Из курса «Введение в диалектический материализм»
Производительные силы, в первую очередь, орудия труда, т.е. общественная техника и определяют экономическую структуру общества. Последняя — не что иное, как совокупность производственных отношений данного общества. «В общественном отправлении своей жизни люди вступают в определенные, от их воли не зависящие отношения—производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил, — писал Маркс в знаменитом предисловии к «К критике политической экономии». Совокупность этих производственных отношений образует экономическую структуру общества».
Каждой ступени развития материальных производительных сил соответствует определенная система производственных отношений, — различные формы общества и отличаются друг от друга различным характером господствующих в них производственных отношений. Производственное отношение между рабом и рабовладельцем иное, чем производственное отношение между крепостным крестьянином и помещиком, — в свою очередь совершенно отлично от обеих вышеупомянутых форм производственных отношений, характерное для капиталистического строя, отношение между владельцем средств производства и наемным рабочим. Очень ясно излагает Маркс свое понимание производственных отношений в своей брошюре «Наемный труд и капитал».
«Во время производства люди вступают в определенные отношения не только к природе, но и друг к другу. Чтобы производить, они должны действовать совместно и вступать в определенные отношения друг к другу. И только в пределах этих общественных отношений имеет место взаимодействие их на природу — их производство.»
«В зависимости от характера средств производства будут различны эти общественные отношения производителей и условия обмена их деятельности и участие в совместном производстве. С изобретением нового военного орудия — огнестрельного оружия — изменилась вся внутренняя организация армии, изменилось и отношение друг к другу различных армий.»
«Следовательно, общественные отношения производства изменяются одновременно с изменением и развитием материальных средств производства, с изменением производительных сил. Совокупность отношений производства образует то, что называется общественными отношениями, обществом, и образует общество на определенной исторической ступени развития и с определенным, ему одному присущим, характером. Античное общество, общество феодальное и общество буржуазное являются совокупностями производительных отношений, из которых каждая обозначает, вместе с тем, и особую ступень развития в истории человечества. Капитал тоже является общественным отношением производства. Он есть буржуазное отношение производства, отношение производства буржуазного общества. Разве средства существования, орудия, сырой материал, из которых состоит капитал, были созданы и накоплены не при данных общественных условиях, не при определенных общественных отношениях? Разве они употребляются для дальнейшего производства опять-таки не при известных общественных условиях? И разве не этот определенный общественный характер превращает в капитал продукты, служащие для дальнейшего производства?»
Материальные средства производства, орудия труда, общественная техника определяет все строение общества, характер тех взаимных отношений, которые устанавливаются между людьми в процессе производства. Эти общественные отношения являются производственными отношениями, ибо материальное производство и есть базис общества, общественная связь между людьми является связью, устанавливаемою между ними процессом производства, общественная связь есть связь трудовая. Вместе с развитием производительных сил изменяется и экономическая структура общества, его производственные отношения, — меняются те отношения, которые устанавливаются между людьми в зависимости от характера орудий труда.
«Общество, это основанные на антагонизме классов общественные отношения, то есть, не отношение одного отдельного лица к другому лицу, а отношение рабочего к капиталисту, арендатора к землевладельцу и проч. Уничтожьте эти общественные отношения и вы уничтожите все общество».
«Определенный способ производства или промышленная ступень всегда связаны с определенным способом сотрудничества или определенной общественной ступенью», — писали Маркс и Энгельс уже в «Немецкой идеологии».
За изменениями в орудиях производства неизбежно следуют и изменения в производственных отношениях. «Буржуазия не может существовать, не революционизируя постоянно орудий производства, а, следовательно, производственных отношений», — читаем мы в «Коммунистическом Манифесте».
Маркс указывает в то же время, что общественные отношения, при которых происходит производство и обмен продуктов, — производственные отношения являются делом рук самих людей. Критикуя анархиста Прудона, литературного выразителя взглядов мелкой буржуазии, класса, вечно колеблющегося между буржуазией и пролетариатом, Маркс говорит в письме к Анненкову: «Прудон очень хорошо понял, что люди производят сукно, холст, шелковые материи, и нет большой заслуги в том, чтобы понять такие мелочи. Но Прудон не понял того, что люди сообразно своим способностям производят также общественные отношения, в которых они производят сукно, холст».
Ту же мысль Маркс развивает в «Нищете философии»: «Люди… строят социальные отношения соответственно своему способу материального производства».
«Прудон-экономист очень хорошо понял, что люди выделывают сукно, полотно, шелковые ткани и проч., при определенных отношениях производства. Но он не понял того, что эти определенные общественные отношения также точно произведены людьми, как и полотно, лен и т. д. Общественные отношения тесно связаны с производительными силами. Приобретая новые производительные силы, люди изменяют свои способы производства, а изменяя свои способы производства, способы обеспечения своей жизни, — они изменяют все свои общественные отношения. Ручная мельница дает вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница — промышленно-капиталистическое общество.»
«Те же самые люди, которые строят социальные отношения соответственно своему способу материального производства, производят также принципы, идеи и категории соответственно своим общественным отношениям».
Производственные отношения — то же, что имущественные отношения. В «Коммунистическом Манифесте» говорится о «феодальной организации земледелия и мануфактуры, одним словом — феодальных имущественных отношениях»; о «буржуазных отношениях производства и обращения, буржуазных имущественных отношениях, короче — современном буржуазном обществе», о «возмущении современных производительных сил против современных производственных отношений, против имущественных отношений, являющихся условием существования буржуазии и ее господства». Право (юридические и бытовые законы общества) определенной эпохи лишь закрепляет определенные производственные отношения.
«В каждую историческую эпоху собственность развивалась различно и при совершенно различном складе общественных отношений. Поэтому определить буржуазную собственность — значит сделать не что иное, как описание всех общественных отношений буржуазного производства.»
«Стремиться определить собственность, как независимое отношение, как особую категорию, как абстрактную и вечную идею — значит впадать в метафизическую или юридическую иллюзию» («Нищета философии»).
Так, право возникает «из экономических условий жизни», хотя люди впоследствии об этом забывают. «На известной, весьма низкой ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом ежедневно повторяющиеся акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы индивидуум подчинялся общим условиям производства и обмена. Это правило, в начале выражающееся в обычае, становится, с течением времени, законом» (Энгельс. «Жилищный вопрос»).