Бьют точно в цель 

ykbbwgsqrpyd-1.cdr«Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.
С чугуном чтоб и с выделкой стали,
чтобы делал доклады Сталин.
«Так, мол, и так… И до самых верхов
Прошли из рабочих нор мы:
В Союзе республик пониманье стихов
Выше довоенной нормы…»
В.В.Маяковский

Поэт к штыку приравнял перо, а мы можем взять на вооружение поэтическое слово. Для этой цели и создавали свои произведения классики советской литературы. В наше время они из своего далёка помогают нам проникнуть в разум людей через чувства.

Поэт Михаил Светлов во время Великой Отечественной войны был политработником, писал очерки, стихи, военные корреспонденции. В 1943 г им было написано стихотворение «Итальянец». Это раздумье советского солдата о человечности, о гуманизме прямо на поле боя. Это пронзительное желание мира. Чтобы никогда два молодых парня из разных стран не глядели с ненавистью друг на друга. Боец старается рассмотреть причину, по которой он стрелял в человека, и он её находит, и она справедлива, но сердце грустит и плачет о потере человека, даже подчиненного низменным целям и выполнявшего волю врага.

«Итальянец» Светлов Михаил

Черный крест на груди итальянца,
Ни резьбы, ни узора, ни глянца,-
Небогатым семейством хранимый
И единственным сыном носимый… 

Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом? 

Я, убивший тебя под Моздоком, 
Так мечтал о вулкане далеком!
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле! 

Но ведь я не пришел с пистолетом 
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землей Рафаэля! 

Здесь я выстрелил! Здесь, где родился, 
Где собой и друзьями гордился,
Где былины о наших народах
Никогда не звучат в переводах. 

Разве среднего Дона излучина 
Иностранным ученым изучена?
Нашу землю — Россию, Расею —
Разве ты распахал и засеял? 

Нет! Тебя привезли в эшелоне 
Для захвата далеких колоний,
Чтобы крест из ларца из фамильного
Вырастал до размеров могильного…

Я не дам свою родину вывезти 
За простор чужеземных морей!
Я стреляю — и нет справедливости
Справедливее пули моей! 

Никогда ты здесь не жил и не был!.. 
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застекленное в мертвых глазах…

Какие смыслы и идеи заложены в этом стихотворении? Как его нужно читать вслух перед публикой?

Здесь множество смыслов в каждом четверостишии.

Крест-это религиозные заповеди и одна из известнейших – не убий. Вот и остановил взгляд бойца именно крест как символ человеколюбия. Но надет-то он на потенциальном убийце и грабителе! Когда боец разглядел крест, то понял, что перед ним почти такой же как и он сын «небогатого семейства», может быть из рабочей семьи.

«Черный крест на груди итальянца, 
Ни резьбы, ни узора, ни глянца,-
Небогатым семейством хранимый
И единственным сыном носимый…» 

Только наш боец уже просвещенный, он ценит и Рафаэля, и знает многое об Италии, ему нравится произносить далекие и таинственные слова: вулкан, гондола.

«…Так мечтал о вулкане далеком! 
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!» 

«…Но ведь пули мои не свистели 
Над священной землей Рафаэля!» 

А вот Россия итальянцу грезится только как колония, на которой он разбогатеет.

«…Для захвата далеких колоний,» 

И вроде не по собственной воле он приехал – его привезли, а он всего лишь подчинился:

«Тебя привезли в эшелоне..»

Теперь уже крест оборачивается другой стороной – закономерной смертью

«Чтобы крест из ларца из фамильного 
Вырастал до размеров могильного…» 

Так начало и конец стихотворения связываются одним образом – креста, развенчанием мифа о человеколюбии его носителей, ниспровержения религии, годной лишь для отметки места захоронения его владельца.

А настоящий гуманизм вот в этом непрерывном диалоге бойца с поверженным врагом. Он ему излагает понятные для советского человека нравственные ценности:

— не нападать на другие страны

«…Но ведь пули мои не свистели 
Над священной землей Рафаэля!» 

— гордиться и любить свой язык, историю своих непокоренных народов

«Где собой и друзьями гордился, 
Где былины о наших народах
Никогда не звучат в переводах.» 

— научно изучать природные богатства родной земли

«Разве среднего Дона излучина 
Иностранным ученым изучена?»

— трудиться в поте лица на своей земле

«Нашу землю — Россию, Расею —
Разве ты распахал и засеял?»

Предпоследнее четверостишие – это апогей аргументов бойца. Подтекстом за строками Светлова слышится изречение Невского «Кто к нам с мечом придет — тот от меча и погибнет!» Советский воин выполнил долг защитника.

«Я не дам свою родину вывезти 
За простор чужеземных морей!
Я стреляю — и нет справедливости
Справедливее пули моей!» 

И… наклонился к человеку, заглянул в эти мертвые, но такие по-южному яркие глаза поверженного врага, в которых должно бы отражаться серое зимнее небо, но в них – родина итальянца.

«Итальянское синее небо, 
Застекленное в мертвых глазах…»

Вот это и страшно по-настоящему: человек убил человека потому, что капиталисты натравили народы друг на друга. Самое антивоенное стихотворение смог гениально сотворить лишь тот, кто сам участвовал в боях.

Чтобы все эти смыслы передать, нужно уметь прочесть стихотворение.

Первые четверостишия – это недоумение, размышления, душевный разговор на равных. В апогее – пафос. А в конце надо передать огромное сожаление и как будто заново увиденную картину смерти.

Декламация стихотворения может стать маленьким спектаклем, нужно выложиться в жестах и словах полностью, представить самому все, что описано, побывать бойцом на этом поле боя и донести до людей свои чувства. Пусть слушатели размышляют, мечтают и оплакивают вместе с тобой. Тогда наша цель будет достигнута.

Да, работа души, ещё и на публику, нелегка, но этот труд и мастерство чтения навсегда останутся с тобой. А люди ждут честного, верного слова, произнесенного в ритм с биением сердца.

Наталья М.

 

Бьют точно в цель : 3 комментария

  1. Удивительно то, что многие авторы подобных шедевров из советского прошлого, дожив благополучно до контрреволюции, поменяли свои взгляды на противоположные, и, как ни в чем не бывало, прислуживают новому режиму.

  2. Поэтов-фронтовиков, каким был Светлов, НЕТ среди предателей! Предыдущий комментатор говорит о послевоенном поколении интеллигенции, пресыщенном теми благами социализма, которое завоевали и построили люди труда и дети войны

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.