Китай является сегодня главной промышленной страной мира. Именно сюда после объявления Дэн Сяопином «политики реформ и открытости» империалистические страны Запада переносили свои предприятия.
Многомиллионные массы беднейшего населения Китая идеально подходили западной буржуазии для беспощадной эксплуатации и выжимания всех соков. Рабочие США и Европы уже не удовлетворяли капиталистические монополии: десятилетиями они вели упорную борьбу за свои права, и правящему классу пришлось пойти на колоссальные уступки своим трудящимся, вплоть до создания «государств всеобщего благосостояния» или «социальных государств». Достаточно высокие пенсии, относительно достойное образование и медицина, которые, впрочем, и рядом не стояли по качеству и доступности для населения с соответствующими системами в СССР, тяжким бременем ложились на капиталистическую экономику, доказывая ее неспособность удовлетворить самые насущные потребности всего населения даже самых «развитых» капиталистических стран мира.
Капитал отчаянно нуждался в прибыли, а значит, в рабочих, причем рабочих непритязательных, необразованных, неспособных отстаивать свои права и очень и очень дешевых, готовых работать за корку хлеба (горсть риса). И он нашел их в Африке и Азии, прежде всего, в Китае, который после смерти Мао Цзедуна был отдан пришедшей к власти оппортунистической, предательской кликой Дэна Сяопина на полное растерзание мировому империализму.
Началась мощная индустриализация Китая, которая закономерно привела к огромному росту численности пролетариата в стране, в результате чего китайский рабочий класс стал крупнейшим национальным отрядом мирового рабочего класса. Стонущий под нещадной эксплуатацией (типичный пример того, как она выглядит, приведен в статье РП о предприятиях Майкрософт в Китае) рабочий класс Китая все более революционизировался, все чаще и мощнее протестовал против усиления гнета и безжалостной эксплуатации. Росла его сознательность и боевитость, и это классовое сопротивление стало представлять реальную угрозу, если еще не капиталистическому строю в стране, который усиленно подается идеологами КПК как «социализм с китайской спецификой», то, по крайней мере, гигантским прибылями западных и китайских капиталистических корпораций. Не удивительно поэтому, что китайский крупный капитал вместе с правительством страны стали стремительно фашизироваться, ограничивать гражданские права и свободы в стране, и естественно, призвали на помощь передовые технологии слежения и контроля над гражданами.
Применение уже освоенных практически всем капиталистическим миром камер видеонаблюдения в Китае, учитывая громадное население страны и остроту накопившихся в ней социальных проблем, довели почти до глобальных размеров.
«У страны самая большая в мире сеть камер видеонаблюдения – 20 млн. Над технологиями распознавания лиц работают такие компании, как Hikvision, SenseTime, Megvii Face++ и LLVision. Последняя, в частности, разработала технологию, которая стильно встроена в очки для полицейских. Наиболее крупные игроки привлекают финансирование от транснациональных корпораций, китайских интернет-гигантов и правительства», — сообщают буржуазные «Ведомости», при этом восторженно отмечая, что «они [технологии распознавания лиц — прим. А.Б.] облегчают жизнь и гражданам, и следящему за ними государству».
В этих словах сквозит плохо скрываемая зависть российских буржуев к своим китайским коллегам, ям, которые так ловко сумели осуществить то, о чем в капиталистической России только еще мечтают. Процесс «цифровизации» РФ уже запущен, но до такого уровня, как в Китае, буржуазной России еще далеко.
Тем более, что китайцы не останавливаются, а идут еще дальше в степени фашизации страны.
14 июля 2014 года правительство КНР публикует план и цели внедрения так называемой «системы социального кредита» (более корректный перевод — «социального доверия»). Для координации исполнения этого плана создается специальная комиссия при Политбюро ЦК КПК. В 2015 году восемь крупнейших китайских компаний получили лицензию на запуск пробных систем. В 2017-2018 году система начала действовать более чем в 30 городах Китая, например, в Жунчэне, где живут около 670 000 человек. Бешеные китайские «темпы роста» и здесь, когда дело напрямую касается укрепления господства капиталистических эксплуататоров!
В городе Цзянсу провинции Суйнин всем жителям был присвоен первоначальный персональный рейтинг в 1000 баллов. За «хорошее поведение в обществе» баллы добавляются, за «плохое» — снижаются. Единый информационный центр собирает информацию из 142 учреждений, обслуживающих граждан: банков, магазинов, судов, больниц и так далее. Сбор информации происходит и при помощи персональных смартфонов китайцев — мобильные телефоны настолько глубоко вошли в жизнь обычных людей в КНР, что они уже не могут без них обходиться. Помимо мобильной связи и виртуального общения в соцсетях, обыватели совершают через смартфон все больше и больше операций, например, осуществляют платежи, регистрируются в государственных учреждениях для получения бюрократических услуг и пр. Буржуи довольно потирают руки: трудящиеся массово и абсолютно добровольно покупают у них за деньги устройство беспрерывного слежения и контроля за самими собой!
Одновременно гребут колоссальные прибыли с рынка смартфонов и прочих гаджетов производящие их капиталистические монополии. Господа довольны — их состояния растут, как на дрожжах, довольна и буржуазная власть — никаких протестов со стороны населения по поводу повальной слежки нет и в помине! А значит можно давить еще и еще. Что капиталисты и делают.
Пока «хорошим поведением» считается у буржуазной власти вежливое и уважительное поведение человека в общественных местах, заботливое отношение к старшим родственникам, хорошая репутация на работе и среди соседей, и другие положительные качества в быту. Но можно не сомневаться, что в самом скором времени к этим пунктам добавятся и другие, классового порядка: лояльность по отношению к представителям власти и правящему классу, отрицательное отношение к оппозиционной деятельности, нежелание участвовать в протестах и др. Соответственно, к тем, кто проявит противоположную общественную позицию — нетерпимость к несправедливости и всяческому угнетению, протестную активность, стремление бороться и защищать свои права, т.е. все то, что капиталистическая власть именует «экстремизмом», баллы «социального доверия» будут резко снижаться. Как заявляет соответствующая программа Госсовета КНР, такие ««утратившие доверие» не смогут сделать и шагу».
К «утратившим доверие» (не у президента ли России китайцы позаимствовали этот термин?) гражданам КНР будут применяться следующие санкции:
- запрет на работу в госучреждениях;
- отказ в соцобеспечении (!);
- особо тщательный досмотр на таможне;
- запрет на занятие руководящих должностей в пищевой и фармацевтической промышленности;
- отказ в авиабилетах и спальном месте в ночных поездах (!);
- отказ в местах в люксовых гостиницах и ресторанах;
- запрет на обучение детей в дорогих частных школах.
Отношение в обществе к «утратившим доверие» будут самыми негативными — они станут в прямом смысле изгоями в обществе: с ними перестанут общаться друзья и родственники, на них будут доносить в репрессивные органы соседи и знакомые. При этом доносительство, разумеется, будет поощряется, т.е. доносчики будут награждаться дополнительными баллами за «хорошее поведение».
Можно не сомневаться, для сопротивляющихся рабочих и политической оппозиции будут предусмотрены санкции еще строже. Система ведь еще тестируется. Ее явно будут совершенствовать в интересах класса господ. А значит дополнения и изменения в ней, разумеется, в худшую сторону, в сторону ужесточения гнета, вполне логичны и закономерны.
И на десерт — уже запланировано снижение социального рейтинга тем, кто совершает мало электронных платежей в разные капиталистические предприятия и организации — банки, магазины, государству и пр. А вот если наоборот, то есть платит часто и много, то рейтинг у таких людей повышается, они для китайского буржуазного государства лица желанные.
Надеюсь, теперь даже самые недогадливые поняли, в чьих классовых интересах действует эта система, кому и для чего она вдруг потребовалась.
В конце скажем, что за подрастающим поколением китайских граждан в КНР следят не менее тщательно, чем за взрослыми. В городе Ханчжоу в школе установили устройства, отслеживающие и оценивающие концентрацию учеников на занятиях. Пока это нововведение тестируют только в одном классе, но к новому учебному году такие устройства будут установлены по всей школе. Эта система надзора состоит из видеокамер, которые по выражению лица учащегося определяют концентрацию его внимания на уроке. И если кто-то из ребят отвлечется, учителю сразу придет уведомление с фамилией проштрафившегося ученика. Учащиеся, естественно, будут сортироваться на «прилежных», не часто отвлекающихся на уроках, и «безответственных», постоянно мечтающих и думающих о чем-то постороннем. Как это отразится на дальнейшей судьбе учащихся, пока неизвестно, об этом китайское правительство умалчивает, но ждать от него чего-то хорошего, учитывая все вышесказанное, как-то не приходится. Для этих детей, не проявивших себя с детства послушными винтиками буржуазной власти, скорее всего, будут закрыты последние «социальные лифты», позволяющие им выбраться из беспросветной нищеты.
Мы искренне желаем китайским пролетариям мужества и изобретательности в борьбе за свою свободу и свое человеческое достоинство, за свое неотъемлемое право на личную жизнь. И абсолютно уверены в том, что они найдут способы обойти и нейтрализовать эти бесчеловечные системы слежения и надзора за каждым их движением, за каждым их словом и шагом.
Китайские рабочие и крестьяне обязательно вспомнят великое революционное прошлое своих дедов, которые под руководством настоящей коммунистической партии Китая во главе с Мао Цзедуном свергли в свое время иго капиталистов и помещиков и прогнали со своей земли иностранных империалистов-оккупантов. Они непременно поднимут революционное знамя против поправших человеческую свободу и достоинство буржуев и погрязших во лжи и предательстве руководителей КПК. Многомиллиардные шеренги китайских пролетариев вольются в ряды великой революционной армии мирового пролетариата, и завершат то, что начали их деды и прадеды — покончат, наконец, с ненавистным капитализмом, последним в истории человечества эксплуататорским обществом.
Александр Быков
КПК никогда (!!!) не была настоящей коммунистической (т.е. стоящей в теории и практике на позициях МЛ) партией.
Вообще-то была, до начала 50-х годов, по-крайней мере.
В том то и дело, что была
Спасибо, товарищи, за четкую позицию в отношении Китая. До сих пор не понимаю логику профессора М.В. Попова, который Китай причисляет к социалистическим странам, мол, потому, что там была совершена социалистическая революция и там строят социализм, а сейчас у них переходный этап… Категорически не согласен с такой точкой зрения. Так можно и буржуазную РФ назвать социалистической, ведь в 1917 г. была же социалистическая революция… Так что, на мой взгляд, М.В. Попов что-то лукавит…
One of the greatest problems that the Chinese working class faces is, (almost unbelievably) a completely deformed class consciousness. Chinese proletarians have been transformed into abject and pitiful slaves of capitalist production ENTIRELY FOR THE BENEFIT of the global bourgeois, and they call this «communism»….So naturally they hate «communism» and they lust for an American or European «standard of living» and plot and scheme against their fellow slaves and walk up each others backs in the (quite hopeless) race to acquire it. I say hopeless for all except the , relatively small bourgeoisie class, who’s vain and greedy children are living in America and Europe in the millions , attending «business university» , dying their hair blond and driving new luxury cars..They are, quite nauseating as a species. Any «comrades» who advocate the «Chinese way» for you and your children, should be driven in shame from the party.
All is true, but what was so surprising for you in that deformation you mentioned? This is quite logical if there is no Marxists-Leninist party in the avant-guarde of working class.
Thank you for your comment! I fully agree with you!
Nice to see english-speaking comrade, who talking about this. It’s really hard to explain west-europeans why china is not communst, because they are know too many ridiculous myths about communists and socialist countries in 1945-1991.
It seems that some “true” communists, those who preen and self-sufficient without any need in some (third-rate) proletarians, these communists don’t realize that a bourgeois and a opportunistic propaganda works full force and with almost no resistance.
But in fact these “communists” adopt an opportunistic-bourgeois policy within a labour movement. And before these “communists” condemn Chinese and/or any other proletarians, they should condemn themselves for maybe even more lack of a class-consciousness then these proletarians have.
В ЖЖ, как правило, всегда столько споров: капитализм в Китае или социализм, с затянувшимся НЭПом?
Это что-же за «коммунисты» такие в Китае, что за 70 лет не могут пройти этап, пройденный СССР всего за 10? Тем более, следует напомнить, что во время НЭПа социалистическое планирование разворачивалось, а не сворачивалось, как в Китае.
При НЭПе в СССР:
1. буржуазия не занимала командных высот в экономики страны!
2. Основные средства производства находились в социалистической собственности!
3. НЭП был переходным периодом. Вся политика государства осуществляемая большевиками, была направлена на изживание капиталистических способов хозяйствования, уничтожение экономических предпосылок для сохранения капиталистов!
А теперь сравните всё это с тем что происходит в КНР. Это и будет ответ на вопрос: капитализм там или затянувшийся нэп…
в российских популярной соц сети Однокласники тоже уже запущена эта программа, при загрузке фотографий, теперь выплывает подсказка » Кажется мы вас узнали» Это Вы? после таких подсказок вмиг пропало желание добавлять новые фотографии ведь это тоже идет в глобальную сеть, и камеры с домофонов и ноутбуков и смартфонов. ТОТАЛЬНЫЙ контроль, Гестапо о таком и мечтать не могло.
Автор статьи абсолютно некомпетентен в рассматриваемой им теме. Во-первых, Мао Цзэдун, а не Мао Цзедун. Во-вторых, Цзянсу — это провинция, а Суйнин — это город, а не наоборот. В-третьих, автор явно гиперболизировал масштабы электронной слежки, ибо она на данный момент является пилотным проектом с крайне ограниченной локализацией. Далее, с приходом Дэн Сяопина к власти Китай конечно пошёл в сторону капитализма, но и при Мао Цзэдуне (кроме первых лет его правления) госстрой Китая никак не назвать социалистическим. Вот как раз последние лет 10-15 при Мао был настоящий террор и фашизм. Массовые кампании типа культурной революции чуть не довели страну до катастрофы. По сути, после смерти Сталина вся деятельность Мао была направлена на удержании собственной власти любой ценой. При этом под видом социалистических идеи были проведены совершенно идиотские мероприятия, загнавшие страну в кризис, который, кстати, потом разруливала команда Дэн Сяопина, пускай и с помощью рыночных мер.
А чего автор этого коммента трухнул обратный адрес оставить? Или побоялся, что надают сейчас люлей?
Коммент разрешил, чтобы читатели видели аргументацию холуев классового врага и учились их громить правильно.
Очень интересная статья. Узнал много интересного про Китай, хоть и прожил там лет 10.
Вот к чему приводит это мещанское «да кому я нужен» «законопослушным нечего скрывать»