Фашистская «весна» в Турции

Референдум в Турции16 апреля 2017 года в Турции прошёл конституционный референдум. Власти предложили гражданам согласиться на внесение 18 поправок в конституцию страны. С помощью этого референдума правящий класс турецкой буржуазии планирует расширить полномочия своего главноуправляющего — президента страны, поразить в правах и без того карманный парламент и узаконить переход от парламентской формы правления к президентской республике, изрядно расширив его полномочия.

В итоге 52,4% избирателей высказались за такой переход. При этом явка на референдум составила 86% лиц, имеющих право голоса.

Сторонники президента Эрдогана, потрясая этими цифрами, заявляют о своей победе. Однако оппозиция, в том числе левые, заявляют, что результаты референдума подтасованы, и на самом деле за изменение Конституции страны проголосовало не более 40 % граждан, имеющих право голоса (см. интервью с первым секретарем ЦК Коммунистической партии  Турции (КПТ) Кемалем Окуяном). По нашему мнению, оппозиции в данном случае стоит верить в гораздо большей степени, чем официальным заявлениям турецкой буржуазной власти — мы на собственном примере здесь в России неоднократно убеждались, как легко можно «рисовать» на выборах и референдумах те цифры, которые нужны их организаторам. Ведь проверить их подлинность и контролировать подсчет трудовой народ не имеет права. А значит власть через избиркомы может делать все, что ей в голову взбредет.

Но сейчас нам важны не нарушения на референдуме. Нам важно понять, для чего турецкой буржуазии понадобилась концентрация государственной власти в руках одного лица — президента страны?

Президент Эрдоган поставлен у власти не всей крупной турецкой буржуазией, а определённой её частью — богатейшими монополистами. При том, что он, как глава правительства, выражает и защищает интересы всего класса капиталистов, прежде всего и сильнее всего он стоит на страже интересов узкой, наиболее влиятельной и могущественной группы. Но и внутри этой группы существуют противоречия. Прошлогодняя попытка госпереворота в Турции, во время которой Эрдогану пришлось бежать и скрываться на борту летающего самолёта, показала, что между группировками турецких монополистов идёт острая борьба за влияние на государственную машину страны. Исключительным положением той группы, которую представляет президент Эрдоган, довольны не все капиталисты. Не мудрено: такое положение позволяет нескольким монополистам присваивать себе большую часть общественного богатства, оставляя другим капиталистам сущие крохи. Ясно, что часть крупных капиталистов, «отодвинутая от государства», будет возмущаться такой несправедливостью и отчаянно сражаться с группой, стоящей за Эрдоганом. Это первый ряд причин, внутриклассовый, конкурентная борьба внутри класса буржуазии

Но есть и более важная причина — непримиримая классовая борьба буржуазии против революционного рабочего класса страны и всех трудящихся масс, идущих с ним рядом. Капиталистические противоречия в Турции обострены до предела, положение трудящихся масс все более ухудшается, и рабочие больше не желают терпеть того, чтобы убытки капиталистических предприятий, закономерно возникающие в эпоху экономического кризиса, перекладывались на их плечи. Они все активнее начинают бороться за свои права, требовать кардинального изменения политической системы страны — требовать революционных преобразований, которые только они могут улучшить их материальное положение. Революционное движение в Турции нарастает, и положение господствующего класса буржуазии, в первую очередь, крупнейших капиталистов становится угрожающим.

Что в этой ситуации логично сделать тем, кто сейчас находится у власти в Турции? Остановить революционизацию рабочих масс и подавить нарастающую революцию, а для этого укрепить буржуазное государство, усилить аппарат насилия, монополизировать его, полностью подчиняя интересам своей прибыли и сохранения своего господствующего положения. Требуется наступление реакции, фашизация страны для подавления всякого свободного волеизъявления турецких граждан.

Для этого форма парламентской республики не годится, так как в буржуазном парламенте волей-неволей представлены интересы не одной, а многих монополистических групп и объединений, и нередко в ничтожной части трудящихся масс. Поэтому принять решение, выгодное только одной части турецкого финансового капитала, и узаконить его бывает трудно: максимальная прибыль нужна всем капиталистам, в ней – залог их выживания и дальнейшего обогащения, за неё идёт между ними отчаянная конкурентная борьба, которая выражается, в частности, в борьбе парламентских групп и фракций.

Но сейчас не до парламентской борьбы. Пролетарская революция угрожает не только исключительному положению правящей олигархической верхушки, но и существованию всего капиталистического строя. Сейчас не до демократии, даже урезанной и ограниченной, какова всякая буржуазная демократия, даже такая декоративная она стала опасна классу буржуазии. Сейчас нужна «железная рука», открытая диктатура эксплуататорского класса, который, отбросив лицемерные словеса о свободе и братстве для всех, будет физически душить всякое поползновение к свободе. Необходим фашизм как последняя надежда удержаться у власти последнему эксплуататорскому классу в истории человечества.

Для «легитимного» устранения революционной угрозы и понадобился референдум, в результате которого можно полностью изменить суть буржуазной конституции, выбросив из нее весь буржуазный демократизм. В таком обновленном варианте Основного Закона Турции президент становится не только главой правительства, но и главой государства, и получает, по сути, диктаторские полномочия, ранее разделённые между парламентом и правительством Турции.

Теперь верхушка олигархии, чьим ставленником является Эрдоган, сосредоточила в своих руках все практические рычаги для использования государства в своих экономических и политических целях. У этой группы капиталистов появилась законная возможность ещё более оттеснить от государства и от больших прибылей своих конкурентов – других олигархов, претендовавших на свою долю «государственных акций». Но самое главное, теперь единолично, а значит быстро и без всяких споров, можно будет решать вопросы с подавлением всякого революционного действия трудящихся масс, даже не выходящего из рамок буржуазного строя и всего лишь касающегося расширения демократических прав и свобод простых граждан страны.

Это значит, что Турция по итогам состоявшегося референдума получила фюрера, фашистскую диктатуру крупнейших монополий и урезание демократии вплоть до полного её уничтожения. Турция уверенно встала на тот же путь, по которому уже давно идёт Россия.

К чему это приведёт турецкое общество, понятно. Развернётся самая яростная борьба с любыми ростками революционного движения рабочего класса. Если до сих пор от применения армии и организации военных операций против собственных рабочих турецкую власть кое-как удерживала буржуазная парламентская демократия и общественное мнение, то теперь эти препоны будут устранены. Фашистская диктатура неизбежно обрушится на все демократические организации и институты Турции, поскольку даже слабая и декоративная буржуазная демократия представляет угрозу для той, наиболее реакционной части финансового капитала, чьи интересы поставлен защищать президент Эрдоган. Под предлогом жёсткой экономии госбюджета будут резко сокращены все социальные расходы. Буржуазия, получив в свои руки права римских рабовладельцев, поведёт дальнейшее наступление на права рабочих, урезая зарплаты, расходы на страхование, безопасные условия труда и т.п. Длительность рабочего дня, давно уже де-факто превышающая 8 часов, будет увеличена и де-юре. В связи с тем, что на ряде ведущих турецких предприятий, в частности на Измирском химкомбинате, уже готовятся масштабные сокращения рабочих, интенсивность труда и нагрузка на каждого работающего значительно вырастут. Понятно, что всё это вызовет широкие протесты рабочего класса. А вот для жестокого подавления этих протестов силой оружия и удобна президентская диктатура с широчайшими полномочиями во внутренней политике.

Какая из политических партий сможет теперь хотя бы для виду протестовать против расстрела рабочих демонстраций? Любая, что попробует это сделать, будет немедленно разогнана, ее лидеры — репрессированы вплоть до самых крайних мер.

Не случайно среди поправок в конституцию есть и предложение восстановить смертную казнь. Это логично и вполне вписывается в замыслы олигархии. Турецким рабочим смертная казнь преподносится как необходимое средство борьбы с терроризмом и в тесной связи с рядом терактов, организованных властями в Стамбуле и других городах. (Очень удобное пугало для фашистов этот терроризм, не правда ли?) На самом деле, как и в России или  США, теракты и введение смертной казни нужно олигархии не столько для борьбы с вооружёнными группировками конкурентов по бизнесу, сколько для террора против нарастающего рабочего движения в стране. Теперь, после того, как кастрированный парламент примет нужную поправку к конституции, суды получат законное право без всякой маскировки казни пожизненным заключением приговаривать к «вышке» всех борцов с диктатурой финансового капитала: пролетарских революционеров, рабочих активистов, антифашистов и даже просто прогрессивных буржуазных деятелей. Зачем власти морочить себе голову, как некогда с Оджаланом? Убытки одни. «Нет человека — нет проблемы».

Турция встала на скользкий путь. Фашистская диктатура монополий неизбежно приведет страну к участию в схватке за передел мира. Турецкий финансовый капитал уже втягивает своё государство в захватническую войну в Сирии. У турецкого государства есть давние виды на прикаспийскую нефть и газ. Империалистическая мобилизация Турции на большую войну означает, что её вооружённые силы могут в скором времени вступить в бой с армией Ирана, у которого свои виды на бакинские и туркменские нефтегазовые поля. Последствия этого конфликта таковы, что «взорвётся» весь Ближний Восток, Саудовская Аравия и остальные государства, прилегающие к Персидскому заливу. Полномасштабная война на территории пяти ведущих государств главного нефтеносного района мира, в которую непременно вмешаются крупнейшие мировые капиталистические державы, есть не что иное, как мировая империалистическая война.

Референдум в Турции не отодвинул, а наоборот, приблизил всемирную бойню. Наименее сознательная часть турецкого рабочего класса, одураченная патриотической демагогией и воплями о справедливом возмездии мировому терроризму, готовится встать в ряды «победоносной армии Ататюрка» для того чтобы идти и завоёвывать своей олигархии богатства Ближнего Востока. Но мы верим в то, что здоровые силы в турецком пролетариате смогут объяснить рабочим массам, что означает фашизм, и куда он неизбежно ведет страну. Не хотелось бы, чтобы турецким рабочим, как и немецким в своё время, понадобился кровавый урок империалистической «защиты отечества» — для того, чтобы понять, что воевали и погибали они за интересы своего лютого классового врага, что кроме смертей, нищеты  и разрушений от такой войны рабочие не получат ничего.

С. Басов

Фашистская «весна» в Турции: 2 комментария Вниз

  1. В Tor есть такая функция, которая позволяет использовать компьютер пользователя из другой страны для того, чтобы через него попасть на нужный адрес. Называется «мостом».

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code