РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — буржуазное учение о том, что отдельные функции государственной власти — законодательство, управление и суд — принадлежат особым государственным органам (парламенту — законодательство, исполнительной власти — управление, суду — судебная власть), якобы обособленным и независимым друг от друга. Сосредоточение высшей государственной власти в различных органах обеспечивает, по мнению теоретиков учения о разделении властей, самостоятельность властей и уравновешение ими друг друга, гарантирует от злоупотребления властью и способствует осуществлению народной воли и политической свободы.
Наиболее известными и яркими теоретиками разделения властей являются английский философ Д. Локк (1632—1704), французский историк и государствовед Шарль Луи Монтескье (1689—1755) и знаменитый немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804).
Наиболее законченную формулировку теория разделения властей получила в трактате «О духе законов», вышедшем из-под пера Монтескьо, сторонника конституционной монархии английского типа. Монтескье исходит из необходимости гарантировать политическую свободу. Достигается это, по его мнению, не социально-экономическим строем общества, а исключительно соответствующей организацией властей. Он видит в государстве три власти: законодательную, исполнительную и судебную. Все эти три власти, по его мнению, должны быть отделены друг от друга именно в интересах обеспечения свободы. Законодательная власть должна находиться в руках народа и осуществляться двумя палатами: нижней палатой, которую Монтескье называет палатой народного большинства, и верхней палатой, которую он именует палатой аристократического меньшинства. Исполнительная же власть вручается королю и его чиновникам, т. е. дворянам, аристократии во главе с королем. Судебная власть должна принадлежать избранным заседателям и коронным судьям. Каждая из этих трех властей должна функционировать так, чтобы, выполняя свое специальное дело, контролировать и уравновешивать другие власти. Учение Монтескье о разделения властей выражает интересы верхушки поднимавшейся, сраставшейся с дворянством и вытеснявшей феодальное дворянство буржуазии.
Исторический и политический смысл теории разделения властей раскрыт со всей полнотой в работах основоположников марксизма-ленинизма. Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» показали историческую обусловленность и классовый смысл разделения властей. Они писали: «В такое время, например, и в такой стране, где королевская власть, аристократия и буржуазия спорят из-за господства, где, таким образом, господство разделено, там господствующей мыслью оказывается учение о разделении властей, о котором говорят как о „вечном законе“» (Маркс и Энгельс, Соч., т. IV, стр. 37).
Использовав теорию разделения властей в борьбе с королевской властью и аристократией за свое господство, буржуазия, укрепив свою власть, никогда и ни в одном государстве не осуществляла разделения властей как равных и самодовлеющих сил государства, находящихся в руках разных классов. В буржуазном обществе власть едина, и все органы буржуазного государства осуществляют волю буржуазии, ее диктатуру. Принцип же разделения властей противоречит единству власти, ибо он, как пишет Маркс, «нелепость вроде квадратуры круга» (Маркс и Энгельс, Соч., т. VII, стр. 258). Для диктатуры буржуазии характерно отнюдь не разделение властей, а преимущественное положение исполнительной власти, ее фактическое господство над законодательной властью и ограничение прав парламентов. Теория разделения властей является «дымовой завесой», призванной скрыть от трудящихся масс классовую сущность буржуазного государства и поддерживать в них, наоборот, иллюзию о «справедливости» властей.
На необходимость полного устранения разделения властей в государстве победившего пролетариата неоднократно указывали основоположники марксизма-ленинизма. Так, анализируя опыт Парижской Коммуны и подвергая уничтожающей критике буржуазный парламентаризм, Маркс писал: «Коммуна должна была быть не парламентарной, а работающей корпорацией, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы» (Маркс, Избранные произведения, т. II, 1940, стр. 401).
Эти взгляды Маркса были развиты далее Лениным и положены ВКП(б) в основу советской социалистической государственности. В 1918 г., указывая на необходимость более широкого осуществления исторических задач Советской власти, Ленин считал одной из них: «Уничтожение парламентаризма (как отделение законодательной работы от исполнительной); соединение законодательной и исполнительной государственной работы. Слияние управления с законодательством» (Ленин, Соч., т. XXII, стр. 371). Ленин считал, что советский парламент должен быть подлинно работающим учреждением, высшим органом государственной власти, которому подчинены и перед которым ответственны органы государственного управления.
Советское государственное право принципиально отрицает разделение властей. Советская власть «уничтожает отрицательные стороны парламентаризма, особенно разделение законодательной и исполнительной властей, оторванность представительных учреждений от масс и пр.» [Программа и Устав ВКП(б), 1938, стр. 18]. В СССР существует единство власти трудящихся, и государственное руководство обществом (диктатура) принадлежит рабочему классу, являющемуся передовым классом общества. «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся» (Конституция Союза ССР 1936, ст. 3).
Отрицание принципа разделения властей не означает механического соединения и смешения функций, принадлежащих высшим органам государственной власти и органам государственного управления. Сталинская Конституция исключительно четко разграничивает компетенцию высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР, союзных и автономных республик, устанавливая, как правило, полное верховенство законодательной власти, выражающей волю всего советского народа. Верховный Совет СССР является высшим органом государственной власти СССР, единственным законодательным органом Союза (см. Совет Верховный). Совнарком СССР образуется Верховным Советом СССР и ему подотчетен. Свои постановления и распоряжения он издает на основе и во исполнение закона (см. Совет Народных Комиссаров). Верховный Суд СССР избирается Верховным Советом СССР и в своей деятельности подчиняется только закону. Вся полнота государственной власти СССР сосредоточивается, таким образом, в Верховном Совете СССР. Устанавливаемое Сталинской Конституцией разграничение компетенции не имеет ничего общего с буржуазным принципом разделения властей.
А. Денисов.
БСЭ, 1 изд., т. 48, к.114-116
Право свободного передвижения не может быть умалено но может быть ограниченно- отменили некоторые междугородные рейсы до такого ссюрра в советском союзе не додумались бы. Интересна тут и «система сдержек и противовесов» ВВП позакрывал суды на карантин. По смыслу правосудие, как отдельная «ветвь» гос власти легко отодвинута исполнительной властью и «не сдерживает» и не «противовесит» . Исполнительная власть кладёт на базовый «принцип» разделения властей ,- законодательная тоже не чешется ограничивать правительство. Исполнительная По смыслу слова «исполнять» исполнять чьи то императивы (в данном случае судебной власти, законодательной власти) исполнительная буржуазная власть здесь получается как одна правящая партия ВВП и его правительство «самовластная» ОСНОВНАЯ структура власти в государстве (типа КПСС).(но идеологи буржуазии нам через закон твердят о позитивном факте «принципа» разделения ) Когда факты показывают иное.
К. Маркс и Ф. Энгельс, критикуя практику разделения властей в современном им буржуазном обществе (еще в период Французской революции 1848 — 1849 гг.), основывались на ее реальных недостатках. Они особенно подчеркивали то обстоятельство, что жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную на практике приводит прежде всего к резкому снижению роли парламента (законодателей) и к фактическому господству исполнительной власти в государстве и обществе в лице многочисленной и привилегированной армии чиновников . Ещё раз признаю правоту гениального Карла Маркса .