Некоторые вопросы читателей 10.2024

Читатель, по всему вероятию, с Украины, сообщил, что попал в беду. Его ловят власти, чтобы силой отправить на войну. Воевать за интересы фашистской буржуазии он не желает, смысла защищать «свой» концлагерь, условия позорного рабства и угнетения не видит. Это очень хорошо. Скорее всего, военной «брони», отсрочки или какого-то освобождения от «призыва» у человека нет. Ему удалось ускользнуть от фашистов из т. н. «ТЦК» [1], но человек растерялся, не зная, что делать дальше. При этом читатель спрашивает, стоит ли в следующий раз стрелять в фашистов из «ТЦК».

Иначе говоря, перед человеком встал выбор: или уходить в бега, на нелегальное положение, или сдаться властям и попасть на войну.

Первый вопрос, который встаёт перед таким «нелегалом», — где жить и брать средства к жизни. Сейчас на Украине немало мужчин-трудящихся прячется от войны, находится в бегах. Убегают и прячутся от войны, как могут и где могут. По старой, ещё царской традиции военные уклонисты стремились выехать в Польшу или Прибалтику. Официально эти страны граждан Украины обратно не выдают. Но для жизни там нужны немалые деньги. Нужно как-то найти работу, жильё и т. п. А это с 2020 г. всё труднее, так как и цены на жизнь в Европе сильно выросли, и остаться там надолго не так-то просто. Кому нужен нищий беглый раб с Украины? Который по планам фашистских правительств США и ЕС должен не в Польше сидеть, а воевать с российской армией.

Известно также, что часть украинских трудящихся-уклонистов была спрятана родственниками внутри страны. Для украинского гестапо не секрет, что недовольство фашизмом и войной сильнее прочего развивается на Западной Украине. Это не парадокс, а закономерность. Широкие слои западно-украинской мелкой и средней буржуазии экономически пострадали от фашистских ограничений, запретов, мобилизаций. Эти слои, особенно на селе, ничего не выигрывают от войны, кроме разорения, изъятия рабочих рук из хозяйств, возвращения кормильцев в виде трупов или изувеченных и беспомощных калек.

Поскольку взносы от прихожан местной греко-католической церкви за истекшие 4 года упали (как нам сообщают, по Львовской области примерно на 1/3 в сравнении с периодом 2015–2019 гг.), недовольство проявляет рядовое греко-католическое духовенство, имеющее большое влияние на трудящихся Западной Украины.

Рабочий класс Львовской, Закарпатской, Тернопольской и Волынской областей всегда был активнее в политике, чем пролетариат Приднепровья и Донбасса. Сегодня либерально-демократические традиции западно-украинского пролетариата не потеряны, а придушены. Трупы и калеки, которые поставляет война, снижение уровня жизни, полицейские прижимки, болезненные фашистские унижения чести и достоинства — всё это копится и не может пройти бесследно.

В целом народные массы Восточной Галиции, Волыни, Буковины ещё не дошли до состояния «украинской Вандеи». Но исторически они ценят честь и «волю» высоко и не так приучены к «отвратительному рабству и азиатчине», как российский обыватель. В народной гуще Западной Украины сохранилась традиция укрывания всякого рода жертв правительства, «борців за волю», традиция партизанской войны с центральной властью. Этому способствуют географические условия Буковины, Галиции и Волыни: густые леса, горно-лесная местность, продукты леса, за счёт которых человек может существовать известное время. Борьбе с правительством способствует наличие горных и отдалённых сёл и хуторов, относительно слабо связанных с городом.

Эти обстоятельства показывают, почему военные власти и СБУ так тщательно обыскивают отдалённые лесные и горные районы страны. Они рассчитывают, что там, на хуторах и в сёлах прячется много уклонистов от войны. Дело доходит до того, что в некоторых местах женщины выходят с вилами против поисковых групп ТЦК и СБУ. Так или иначе, вероятность укрыться от войны в районе Карпат выше, чем в лесах Харьковской области.

Если до 2020 г. оборонческие настроения среди трудящихся Западной Украины были сильны, то уроки «коронавирусного» фашизма заметно убавили желание защищать фашистское отечество. С одной стороны, западные украинцы имеют все основания опасаться нынешней России, ожидая от неё то, что их прадеды получили в 1914-1916 гг. от царской оккупации. Тогда первое время после занятия русской армией Галиции местное славянское население относилось к ней с большим сочувствием. Населению казалось, что Россия ему всё-таки ближе, чем Австрия. Но политика царских властей в Галиции, которую возглавлял губернатор граф Бобринский, делала всё возможное, чтобы это сочувствие местного населения свести на нет. Над населением совершался произвол, всевозможные насилия, было введено полнейшее бесправие галичан. Галиция наводнилась русскими жандармами и сыщиками. В Западную Украину понаехало черносотенное духовенство, которое принялось «водворять» свободолюбивых галичан в «истинное православие». Это духовенство во главе с епископом Евлогием строило повсюду новые православные церкви, на что было затрачено немало средств, которые затем собирались с местного населения.

Русское черносотенное чиновничество, насаженное на все местные должности, показало себя во всей красе. Кроме организации еврейских погромов, оно занималось ещё пьянством, лихоимством и воровством казённого имущества, рассчитывая составить себе таким образом капитал на чёрный день.

Широко развилось мародёрство и грабежи населения русской армией, чиновниками и попами. Солдаты-мародёры забирали у галичан скот под видом реквизиции, выдавая им простые записки, за которые нигде ничего никто не платил. Грабили лавки и шинки евреев, после чего хозяев сажали на гауптвахту или били палками. Мародёрство, грабежи и еврейские погромы усиливались, когда русская армия терпела поражения и отступала. И наоборот, погромы и грабёж несколько утихали, если армия имела успехи на фронте. Таким путём завоёванный край быстро довели до обнищания, которое было против интересов самой русской армии, но в интересах мародёров. С мародёрством не велось никакой борьбы.

Всё это достигло при царской власти таких масштабов, глубины и унизительности для украинского народа, каких не было ранее ни при поляках, ни при Австро-Венгрии. Разочарование в России у населения оказалось велико.

В плен 7-й русской армии при Перемышле попало 15 000 австрийских солдат. Среди них было много галичан, западных украинцев-русин. Сначала они были очень довольны, что попали в плен в Россию. Многие из них добровольно вступили в русскую армию. Но искренне расположенные к России русины быстро разочаровались, увидев русские порядки.

Такие вещи долго сохраняются в памяти народа. По этой старой памяти, которую без конца бередит и фальсифицирует украинская буржуазия, западно-украинский обыватель не делал и не делает различия между русским пролетариатом и русским правительством, между угнетёнными и эксплуатируемыми рабами в России — и их угнетателями и эксплуататорами. А это — небо и земля.

Тот факт, что большинство трудящихся Западной Украины объединяет в целое трудовой народ России и её фашистское правительство, — этот факт дополнительно отравляет отношения между русским и украинским пролетариатом, способствует недоверию и подозрительности между народами. А это как раз на руку российскому правительству, которое заинтересовано в расколе и вражде трудящихся, в принесении в жертву империалистической бойне обоих народов.

Украинский обыватель попал в сложное положение. Формально на его страну напал агрессор — российский империализм в лице своего государства. Поэтому вроде бы обязанность и совесть обывателя должны толкать его к защите родины. Но что видит т. н. «пересічний українець»?

Правительство требует от него защиты отечества. Но экономические условия жизни обывателя становятся всё хуже. Все национальные богатства народа, производство, культура, природа, — всё это отобрано у него. Фашистский режим лишил его гражданских прав и свобод, ради которых стоило бы проливать кровь в войне против внешней фашистской агрессии. Стоило бы, если бы на Украине существовала фактически буржуазная демократия, реальные права и свободы трудящихся, а нападение России несло бы украинцам фашистские порядки. Рабочим не всё равно, в каких условиях они живут, в условиях демократических свобод или в условиях фашистской диктатуры.

Но ещё с переворота 2014 г. на Украине всё время ужесточались фашистские порядки, которые по жестокости превзошли российские. Разгромлены все общественные организации трудящихся, фашисты открыто убивают людей. Возвращены к жизни средневековые методы расправы с несогласными — привязывание к столбам (вошло в «моду» привязанных раздевать при этом догола ниже пояса), сажание в мусорные баки, пытки, облавы, избиение на улицах и т. п. Народ ничем не владеет, власти и прав не имеет, он не видит существенной разницы между фашизмом российским и «своим» внутренним. Поэтому массы не выдвигают лозунг всенародной освободительной войны. Лагерные рабы, не имеющие ничего, права ни на что, даже на свою жизнь и жалкое имущество, не будут защищать условия такой жизни.

Могут возразить, что в 1812 г. русские крепостные рабы, жившие в самых худших условиях, всё же стихийно встали на всенародную войну с Наполеоном. Но тогда народные массы считали (и имели на то серьёзные основания!), что чужеземное иго будет хуже и тяжелее ига своих дворян и помещиков. Сегодня украинский народ не имеет серьёзных оснований считать, что его жизнь в Украине, захваченной российским правительством, будет хуже, чем при власти «своих» капиталистов и властей. Это ещё раз подтверждает, что фашизм — власть свирепая, но непрочная, не имеющая корней и поддержки в народе. Фашистский режим, установленный на Украине, сыграл шутку против своих заказчиков и главных исполнителей: народ не желает защищать этот режим.

Могут также возразить: ладно, у трудящихся при фашистском империализме нет и трижды не может быть отечества. Но у рабочих Украины есть «рідна земля» — тот родной край, конкретная совокупность материальных, социальных, природных и культурных условий, к которым люди естественным образом привязаны. Его, мол, украинцы обязаны защищать при любых общественных условиях. Правда и то, что щедрые, живописные и цветущие украинские земли — одно из лучших мест на земле для счастливой жизни людей. Эти земли украинский народ якобы обязан защищать из-за горячей любви к ним.

Да, Украина — прекрасная родная земля. Но, во-первых, массы идут в бой не за красоты и прелести родной земли, а за общественные порядки в ней, за экономические и политические условия своей жизни, за тот государственный и общественный строй, который делает эти массы полными хозяевами всех богатств страны, обеспечивает им всю власть, делает их полновластными хозяевами своей жизни.

Стоит ли говорить, что нынешний фашизм превзошёл все эксплуататорские порядки, которые существовали на Украине в прошлом. Ему удалось «отбить» у большинства трудящихся-украинцев последнее желание защиты нынешнего «отечества». Нельзя защищать то, чего украинский пролетариат не имеет. Трижды нельзя защищать то «отечество», в котором рабочих и трудящихся жестоко терроризируют, зверски эксплуатируют, грабят, где они полностью лишены средств производства, природных богатств, власти, достояний культуры, элементарных прав и свобод. Ибо такая защита есть не что иное, как защита руками народа врагов этого народа.

Кто же из нормальных трудящихся будет драться за такую жизнь? Истинная правда, что рабочие Украины горячо любят свою родину. Но, как метко сказал один украинский товарищ, лучше социализм в Антарктиде, чем фашизм в Крыму. Народ без понуканий дерётся за свою свободную, зажиточную и культурную жизнь. Народ не будет драться «за отечество», когда в нём он лишён всего этого, как бы прекрасно оно ни было в географическом смысле.

Народ не слепой. Он видит, что украинское правительство не объявляет и не хочет объявлять всенародную освободительную войну российским оккупантам. Но при этом правительство жестокими мерами гонит украинцев воевать с российской армией. Возникает вопрос: если уж война, если на нашу страну напал сильный и жестокий враг, то почему правительство прямо и открыто не поднимет весь народ на освободительную отечественную войну против этого врага? Вместо этого карательные отряды ловят мужчин и под угрозой расстрела отправляют воевать. В чём дело?

А дело в том, что украинская буржуазия и её «старшие партнёры» из США и ЕС боятся всенародной освободительной войны на Украине стократ больше, чем захвата всей Украины российским империализмом. Если завтра в трудящихся массах Украины стихийно вспыхнет пламя национально-освободительной борьбы против российской агрессии, это будет означать, что народ с пролетариатом во главе должен будет ликвидировать нынешний фашистский режим, сбросить с власти «свою» финансовую буржуазию и начать войну со всем иностранным империализмом, который сегодня хозяйничает в стране.

Вот почему далеко не всякое правительство может объявить всенародную освободительную войну и позвать народ под свои знамёна, рассчитывая на то, что этот призыв будет услышан и с энтузиазмом встречен народными массами.

Отечественная война против российского империализма была бы справедливой освободительной войной, если бы могла решить антифашистские задачи, свойственные «обычной» демократической революции, и, не останавливаясь, двинуться вперёд, к революционно-демократической диктатуре пролетариата и трудящихся. Такая диктатура ещё не решает вопросов социалистической революции, поскольку капитализм ещё остаётся. Но такая диктатура вплотную подводит к социалистическому перевороту, так как ликвидирует монополистический капитал и его государственный аппарат и ставит у власти союз рабочего класса и трудящихся масс под руководством пролетариата. Поэтому буржуазия боится всенародной войны на Украине, как огня.

Отечественная справедливая освободительная война украинского народа против российского империализма означает вооружение народа. А вооружённый народ уже нельзя загнать в рабство, объявить ему «коронавирус», одеть на него намордник, затолкать в условия фашистского лагеря. Правительство, которое решится так обойтись с вооружённым народом, почувствовавшим свою власть, увидевшим, испытавшем на деле свою силу, — такое правительство будет немедленно поднято на штыки.

Всенародная война против российского империализма означает, что он будет разбит и изгнан из Украины намного быстрее, чем в условиях войны, в которой с обеих сторон действуют империалистические правительства. А быстрая победа украинского народа над российским правительством есть ликвидация данной войны, что для главных мировых монополий означает уменьшение военных заказов, резкое падение прибыли, нарастание кризиса перепроизводства, невозможность обновлять основной капитал, обострение конкуренции, наконец, разорение части финансового капитала. Поэтому украинскому правительству поставлена первоочередная задача не победить Россию, а всеми силами не допустить всенародной войны украинского народа против неё и быстрой победы.

Наконец, справедливая освободительная отечественная война украинских масс против российского империализма грозила бы перекинуться внутрь России в виде роста рабочего и общедемократического движения. Эти оба движения, революционное и антифашистское, могут и обязаны объединиться против фашистского правительства России, чему немало помогло бы военное поражение этого правительства на Украине. Братание солдат на фронте, сочувствие широких народных масс в России победившему антифашистскому фронту на Украине, втягивание в силу этого широких обывательских масс в политику, — всё это может расшатать устои нынешней империалистической буржуазии в России, поставить в порядок дня антифашистскую революцию и создание широкого народного фронта против фашизма, против войны на Украине, за мир с её народом, за объединение сил пролетариата двух стран против своих и иностранных империалистов.

Ясно, что российская буржуазия боится такого поворота событий. Если восстанет украинский народ, то, вероятно, российское правительство первым предложит украинским властям свои услуги по подавлению восстания, сыграет роль наёмного карателя украинской буржуазии против трудового народа Украины. Будет чем-то вроде Бисмарка в руках французских банкиров в позорной роли палача Парижской Коммуны.

Но нельзя будет победить народ, который увидел, понял, завоевал такие условия, которые могут обеспечить ему и его детям свободу, мир, человеческую жизнь, все богатства производства, культуры, природы.

Может ли возникнуть саботаж российских военнослужащих на фронте как массовое движение без связи с подъёмом национально-освободительного движения на Украине? Может. Но такой саботаж не возникает сам по себе, а является отражением положения дел в российском тылу, протестных акций на «гражданке», в первую очередь — забастовок, демонстраций и митингов, актов массового неповиновения и саботажа. В текущем моменте сложно представить себе такое движение без прочной связи с антифашистской борьбой передовых сил Украины.

Читатель, на которого охотятся фашисты, попал в тяжёлое положение не потому, что его хотят забрать на империалистическую бойню. Главная тяжесть его положения в том, что ему некуда идти, чтобы бороться с властью. На Украине возможно подполье и партизанское движение. Но штука в том, что то и другое есть инструменты политической организации рабочего класса или антифашистских демократических организаций трудящихся масс, мелкой, средней и антифашистски настроенной крупной буржуазии. Если существует хотя бы ядро революционной партии или антифашистского народного фронта — рано или поздно будут и боевые органы, вроде вооружённого подполья и партизанских отрядов.

Может ли быть наоборот? Может, случаи были. Но всё равно, подполье и партизаны, коль они решают военным путём задачи политики передового класса (или союза передовых сил общества), действуют не сами по себе и для себя, а складываются как вооружённая сила определённой партии. Этой партии может ещё и не быть как «официально» оформленной силы, с уставом, программой, ЦК и ЦО, но она должна быть фактически как боевая политическая организация рабочего класса или трудящихся. Части такой организации могут возникать стихийно, в разных местах, явочным порядком, но цель у них общая — борьба с фашизмом, а далее — за власть.

Есть ли на Украине элементы антифашистской организации? Должны быть. Есть ли передовые сознательные рабочие и демократически настроенные служащие, интеллигенты, мелкая буржуазия? Есть. Вокруг отдельных из них могут сложиться и действительно складываются подпольные антифашистские группы. Нужно искать такие группы. В одиночку наш читатель пропадёт.

Говорят, надо идти на фронт, чтобы там вести антифашистскую и революционную агитацию. Надо, но не всем и не всегда. Наш читатель — не большевик-агитатор, больше пользы он может принести в тылу.

Нужно ли применять оружие против ТЦК и иных фашистских организаций? Можно и нужно, но всё зависит от конкретных обстоятельств, места и времени. Революционерам и подпольщикам часто приходилось отстреливаться от жандармов и фашистов. Это правильно и необходимо. Но нужно помнить о том, что индивидуальный террор против властей ничего не даёт и не даст. Это дело дурное и вредное.

Народ будет стрелять в фашистов, это неизбежно, если уж бабы берутся за вилы против вооружённых карателей. Главная задача читателя и тысяч других честных людей на Украине — организация массового Сопротивления фашистской буржуазии. Формы такого Сопротивления не сразу станут военными. Наверняка понадобится более или менее длительный процесс скрытого сопротивления, «тихого» саботажа, подпольной печати, конспирации и т. п. А главное — складывания на практике, в ходе подпольной борьбы сознательного революционного ядра, организации, которая могла бы собрать вокруг себя всё здоровое и честное, что есть, и соединить его в общую силу против правительства у себя на местах, а затем — и в порядке объединения местных организаций в единый Фронт. А оружие найдётся, и применения ему со стороны революционных масс будет достаточно.

И. Белый, М.Иванов


[1] ТЦК — т. н. «Територіальний центр комплектації». Фашистский военный орган насильственной мобилизации. Ведёт охоту на украинских трудящихся — мужчин призывных возрастов.

Некоторые вопросы читателей 10.2024: 11 комментариев Вниз

  1. Простите. Если Отечество появится только при социализме, то выходит, что Родины не было и у Советских людей на оккупированных территориях — там ведь социализма не было.
    И на территориях, где белые хозяйничали, защита социалистического Отечества была бессмысленна — социализма же нет?

    Родина есть Родина, она не привязана к социальному строю. Социальный строй может вести к тому, что нам наша Родина не принадлежит.

    Выходит, что и Кремль, природа, храмы средневековые, поля, леса — все это нам теперь не родное? А песни русские? Все это теперь нам чужое? Мы имеем полное моральное право владеть этой страной — мы дети поколений, которые ее обустраивали. Это наша нация собирала эти земли — с какого перепуга мы теперь здесь никто, а земля это нас чужая?

    Родина эта наша, она священна, но в лапах врага — его надо выбить из Кремля — это верно.

    1. «Родина эта наша, она священна, но в лапах врага — его надо выбить из Кремля — это верно.» — Именно об этом мы и говорим!

      Отношение советских граждан на территории, захваченной фашистами или Белыми (это, кстати, тоже фашисты!), к своему Отечеству должно быть таким: НАШЕ ОТЕЧЕСТВО ЗАХВАЧЕНО И ЕГО НУЖНО ОСВОБОЖДАТЬ!
      То же самое касается и сегодняшнего Отечества. Оно под пятой фашизма. Если ты называешь себя патриотом, т.е. если ты любишь и считаешь родными российские поля, леса, песни, Кремль — освобождай их от фашистской нечисти. И пока ты не встал на путь антифашизма:

      «…помолчи о своей любви.
      Край, где рос ты, и дом, где жил,
      Своею Родиной не зови!»

  2. Как вы относитесь к теории, что власть над всем миром в руках еврейской экстремистской группировки, которая управляет всеми страну в соответствии со сценарием, который прописан в Торе?

    Ленин им помешал — его застрелили, Сталин их остановил, а теперь они снова у власти.

    1. Мы относимся к этим антисемитским бредням, как и положено относиться к антисемитским бредням.

      Мир в руках буржуев всех наций и народностей. Еврейство здесь не при чём.

  3. Ничего в России не «рванет», все всё стерпят и добавки попросят.

    У меня на работе все, кому 30-40 лет, поддерживают фюрера Пу. Наш народец дерьмовый какой-то, ей богу. Холопы и быдло. Теперь я понимаю, почему некоторые социалисты народники 19 века так в нём разочаровывались.

    1. «Наш народец дерьмовый какой-то, ей богу. Холопы и быдло. » —- По себе судите? Некоторые социалисты-народники, быть может, и разочаровывались в XIX веке в народе России. Но история показала, как глубоко они заблуждались!

      А то, что за вами не идут — так вы бы ещё больше материли народ — тогда вас, может, и побили бы, наконец. И поделом. Нельзя даже думать о революции, ненавидя свой народ! Если определённые слои трудящихся, в которых вы вращаетесь, подкуплены властью и хозяевами, а потому временно глухи к пропаганде, не следуют обобщения на весь народ. Надо понимать экономическую природу «глухоты и слепоты» этих трудящихся и держать в голове, что всех власть всё равно не купит и вечно подкупать рабочую аристократию не будет — рано или поздно ништяки закончатся, и хозяева перестанут задабривать своих холопов — по крайнйе мере, попытаются прикрыть дополнительные кормушки, обманут ожидания прикормленых рабов. Ваша задача — понять, когда это произойдёт, и оказаться в нужном месте и в нужное время со своей пропагандой. Это во-первых. Во-вторых, помимо экономических причин есть масса других веских причин быть недовольным властью и её политикой. Надо разыгрывать другие карты, раз не получается разыграть эти. И третье и главное: экономического интереса поддерживать войну нет практически ни у кого. Даже в вашем кругу, если вы не олигарх, конечно. Более того, в стране гораздо больше людей как раз-таки имеют крайне серьёзные экономические причины для недовольства. Работайте с ними. Сложно? А кто сказал, что будет легко? Вы же не путёвки на Карибы раздаёте, а на борьбу поднимаете, причём на борьбу вдолгую. Конечно, сложно будет.

  4. А будут ли такие партизанские войны, как в статье, эффективны? Вот есть у нас в Индии наксалиты, с 60-х годов они воюют с буржуазией. Результата по большому счету ноль. Только жертвы. На Филиппинах и в Непале похожая ерунда.

    1. А с буржуазией ли воюют эти партизаны? Что за лозунги выдвигают, насколько они актуальны? На кого эти партизаны опираются?

        1. Это кто угодно, только не коммунисты. И воюют они не с буржуазией. Лозунги у них невнятные, цели — от местечковых до космических, причём связи между первыми и вторыми нет. А это самое главное. Революция не делается в деревне или в сельской местности в отрыве от города. Как, не выходя из деревни, захватить политическую власть в стране? Никак. Способ производства на контролируемых наксалитами территориях полуфеодальный: хозяйство чуть ли не натуральное. Промышленности своей нет. Электричества нет. Транспорта нет. Серьёзной торговли с внешним миром, а значит, доступа к серьёзной мануфактуре, нет. И похоже, это не особо волнует наксалитов. Контролируют с/х районы и успокоились на этом. Какой же это социализм? Это даже близко не социализм и не попытка его построить. Помните ленинское «Социализм — это Советская власть плюс электрификация всей страны.»? И потом, что это за контроль территорий? Нет его! Иначе бы строили промышленность, электростанции, дороги, школы. Но как только наксалиты заложат фундамент завода или электростанции, прилетит бомбардировщик ВС Индии и разбомбит стройку.

          Конечно, наличие неподконтрольных или, скажем точнее, слабо контролируемых центральной властью территорий — это хорошая база для будущего вооружённого восстания. Но от базы вооружённого восстания до революции — пропасть. Восстание не должно замирать и топтаться на месте. Оно должно идти в город. Пусть не захватывать его, но разлагать территорию врага, центрального правительства. Организовывать городское подполье, поднимать городской пролетариат. Дать городским слоям населения, в первую очередь рабочим, внятные и привлекательные лозунги. Ничем таким наксалиты не занимаются, либо лозунги, которые они предлагают, не интересны горожанам. В противном случае не сидели бы больше полувека в лесу. Это пример того, как не должна вестись партизанская война.

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code