Вместо годового обзора. Часть 2

← Часть 1

О текущей работе

В 60-е гг. в США, форпосте международного троцкизма, среди левых ходила троцкистская теория «чем хуже, тем лучше». Пусть положение рабочего класса постоянно ухудшается, это хорошо, так как облегчает революционизирование и само по себе повышает его сознательность. Действительная суть этой вредной теории в том, что она а) призывала к отказу от текущей, повседневной борьбы рабочих за свои насущные интересы, б) вела к пассивности и самотёку в пропаганде и агитации коммунистов, к хвостизму, фактическому отказу от воспитания и организации рабочих на базе экономической борьбы, в) проповедовала «автоматическое» внесение социалистического сознания в рабочий класс, г) внушала коммунистам и передовым рабочим пессимизм и неверие в необходимость самостоятельной пролетарской партии, д) уводила американских левых на гибельный путь некоторых китайских коммунистов, которые презирали текущую экономическую борьбу и выжидали скачка через необходимые этапы развития рабочего движения сразу к борьбе за власть.

Сегодня подобные настроения тоже есть, они вызваны затишьем классовой борьбы в России. Эти настроения имеют две основные формы.

1.«Правая» форма. Её суть: буржуазия обладает такими материальными (производственными и финансовыми) возможностями, что может обеспечить существование всех трудящихся выше минимального прожиточного уровня. Платить за это рабочим приходится демократическими правами и свободами, но хлеб (по Марксу) выше свободы, поэтому пока нет массового голода, холода и расстрела демонстраций, подъём рабочего движения невозможен. Отсюда делается вывод, что надо ждать резкого ухудшения жизни трудящихся, расстрелов, а уж затем агитировать за свободу и социализм.

2.«Левая» форма: в условиях фашизма на первый план рабочего движения, как никогда, выходит борьба за демократические свободы, борьба с правительством, т. е. политическая борьба. Значит, все силы агитации и пропаганды надо бросить в русло борьбы за демократические свободы, оставив ведение экономической борьбы в стихийном виде самим рабочим.

Эти странные теории ничего общего с марксизмом не имеют. Во-первых, если не брать во внимание такие «мелочи» империализма, как ожесточённая борьба монополий за рынки сбыта, источники сырья, новые хозяйственные районы, империалистическая война за передел мира, государственный террор буржуазии, то на глазах рабочих всё равно остаются явная и неуклонная деградация социальной сферы (здравоохранение, образование, наука, культура, социальные гарантии и т. д.), рост безработицы, понижение средней зарплаты, рост цен, усиление нагрузки и эксплуатации на работе, хищническое употребление рабочей силы, ухудшение условий труда и быта, штрафы и запреты, полицейщина, постоянный страх и унижения. Во-вторых, если экономическая борьба ведётся правильно, под руководством коммунистов, то её главная цель — не уступки капиталистов, а школа, где рабочие учатся политической борьбе, начинают видеть связь между задержкой зарплаты и преследованием профсоюза, понимают, что без политической борьбы и борьбы за власть рабочий класс не может освободиться из буржуазного рабства.

Большинство рабочих чувствует своё рабское положение, бесправие и беспомощность перед лицом хозяев и властей. Когда между рабочими и хозяевами, между трудящимися и властями происходит конфликт, то каждый рабочий оказывается один на один против объединённой машины капиталистов и фашистского правительства и проигрывает. А пойти за поддержкой и помощью рабочему некуда, так как никаких своих организаций у него нет. Вот и выходит положение, когда, с одной стороны, рабочие боятся организации, а с другой, сплошь и рядом чувствуют острую необходимость в рабочей массовой организации для защиты своих повседневных жизненных интересов.

Читать далее

Вместо годового обзора. Часть 1

Как известно, у рабов капитала нет и не может быть настоящих праздников. Тем более их не бывает в концлагерях: узники не могут искренне радоваться тем обстоятельствам, которые сделали или делают их жизнь лучше, свободнее, зажиточнее, культурнее, потому что таких обстоятельств при капитализме у трудящихся нет.

Поэтому говорить будем о том, что поставлено самой жизнью на злобу дня. А из первых вопросов — это тяжёлая политическая отсталость и неорганизованность широких рабочих масс, которой добился современный фашизм в России.

Об экономическом и политическом положении российского пролетариата

Что является экономической базой политической отсталости и неорганизованности пролетариата?

1.Относительное рабочее перенаселение за счёт милитаризации хозяйства пока не достигло критического уровня. Иначе говоря, в России низкий уровень безработицы в том смысле, что в городах отсутствуют постоянные миллионные армии полностью и хронически безработных, ищущих работу и готовых работать за еду. То же касается и аграрного перенаселения. Существенную роль в снижении безработицы сыграло военное наёмничество и переход части пролетариата на службу в росгвардию, полицию, частные охранные предприятия и другие фашистские карательные органы, расширяемые финансовой олигархией в связи с войной и ростом скрытого недовольства в массах.

2. В связи с войной есть рост спроса капитала на квалифицированную рабочую силу, которая сопровождается тенденцией к вытеснению квалифицированных рабочих более дешёвыми неквалифицированными. Причины этого в том, что крупнейшим российским монополиям, связанным с поставками для войны, удалось за три года частично обновить основной капитал (по нашим расчётам, «Газпром» обновил технику производства на 3-4%, «Роснефть» — на 4%, «Система» — на 6%, «Лукойл» — на 4%, Уралвагонзавод — до 5%, «НИИ Точмаш» — до 7%, «Русал» — до 5%, РЖД — 3%, «КАМАЗ» — до 6%, артиллерийский завод в Мотовилихе — до 4%, пороховые и патронные заводы в Тамбове и Рязани — до 7% и т. д.). Источник обновления капиталов и относительного роста производства везде одинаковый — военные заказы правительства.

Новая, более совершенная техника производства требует для себя меньше рабочих, а старая техника (старый капитал), воплощаясь в новых материальных формах, отталкивает старых рабочих. Отсюда — нынешнее противоречивое положение спроса и предложения рабочей силы: с одной стороны, рост спроса на неё со стороны монополий в связи с военным производством и освоением (вывозом капитала) захваченных районов Украины. С другой стороны, рост конкуренции рабочих за лучше оплачиваемое место, когда для низко-квалифицированной работы от рабочего требуют диплом колледжа или института. Здесь же и отталкивание капиталом старых рабочих, которые не выдерживают высокой интенсивности труда или не могут быстро освоить новую технику, уступая, таким образом, место более здоровым и молодым.

Читать далее

Вода и электричество — «пособники» фашистской буржуазии

Известно, что несёт народам империалистическая война. Хотя ещё недавно было время, когда обыватель в России и других странах равнодушно смотрел по телевизору бедствия Ливана или Палестины, африканских стран, где империализм уничтожал всю современную культуру, а массы населения отбрасывались дальше средневековья, буквально в каменный век. Ещё лет 5–10 назад трудящимся в России, на Украине, в ЛДНР было трудно представить собственную жизнь, идущую годами без воды в водопроводе и без электричества, как в разрушенном империалистами Бейруте или Газе.

И вот свершилось: именно такая жизнь стоит на пороге у миллионов наших трудящихся. Начнём с воды. Лишение народа воды разворачивалось с захвата российским правительством Крыма. Украина вскоре закрыла Северо-Крымский канал, питавший водой Каховского моря Крым. Собственных источников и запасов пресной воды в Крыму мало, особенно на его степной территории, из которой на 80% состоит полуостров. Население осталось без воды, началась засуха в сельском хозяйстве. Российские власти пытались решить проблему путём бурения скважин, прокладки военного водовода с Таманского полуострова, путём сбора воды горных речек, но всё это дела не решало. Население Крыма несколько лет жестоко страдало от безводья, поскольку весь местный сбор воды не перекрывал и 35% той потребности, которая была и покрывалась за счёт Северо-Крымского канала. При этом в первую очередь новые власти обеспечивали водой крупные предприятия российских и местных капиталистов, а также свою армию в Крыму, принося в жертву потребности и элементарные нужды народных масс. Зато немедленно и резко подскочил сбыт питьевой воды, бумажных полотенец и салфеток, одноразовой посуды, спирта, дезинфицирующих средств, стиральных машин старого активаторного типа, всякого рода бутылей и бочек для хранения запасов воды и т. п. — всех тех товаров, которые при наличии воды в водопроводе были нужны населению в меньшем количестве или вовсе не нужны. Нехватка воды вызвала рост продажи нижнего и постельного белья, одежды, лекарств, что объяснялось невозможностью стирки, ростом кожных и заразных болезней, связанных с упадком гигиены. При этом в 2014 г. около 50%, а затем всё большую и большую часть товаров в Крыму составлял вывоз залежалых товаров российских капиталистов в захваченную колонию. Отсутствие воды способствовало сказочному обогащению кучки российской и местной буржуазии, для которой чем дольше нет воды в водопроводе, тем больше прибыль.

В целом, тогда складывалось впечатление, что Крым вернулся ко времени Врангеля, когда водопровод в Симферополе не работал, население обставляло свои дворы бочками с запасом воды, бабы стирали в лоханях, английская буржуазия спешила захватить местный рынок, а кое-где появлялся тиф.

Оставив трудящихся Крыма без воды, российское правительство намеревалось решить и политическую задачу: ещё сильнее разобщить своих наёмных рабов и вогнать их в большую политическую и культурную отсталость. Теперь ко всем бедам капитализма на голову трудящихся Крыма упала антисанитария, стирка в корыте, как стирали прабабки, изматывающая заготовка воды, отбиравшая последние силы, нервы и остаток свободного времени. Перепуганные резким историческим поворотом, крымские обыватели, недовольные пропажей воды, скандалили в очередях друг с другом, будто бы это сами рабы лишили себя воды, а не две кучки капиталистов, сцепившиеся за делёж Украины.

Читать далее

О причинах победы Октября. Часть 1

1

Эти предпосылки неплохо известны «старикам» — тем товарищам, кто свои общественные знания, полученные в СССР, очистил от право-троцкизма и поправил по-большевистски в последние годы. Но молодые товарищи мало знают, что именно привело к победе рабочего класса и трудового крестьянства в самой могущественной и зверской военно-феодальной империи мира.

Буржуазные историки и деятели не без успеха внушают миллионам молодых людей в бывшем СССР, что Октябрьская революция была «искусственным экспериментом кучки террористов под руководством ЧК», «операцией подрыва России по заданию немецкого генштаба», «геополитической операцией англичанки, которая гадит», «диким стечением случайных обстоятельств, характерных для отсталой, полукрепостнической России». Социал-фашисты утверждают, что Россия к 1917 г. не была «достаточно подготовлена» материально, «не созрели условия» к социалистической революции, что авантюрист Ленин с кучкой фанатиков (среди которых наравне с Лениным ставят Троцкого) провёл Октябрьский переворот вопреки учению Маркса-Энгельса. И т. д.

Между тем, как раз Октябрьская социалистическая революция подтвердила то положение Маркса и Энгельса, что вся история капитализма — это история углубления его основного противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов. Революция подтвердила, что это противоречие не может быть решено в пределах старого общества, но оно должно быть обязательно решено, производственные отношения необходимо привести в соответствие наличным производительным силам. Это приведение в соответствие в условиях эксплуататорского общества России не могло быть мирным, а могло идти только насильственным, революционным путём, исполненное силами революционного рабочего класса и его партии во главе всех угнетённых трудящихся.

В своё время капитализм дал мощный толчок развитию производительных сил, но очень скоро превратился в реакционный монополистический капитализм, загнил и стал преградой на пути развития общественного производства. Вся история капитализма — это история усиления эксплуатации рабочего класса и трудящихся масс кучкой частных собственников, обострения классовой борьбы между капиталистами и рабочими, угнетёнными и угнетателями. Это история постоянных, с 1820 гг. идущих экономических кризисов, всё более тяжёлых со всё меньшими промежутками между ними. Это история постоянных социально-экономических потрясений и катастроф, грабительских войн, переделов мира и других событий, приносящих неисчислимые бедствия трудящимся. Если способ производства и соответствующий ему общественный строй могут развиваться дальше только катастрофическим путём, то это самый наглядный знак того, что они изжили своё, стали реакционными, что их пора менять.

Читать далее

«Мюнхен» наизнанку

Недавно правительство США выступило с очередным «мирным планом». Его официальная цель — прекращение российско-украинской войны, мир на Украине. «Мирных планов» такого рода за последние 130 лет империализм соорудил немало. Это, например, «план Монро», «план Вилсона», «план Дауэса», «план Монтегю», «план Чемберлена-Деладье», «план Симмонса-Трумэна», «план Маршалла», «план Гарримана», «план Макартура», «план Картера-Хейга» и т. д. Теперь вот появился очередной 38-й попугай — «мирный план Трампа». Эти «мирные» планы действовали или предлагались в разных исторических условиях, но общая суть у большинства из них одна: установление господства американского империализма в разных районах мира, подготовка и развязывание новых грабительских войн.

Чем является «мирный план Трампа»? Во-первых, планом империалистического раздела Украины между США и Россией. Во-вторых, планом, по которому США будут дальше воевать с Россией руками украинского народа и народов европейских стран. В-третьих, планом организации в Восточной Европе военно-стратегического плацдарма США в лице Украины, который будет, с одной стороны, давить на ЕС в интересах американской политики, а с другой — вести войны с соседями, наподобие того, как это делает Израиль — жандарм США на Ближнем Востоке против арабских государств. В-четвёртых, планом подрыва ЕС, раскола европейских стран НАТО на 2-3 враждующих лагеря и войны между ними, например, по линии Польша против Чехии.

Что конкретно предлагает «план Трампа»? Войска России и Украины разводятся по линии Кинбурнская коса — Днепровский лиман, далее вдоль Днепра где-то до реки Конка в Запорожской области — административные границы Донецкой и Луганской областей на 2013 год. Это означает, что России отходит вся Донецкая и Луганская области, около 75% Запорожской области, 65–70% территории Херсонской области и Крым. Взамен Украине возвращаются разрозненные куски её территории, захваченные российским правительством в Черниговской, Сумской, Харьковской и Днепропетровской областях. Всего это около 2 тыс. км2.

Это означает, что России достаётся всё побережье, акватория и порты Азовского моря, 80% северного побережья Чёрного моря, контроль над Днепровским лиманом и рекой Днепр от моря до Запорожья. По «мирному плану» российский империализм получает весь Славянско-Краматорский промышленный район в Донецкой области. Запорожье становится приграничным городом, а Днепр превращается в «реку Иордан», демаркационную линию, вдоль которой стороны будут готовиться к новой войне. Итого из общей территории Украины в 603,7 тыс. км2 Россия получает по «мирному плану» США: весь Донбасс — 8% территории Украины (53,2 тыс. км2), Крым — 4,5% (27 тыс. км2), примерно 70-75% Запорожской области (19 тыс. км2), всю левобережную часть Херсонской области (18 тыс. км2). Итого Украина должна потерять где-то 118 тыс. км2, или 19-20% своей территории 2013 года.

Читать далее