Проблемы бывших республик СССР, часто освещаются на нашем сайте. Ведь после распада великой державы всему трудовому народу «республик-сестер» пришлось несладко. Мало того, что он на своей «шкуре» ощущает прелести капитализма от сверхэксплуатации, так еще и является заложником бесхозяйственности и недальновидности «эффективных» управленцев всех уровней.
Тему статьи предложил наш товарищ, которому не чужды проблемы государств Центральной Азии. Речь пойдет о высокогорном озере Сарез на Памире, расположенном на территории современного Таджикистана, в Горно-Бадахшанской автономной области.
История его любопытна. В результате сильнейшего землетрясения в ночь с 18 на 19 февраля 1911 года в долине реки Мургаб сошел гигантский оползень, который получил название “Усойский завал”. Отложения завала перекрыли долину реки Мургаб и вызвали образование Сарезского озера. Одновременно с возникновением Сарезского озера возникла опасность прорыва его вод через отложения Усойского завала и возникновения катастрофического селевого паводка в долинах рек Бартанг, Пяндж и Аму-Дарья. Если это случится, то паводок нанесет огромный ущерб четырем государствам Центральной Азии: Таджикистану, Туркмении, Узбекистану и Афганистану.
Если сто лет назад от завала и затопления погибли жители высокогорных кишлаков Усой и Сарез (по донесениям тех времен около 160 человек), то в наши дни число возможных жертв будет исчисляться миллионами.
Основная опасность для завальной плотины Сарезского озера – правобережный оползень. Его объем по разным данным от 0.5 до 2.0 км3 . Объем волны перелива при обрушении оползня будет не менее 100 миллионов м3, а это — громадная катастрофа даже в том случае, если Усойский завал не будет разрушен. Крымская трагедия покажется «грибным дождиком». Вот как прогнозирует развитие событий Л.П. Папырин [1] (известный ученый-геофизик, самый авторитетный эксперт по данному вопросу, сорок лет посвятивший исследованиям на Памире): «…Современное состояние Сарезского озера представляет наибольшую опасность для государств Центральной Азии. В результате Сарезской катастрофы автомобильное шоссе Душанбе-Хорог (на том участке, где оно проходит по берегу Пянджа), будет разрушено. Все мосты через реку Пяндж и Аму-Дарья будут либо снесены, либо в результате смещения русла станут не нужными. Разрушены будут гидромелеоративные сооружения в Узбекистане и Туркмении, в т.ч. и Каракумский канал и населенные пункты на его берегах. Прервется железнодорожное сообщение между тремя республиками. К ремонтно-восстановительным работам имеет смысл приступать только после прохождения третьего паводка, т.е. не раньше, чем через год после начала катастрофы. По заключению МЧС РТ в опасной зоне проживает 5-6 мил. человек. Есть все основания, что количество погибших составит 10% от этой цифры.»[2]
Основные исследования в районе Сарезского озера были выполнены еще в СССР в период с 1967 по 1991 год организациями ПО Таджикгеология, Таджикским управлением Гидрометеослужбы, институтами ВСЕГИНГЕО (Московская область) и Союзгипроводхоз (Москва), Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова, геодезической (г.Фрунзе) и гидрографической (г.Баку) экспедициями ГУГК СССР. Фактически с 1991 года серьезных научных исследований по этой проблеме не проводилось, «новым султанам» независимых азиатских государств было не до науки – нужно было поскорее прибрать к рукам наследие СССР. Из-за гражданской войны в Таджикистане все российские специалисты вынуждены были уехать из страны.
Руководство Таджикистана вроде понимает важность проблемы. Только подходит к ее решению как и положено буржуазной власти, по-капиталистически. Проблемы большинства населения своей страны, а тем более стран в «низовье» Аму-Дарьи ее не интересуют. Зато оно быстро сообразило, как можно заработать на шантаже «мирового сообщества». И вот в 2000 году запускается международный проект по снижению риска, связанного с Сарезом. Спонсором проекта выступил Всемирный банк, куратором — швейцарская фирма STUCKY.
Проект предусматривает установку систем раннего оповещения и мониторинга с целью предотвращения негативных последствий в случае прорыва Усойского завала, подготовку и обучение населения, проживающего в селениях ниже Сарезского озера, а также на случай возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций. Система налажена на Усойском завале и в западной части Сарезского озера. Положение наблюдательной станции очень удобное для визуальных наблюдений за завалом и проверки состояния датчиков. Станция наблюдения расположена практически на берегу озера и рассчитана на то, что сход оползня будет не более 0.3 км3 , в противном случае она сама будет смыта волной и никакого сигнала передать не сможет. Постоянная связь на станции налажена только с дежурным в Душанбе. Со слов Л.П. Папырина: «созданная система оповещения и мониторинга, не сработает при полномасштабной катастрофе. Для этого необходимо в точке, абсолютно не доступной для воздействия волны максимально возможной высоты, поставить дублирующую наблюдательную станцию, которая будет продолжать работать в случае разрушения основной. Проект называется Международным, но почему-то не предусматривает прямой радиосвязи с подразделениями МЧС Термеза, Чарджоу, Нукуса и Афганистана».
Налицо типичный проект отмывания денег, организованный дельцами от науки и чиновниками, покрываемыми на самом высоком уровне.
В настоящее время вопрос не стоит будет катастрофа или не будет, вопрос стоит когда именно она будет. Доказано, что уровень воды в озере ежегодно повышается на 0.2 метра и что со временем он достигнет проницаемых отложений. Это в свою очередь вызовет естественный размыв завальной плотины и, как следствие, паводок небывалой силы, который и приведет к крупнейшей в мировой истории катастрофе с многочисленными человеческими жертвами.
Папыриным разработан проект приведения Сарезского озера в гарантированно безопасное состояние. Он включает в себя следующие этапы:
— понижение уровня озера не менее чем на 40-45 метров, путем усиления фильтрация воды через Усойский завал;
— строительство системы Памирских ГЭС: Гударинской, Бартангской, Сарезской и Мургабской с объединением их в Единое Памирское энергетическое кольцо. Общая мощность системы Памирских ГЭС будет равна в летний период — 400 МВт, в зимний – 1300 МВт, что позволит не только полностью покрыть потребность Горно-Бадахшанской автономной области, но и поставлять электроэнергию на экспорт. Полная стоимость проекта оценивается в 7.5 млрд. долл. Проведение исследований и понижение уровня озера на 50 метров за 5-6 лет будут стоить 30-35 млн. долл. (1 млрд. руб.) Это самый простой и самый дешевый способ обеспечить безопасность.
Как мы видим, предложение не только более чем разумное, но еще и сверхэффективное и даже доходное. Однако ученого никто из капиталистов слушать не желает — не мыслит капитал на перспективу, подай ему деньги здесь и сейчас, о будущем своих стран и о судьбах миллионов людей – своего же собственного населения, он думать не способен совершенно.
Автор проекта обращался не только к руководству Таджикистана, но и к российским чиновникам и к олигархам. Из администрации Президента сообщили, что письмо направлено в МЧС, из МЧС ответили что это проблема Республики Таджикистан. Алишер Усманов (выходец из Узбекистана) просто проигнорировал обращение, подтверждая истину – у капитала нет ни родины, ни совести.
Но кроме естественных факторов, которые могут привести к катастрофе, есть еще один немаловажный фактор политического характера, значительно обостряющий проблему Сареза. Республика Таджикистан в целом и Горно-Бадахшанская автономная область в частности – это регионы с нестабильной военно-политической ситуацией, достаточно вспомнить события июля 2012 года, когда звучали угрозы взорвать плотину озера. В том, что у потенциальных террористов могут быть подобные желания и возможности, в условиях классового общества, погони за прибылью и всеобщей чиновничьей продажности сомневаться как-то не приходится.
Попытки проведения террактов на озере были и раньше, еще во времена классовой борьбы за Советскую власть на Памире. Этот факт отражен, например, в фильме 1985 года «Джура, охотник из Мин-Архара».
В связи со всем вышесказанным, становится ясно, что проблема безопасности Сарезского озера – это не только забота Республики Таджикистан, это международная проблема, и решить ее возможно только лишь совместными действиями стран Центрально-Азиатского региона.
К сожалению после распада СССР буржуазные политики на территориях бывших советских республик демонстрируют свою полную несостоятельность в реализации крупномасштабных проектов, связанных с безопасностью населения, лишний раз подтверждая тот факт, что классовые интересы власть имущих противоположны интересам простого народа. Все что они могут, это выплачивать грошовые компенсации после случившихся трагедий, тем самым снимая с себя всякую ответственной и фактически затыкая рот недовольным. Интерес класса буржуазии – быстро получить максимум прибыли. А проблемы подобные безопасности Сарезского озера требуют больших затрат и при грамотном вложении начнут приносить эффект не ранее чем через 5-10 лет. То, что в случае возможной трагедии могут погибнуть миллионы ни в чем не повинных граждан, на это буржуазным политикам – верным слугам капитала глубоко наплевать.
При всей тяжести существующей ситуации радует другое — то, что, несмотря на все попытки разжигания межнациональной вражды, все больше и больше людей в России начинают осознавать, что все их проблемы не от «гастарбайтеров», что виной всему капитализм. Что только совместная борьба трудящихся всех бывших советских республик за социализм есть залог успеха не только в решении проблем подобных Сарезу, но и всех существующих ныне в нашем капиталистическом обществе проблем.
С. Николаев
[1] Папырин Леонид Павлович – горный инженер-геофизик, В период с 1967 по 1994 год жил в Душанбе и работал начальником Памирской (до 1982 года эта же партия называлась Гидрогеофизической) геофизической партии в Южной геофизической экспедиции п.о. Таджикгеология.
[2] информация с личного сайта Л.П. Папырина http://sarez-lake.ru/