженства, жизни сытой и удобной,
Коей бог нас награждает где-то там в дали загробной?»

Нашему обывателю, который узнал себя, который всё ждёт, что принесут хорошую жизнь на блюдечке, который прячется в своей квартирке от фашизма, не следует обижаться на великого гуманиста и учёного. Как говорится, неча на зеркало пенять, коль рожа крива.

М. Иванов

Памяти Джордано Бруно: 4 комментария

  1. Большое спасибо за поддержку товарищам из РП! Большое спасибо за вашу работу! Без вас, товарищи, многие бы давно уже сдались!

    Наше дело правое, мы победим!

  2. Тоавищ Иванов себе не изменяет всегда пишет настойчиво и по делу

  3. Не понимаю, почему сёминские фанаты и фанатики так переживают по поводу вооружения казаков и введения их в состав путинской Росгвардии…

    А что, если казаки необходимы «коронавирусному» Рейху для ускорения процесса «вакцинации» и закрепления режима «самоизоляции»? Кто, как не Чёрные сотни и имперские штурмовики, сможет заставить неграмотный народ маски носить да «пандемии» бояться?

    Так что радоваться должна сёминская подписота тому, что «коронавирусная» диктатура усиливает свои позиции в Путинляндии, а не ныть, мол, «Фашисты! Фашисты!» Сами-то чем лучше? Пусть они либо крестик снимут — либо штаны наденут.

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code