КОНТРРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Действующий Советский Уголовный кодекс так определяет контрреволюционные преступления: «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских Советов и избранных ими, на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик, или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции. В силу международной солидарности интересов всех трудящихся такие же действия признаются контрреволюционными и тогда, когда они направлены на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее в Союз ССР» (ст. 581).
Со времени введения в действие постановления ЦИК СССР 8/VI 1934 г. в Уголовный кодекс введены дополнительные статьи об измене родине, т. е. о контрреволюционных действиях (шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу), совершаемых гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи, государственной независимости или неприкосновенности территории СССР. Эти положения о контрреволюционных преступлениях полностью включены в Уголовные кодексы союзных республик.
Классовые враги Советской власти, действующие по указке и на средства иностранного капитала и прежде всего фашистских государств, прибегают к самым разнообразным формам и методам контрреволюционной работы. Основные формы и методы контрреволюционных преступлений суть следующие: контрреволюционные выступления внутриполитического характера, экономическая контрреволюция и контрреволюционные преступления внешнеполитического характера.
К контрреволюционным выступлениям внутриполитического характера относятся:
а) вооруженные восстания против Советской власти или вторжения в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд, попытки захвата власти в центре или на местах в тех же контрреволюционных целях (ст. 582 Уголовного кодекса);
б) террористические акты, направленные против представителей Советской власти или деятелей революционных организаций и, как показал процесс кемеровской контрреволюционной троцкистской вредительской группы, лучших рабочих-стахановцев (ст. 588 Уголовного кодекса);
в) контрреволюционная пропаганда и агитация (см.) против Советской власти (ст. 5810 Уголовного кодекса).
К экономическим контрреволюционным преступлениям относятся вредительство и диверсии, направленные в контрреволюционных целях на подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы, а равно кооперации, колхозов (ст. 587 Уголовного кодекса). Вредительство и диверсии — острейший метод экономической контрреволюции (см.) — восприняты контрреволюционной троцкистской и правой агентурой фашизма.
К контрреволюционным преступлениям внешнеполитического характера относятся:
а) оказание каким бы то ни было способом помощи активно враждебной по отношению к СССР части буржуазии, а равно ее организациям (ст. 584 Уголовного кодекса);
б) склонение иностранного государства или каких-либо в нем общественных групп к объявлению войны или иным неприязненным действиям по отношению к Союзу ССР — к блокаде, к захвату государственного имущества, к разрыву заключенных с Союзом ССР договоров и т. п. (ст. 585 Уголовного кодекса);
в) шпионаж, т. е. передача, похищение или собирание с целью передачи иностранным государствам, контрреволюционным организациям или частным лицам особо секретных политических и экономических. сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государств, тайной (ст. 586 Уголовного кодекса).
К категории контрреволюционных преступлений относятся также активные действия против рабочего класса и революционного движения, проявленные (различная агентура — провокаторы, охранники и т. п.) при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны (ст. 5813).
Контрреволюционные преступления представляют, естественно, существенную опасность, особенно когда носителями их является не отдельный контрреволюционер, а контрреволюционные группировки и организации (например троцкистско-зиновьевская банда и правые реставраторы капитализма), и требуют со стороны Советской власти решительной и беспощадной борьбы.
Высшим пределом санкций за контрреволюционные преступления является расстрел с конфискацией всего имущества. Организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению контрреволюционных преступлений, а равно участие в контрреволюционной организации — все это влечет ответственность на равных основаниях с самим выполнением контрреволюционных преступлений. Уголовный кодекс карает лиц, не донесших о достоверно известном готовящемся или уже совершенном контрреволюционном преступлении, лишением свободы со строгой изоляцией на срок не ниже шести месяцев.
БСЭ, 1 изд., т.34, к. 156-158