Школа или репетиторство?

2908070Сейчас от многих школьных учителей, в связи с реальной угрозой нового введения дистанционного обучения (ДО) в школах и высокой вероятностью того, что ДО станет в самом ближайшем будущем основной формой обучения школьников, нередко можно услышать такой аргумент в защиту своего нежелания бороться против дистанционки — «а мне все равно, я сильный и опытный учитель, я буду востребован всегда, даже если уничтожат очное обучение и закроют государственные школы, я без работы не останусь — пойду репетиторствовать, если что, и на кусок хлеба с маслом себе заработаю». Тут же приводятся примеры, «доказывающие», что репетиторы гребут деньги лопатой. Мол, в Спб знакомые за 1 час занятий по английскому языку с репетитором в группе из 5 человек платят 1500 руб. Со всей группы это 7500 руб. в час. А у репетитора таких групп в день может быть не одна. Но даже если всего одна, то все равно в месяц выходит в несколько раз больше, чем получает сейчас школьный учитель в том же Санкт-Петербурге— несколько сотен тысяч рублей!

В общем, слыша в СМИ, от знакомых или в соцсетях такие истории и такие цифры, глаза у некоторых школьных учителей разгораются, многие из них начинает мечтать о «самозанятости»,  о репетиторской работе, которая «не столь сильно утруждает учителя, как работа в школе, но при этом приносит очень неплохие деньги». Дистанционное обучение, закрытие в связи с этим государственных школ и, как следствие, перспектива остаться без работы, таких учителей уже не пугают, они, можно сказать, даже невольно желают этого, чтобы поскорее встать на путь «предпринимательства».

Такими и подобными им настроениями замечательно пользуется российская власть, мечтающая прикончить в стране бесплатное государственное образование — «отвратительное» наследие «проклятого советского прошлого», очень обременительное для капиталистического государства. Почти 30 лет она стремится сделать все образование в стране платным, идет к этой цели маленькими шажками, понимая, что резкие движения народ не поймет, и тогда ей мало не покажется. Теперь у нее в руках редкий шанс добиться, наконец, желаемого. Это — «коронавирусная пандемия», прикрыть которой можно все что угодно, любые преступления против народа. Главное, чтобы трудящиеся не поняли, что на самом деле происходит, и каковы истинные цели тех, кто эту коронавирусную аферу организовал. Нельзя позволить трудовому народу объединиться в едином протесте против действий коронавирусных аферистов, против карантина или того же дистанционного обучения. Ведь тогда придется притормозить такое блестящее начинание, позволяющее передать «сэкономленные» на народном образовании гигантские государственные средства капиталистическим монополиям, а то и совсем отказаться от него.

Значит,  нужно расколоть народ на тех, кто «за» дистанционку  и кто «против» нее. Значит нужно не дать учителям, родителям и ученикам объединиться. Значит можно и нужно распускать байки о репетиторском «предпринимательстве» для учителей, которые могут остаться без работы, что оно, дескать, только улучшит их социальное положение, сделает их материально более обеспеченными и гораздо более свободными.

Только реальность, как всегда, очень далека от тех сказок, которые рассказывает буржуазная пропаганда, или под ее воздействием рисует воображение задавленного и измученного капитализмом человека.

Все будет как раз наоборот. Материальное положение, если и улучшится, то максимум у десятой части безработных учителей, ставших на путь репетиторства. 9/10 не смогут заработать даже себе на хлеб. Социальное положение при этом станет значительно ниже у всех, кто рискнет пойти  «репетиторствовать», так это «предпринимательство» на деле есть все тот же найм, это временная занятость (вне зависимости от того, как она будет оформлена юридически, хоть бы и «индивидуальный предприниматель»), которая по социальному статусу всегда проигрывает занятости постоянной.

Мечтающим о репетиторстве стоит помнить, что репетитор — это разновидность прислуги. Так же как горничная, домработница, садовник, нянечка, повар и т.д. Отношение к репетиторам — соответствующее. И учеников, и их родителей. Готовьтесь к тому, что с вами частенько будут общаться как с прислугой, свысока, в том числе ваши ученики —дети и подростки. Причем чем богаче семья, тем это вероятнее.

Репетитор — это нестабильный и ненадежный источник дохода. Ученик в любой момент может расхотеть заниматься, у него или его родителей могут измениться обстоятельства, закончиться деньги, и т.д. Вы можете заключить договор (при условии, что ученик не против), чтобы вам оплачивали хотя бы те занятия, которые были пропущены без уважительной причины. Однако уважительную причину придумать не так уж и сложно, и толку от вашего договора будет ноль.

Если в школе вам оплачивают трудовые часы вне зависимости от того, пришел ученик на урок или нет, то репетитору об этом можно забыть. Вероятность того, что ученик оплатит занятия за месяц-два вперёд, ничтожно мала. Чаще всего, у людей просто нет лишних денег. Исходя из этого, репетиторство не может быть основным источником дохода. Это неплохая подработка, если на нее есть силы, но не более того.

Репетитор — это сезонная занятость. В репетиторской профессии обязательно есть мёртвый сезон — это пора летних каникул и отпусков. Если в школе этот период учителю оплачивается, то будучи репетитором, летом вы сможете существовать только на сэкономленные в течение года деньги (если таковые имеются) или за счёт супруги/супруга, родителей, друзей, кредита в банке и т.д.

Репетитору никто не оплачивает больничный лист, отпуск, сверхурочные. Все эти расходы он берёт на себя. Пенсия — также забота самого репетитора. Он сам себе делает пенсионные отчисления, если есть из чего. При этом, репетитор всё равно платит налоги (см. налог для самозанятых или ИП).

Профессия репетитор, если он ведет занятия онлайн, вредна для здоровья. Вообразите, человек сидит перед экраном компьютера иногда по несколько часов без перерыва в условиях усиленной умственной деятельности, нередко приправляемой негативными эмоциональными переживаниями (ученик не слушает, ведет себя по-хамски и т.д.) Далеко не всегда есть возможность расставить учеников так, чтобы между ними были перерывы. В школе вы можете встать, походить по классу. Многие учителя так и делают. При занятиях онлайн, головные боли, искривление позвоночника, заболевания внутренних органов, проблемы с венами как следствие малоподвижности и застаивания крови — все это не заставить себя ждать, особенно у людей среднего и старшего возраста.

Режим дня также очень важен для физического, а отсюда и психического здоровья человека, у него формируются условные рефлексы — перед обеденным перерывом желудок начинает выделять сок, что обеспечивает хорошее переваривание пищи. Перед работой, когда она начинается в одно и то же время, мозг готовится к выполнению тех или иных задач, человек обдумывает лучшие решения, рассуждает про себя и пр. Перед сном, когда человек засыпает в одни и те же часы, заранее замедляется дыхание и сердцебиение, снижается возбудимость, человек становится заторможенным и сонным.

А у репетитора никакого распорядка дня нет — он всегда подстраивается под учеников. У него может быть урок в 7 утра и в 11 вечера. У него может быть по несколько уроков подряд. И всё это без конца меняется, ученики приходят и уходят, переносят занятия, пропускают занятия и т.п. Часто репетитор заперт в четырех стенах весь день и у него даже нет времени на прогулку на свежем воздухе.

Репетитор — это одиночество. Работая в педагогическом коллективе, вы всегда можете поговорить о насущных проблемах с людьми, которым эти проблемы очень близки. Вы общаетесь, делитесь опытом, просите совета и получаете его, придумываете вместе сценарии мероприятий, совместно решаете какие-то проблемы. У репетитора всегда дефицит профессионального и чисто человеческого общения. Школьная жизнь, к тому же, при всей её кажущейся однообразности, значительно разнообразнее, насыщеннее и полнее репетиторской деятельности.

Репетитор не имеет никакой поддержки в случае конфликта. Если в школе ученик хамит учителю, издевается над ним, отказывается участвовать в учебном процессе — у учителя есть поддержка в виде коллектива педагогов, администрации школы, других учеников, видящих несправедливость происходящего, и даже многих родителей. Репетитор же остается один на один с трудным учеником и никак повлиять на него не в состоянии — он не может применить воспитательную функцию коллектива или дать такому ученику какую-нибудь общественную нагрузку, чтобы его несколько дисциплинировать.

Хорошо, когда учеников много и можно от трудных учеников запросто отказываться. Однако если репетиторство ваш единственный источник дохода, то скорее всего вы будете хвататься за любого ученика и терпеть от них многое, потому что иначе вы останетесь без денег.

Репетиторские сайты поднимают и будут продолжать поднимать цены за свои услуги. Один из более или менее верных способов найти ученика онлайн – интернет-платформы для репетиторов, где можно выкладывать свою анкету с регалиями и отзывами. За каждого найденного ученика сайт берёт единовременную оплату, которая в связи с текущим мировым кризисом начала расти как на дрожжах. Нетрудно догадаться, что этот оброк будет увеличиваться, особенно в случае колоссального наплыва новых репетиторов. Вчера вы платили за каждого найденного через этот сайт ученика единовременную выплату в размере стоимости одного занятия, сегодня — в размере двух, завтра — в размере десяти и т.д. Решение о повышении стоимости принимается сайтом в одностороннем порядке, поскольку это не работодатель, с которым у вас есть трудовой договор, а просто рекламный посредник. Но вы полностью зависите от него или ему подобных досок объявлений. Те же Авито совсем недавно подняли цены на услуги размещения объявлений в полтора-два раза, да еще и постоянно навязывают дополнительные услуги продвижения вашего объявления, от которых часто непросто, да и невыгодно отказываться.

И самое главное — не факт, что вы вообще сможете хоть как-то прожить репетиторством, если на этот рынок выплеснутся все учителя всех государственных школ (т.е. если власть буржуазии все-таки убьет бесплатное государственное образование в стране).

Громадное предложение, безусловно, уронит цены на рынке (будут действовать законы рынка, увы!), то есть стоимость 1 часа репетиторских услуг резко упадет, и чтобы прокормиться, вам придется обслуживать значительно больше учеников, чем вы рассчитывали. А учеников этих будет немного, так как отнюдь не все, а только очень малая часть школьников (точнее, их родителей) будет в состоянии платить за уроки. Ведь уже сейчас значительной части родителей приходится брать кредиты в банках, чтобы собрать ребенка в школу! Обычным трудящимся услуги репетиторов будут просто не по карману. Их дети останутся без образования вообще. А 9/10 учителей, как я выше и писала, — без работы.

Так что же, спросите, делать? Получается, только одно, всеми силами и всеми средствами бороться за сохранение в нашей стране бесплатного всеобщего среднего образования. Бороться не только учителям, но и родителям, и ученикам, которые заинтересованы в этом не меньше учителей. Образование касается всего общества, всего народа.

Народ, мы с вами, уже оплатили это образование, ведь мы все платим налоги этому государству, никто с нас обязанность платить налоги не снимал!

Нужно объединить усилия всех здравомыслящих людей в стране и единым фронтом выступить против дистанционного обучения – этой начальной стадии процесса ликвидации бесплатного государственного образования. Сумеем добиться отмены дистанционки и возврата учеников в школы с нормальным традиционным очным учебным процессом, сохраним и наши школы, и наших учителей, и возможность для наших детей, для каждого ребенка в стране, получить среднее образование. Не сохраним – значит, сами своими руками и своим бездействием уничтожим свое будущее.

А. Березина, репетитор с многолетним стажем

Школа или репетиторство?: 10 комментариев Вниз

  1. Да уж, тяжела и неказиста жизнь репетиторов в будущем. Я почему-то не рассматривал тот момент, что увеличится количество учителей не рынке, а это падение стоимости рабочей силы. И опять же, сквозить через все это желание правящего класса людей максимально атомизировать, разделить, если даже не столкнуть друг с другом.

  2. Добиться отмены дистанционки и возврата нормальных условий обучения — только первая часть задачи.
    Вторая — заставить власть убрать из школьной программы псевдо- образовательный мусор, весь ненужный хлам, оставить в школе только необходимые дисциплины, чтобы у наших детей было время и на подготовку д/з и на отдых и на любимое хобби. Ученики не должны быть собственностью государства, находясь в школе, практически, весь световой день.
    Третий этап — добиться нормальных условий обучения для обычных детей, отменив привилегированное положение для умственно отсталых, лодырей, тупиц, детей с девиантным поведением. Школа не должна заниматься их социализацией, она должна давать знания.
    Сворачивание доступного и качественного образования, однозначно свидетельствует, что правящему классу не нужно развитие, не смотря ни на какие технологии, что строй продолжает деградировать, откатываясь всё дальше и дальше в архаичное прошлое. Неудивительно, что уже требуют от школ проведение совместных мероприятий с церковью.

    1. На первое сентября отправил ребенка в школу. Речь директора была особенно интересной. Патриотизм. Да, для первоклашек прежде всего — патриотизм. Но, зацените финт ушами: все была подано после этого под соусом 75-летия Победы.

      Насчёт детей отстающих и девиантных, у меня в школе СССР в начале 80-х, она мв течение, определяли как раз в класс именно таких детей и вместо социализации получали ухудшение учебы.

      1. «На первое сентября отправил ребенка в школу. Речь директора была особенно интересной. Патриотизм.» Не имею ничего против. Пускай дочь плешивой крысы, учившаяся в немецкой школе, выходившая замуж в Греции и проживающая в Лондон, учится «патриотизму». Я только за.

        1. За вы или против, это никого не волнует. Пока вы не разобрались, что такое патриотизм, пока не усвоили до печёнок классовую сущность этого понятия, лучше воздержитесь от утвердительных комментариев. Это вам не мелкобуржуазный ресурс, где можно нести любую ахинею под видом своего мнения. Здесь мнение, не подкреплённое знанием, не котируется. С правилами комментирования можно ознакомиться здесь https://work-way.com/blog/2015/01/23/o-kommentariyax-na-sajte-rabochij-put/
          Разбирайтесь с понятием патриотизма — вопрос действительно серьёзный — поисковик по сайту к вашим услугам.

    2. «привилегированное положение для умственно отсталых, детей с девиантным поведением» «Ищи, кому выгодно.» Банальная попытка Путина и ко «сэкономить». «Зато» «можно» не тратиться на спецшколы, интернаты и дефектологов и для вида отчитаться, что, типа, очереди в детсады «ликвидировали».

      1. Вопрос отношения буржуазных школ с детьми с задержками развития крайне непростой. Здесь спецшколами, интернатами и дефектологами дело не заканчивается — там задача перед специалистами поставлена не правильно. Со временем РП подготовит материал по теме, и можно будет обсуждать проблему на более серьёзном уровне её понимания.

  3. «Добиться отмены дистанционки и возврата нормальных условий обучения — только первая часть задачи.
    Вторая — заставить власть убрать из школьной программы псевдо- образовательный мусор, весь ненужный хлам» Например, какой ?

    1. Вы что, из яйца вылупились вчера? На тему хлама в образовательных программах РФ у РП есть материал. Поисковик по сайту работает надёжно — не целяйтесь к комментаторам, а учитесь пользоваться самостоятельным поиском ответов на свои вопросы, если вас действительно интересуют эти ответы.

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code