Ф.Э. Дзержинский «Как нам бороться?»

indexМногие рабочие уже понимают, что лишь путем борьбы можно улучшить свое положение, и борются, но, не зная, как надо бороться, очень часто проигрывают.

Обыкновенно это случается тогда, когда рабочие заблаговременно не думают о том, что произойдет с ними, когда не смотрят в будущее, не видят, что их ожидает.

Тогда, доведенные нуждой до отчаяния, они изливают свой гнев, ломая машины, убивая фабрикантов, громя магазины и т. п. Это, безусловно, не облегчает их положения, ибо ведь не машина эксплуатирует рабочего, а те предприниматели, которым принадлежат машины. Машина, наоборот, должна была бы уменьшить нужду, ибо ведь она помогает производить скорее и лучше, так что можно было бы работать меньше и больше зарабатывать. В действительности же получается совершенно иначе: развиваются машины и одновременно растет нужда, а происходит это потому, что эти машины принадлежат не рабочим, а предпринимателям, а их интересует лишь прибыль и больше ничего. И всю пользу от машин они присваивают себе.

Так незачем разрушать фабрики, а надо добиваться, чтобы рабочий день был короче и чтобы больше нам платили.

Как нам этого добиваться? Лучшее средство — это бросить работу — стачка. Если, однако, лишь один или двое рабочих бросят работу, то они нисколько не улучшат этим своего положения, наоборот — потеряют место и им будет еще хуже.

Что же требуется для того, чтобы выиграть? Надо, чтобы рабочие все до одного бросили работу, то есть необходимо единство — это первое, самое главное условие, без которого успешная борьба невозможна.

Мы должны, следовательно, заботиться о развитии этого единства — этой солидарности как в самих себе, так и в других, живя дружно, помогая друг другу во всем. Лишь тогда, когда мы будем поддерживать друг друга, мы можем многого добиться. Ведь всем известна сказка о том, что целого пучка прутьев никто почти не в состоянии сломать, а каждый прутик в отдельности сумеет сломать даже ребенок. Так и с нами: если мы будем бороться каждый отдельно, то предприниматель и нужда окончательно нас одолеют — сегодня одного, завтра другого; а если мы будем держаться друг за друга, если все превратимся в одну рабочую семью, то сможем добиться всего!

Не всегда, однако, при солидарности и мирным поведении рабочих забастовка обязательно будет удачной. Положим, что рабочие начнут бастовать как раз в такой момент, когда у фабриканта нет заказов; тогда забастовке будет для фабриканта даже выгодна, ибо он и так хотел уволить рабочих, но закон этого не разрешает, а тут рабочие сами выступают. Или же рабочие забастуют, когда у фабриканта мало работы; тогда придется очень долго бастовать и можно проиграть. Нужно, следовательно, выбирать для стачки такое время, когда много срочной работы, тогда легче выиграть.

Затем мы должны заботиться, чтобы никто со стороны не занял нашего места, таким людям мы должны разъяснять, что мы боремся не только для себя, а и для всех рабочих, что если мы добьемся уступок, то и другие фабриканты испугаются и могут также пойти на уступки. Мы должны разъяснять, что мы боремся с эксплуатацией, порабощающей всех рабочих. Если же эти разъяснения не помогут, тогда, не находя другого выхода, мы должны будем силой, страхом заставить их удалиться.

Мало того, чтобы выиграть, нужно быть стойкими и твердыми, придется немного затянуть пояс для того, чтобы потом стало лучше, чтобы жизнь наша стала сносной.

Необходимо также постоянно собираться во время забастовки, чтобы поддерживать, подбадривать более слабых, чтобы мы знали друг о друге, ибо иначе того или другого, предоставленного самому себе, могут одолеть сомнения, и он может вернуться на работу. А допустить этого нельзя, это было бы предательством своего собственного дела. Поэтому необходимо также следить у фабрики, чтобы никто не осмелился вернуться на работу.

Не надо также выдвигать вперед робких, ибо когда фабрикант или инспектор, или полицейский набросится на них, то они не сумеют ему ответить, запутаются и могут испортить все дело.

Следует также знать, как вести себя с полицией, если она вмешается. Каждый должен отвечать за себя, говорить, что он по собственной воле, а не по наущению, не хочет работать на таких условиях, что он выступил сам по себе, а не потому, что выступили все. Тогда полиция не сможет нам ничего сделать, ни к кому и ни к чему не сможет придраться.

Дальше. Не только забастовкой можно заставить предпринимателей идти на уступки, лучше обращаться с нами. Как известно (см. статью «16 апреля»), предприниматели у нас не выполняют даже того, что сказано в законе. Правительство, хорошо зная об этом, не принимает никаких мер, так как оно видит, что рабочие сидят смирно, не добиваются сами, а правительство, как известно, защищает интересы не наши, а предпринимателей. Мы должны, следовательно, сами давать знать о себе, показать, что мы боремся и требуем. Поэтому необходимо подавать жалобы при каждом злоупотреблении фабриканта, а если это не помогает, тогда прибегать к забастовке.

Дальше. Для того, чтобы фабрикант иначе обращался с нами и делал нам уступки, он должен считаться с нами, то есть должен знать, что всегда наткнется на сопротивление, если сделает что-либо плохое, хотя бы одному из нас: урежет заработную плату, беспричинно оштрафует, выгонит вон и т. п. Мы должны поэтому быть бдительными не только во время забастовки и не только тогда, когда он что-нибудь плохое сделает всем нам, а постоянно, ежедневно, чтобы он никому из нас не нанес обиды.

А предприниматель, видя наше единство, поймет и почувствует, что мы уже стали силой, что мы не позволим ему эксплуатировать нас, сколько ему захочется, и будет с нами считаться, будет бояться нас. И тогда наше освобождение пойдет вперед быстрыми шагами.

«Kowienski Robotnik», 1 апреля 1897 г.

Печатается по тексту газеты («Koвенский рабочий») № 1, перевод с польского

Источник — Ф.Э. Дзержинский «Избранные произведения в 2-х томах», издательство Политической литературы, 1967 г., стр. 8-10

Ф.Э. Дзержинский «Как нам бороться?»: 14 комментариев Вниз

    1. Странно выразился, в общем, статья эта актуальна именно для нашего времени, хоть ей и 121 год.

      1. Статья «Как нам бороться?» — КЛАСИКА. Она давно в ру-нета. Впервые встретил на подгузовская «Интернет газета ‘КРАСНАЯ ЗВЕЗДА'» — были там кроме оппортунизм и правильныe материалы.
        Есть и брошура (1960) с то же самое заглавие. Она и в здесь упомянутого ТОМ 1 ПСС т. Ф.Э.Д. Т.1 — до ВОСР — можно взят на вооружение по теме «что и как делали рабочие+большевики Ленина». И если мы делаем то же самое — тогда большевики будем…
        Вот
        ссылка на тов. Дзержинского. (кк).bg

  1. И правда хорошая статья и хороший слог, простой и понятный. Актуальна, кроме разве что уничтожения машин — не припомню таких случаев в недавнем прошлом.

    1. А призыв некоторых наших товарищей к рабочим выпускать брак, разве не из той же категории?

      1. В определенных условиях, думаю, такая мера может быть полезна. Например, если российский капитал ведет войну против пролетариата других стран. Нельзя эту форму борьбы отрицать с порога.

        1. Как это делали немецкие рабочие во время Второй мировой, когда устанавливали испорченные взрыватели и бомбы и снаряды не взрывались. Форма борьбы для специфических условий, тщательнейшим образом законспирарованная, требующая особого мужества и самопожертвования — законы военного времени безжалостны.

          1. Да, читал о таких случаях, когда находили снаряды без боевого заряда, а внутри записка, что от немецких рабочих.

        2. Вот, например, как мне стало известно, «наши» войска ведут войну против курдов. Если это правда, то как расценивать эту ситуацию, если мы знаем, что курды борются за национальную независимость, и что «все левые» и трудящиеся массы создали там что-то похожее на систему советов?

          Я считаю правильным лозунг «Путинцы, руки прочь от курдов!»

          Я думаю, что национально-освободительная борьба курдов против русских, турков и ИГИЛ временно сплотила «всех левых», но после их победы остро встанет вопрос: «Что строить и как строить» — и начнётся ожесточённая борьба.

          Верно ли я думаю? Или где-то ошибаюсь?

          1. Курдская рабочая партия — не марксисты даже близко. К тому же, большей курды Сирии частью являются членами не РПК, а СДС. Против курдов сирийское правительство военных действий не ведёт, но и не заступается, как показывает опыт идущих сейчас боёв за Африн.

            1. Я и не говорил, что это марксисты. Я сразу сказал, что — это «все левые», то есть, среди них могут оказаться и марксисты. А могут и не оказаться. Мне это пока неизвестно.

              Иное дело, что само бытие может и должно наталкивать и подталкивать курдский народ к марксизму. И если там есть марксисты, то и их работа должна не оставаться напрасной… Да и речь я вёл не о войне Сирии с курдами, а о войне Турции+РФ с курдами. Каждый день с МК приходят новости о том, как «Доблестные эрдогановцы уничтожают курдских террористов», заручившись поддержкой РФ.

              1. прошу прощения, мои данные (ник и адрес) не сохранились. .И комментарий получился анонимным

                1. 2 тов. Святов:
                  «… сказал, что — это «все левые», то есть, среди них могут оказаться и марксисты. А могут и не оказаться. Мне это пока неизвестно…»
                  Мне тоже неизвестно. На наши (bg)’геополитики’ и другие ‘экспэрты’ & proffessores верить нельзя, а другие нет.
                  То что для курдов известно — они на us-кормушка. Йоджалан в тюрме со смертный приговор, не давно объявили что он отказался (?) от марксизм.
                  Среди современные ‘левые’ вероятность встретить антикоммунист на степени больше, чем найти марксист. 11:00 bgt (кк).bg

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code