Демократический социализм

дем социализм«Демократический социализм» — реформистская теория, согласно которой социализм в современную эпоху, утратив классово-пролетарский характер, превратился в «общедемократическое» течение на базе «примирения»(сотрудничества) классов, а марксизм-ленинизм из теории революционной борьбы рабочего класса и социалистического строительства стал «ветвью, оторвавшейся от социализма».

По своему классовому содержанию «демократический социализм» является идеологией мелкой буржуазии и мелкобуржуазных слоев населения капиталистического общества. Он выступает как последовательное выражение антикоммунистических тенденций правого оппортунизма и ревизионизма, как логическое развитие идейных основ правой социал-демократии, окончательно порвавшей с революционным рабочим движением и твердо вставшей на сторону класса буржуазии.

Понятие «демократический социализм» появилось в реформистской литературе еще в конце XIX в. Тогда им обозначали одно из направлений «государственного социализма», отдававшее предпочтение буржуазно-демократическому государству по сравнению с монархическим, авторитарным. Наиболее ярким выразителем этого направления с начала XX в. была правая социал-демократия (в России ее представляли меньшевики). И именно такое понимание социализма и противопоставление его научному коммунизму свойственно современной социал-демократии и теперь.

«Демократический социализм» выступает против диктатуры пролетариата, изображаемой социал-демократами в виде авторитарного государственного коммунизма, попирающего свободу личности, нивелирующего её потребности и способности. Представители «демократического социализма» проводят ревизию марксистско-ленинских взглядов на капиталистическое общество, искажают революционное учение в интересах буржуазии. Новые явления в развитии государственно-монополистического капитализма после 2-й мировой войны 1939—45 гг., в том числе обусловленные научно-технической революцией, и особенно после разрушения империализмом мировой социалистической системы подаются ими как свидетельство принципиальной «трансформации капитализма», которая якобы полностью меняет его классовый характер.

«Демократический социализм» провозглашает так называемое «чистое» социалистическое общество, в котором отсутствуют общественная собственность на средства производства, власть трудового народа при руководящей роли рабочего класса, объединенного и возглавляемого своим политическим авангардом — коммунистической партией, марксистско-ленинская идеология.

По мысли теоретиков «демократического социализма» (Б. Каутский (Австрия), X. Гейтскелл, Дж. Коул, А. Кросленд, Г. Ласки, Г. Моррисон, Дж. Стрейчи, М. Филлипс (Великобритания), Н. Томас (США), Ф. Штернберг (ФРГ) и др.), социализм, толкуемый как социально-нравственный идеал, применяемый во всех сферах общественной и личной жизни, складывается как результат реформистских мер (реформ), призванных в каждый данный момент обеспечить «всё более полную классовую гармонию», «максимально возможное всеобщее благоденствие», «наиболее справедливое распределение национального дохода» и содействовать тем самым «социализации хозяйства» на базе и в рамках буржуазного строя.

Вместо общественной собственности на средства производства, управляемой государством трудового народа, «демократический социализм» в качестве экономического базиса нового «социалистического» общества предлагает т.н. «смешанную экономику», предполагающую  наряду с государственно-капиталистическими предприятиями сохранение частно-хозяйственного капитализма и конкуренции при господстве монополий.  Контроль государства над экономикой (частичное и косвенное регулирование экономического развития путём программирования, налогообложения, участия в прибылях и пр.) выдается идеологами демократического социализма за социалистическую меру, поскольку якобы этот контроль может быть осуществлен при помощи соответствующих «демократических процедур». При этом степень «социалистичности» этой меры зависит даже не столько от завоевания большинства в парламенте, сколько от «этического обновления», достижения «общего согласия» о проведении реформ, при сохранении различий в мировоззрении, терпимости ко всем (исключая, разумеется, коммунизм) взглядам.

Современная доктрина «демократического социализма», несмотря на некоторые несущественные добавления последних десятилетий, в некое единое целое оформилась к 50-м гг. XX века. И это не случайно.

Успехи СССР во всех сферах — в военном, экономическом, политическом и социальном отношениях, его высочайший авторитет на международной арене, тяжелое поражение мировой системы капитализма во Второй мировой войне, вследствие которой от нее отпали ряд восточно-европейских стран и некоторые страны Азии, образование мировой социалистической системы — все это закономерно вылилось в мощный революционный подъем пролетарских масс не только в зависимых и колониальных странах, но и в странах капиталистического центра. Угроза существованию капиталистического мира была чрезвычайно велика, тем более что на глазах стала разрушаться и мировая система колониализма — главный источник богатства и процветания империалистических держав. Надо срочно было что-то противопоставить научному социализму — такую доктрину, которая была бы внешне на него похожа, но внутренне, по своей классовой сущности, полностью сохраняла бы прежний, буржуазный характер.

Существовавший ранее как ряд отрывочных идей «демократический социализм» был срочно доработан и в усовершенствованном, цельном варианте взят на вооружение всеми реформистскими партиями западных стран.

Социалистический интернационал, считающий себя правопреемником опозоривших себя оппортунистов II Интернационала и объединивший в своих рядах всю продажную социал-демократию, в июле 1951 г. принимает т.н. Франкфуртскую декларацию, которая провозглашает «демократический социализм» своей официальной доктриной, окончательно порвав с марксизмом уже не только по существу, но и формально отказавшись от упоминания о нем.

Партии Социнтерна в качестве своей задачи на ближайшие десятилетия выдвинули достижение в странах капитала «социальной демократии», которая, разумеется, достигнута не была, но некую видимость «социального общества» политика кейнсианства, проводимая буржуазными правительствами в ряде западных стран, создать все же сумела — известные всем сейчас и широко разрекламированные нашими либералами государства «велфер-стейт» («шведсткий социализм») несколько снизили накал классовой борьбы в европейских странах. Начиная с 70-х гг. череда жестоких экономических кризисов заставила правительства капиталистических стран перейти к противоположной политике («монетаризм»), социальные гарантии стали повсеместно сворачиваться и в условиях все более усиливавшейся реакции большинство состоящих в Социнтерне европейских партий стали сдвигаться в сторону социал-либерализма.

Франкфуртская декларация в 1989 году была заменена новым программным документом — «Стокгольмской декларацией принципов», которая провозгласила важнейшими политическими ценностями свободу, справедливость, солидарность. Ныне этот документ получил широкое распространение во многих странах мира, хотя первоначально доктрина «демократического социализма» была призвана дать единственно возможное решение социальных проблем для стран с высокоразвитой экономикой. В новом руководящем документе социал-демократов о социальных проблемах говорилось уже значительно меньше, зато стало гораздо больше чисто либеральной демагогии.

В «Стокгольмской декларации принципов» утверждается, что капитализм совпал с «разрушительными кризисами и массовой безработицей», в ней высоко оценивается развитие социального государства как особой формы капитализма и заявляется о несогласии с большевистским коммунизмом. В декларации говорится, что международное социалистическое движение может принимать разные формы, что требует различных подходов в разных обстоятельствах. Однако утверждается, что истинный социализм может быть достигнут только посредством демократии (разумеется, исключительно в ее буржуазном понимании).

Экономические цели социализма в соответствии с Декларацией включают в себя полную занятость, формируемое государством всеобщее благоденствие, обеспечение общественной собственности с помощью различных средств, в том числе: обобществление, создание кооперативов для противодействия капиталистическим частным предприятиям, и/или обеспечение прав профсоюзов.

Декларация также утверждает, что экономическое и социальное планирование не обязательно должны быть достигнуты в централизованном виде, все это может также быть достигнуто в децентрализованной форме. Она осуждает все формы дискриминации — экономические, правовые, политические, которые должны быть отменены. В том числе должны быть отменены дискриминации в отношении женщин, рас, регионов и других социальных групп. Но как именно отменены, каким способом и какими мерами, в декларации не указывается. Осуждаются также и все формы колониализма и империализма, однако и здесь никаких действенных путей по избавлению от этих явлений не предлагается.

В 2009 году членами Социнтерна являлись 156 партий из 126 стран мира. Наиболее известные среди них —  Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК) и др.

Идеи «демократического социализма» широко используются для защиты капитализма.  В СССР с идеями демократического социализма выступал небезызвестный диссидент ак. А.Сахаров. И хотя в Социнтерне современную буржуазную Россию представляет только партия «Справедливая Россия», на деле идеи «демократического социализма» проводит и КПРФ, подавая демсоциализм под новым названием — «социализм XXI века».

В развивающихся странах наиболее известным приверженцем идей «демократического социализма» был Уго Чавес.

Следует сказать, что термин «демократический социализм» ненаучен, поскольку он как бы исходно предполагает, что настоящий (марксистский, научный) социализм исходно не может быть демократическим, а потому его надо «улучшить», усовершенствовать — добавить к нему буржуазной демократии и тогда он вполне станет приемлем.

Вопрос «для кого приемлем?», понятное дело, не ставится. А вопрос этот очень важный, ибо в таком виде, как мы только что показали в статье, изложив кратко основные принципы «демократического социализма», общество, выстроенное на принципах «демократического социализма» может устраивать только класс буржуазии. Ибо этот так называемый «социализм» есть на деле ни что иное как все тот же капитализм, со всеми его цветочками и ягодками — империализмом, колониализмом, эксплуатацией, войнами, нищетой трудового народа и пр. Подавляющее большинство населения — наемные работники при таком «социализме» будут угнетены ничуть не меньше, чем сейчас при капитализме. Потому вся доктрина «демократического социализма» есть средство одурачивания трудящихся масс, чем и занимается первейший холуй капитала — продажная социал-демократия, не единожды в истории доказавшая ему верность.

На деле истинная демократия — реальные, а не декоративные права и свободы для трудового народа, освобождение его от эксплуатации и гнета капитала возможны лишь в условиях пролетарской демократии — диктатуры пролетариата, которая только и может создать условия для построения настоящего социалистического общества, в котором человек труда на самом деле станет хозяином своей судьбы. Научный социализм — вот единственное социалистическое общество, в котором будет свободен трудовой народ.

Подготовлено Г.Гагиной

Демократический социализм: 3 комментария Вниз

  1. Хочется добавить к статье один момент более подробно, по собственным наблюдениям. Читатели могут выразить недоумение: какая может быть сейчас классовая гармония? Это кем надо быть, чтобы не видеть, не слышать, не замечать того, что происходит вокруг — буддийским монахом что ли? Причем у всех на глазах происходило разрушение СССР и завоеваний социализма. Какое тут может быть примирение и сотрудничество классов? И тем не менее факт: никакой революционности, начиная с перестройки , в массах не видно. Тут надо смотреть правде в глаза: буржуазии удалось своей пропагандой отвратить массы от самого слова ,,революция», которая мелкобуржуазному сознанию внушает дикий ужас. Начало было положено в перестройку — сколько тогда появилось разных ,,писателей», прямо или косвенно осуждающих революцию и красный террор. Вот мол, смотрите — к чему приводят все эти революции: горы трупов, сын против отца, отец против сына, два миллиона убитых в гражданской войне (например, тогдашний кумир Тальков здесь сильно старался). А если б не было тогда никакой революции, то ,,к 1950 г. Россия была бы на уровне самых развитых европейских стран» (эта фраза из статьи в журнале ,,Наука и жизнь»). Не надо нам больше никаких революций, в нашей истории и так столько всяких ужасов, какую страницу ни открой — везде беда и кровь. Но не везде же так, как у нас — есть например скандинавские страны, там все происходило эволюционным путем: люди договаривались безо всяких потрясений. Вот с кого надо брать пример!
    Потому-то и имеют успех все эти теории оппортунизма, ,,демсоциализм» и ,,лимит на революции». Представляю, в чем начнут обвинять коммуниста (без кавычек) идеологи вышеупомянутого ,,демократического социализма», стоит ему сказать о диктатуре пролетариата: ,,Вы что, крови хотите?!»

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code