Когда родятся боги

zhdlorpaГлава из книги Ем. Ярославского «Как родятся, живут и умирают боги и богини», М., Издательство «Советская Россия», 1959 г. Примечания — М. М. Шейнмана.

Эта книга планируется МЛРД «Рабочий путь» к переизданию в 2019 г.

Когда родятся боги

Нам несколько раз приходилось уже мельком касаться этого вопроса и отмечать, что рождение не только бога Иисуса, но и других, языческих дохристианских богов праздновалось 25 декабря или около этого времени. Если бы мы захотели установить по евангелиям день рождения Христа, то это оказалось бы совершенно невозможным. Христос в евангелиях показан как очень грамотный, начитанный в писании учитель. Он жил, как рассказывают евангелисты, около 30 лет (некоторые думают, что он жил около 50 лет: слова «тебе нет еще и пятидесяти лет, и ты видел Авраама?», обращенные к Христу в евангелии Иоанна). Жизнеописания Иисуса в евангелиях противоречивы, а писатели того времени и вовсе ничего не написали о нем. Теперь установлено, что в несколько сочинений (Иосифа Флавия и других историков того времени) попы вставили несколько слов, упоминающих о Христе[1]. Эта подделка давно уже вскрыта и доказана, и установить, когда же родился этот бог, никто не может.

Почему Христос сам не написал ни одного слова? Ответ на это только один: самого-то Христа не было никогда, и рассказы о всех его чудесах сочинены, как сочинены подобные рассказы о рождении и жизни других богов.

Почему же именно к 25 декабря относится празднование рождества Иисуса? Как установлено это число?

Оно установлено было далеко не сразу.

Отцы церкви спорили об этом почти четыреста лет. Самое древнее известие о праздновании рождества в день 25 декабря находится в римском календаре 354 г. Под 25 декабря там сказано: «Христос родился в Вифлееме Иудейском». В «Апостольских постановлениях»[2], относящихся приблизительно к этому же времени, говорится: «Дни праздничные соблюдайте, и прежде всего день рождества господня, совершая его в 25-й день девятого месяца». Так как новый год тогда начинался в марте, то, значит, праздновать приказывалось 25 декабря. А до этого во многих странах рождение этого бога праздновалось в январе. Восточная церковь и христиане Египта настолько привыкли праздновать рождение своих богов 6 января, что 431 год продолжали праздновать рождество 6 января. Армянская церковь и доныне празднует рождество Иисуса именно в этот день. Различные секты в христианстве праздновали рождество в другие сроки.

Главных дней празднования рождения богов разных религий в древности было два: 25 декабря и 6 января; 6 января праздновался день рождения богов Осириса, Диониса, а 25 декабря — Адониса, Таммуза, Митры. В христианство вошли и обычаи и обряды этих дохристианских праздников. Изменились лишь их названия и объяснение их происхождения.

Не только на Востоке, в перечисленных странах, но и на Западе, куда христианские проповедники проникли очень поздно, рождение многих богов было связано с зимним солнцеворотом, с днем 25 декабря. Христианские проповедники очень удивились, когда встретили в Англии, Северной Германии и Скандинавии обычаи, очень похожие на христианские, и праздники, почти во всем напоминавшие христианские.

В чем здесь дело? В разных странах народные массы, особенно земледельцы и пастухи [скотоводы], были связаны всей жизнью, всем своим существованием с природой, зависели от нее. Различные явления природы, непонятные, необъяснимые для народа, вызывали в нем страх, удивление, чувство радости, переходившие в почитание. С развитием скотоводства и земледелия почитание духов, животных, предков сменилось почитанием богов сил природы, от которых, по представлению людей, зависело хозяйство.

Боги и духи стали обозначать отдельные силы природы, которыми [как тогда верили] они управляют. Почитался бог грозного моря: море казалось божеством — то тихим, спокойным кормильцем прибрежных жителей, то грозным, мстительным, страшным губителем. Почитались боги ветров, тучегонители; почитались боги грома и молнии, посылающие благодатный дождь с неба; почитались боги, населяющие реки и ручьи, рощи и горы. Почитались боги светил небесных — солнца, луны и звезд. Больше всех почиталось солнце. Солнце казалось дивным божеством, подателем жизни и тепла. Под солнечными лучами растоплялись снега и льды, расцветали цветы, навстречу солнцу пели птицы, ликовала природа. И человек, частица этой природы, весь во власти природной стихии, весь во власти сил природы, обращал свой взор к солнцу, то яркому, жгучему, палящему, все иссушающему, то благодатно теплому, ласковому, сияющему (солнечному богу). Это почитание бога-солнца связано со всей жизнью древних людей, с их занятием земледелием и скотоводством. Как раз 25 декабря начинал увеличиваться день и как бы рождалось новое солнце, как бы начинался новый год растительной жизни. Вот почему во многих религиях именно в это время праздновалось рождение богов. Вот почему христианское рождество Христово приходится на 25 декабря[3].

У восточных славян были свои боги. Самый известный из них — Перун. Перун — это бог грома, молнии и земледелия. Был особый бог солнца — Дажбог, или Сварожич, сын Сварога. Сварог — это огонь; люди — это сыны божьи, дети солнца, верные внуки Дажбога. И славяне праздновали рождение этих богов. Таковы были верования предков теперешних русских, белорусов и украинцев, когда к ним явились христианские проповедники. Что было делать христианским проповедникам с обычаями и праздниками, которые они считали языческими? Попы постепенно приспособили, подогнали, приладили свои христианские праздники и понятия к понятиям и праздникам славян. Так было не только на Руси, но и повсюду.

Много хлопот причиняли христианским попам прежние боги, вера в которых повсеместно и после принятия христианства была сильна и с которыми попы вели борьбу. Народ продолжал верить и молиться старым богам, как многие верят еще и сейчас в домовых, леших, водяных и прочих духов-богов. Одних, как Юпитер, Марс, Янус, Диана, Нептун, Минерва, Меркурий, попы превратили в бесов и отправили в ад, других, которых народ считал добрыми, церковь отправила в рай и превратила их в «святых».

Еще в 566 г. Турский церковный собор запретил празднование дня бога Януса (1 января), а в 589 г. Нарбонский собор издал такое же запрещение праздновать четверг — день бога Юпитера Виноградари и виноделы привыкли праздновать день бога Вакха. Церковь заменила Вакха святым Винцентом, а все обряды оставила прежними.

Один греческий монах в начале VIII столетия составил жизнеописание святого Иоасафа. Что же он сделал? Взял индусскую книгу «Лалита-Вистара», перевел из нее жизнеописание Будды-Бодисатвы, переделал индийские имена на сирийские, — и готов святой Иоасаф[4]. Вот как стряпались так называемые «жития святых». Древние греческие земледельческие божества Дионис и Деметра превратились в христианских святых Дионисия и Димитрия; Кастор и Поллукс — в Козьму и Демьяна. Морской бог Посейдон превратился в «угодника» Николая.

Про одну русскую купчиху рассказывали, что она побывала в Париже и, возвратившись, рассказывала, что видела там всяких святых. Ее спросили в шутку: «А Сару Бернар видела?» (Сара Бернар была знаменитой актрисой). «Как же не видать, — отвечала купчиха, — видела, батюшка: лежат они обе рядом, — тут вот Сарочка, а тут Бернарочка».

Таких вот святых «Сарочек и Бернарочек» фабриковали попы (часто переименовывая богов языческих — греческих, римских и др.) без конца. Я только несколько примеров приведу. Богиню Цереру (по латыни она называлась Церера Флава) превратили в святую Флавию; стыдливая Диана (Диана Пудика) превратилась в святого Пуда; адские божества, которые назывались Горгонами, — в святую Горгонию; нимфу легкого воздуха (ее называли Аура Плакида) превратили в двух святых: Ауру и Плакиду.

А еще чуднее поступили с римским новогодним приветствием. Римляне поздравляли друг друга словами: «перпетуам фелицитатем», что означает: «постоянного счастья». Попы превратили эти два слова в двух святых: Перепетую и Фелицитату.

Всем этим святым не только сочинили их жизнеописание; но даже показывают «мощи» этих святых, причем таких «мощей» каждого святого так много, что можно составить по нескольку тел. Вот какие чудотворцы попы!

[1] См. об этом Р. Ю. Виппер. Рим и раннее христианство. М., 1954, стр. 74–75; А. Б. Ранович. Очерк истории раннехристианской церкви. М., 1941, стр. 48–49.

[2] Сборник церковных правил и установлений.

[3] «Позднейшее признание этой даты (25 декабря — день рождения бога. — М. Ш.) со стороны (христианской) церкви было просто лишь засвидетельствованием того факта, что эта дата признавалась днем рождения солнечного бога, по крайней мере, полудюжиной других религий — египетских, персидских, финикийских, греческих, тевтонских и т. д.» (Дж. Робертсон. Евангельские мифы. М., 1923, стр. 48).

[4] Известный французский географ Элизе Реклю пишет о сильном влиянии буддизма на выработку христианского культа. «Имеются, — пишет Реклю, — даже свидетельства такого влияния, свидетельства в высшей степени курьезные, — оказывается, что сам Будда, хотя и под чужим именем, фигурирует в святцах христианской церкви! Иоанн Дамаскин, монах VIII века, воспроизвел буддийскую легенду, придав действующим лицам ее другие имена, именно, назвав их Варлаамом и Иосафатом, — оба эти лица, выведенные в легенде, были затем причислены к лику святых, тогда как Иосафат на самом деле не кто иной, как Будда! Восточная церковь празднует этого святою 26 августа, тогда как католики справляют его 27 ноября» (Элизе Реклю. Человек и Земля, т. III. СПб. 1907 стр. 254).

Когда родятся боги: Один комментарий

  1. Текст-хороший, только, походу, это переиздание. Уже в конце 1940-х были находки гностических евангелий в Египте и так далее. Ну и история христиантсва в итоге чем дальше-тем больше превращалась в лоскутное одеяло. А’канон’ из 4-х евангелий был утверждён на одном из соборов. Евангелие от Иоанна — вообще стоит особняком и де-факто гностическое.

    А вообще всякие ‘боги’ заводятся в незнании, как вши на немытом теле.

    1. «А вообще всякие ‘боги’ заводятся в незнании, как вши на немытом теле».
      Заводятся от «незнания», но вот потом «выращиваются» эксплуататорскими классами специально, потому что:
      — из художественной книги-трилогии В.Замыслова «Иван Болотников»:
      «Гермоген (патриарх Московский и Всея Руси – прим. ВНс), хоть и презирал царя (Василия Шуйского – прим. ВНс), но новое «чудо» ему пришлось по душе. Какая бы смута на Руси не гуляла, но и мужики и посадские христолюбивы, им не отринуть бога, он крепко сидит в их душах, и в этом великая сила царя, патриарха, державы. Силу же оную надо умненько в дело пустить».
      — пускали эту силу в дело, пускают и будут пускать: Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «Мы знаем, что самые страшные кровавые перевороты всегда происходили по причине устремления людей к лучшей жизни» (цитата из ночной проповеди с 17 на 18 июля 2018 года в память о сотой годовщине расстрела царской семьи). Вот так: хотеть лучшей жизни и счастливого будущего — это плохо, потому что именно с этого начинаются страшные кровавые перевороты. Живите, как Бог вам уложил, смиритесь и не «рыпайтесь» — на всё воля Божия.

      1. Выращивается не столько религия, сколько пренебрежение к мышлению. Ради эксперимента, покажите этот текст верующим. Или расспросите верующего про его веру. Результат скорее всего будет забавен.

        1. 1. Вообще-то, «выращивание» Бога и «выращивание» религии, это разные вещи, хотя и взаимосвязанные, потому что:
          БОГ — в религиозных представлениях высшее сверхъестественное существо, верховный предмет религиозного культа (см. Философский энциклопедический словарь, М., Сов. Энциклопедия, 1983).
          РЕЛИГИЯ — мировоззрение и мироощу¬щение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «свя¬щенного», т. е. той или иной разновидности сверхъесте¬ственного (см. там же).
          2. Религия не «выращивает» «пренебрежение к мышлению», а наоборот, способствует в определенной мере к развитию мышления, но к мышлению, основанному на вере, к мышлению, направленному на познание Бога и месту человека по отношению к Богу, месту человека и его поступков в мире, «созданном» Богом.
          3. По вашему предложению (показать текст верующим): Результат будет не забавным, а очень печальным для меня и вас (в лучшем случае нам объяснят, в чем мы не правы, а в худшем – набьют нам морду). Потому что атеистическая работа с верующими требует не меньших знаний, убеждений, умения и настойчивости, чем внесение социалистического сознания в пролетарские массы (прочитайте любой советский учебник по атеизму, атеистическому воспитанию).

      2. Валерию. Ну да. А ещё стремление сохранить или получить хорошую жизнь приводило к крестовым походам и инквизиции, к самым кровавым событиям в истории человечества. Клерикалам дай волю, так они сейчас людей сжигать начнут.
        Чего уж говорить, если фашизм всегда опирался и опирается на религию.

        1. «Чего уж говорить, если фашизм всегда опирался и опирается на религию».
          — И такой вывод вы сделали на примере отношений фашизма к религии в гитлеровской Германии? А также в фашистских Италии, Испании, Чили?
          Фашизм не опирается, а только использует религию для своих целей в той мере, в какой она согласна и в какой мере она может способствовать диктатуре финансового капитала в самой неприкрытой и агрессивной его форме. Ни одна религия открыто не поддерживала и не становилась на сторону фашизма, потому что фашизм открыто выступает даже против основных религиозных заповедей, на которых, в том числе, религия и «держится».

            1. Даже если часть католических священников была против фашизма, это не значит, что фашизм не опирался на католическую церковь и католическую религию.

          1. Исползовать и опираться — слова синонимы. Опираться — значит использовать. А использовать — значит опираться.

          2. «Ни одна религия не поддерживала и не становилась на сторону фашизма, потому что фашизм открыто выступает даже против основных религиозных завповедей».

            Примеры, пожалуйста, где фашизм выступал против религии как таковой.

            1. 1. «Исползовать и опираться — слова синонимы. Опираться — значит использовать. А использовать — значит опираться».
              — Софистика. Словарь русского языка. С.И.Ожегова объясняет так: «Опереться – воспользоваться кем-нибудь, чем-нибудь в качестве опоры, поддержки», т.е. воспользоваться для конкретной (!) цели. А слово «Использовать – воспользоваться кем-либо, чем-либо, употребить с пользой», т.е. воспользоваться для пользы, в широком (!) ее (пользы) смысле. На лопату можно «опереться», но можно ее использовать не только в качестве опоры, а копать ею землю (прямое предназначение), рубить кустарник, использовать в качестве оружия и т.п. Вот в чем разница.
              2. Религия не служит опорой идеологии и практики фашизма (см. статьи о фашизме на этом сайте). Фашизм использует другие качества (как опора религия ему не совсем подходит (см. п.3)) религии, то, что любая религия проповедует: классовое примирение и осуждает классовую борьбу; смирение и терпение к власти, потому что «любая власть от Бога» и проч.
              3. В то же время религия исповедует: в христианстве «для Бога нет разницы между иудеем, эллином, римлянином», то же в исламе и в буддизме; терпимость к другим религиям и церквям, а ведь одним из основных столпов (опорой) фашизма является именно национализм, расизм, шовинизм.
              4. Вы неверно привели цитату из комментария, убрав слово «открыто» (…религия открыто не поддерживала и не становилась на сторону фашизма…), т.е. исказили смысл написанного.
              5. «Примеры, пожалуйста, где фашизм выступал против религии как таковой».
              — Разве в комментарии говорится о том, что «фашизм выступал против религии как таковой»? Из-за вашей невнимательности и неопытности (?), вы применили один из приемов буржуазных холуев-пропагандистов. Он выражается в подмене, переводе одного вопроса на другой, который они часто используют, особенно на всяких ток-шоу, с целью «замылить» обсуждаемую проблему, увести процесс обсуждения в сторону от поиска настоящих, объективных причин её возникновения и её решения, навязать нужную им (холуям) точку зрения на обсуждаемую проблему.
              6. Любая религия, ко всему прочему (!), является международной корпорацией, монополистом, получающим свою прибыль от эксплуатации религиозной веры (невежества) людей. И как любой монополист она борется за свой «рынок», создавая ситуационные союзы с другими монополиями и разрывая их, борется с тем, что ей мешает получать прибыль: как с распространением научного коммунистического мировоззрения среди населения планеты, так и с сокращением своего «рынка» по другим причинам.

          3. Вы же понимаете, что все эти заповеди только пыль в глаза.
            Только классовый подход, товарищ, только хардкор!

            Тольятти: «Другим источником фашистского корпоративизма как концепции классового сотрудничества или, лучше сказать, другим родственным идейным течением является социальная идеология католиков. Вам известно, и мы в этом еще убедимся, когда будем говорить о католическом движении, что в энцикликах Rerum Novarum и Quadragesimo содержатся высказывания и положения, которые совпадают с фашистской пропагандой корпоративизма. И отнюдь не случайно католическая церковь и Ватикан, по существу, принимают итальянский корпоративизм, а в Австрии, где фашизм гораздо сильнее связан с католической церковью, чем в Италии, он немедленно приступил к перестройке государственного аппарата па корпоративных началах. …В этой энциклике, в частности, восхвалялись преимущества корпоративного строя: «Достаточно хотя бы немного призадуматься, чтобы понять преимущества системы, о которой вкратце было рассказано выше: мирное сотрудничество классов, подавление социалистического движения и организаций, сдерживающее действие специального суда». »

            К тому же Вы сами себе противоречите, когда говорите, что фашизм не опирается, а только использует религию. Так фашизм много чего использует реакционного, а если брать в сумме, то он на это все в итоге и опирается.

            А то что церковь и религия это всего лишь инструмент в руках господствующего класса, совершенно верно. Причем в разных странах в разное время в 20в., например, ее используют разные группировки буржуазии. То есть что дышло, куда повернул, туда вышло. А если какой-нибудь отдельный клерикал сильно не согласен с фашистскими основами, есть концлагеря. Церковь же, как организация, всегда поддержит господствующий класс.

            Там же: «В то же время в энциклике, ОТНОСЯЩЕЙСЯ КО ВРЕМЕНИ, когда конфликт между церковью и фашизмом из-за Католического действия достиг кульминационной точки, имеется несколько критических замечаний по адресу фашистской корпоративной системы, высказанных, правда, в предельно осторожной форме: «Мы все же должны сказать: кое-кто опасается, что государство подменяет собой свободную инициативу, вместо того чтобы ограничиться необходимой помощью и поддержкой, что новая профсоюзная и корпоративная система носит слишком бюрократический и политический характер и что, несмотря на все свои преимущества, она может быть использована не столько для установления лучшего социального порядка, сколько в особых политических целях» «.

            1. «Вы же понимаете, что все эти заповеди только пыль в глаза».
              — А вот верующий этого не понимает и объясняет их не с классовых позиций, не с позиций диалектического материализма, а со слов проповеди священнослужителя, с толкования священнослужителем этих заповедей в свете «священного писания».

    2. Про вшей. Вот до чего порой доходило религиозное суеверие и невежество. И это в конце 17 века.

      «Другой раз заезжий голландский фельдшер Квиринус чуть было тоже не угодил на костёр. Однажды он играл у себя в комнате на лютне при открытом окне, и ветер шевелил при этом висевшие на стене кости скелета. Разнеслась молва, что Квиринус колдун и своей игрой на лютне заставляет плясать мертвецов. Когда молва эта дошла до патриарха, последний хотел сжечь Квиринуса, и только благодаря усиленным ходатайствам друзей его выслали из России, а скелет торжественно сожгли в Москве».

      Из книги «Инквизиция в России» А.Дмитрева, с. 123.

  2. 1. Я всегда считал, что зимнее солнцестояние — 22 декабря. Так же, как и летнее — 22 июня. Что-то изменилось (по аналогии с «укорочением» количества планет СС с 9 до 8)?

    2. Какое издание хотите переиздать? Вот тут https://vas-s-al.livejournal.com/584328.html товарищ(?) сделал некоторый анализ изданий. Получается, что первое — самое полное.

    1. Судя по всему, ошибка. Никогда и по никакому календарю, насколько мне известно, солнцестояние не приходилось на 25 число. Даже с поправкой на високосный год.

    2. 1. За счёт разницы между календарным и тропическим годом произошёл сдвиг, который потом устранил, вроде, римский папа Григорий какой-то там по счету (григорианский календарь), но не учёл время между рождением Христа и вселенским собором, на котором были установлены христианские праздники, состоявшемся в 4 веке н.э. Вот и выходит, что солнцестояние сейчас 22 декабря, а должно быть 25 декабря (с учетом ошибки папы), то есть католическое рождество должно отмечаться сегодня по идее 22 декабря.

    3. По п.1 это все тонкости астрономии. Так же как если не учитывать високосные года за сотни лет набегает приличное несоответствие в датах, так и тут при переводе юлианского на григорианский календари папа немного напутал.

      Если бы бог существовал на самом деле, это грозило бы серьезными последствиями. Представьте, что Вы регулярно приходите поздралять маму с днем рождения на день позже. Конфуз и кары господни.
      Но слава богу бога нет.

  3. Из всех религий я всегда с огромной симпатией относился только к Будизму,считал что именно там содержется настоящая духовность, медитации,йога,Шаолинь, Тибет, Рерих,Блаватская..короче чтото очень таинственное, заманчивое…
    И сегодня все это у меня рухнуло с треском,до сих пор не верю что вся эта картинка о седобородых мудрецах Ламах в позе Лотоса,ведущих глубокомысленные речи и поучения о потустороннем мире в горных облаках с чистыми родниками, о тайных знаниях оказалась таким жутким фэйком:

    Тибетское буддийское варварство или о тибетском монашеском «рае»
    http://www.k-istine.ru/buddism/buddism_tibet.htm

    1. К ученику.
      Да, тоже относился с симпатией к буддизму, но то что там написано… И это середина 20 века. Как-то читал, что до прихода буддизма там была религия Бон. Мол, жёсткие дикари были эти бонисты, а потом сразу благотворение воздусей. Может у них там просто одна религия наложилась на другую? Трудно тогда себе представить жесткость бонистов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code