Великое произведение Маркса
(К выходу нового издания «Капитала»)
Вышло в свет новое издание великого произведения Карла Маркса «Капитал» в переводе И. И. Степанова-Скворцова. Подготовлявший это издание Институт Маркса — Энгельса — Ленина при ЦК ВКП(б) внёс необходимые исправления и изменения в перевод. Этот перевод был сделан в 1920 году с немецкого текста, «обработанного» и местами искажённого Каутским. Поэтому теперь была произведена тщательная сверка русского перевода с 4-м немецким изданием и устранены изменения, произвольно внесённые Каутским.
В. И. Ленин неоднократно цитировал в своих работах ряд отрывков из «Капитала» в собственном переводе. В новом издании «Капитала» все эти места даны в переводе Ленина. Применённая Лениным терминология в этих цитатах (в тех случаях, когда она отличалась от терминологии перевода И. И. Степанова-Скворцова) в большинстве случаев распространена на весь текст. Введено единообразие в терминологию перевода, поскольку в различных частях «Капитала» одни и те же термины Маркса переводились И. И. Степановым-Скворцовым по-разному. Устранены неточности, технические погрешности и опечатки.
Таким образом, советский читатель получил более совершенный, проверенный и исправленный перевод гениального труда Маркса.
* * *
Написанию «Капитала» предшествовала огромная работа Маркса по разгрому философии буржуазии и созданию философии пролетариата — диалектического материализма. Маркс совершил подлинный переворот в философии, создав единственно научное мировоззрение пролетариата — диалектический материализм, науку об общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Положения материалистической диалектики Маркс применил к объяснению общественной жизни и разработал стройное учение о развитии человеческого общества — исторический материализм. Вместо общих, метафизических рассуждений об обществе Маркс, введя новое понятие общественно-экономической формации, открыл законы возникновения, развития и гибели всех предшествующих социализму способов материального производства: первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального и капиталистического. В результате этого вся история развития человеческого общества предстала как естественно-исторический, то есть закономерный процесс развития общества от низшего к высшему, от простого к сложному.
Величайшей заслугой Маркса является выяснение всемирно-исторической роли пролетариата как могильщика капитализма и созидателя нового, социалистического общества. Для осуществления своей исторической миссии, учил Маркс, рабочий класс должен свергнуть власть буржуазии и установить своё политическое господство — диктатуру пролетариата. Учение о диктатуре пролетариата есть главное в марксизме.
Установив, что экономический строй является основой, на которой возвышаются все другие, в том числе и политическая, надстройки, Маркс уделил огромное внимание изучению экономического строя капиталистического общества. Ленин указывал: «Наиболее глубоким, всесторонним и детальным подтверждением и применением теории Маркса является его экономическое учение» (Соч., т. 21, изд. 4, стр. 43).
Предметом исследования в «Капитале» Маркса являются капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена. «Исследование производственных отношений данного, исторически определённого, общества в их возникновении, развитии и упадке — таково содержание экономического учения Маркса» (там же, стр. 43).
Сорок лет возводил Маркс величественное здание политической экономии — «Капитал», который он по праву называл «делом своей жизни». В этом основном своём труде Маркс открыл экономические законы возникновения, развития и гибели капитализма. Для того чтобы создать «Капитал», Маркс изучил огромную массу литературных источников и фактического материала и написал ряд работ «для выяснения вопросов самому себе».
В «Капитале» Маркс подверг всесторонней критике ограниченную английскую буржуазную классическую политическую экономию Адама Смита и Давида Рикардо и камня на камне не оставил от реакционной вульгарной политэкономии (Бастиа, Сэя, Мальтуса), обнажив её политические цели защиты капитализма. Эта критика имеет огромное значение для борьбы с современной буржуазной идеологией, воскрешающей и пережёвывающей наиболее реакционные, обветшалые, вульгарные «теории» давнишних апологетов буржуазии. «Капитал» представляет собою образец строгой научности и партийности. Духом непримиримости к врагам, жгучей ненавистью к эксплуататорам, революционной страстностью, беспредельной любовью и преданностью рабочему классу пронизаны страницы «Капитала». Ленин, характеризуя теорию марксизма, подчёркивал, что она «соединяет строгую и высшую научность (являясь последним словом общественной науки) с революционностью, и соединяет не случайно, не потому только, что основатель доктрины лично соединял в себе качества учёного и революционера, а соединяет в самой теории внутренне и неразрывно» (Соч., т. 1, изд. 4, стр. 308).
Великая жизненная сила идей «Капитала» состоит в том, что он выражает коренные интересы рабочего класса и всех трудящихся. В этой книге обобщён громадный опыт классовой борьбы пролетариата против эксплуататоров, за своё раскрепощение. Учение Маркса всесильно, потому что оно верно.
«Капитал» — это произведение, открывшее новую эпоху в истории борьбы классов. Маркс совершил переворот в экономической науке, создав стройную систему политической экономии пролетариата. Ярким светом науки Маркс осветил всю историю прошлого развития человеческого общества, дал глубокий анализ настоящего и с величайшей силой научного предвидения определил будущее. Энгельс по поводу выхода первого тома «Капитала» в 1867 году писал: «С тех пор, как на земле существуют капиталисты и рабочие, не появлялось ещё ни одной книги, которая имела бы такое значение для рабочих…» Ленин назвал «Капитал» величайшим политико-экономическим произведением нашего века.
Буржуазная наука пыталась сначала «замолчать» «Капитал», не обращать на него внимания. Но чем шире идеи этого великого произведения проникали в широкие пролетарские массы, тем беспокойнее стала вести себя буржуазия. Завеса молчания была прорвана, и на «Капитал» набросились целые орды продажных буржуазных писак, поспешивших объявить марксизм «уничтоженным». Но из всех схваток и испытаний марксизм выходил ещё более закалённым и окрепшим. Товарищ Сталин указывал: «Марксизм есть научное выражение коренных интересов рабочего класса. Чтобы уничтожить марксизм, надо уничтожить рабочий класс. А уничтожить рабочий класс невозможно. Более 80 лет прошло с тех пор, как марксизм выступил на арену. За это время десятки и сотни буржуазных правительств пытались уничтожить марксизм. И что же? Буржуазные правительства приходили и уходили, а марксизм оставался» {«Вопросы ленинизма», изд. 11, стр. 484).
«Капитал» написан в период домонополистического капитализма, когда развитие промышленности на базе машинной техники, рост внутренней и внешней торговли доставляли буржуазии огромные богатства. В ту пору капитализм был ещё способен двигать вперёд производительные силы общества. В литературе, в искусстве, в религии буржуазные идеологи проповедовали «теорию извечности» капиталистического строя, на все лады воспевали его «цивилизаторскую» роль в колониях, его «благодеяния», оказываемые трудящимся. Прислужники капитализма пели эти хвалебные гимны эксплуататорам в то время, когда усиливалось угнетение пролетариата, разорение крестьянства, когда нищета и страдания народных масс вызывали бурное возмущение пролетариата, проявившееся в ряде революционных выступлений. Правда, эти выступления носили ещё стихийный характер, ибо рабочий класс не имел тогда своей массовой революционной партии, своей идеологии. Но историческое значение этих сражений огромно. На базе классовой борьбы пролетариата возникло и развилось всесильное и непобедимое учение Маркса.
Великая заслуга Маркса состоит в том, что он в период роста и укрепления капитализма вскрыл его исторически-преходящий характер, открыл законы его экономического и политического развития и создал мировоззрение пролетариата. Маркс вооружил рабочий класс могучим идейным оружием в его борьбе за уничтожение всякой эксплуатации человека человеком. В «Капитале» Маркс вынес смертный приговор капитализму и указал пути революционного преобразования буржуазного общества в социалистическое.
«Капитал» состоит из трёх томов. В первом томе исследуется «процесс производства капитала», во втором томе — «процесс обращения капитала» и в третьем томе — «процесс капиталистического производства, взятый в целом».
Маркс начинает своё исследование с анализа товара, так как в капиталистическом обществе господствует производство товаров: «Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, является «огромным скоплением товаров», а отдельный товар — его элементарной формой. Наше исследование начинается поэтому анализом товара» («Капитал», т. I, изд. 1949 г., стр. 41).
Маркс рассматривает товар как исходную форму капиталистического производства, ибо товар является простейшей «клеточкой» буржуазного общества, его экономики. Товар — это прежде всего вещь, удовлетворяющая ту или иную человеческую потребность и обмениваемая на другую вещь. Всякий товар представляет потребительную стоимость, которая определяется полезностью вещи, и в то же время стоимость, то есть овеществлённый труд. Стоимость товара определяется количеством общественно-необходимого труда, затраченного на его производство, то есть труда, затраченного при средних общественных условиях производства. Стоимость товара тем ниже, чем выше производительность труда. Товары обмениваются на рынке в определённом количественном отношении. Пропорция, в которой один товар обменивается на другой, — это меновая стоимость товара, то есть форма его стоимости. Для буржуазных экономистов меновая стоимость оставалась загадкой. Маркс снял с неё покров таинственности. Он установил, что обнаруживаемая в обмене однородность товаров выражает лишь однородность труда, их создающего.
Маркс вскрыл двойственный характер труда, создающего стоимость товара, и показал, что, с одной стороны, труд является конкретным, а с другой — абстрактным.
Конкретный труд — это полезный труд, производящий качественно определённую потребительную стоимость. Абстрактный труд — это труд безотносительный к форме самой затраты, это сгусток человеческого однородного труда вообще, содержащегося в товаре. С физиологической точки зрения это затрата мозга, нервов, мышц, энергии человека. Отвлекаясь от конкретных форм труда, а не от самого труда, Маркс, в сущности, отражает реальную действительность, в которой однородность труда, лишённая различия, проявляется при обмене в равенстве труда различных производителей. Все товары, как меновые стоимости, представляют только количества «застывшего рабочего времени». Абстрактный труд образует стоимость товара, конкретный труд — его потребительную стоимость. В письме к Энгельсу от 24 августа 1867 года Маркс писал: «…Самое лучшее в моей книге: 1) подчёркнутый уже в первой главе двойственный характер труда, смотря по тому, выражается ли он в потребительной или в меновой стоимости (на этом основывается всё понимание фактов)» (К. Маркс, Ф. Энгельс «Письма о «Капитале», изд. 1948 г., стр. 122),
Раскрыв двойственную природу труда, Маркс показал противоречие между потребительной стоимостью и стоимостью, в котором содержится зародыш всех противоречий капитализма. Маркс открыл закон стоимости как закон стихийного движения товарного производства, при котором движение вещей определяет движение людей.
Исследуя развитие форм стоимости, Маркс показал, как от случайного обмена совершался переход к развёрнутой форме стоимости, затем ко всеобщей и, наконец, к денежной. В процессе стихийного обмена появилось серебро и золото как всеобщий эквивалент, как мерило стоимости всех товаров.
В анализе форм стоимости Маркс ярко показывает, что логическое — положения и выводы, изложенные в результате произведённого им исследования в целом, — есть лишь отражение исторического процесса развития товарного производства и обмена. На основе своего учения о трудовой стоимости Маркс разоблачил тайну товарного фетишизма. Только в условиях товарного производства отношения между людьми проявляются как отношения между вещами. Рост производительных сил общества, распределение затрат труда между отраслями производства совершаются стихийно, по воле рынка. Не люди господствуют над продуктами труда, а продукты труда господствуют над людьми. Подобно тому, как в религии продукты человеческого мозга — идеи о богах и духах — господствуют над людьми, подобно этому и в области буржуазной экономики продукты человеческих рук господствуют над товаропроизводителями.
Это овеществление отношений между людьми свойственно лишь товарному хозяйству, основанному на частной собственности на средства производства. При социализме, где господствует общественная собственность на средства производства, народное хозяйство находится под сознательным и планомерным контролем общества.
Из анализа стоимости вытекает определение сущности денег, их функций. Деньги — это товар, обладающий потребительной стоимостью и стоимостью. Но деньги — специфический товар, который выполняет важную общественную функцию — мерила стоимости всех других товаров. Деньги являются также средством платежа, обращения, накопления; они выполняют функцию мировых денег. Рассматривая производство товаропроизводителей в непрерывном движении, Маркс показывает, как происходит раздвоение товара на товар и деньги. В той же мере, в какой осуществляется превращение продуктов труда в товары, осуществляется и превращение товара в деньги. Определённое количество труда выступает в форме определённого количества золота. Бумажные деньги суть знаки, представители золотых денег. «Не деньги делают товары соизмеримыми. Наоборот. Именно потому, что все товары как стоимости представляют собою овеществлённый человеческий труд и, следовательно, сами по себе соизмеримы, — именно поэтому все они и могут измерять свои стоимости одним и тем же специфическим товаром, превращая таким образом этот последний в общую для них меру стоимостей, т. е. в деньги» (К. Маркс «Капитал», т. I, стр. 101).
Деньги представляют универсальную форму богатства. Неограниченная власть денег в капиталистическом обществе, их господство над людьми вытекает из самого характера капиталистического способа производства.
Это положение Маркса ярко подтверждается современной капиталистической действительностью. Теперь на доллары монополисты США посредством подкупа продажных буржуазных правительств покупают не только посты в правительствах для своих ставленников, не только совесть, честь отдельных людей, но и суверенитет целых государств, лишают народы независимости. Так, в наше время американский империализм с помощью ассигновок по пресловутому «плану Маршалла», используя национальную измену предательских буржуазных правительств, закабаляет народы европейских стран, подчиняет их экономику интересам Уолл-стрита.
Теория трудовой стоимости послужила предпосылкой для великого открытия Маркса — учения о прибавочной стоимости, которое Ленин назвал краеугольным камнем экономической теории Маркса. Маркс показывает, как на известной ступени развития товарного производства происходит превращение денег в капитал. Для этого необходим известный уровень развития товарного производства и обращения.
В. И. Ленин в статье «Карл Маркс» следующим образом излагает учение Маркса о капитале: «На известной ступени развития товарного производства деньги превращаются в капитал. Формулой товарного обращения было: Т (товар) — Д (деньги) — Т (товар), т. е. продажа одного товара для покупки другого. Общей формулой капитала является, наоборот, Д — Т — Д, т. е. покупка для продажи (с прибылью). Прибавочной стоимостью называет Маркс это возрастание первоначальной стоимости денег, пускаемых в оборот» (Соч., изд. 4, т. 21, стр. 45).
Но откуда же происходит увеличение первоначальных денег, как образуется прибавочная стоимость? Маркс показал, что производство имеет примат, первенство по отношению к обращению. Характер обращения определяется характером производства, хотя обращение и имеет огромное влияние на производство. Маркс подверг резкой критике буржуазную «меновую» концепцию, утверждающую, что стоимость и прибыль возникают в обмене. В сфере обращения прибавочная стоимость возникнуть не может, так как происходит обмен эквивалентов (равностоимостей); надбавка к цене товара не может служить источником прибавочной стоимости, потому что взаимные выигрыши и потери покупателей и продавцов уравновесились бы, коль скоро обмен совершается в массовом масштабе. Для того чтобы получить прибавочную стоимость, владелец денег должен найти на рынке такой товар, самая потребительная стоимость которого обладала бы оригинальным свойством быть источником новой стоимости. Такой товар существует, — это рабочая сила человека. Капиталист покупает рабочую силу, то есть способность рабочего к труду. Потребление рабочей силы совершается в процессе труда, причём рабочая сила не только сохраняет стоимости, но и создаёт новую стоимость.
Историческими предпосылками возникновения капитализма служат: сравнительно высокий уровень товарного производства, накопление денежного капитала в руках отдельных лиц и наличие рабочего, «свободного», с одной стороны, от всяких ограничений продажи рабочей силы, а, с другой, «свободного» от земли и средств производства.
Рабочий день при капитализме делится на две части: на необходимое рабочее время, когда рабочий создаёт продукт, окупающий его содержание, и прибавочное время, когда рабочий создаёт прибавочный продукт, присваиваемый капиталистом. Покупая рабочую силу, капиталист заставляет рабочего трудиться дольше, чем это необходимо для возмещения стоимости рабочей силы. В «Капитале» Маркс раскрыл сущность заработной платы при капитализме как превращённой формы стоимости и цены рабочей силы, как формы, прикрывающей разделение рабочего дня на оплаченный и неоплаченный труд. На этой форме, указывал Маркс, и основаны все иллюзии свободы рабочего, все увёртки апологетов капитализма.
Так Маркс разоблачил тайну буржуазного способа производства, тайну капиталистической эксплуатации и вскрыл основы классовых противоречий между пролетариатом и буржуазией.
Впервые в экономической науке Маркс ввёл деление капитала на постоянный (стоимость машин, сырья, топлива, фабричных зданий) и переменный (стоимость рабочей силы) и доказал, что прибавочную стоимость создаёт только рабочая сила. В процессе труда стоимость средств производства лишь переносится полностью или по частям на стоимость готового товара. Рабочая же сила создаёт не только стоимость, но и прибавочную стоимость. Для того чтобы определить степень эксплуатации рабочей силы, нужно сравнивать прибавочную стоимость не со всем капиталом, а только с переменным капиталом. Отношение прибавочной стоимости к переменному капиталу и показывает степень эксплуатации рабочей силы, неизмеримо возрастающую с развитием капитализма и повышением техники производства.
Выяснив природу капиталистического производства, Маркс дал исчерпывающую характеристику двух методов увеличения прибавочной стоимости: 1) производство абсолютной прибавочной стоимости, которое достигается за счёт удлинения рабочего дня, и 2) производство относительной прибавочной стоимости, которое достигается за счёт сокращения необходимого рабочего времени и соответственного увеличения прибавочного времени путём повышения производительности труда и, таким образом, понижения стоимости самой рабочей силы. Стоимость товара обратно пропорциональна производительности труда. С понижением стоимости товаров понижается стоимость товара — рабочей силы. «При капиталистическом производстве, — пишет Маркс, — развитие производительной силы труда стремится сократить ту часть рабочего дня, которую рабочий употребляет на самого себя, и именно таким путём удлинить другую часть рабочего дня, в течение которой рабочий даром работает на капиталистов» («Капитал», т. I, стр. 327).
Маркс показывает три стадии повышения производительности труда в капиталистическом производстве: 1) простая кооперация труда; 2) мануфактура, основанная на разделении труда и ручной технике; 3) крупная машинная индустрия.
С ростом капитализма развивается кооперация труда, то есть совместный труд многих рабочих в одном или нескольких, но связанных между собою процессах труда под властью и контролем одного капиталиста. Кооперация труда представляет исходный пункт капиталистического производства. Она создаёт новую массовую производительную силу в результате разделения труда многих рабочих, за которую капиталист ничего не платит.
В обширной главе «Машины и крупная промышленность» показано, как применение машин в производстве влияет на положение рабочего класса при капитализме. Применение машин революционизировало, подняло на высшую ступень производство, но при капитализме оно вместе с тем неизбежно вызывает: 1) вовлечение дешёвого женского и детского труда в производство, 2) удлинение рабочего дня и 3) рост интенсивности, то есть степени напряжённости труда. Машина сама по себе облегчает труд человека, капиталистическое же применение её усиливает гнёт, эксплуатацию рабочей силы. Рабочий при капитализме превращён в живой придаток машины. Здесь не рабочий применяет условия труда, а, наоборот, условия труда применяют рабочего. Машина противостоит рабочему как чуждая и враждебная ему сила, так как капиталист при помощи машин выжимает из рабочего всё, что рабочий может дать. Капитал представляет накопленный, «мёртвый» труд, который, подобно вампиру, оживает лишь вследствие всасывания живого труда. Повышение технического уровня производства означает рост производительности труда и относительной прибавочной стоимости.
Современная организация труда в США, Англии и других капиталистических странах — это чудовищная, зверски утончённая система эксплуататорского выжимания пота из рабочих. Тейлоризм, фордизм, проводимая монополистами рационализация производства означают невиданный рост интенсификации труда, увеличение безработицы и нищеты трудящихся масс. Капиталистическая организация наёмного труда — это система наёмного рабства, система принуждения к труду посредством голода.
Исключительно важным является у Маркса анализ накопления капитала, то есть превращения части прибавочной стоимости в капитал. «Превращение известной денежной суммы в средства производства и рабочую силу есть первое движение, совершаемое стоимостью, которая должна функционировать в качестве капитала» («Капитал», т. I, стр. 568). Рассматривая процесс производства в непрерывном движении и возобновлении, то есть как процесс воспроизводства, Маркс показывает его необходимость для всякого общества. Расширение производства при капитализме может совершаться лишь тогда, когда прибавочная стоимость не полностью расходуется капиталистом на личное потребление, а часть её идёт на дополнительную покупку машин, сырья и рабочей силы. Таким образом, после исследования возникновения прибавочной стоимости из капитала Маркс показывает, как возникает капитал из прибавочной стоимости.
Особое внимание Маркс уделил изучению влияния накопления капитала на судьбу рабочего класса. С накоплением капитала повышается органический состав капитала, то есть постоянный капитал растёт быстрее, чем переменный. В процессе воспроизводства общественного продукта воспроизводятся и рабочая сила и производственные отношения. «Как простое воспроизводство, — говорит Маркс, — непрерывно воспроизводит само капиталистическое отношение, — капиталистов на одной стороне, наёмных рабочих на другой, — так воспроизводство в расширенном масштабе, или накопление, воспроизводит капиталистическое отношение в расширенном масштабе…» («Капитал», т. I, стр. 619).
С развитием производства происходят концентрация производства и централизация капитала. Мелкое производство в городе и деревне разоряется, не выдерживая конкуренции с крупным; огромная масса ремесленников, крестьян, лишённых средств производства, пополняет ряды рабочего класса. При помощи кредита немногие лица стягивают в своих руках огромные денежные средства. Конкуренция и кредит являются мощными рычагами централизации капитала.
Рост накопления и централизации капитала неизбежно вызывает уменьшение его переменной части по сравнению с постоянной. «…Капиталистическое накопление постоянно производит, и притом пропорционально своей энергии и своим размерам, относительно избыточное, т. е. избыточное по сравнению со средней потребностью капитала в самовозрастании, а потому излишнее или добавочное рабочее население» («Капитал», т. I, стр. 636). Это относительно избыточное рабочее население является, в свою очередь, условием капиталистического накопления. Промышленная резервная армия служит источником, откуда черпается для эксплуатации рабочая сила в период расширения производства.
Маркс открыл закон народонаселения капиталистического общества. Сущность этого закона состоит в том, что «рабочее население, производя накопление капитала, тем самым в возрастающих размерах само производит средства, которые делают его относительно избыточным населением» (там же, стр. 637). Чем быстрее совершается технический прогресс, тем быстрее растёт относительное перенаселение во всех его формах: текучей, скрытой и застойной. Маркс подверг уничтожающей критике реакционную «теорию» народонаселения Мальтуса, утверждавшего, что население растёт в геометрической прогрессии, а производство продуктов потребления — в арифметической прогрессии, вследствие чего будто бы не капиталистическая система виновна в нищете и голоде масс, а природа, дающая меньше материальных благ, чем это нужно для общества. Маркс показал, что не природа является источником бедности рабочего класса, а эксплуататорская система капитализма. Современные мальтузианцы лишь перепевают на новый лад разбитые Марксом «теории», призванные защищать капитализм от натиска развёртывающегося революционного движения пролетариата.
Маркс открыл всеобщий закон капиталистического накопления: он показал, что с ростом производительных сил капиталистического общества, с увеличением его богатства возрастают безработица и нищета трудящихся масс. Маркс писал: «Следовательно, относительная величина промышленной резервной армии возрастает вместе с возрастанием сил богатства. Но чем больше эта резервная армия по сравнению с активной рабочей армией, тем обширнее постоянное перенаселение, нищета которого обратно пропорциональна мукам его труда. Наконец, чем больше нищенские слои рабочего класса и промышленная резервная армия, тем больше официальный пауперизм. Это — абсолютный, всеобщий закон капиталистического накопления» («Капитал», т. I, стр. 650).
Накопление бесчисленных богатств на одном полюсе — у класса буржуазии — есть в то же время накопление безработицы, нищеты и голода на другом полюсе — у класса пролетариата. Происходит прогрессирующее абсолютное и относительное обнищание рабочего класса.
Экономические законы капитализма, открытые Марксом, с особой силой проявляются в настоящее время. Монополисты США наживают огромные богатства: их чистые прибыли после вычета налогов увеличились с 2,3 миллиарда долларов в 1938 году до 21,2 миллиарда долларов в 1948 году. Прибыли английских фирм увеличились с 763 миллионов фунтов стерлингов в 1938 году до 1945 миллионов фунтов в 1948 году. В то же время в США и маршаллизованных странах резко снижается жизненный уровень трудящихся, растут дороговизна, безработица и нищета масс. Львиную долю национального дохода загребают себе монополисты. Так, например, в руках 2% населения Англии находится 67,5 процента всего национального дохода страны.
В США, Англии и других капиталистических странах растёт массовая безработица. В США сейчас уже насчитывается около 18 миллионов безработных и полубезработных; это означает, что более одной трети всего рабочего класса охвачено безработицей. А в это время наёмные писаки болтают о «прелестях американского образа жизни» и всячески стараются на бумаге приукрасить мрачную действительность США. Во всём капиталистическом мире численность безработных и полубезработных достигла огромной цифры — 45 миллионов человек, а вместе с членами семей безработных более 150 миллионов населения земного шара обречено капиталом на нищету, голод, вымирание. Ненасытная алчность американских монополистов, которые стараются выжать из живого труда рабочих большую массу прибыли, проводимые в этих целях «рационализация» производства и экономия на условиях труда рабочих вызывают огромные жертвы среди трудящихся. Даже по официальным данным, в промышленности США в 1949 году погибло в результате несчастных случаев 15 тысяч рабочих, 79 тысяч человек получили полную инвалидность и 1870 тысяч человек — увечья. По сообщению министерства труда, в промышленности США каждые 4 минуты происходит несчастный случай, причём каждые 16 минут — несчастный случай со смертельным исходом.
В последней, 24-й главе первого тома Маркс на большом историческом материале даёт яркую характеристику первоначального накопления капитала, которое сопровождалось беспощадным разорением мелких производителей, жестоким порабощением широких масс. Капитализм возник на костях и крови миллионов трудящихся. Насильственное отделение крестьян от земли и средств производства, их массовое разорение составляют пролог истории капитализма. «История этой их экспроприации вписана в летописи человечества пламенеющим языком меча и огня» («Капитал», т. I, стр. 720).
Возникновение капитализма в Англии и других странах совершалось путём бесстыдного грабежа и превращения экспроприированных трудящихся масс крестьянства в рабов буржуазии. «…Капитал источает кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят» (там же, стр. 764).
Показав исторический процесс возникновения капитализма и экономические законы его развития, Маркс делает вывод о неизбежной гибели буржуазного строя.
Капиталистический строй стал величайшим тормозом развития производительных сил. Буржуазия, по выражению Маркса, подобна волшебнику, который вызвал путём заклинания духов-могущественные средства производства и сам уже не может с ними справиться. В эпоху монополистического капитализма в ещё большей степени даёт о себе знать постоянная недогрузка оборудования при наличии постоянной массовой безработицы, уничтожение готовой продукции для удержания монопольных цен на высоком уровне, использование достижений науки и техники, в частности открытой в наше время внутриатомной энергии, не для мирных целей, а для уничтожения производительных сил. Всё это свидетельствует о том, что капитализм сгнил и обречён на гибель.
Исторической миссией капитализма было уничтожение старых способов производства и развитие производительных сил. Но на известной ступени развития капитализм становится препятствием общественному прогрессу. Классовая борьба между пролетариатом и буржуазией неизбежно приводит к социалистической революции и созданию высшего общественного строя — социализма.
«Вместе с постоянно уменьшающимся числом магнатов капитала… возрастает масса нищеты, угнетения, рабства, вырождения, эксплуатации, но вместе с тем и возмущения рабочего класса, который обучается, объединяется и организуется механизмом самого процесса капиталистического производства. Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьёт час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют» («Капитал», т. I, стр. 766).
О втором томе «Капитала», где исследуется процесс обращения капитала, В. И. Ленин писал: «В высшей степени важным и новым является, далее, данный Марксом во II томе «Капитала» анализ воспроизведения общественного капитала, взятого в целом. И здесь Маркс берёт не индивидуальное, а массовое явление, не дробную частичку экономии общества, а всю эту экономию в совокупности» (Соч., т. 21, изд. 4, стр. 49).
Маркс делит всё общественное производство на два больших подразделения: 1) производство средств производства и 2) производство средств потребления, — рассматривает обращение всего общественного капитала и при простом и при расширенном воспроизводстве. Капитал есть выражение классовых отношений буржуазного общества. Но вместе с тем капитал есть движение, процесс кругооборота промышленного капитала, проходящего различные формы: денежного, товарного и производительного капитала. Этот кругооборот совершается нормально лишь при том условии, если его различные фазы без задержек переходят одна в другую.
Движение общественного капитала, как показал Маркс, состоит из совокупности движений его обособившихся частей, из совокупности оборотов индивидуальных капиталов.
Маркс анализирует условия реализации общественного продукта при простом и при расширенном воспроизводстве и вскрывает антагонистическое противоречие между производством и потреблением, свойственное капитализму. Ленин по этому поводу писал: «Что потребление не является целью капиталистического производства, это факт. Противоречие между этим фактом и тем фактом, что в конечном счёте производство связано с потреблением, зависит от потребления и в капиталистическом обществе, — это противоречие не доктрины, а действительной жизни. Теория реализации Маркса именно потому, между прочим, представляет громадную научную ценность, что она показывает, как осуществляется это противоречие, что она выставляет это противоречие на первый план» (Соч., т. 4, изд. 4, стр. 69). Развитие и обострение этих противоречий неизбежно приводят периодически к их взрыву, к нарушению процесса общественного производства, к экономическим кризисам перепроизводства и разрушению производительных сил.
Марксу принадлежит заслуга выяснения причин периодических кризисов перепроизводства и обоснование их неизбежности при капитализме. Маркс показал, что возможность кризисов заложена уже в простом товарном хозяйстве, в противоречии между потребительной стоимостью и стоимостью товара. Но возможность кризисов превращается в действительность лишь в условиях развитого капиталистического производства. Причиной кризисов перепроизводства, как показал Маркс, является основное противоречие капитализма — противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения. Производство приводится в движение миллионами рабочих, они создают богатства, а присваивает эти богатства горстка капиталистов — собственников средств производства.
Стремление капиталистов к безудержному расширению производства сталкивается с понижением покупательной способности трудящихся масс; отсюда — периодические взрывы в производстве, экономические кризисы, в которых ярко проявляется возмущение производительных сил против производственных отношений капиталистического строя.
При империализме и особенно в период общего кризиса капитализма экономические кризисы стали ещё более частыми, ещё более продолжительными, ещё более глубокими и разрушительными Они потрясают до основания всю капиталистическую систему и отбрасывают производство на десятки лет назад.
Современный экономический кризис в США и в других странах капитала ведёт к разрушению производительных сил и дальнейшему росту безработицы и пауперизма. Кризисы при капитализме неизбежны: «Чтобы уничтожить кризисы, надо уничтожить капитализм» (И. Сталин).
Непрерывное повторение и возобновление процесса производства, то есть воспроизводство, Маркс рассматривает в единстве материально-технических и социальных элементов. Показав несостоятельность буржуазных экономистов, сводящих воспроизводство лишь к воспроизводству общественного продукта и рабочей силы, Маркс дал и анализ воспроизводства производственных отношений: «Капиталистическое производство, как мы видели, производит не только товар и прибавочную стоимость: оно воспроизводит, притом в постоянно расширяющемся размере, класс наёмных рабочих и превращает в наёмных рабочих подавляющее большинство непосредственных производителей» («Капитал», т. II, стр. 30).
Воспроизводство охватывает не только товарный мир и рабочую силу, но производственные отношения между капиталистами и наёмными рабочими. Процесс расширенного воспроизводства при капитализме означает воспроизводство на расширенной основе антагонистических противоречий между трудом и капиталом, классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией.
В третьем томе «Капитала» Маркс исследует процесс капиталистического производства, взятый в целом, разрешает, по словам Ленина, «вопрос об образовании средней нормы прибыли на основе закона стоимости». В отличие от буржуазных экономистов Маркс изучает не отдельные явления, а даёт анализ с точки зрения массовых экономических явлений, свойственных капитализму.
После исследования происхождения прибавочной стоимости, которая образуется в результате эксплуатации наёмного труда в процессе производства, Маркс рассматривает её распадение на прибыль, процент и земельную ренту. «Прибавочная стоимость… приобретает превращённую форму прибыли… Следовательно, прибыль, как мы здесь имеем её сначала перед собою, есть то же самое, что и прибавочная стоимость, но только в мистифицированной форме, которая, однако, необходимо возникает из капиталистического способа производства» («Капитал», т. III стр. 40, 41).
Отношение прибавочной стоимости ко всему авансированному капиталу составляет норму прибыли, которая тем больше, чем выше степень эксплуатации рабочих, чем быстрее оборачивается капитал.
Вследствие действия механизма капиталистической конкуренции и переливания капитала из одной отрасли в другую норма прибыли превращается в среднюю прибыль на вложенный капитал. Каждый капиталист получает не прибавочную стоимость, созданную его рабочими, а часть прибавочной стоимости, созданной всем рабочим классом, ту часть, которая приходится в среднем на данный капитал. Прибавочная стоимость, созданная рабочими в процессе производства в различных отраслях с различным органическим составом капитала, распределяется между всеми капиталистами.
Маркс пишет: «…Каждый отдельный капиталист точно так же, как и совокупность капиталистов каждой отдельной сферы производства, участвует в эксплуатации всего рабочего класса всем капиталом и в степени этой эксплуатации и участвует не только в силу общей классовой симпатии, но и непосредственно экономически…» (там же, стр. 204).
Это означает, что не отдельные рабочие противостоят отдельным капиталистам, а класс пролетариата в целом противостоит классу буржуазии в целом. Борьба отдельных групп рабочих за свои экономические требования против отдельных капиталистов необходима, но она не может привести к уничтожению эксплуатации. Необходима борьба рабочего класса против всего класса буржуазии, против всей системы капиталистического производства. Таков вывод Маркса из анализа прибыли, вывод, имеющий не только огромное теоретическое, но практически революционное значение.
Учение Маркса о средней норме прибыли, вскрывая угнетение и эксплуатацию пролетариата всем классом капиталистов, непримиримый антагонизм между трудом и капиталом, наносит сокрушительный удар презренным лакеям буржуазии — социал-реформистам, которые стремятся совлечь рабочий класс с пути последовательной политической борьбы против буржуазного строя на путь отдельных экономических требований и социальных реформ.
Вывод Маркса о необходимости революционного преобразования капиталистического общества, претворённый в жизнь социалистической революцией в нашей стране, обогащённый Лениным и Сталиным, служит ныне острым оружием в борьбе братских коммунистических партий против капитализма, против его рьяных защитников, предателей рабочего класса — правых социалистов.
На основе закона стоимости Маркс объяснил общеизвестный факт отклонения цен от стоимости товаров и образование средней прибыли. Капиталисты продают товары, стремясь прежде всего возместить издержки производства и получить прибыль, которая вследствие конкуренции и переливания капитала из одной отрасли в другую подвергается непрерывным колебаниям и стремится к средней норме прибыли. В результате таких колебаний цен товаров вокруг стоимости обнаруживается тенденция к продаже товаров по издержкам производства плюс средняя норма прибыли, то есть по ценам производства. «Цена производства, — говорит Маркс, — …равняется издержкам производства плюс прибыль» (там же, стр. 214).
Цены производства не отменяют действия закона стоимости, так как цена производства в действительности представляет собой превращённую форму стоимости товара. Процесс превращения стоимости в цену производства отражает исторический процесс превращения простого товарного хозяйства в капиталистическое.
По мере роста органического состава капитала происходит более быстрый рост постоянного капитала по сравнению с переменным. А так как прибавочная стоимость создаётся только переменным капиталом, то норма прибыли обнаруживает тенденцию к понижению. Но этой тенденции противодействует ряд факторов, среди которых Маркс прежде всего отмечает усиление варварской эксплуатации рабочего класса.
Маркс дал характеристику различных видов капитала и показал, как при капитализме происходит распределение созданной рабочим классом прибавочной стоимости между промышленниками, ростовщиками, торговцами, банкирами и землевладельцами.
Характерно, что при империализме часто в одном лице выступает промышленный магнат и банкир, он же торговец, он же и землевладелец. А это, несомненно, усиливает власть монополистов и их наступление на рабочий класс.
Огромное научное и практическое значение имеет исследование Марксом сущности земельной ренты в развития капитализма в земледелии.
Буржуазная политическая экономия оказалась бессильной в решении этих проблем. Только Маркс на основе теории трудовой стоимости, прибавочной стоимости и цены производства выяснил природу земельной ренты и особенности развития капитализма в земледелии. Цена на продукты сельского хозяйства в силу ограниченности земли, которая вся занята хозяевами, определяется издержками производства не на средней, а на худшей почве, не при средних, а при худших условиях доставки продуктов на рынок. Разница между этой ценой и ценой производства на лучших почвах (или при лучших условиях) даёт разностную, или дифференциальную, ренту. Маркс пишет: «…Земельную ренту уплачивает только такая земля, на которой индивидуальная цена производства ниже цены производства, регулирующей рынок, благодаря чему возникает добавочная прибыль, которая превращается в ренту» (там же, стр. 761).
Дополнительные вложения труда и капитала на одном и том же участке земли, то есть интенсификация сельского хозяйства также приносит дифференциальную ренту.
Маркс впервые вскрыл подлинную сущность абсолютной ренты в земледелии. Характеризуя учение Маркса об абсолютной ренте, Ленин писал: «…Равенство прибыли во всех отраслях промышленности и народного хозяйства вообще предполагает полную свободу конкуренции, свободу перелива капитала из одной отрасли в другую. Между тем частная собственность на землю создаёт монополию, помеху этому свободному переливу. В силу этой монополии продукты сельского хозяйства, отличающегося более низким строением капитала и, след., индивидуально более высокой нормой прибыли, не идут в вполне свободный процесс выравнивания нормы прибыли; собственник земли, как монополист, получает возможность удержать цену выше средней, а эта монопольная цена рождает абсолютную ренту» (Соч., т. 21, изд. 4, стр. 51). Землевладельцы обогащаются, используя как отсталость сельского хозяйства, так и его прогресс.
Абсолютная рента — это прибавочная стоимость, дань общества классу землевладельцев за их титул частной собственности. Развитие капитализма в сельском хозяйстве неизбежно влечёт за собою дифференциацию крестьянства, разорение мелких производителей, их пролетаризацию, рост аграрного перенаселения. Отдельные капиталисты эксплуатируют отдельных крестьян посредством ипотек и ростовщичества, а класс капиталистов эксплуатирует класс крестьян посредством государственных налогов. Интересы буржуазии и трудящихся масс крестьянства непримиримы. Трудящееся крестьянство, угнетаемое помещиками, кулаками и капиталистами, является союзником и резервом пролетариата в борьбе за победу социалистической революции и установление диктатуры пролетариата.
Марксова теория земельной ренты вооружила партии рабочего класса действенным оружием в разрешении аграрного вопроса, в организации сил революционного крестьянства как союзника пролетариата на борьбу против капиталистического рабства.
Таким образом, Маркс исследовал все стороны жизни капиталистического общества, открыл законы его функционирования и развития, обнажил его неизлечимые и всё обостряющиеся противоречия, ведущие в конечном счёте к его гибели.
«…Неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое, — писал В. И. Ленин, — Маркс выводит всецело и исключительно из экономического закона движения современного общества» (Соч., т. 21, изд. 4, стр. 54).
Трудно переоценить всемирно-историческую организующую и преобразующую роль гениального труда Маркса. «Капитал» нанёс сокрушительный удар экономическим буржуазным теориям, буржуазной идеологии в целом, раскрыл перед рабочим классом сущность капиталистической эксплуатации, непримиримость труда и капитала. Каждая строка этого произведения, проникнутого страстной ненавистью к угнетателям, вдохновляет пролетариат на священную революционную борьбу против буржуазного строя, вселяет неугасимую веру в торжество дела социализма. «Капитал» — это огромной силы снаряд, выпущенный в стан буржуазии.
На идеях великого творения Маркса воспитывались тысячи и тысячи борцов за лучшее будущее и счастье трудящихся, под его могучим влиянием формировалось сознание, крепла воля и решимость к борьбе у передовых людей рабочего класса, его организаторов, его руководителей. Бессмертный труд Маркса служит и будет служить могучим идейным оружием в борьбе угнетённых против капитала.
«Капитал» вооружает советских людей, наши кадры знанием законов истории, оказывает им неоценимую помощь в раскрытии и глубоком уяснении сущности новых законов развития социалистического общества.
Бессмертные идеи «Капитала» Маркса творчески разработаны дальше, всесторонне развиты Лениным и Сталиным в эпоху империализма и победы социализма.
* * *
На рубеже XIX и XX веков капитализм вступил в высшую и последнюю фазу своего развития — в эпоху империализма. Гениальные продолжатели дела Маркса Ленин и Сталин на основе глубокого и всестороннего исследования буржуазного строя вскрыли особенности его экономического и политического развития в эпоху империализма.
«Можно сказать без преувеличения, что после смерти Энгельса величайший теоретик Ленин, а после Ленина — Сталин и другие ученики Ленина — были единственными марксистами, которые двигали вперёд марксистскую теорию и обогатили её новым опытом в новых условиях классовой борьбы пролетариата.
И именно потому, что Ленин и ленинцы двинули вперёд марксистскую теорию, ленинизм является дальнейшим развитием марксизма, марксизмом в новых условиях классовой борьбы пролетариата, марксизмом эпохи империализма и пролетарских революций…» («Краткий курс истории ВКП(б)», стр. 342). Ленинизм есть марксизм эпохи крушения капитализма и торжества социализма.
Ленин, развивая идеи «Капитала» Маркса, в своём бессмертном труде «Империализм, как высшая стадия капитализма» ярко обрисовал основные признаки империализма. Империализм есть монополистический капитализм; это не новый общественный строй, а та же капиталистическая формация, но уже вступившая в свою последнюю стадию развития. Империализм есть прямое продолжение основных свойств и черт капитализма.
Все законы экономического развития капитализма, открытые Марксом в «Капитале», проявляются при империализме с ещё большей силой. Закон стоимости — закон стихийного развития капиталистической экономики, прибавочной стоимости, средней нормы прибыли и цены производства, всеобщий закон капиталистического накопления, абсолютного и относительного обнищания пролетариата, роста безработицы и относительного перенаселения, экономических кризисов перепроизводства, разорения крестьянства и роста аграрного перенаселения, усиления эксплуатации пролетариата и обострения классовой борьбы — все эти законы капитализма действуют и при империализме.
Ленин, определяя основные признаки империализма, писал: «Монополия — вот последнее слово «новейшей фазы в развитии капитализма»» (Соч., т. 22, изд. 4, стр. 198). Концентрация производства в гигантских масштабах и образование монополий — главный признак империализма. Вместе с тем Ленин огромное значение придавал превращению банков из скромных посредников во всесильных монополистов. «Это превращение многочисленных скромных посредников в горстку монополистов составляет один из основных процессов перерастания капитализма в капиталистический империализм…» (там же). Сращивание банковского капитала с промышленным привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии
При империализме, как указывал Ленин, особо важное значение приобрёл вывоз капитала и в результате этого — экономическое и политическое закабаление народов. Международные союзы монополистов осуществляют экономический раздел мира на «сферы влияния», ведя бешеную борьбу за рынки сбыта и источники сырья. Территориальный раздел мира закончен между империалистическими государствами, и борьба за новый передел мира ведёт к империалистическим войнам.
Определив эти признаки империализма, Ленин вскрыл основные противоречия, которые раздирают капиталистический мир и неизбежно приводят к его гибели: 1) противоречие между трудом и капиталом внутри капиталистических стран; 2) противоречие между метрополиями и колониями; 3) противоречие между империалистическими государствами. Ленин показал, что капитализм из прогрессивного строя превратился при империализме в капитализм паразитический, загнивающий, умирающий: «Империализм есть канун социальной революции пролетариата». Исследуя развитие капитализма, Ленин открыл закон неравномерного экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма и создал новую теорию социалистической революции — теорию возможности победы социализма первоначально в одной, отдельно взятой стране.
«Заслуга Ленина и, стало быть, новое у Ленина состоит здесь в том, что он, опираясь на основные положения «Капитала», дал обоснованный марксистский анализ империализма, как последней фазы капитализма, вскрыв его язвы и условия его неизбежной гибели. На базе этого анализа возникло известное положение Ленина о том, что в условиях империализма возможна победа социализма в отдельных, отдельно взятых, капиталистических странах» (И. Сталин «Вопросы ленинизма», изд. 10, стр. 170).
Ленинская теория социалистической революции явилась могучим идейным оружием борьбы большевистской партии за завоевание пролетариатом власти. Ленин отстоял марксизм, от социал-оппортунистов Бернштейна, Каутского, Гильфердинга и других и разгромил их предательские «теории» «сверхимпериализма», гармонии классовых интересов и затухания классовой борьбы, «мирного» врастания капитализма в социализм.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции явилась триумфом марксизма-ленинизма.
Исключительно велика роль товарища Сталина в развитии марксистско-ленинской экономической теории. Труды товарища Сталина содержат гениальный анализ экономики империализма, раскрывают тенденции её развития, обнажают её неизлечимые противоречия, болезни и пороки.
Исследуя капиталистический строй после первой мировой войны и победы Великой Октябрьской социалистической революции, товарищ Сталин вскрыл основные признаки общего кризиса капитализма, обосновал его неизбежное усиление и обострение всех противоречий, присущих империализму.
Товарищ Сталин вскрыл сущность временной капиталистической стабилизации, начавшейся после первой мировой войны, и показал её частичный, относительный характер: «…Частичная стабилизация капитализма обостряла противоречия между рабочими и капиталистами, между империализмом и колониальными народами, между империалистическими группами разных стран» («Краткий курс истории ВКП(б)», стр. 258).
Исследуя экономическое развитие капитализма в период стабилизации, товарищ Сталин показал неизбежность нового экономического кризиса, который и разразился с невиданной силой в 1929—1933 годах. В трудах товарища Сталина были с исключительной глубиной освещены особенности экономического кризиса 1929— 1933 годов, наступившей после него депрессии, а также нового экономического кризиса, начавшегося в 1937 году, и дана всесторонняя характеристика второго кризиса капиталистической системы мирового хозяйства и второй мировой войны.
Товарищ Сталин вскрыл сущность кризиса колониальной системы империализма и обосновал неизбежность дальнейшего усиления борьбы сотен миллионов трудящихся в колониях и полуколониях против империалистического гнёта.
Гениальные произведения товарища Сталина вооружают коммунистические и рабочие партии капиталистических стран ясной перспективой, верным компасом в их борьбе против буржуазии и её правосоциалистических приспешников, стремящихся скрыть неизлечимые недуги капиталистического строя, приукрасить его, обмануть пролетариат, ослабить его революционные силы и тем самым отсрочить час неизбежной гибели капитализма.
Развивая умение Маркса и Энгельса о коммунистическом обществе, обобщая гигантский опыт социалистического строительства, Ленин и Сталин создали политическую экономию социализма, открыли и всесторонне обосновали законы экономического развития социалистического общества.
Вооружённые знанием этих законов, большевистская партия и Советское государство организовали и направили гигантскую созидательную деятельность миллионных масс трудящихся нашей страны на строительство социализма. И советские люди построили новое, социалистическое общество, общество без помещиков и капиталистов, эксплуататоров и эксплуатируемых, общество, свободное от господства стихийных, слепых законов экономического развития, от безработицы и нищеты — неизбежных спутников капитализма. Построив социалистическое общество, советский народ, руководимый великой партией Ленина — Сталина, успешно строит коммунистическое общество.
При всесторонней дружеской помощи Советского Союза развернулось строительство социализма в странах народной демократии. Опираясь на гигантский опыт СССР, руководствуясь учением Ленина и Сталина о строительстве социализма, народы этих стран добились огромных успехов в развитии экономики и культуры.
В то же время США, Англия и другие капиталистические страны всё более и более погрязают в трясине экономического кризиса; в этих странах усиливается нещадная эксплуатация рабочего класса, растут безработица и нищета трудящихся масс. С новой силой обостряются все противоречия империализма. Век капитализма явно приходит к концу. Началась новая эра развития человечества — эра коммунизма. Неизбежность этого величайшего общественного преобразования гениально предвидел и с научной точностью обосновал Маркс в своём бессмертном произведении — «Капитал».
П. Цветков
Источник : журнал «Большевик» № 11, 1950 г. стр. 28-43
Имеет ли значение какое издание Собрания сочинений Маркса и Энгельса читать?
В СССР их выходило всего 2 издания. 1-е издание нам вообще не встречалось. Обычно, если идет речь о ПСС МиЭ, то имеется в виду 2-е издание, конца 50-х-начала 60-х гг., которое было сделано с учетом сказанного в предисловии к настоящей статье. Отдельные произведения МиЭ выходили уже по этому изданию. Так что читайте смело. Единственное, что, в интернете, кажется, нет ПСС МиЭ в интерактивном виде, только целиком электронные книги томов, что,конечно, не очень удобство и следовало бы полноценный сайт произведений МиЭ, наподобие ленинского, вот этого http://www.uaio.ru/vil/vilall.htm Но это огромная работа, и силами редакции РП мы вряд ли ее выполним.
Скажите, а что хорошего Вы увидели в этом http://www.uaio.ru/vil/vilall.htm электронном издании ПСС Ленина? Посмотрим, к примеру, том 29, в оригинале которого множество пометок Ленина в конспектах и т. 29 расположенный на этом ресурсе. В т. 29, который расположен на эл. ресурсе совершенно теряется смысл большинства пометок, сделанных Лениным: создатели эл. ресурса пытались частично(!) чего-то там разместить, но совершенно непонятно, к чему именно относятся пометки Ленина. Таким образом получается, что таким электронным изданием пользоваться не только бесполезно, но и вредно — будут гарантированно неверно поняты труды Ленина.
Лично я пользуюсь двумя ПСС Ленина 5 изд, которые есть у меня на компьютере — в формате doc и в формате pdf (pdf точнее отражает всякие пометки Ленина, выполненные в виде рисунков). Кроме того, я сравниваю содержание работ Ленина, размещённых в ПСС 5 изд., с более ранними изданиями этих работ (до 1953 года) — нашёл уже немало различий и несколько фальшивок в ПСС 5 издания, которое оказалось далеко не полным — там нет многих работ и черновиков, которые например были изданы в Ленинских сборниках.
Если есть интерес, то могу поделиться через сайт ВКонтакте имеющимися у меня электронными собраниями сочинений 4-го издания (просто сканы страниц, к сожалению), Ленинскими сборниками, и др. сборниками и отдельными изданиями работ Ленина — коллекция довольно богатая.
Никто и не говорит, что это идеальное размещение работ Ленина. Но, учитывая, что работ Маркса в аналогичном виде нет совсем, и такая публикация ленинских работ это тоже лучше, чем ничего. У РП есть ПСС 5 и 4 издания в бумаге, так что спасибо, они в электронном виде не нужны. А если потребуются, мы сами их сделаем. Наши товарищи точно никакой отсебятины не допустят. А вот если вы поделитесь ленинскими сборниками, это было бы неплохо. Отправьте, плиз, на почту редакции РП ссылки на скачивание. будем благодарны. И непременно выложим их на специальный сайт марксистской литературы, который скоро запустим.
Что вы имеете в виду под «интерактивным видом», если возможность навигации по тексту и работы с ним, то в здесь это есть:
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4865893
Кстати, у меня именно это собрание сочинений Маркса и Энгельса — 322 мБ. Для поиска по ключевым словам (в некоторых случаях желательно убирать суффиксы слов) и тексту пользуюсь бесплатной программой поиска Effective File Search softportal.com/software-18202-effective-file-search.html
Правда, если OCR выполнен с ошибками, то приходится выполнять поиск с помощью разных фрагментов фраз, но это в разы быстрее, чем лазить по интернету.
В Adobe Reader есть встроенный поиск.
Если Вам удобнее открывать каждый документ и делать поиск только по этому документу, то поиск Adobe Reader может быть полезен. Но, часто бывают случаи, когда нужно найти цитаты или тексты по ключевым словам во всём собрании сочинений — и тут внутренний поиск Adobe Reader или MS Word становится невыносимо долгой процедурой. Вот в этих случаях Effective File Search делает поиск лёгким и быстрым.
Почему Маркс не предвидел стадию империализма?
А что он гадалка что ли? Он ученый, исследователь. Исследовать же можно только то, что уже есть или что было. А что будет можно предвидеть только в самых общих чертах. Маркс и предвидел, некоторые черты империализма он предсказал, как предсказал и многие черты социализма и коммунизма.
Использование машин в производстве снижает стоимость товара и уменьшает количество рабочей силы необходимой для производства. Если чисто гипотетически довести этот процесс до конца, то получится, что производительные силы в своем развитие разовьются до того момента,когда все производство станет машинным и управление в основном тоже будет осуществляться машинами. А это будет означать,что стоимость товара практически исчезнет и останется только потребительская стоимость. Получается,что товар уже не будет товаром,а превратится в простой продукт для удовлетворения потребностей людей и, что самое интересное,у него не будет цены,его будут раздавать бесплатно.
Даже если чисто теоретически оставить в стороне частную собственность,классовую борьбу и другие атрибуты современного мира, то на этом маленьком примере развития техники и технологии можно заключить,что общество движется к коммунизму.
Логика у вас кривая — идеалистическая, чисто буржуазная. Машины вам с неба свалятся что ли? Они без человека — мертвая груда железа. За ними и уход нужен, и обслуживание, и создание новых машин для удовлетворения новых потребностей… Работы человеку полно — и чем дальше, тем больше. Только форма этой работы изменяется. Но суть-то остается прежней — вещи сами по себе не производятся, они производятся людьми с помощью машин. Но не более того.
Вы сначала попробуйте уборку в доме абсолютно механизировать, чтобы жена палец о палец не ударяла, а уж потом фантазируйте об общественном производстве…
Я Вам про производство потребительных стоимостей. Если какое-нибудь производство полностью механизировать,а еще и управлять им с помощью машины, а еще и делать эти все машины с помощью машин? То получается, что продукт этого производства будет очень дешевым, ибо рабочих там будет задействовано минимум.
Недавно передачу смотрел о том как можно использовать современные роботы для добычи и транспортировки угля. Так вот рабочий персонал можно на довольно крупной шахте сократить в 10 раз. Значит и стоимость добытого уголька упадет в разы. Вот только все эти наработки при капитализме останутся на бумаге, ибо применение их хотя бы в масштабе страны настолько понизят стоимость угля,что капиталистам не выгодно будет добывать его.
Я рассуждаю о далеком будущем,когда уже люди будут совсем другие и производительность труда будет настолько высокой,что все произведенные продукты будут очень дешевы для общества.
«Маркс показывает три стадии повышения производительности труда в капиталистическом производстве: 1) простая кооперация труда; 2) мануфактура, основанная на разделении труда и ручной технике; 3) крупная машинная индустрия». Все эти стадии понижают стоимость товара. Но на этом производительность труда человека не остановиться.Она будет и дальше повышаться,а стоимость понижаться. Капитализм в повышении производительности труда исчерпал себя на этих трех стадиях,о которых писал Маркс.Дальше повышать производительность будет социализм и коммунизм.А там машины будут производить машины и машинами же управлять. Человеку же останется немного контроля за всем этим и ремонт.
Когда все это осуществиться все продукты общественного производства будут очень-очень дешевы,а потребности человека и его возможности безграничны.
А Вы мне о поломойках.
Вы ж совершенно не понимаете того, о чем пишете! Потому капиталист и развивает машинное производство и потому капитализм и создает все условия для перехода к коммунизму, что производительность труда человека с помощью машин становится выше, а меновая стоимость — ниже. Тогда капиталист имеет больше прибыли, а не меньше. У вас же все с ног на голову — «настолько понизят стоимость угля,что капиталистам не выгодно будет добывать его.» Вы так и не поняли, что стоимость (в данном случае меновая, а вовсе не потребительная — вы и тут одну от другой не отличаете) создается ТОЛЬКО трудом человека, а не машины.
Поломойки имеют самое прямое отношение к тому, о чем вы говорите. Ибо это потребность человека — убраться в своем доме и все время жить в чистоте, которую также необходимо решать. И задача эта технически очень сложная. Даже сверхсложная. Вот попробуйте придумать такие машины, которые смогут все делать за человека, да еще не будут требовать периодически или постоянно его вмешательства, тогда и посмотрим, как можно будет в производстве продуктов совсем обойтись без людей. Говорите глупости вслед за буржуазными демагогами и лжецами, и еще пытаетесь прикрыться Марксом. Вы Маркса сначала поймите, а уж потом цитируйте.
.»Капиталист имеет больше прибыли,а не меньше.»Согласен. С этим не поспоришь, Уважаемый РП. Но это применимо к отдельному капиталисту и даже к группе капиталистов.Но применимо ли это положение ко всему классу капиталистов? Что будет если все капиталисты разом внедрят передовую технику и технологию,все разом захотят получать больше прибыли?
Капиталист отдельной фабрики,применив новую машину,увеличивает производительность своего производства,уменьшает себестоимость своей продукции(единица изделия у него становиться дешевле,чем у другого капиталиста), норма прибыли становится выше чем у его конкурентов. Новая машина позволяет хозяину сократить лишние рабочие руки и то,что раньше делали рабочие,теперь делает машина.Выставляя свой удешевленный продукт на рынке,этот капиталист получает больше,чем его конкуренты. А если он будет продавать еще и дешевле чем другие,то сможет запросто,без всяких проблем, побить своих конкурентов.
Это происходит до тех пор, пока другие капиталисты,которые не обанкротились, не придумают способы понижения своих издержек производства. У них есть четыре варианта: 1) Увеличить рабочий день;2) Увеличить интенсивность труда;3)Внедрить новые машины и новые приемы производства;4) Договориться между собой о ценах. Первые два имеют физические пределы(день имеет всего 24 часа,а другой предел-физиология человека)и поэтому капиталисты вынуждены использовать третий вариант. Внедрять машины капиталистов заставляет не желание экономить труд,не желание облегчить жизнь рабочего,а конкурентная борьба. Когда у всех капиталистов появятся новые машины, то норма прибыли сначала сравняется,а потом понизится,т.к. огромная масса пролетариев,которая в конечном счете и приносит прибыль, будет вытеснена из производства. Известно, что прибыль-это неоплаченный труд рабочего,а чем меньше эксплуатируется рабочих,тем меньше прибыль.
Вы утверждаете,что я все перевернул.С точки зрения отдельного капиталиста вы правы. Внедряя новые машины он будет получать больше прибыли. Но я не зря написал:что в масштабах страны,т.е.в масштабе всего класса капиталистов(в моем примере угольных капиталистов) отдельной страны. Если одна шахта роботизируется, то хозяин имея дешевый уголь и продавая его на рынке будет получать больше чем другие.Понизив цену он будет разорять конкурентов, а те в свою очередь,чтобы выжить будут внедрять новые машины и технологии. Прибыль сравняется ,а потом понизится,так как большая масса шахтеров будет уволена. Уголь одной страны внутри ее рынка будет очень дешев.
Приведу пример с цифрами.Допустим норма прибыли 100%.Значит если зарплата у рабочего на шахте 30 т.р., то капиталист с этого рабочего получит тоже 30 т.р. На шахте работают 1000 рабочих. Капиталист каждый месяц будет класть себе в карман(грабить) 30 мл.р. После внедрения новых машин рабочих останется 100 человек. Прибыль у капиталиста (при старых рыночных ценах) вырастет,т.к. за тот же объем добытого угля он заплатит оставшимся рабочим меньше 100*30 т.р.=3 мл.р., а прибыль его составит соответственно 57 мл.р. Но это временно. Другие капиталисты тоже модернизируют свои шахты и выбросят лишних рабочих. Прибыль сравняется, а потом будет понижаться. Чтобы сохранить прежние прибыли они полезут со своим углем на внешние рынки. Но через некоторое время и там капиталисты все перестроят и прибыль тоже понизиться. В нашем примере капиталист будет зарабатывать не 30 мл.р., как раньше, а всего лишь 100*30 т.р.=3 мл.р. При империализме все капиталисты монополизированы и для сохранения высоких прибылей они или договариваются о ценах ,или не модернизируют производство,работают по старинки ,или даже ломают машины,переводя все на ручной труд рабочих.
Я прекрасно знаю,»что стоимость создается ТОЛЬКО трудом человека», но я так же из капитала Маркса знаю, что стоимость ,как кристаллизованный труд рабочего при каждом применении новой машины и новых технологий ,уменьшается, т.е рабочему на производство единицы продукта нужно потратить меньше труда(времени,энергии,мозга,нервов,мышц),чем прежде. К примеру.То ,что раньше вырабатывали 1000 шахтеров теперь вырабатывают 100. А с дальнейшим развитием науки и техники,но уже при коммунизме работу 1000 шахтеров заменят 10, а может и меньше, а может останутся 100, но уже с 5,4,2 или даже 1 часовым рабочем днем.
Что касается вашей любимой темы домашнего хозяйства, то уже сейчас если внедрить в кухню и во весь дом всю современную технику, труд женщины упростится и облегчится колоссальным образом.
В будущем производительность общественного труда настолько вырастет, что человеку проводить время за производством потребуется гораздо меньше,а продукты его труда будут гораздо дешевле. Вот что я хотел сказать, а Вы меня обвинили в буржуазной демагогии,что якобы все производство будет совершаться без людей.
С Уважением!
Мы поняли, что вы хотели сказать. Но хотеть — это одно, а сказать — это другое. Вы в своих первых сообщениях, возможно, сам не желая того, фактически встали на позиции буржуазных демагогов, которые абсолютизируют автоматизацию и пытаются из процесса общественного производства выбросить человека, отрицая, что вся стоимость создается его трудом. Это же коренное противоречие между буржуазной политэкономичей и марксистской! Вот в чем суть дела. Марксист же должен видеть процесс не отрывочно, а в целом, в диалектической связи с другими процессами. И когда смотришь именно так, то понимаешь, что, собственно, нет никакой разницы идет ли речь о паровой машине или о современном роботизированном производстве, корень-то один и тот же — производят все нужные людям общественные продукты ЛЮДИ, а не машины. Вид работ только у людей меняется, физического труда становится все меньше, но все больше труда умственного, интеллектуального.
Пример же с домашней уборкой я привел не случайно, а потому что это крайне сложная техническая задача, которая будет требовать комплексного подхода, огромнейших научных знаний, сверхсовременных технологий — в общем, всего того, что капитализм дать не сможет. И решение этой задачи потребует такого количества рабочей силы (в данном случае интеллектуальной), что станет понятно, куда денутся освобожденные автоматизацией рабочие физического труда — они уйдут в науку, в изучение мира, в придумывание новых технологий, в разработку новых машин и механизмом, еще более совершенных, чем роботы. Вот почему эта задача была вам предложена как пример.