Из курса «Введение в диалектический материализм»
Переходим теперь к основному положению теории общества, разработанной К.Марксом — учению об обусловленности общественного развития ростом производительных сил.
В предисловии к «Критике политической экономии» Маркс говорит о материальных производительных силах общества, определенной ступени развития которых соответствует определенная система производственных отношений — тех взаимоотношений, которые существуют между участниками общественного производительного процесса. Степень развития производительных сил и определяет характер общественного строя — рост или падение производительных сил и является движущей пружиной исторического процесса.
Царящая в общественно-историческом процессе необходимость и состоит в обусловленности человеческих действий состоянием производительных сил. «Выбирают ли люди свободно ту или иную общественную форму?», — спрашивает Маркс в письме к Анненкову. — «Отнюдь нет. Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей, и у вас будет определенная форма обмена и потребления».
Общественная жизнь есть продукт взаимодействия людей. «Люди сами делают свою историю, но они делают ее не произвольно, не при свободно избранных, а при найденных ими непосредственно данных, унаследованных условиях» (К.Маркс «18 брюмера»). Люди творят свою историю в определенной общественно-исторической среде, характеризуемой определенной ступенью развития производительных сил. «Люди не свободны в выборе своих производительных сил, которые являются основой всей их истории» (К. Маркс. Письмо к Анненкову).
Сами производительные силы, однако, тоже продукт деятельности людей, — но характер и направление этой деятельности всякий раз определяются достигнутым уже уровнем развития производительных сил. «Всякая производительная сила, — продолжает Маркс, — есть приобретенная сила, продукт предшествующей силы. Таким образом, производственные силы это результат практической энергии людей, но сама эта энергия ограничена теми условиями, в которых люди находятся, производительными силами, уже приобретенными раньше, общественной формой, существующей раньше, которую создали не эти люди, которая является созданием прежних поколений… Каждое последующее поколение находит производительные силы, добытые прежними поколениями, и эти производительные силы служат ему сырым материалом для нового производства; благодаря этому „простому факту” возникает связь человеческой истории, образуется история человечества» (К.Маркс. Письмо к Анненкову).
В истории — писали Маркс и Энгельс уже в «Немецкой идеологии» — «имеется на каждой ступени некоторый материальный результат, некоторая сумма производительных сил… передаваемая каждому поколению его предшественниками, известная масса производительных сил, капиталов и вещей, которые, хотя и видоизменяются с своей стороны новым поколением, но с другой стороны предшествуют ему, его условиям жизни и придают ему определенное развитие, особенный характер».
Основным элементом производительных сил Маркс считает орудия производства. «Наша теория, что трудовая организация обусловливается средствами производства, нигде, кажется, так блестяще не подтверждается, как в человекоубойной промышленности», — пишет Маркс Энгельсу 7/VII 1866 года, имея в виду то обстоятельство, что вооружение войска определяет его организацию.
«Когда процесс труда достиг хотя бы некоторого развития, он нуждается уже в подвергшихся обработке средствах труда. В пещерах древнейшего человека мы находим каменные орудия и каменное оружие. Наряду с обработанным камнем, деревом, костями и раковинами главную роль, как средство труда, на первых ступенях человеческой истории играют прирученные, следовательно, уже измененные посредством труда, выращенные человеком животные. Употребление и создание средств труда, хотя и свойственные в зародышевой форме некоторым видам животных, составляют специфически характерную черту человеческого процесса труда и потому Франклин определяет человека как a toolmaking animal, как животное, делающие орудия. Такую же важность, какую строение останков костей имеет для изучения организации исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем как производится, какими средствами труда. Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд. Что касается самих средств труда, то из них механические средства труда, совокупность которых можно назвать костной и мускульной системой производства, представляют более характерные отличительные признаки определенной эпохи общественного производства, чем такие средства труда, которые служат лишь хранилищами предметов труда и совокупность которых в общем можно назвать сосудистой системой производства, как, например, трубы, бочки, корзины, сосуды и т. д. Лишь в химической фабрикации они играют важную роль» (К.Маркс «Капитал», т. I).
«Труд организуется и разделяется различно, смотря по орудиям труда, которыми он располагает, — пишет Маркс в «Нищете философии». — Ручная мельница предполагает иное разделение труда, чем паровая… Машины также мало составляют экономическую категорию, как и быки, которые тащат плуг. Это производительные силы, не более».
Но орудия труда бесплодны и бесполезны, если они не будут оплодотворены приложением к ним живого труда — человеческой рабочей силы. Последняя наряду с орудиями труда — и образует производительные силы общества. Главной производительной силой капиталистического общества является рабочий класс. «Из всех орудий производства наибольшую производительную силу представляет сам революционный класс», — учит Маркс. «Труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью обусловливает, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы» (К. Маркс «Капитал»).
«Каковы бы ни были общественные формы производства, рабочие и средства производства всегда остаются его факторами. Но, находясь в состоянии отделения одних от других, и те и другие являются его факторами лишь в возможности. Для того, чтобы вообще производить, они должны соединиться. Тот особый характер и способ, каким осуществляется это соединение, различает отдельные экономические эпохи социальной структуры» (К. Маркс «Капитал»),
Производительная сила труда, говорит Маркс, определяется и «общественной организацией производительного процесса». — Маркс говорит поэтому об «общественной производительности труда, развиваемой капиталистическим способом производства».
«Подобно тому, как сила нападения эскадрона кавалерии или сила сопротивления полка пехоты существенно отличны от суммы тех сил нападения и сопротивления, которые способны развить отдельные кавалеристы и пехотинцы, точно также и механическая сумма сил отдельных рабочих отлична от той общественной силы, которая развивается, когда много рук участвуют одновременно в выполнении одной и той же нераздельной операции, когда, например, требуется поднять тяжесть, вертеть ворот, убрать с дороги препятствие. Во всех таких случаях результат комбинированного труда или вовсе не может быть достигнут единичными усилиями, или может быть осуществлен лишь в течение много более продолжительного времени, или же в карликовом масштабе. Здесь дело идет не только о повышении индивидуальной производительной силы путем кооперации, но и о создании новой производительной силы, которая по самой своей сущности есть массовая сила.
Но и помимо той новой силы, которая возникает из слияния многих сил в одну общую, при большинстве производительных работ уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное повышение жизненной энергии animal spirits, увеличивающее индивидуальную дееспособность отдельных лиц. Вследствие этого 12 лиц в течение одного совместного рабочего дня в 144 часа произведут гораздо больше продукта, чем 12 изолированных рабочих, работающих по 12 часов каждый, или 1 рабочий в течение 12 последовательных дней труда. Причина этого заключается в том, что человек по самой своей природе есть животное, если и не политическое, как думал Аристотель, то во всяком случае общественное».
«Указанное развитие производительной силы в последнем счете всегда сводится к общественному характеру труда, приведенного в деятельность, к разделению труда внутри общества, к развитию интеллектуального труда, особенно естественной науки. Капиталист использует здесь преимущества всей системы общественного разделения труда».
Историческая миссия капиталистического способа производства в том и заключается, что он развивает «производительную силу общественного труда более, чем все прежние способы производства, постоянно возрастает масса средств производства, раз навсегда входящих в форме средств труда в процесс производства и постоянно снова и снова функционирующих в нем в течение более или менее продолжительного периода времени (постройки, машины и т. д.); мы видели также, что рост этих средств производства является как предпосылкой, так и следствием развития общественной производительной силы труда». (К. Маркс «Капитал», т. I).
Производительные силы, возникающие из кооперации и разделения труда, силы, которые ничего не стоят капиталу, Маркс называет «естественными силами общественного труда». Для их использования необходимо, однако, применение созданных человеком средств труда.
Маркс сочувственно цитирует слова итальянского философа Вико, что «человеческая история тем отличается от естественной истории, что первая сделана нами, вторая же не сделана нами». Но эту историю мы делаем на основе определенных «производительных органов общественного человека… этого материального базиса каждой особой общественной организации». — «Технология раскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни» (К. Маркс «Капитал», т. 1, гл. 13).
Через посредство орудий труда рабочая сила общества приводит в движение и силы природы.
«Естественные силы, как например, вода и т. д., применяемые к процессам производства, тоже ничего не стоят. Но как человеку для дыхания необходимы легкие, так он нуждается в «созданий человеческой руки» для того, чтобы производительно потреблять эти естественные силы. Для эксплуатации двигательной силы необходимо водяное колесо, для эксплуатации упругости пара — паровая машина» (К. Маркс «Капитал», т. 1).