О национализме (ответ тт. студентам)

В Редакцию РП поступил запрос от школьника (10 класс), который увлекается идеями коммунизма.

«В нашей школе сейчас идет разжигание межнациональной розни. Несмотря на то, что у нас учится немало ребят с Кавказа, в целом коллектив старших классов отравлен национализмом по обе стороны. Наши русские товарищи симпатизируют скинхедам, а их — симпатизируют кавказским националистам и радикалам. Бывает, что доходит до драк. Но пока в основном все эти грязные споры идут в вконтакте и вотсапе. Что я прошу? Напишите, пожалуйста, краткий ликбез о том, почему нам всем вреден национализм, какой бы он ни был. Почему рабочие должны вместе, сообща против него бороться, и к какой общей цели идти. Я бы сам написал нечто подобное, но нет времени. Интенсивно готовлюсь к ЕГЭ, занимаюсь с репетиторами, так как успеваемость в некоторой степени хромает. Поэтому прошу написать вас, если можете. А я дам этот текст почитать думающим одноклассникам и друзьям.»

Как известно, в период образования наций [1] главным действующим лицом национального движения была буржуазия. В то время появляются национальные рынки, экономические и культурные центры, т. е. факторы, которые ликвидировали хозяйственную раздробленность народа и стягивали разобщённые части этого народа в одно национальное целое. Так, образование русской нации было вызвано обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. А так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы, то создание национальных связей русского народа было не чем иным, как созданием связей буржуазных.

Основным вопросом для молодой буржуазии стал вопрос рынка. Ей нужно было сбыть свои товары и выйти победителем в конкуренции с буржуазией иной национальности. Отсюда желание любой национальной буржуазии — обеспечить себе «свой», «родной» рынок, защитить его от иностранных конкурентов, огородить его национальными барьерами. Рынок был первой школой, где буржуазия училась национализму. Ясно, что эта борьба не ограничивалась хозяйственной сферой, а неизбежно переносилась в сферу политическую. Причём буржуазия апеллировала к народным «низам» своей нации, вовлекала их в национальное движение, в национальную борьбу. Сила национального движения определялась степенью участия в нём широких слоёв нации, пролетариата и крестьянства. Но в условиях подымающегося капитализма национальная борьба была борьбой буржуазных классов между собой.

Однако стало очевидным, что национальная буржуазия стремилась не к освобождению «своего» народа от национального гнёта, а к свободе и исключительному праву выколачивания из него барышей, к свободе сохранения своих привилегий и капиталов. Стало ясно, что освобождение угнетённых национальностей немыслимо без разрыва с империализмом, без свержения буржуазии угнетаемых наций, без перехода власти в руки трудовых масс этих национальностей.

Современная русская или украинская нации являются буржуазными нациями. Главной руководящей силой этих наций является фашистская буржуазия, финансовый капитал. Характерными чертами этих наций является то, что буржуазия и её националистические партии пропагандируют мир между классами во имя «единства нации», насаждают национализм и шовинизм, чтобы разобщить рабочих и трудящихся по национальным группам и отвлечь их от классовой борьбы. Буржуазия внушает своим народам, что их враг и источник их бедствий находится не внутри страны, а за её пределами, в лице других наций и народов. Буржуазия осуществляет захват чужих национальных территорий в целях расширения территории своей нации и порабощения других народов. Осуществляя политику фашистских репрессий против трудящихся, буржуазия натравливает свой народ на другие народы, сеет недоверие и ненависть между народами. Буржуазия ведёт явную (как в Израиле) или скрытую (как в России) политику подавления национальных меньшинств (точнее, трудящихся этих меньшинств). Это недоверие и ненависть насаждаются в равной степени буржуазией «господствующей нации» и капиталистами других наций и народностей, проживающих в одной стране. (Пример: широко освещённое в сети избиение в тюремной камере арестованного провокатора, который публично сжёг Коран напротив мечети. Избивавший, сын президента Чеченской республики Кадырова, молодой чеченский фашист, никакого наказания за побои не понёс. Оба, и провокатор-вандал, и садист, его избивший, действовали по указке, под прикрытием и в интересах вышестоящих фашистов. Единственной целью как данного избиения, так и акции поджога Корана, было разжигание национальной розни между чеченскими и русскими трудящимися. — Прим. Ред.) Развитие современных буржуазных наций неизбежно вовлекает их в единый фронт мирового империализма. Таков идейный и социально-политический багаж этих наций.

Понятно поэтому, что судьба таких наций связана с судьбой капитализма, что с падением капитализма должны сойти со сцены такие нации. Понятно и то, что судьба национального движения, в существе своём буржуазного, связана с судьбой буржуазии, что окончательное падение национального движения возможно лишь с падением буржуазии, что только в царстве социализма может быть установлен полный национальный мир.

Поэтому все буржуазные многонациональные государства страдают внутренней неустойчивостью — в силу неизбежных противоречий и вражды между «господствующей» и «угнетёнными» нациями. Такие государства не могут иметь прочность на базе дружбы и доверия разных народов внутри одного государства, равно как не могут существовать в условиях добрососедства и мирного сожительства с другими государствами.

Известно, что буржуазия выступает главным организатором национальной драки. Но чем «питается» национальная драка? Может быть, «врождённым» чувством национального злопыхательства русских, западных украинцев, чеченцев, казахов и пр.? Национальное недоверие, национальная обособленность, национальная вражда, национальные столкновения стимулируются и поддерживаются, конечно, не каким-то «врождённым» чувством национального злопыхательства, не «врождённой бандеровщиной» или «врождённой любовью к Шамилю», а стремлением империализма покорить чужие нации и страхом этих наций перед угрозой национального порабощения. Пока существует мировой империализм, будут существовать и это стремление и этот страх у народов. Следовательно, будут существовать в громадном большинстве стран и национальное недоверие, и национальная обособленность, и национальная вражда, и национальные столкновения.

И наоборот, победа социализма во всемирном масштабе ликвидирует империализм во всех странах, уничтожит как стремление к покорению чужих наций, так и страх перед угрозой национального порабощения, подорвёт в корне национальное недоверие и национальную вражду, объединит нации в единой системе мирового социалистического хозяйства и создаст, таким образом, реальные условия для постепенного слияния всех наций в одно целое.

Буржуазия кровно заинтересована в размежевании рабочих и трудящихся по национальному признаку. К чему приводит межевание рабочих по национальностям? Если есть единая рабочая партия, то происходит её распадение на русские, украинские, еврейские, грузинские и т. п. «фракции». Идёт разбивка профсоюзов по национальностям. Обостряются межнациональные трения между рабочими, растёт национальное штрейкбрехерство, идёт полная деморализация в рядах рабочего движения. Единственное средство против этого — организация пролетариата на началах интернациональности. Сплочение на местах рабочих всех национальностей России или Украины в единые и целостные коллективы, сплочение таких коллективов в единую партию — такова задача пролетариата в национальном вопросе.

В своё время политика национального угнетения царского правительства привела к укреплению фактического неравенства национальностей в России, неравенства их в хозяйственном и культурном отношениях. Культивируя на окраинах страны патриархально-феодальный и кулацко-капиталистический гнёт, ведя колонизаторскую политику и оттесняя местное население в худшие районы, сокращая или совсем упраздняя местные школы, театры, библиотеки и другие культурные учреждения для того, чтобы держать массы нерусских национальностей в темноте, подавляя и пресекая всякую инициативу лучших людей этих национальностей и убивая активность народных масс окраин, царизм породил среди угнетённых национальностей недоверие, переходившее иногда в враждебное отношение ко всему русскому. Русские помещики и капиталисты с помощью помещиков и капиталистов угнетённых национальностей культивировали в народах национализм и шовинистические настроения не только против русского народа, но и против соседних угнетённых национальностей. Задача состояла в том, чтобы не допустить объединения трудящихся масс национальностей с русским пролетариатом в единое революционное движение, чтобы сохранить в национальных окраинах самые реакционные учреждения и обычаи, закрепляющие эксплуатацию трудящихся этих окраин. Эта же задача стоит и сегодня перед буржуазией России, Украины и других стран. Отсюда — звериный фашистский шовинизм буржуазии против других народов, заискивание и подкуп российским правительством местной буржуазии в национальных районах России, поощрение её к самым зверским методам подавления своих трудящихся, допущение провокаций и антирусской пропаганды на базе фашизма.

Не секрет, что российские монополии заинтересованы в дешёвой иностранной рабочей силе, например, в рабочих Средней Азии, ввоз которых идёт с участием российского правительства. При этом буржуазия всячески поощряет национальные трения и стычки между «своими» и иностранными рабочими — на том основании, что иностранные рабочие якобы лишают российских работы и хлеба. Цель понятна: усилить конкуренцию между рабочими и не допустить революционного объединения рабочих.

Буржуазный национализм угнетённой нации имеет две стороны. Это прогрессивная, общедемократическая сторона революционного толка, которая заключается в справедливой борьбе народа против угнетения, за национальную свободу и независимость. Пример — антиколониальная революция в Египте 1952 г. под руководством К.А. Насера. Это течение в национализме может быть союзником рабочего класса в борьбе с империалистической буржуазией. И есть реакционная сторона, которая заключается в шовинизме и ненависти к другим народам, в консервации у себя старых порядков и фашистских учреждений, в поддержке империализма против революционных и национально-освободительных движений в соседних странах. Пример — украинский буржуазный национализм, Дашнакцутюн в Армении, мусаватисты в Азербайджане, Движение курдов в Ираке в 1970-е гг. Обе эти стороны опираются на движение угнетённого народа против угнетающей нации. При этом обычно угнетённые массы долго не различают буржуазию другой нации (угнетателя) и подчинённый ей трудовой народ. Тем не менее, в зависимости от исторических условий и обстоятельств на первый план может выйти одна или другая сторона. Их нужно ясно различать.

Как проявлялся буржуазный национализм в сталинском СССР? Национализм оживился в годы НЭП в связи с оживлением капиталистических элементов в стране. Национализм выражал стремления и интересы новой буржуазии, оказывал влияние на отдельные слои трудящихся, просачивался в партию, хозяйственный и советский аппарат. В партии возникли уклоны к национализму. Они были приспособлением интернациональной политики рабочего класса к националистской политике буржуазии. Эти уклоны отражали попытки «своей», «национальной» буржуазии подорвать Советский строй и восстановить капитализм. Националисты были реставраторами капитализма. Поэтому с 1953 г. контрреволюционное руководство СССР дало известную волю украинскому, кавказскому, среднеазиатскому и другим местным видам национализма.

Национализм в переходный от капитализма к социализму период (1918-1936 гг.) проявлялся, в основном, в двух формах: в форме великорусского шовинизма и форме местного национализма. Великорусские шовинисты не хотели считаться с национальными различиями языка, культуры и быта. Они стремились подорвать принцип равноправия народов, выступая против политики партии большевиков, рассчитанной на расцвет социалистических наций и национальных по форме, социалистических по содержанию культур. Они стремились сорвать политику партии по национализации прессы, школы, аппарата государственных и общественных организаций. Великодержавные шовинисты фактически добивались ликвидации национальных республик.

Что выражал русский великодержавный шовинизм? Он выражал стремление эксплуататорских классов ранее господствовавшей нации вернуть свои утраченные привилегии. Опасность великорусского шовинизма была в том, что он был рассчитан на подрыв доверия народов СССР к русскому народу, на подрыв дружбы народов СССР, на ослабление Советского Союза, на подготовку условий для расчленения Советского Союза в случае военной интервенции, на порабощение народов СССР империалистами и реставрацию капиталистических порядков в СССР.

На что опирался русский великодержавный шовинизм? На историческую традицию, наступательный характер, отсутствие местных национальных кадров, использование в аппарате людей, не знавших национальных особенностей того или иного народа.

Чем был опасен местный национализм? Местные националисты (грузинские, украинские и т. п.) замазывали классовые противоречия внутри своей нации, стремились обособить свой народ от других народов СССР и замкнуться в рамках своей национальной скорлупы. Они усиленно раздували всё, что отличает национальности СССР друг от друга, не хотели видеть и замечать того, что соединяет и сближает трудящихся всех наций Советского Союза. Под предлогом борьбы с великорусским шовинизмом они старались навязать народам Советского Союза политику отхода от социалистического строительства. Местный национализм отражал стремление эксплуататорских классов ранее угнетённых наций обособиться в своё национальное государство, использовать империалистическую интервенцию и установить своё классовое господство, восстановить капитализм и эксплуатацию.

Из этого следует, что при различии конкретных требований и при некотором различии методов великодержавные шовинисты и местные националисты выражали интересы одного и того же класса — буржуазии, являлись слугами одного хозяина — международного империализма и имели по существу одну программу — программу реставрации капитализма.

Почему, когда в СССР были уничтожены коренные причины, порождавшие националистические предрассудки, когда были ликвидированы эксплуататорские классы, когда было уничтожено не только правовое, но и фактическое неравенство наций, когда были созданы новые, социалистические нации, — ещё не были полностью ликвидированы остатки националистических предрассудков у отдельных членов общества? Это объясняется живучестью пережитков капитализма в сознании людей. Сознание людей в своём развитии отстаёт от их экономического положения. Кроме того, отживающие формы сознания, пережитки капитализма в сознании людей подпитывались и поддерживались капиталистическим окружением. Из всех пережитков капитализма в сознании людей наиболее живучими являются националистические предрассудки. Они более живучи, чем пережитки в любой другой области, так как имеют возможность хорошо маскироваться в национальном костюме. Пережитки национализма особенно живучими оказались в кругах интеллигенции, которая наряду с лучшими традициями старой интеллигенции восприняла некоторые её предрассудки. В советской исторической науке, литературе, искусстве, философии и до 1953 г. встречались проявления националистических воззрений — то в виде идеализации феодальных ханов, то в виде восхваления инспирированного Англией и Турцией движения Шамиля, то в других формах. Нельзя упускать из виду, что народы некоторых республик (западные украинцы и белорусы, литовцы, латыши, эстонцы) вошли в Советский Союз позднее других. Причём до советского режима они пережили длительный период фашистской диктатуры, когда буржуазия всячески разжигала национализм среди населения. Нужно учитывать также, что в советских районах, временно подвергшихся немецко-фашистской оккупации, германские империалисты-гитлеровцы стремились насадить зоологический шовинизм и национализм. Дело зоологического шовинизма и национализма сегодня продолжает фашистская буржуазия большинства современных государств, ибо так легче втягивать свои народы в империалистическую войну, легче превращать рабочих в пушечное мясо для кучки миллиардеров.

Национальный вопрос есть часть общего вопроса о развитии революции. На различных этапах революции национальный вопрос имеет различные задачи, соответствующие характеру революции в данный исторический момент. Сообразно с этим должна меняться и политика будущей партии пролетариата в национальном вопросе. Сегодня в повестке дня стоит вопрос о буржуазно-демократической, антифашистской революции. Значит, решение национального вопроса должно быть связано с судьбой демократического переворота в России. Свержение фашистской буржуазии, отнятие у неё всего крупного производства, немедленное завершение войны на Украине почётным миром, ликвидация остатков фашизма и полная демократизация страны — это является лучшим решением национального вопроса, возможным в рамках капитализма. Такова должна быть политика рабочего класса и его организаций в ближайший период, ибо только так возможно довести национальную вражду в России до минимума, подорвать её экономический корень (а он — частная собственность финансовой буржуазии), сделать её максимально безвредной для пролетариата. Для этого надо последовательно демократизировать страну и дать всем нациям возможность свободного развития.

Что касается т. н. «новых территорий». Никакое объединение народов в единое государство не может быть прочным, если оно не имеет в своей основе полной добровольности, если сами народы не хотят объединяться. А нельзя сказать, что народы «новых территорий» добровольно вошли в состав России, — вернее находятся в процессе вхождения в состав России, — они просто объявлены вошедшими в состав России, причём контроль над территориями не был установлен ни на момент этого объявления, ни до сих пор. (Между прочим, вхождение этих территорий проводилось и проводится с нарушением принципа добровольности: власти не сделали даже формальной попытки спросить население России о том, хотят ли они присоединения новых областей! — Прим. Ред.). Российское правительство не сняло национальный вопрос в этих землях, а обострило его, силой загнав брожение и недовольство людей в подполье. Это значит, что под российский империализм заложена ещё одна мина, которая в известных условиях обязательно взорвётся в виде национального по форме, антиимпериалистического по содержанию движения украинского народа против российской и собственной буржуазии.

Подготовил: А. Файзалиев.


[1] Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе четырёх основных признаков: на базе общего языка, общей территории, общности экономической жизни и общности психического склада людей, проявляющегося в общей, специфической национальной культуре.

О национализме (ответ тт. студентам): 27 комментариев Вниз

  1. Хорошая статья. Правда на мой взгляд есть некоторые неточности, например фраза «когда были созданы новые, социалистические нации» — но реальность то такова, что они не были созданы, да и сам термин «социалистические нации», на мой взгляд, неудачен. Ведь рассмотреть вектор развития социализма вцелом, то речь шла, скорее, о перековке буржуазных наций в единый Советский народ.
    В статье также сделан выпад с великодержавных шовинистов

    А вот в конце автор пишет: «Национальный вопрос есть часть общего вопроса о развитии революции. На различных этапах революции национальный вопрос имеет различные задачи, соответствующие характеру революции в данный исторический момент. Сообразно с этим должна меняться и политика будущей партии пролетариата в национальном вопросе. Сегодня в повестке дня стоит вопрос о буржуазно-демократической, антифашистской революции. Значит, решение национального вопроса должно быть связано с судьбой демократического переворота в России. Свержение фашистской буржуазии, отнятие у неё всего крупного производства, немедленное завершение войны на Украине почётным миром, ликвидация остатков фашизма и полная демократизация страны — это является лучшим решением национального вопроса, возможным в рамках капитализма.» — Национальный вопрос в Революции может занимать важное место лишь в начальный этап, постепенно национальные границы должны сглаживаться и размываться. Но это дело довольно ещё отдалённого будущего, в нынешних же условиях, нужно понимать, что и буржуазия извлекла уроки из истории. Ни одна капстрану нельзя сегодня назвать всецело фашистской, но отдельные элементы фашизма-нацизма есть в каждой. А это значит, что когда кто-либо (будь то рабочее движение внутри, или конкуренты внутри и извне) угрожает правящей верхушке, она начинает действовать фашистскими методами. В тоже время, «демократизация», то есть послабление буржуазного режима, будет говорить лишь о том, что буржуазия в данной стране чувствует себя весьма вольготно, а как говорил А. Линкольн — «Свобода для волка означает смерть для овцы», то есть при такой «демократии» рабочее движение будет раздавлено. В рамках капитализма, только когда власти буржуазии ничего не угрожает возможны послабления режима, но как только рабочее движение начнёт набирать силу, она тут же приступит к «закручиванию гаек», то есть снова сбросит маску демократии и покажет своё фашистское мурло. Только уничтожение буржуазной власти, то есть подлинная Революция приведёт общество к действительной демократизации, а отнюдь не замена «фашистской» буржуазии не «демократическую». Буржуазная власть сама по себе несёт в себе фашизм и использует его когда её что-либо угрожает.

    Говоря о национализме (да и о капитализме в целом), заканчивать нужно постановкой вопроса о будущем, то есть к чему должны стремиться, вот поэтому данный абзац следовало поместить в самом конце статьи:
    «И наоборот, победа социализма во всемирном масштабе ликвидирует империализм во всех странах, уничтожит как стремление к покорению чужих наций, так и страх перед угрозой национального порабощения, подорвёт в корне национальное недоверие и национальную вражду, объединит нации в единой системе мирового социалистического хозяйства и создаст, таким образом, реальные условия для постепенного слияния всех наций в одно целое.»
    Нужно показывать людям, как на самом деле глупо выглядит их сегодняшняя вражда, что в будущем, наши потомки будут гражданами Коммунистической планеты Земля. И что Коммунизм это не детская сказка, а реальный выход из инферно для всего человечества.

    1. «…реальность то такова, что они не были созданы, да и сам термин «социалистические нации», на мой взгляд, неудачен.»
      — Это на ваш взгляд, т.е. на взгляд человека, не изучавшего или фрагментарно изучавшего национальный вопрос в сталинском СССР.

      «Ни одна капстрану нельзя сегодня назвать всецело фашистской, но отдельные элементы фашизма-нацизма есть в каждой.»
      — Сейчас нет нефашистских стран. Другое дело, что современный фашизм во многих странах сопливый, слабый, с нулевой социальной поддержкой. Это не значит, что у него нет зубов и когтей.

      ««демократизация», то есть послабление буржуазного режима, будет говорить лишь о том, что буржуазия в данной стране чувствует себя весьма вольготно, а как говорил А. Линкольн — «Свобода для волка означает смерть для овцы», то есть при такой «демократии» рабочее движение будет раздавлено. В рамках капитализма, только когда власти буржуазии ничего не угрожает возможны послабления режима»
      — «Послабления» фашистских режимов сами собой не происходят. Все существующие бд-права и свободы завоёвываются трудящимися массами в жестокой борьбе. И очень быстро проигрываются, если эту борьбу прекратить или ослабить давление снизу. Положение, когда рабочее движение будет непременно раздавлено, и есть остутствие демократии. Иными словами, условия «послабления» фашистских режимов — это результат давления трудящихся масс; «послабление» есть отступление реакции. А говорить о том, что в условиях «послабления» фашизма буржуазия себя чувствует вольготно, не корректно. Буржуазия в эпоху монополистического капитализма тоже не однородна. Финансовый капитал как наиболее реакционная часть буржуазии себя чувствует не вольготно.

  2. Погодите. Так на территориях, подконтрольных нынче России, проводился референдум, по которому большинство высказалось за присоединение (Херсонская, Запорожская области). Я хорошо помню репортажи об этом всем, в том числе и из оппозиционных источников.

    1. А при чём здесь референдумы на подконтрольных нынче Рф территориях и присоединение неподконтрольных территорий? Этак можно и за присоединение Америки проголосовать. Это первое. Второе: даже если бы сто процентов проголосовало за — а что, в РФ был полный консенсус по поводу такого присоединения? Как говорится, без меня меня женили. И теперь требуют, чтоб «всю зарплату отдавал, тёщу мамой называл». С какой стати???

  3. Но ведь Донбасс бомбила украинская буржуазия столько лет. Может оно и лучше, что РФ присоединила его к себе? К тому же будь там референдум, большая часть выступила бы за то, чтобы быть с буржуазнрй РФ, та как она гарантирует им какую-то стабильность и защиту, защитит от расправы со стороны нациков украинских.

    1. А что, бомбёжки Донбасса прекратились? В чём защита, где стабильность? При Гитлере тоже была стабильность. А нужна народу такая стабильность?
      И там фашисты, и там фашисты. И те, и другие войну заканчивать не собираются. И прикрываются мирным населением, как щитом, превращая всё вокруг в безжизненную пустыню. Напомнить про Каховское водохранилище?
      И кстати, а где гарантии? Напомнить про сдачу Херсона? Харьковской области? Их взяли и оставили — на расправу. Без боя.
      Так что лучше, какой режим? Оба хуже!

  4. Нынешняя война идёт за то, чтобы западные войска не пришли к нам. Весь наш регион раскачивают на третью мировую, России, даже империалистической, она точно не нужна. А нас по сути делают ее центром.

    1. «Нынешняя война идёт за то, чтобы западные войска не пришли к нам.» — К вам — это к кому? На Украину? Так они у вас уже тридцать с лишним лет, и с началом активных открытых боевых дествий их всё больше и больше.

      1. Нет. Я про Россию. Война эта для
        российской экономики хоть и разорительна, но необходима правящему классу РФ с той целью, чтобы не дать НАТО расшириться на востоке. Поэтому Путин и принял решение влезть в Украину в прошлом году, чтобы там не появилось НАТОвская армия.
        Может прозвучит бредово, но если мы эту войну проиграем, то западные «партнёры» по классу не только разорвут наш правящий режим (фиг бы с ним), но они могут вполне расчленить РФ и ликвидировать наше ядерное оружие. Тогда банально не в чем будет делать революцию и рабочий класс постарадает на порядок сильнее. Российский правящий класс заварил эту кашу с войной, и назад дороги отступать уже нет. Джинн выпущен из бутылки, и западный империализм не остановится на сохранении вассальной Украины. А пойдёт «резать» территорию РФ.

        1. «Может прозвучит бредово, но если мы эту войну проиграем, то западные «партнёры» по классу не только разорвут наш правящий режим (фиг бы с ним), но они могут вполне расчленить РФ и ликвидировать наше ядерное оружие.»
          — А «мы» — это кто? На самом деле рабочий класс за поражение правительств России и Украины в этой войне. Правительство России — это главный враг, враг №1 для российского рабочего класса на данный момент. А с чего вы решили, что выступать за поражение российского правительства — значит, что рабочий класс готов раскрыть двери иностранным интервентам? Оно не значит также, что российский рабочий класс желает победы украинскому правительству. Поражение российскому правительству означает ослабление российского фашизма, а значит, открывает возможности для разворачивания антифашистских сил, для перехода рядовой армии на сторону антифашистских сил. В том числе и с целью борьбы иностранными интервентами, если таковые появятся.

          1. >Поражение российскому правительству означает ослабление российского фашизма, а значит, открывает возможности для разворачивания антифашистских сил, для перехода рядовой армии на сторону антифашистских сил. В том числе и с целью борьбы иностранными интервентами, если таковые появятся.

            Хорошо. Допустим, что так. Но не проведут ли интервенцию западные буржуи стремительно,перебросив войска через границу с Украиной к нам?
            К тому же демократизация объективно дестабилизирует внутреннюю обстановку в стране. Это ведь не социализм, когда есть единый центр и единая экономика. По сути получится внутренняя анархия, которую большевикам нужно будет ликвидировать. И именно в этот период демократической анархии враг и ударит по РФ. Как быть?

            1. Как ударит, так и получит отпор. Революция обязана уметь себя защитить. У России, помимо всего прочего, очень серьёзное преимущество перед маленькими странами: её стремительно не пройти. Можно стремительно перебросить войска через границу. А вот пройти всю Россию или даже какой-то существенный кусок — ножки до попочки стопчешь.

              1. //Революция обязана уметь себя защитить.

                Вы это белорусским сьвядомым расскажите. А то шли в автозак или разбегались, как тараканы. Дальше перформансов и променадом дело не пошло. Зато теперь вот странствуют по эуропе.

                1. Вот вы им и расскажите. И объясните, что если революция себя не защищает, то она проигрывает. И тогда — горе побеждённым.

                  1. Им хоть перфоратором гвозди в голову забивай -все равно не поможет. Или кричат, что «путинввелбывойска» или просто обзовут «ватником», рабом и коммуноыашистской сволочью, которая «зьнiшчыла беларускую нацыю Чарнобылeм».

                    1. Так уж всем хоть перфоратором гвозди забивай?))

    1. Безадресная критика не достигает цели. Поэтому критикуйте адресно, раз уж взялись за клавиатуру.

  5. Смотрите какая информация появилась.
    https://t.me/pbdsu/11960
    Опрос «Левада-центра» (иноагент): Подавляющее большинство россиян (70%) поддержали бы решение Путина, если бы он решил прекратить военный конфликт с Украиной «уже на этой неделе».

    Определенно против выступили бы 12%, еще 9% – скорее против.

    Однако если бы Путин решил прекратить конфликт при условии возвращения присоединённых территорий, то поддержали бы его действия только треть россиян: 16% – определенно, 18% – скорее поддержали бы. Однозначно против такого решения выступили бы 38%, еще 19% – скорее против.

    На ваш взгляд о чем это говорит, товарищи?

  6. Кто, на ваш взгляд, должен провести буржуазно-демократическую революцию в России? ФБК? Русский добровольческий корпус? Так они антикоммунисты похлеще современной власти, обязательно запретят коммунистическую пропаганду. Или, может быть, находящаяся в оппозиции к власти сырьевиков буржуазия, которая имеет капиталы в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, группирующаяся вокруг КПРФ? Так она вряд ли станет свергать власть сырьевиков, у неё с ними ситуативное единение интересов. Западу-то противостоит и та буржуазия, и эта, хотя мотивы у них разные.

    1. «Кто, на ваш взгляд, должен провести буржуазно-демократическую революцию в России?» — Вы как-то про пролетарские массы забыли. Кроме них — некому.

      1. А что пролетариат? В статье «Не могут или не хотят» вы сами написали, что он ещё очень неплохо так живёт (хоть и не стабильна эта хорошая жизнь). Того гляди эти пролетарии в случае революции начнут драться за нынешнюю буржуазию и Путина, чтобы та им их жалкие льготы и зарплаты оставила.
        Когда были навальновские митинги 17-18 годов, там отнюдь не пролетариат выходил, а большей частью молодёжь либо безработная (студенты, школьники и иные иждивенцы), либо мелкая буржуазия и служащие.
        Сколько времени должно пройти, чтобы пролетариат поднялся до сознательного уровня — я не знаю. Возможно, лет пятьдесят. Но сейчас он реакционен, его всё устраивает. И революции и социализмы все он видал в гробу и белых тапках.

          1. По себе? Ну ок. Попробуйте с каким-нибудь случайным человеком лет 30-40 поговорить о войне и её ненужности. Не уверен, что он вамлицо не попытается набить и полицейским не сдаст (недавно так одна бабка сдала ментам студентку, менявшую в супермаркете ценники на антивоенные листовки). Вот вам ваш пролетариат сейчас. И как его переубедить на революцию — без понятия. Наверное должно пройти время, чтобы трудящийся человек нахлебался горя от войны и безденежья.

            1. «Попробуйте с каким-нибудь случайным человеком лет 30-40 поговорить о войне и её ненужности.» — Пробовал и не раз — везде, где это уместно. И не только с 30-40-летними — всех возрастов и обоих полов. Даже с ветеранами. И с вагнеровцами, представьте, говорил о войне. И с сотрудниками военкомата. И никто рожу не набил и полицейским не сдал. Практически повсеместно — полная поддержка. Ну, разве что среди совсем реакционных слоёв населения были какие-то попытки оппонировать. Но слабенькие и неуверенные, легко затыкаемые. Те же ветераны, например, попытались что-то против сказать, да заткнулись сходу. И вагнеровцам нечего было возразить — стояли, разводили руками и кивали.
              Подход к людям надо искать. Время и место выбирать, слова подбирать под собеседника. И если не получилось, выводы делать и проводить самокритическую работу над СВОИМИ ошибками, а не ныть и пенять на наш пролетариат.

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code