Движение, пространство и время

(Дополнительный материал в рамках Расширенного курса  диалектического материализма)

Что представляют собой движение, пространство и время? Являются ли они необходимыми свойствами, присущими всем предметам и процессам реального мира? Эти вопросы имеют глубокий философский смысл.

Ряд правильных положений относительно природы движения высказали еще материалисты домарксовского периода. Многие из них считали движение существенным свойством материи. Однако в домарксистской материалистической философии еще не был преодолен метафизический взгляд на движение как на механическое перемещение неизменных тел. При этом было неясно, находится ли источник движения в самой материи или где-то вовне. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, оказалось явно недостаточно сводить движение только к механическому перемещению тел в пространстве. Не хватало диалектического взгляда на мир.

Первая брешь в метафизическом мировоззрении была пробита Кантом, который привел ряд убедительных научных доводов, показывающих, что солнечная система образовалась из первоначальной туманности. Тем самым он выдвинул идею о том, что природа находится в постоянном движении, причем это движение является не простым повторением одного и того же, а представляет собой процесс бесконечного поступательного развития. Но Кант был идеалистом и не мог до конца преодолеть метафизическое представление о движении.

Гегель представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в виде беспрерывного движения, изменения, преобразования. Он пытался раскрыть источник этого движения и развития, усматривая его в борьбе противоположностей. Для Гегеля противоречия есть корень всякого движения и жизненности. Но поскольку Гегель был идеалистом, то, говоря о развитии, он оставлял место для сверхматериальной силы как первотолчка и перводвигателя материального мира.

Чтобы правильно понять, что такое движение, необходимо подойти к его рассмотрению с позиций диалектического материализма, отбросив метафизику и идеализм. Это и было сделано основоположниками марксистской философии. «Движение, — писал Ф. Энгельс, — рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением»[1].

Таким образом, движение применительно к материи означает изменение вообще. Любые изменения материальных объектов, будь то изменения физических или химических свойств предметов, изменения, происходящие на Солнце или в космическом пространстве, в живом мире или в общественной жизни, — все это есть движение. При этом источником движения всегда и везде выступают внутренне присущие объектам противоречия, которые свойственны всем без исключения предметам и явлениям. Самодвижущаяся материя не нуждается в сверхприродном двигателе. Движение есть способ существования материи. Это значит, что материя не может существовать вне движения, которое поэтому так же объективно, как и сама материя.

Поскольку материя вечна, несотворима и неуничтожима, постольку и ее коренное неотъемлемое свойство — движение — тоже вечно, несотворимо и неуничтожимо. Это важнейшее философское положение находит подтверждение в законе сохранения и превращения энергии, который устанавливает, что при любых материальных преобразованиях общее количество энергии всегда остается постоянным, неизменным, т. е. сохраняется количество движения. При этом движение не уничтожается не только в количественном, но и в качественном отношении, так как материальное движение, способно бесконечно переходить из одной формы в другую. Качественно различные формы энергии (механическая, тепловая, электромагнитная, ядерная и т. д.) постоянно превращаются друг в друга, причем определенному количеству движения одной формы всегда соответствует определенное количество движения другой формы.

Движение невозможно отделить от материи. Естественнонаучным выражением неразрывной связи материи и движения является закон взаимосвязи массы и энергии, который гласит, что любой материальный объект, имеющий массу, обладает определенной энергией, соответствующей этой массе. Поэтому можно сказать: там, где есть материя, всегда есть движение; и наоборот: там, где есть движение, всегда есть материя.

Современные буржуазные философы-идеалисты и естествоиспытатели, отрывая движение от материи, создают «теории» о существовании «чистого» движения без материи, истолковывают взаимосвязь массы и энергии как превращение массы в энергию. Но в действительности, хотя масса и связана с энергией, перейти в энергию она не может, так же как материя не может перейти в движение. Движение, будучи неотъемлемым свойством материи, формой ее бытия, всегда и везде связано с материей, а материя всегда и везде находится в движении.

Положения марксистской философии об объективности движения, о неразрывности движения и материи указывают науке пути познания конкретных свойств движущейся материи, многообразных явлений природы, помогают преодолевать идеалистические и религиозные заблуждения.

Движение противоречиво по своей природе. Противоречивость движения проявляется в том, что такие его характеристики, как изменчивость и устойчивость, выступают в неразрывной связи. Вечная и всеобщая изменчивость мира отнюдь не исключает моментов относительной устойчивости, относительного покоя, временных состояний равновесия вещи, предмета, явления. Если бы не было этой устойчивости, мир представлял бы собой неразличимый хаос.

В мире существуют разнокачественные виды материи (атомы, молекулы, электромагнитное поле, поле тяготения, множество явлений живой природы, многообразные общественные явления и т. д.). Все эти виды материи находятся в непрерывном движении, которое проявляется в качественно различных формах, зависящих от качественной специфики данного вида материи. Различают следующие основные формы движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.

Механическое движение включает в себя пространственное перемещение различных тел: движение мельчайших частиц, составляющих атомы, перемещение атомов и молекул, движение больших тел, включая и космические объекты.

Физическая форма движения охватывает тепловые и электромагнитные процессы, внутриядерные и внутриатомные преобразования, взаимодействия «элементарных» частиц и т. д.

Химическая форма движения включает процессы соединения и разъединения атомов и молекул, образования и разрушения веществ, происходящие в неорганической и органической природе.

Биологическая форма движения — это разнообразные проявления жизни, взаимоотношения живых организмов между собой и с неорганической природой.

Социальная (общественная) форма движения охватывает многообразные процессы, происходящие в обществе, включая изменения в области производства, классовые и национальные отношения, процессы развития материальной и духовной культуры, взаимодействие общества и природы.

Если рассмотреть основные формы движения материи в том порядке, в котором они здесь приведены, то окажется, что любая из них тесно связана со всеми другими, причем основой их взаимной связи является связь между находящимися в движении материальными объектами. Наряду с этим каждая последующая форма движения материи сложнее, выше предыдущей, причем более сложная форма движения развивается из более простых и содержит их в себе в подчиненном виде. Каждая форма движения качественно отличается от других и несводима к другим формам движения.

Проследим все сказанное на примере биологической формы движения материи. Эта форма движения возникла на нашей планете в результате закономерного развития физических и химических процессов, которое привело к созданию условий для появления белковых соединений — материальных носителей жизни. Возникновение жизни означало появление более высокой формы движения материи по сравнению с механической, физической и химической формами движения.

Вместе с тем биологическая форма движения не отбрасывает низшие формы, а включает их в себя. Так, в живом организме происходят многочисленные физические и химические изменения, обеспечивающие ему получение необходимых веществ и энергии из внешней среды.

Но хотя биологическая форма движения и содержит в себе низшие формы, однако она не сводится к ним, качественно от них отличается. Эта качественная специфика биологической формы движения состоит в присущем живым организмам постоянном самообновлении химического состава, в обмене веществ с окружающей средой.

Наука, все глубже проникая в тайны природы и открывая новые виды материи и различные уровни ее организации, расширяет наши знания о формах движения материи, их взаимной связи и качественном различии.

Диалектическое понимание форм движения материи, их взаимосвязи и взаимопереходов имеет важное мировоззренческое и методологическое значение и служит острым оружием в борьбе против фальсификации буржуазными идеологами явлений природы и общества. Дело в том, что многие современные буржуазные философы и естествоиспытатели метафизически сводят высшие формы движения материи к низшим или распространяют законы низших форм движения на высшие. Так, биологические изменения они представляют как простую сумму физико-химических процессов, утверждая, что основными законами, управляющими живой материей, являются законы физики и химии. Тем самым смазывается качественная специфика живой природы, ее коренное отличие от природы неорганической.

Анализируя сложные явления социальной жизни, буржуазные ученые нередко механически переносят физические и биологические понятия и законы на общество. Одни из этих ученых, ссылаясь на биологический закон естественного отбора, делят расы на низшие и высшие. Другие утверждают, что учение об обществе может стать точной наукой только в том случае, если физика и биология будут распространены на область общественных отношений. При этом они сводят законы социальных явлений к физическим и биологическим законам, толкуют о «социальной энергетике», «социологических атомах» и т. д.

Отрицание социальных закономерностей путем их сведения к понятиям и законам естествознания имеет целью затушевать классовые противоречия современного капиталистического общества. «На деле никакого исследования общественных явлений, никакого уяснения метода общественных наук нельзя дать при помощи этих понятий,— писал В. И. Ленин.— Нет ничего легче, как наклеить «энергетический» или «биолого-социологический» ярлык на явления вроде кризисов, революций, борьбы классов и т. п., но нет и ничего бесплоднее, схоластичнее, мертвее, чем это занятие»[2]. Механическое отождествление понятий и законов естественных и общественных наук — наглядное свидетельство кризиса современных буржуазных учений об обществе.

Философские выводы о природе движения имеют принципиальное значение для понимания сущности пространства и времени, которые также наряду с движением являются формами бытия материи.

Говоря о пространстве, мы обычно имеем в виду, что тот или иной предмет занимает определенное место, имеет три измерения: длину, ширину, высоту. Время мы характеризуем как начало или длительность событий. Философия не ограничивается этим, она рассматривает вопросы об объективности пространства и времени, об их связи с движущейся материей.

Понятие пространства выражает сосуществование материальных объектов и их взаимное расположение. Все материальные предметы и явления имеют пространственную протяженность, форму и размеры. Протяженность как относительно устойчивое взаимодействие внутренне связанных между собой материальных процессов обусловлена свойствами движущейся материи. Пространственные связи и отношения качественно различных материальных объектов описывает математика. Чем глубже развиты математические теории, математический аппарат, тем точнее отражаются общие пространственные свойства действительности.

Понятие времени выражает последовательность чередования материальных процессов, их длительность. Материя в любом виде и состоянии обладает временными свойствами. Для того чтобы изменения одного материального объекта вызвали соответствующие изменения в других материальных объектах, необходимо определенное время. Время, выражаясь в изменении и развитии материи, обладает направлением. Оно течет от прошлого к будущему и обладает свойством необратимости. Прошлое нельзя изменить, в прошлое нельзя возвратиться.

Пространство и время — всеобщие формы бытия материи, они присущи всем ее состояниям. Любое материальное движение происходит где-то, в каком-то пространстве, и когда-то, в какое-то время.

Пространство и время объективны. Они существуют независимо от сознания людей и выражают совокупность объективных свойств и отношений материальных предметов и явлений. Человек получает сигналы из далеких звездных миров, исследует изменения, которые охватывают миллиарды лет, изучает «элементарные» частицы, существующие миллионные доли секунды, и везде пространство и время выступают как объективные формы движущейся материи. Независимо от материальных процессов пространство и время существовать не могут. Критикуя идеалистические и религиозные положения о существовании бытия вне времени и пространства, Ф. Энгельс отмечал, что бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства. В объективном мире нет ничего, кроме движущейся материи, и материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени.

Домарксистские материалисты признавали объективность пространства и времени, но оставались метафизиками в их понимании. Они, как и метафизически мыслящие естествоиспытатели, считали пространство и время самостоятельными физическими реальностями, независимыми от движущейся материи. Пространство понималось при этом как универсальное вместилище вещей, наподобие ящика, а время — как длительность, не зависящая от материальных изменений. Такое представление позволяет с известной точностью характеризовать пространственные и временные отношения больших тел (макротел), движущихся с относительно малыми скоростями (например, движение автомобиля, самолета, снаряда, космического корабля и т. д.). Когда же наука столкнулась со скоростями, сравнимыми со скоростью света (движение «элементарных» частиц), то оказалось, что такие взгляды и вытекающие из них представления о неизменности свойств пространства и времени являются явно недостаточными.

Развитие науки в наш век подтверждает положение диалектического материализма о зависимости свойств пространства и времени от движущейся материи. Как показывают современные данные науки, пространственные и временные свойства тел тесно взаимосвязаны.

Взаимная связь пространственных и временных свойств материальных объектов начинает заметно проявляться при значительных скоростях движения. Так, например, «элементарные» частицы — мезоны, в состоянии покоя существуют миллионные доли секунды, а если им придать большую скорость, то время их существования увеличивается в сотни раз.

Современная наука и практика опровергают домыслы идеалистов и церковников о божественном сотворении мира, о его ограниченности в пространстве и во времени и доказывают, что пространство безгранично и время бесконечно. Безграничность пространства понимается в том смысле, что, в каком бы направлении и на какое бы расстояние мы в нем ни двигались, нам никогда не удастся достигнуть его пределов. Бесконечность времени означает, что если взять какое-либо событие, то до того, как оно произошло, протекло беспредельное количество времени, точно так же как и после него время никогда не будет иметь конца. Мир есть движущаяся в пространстве и во времени материя. Поэтому пространство и время столь же вечны и бесконечны, как и сама материя.

При подготовке насточщей статьи использовался «Начальный курс философии (для слушателей школ основ марксизма-ленинизма)», М., изд. «Мысль», 1966 г.

[1] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 391

[2] В. И. Ленин. Полн. собр., соч., т. 18, стр. 348

Более подробно см. здесь. 

Движение, пространство и время: 20 комментариев Вниз

  1. > Бесконечность времени означает, что если взять какое-либо событие, то до того, как оно произошло, протекло беспредельное количество времени

    А как же антиномия Канта о времени? От неё не получится просто отмахнуться. Очень интересны на этот счёт размышления М. Корнфорта в его книге «Наука против идеализма» (М. 1948 г.): глава XII, п. 2 (с. 256). Мне кажется, что Корнфорт в целом выбрал верное направление для разрешения этой философской проблемы. Оно состоит у него в том, чтобы не рассматривать время исключительно с его количественной стороны, — тем самым он избавляется от суммы бесконечного ряда («беспредельное количество времени» как вы пишите — кажется это одно и то же). Однако в своём рассуждении Корнфорт приходит, фактически, к двум временам, к двум мирам. И это явная уступка идеализму. К сожалению это так.

    Было бы интересно увидеть примеры других рассуждений марксистов относительно антиномии Канта о конечности и бесконечности времени.

    Г.

  2. «В мире существуют разнокачественные виды материи (атомы, молекулы, электромагнитное поле, поле тяготения, множество явлений живой природы, многообразные общественные явления и т. д.).»

    Как поле может быть материей? Вот скажем, свет — это и волна и материя одновременно, движение там точно есть (например, свет двигается со скоростью 300 тыс км/сек и имеет давление — а значит и массу, что подтверждается опытами). Постоянное магнитное поле (обычный природный магнит) — вроде никуда не движется… А вот поле тяготения — оно точно есть (иначе мы бы летали над землёй), но что из себя представляет (гравитация)? Гравитация имеет движение? Но у Земли оно вроде стоит на месте…
    Мне почти невозможно мысленно представить бесконечность пространства (т.е. оно нигде не кончается!), времени (нет начала и конца), невозможно представить — откуда вообще взялась сама материя и почему именно в этом количестве, которое имеем (качество — т.е. тип химических элементов меняется в результате химических или атомных реакций). Есть некая туманная теория — что сама материя получилась из волн, т.е. скажем обычный камень состоит из атомов и электронов (сверхтвёрдый сгусток волн гравитации), которые собственно удерживаются именно полем — гравитационным и делить сам атом и электрон можно бесконечно — в результате получатся именно волны+энергия (ядерный взрыв). Т.е. камень (на самом деле первым элементом был водород) произошёл в результате
    некоего гравитационного возмущения — получили довольно сложное новое вещество — примерно как и жизнь — вначале прообраз клетки (рнк+жировая защита) а затем сложнейшая биологическая клетка (или вначале было что-то типа вирусов без оболочки — которые умели делиться за счёт валентных свойств углеродной цепочки и присоединяемых определённых аминокислот), где уровень сложности внутренних операций (около 40 тысяч) намного (в тысячи раз) больше марсохода со всей его сложнейшей электроникой. Из-за этой самой сложности строения биологической (и неживой) материи и есть корни существования религий — которые внушают — что сам по себе такой сверхсложный механизм существования и наследования появиться не мог…

    Сегодня видел статью — где Путин официально выделил 10 млрд рублей из бюджета на создание телепортации и прочей совершенно неведомой херни до 2035 года — 5g сетей, параллельного языка программирования (?), квантовой сотовой связи, автоматических центров по контролю за киберугрозами (!), автоматическим управлением хозяйством и транспортом, прородными оповещателями… Что это? Наглый распил или аналог Аненербе Гитлера с гадалками и колдунами (с таким же результатом)? Журналюги напутали или он сошёл с ума? Весь интернет ржёт…

  3. «Отрицание социальных закономерностей путем их сведения к понятиям и законам естествознания …»

    Мне часто приходится сталкиваться в живом общении с такой позицией, что частная собственность есть и всегда была со ссылкой на дикую природу, мол там тигр тоже метит свою территорию.
    Таким людям я отвечаю, что урагану Катрина было всё равно по чьей земле он пройдёт, ураган даже «спрашивать» не будет.

  4. Конечность времени означала бы и конечность материи. Ленин писал по этому поводу: «У Канта 4 ,,антиномии». На деле каждое понятие, каждая категория так же антиномична». Это значит, что противоречия в «человеческих понятиях», т.е. в сфере т.ак называемого «чистого разума», с точки зрения диалектического материализма есть отражение реальных противоречий реального мира, борьба которых является источником и основой развития этого материального мира. Что значит «…не получится просто отмахнуться»? Кант сам себя загоняет в тупик, поскольку все его антиномии предполагают существование высшего потустороннего судьи и распределителя истины. Все его антиномии утверждают, что реальность имеет предел, и что постижение этой реальности тоже имеет предел. Наконец, Кант в антиномиях фактически отказывается даже от предположения о том, что существует связь низших и высших форм движения, и по сути становится рупором шовинистов, физиократов, нацистов и попов.

  5. Дестру. Гравитационное поле Земли категорически не желает стоять на месте. Трудно представить себе что-то более подвижное и изменчивое. Значение, вектор, ротор и градиент гравитационного поля изменяются постоянно и непрерывно под влиянием внутренних процессов ядра и мантии и под влиянием космических объектов и полей. Если мы признаём, что внутри планеты и в космосе происходят процессы (качественные и количественные изменения), значит, мы должны признать, что должно изменяться и то, на что эти процессы воздействуют. Иначе и быть не может. Другое дело, что эти изменения невелики и незаметны человеческому глазу или чувству. Поэтому и изобрели гравитометр — весьма чувствительный прибор, реагирующий до известного предела на изменения в гравитационном поле Земли. Природа гравитационного поля до сих пор вызывает споры.
    Как поле может быть материей? Поле — проявление материи, одна из форм её движения. Без материи физических полей не существует, так же, как без материального объекта — мозга — не существует сознания и разума. Материален ли электрический ток? Да, вполне. Иначе остановилась бы вся промышленность. Материально ли магнитное поле? Да, так как иначе мы бы погибли. Тут Вы подошли к важному вопросу: материально то, что существует? Да, материально, так как дано нам в ощущениях, может быть познано и поставлено на службу человеку. А если от бога (или богов) толку нет никакого — то что же заставит нас утверждать, что он существует? Ничего не заставит, так как простая житейская логика вынуждает нас признать, что бог — лишнее звено в природе, в которой ничего лишнего нет. Природе этот «элемент» совершенно не нужен, поскольку от него ничего не зависит и ни на что он влиять не может. Бог — это идея — паразит, созданная сознанием паразитов.
    О том, что в пределе материя превращается в энергию, говорят давно. Что на определённом микроуровне материи нет, а есть только энергия. И камень, таким образом, в пределе состоит из сплошной энергии. И остаётся всего один шаг до «бозона Хиггса» — «частички бога». Хорошо, предположим, что всё это так. А дальше что? Что, мы признаём, что все частицы делимы, а вот этот бозон — особенный, он последний, неделимый, святой и неприкосновенный. Но может ли такое быть? Нет, не может. Деление частиц материи бесконечно, так же, как бесконечна сама материя. Я думаю, что E = mc2 — это далеко не аксиома. Полное превращение массы в энергию невозможно. От сгоревшего куска угля остаётся зола, зола распадается в пылинки и вливается в кругооборот материи. А у г. Эйнштейна выходит, что если этот кусок материи разогнать до квадрата скорости света (это уже идеалистический абсурд), то материя превратится в своё проявление. То есть исчезает содержание, остаётся только форма. Но вот вопрос: а форма чего остаётся? Как хотите, но эта формула разит шарлатанством.

  6. > Что значит «…не получится просто отмахнуться»?

    То и значит. Вы пишете: «если взять какое-либо событие, то до того, как оно произошло, протекло беспредельное количество времени». Вы также пишете, что время выражается «в изменении и развитии материи». Получается, что Вы, я, все люди и окружающий мир — продукт _бесконечного_ числа изменений материи, _бесконечного_ числа ступеней её развития (которые уже произошли за бесконечное время, которое прошло до настоящего момента).

    Бесконечное число _изменений_, — в результате которых мы имеем то, что имеем сегодня, возможно допустить только в том случае, если мы допускаем, во-первых, относительную независимость процессов в отдельных областях Вселенной, а во-вторых, их повторяемость, цикличность. Если мы не допустим цикличности и повторяемости в движении (развитии) Вселенной, то получится, что за бесконечное время, которое протекло до настоящего момента, «всё уже прошло», «всё уже случилось». Но мы видим, что это не так, что мы с Вами находимся отнюдь не в «конце времён», а где-то, условно говоря, в «середине». Однако, если никакой цикличности и повторяемости событий во Вселенной нет, то мы не смогли бы оказаться в середине.

    Говоря проще, если материя не движется по кругу, то за бесконечное время, которое уже прошло, она должна была уже «развиться полностью». Как бы абсурдно это не звучало. Выходит, что допуская бесконечно долгое прошлое, мы должны также допустить и цикличность, повторяемость в череде всех прошедших изменений.
    А есть ли у нас какие-либо ещё обоснования для того, чтобы допустить такую цикличность?

    Г.

  7. А разве электромагнитное поле и поле тяготения являются видами материи? По-моему, это форма движения материи.

  8. Думаю, следует подкорретировать этот абзац:

    «В мире существуют разнокачественные виды материи (атомы, молекулы, электромагнитное поле, поле тяготения, множество явлений живой природы, многообразные общественные явления и т. д.). Все эти виды материи находятся в непрерывном движении, которое проявляется в качественно различных формах, зависящих от качественной специфики данного вида материи. Различают следующие основные формы движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.»

    … ибо электромагнитное поле, поле тяготения, множество явлений живой природы, многообразные общественные явления — не являются видами материи, а формами её движения.

  9. И такой вопрос: мышление относится к биологической форме движения? Или социальной? Или его следует выделить в отдельную форму движения?

  10. добрый вечер.
    из какой книги текст?
    Я греческий….и тексты показывают идентичные…с советской книги I,,,
    в греческой……переводится как…..Основы материалистической философии……
    Извините за мой язык….но я не знаю русский…..и использование…автоматический перевод google!

    1. Использовался «Начальный курс философии (для слушателей школ основ марксизма-ленинизма)», М., изд. «Мысль», 1966 г. Хотя мы не очень доверяем изданиям после 1953 года, но то, что пишут в них правильно, по-большевистски, мы используем.

      1. спасибо за ответ.
        Я также…книга »диалектический материализм [александров]» 1954 …..[1960 греческий] … …..среди других советских…..

        1. Книга Александрова «Диалектический материализм» (1954 г.) хороша. Но еще обязательно посмотрите 2 книги М.Митина «Диалектический материализм» (1934 г.) https://work-way.com/chast-1-dialekticheskij-materializm-m-mitin-1934-g/ и «Исторический материализм» (1932 г.) https://work-way.com/chast-2-istoricheskij-materializm-1932-g/ .
          Они написаны очень просто и понятно. И это действительно ленинизм (большевизм).

          1. Они выглядят красиво и интересно…
            но, к сожалению,…
            Нет Греческий ! [мои знания]….

            1. Будут и на греческом, если переведете с русского. К сожалению, большевисткая литература (настоящий марксизм-ленинизм) есть только на русском языке. Придется учить русский язык, иного выхода пока нет.

  11. Это концепция противоречит таким объектам как чёрные дыры…. т.к. время рядом с ними замедляется относительно близости к этому объекту…. или я что-то не понимаю?

  12. По Марксу пространство- есть функция материи, но если есть такие объекты как чёрная дыра и следовательно есть точки сингулярность, то получается,что пространство первично по отношению к материи и оно задаёт ему как себя вести…. если я что-то понимаю неправильно, объясните мне пожалуйста.

    1. Пространство не функция, а свойство материи.
      Про черные дыры РП писал. Поищите на сайте.

      1. Спасибо, искала эту статью не нашла. Сейчас поищу снова. Скажите, а вы редактируете свои статьи или пишите новые в зависимости от новых данных открытых учеными?

Наверх

Добавить комментарий для Дмитрий Х. Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code