(Дополнительный материал в рамках Расширенного курса диалектического материализма)
Изучая внимательно вещи и явления, несложно увидеть, что они отличаются друг от друга. Нет абсолютно одинаковых вещей. Даже двух одинаковых листьев на дереве не бывает, каждый из них чем-то отличается от других, имеет свои, только ему присущие особенности. Совокупность индивидуальных, неповторимых черт, принадлежащих отдельной вещи и отличающих ее от всех других предметов, называют единичным. Именно на основании таких черт мы можем, например, выделить знакомого нам человека из многих тысяч людей.
Но вещи не только своеобразны и отличны, они также и сходны между собой. Нет вещей, которые бы не имели ничего общего. Так, хотя люди и отличаются друг от друга, но у них имеются черты, благодаря которым они и являются людьми. Даже вещи, которые на первый взгляд не имеют ничего общего, при более внимательном рассмотрении оказываются сходными в некоторых существенных свойствах, сторонах, качествах.
Возьмем, например, такие минералы, как алмаз и графит. Алмаз — кристалл, драгоценный камень, по твердости превосходящий все другие природные вещества. Чаще всего он бесцветен, но может быть красного, оранжевого, зеленого цвета. Алмаз плохо проводит электричество. Графит же — это черная, жирная на ощупь масса, очень мягкая. Он хорошо проводит ток, непрозрачен, имеет металлический блеск. Вместе с тем оказывается, что при всем различии между ними алмаз и графит имеют глубокое внутреннее сходство. Они представляют собой природные разновидности одного и того же химического элемента — углерода. Резкое различие их физических свойств обусловлено разным молекулярным строением.
Значит, алмаз и графит наряду со своими отдельными, индивидуальными свойствами обладают всеми свойствами углерода. Поскольку углерод является химическим элементом, алмаз и графит имеют также свойства, присущие химическим элементам. Наконец, и алмаз, и графит — это вещи, материальные предметы, и, следовательно, им присущи черты, общие для всех материальных объектов.
Сходные, одинаковые, повторяющиеся черты, принадлежащие ряду вещей, называются общими, а сами эти вещи образуют класс, или множество.
Как показывает пример с алмазом и графитом, общность существенных свойств или сторон предметов не всегда видна с первого взгляда, не всегда лежит на поверхности. Она может корениться в общности происхождения, в подчинении одним и тем же закономерностям или в том, что данные предметы представляют собой звенья единой цепи развития.
Характер общности также бывает различным. Алмаз имеет ряд свойств, которые отличают его от другой разновидности углерода — графита. В то же время алмаз является углеродом. Наконец, алмаз представляет собой простое вещество. Если свойство быть углеродом является более общим по сравнению со свойством быть алмазом, то в отношении свойства быть простым веществом оно является менее общим. Менее общее свойство в отношении свойства более общего выступает как особенное.
Свойства и черты, которые присущи всем без исключения явлениям действительности, называются всеобщими, или наиболее общими. Всеобщие черты развития вещей и явлений, формы их существования исследуются диалектикой и отражаются в ее законах и категориях. Самой важной и предельно общей из этих категорий является категория материи, которая охватывает бесконечное качественное и количественное многообразие мира вещей и явлений по их всеобщему свойству быть объективной реальностью. В данном случае познание отвлекается от конкретных сторон и связей отдельных вещей и процессов, схватывая главное, определяющее, общее для них всех, а именно их объективность, существование независимо от человека и его сознания.
Следовательно, объективно не только единичное, но и общее. Особенность объективного существования общего заключается в том, что оно существует не отдельно от конкретных вещей, а в самих этих вещах как их общие свойства, черты, стороны. Возьмем, например, яблоко, грушу, сливу и т. д. Они обладают свойствами, которые присущи им всем, любому плоду вообще. Это и есть общее, существующее в отдельном и через отдельное.
Как прежние, так и современные объективные идеалисты полагают, что общее существует отдельно от единичного, от конкретных вещей, как нечто самостоятельное, что общее предшествует единичному и творит его. Так понимаемое общее превращается в абсолютную идею, в идеальную сущность конкретных вещей, которая будто бы и определяет их бытие. Но ведь никто не видел «дом вообще» или «лошадь вообще», никто никогда не ел «плод вообще». В действительности люди имеют дело только с конкретными домами, лошадьми, плодами.
Многие философы, в том числе материалисты-метафизики, впадали в противоположную крайность. Они отрицали объективное существование общего, заявляя, что объективно существуют лишь отдельные вещи. Общее, по их мнению, есть не что иное, как результат человеческого мышления, и создается разумом человека для собственного употребления. Общее с этой точки зрения представляет собой лишь значение слов нашего языка.
Материалистическая диалектика исходит из того, что единичное и общее существуют во взаимосвязи. В «Философских тетрадях» В. И. Ленин писал: «…отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. и т. д.»[1].
Каждый конкретный предмет представляет собой единство общего, особенного и единичного. Так, каждый пролетарий обладает индивидуальными чертами (единичное). Если он докер, то он обладает особенностями портовых рабочих (особенное). У него есть и черты, свойственные любому пролетарию,— он живет продажей своей рабочей силы (общее).
Диалектико-материалистическое понимание общего и его взаимосвязи с единичным очень важно для правильного познания действительности. Общее коренится в сущности вещей, выступает как проявление их внутреннего единства. Поэтому познание сущности предметов и явлений, законов их развития заключается в познании общего. А познается общее через единичное. Вначале при помощи органов чувств человек воспринимает единичное, отдельные явления и их различные свойства. Затем мышление анализирует эти восприятия, отделяет существенное от несущественного, общее от единичного и, синтезируя, сочетая общие и существенные признаки какого-либо класса явлений, вырабатывает понятие об этих явлениях. Понятие всегда выражает общие и вместе с тем существенные черты, свойственные определенному классу явлений. В целом процесс познания идет от единичного через особенное к общему и всеобщему.
Категории единичного и общего помогают также верно понять процесс возникновения нового. Дело в том, что новое в природе и в обществе часто возникает не сразу. На первых порах оно зарождается как единичное, затем укрепляется и формируется, становится особенным, а потом общим или даже всеобщим. Так зарождаются все новые начинания и движения, например так возникло и укрепляется социалистическое сознание в пролетариате, вынужденном вести непримиримую классовую борьбу с капиталом в капиталистическом обществе. Коммунистическая общественная формация сначала начала складываться в одной стране, а затем социалистическая революция победила в большой группе стран, образовавших мировую систему социализма. Коммунизм выступал тогда уже как особенное. Несмотря на то, что он потерпел временное поражение, его неизбежная победа во всех капиталистических странах все равно приведет к тому, что он станет всеобщим, охватит весь мир.
Неверное решение вопроса о соотношении общего и единичного приводит к серьезным теоретическим и политическим ошибкам. Так, для догматизма характерно непонимание того, что общее существует в особенном и единичном и потому проявляется всегда в той или иной конкретной форме, в зависимости от условий, конкретной обстановки и специфических особенностей развития явления. Игнорирование специфики единичного, перенос центра тяжести на применение общего, независимо от изменения условий и обстоятельств, неизбежно приводит к тому, что догматики твердят общие формулы, не анализируя в должной мере новых обстоятельств, и тем самым отрываются от жизни, от народных масс.
Другая ошибка, свидетельствующая о неверном решении вопроса о соотношении общего и единичного, — это недооценка, а то и прямое отрицание роли общего и преувеличение роли особенного и единичного. Эта ошибка является источником релятивизма, который в политике обычно связан с правым ревизионизмом. Известно, что ревизионисты замазывают или прямо отрицают наличие общих для всех стран закономерностей социалистической революции, преувеличивают значение особенностей отдельных стран, и если такого рода идеи получают господство в обществе, они неизбежно ведут к победе контрреволюции, скатыванию страны в капитализм. Марксизм-ленинизм исходит из того, что реализация общих закономерностей социалистической революции является обязательной, ибо они имеют решающее значение, и в то же время требует вскрытия и учета особенностей проявления этих закономерностей в каждой стране в зависимости от ее конкретно-исторических условий.
При подготовке насточщей статьи использовался «Начальный курс философии (для слушателей школ основ марксизма-ленинизма)», М., изд. «Мысль», 1966 г.
[1] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 318
Очень важно понимать,что пролетарии всех стран больше имеют сходства, чем различий. Это касается даже такой особенной страны, как Япония. Сказки о разгильдяйстве русских сильно преувеличены. Так же важно понимать. что русские в определенных обстоятельствах ведут себя как обыкновенные фашисты. Могут проявлять себя как особо жестокие и циничные существа. А то ведь давно нет социализма, а все думают, что фашисты — это -немцы, а русские по определению быть фашистами не могут. Могут, еще как могут. На всех уровнях, от бытового до высшего.
Фашизм — государственная политика (открытая террористическая диктатура и т.д.). Если таковой политики у государства нет, то и граждане его фашистами быть никак не могут.
У вас неверная логика — обывательская, а не марксистская, не диалектическая. Открытая террористическая диктатура возникает не сразу, ее становление происходит постепенно. Соответственно, имеются и фашисты, как выразители интересов ркационной буржуазии, финансового капитала. Это во-первых. А во-вторых, таковая политика именно что имеется, во многих странах мира — не первый год и даже не первое десятилетие. Вы просто не понимаете сущность фашизма и не знаете его проявлений.
Ориентируюсь на определение Димитрова, приверженность которого марксистской идеологии, вроде, вне сомнений. А определение это относится к империалистическому финансовому капиталу. Т.е. это уровень государства, как минимум. Граждане могут себя вести как угодно похоже на фашистов, но фашизм — это не их уровень.
Так определения еще понимать нужно! А вот этого понимания у вас как раз и нет. Вы доходите до откровенного маразма со своей метафизической (=меньшевистской!) логикой, заявляя: «Граждане могут себя вести как угодно похоже на фашистов, но фашизм — это не их уровень.» Фашисты у вас — не граждане, и появляются они сразу, как джин из бутылки. РКРПшками и поповцами попахивает. Вы не из их числа? Те тоже насмерть не понимают сущности империализма и фашизма, как и все меньшевики, что прежние, что нынешние.
Как дано определение — так и понимаю, и додумывать не намерен. Додумывание это — ревизионизм. Там про граждан нет ничего. Фашизм — политика финансовой олигархии. А олигархия — это государственный уровень. Есть государственная политика и есть граждане, эту политику поддерживающие. Государственная политика — первичная и определяющая. Нет соответствующей государственной политики — нет и фашизма. Называйте тогда граждан, как угодно — националисты, черносотенцы, хулиганы.
Спасибо, посмешили.
Ларку, глупости. В определённых обстоятельствах фашистское поведение свойственно всем народам, как, собственно, коммунистическое.