(Материал подготовлен в рамках курса «Политическая экономия капитализма»)
6. Чем определяется стоимость товара.
Мы установили, что меновая стоимость товара — это способность его в определенной количественной пропорции обмениваться на другие товары. Возьмем тот же пример. Предположим, что известное количество товара — 20 кг зерна — обменивается на определенное количество другого товара — на 10 м холста. Естественно, возникает вопрос: почему именно на 10, а не на 15 или на 5 м? На чем основываются пропорции обмена?
Некоторые буржуазные экономисты утверждают, что обмен товаров происходит на основе спроса и предложения. Например, английский экономист Г. Д. Маклеод утверждал, что «отношение между спросом и предложением есть единственный регулятор стоимости. Чем они это аргументируют? Они говорят: если на рынке будет предложено для обмена больше зерна, чем есть спрос на него, то меновая стоимость зерна уменьшится. Для обмена 20 кг зерна потребуется меньше холста, например не 10, а 7 или еще меньше метров. И наоборот, когда на зерно появляется большой спрос, а предлагают его значительно меньше, то меновая стоимость зерна повышается, и тогда 20 кг зерна можно обменять уже не на 10, а на 13—15 и даже больше метров холста.
Никто не спорит с тем, что спрос и предложение в той или иной степени влияют на меновые пропорции. Влиять-то влияют, но никак не определяют ее — они не создают меновую стоимость товара.
Представим себе, что возникло такое положение, когда спрос и предложение на товар равны, т. е. зерна предлагают ровно столько, каков спрос на него. В таком случае влияние спроса и предложения взаимно исключается. Но один товар обменивается на другой все равно в какой-то определенной пропорции! На основании чего же она устанавливается? Почему 20 кг зерна обмениваются именно на 10 м холста, а не на другое его количество? На это теория спроса и предложения ответить не в состоянии.
Есть и другая точка зрения, согласно которой меновые операции определяются степенью полезности вещи, потребительной стоимостью товара. Так, австрийский экономист Е. Бем-Баверк писал, что «ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи». На первый взгляд такое толкование может показаться тоже правильным и достаточно убедительным: чем полезнее предмет, тем больше он нужен покупателям, тем выше цена на него.
На самом же деле полезность вещи не может служить основой пропорций в обмене товаров. Если бы это было так, то самые необходимые для жизни человека продукты: хлеб, молоко и т. д. — стоили бы дороже всего, в обмен на них требовалось бы больше всего товаров. Однако это совсем не так — существует множество товаров, которые менее полезны и менее нужны людям, чем вода и хлеб, но тем не менее стоят они очень дорого.
Тут надо оговориться: данное положение нельзя понимать в том смысле, что наиболее полезные вещи самые дешевые. Клеверное сено как корм полезнее соломы, но оно значительно дороже соломы. Таких примеров можно привести много. Все они доказывают, что нет и не может быть однозначной прямой, причинно-следственной связи между полезностью вещи и ее меновой стоимостью: одни вещи полезнее и дороже, другие — полезнее, хотя и дешевле.
Что же является основой пропорций в обмене товаров? Почему 20 кг зерна равны 10 м холста? Чем и как они уравниваются? Ведь без равенства нет обмена. Ткач потому и берет 20 кг зерна, что они равны 10 м сотканного им холста.
Основой равенства не может служить потребительная стоимость: ведь зерно и холст по своему назначению неоднородны, они удовлетворяют различные потребности человека. По количеству они тоже несоизмеримы: мерой зерна служит вес, а холста — площадь (столько-то метров длины, столько-то ширины). Чтобы состоялся обмен двух товаров, необходимо, чтобы в каждом из них еще до обмена имелось нечто общее.
Есть ли в них что-либо общее? Да, есть. И это общее — труд, затраченный на производство товара. Зерно, холст, коробка спичек, трактор, иголка, самолет — все это продукты труда человека. Равенство двух товаров, обмен их возможны только потому, что эти товары воплощают в себе, выражают одинаковое количество труда, затраченного на их производство.
Воплощенный в товаре труд образует его стоимость. Речь идет, конечно, обо всем труде, затраченном на всех стадиях производства. Например, в стоимости зерна, выращенного крестьянином, воплощен труд машиностроителей (тракторы, комбайны и т. п.), химиков (удобрения), горняков (топливо) и многих других работников.
Следует учесть такую особенность стоимости. Потребительная стоимость любого товара вполне осязаема, ощутима. Но в стоимости товара нет и не может быть ни одного атома вещества природы. «Вы можете ощупывать и разглядывать каждый отдельный товар,— пишет Маркс,— делать с ним что вам угодно, он как стоимость остается неуловимым». Потребительная стоимость воплощает в себе многообразные естественные свойства товаров, а стоимость является выражением общественных, социально-экономических свойств его.
Стоимость и меновая стоимость взаимосвязаны. Стоимость, созданная трудом, есть внутреннее свойство товара, а меновая стоимость служит внешней формой проявления стоимости. Таким образом, товар есть единство потребительной стоимости и стоимости, которая может найти свое выражение только в форме меновой стоимости.
Источником стоимости товара, как мы уже выяснили, является труд. Величина стоимости непосредственно зависит от величины трудовых затрат. Раньше, например, на производство алюминия затрачивалось огромное количество труда и он стоил дороже золота. В дальнейшем, когда научились получать алюминий с меньшей затратой труда, он стал несравненно дешевле золота. Аналогично положение с железом. В давние времена, когда обработка железа была чрезвычайно трудна, вооружение воина стоило дороже 100 быков. Позже, когда освоили производство и обработку железа, на каждое изделие из него стали тратить в несколько раз меньше труда, и железо намного подешевело. Таким образом, чем меньше трудовые затраты, тем меньше стоимость товара, и наоборот.
Но было бы ошибочно отождествлять затраты труда и стоимость. Не всякая затрата труда образует стоимость. В условиях натурального хозяйства продукты создаются тоже трудом, но потребляют их сами производители. Поэтому и нет необходимости соизмерять продукты, ведь их не надо обменивать: продукты натурального хозяйства не превращаются в товары и не имеют стоимости, хотя труд на них затрачен.
В товарном хозяйстве, основанном на частной собственности на средства производства, товаропроизводители работают обособленно, разрозненно, но труд каждого из них тысячами нитей связан с трудом других.
Сапожник, например, покупает кожу у кожевенника, ножи, шила, молотки и другие инструменты, необходимые для шитья сапог,— у изготовителя инструментов, нитки и ткань — у третьего товаропроизводителя и т. д. Кроме этих прямых связей существует множество косвенных: с крестьянином, изготовителями сельскохозяйственных орудий и представителями других профессий.
Как видно из нашего примера, труд любого товаропроизводителя представляет собой одновременно и индивидуальный труд и часть общественного труда. Труд сапожника, хотя он и обособлен, тем не менее нужен обществу, и с этой точки зрения он является частью общественного труда. Но связь данного вида труда с трудом других товаропроизводителей обнаруживается только на рынке. А до того, как сапожник принесет на рынок свой товар, он шьет его на свой страх и риск, не зная, нужен ли он кому-нибудь.
Связь между производителями, существующая уже в процессе производства товаров, проявляется не сразу, не прямо, а окольным путем, через обмен. На рынке в процессе купли-продажи происходит приравнивание сапог к другим товарам и тем самым выявляется общественный характер труда сапожника.
Какие выводы можно сделать из вышесказанного?
Во-первых, стоимость есть не просто затрата труда, а воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителя.
Во-вторых, отношения между людьми в процессе производства, обмена и потребления товаров, производственные отношения товаропроизводителей, находят выражение в стоимости товара.
Поэтому мы можем сказать, что стоимость это не отношение между вещами, товарами, а общественное отношение между товаропроизводителями по поводу вещей-товаров. Короче, стоимость — это общественное отношение.
В стоимости отражены определенные отношения людей в процессе производства. Они характеризуются тем, что производители продуктов обособлены друг от друга и связь между ними устанавливается не прямо, а окольным путем, через рынок, через куплю-продажу. Другими словами, стоимость есть выражение общественных отношений товаропроизводителей.
Стоимость не естественное, а общественное свойство продукта. Сапоги, произведенные в натуральном хозяйстве, не отличаются по своим естественным качествам от сапог, изготовленных в условиях товарного хозяйства, но в первом случае они не имеют стоимости, а во втором, являясь товаром, они выполняют, как мы выяснили, иную общественную роль. Стоимость — явление историческое, связанное с возникновением и развитием товарного производства. Когда в общественном производстве будут изготовляться просто продукты, товарное производство исчезнет и продукты труда не будут иметь стоимости.