К. Маркс «Манифест КП» (конспект)

iПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКЦИИ РП

Ниже приведен подробный конспект эпохального произведения Маркса и Энгельса — «Манифеста Коммунистической партии». И хотя с момента первого издания его прошло 170 лет, «Манифест» нисколько не утратил своей остроты, своей актуальности. Напротив, для понимания сегодняшнего момента необходимо внимательнейшим образом проштудировать его. «Манифест» настолько глубок, что при каждом новом прочтении непременно открываешь для себя что-то новое, подмечаешь ранее незамеченное, рассматриваешь отдельные положения под другим углом, понимаешь мысль Маркса яснее и точнее. Это произведение — азбука изучения марксизма-ленинизма, где кратко, но очень емко изложена самая суть марксизма.

При этом, однако, необходимо помнить, что «Манифест» писался авторами в эпоху капитализма свободной конкуренции (капитализма растущего, поднимающегося), и отдельные его положения сегодня, в эпоху империализма — высшей и последней стадии капитализма, стадии его загнивания и умирания, — требуют уточнения (таково, например, положение об одновременной победе социалистической революции по крайней мере в большинстве передовых капиталистических стран). Но в целом изложенные в тексте «Манифеста» положения верны и сегодня.

Данный конспект составлен преимущественно путем выборочного цитирования текста «Манифеста». Сделано это с целью сохранить диалектико-материалистическое ядро произведения, последовательность и стилистику изложения. Выделения авторов «Манифеста» отмечены в тексте жирным шрифтом, выделения конспектирующего — курсивом. Примечания конспектирующего выделены и оговорены отдельно. Также для удобства чтения и изучения конспектирующим текст «Манифеста», в оригинале поделенный на четыре раздела (отмечены римскими цифрами), был разбит на подразделы и параграфы.

***

К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС

МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

(ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ)

«В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение  о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества».

Ленин

ПРЕДИСЛОВИЕ К НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ 1872 ГОДА

«Союз коммунистов», тайная международная рабочая организация, в ноябре 1847 г. на конгрессе в Лондоне поручила Марксу и Энгельсу выработать развернутую теоретическую и практическую программу партии — так возник «Манифест», изданный в 1848 г.

Актуальность программы «Манифеста»

«Практическое применение основных положений («Манифеста». — Прим.) будет повсюду и всегда зависеть от существующих исторических условий»; революционным мероприятиям (в конце II раздела) не придается самодовлеющего значения.

Условия за последние 25 лет сильно изменились, однако общие основные положения остаются в целом совершенно верными. «Ввиду громадного развития крупной промышленности… и сопутствующего ему роста партийной организации рабочего класса; ввиду практического опыта сначала Французской буржуазной революции в феврале 1848 г., затем Парижской коммуны (март—май 1871 г. — Прим.), когда впервые политическая власть в продолжение двух месяцев находилась в руках пролетариата, программа местами устарела».

«…Коммуна доказала, что “рабочий класс не может просто овладеть готовой государственной машиной и пустить ее в ход для своих собственных целей”» (см. К. Маркс «Гражданская война во Франции»).

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ 1882 ГОДА

На конец 1847 г. Россия — последний большой резерв всей европейской реакции; «эмиграция в Соединенные Штаты поглощала избыточные силы европейского пролетариата. Обе эти страны снабжали Европу сырьем и служили в то же время рынком для сбыта ее промышленных изделий», следовательно, обе являлись тогда «оплотом существующего в Европе порядка». До какой степени изменилось это теперь!

1.Соединенные Штаты

Европейская иммиграция: 1) «способствовала колоссальному развитию земледелия в Северной Америке, которое своей конкуренцией колеблет крупное и мелкое европейское землевладение в самых его основаниях»;

2) дала Соединенным Штатам возможность эксплуатации «их богатых источников промышленного развития в таких размерах…, которые в короткое время должны положить конец промышленной монополии Западной Европы и особенно Англии» (что и случилось! — Прим.). Оба эти обстоятельства революционно воздействуют на Америку:

а) «мелкая и средняя земельная собственность фермеров, основа всего политического строя, побеждается конкуренцией громадных ферм»;

б) «в промышленных округах впервые развивается многочисленный пролетариат и баснословная концентрация капиталов».

2.Россия

«В период революции 1848–1849 гг… европейские монархи… и буржуа находили в русском вмешательстве единственное спасение против пролетариата, только начавшего пробуждаться». Царь — глава европейской реакции. Теперь Россия — «передовой отряд революционного движения в Европе».

«Рядом с быстро развивающейся капиталистической горячкой и только образующейся буржуазной земельной собственностью находим в России большую половину земли в общинном владении крестьян». Русская общинная собственность — «сильно уже разрушенная форма первобытного коллективного владения землею» — может «непосредственно перейти в высшую, коммунистическую форму землевладения», если «русская (буржуазная! — Прим.) революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они пополнят друг друга».


Имеется в виду «некапиталистический путь развития», при котором сельскохозяйственные труженики при поддержке страны или стран победившей социалистической революции смогут из полуфеодализма перейти сразу к социалистической системе хозяйствования, минуя капиталистический этап. Как показала практика — этот тезис верен: народы Средней Азии в СССР, Монголия успешно шли по этому пути. — Прим.


ПРЕДИСЛОВИЕ К НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ 1883 ГОДА

(После смерти К. Маркса в марте 1883 г. это и последующие предисловия написаны Ф. Энгельсом. — Прим.)

Основная мысль, проходящая красной нитью через весь «Манифест», принадлежащая Марксу:


«Экономическое производство и неизбежно вытекающее из него строение общества любой исторической эпохи образуют основу ее политической и умственной истории; в соответствии с этим (со времени разложения первобытного общинного землевладения) вся история была историей классовой борьбы, борьбы между эксплуатируемыми и эксплуатирующими, подчиненными и господствующими классами на различных ступенях общественного развития, и что теперь эта борьба достигла ступени, на которой эксплуатируемый и угнетенный класс (пролетариат) не может уже освободиться от эксплуатирующего и угнетающего его класса (буржуазии), не освобождая в то же время всего общества навсегда от эксплуатации, угнетения и классовой борьбы».


ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ 1888 ГОДА

Из истории рабочего движения XIX в.

  1. Поражение парижского июньского восстания 1848 г.

Первая крупная битва между пролетариатом и буржуазией. Поражение пролетариата «на некоторое время вновь отодвинуло социальные и политические требования рабочего класса Европы на задний план», политическую борьбу вновь «вели между собою только различные группы имущего класса; рабочий класс вынужден бороться за политическую свободу действий и занять позицию… радикальной части среднего класса. Всякое самостоятельное пролетарское движение… беспощадно подавлялось». Члены Центрального комитета Союза коммунистов в Кёльне были арестованы и после 1,5 лет тюремного заключения осуждены в октябре 1852 года («Кёльнский процесс коммунистов»), Союз формально распущен. 

  1. Создание Интернационала Международного Товарищества Рабочих в 1864 г.

Возник, «когда рабочий класс Европы достаточно окреп для нового наступления на господствующие классы». Цель Товарищества — «сплотить воедино все боеспособные силы пролетариата Европы и Америки», поэтому «не могло сразу провозгласить принципы» «Манифеста». Программа Интернационала достаточно широка, чтобы быть приемлемой для английских тред-юнионов, последователей Прудона во Франции, Бельгии, Италии, Испании, Лассаля в Германии. Маркс, написавший эту программу, «полагался на интеллектуальное развитие рабочего класса». Процесс борьбы против капитала (причем в первую очередь поражения) неизбежно должен был «подготовить рабочих к более основательному пониманию действительных условий освобождения рабочего класса». Верно: «Когда в 1874 г. Интернационал прекратил свое существование, рабочие были уже совсем иными… прудонизм… и лассальянство… умирали», а консервативные английские тред-юнионы перестали пугаться социализма. Принципы «Манифеста» получили значительное распространение среди рабочих всех стран.

  1. «Социализм» и «коммунизм» (на 1847 г.).

Социалисты — 1) приверженцы различных утопических систем: оуэнисты (Англия), фурьеристы (Франция), выродившиеся в умиравшие секты; 2) «всевозможные социальные “знахари”, обещавшие без всякого вреда для капитала и прибыли, исцелить все социальные недуги». И те, и другие — «люди, стоявшие вне движения рабочего класса и искавшие поддержки… у «образованных» классов» (феодалы, буржуа. — Прим.).

Коммунисты — «часть рабочего класса, которая… провозглашала необходимость коренного переустройства всего общества». Это «грубоватый, плохо отесанный, чисто инстинктивный коммунизм;… нащупывал самое основное» и создал утопический коммунизм: коммунизм Кабэ (Франция), коммунизм Вейтлинга (Германия).

В 1847 г. социализм — буржуазное движение, коммунизм — движение рабочего класса.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПОЛЬСКОМУ ИЗДАНИЮ 1892 ГОДА

По мере развития крупной промышленности, «среди рабочих усиливается стремление уяснить себе свое положение, как рабочего класса, по отношению к имущим классам… ширится социалистическое движение и растет спрос на «Манифест»». Количество экземпляров «Манифеста» — индикатор как состояния рабочего движения, так и степени развития крупной промышленности страны.

Царство Польское — крупная промышленная область Российской империи с высокой концентрацией предприятий, что способствует быстрому распространению социалистических идей среди рабочих.

«Революция 1848 г., в которой пролетарским борцам пришлось… в конечном счете выполнить работу буржуазии, осуществила вместе с тем руками своих душеприказчиков-реакционеров-охранителей феодализма — Луи Бонапарта и Бисмарка — независимость Италии, Германии, Венгрии. Польшу же…когда она в 1863 г. изнемогала под натиском сил русских… предоставили самой себе. Шляхта не сумела ни отстоять, ни вновь завоевать независимость Польши».

ПРЕДИСЛОВИЕ К ИТАЛЬЯНСКОМУ ИЗДАНИЮ 1893 ГОДА

18 марта 1848 г. — революции в Милане (Италия) и в Берлине (Германия). Эти нации были ранее «ослаблены раздробленностью и внутренними раздорами и потому подпали под чужеземное владычество. Если Италия была подчинена австрийскому императору, то Германия… — под… ощутимым, хотя и более косвенным, игом царя всея Руси». «…за время с 1848 по 1871 г. эти две великие нации были восстановлены и им была возвращена самостоятельность, это произошло, как говорил Маркс, потому, что те самые люди, которые подавили революцию 1848 г., были вопреки своей воле ее душеприказчиками».

«Повсюду эта революция была делом рабочего класса: именно он строил баррикады и жертвовал своей жизнью. Но одни только парижские рабочие, свергая правительство, имели намерение свергнуть и буржуазный строй» (июнь 1848 г. Прим.). «Однако… ни экономическое развитие страны, ни умственный уровень массы французских рабочих не достигли еще той ступени, на которой было бы возможно социальное переустройство. …плоды революции достались… классу капиталистов». В других странах — Италии, Германии, Австрии — «рабочие… только то и сделали, что помогли буржуазии прийти к власти. Но ни в какой стране господство буржуазии невозможно без национальной независимости. Поэтому революция 1848 г. должна была привести к единству и независимости» раздробленные и зависимые нации Италии, Германии, Венгрии. Очередь теперь за Польшей.

«…Если революция 1848 г. и не была социалистической, то она расчистила путь, подготовила почву для этой последней».

Буржуазный строй: 1) вызвал во всех странах подъем крупной промышленности; 2) повсюду создал многочисленный, сплоченный и сильный пролетариат — породил своих могильщиков.

«Без восстановления независимости и единства каждой отдельной нации невозможно ни международное объединение пролетариата, ни мирное и сознательное сотрудничество этих наций для достижения общих целей».

«Значит, битвы 1848 г. были не напрасны».

***

МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

«Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака…».

1) «Коммунизм признается уже силою всеми европейскими силами».

2) «Пора уже коммунистам… открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления…».

I. БУРЖУА И ПРОЛЕТАРИИ


Буржуазия — «класс современных капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наемный труд».

Пролетариат — «класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу».


1.Историческая характеристика классовых противоречий

«История всех до сих пор существовавших обществ, начиная с периода разложения родоплеменного строя, была историей борьбы классов».

1) Первобытное коммунистическое общество — сельская община с общим владением землей — первобытная форма общества, от Индии до Ирландии (крестьянская община в Российской империи — архаичный ее отголосок. — Прим.).

«С разложением этой первобытной общины начинается расслоение общества на особые и, в конце концов, антагонистические классы». (Подробнее см. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства».)

2) «Добуржуазные» классовые общества: угнетающий и угнетаемый (свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье) «находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную, борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».

Древний Рим: патриции, всадники, плебеи, рабы;

Средние века: феодальные господа, вассалы, цеховые мастера, подмастерья, крепостные; плюс почти в каждом из этих классов еще особые градации.

3) Буржуазное общество, вышедшее из недр погибшего феодального общества, не уничтожило классовых противоречий:

а) оно поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых;

б) упростило классовые противоречия: буржуазия и пролетариат — два больших враждебных лагеря, противостоящих друг другу класса.

2.Возникновение и развитие буржуазии

А) Из крепостных средневековья → свободное население первых городов; из этого сословия горожан → первые элементы буржуазии.

Б) Быстрое развитие революционной буржуазии в распадавшемся феодальном обществе. Открытие и колонизация Америки, открытие морского пути вокруг Африки и с ним Ост-индского и китайского рынков, обмен с колониями, увеличение количества средств обмена и товаров вообще дали неслыханный до тех пор толчок торговле, мореплаванию, промышленности.

В) Прежняя феодальная (цеховая) организация промышленности более не могла удовлетворить растущего спроса → вытеснена мануфактурой. Цеховые мастера вытеснены промышленным средним сословием; разделение труда между различными корпорациями исчезло, уступив место разделению труда внутри отдельной мастерской.

Г) Все большее увеличение спроса (из-за растущих рынков) не могла уже удовлетворить и мануфактура. Тогда пар и машина произвели революцию в промышленности. Место мануфактуры заняла современная крупная промышленность, место промышленного среднего сословия заняли миллионеры-промышленники — современные буржуа — предводители целых промышленных армий наемных работников.

Д) Крупная промышленность создала всемирный рынок, подготовленный открытием Америки → колоссальное развитие торговли, мореплавания и средств сухопутного сообщения → расширение промышленности → развитие буржуазии, увеличивавшей свои капиталы и оттеснившей на задний план все классы, унаследованные от средневековья.

Е) Каждая из этих ступеней развития буржуазии сопровождалась соответствующим политическим положением буржуазии:

  • феодализм: угнетенное сословие → третье податное сословие монархии (Франция); вооруженная и самоуправляющаяся ассоциация в нарождавшихся городах → независимая городская республика (Италия и Германия);
  • период мануфактуры — противовес дворянству в сословной или в абсолютной монархии и главная основа крупных монархий вообще;
  • со времени установления крупной промышленности и всемирного рынка — исключительное политическое господство в современном представительном государстве.

«Современная государственная власть — это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии».


«Современная буржуазия является продуктом длительного процесса развития, ряда переворотов в способе производства и обмена».

3.Революционная роль буржуазии в истории развития общества

1) «Буржуазия… разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения». «…Эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой…».

2) «Буржуазия лишила священного ореола роды деятельности, которые… считались почетными… Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников».

3) «Буржуазия сорвала с семейных отношений трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям».

4) «Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений». Основным «условием существования всех прежних промышленных классов было неизменное сохранение старого способа производства». Буржуазную эпоху от всех предшествовавших отличают «беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение». «Все сословное и застойное исчезает, все священное оскверняется, и люди приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отношения».

5) «Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару». «Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим (наднациональным. — Прим.)». «На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга» (как в сфере материального, так и духовного производства). «Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием».

6) «Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в “цивилизацию” (кавычки мои. — Прим.) все, даже самые варварские, нации» — «заставляет… принять буржуазный способ производства». «Дешевые цены товаров — ее тяжелая артиллерия».

7) «Буржуазия подчинила деревню господству города. Она создала огромные города», значительно увеличила численность городского населения → «вырвала… значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни».

8) Буржуазия «варварские и полуварварские страны… поставила в зависимость от стран цивилизованных, крестьянские народы — от буржуазных народов, Восток — от Запада» (колониальная зависимость. — Прим.).

9) Буржуазия концентрирует население, средства производства, собственность в руках немногих → политическая централизация: «Независимые… области… оказались сплоченными в одну нацию, с одним правительством, с одним законодательством, с одним национальным классовым интересом, с одной таможенной границей.

10) Буржуазия создала грандиозные, невиданные доселе производительные силы. «Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги… телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения…»

4.Соответствие производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил

1) Феодализм

«…Средства производства и обмена, на основе которых сложилась буржуазия, были созданы в феодальном обществе. На известной ступени развития этих средств производства и обмена, в которых происходили производство и обмен феодального общества, феодальная организация земледелия и промышленности, одним словом, феодальные отношения собственности, уже перестали соответствовать развившимся производительным силам. Вместо развития они тормозили производство; превратились в его оковы… Их необходимо было разбить, и они были разбиты.

Место их заняла свободная конкуренция, с соответствующим ей общественным и политическим строем, с экономическим и политическим господством класса буржуазии».

2) Капитализм

«Производительные силы… не служат более развитию… буржуазных отношений собственности» — условию существования буржуазии и ее господства. Напротив, производительные силы «стали непомерно велики для этих отношений, буржуазные отношения задерживают их развитие». Кризисы перепроизводства.

Преодоление кризисов буржуазией:

а) вынужденное уничтожение изготовленных продуктов и целой массы производительных сил;

б) завоевание новых рынков и усиление эксплуатации старых.

Следовательно, «она подготовляет… сокрушительные кризисы и уменьшает средства противодействия им.

Оружие, которым буржуазия ниспровергла феодализм, направляется теперь против нее самой».

Буржуазия: 1) «выковала оружие, несущее ей смерть» (имеются в виду орудия производства — машины, станки, оборудование и т. д. — Прим.);

2) «породила людей, которые направят против нее это оружие, — современных рабочих, пролетариев».

5.Пролетариат

1) Положение пролетариата

А) Развивается буржуазия (капитал) → «развивается и пролетариат, класс современных рабочих, которые только тогда и могут существовать, когда находят работу, а находят ее лишь до тех пор, пока их труд увеличивает капитал».

Б) Пролетарии, «вынужденные продавать себя поштучно, представляют собой такой же товар, как и всякий другой предмет торговли, а потому подвержены всем случайностям конкуренции, всем колебаниям рынка».

В) «Вследствие возрастающего применения машин и разделения труда, труд пролетариев утратил всякий самостоятельный характер, а вместе с тем и всякую привлекательность для рабочего. Рабочий становится простым придатком машины, от него требуются только самые простые, самые однообразные, легче всего усваиваемые приемы».

Г) «Издержки на рабочего сводятся поэтому почти исключительно к жизненным средствам, необходимым для его содержания и продолжения его рода».

Д) «…Цена всякого товара, а следовательно и труда (рабочей силы. — Прим.), равна издержкам его производства. Поэтому в той же самой мере, в какой растет непривлекательность труда, уменьшается заработная плата».

Е) С ростом применения машин и разделения труда «возрастает и тяжесть труда, за счет ли увеличения числа рабочих часов, или же вследствие увеличения количества труда, требуемого в каждый данный промежуток времени (интенсификация труда — Прим.), ускорения хода машин и т. д.».

Ж) Массы рабочих на крупных капиталистических предприятиях «организуются по-солдатски», подчиняясь строгой дисциплине.

З) «Чем менее искусства и силы требует ручной труд, т. е. чем более развивается современная промышленность, тем более мужской труд вытесняется женским и детским. По отношению к рабочему классу различия пола и возраста утрачивают всякое общественное значение».

И) «…Заканчивается эксплуатация рабочего фабрикантом и рабочий получает, наконец, наличными свою заработную плату, на него набрасываются другие части буржуазии — домовладелец, лавочник, ростовщик и т. п.».

К) Пролетаризация мелких капиталистов: «Низшие слои среднего сословия: мелкие промышленники, мелкие торговцы и рантье, ремесленники и крестьяне — все эти классы опускаются в ряды пролетариата», т. к.:

1) «их маленького капитала недостаточно для ведения крупных промышленных предприятий и он не выдерживает конкуренции»;

2) «их профессиональное мастерство обесценивается в результате введения новых методов производства».

Пролетарии — «рабы не только класса буржуазии, буржуазного государства. Ежедневно и ежечасно порабощает их машина, надсмотрщик и прежде всего сам отдельный буржуа-фабрикант. Эта деспотия тем мелочнее, ненавистнее, она тем больше ожесточает, чем откровеннее ее целью провозглашается нажива».

2) Ступени развития пролетариата

«Его борьба против буржуазии начинается вместе с его существованием».

А) «Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, потом рабочие одной фабрики, затем рабочие одной отрасли труда в одной местности против отдельного буржуа», непосредственно их эксплуатирующего.

«Рабочие направляют свои удары не только против буржуазных производственных отношений, но и против самих орудий производства; они уничтожают конкурирующие иностранные товары, разбивают машины, поджигают фабрики, силой пытаются восстановить потерянное положение средневекового рабочего».

«На этой ступени рабочие образуют рассеянную по всей стране и раздробленная конкуренцией массу». Сплочение рабочих масс — следствие объединения буржуазии, приводящей в движение весь пролетариат для достижения своих собственных политических целей. «…Пролетарии борются, следовательно, не со своими врагами, а с врагами своих врагов — с остатками абсолютной монархии, землевладельцами, непромышленными буржуа, мелкими буржуа».

Б) С развитием промышленности пролетариат и возрастает численно, и скапливается в большие массы, сила его растет.

«Интересы и условия жизни пролетариата все более уравниваются по мере того, как машины все более стирают различия между отдельными видами труда и почти всюду низводят заработную плату до одинаково низкого уровня».

Возрастающая конкуренция буржуа между собою, учащающиеся торговые кризисы → «заработная плата рабочих становится все неустойчивее». «…Непрерывное совершенствование машин делает жизненное положение пролетариев все менее обеспеченным».

«Столкновения между отдельным рабочим и отдельным буржуа все более принимают характер столкновений между двумя классами. Рабочие… образуют… профессиональные союзы против буржуа; они выступают сообща для защиты своей заработной платы… Местами борьба переходит в открытые восстания.

Рабочие время от времени побеждают, но эти победы лишь преходящи. Действительным результатом их борьбы является… распространяющееся объединение рабочих. Ему способствуют все растущие средства сообщения, создаваемые крупной промышленностью… Лишь эта связь и требуется для того, чтобы централизовать местные очаги борьбы… и слить их в одну национальную, классовую борьбу» → борьбу политическую.


«Эта организация пролетариев в класс, и тем самым — в политическую партию, ежеминутно вновь разрушается конкуренцией между самими рабочими. Но она возникает снова и снова, становясь каждый раз сильнее, крепче, могущественнее. Она заставляет признать отдельные интересы рабочих в законодательном порядке, используя для этого раздоры между отдельными слоями буржуазии. Например, закон о десятичасовом рабочем дне в Англии».


«…Столкновения внутри старого общества… способствуют процессу развития пролетариата. Буржуазия ведет непрерывную борьбу: сначала против аристократии, позднее против тех частей самой же буржуазии, интересы которых приходят в противоречие с прогрессом промышленности (непромышленной буржуазии — Прим.), и постоянно — против буржуазии всех зарубежных стран. Во всех этих битвах она вынуждена обращаться к пролетариату» → «вовлекать его… в политическое движение» → «сама передает пролетариату… оружие против самой себя».

В) «…Прогресс промышленности сталкивает в ряды пролетариата целые слои господствующего класса или, по крайней мере, ставит под угрозу условия их жизни. Они также приносят пролетариату большое количество элементов просвещения».

Г) «…В те периоды, когда классовая борьба приближается к развязке, процесс разложения внутри господствующего класса, внутри всего старого общества принимает такой бурный характер, что небольшая часть господствующего класса отрекается от него и примыкает к революционному классу, к тому классу, которому принадлежит будущее» → «часть буржуа-идеологов, которые возвысились до теоретического понимания всего хода исторического движения», переходит к пролетариату.

3) Классы, противостоящие буржуазии

А) Пролетариат — единственный действительно революционный класс. «Все прочие классы приходят в упадок и уничтожаются с развитием крупной промышленности, пролетариат же есть ее собственный продукт».

Б) Мелкие буржуа (средние сословия): мелкие промышленники, мелкие торговцы, ремесленники и крестьяне — «борются с буржуазией для того, чтобы спасти свое существование от гибели, как средних сословий. Они, следовательно, не революционны, а консервативны… реакционны: они стремятся повернуть назад колесо истории». Революционны лишь «поскольку им предстоит переход в ряды пролетариата, поскольку они защищают… свои будущие интересы».

В) Люмпен-пролетариат, «этот пассивный продукт гниения самых низших слоев старого общества, местами вовлекается пролетарской революцией в движение, но в силу всего своего жизненного положения он гораздо более склонен продавать себя для реакционных козней».

4) Революционность пролетариата

А) «Жизненные условия старого общества уже уничтожены в жизненных условиях пролетариата»:

  • «у пролетария нет собственности»;
  • «его отношение к жене и детям не имеет более ничего общего с буржуазными семейными отношениями»;
  • «современный промышленный труд, современное иго капитала», одинаковое во всех странах, «стерли с него всякий национальный характер»;
  • «законы, мораль, религия — все это для него не более как буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы».

Б) «Все прежние классы, завоевав себе господство, стремились упрочить уже приобретенное ими положение в жизни, подчиняя все общество условиям, обеспечивающим их способ присвоения. Пролетарии же могут завоевать общественные производительные силы, лишь уничтожив свой собственный нынешний способ присвоения, а тем самым и весь существовавший до сих пор способ присвоения в целом. У пролетариев нет ничего своего, что надо было бы им охранять, они должны разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную собственность».

В) «Все до сих пор происходившие движения были движениями меньшинства или совершались в интересах меньшинства. Пролетарское движение есть самостоятельное движение огромного большинства в интересах огромного большинства».

Г) «Если не по содержанию, то по форме борьба пролетариата против буржуазии является сначала борьбой национальной»: «сперва покончить со своей собственной буржуазией».

Д) «Все доныне существовавшие общества основывались на антагонизме между классами угнетающими и угнетенными. Но, чтобы возможно было угнетать какой-либо класс, необходимо обеспечить условия, при которых он мог бы влачить, по крайней мере, свое рабское существование… Современный рабочий с прогрессом промышленности не поднимается, а все более опускается ниже условий существования своего собственного класса… становится паупером» (нищим. — Прим.) → буржуазия более «неспособна господствовать… ее жизнь несовместима более с обществом».

Е) «Основным условием существования и господства класса буржуазии является накопление богатства в руках частных лиц, образование и увеличение капитала. Условием существования капитала является наемный труд. Наемный труд держится исключительно на конкуренции рабочих между собой. Прогресс промышленности, невольным носителем которого является буржуазия… ставит на место разъединения рабочих конкуренцией революционное объединение их посредством ассоциации… Она производит своих собственных могильщиков. Ее гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны».

II. ПРОЛЕТАРИИ И КОММУНИСТЫ

1.Отличительные черты коммунистической партии

1) «Коммунисты не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям. У них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом».

Коммунисты отличаются от остальных пролетарских партий:

а) «в борьбе пролетариев различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата» (интернационализм — Прим.);

б) «на различных ступенях развития, через которые проходит борьба пролетариата с буржуазией, они всегда являются представителями интересов движения в целом».

«Коммунисты, следовательно, на практике являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран».

2) «Ближайшая цель коммунистов… формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти».

3) «Теоретические положения коммунистов… являются лишь общим выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы».

4) «Отличительной чертой коммунизма является не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности».

«Уничтожение ранее существовавших отношении собственности не является чем-то присущим исключительно коммунизму. Все отношения собственности были подвержены постоянной исторической смене… изменениям.

Например, французская революция отменила феодальную собственность, заменив ее собственностью буржуазной».

«Современная буржуазная частная собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации большинства меньшинством.

«В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности».

2.Критика буржуазной «критики» коммунистов

1) «Коммунисты хотят уничтожить собственность лично приобретенную, добытую своим трудом; собственность, образующую основу всякой личной свободы, деятельности и самостоятельности».

Мелкобуржуазная, мелкокрестьянская собственность, которая предшествовала буржуазной? «Развитие промышленности ее уничтожило и уничтожает изо дня в день».

Современная буржуазная частная собственность? Труд пролетария — наемный труд — не создает ему собственности! «Он создает капитал, т. е. собственность, эксплуатирующую наемный труд, собственность, которая может увеличиваться лишь при условии, что она порождает новый наемный труд, чтобы снова его эксплуатировать».


Противоположность между капиталом и наемным трудом:

А) Капитал — «коллективный продукт и может быть приведен в движение лишь совместной деятельностью многих членов общества, а в конечном счете… всех членов общества.

Капитал — не личная, а общественная сила.

Следовательно, если капитал будет превращен в коллективную, всем членам общества принадлежащую, собственность, то это не будет превращением личной собственности в общественную. Изменится лишь общественный характер собственности. Она потеряет свой классовый характер».

Б) Наемный труд.

Средняя цена наемного труда (рабочей силы. — Прим.) есть минимум заработной платы, т. е. сумма жизненных средств, необходимых для сохранения жизни рабочего как рабочего. Следовательно, того, что наемный рабочий присваивает в результате своей деятельности, едва хватает для воспроизводства его жизни.

Мы вовсе не намерены уничтожить это личное присвоение продуктов труда, служащих непосредственно для воспроизводства жизни. Мы хотим уничтожить только жалкий характер такого присвоения, когда рабочий живет только для того, чтобы увеличивать капитал, и живет лишь постольку, поскольку этого требуют интересы господствующего класса.

В буржуазном обществе живой труд есть лишь средство увеличивать накопленный труд. В коммунистическом обществе накопленный труд — это лишь средство расширять, обогащать, облегчать жизненный процесс рабочих.

…В буржуазном обществе капитал обладает самостоятельностью и индивидуальностью, между тем как трудящийся индивидуум лишен самостоятельности и обезличен».


«И уничтожение этих отношений буржуазия называет упразднением личности и свободы!.. Действительно, речь идет об упразднении буржуазной личности, буржуазной самостоятельности и буржуазной свободы».

Частная собственность в «нынешнем буржуазном обществе уничтожена для девяти десятых его членов»; она существует именно благодаря этому.

Следовательно, «Вы упрекаете нас в том, что мы хотим уничтожить вашу (буржуазную. — Прим.) собственность. Да, мы действительно хотим это сделать.

С того момента, когда нельзя будет более превращать труд в капитал… в общественную силу, которую можно монополизировать, т. е. с того момента, когда личная собственность не сможет более превращаться в буржуазную собственность, — с этого момента, заявляете вы, личность уничтожена.

Вы сознаетесь, следовательно, что личностью вы не признаете никого, кроме буржуазного собственника. Такая личность действительно должна быть уничтожена.

Коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд».

2) «С уничтожением частной собственности прекратится всякая деятельность и воцарится всеобщая леность».

«В таком случае буржуазное общество должно было бы давно погибнуть от лености, ибо здесь тот, кто трудится, ничего не приобретает, а тот, кто приобретает, не трудится».

3) «Уничтожение классового образования равносильно уничтожению образования вообще».

Образование буржуазное «является для громадного большинства превращением в придаток машины».


Буржуазные идеи «сами являются продуктом буржуазных производственных отношений и буржуазных отношений собственности».

Также буржуазное право «есть лишь возведенная в закон воля вашего (господствующего — Прим.) класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса».


4) «Уничтожение семьи».

Современная, буржуазная семья основана «на капитале, на частной наживе»; свое дополнение находит в вынужденной бессемейности пролетариев и в публичной проституции — все это исчезнет с исчезновением капитала.

5) «Заменяя домашнее воспитание общественным, коммунисты хотят уничтожить самые дорогие для человека отношения».

Воспитание человека определяется общественными отношениями, определяется «прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т. д. Коммунисты… лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса.

Буржуазные разглагольствования о семье и воспитании, о нежных отношениях между родителями и детьми тем больше вызывают отвращения, чем более разрушаются семейные связи в среде пролетариата… чем более дети превращаются в простые предметы торговли и рабочие инструменты».

6) «Коммунисты хотят ввести общность жен».

«Буржуа смотрит на свою жену как на простое орудие производства».

Напротив, «речь идет как раз об устранении такого положения женщины, когда она является простым орудием производства». Однако общность жен существовала почти всегда! (Проституция неофициальная (буржуа использует жен рабочих и жен других буржуа) и официальная. — Прим.).

7)  Коммунисты «хотят отменить отечество, национальность».

«Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет. Так как пролетариат должен прежде всего завоевать политическое господство, подняться до положения ведущего класса нации, конституироваться как нация, он сам пока еще национален, хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия.

Национальная обособленность и противоположности народов все более и более исчезают уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком, с единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни.

Господство пролетариата еще более ускорит их исчезновение. Соединение усилий, по крайней мере цивилизованных стран, есть одно из первых условий освобождения пролетариата.

В той же мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, уничтожена будет и эксплуатация одной нации другой.

Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой».

8) Обвинения, выдвигаемые с религиозных, философских и вообще идеологических точек зрения.

«…Вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытием изменяются также и их представления, взгляды и понятия, — одним словом, их сознание». История доказывает, что «духовное производство преобразуется вместе с материальным».


Господствующими идеями любого времени были всегда идеи господствующего класса.


Возникновение революционизирующих все общество идей отражает «лишь тот факт, что внутри старого общества образовались элементы нового, что рука об руку с разложением старых условий жизни идет и разложение старых идей».

Древний мир клонился к гибели → древние религии были побеждены христианской религией. Феодальное общество в XVIII веке вело смертный бой с революционной в то время буржуазией → христианские идеи гибли под ударом просветительных идей.

9) «Религия, нравственность, философия, политика, право всегда сохранялись» в ходе исторического развития. Коммунизм же отменяет вечные истины (свобода, справедливость и т. д.), религию, нравственность; «следовательно, он противоречит всему предшествовавшему ходу исторического развития».

«История всех доныне существовавших обществ двигалась в классовых противоположностях», которые в разные эпохи имели разную форму. «…Эксплуатация одной части общества другою является фактом, общим всем минувшим столетиям. Неудивительно поэтому, что общественное сознание всех веков движется в определенных общих формах… которые вполне исчезнут лишь с окончательным исчезновением противоположности классов.

Коммунистическая революция есть самый решительный разрыв с унаследованными от прошлого отношениями собственности; неудивительно, что в ходе своего развития она самым решительным образом порывает с идеями, унаследованными от прошлого».

3.Пролетарская революция

Первый шаг — «превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства… и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил».


Пролетарское государство — «пролетариат, организованный как господствующий класс».


Мероприятия как «средство для переворота во всем способе производства» — вмешательство в право собственности и в буржуазные производственные отношения (мероприятия различны в разных странах, ниже для передовых. — Прим.):

  1. «Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
  2. Высокий прогрессивный налог.
  3. Отмена права наследования.
  4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
  5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
  6. Централизация всего транспорта в руках государства.
  7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
  8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
  9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению противоположности между городом и деревней.
  10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д. и т. д.».

Парижская Коммуна доказала: «рабочий класс не может просто овладеть готовой государственной машиной и пустить ее в ход для своих собственных целей» (см. К. Маркс «Гражданская война во Франции»). — Прим.


«Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер.


Политическая власть — «организованное насилие одного класса для подавления другого».


Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса.

На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

III. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ И КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.РЕАКЦИОННЫЙ СОЦИАЛИЗМ

а) Феодальный социализм

Буржуазия еще раз нанесла поражение французской и английской аристократии (феодалам. — Прим.) в ходе французской июльской революции 1830 г. и в английском движении в пользу парламентской реформы. «О серьезной политической борьбе не могло быть больше речи. Ей (аристократии. — Прим.) оставалась только литературная борьба». «Аристократия должна была сделать вид, что она уже не заботится о своих собственных интересах и составляет свой обвинительный акт против буржуазии только в интересах эксплуатируемого рабочего класса».

«Аристократия размахивала нищенской сумой пролетариата как знаменем, чтобы повести за собою народ. Но всякий раз, когда он следовал за нею, он замечал на ее заду старые феодальные гербы и разбегался с громким и непочтительным хохотом».

«Если феодалы доказывают, что их способ эксплуатации был иного рода, чем буржуазная эксплуатация, то они забывают только, что они эксплуатировали при совершенно другихуже отживших… условиях. Если они указывают, что при их господстве не существовало современного пролетариата, то забывают, что как раз современная буржуазия была необходимым плодом их общественного строя».

Реакционный характер критики. Главное обвинение против буржуазии — «при ее господстве развивается класс, который взорвет на воздух весь старый общественный порядок». «…Упрекают буржуазию в том, что она порождает революционный пролетариат», а не «пролетариат вообще».

«В политической практике принимают участие во всех насильственных мероприятиях против рабочего класса».

«…Как поп всегда шел рука об руку с феодалом, так поповский социализм идет рука об руку с феодальным». «Придать христианскому аскетизму социалистический оттенок» просто: христианство «тоже против частной собственности, против брака, против государства»; проповедует «благотворительность и нищенство, безбрачие и умерщвление плоти, монастырскую жизнь и церковь».

Представители: Дизраэли, Томас Карлейль.

б) Мелкобуржуазный социализм

Феодальная аристократия — не единственный класс, «условия жизни которого в современном буржуазном обществе ухудшались и отмирали».

Средневековое сословие горожан и сословие мелких крестьян — предшественники современной буржуазии — еще один ниспровергнутый буржуазией класс. Еще существует в менее развитых в промышленном и торговом отношении странах.

В развитых странах образовалась — и «постоянно вновь образуется — новая мелкая буржуазия, которая колеблется между пролетариатом и буржуазией. Но конкуренция постоянно сталкивает принадлежащих к этому классу лиц в ряды пролетариата»; они сознают, что «с развитием крупной промышленности совершенно исчезнут как самостоятельная часть современного общества и в торговле, промышленности и земледелии будут замещены надзирателями и наемными служащими».

Мелкобуржуазный социализм «прекрасно умел подметить противоречия в современных производственных отношениях. Он разоблачил лицемерную апологетику экономистов… неопровержимо доказал разрушительное действие мaшинного производства и разделения труда, концентрацию капиталов и землевладения, перепроизводство, кризисы, неизбежную гибель мелких буржуа и крестьян, нищету пролетариата, анархию производства, вопиющее неравенство в распределении богатства, истребительную промышленную войну наций между собой, разложение старых нравов, старых семейных отношений и старых национальностей».

Реакционность и утопичность: «стремится или восстановить старые средства производства и обмена, а вместе с ними старые отношения собственности и старое общество, или — вновь насильственно втиснуть современные средства производства и обмена в рамки старых отношений собственности».

Цеховая организация промышленности и патриархальное сельское хозяйство — вот его последнее слово.

Главный представитель — Сисмонди.

в) Немецкий, или «истинный», социализм

«Социалистическая и коммунистическая литература Франции, возникшая под гнетом уже господствующей буржуазии… была перенесена в Германию в такое время, когда буржуазия там только что начала свою борьбу против феодального абсолютизма». Выхолащивание сути французской социалистическо-коммунистической литературы. «Перестала выражать борьбу одного класса против другого», стала «надклассовой», отстаивает «вместо интересов пролетариата — интересы человека вообще, человека, который не принадлежит ни к какому классу» и существует лишь в философских фантазиях.

Оружие в руках правительств против угрожающе наступавшей немецкой буржуазии, выразитель реакционных интересов немецкого мелкобуржуазного обывателя — основы существующего порядка вещей. Проповедь «народной массе, что в этом буржуазном движении она не может ничего выиграть, но рискует все потерять».

Открытое выступление «против “грубо-разрушительного” направления коммунизма» и декларирование того, что он (немецкий социализм. — Прим.) «стоит выше всякой классовой борьбы».

Революционная буря 1848 г. смела это гнусное направление. Представитель: Карл Грюн.

2.КОНСЕРВАТИВНЫЙ, ИЛИ БУРЖУАЗНЫЙ, СОЦИАЛИЗМ

«Известная часть буржуазии желает излечить общественные недуги для того, чтобы упрочить существование буржуазного общества», «однако, без тех элементов, которые его революционизируют и разлагают. Они хотели бы иметь буржуазию без пролетариата», требуют, чтобы пролетариат смирился со своим положением.

Относятся: «экономисты, филантропы, поборники гуманности, радетели о благе трудящихся классов, организаторы благотворительности, члены обществ покровительства животным, основатели обществ трезвости, мелкотравчатые реформаторы самых разнообразных видов» (как сегодня написано! — Прим.).

Пример — «Философия нищеты» Прудона.

Другая «более практическая форма этого социализма стремилась… внушить рабочему классу отрицательное отношение ко всякому революционному движению, доказывая, что ему может быть полезно не… политическое преобразование, а лишь изменение материальных условий жизни».

«Социализм буржуазии заключается как раз в утверждении, что буржуа являются буржуа, — в интересах рабочего класса.

3.КРИТИЧЕСКИ-УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ И КОММУНИЗМ

«Первые попытки пролетариата непосредственно осуществить свои собственные классовые интересы… в период ниспровержения феодального общества, неизбежно терпели крушение вследствие неразвитости самого пролетариата, а также вследствие отсутствия материальных условий его освобождения, так как эти условия являются лишь продуктом буржуазной эпохи».

Революционная литература этого периода неизбежно реакционна, «проповедует всеобщий аскетизм и грубую уравнительность». Представители: собственно социалистические и коммунистические системы, системы Сен-Симона, Фурье, Оуэна.

Они «видят противоположность классов,… действие разрушительных элементов внутри самого господствующего общества», но «не видят на стороне пролетариата никакой исторической самодеятельности, никакого свойственного ему политического движения», «не могут еще найти материальных условий освобождения пролетариата».

Сущность «надклассовая»: «улучшить положение всех членов общества» → обращение «преимущественно — к господствующем классу»: «достаточно только понять и поверить в их систему, чтобы признать ее лучшим планом общественного устройства».

«Они отвергают поэтому всякое политическое, и в особенности всякое революционное, действие; они хотят достигнуть своей цели мирным путем и пытаются посредством мелких и, конечно, не удающихся опытов, силой примера проложить дорогу новому общественному евангелию (утопии. — Прим.)».

Положительные моменты: критика основ существующего общества, догадки насчет будущего общества: «уничтожение противоположности между городом и деревней, уничтожение семьи, частной наживы, наемного труда, провозглашение общественной гармонии, превращение государства в простое управление производством».

С развитием борьбы классов «это фантастическое стремление возвыситься над ней… лишаются всякого практического смысла и… теоретического оправдания». «Поэтому, если основатели этих систем во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты», игнорирующие «дальнейшее историческое развитие пролетариата». Поэтому «с ожесточением выступают против всякого политического движения рабочих, вызываемого, по их мнению, лишь слепым неверием в новое евангелие».

IV. ОТНОШЕНИЕ КОММУНИСТОВ К РАЗЛИЧНЫМ ОППОЗИЦИОННЫМ ПАРТИЯМ

«Коммунисты борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения».

«Коммунисты повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя», не переставая «вырабатывать у рабочих сознание враждебной противоположности между буржуазией и пролетариатом», чтобы «сейчас же после свержения реакционных классов… началась борьба против самой буржуазии». Необходимо «использовать общественные и политические условия, которые должно принести с собой господство буржуазии, как оружие против нее самой». (Блестяще осуществлено во время Октябрьской революции в России! — Прим.)

«В Германии, поскольку буржуазия выступает революционно, коммунистическая партия борется вместе с ней против абсолютной монархии, феодальной земельной собственности и реакционного мещанства». Германия «находится накануне буржуазной революции», и «совершит она этот переворот при более прогрессивных условиях… с гораздо более развитым пролетариатом, чем в Англии XVII и во Франции XVIII столетия. Немецкая буржуазная революция, следовательно, может быть лишь непосредственным прологом пролетарской революции».

Коммунисты «во всех… движениях… выдвигают на первое место вопрос о собственности, как основной вопрос движения».

Коммунисты «открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир».

«ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!»

К. Маркс «Манифест КП» (конспект): 4 комментария Вниз

  1. Необходимо «использовать общественные и политические условия, которые должно принести с собой господство буржуазии, как оружие против нее самой». (Блестяще осуществлено во время Октябрьской революции в России! — Прим.)

    Ну да. Зато сейчас коммунисты боятся политических и общественных условий, которые принесло с собой господство буржуазии, и выступают против всего буржуазного. Не используют эти условия, а начисто отрицают возможность и необходимость использования этих условий.

  2. Спасибо, товарищи за труд!!! Многим пригодится за нехваткой времени именно конспект.

    1. Завернуть бы этот конспект в электронную книгу, как Маркса по зарплате сделали, вообще было б шикарно!

  3. Нужно добавить поправку в скобках везде, где говорится об «уничтожении семьи». Формулировка неверная, уничтожается только устаревший способ семейных отношений, причем форма моногамного брака остаётся в основном прежней. Как таковая индивидуальная семья зарождалась задолго до классов и классовые эпохи переживет.

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code