Откуда взялись революционные рабочие

Лидеры «Серерного союза Русских рабочих»

Сегодня у товарищей есть два мнения о причинах роста революционного движения в России в конце XIX — начале XX вв., и в этой связи — два мнения насчёт нынешней тактики сознательных рабочих. Первое мнение: к середине 80‑х гг. XIX в. на базе развития капитализма сложилось исключительно тяжёлое положение народных масс, которое вызвало стихийный подъём революционного движения. На базе этого русская социал-демократия, которая уже существовала и действовала как интеллигентская, в целом, организация революционеров, смогла соединить стихийное рабочее движение с марксизмом, внесла в него сознательность. Второе мнение: исключительно тяжёлое положение народа вызвало взрыв стихийной борьбы против царизма и буржуазии, а социал-демократия, дождавшись этого роста, смогла на этой базе развиться, внести в борьбу рабочих и крестьян элементы марксизма и возглавить её.

Одни считают, что глупо выжидать катастрофического ухудшения жизни трудящихся, чтобы на этой почве начать работу в массах. Марксистскую агитацию и пропаганду нужно вести на той почве, которая есть, здесь и сейчас, среди тех масс, которые имеются, как бы они ни были развращены и искалечены буржуазией. Вторые считают, что сперва необходим подъём стихийного рабочего движения как обязательная база, условие для успеха марксистской пропаганды и организации масс.

В этой связи будет полезно посмотреть, как начиналось и почему развивалось революционное движение в России в важнейший, но мало известный нынешним рабочим, период с 1861 г. по 1890 г.

Положение трудящихся

Освобождение крестьян в 1861 г. обеспечило русскую промышленность рабочей силой. Малоземелье не могло пропитать и обеспечить жизнь всего сельского населения. Помещики ограбили крестьян, отрезав у них при «освобождении» лучшие земли. Крестьян заставили платить помещикам выкуп за своё «освобождение» — около 2 млрд. руб. Крестьяне были вынуждены арендовать землю у помещиков, даром обрабатывать своими орудиями и скотом помещичьи земли, отдавать за аренду помещику половину урожая. Аренда, штрафы, выкупные платежи, невозможность улучшать своё хозяйство вызывали разорение и обнищание крестьянских масс, вынуждали уходить из деревень в поисках заработка. Так фабриканты и заводчики получали дешёвую рабочую силу. Тем самым было снято одно из препятствий развития русской промышленности — недостаток свободных рабочих рук. Фабрично-заводская промышленность стала быстро развиваться.

Выросло число фабричных рабочих. В 1863 г. их было 357 835, а в 1887 г. — 656 932 (рост на 85%). Изменился и характер труда. Освободившись от помещика, крестьянин мог сам располагать собой. Поступая на завод, он знал, что останется на нём для работы до тех пор, пока захочет сам, а не до тех пор, пока позволит помещик, как это было раньше. Множество крестьян навсегда переселялось в города, бросало земледелие и рвало связи с деревней. Так в России постепенно образовался пролетариат, как особый класс общества, живущий исключительно продажей своей рабочей силы не имеющий никакого имущественного обеспечения (собственности).

Принудительный труд крепостного мастерового был заменён «свободным» трудом наёмного рабочего. Свободным в том смысле, что не стало прикрепления рабочего к определённому предприятию. Но свободный по закону, рабочий не был действительно свободным, а попадал в полную зависимость от капиталиста и подвергался самой бесчеловечной эксплуатации с его стороны, гнёту и унижениям со стороны царского правительства. Произволу капиталистов не было никаких границ, и они использовали до конца ту власть над пролетариями, которую им давал капитал и необходимость для рабочих мириться с самыми тяжёлыми условиями труда, лишь бы не потерять места и последнего куска хлеба.

Условия жизни рабочего почти не отличались от условий, в которых он жил и работал, будучи крестьянином, до реформы 1861 г. Рабочий должен был проводить на работе длиннейший день, получать за свою каторжную работу гроши, которые позволяли вести лишь нищенскую жизнь. Кроме того, жизнь рабочего была полна издевательства, унижений и оскорблений как на предприятии, так и вне его, как во время работы, так и после неё, в быту, на улице, дома, везде. Над рабочими 60–90 гг. XIX в. и далее во весь дореволюционный период тяготели гнёт и произвол со стороны капиталистов, помноженные на гнёт и произвол самодержавно-помещичьей власти.

Работа на большинстве предприятий длилась не менее 12-14 часов в день. Обычным делом была работа по ночам, на многих заводах и фабриках она не прерывалась по праздникам и воскресеньям. Рабочее время было одинаковым для мужчин, женщин и детей. Так, в Петербурге на некоторых фабриках дети от 8 до 10 лет работали по 14 часов в сутки. Царские законы не ограничивали труд детей. В 1845 г. был издан закон, запретивший назначать на ночные работы детей моложе 12 лет. Но фабриканты его не выполняли и никакого наказания за это не несли.

Фабричная «школа» — кузница будущих революционеров

Важным обстоятельством быстрого превращения многих рабочих в революционеров было то, что они подвергались зверской эксплуатации и издевательствам с малолетнего возраста. С 8-10 лет, иногда и раньше, поступали они на фабрику. Нередко пролетарский ребёнок попадал в т. н. школу при фабрике на воспитание и обучение. Обычным примером такой школы была школа, организованная хозяевами Кренгольмской фабрики в Нарве. Эта «школа» ничем не отличалась от тюрьмы, пожалуй, даже усугубляла тяжёлый режим царских тюрем непосильным, каторжным трудом. Если на царской каторге обязательный труд продолжался 11 часов, то детей на Кренгольмской мануфактуре поднимали на работу в 4 часа утра, и они работали до 8 часов вечера, до полного истощения сил. А в 21.00 дети должны были идти в школу, где их мучили до 23.00.

Обучение письму, чтению и арифметике шло чрезвычайно плохо. Учитель считал кулак и розгу лучшими средствами воспитания детей. Капиталистам нужны были покорные и забитые рабы, умеющие кое-как обращаться с машинами на фабрике. Даже по воскресеньям, как и по вечерам после работы, дети не могли выйти куда-либо из казарм без пропуска, который должны были получать у учителя. Детей отпускали на час-два; тех, кто опаздывал назад, сажали в карцер или били розгами. В карцере ребёнок получал сухарь и воду, а розог давали от 25 до 100. Могли забить ребёнка до полусмерти.

Само собой, «учёба» в таких условиях давала печальные результаты. В «школах» подобного рода встречались ученики, которые учились по 6-8 лет и вычитание делали так: 2 – 2 = 2. Буржуазия и русский царизм делали с пролетарскими детьми примерно то, о чём писал Энгельс в «Положении рабочего класса в Англии» (написана в 1843–1844 гг.): «Эти дети, которых в течение 4-5 лет пичкают религиозными догмами, в конце концов, знают столько же, сколько знали до поступления в школу». Ребёнок, пробывший в течение 7 лет в нескольких воскресных школах, умел читать в тонких книжках лишь лёгкие односложные слова. После чтения ученики часто не могли сказать, о чём они читали.

Так отупляющее действовала на сознание детей безысходная нужда, зверская эксплуатация детского труда английской буржуазией. В царской России методы капиталистической эксплуатации детей были ещё хуже. Детей на производстве били за малейшую провинность, за пустяк, иногда ни за что, просто ребёнок подвернулся под руку. Детей били директор и его помощник, управляющий, учитель, десятник, охранник. Темнота и несознательность были тогда так велики в среде рабочих, что даже мастера-ткачи и подмастерья били детей смертным боем. И не только били, но и забивали насмерть.

На производстве и в школе детей ставили на колени на осколки кирпичей или на соль, таскали за волосы, били ремнём. Кормили детей скудно: жидкий суп, крохотный кусок мяса, кашу давали раз в неделю, в субботу вечером. Часто хозяйские продукты были плохие. Особенно туго было летом. Капуста гнила, мясо протухало, хлеб плесневел. Однажды детям Кренгольмской мануфактуры сварили горох с червями. Дети пошли к управляющему фабрикой и просили дать на ужин селёдок. На это был получен отказ. После этого дети отправились с протестом к исправнику. Но тут вышло ещё хуже: детей беспощадно избили ремнём.

С одеждой было не лучше. Белья давали 2 пары на полгода, меняли его по субботам. Но, несмотря на это, бельё быстро изнашивалось и было всегда грязным, так как верхней одежды для работы не выдавалось, и нужно было работать в одном белье. Дети и подростки-ученики ходили вечно грязные и оборванные. Летом они ещё перебивались кое-как, но зимой было невыносимо холодно, так как одежда была рваная, а полушубок короткий. Между тем, казармы отстояли от фабрики почти на 2 км — дети мёрзли и болели.

Разумеется, зарплата как ученикам, так и взрослым рабочим, была ничтожна. Кроме того, она уменьшалась всякими штрафами. Это было повсеместным явлением жизни.

В таких ужасных условиях росли и «воспитывались» дети русских рабочих в 60–90 гг. XIX в. и позже. Большая половина не выживала и гибла ещё в детском возрасте или в молодости. Те же, кто смог вынести эту нечеловеческую жизнь, уже в молодые годы выглядели стариками. Российским капиталистам было совершенно безразлично, умирают ли их рабочие с голода или нет, лишь бы они зарабатывали для своих хозяев много денег. Не удивительно, что после такой «школы» многие рабочие шли в яростный бой с царём и капиталистами.

Положение рабочих

Отношение хозяев к рабочим было полным произволом. Фабриканты, вопреки закону, воспрещавшему понижать зарплату до истечения срока найма, уменьшали её в любое время по своему усмотрению. Рабочих штрафовали по любому поводу, и эти штрафы составляли изрядный дополнительный доход капиталиста. Штрафовали за «сборище нескольких человек в одну кучу», за песни, за лишнюю минуту в туалете и т. п. Штрафы уменьшали зарплату рабочих на 40% и более. Той же цели служила обязанность рабочих покупать все продукты в хозяйской лавке, где цены были выше рыночных, а качество хуже. Фабриканты обсчитывали рабочих и получали от этого не меньший доход, чем прибыль от фабрики.

Сроки найма капиталистами не соблюдались, и они увольняли рабочих, которыми были недовольны, не дожидаясь окончания срока. Выдача зарплаты рабочим была полным произволом хозяина. Иногда её выдавали 2-3 раза в год, а иногда деньги вообще не выдавались до истечения года. На этом капиталисты увеличивали свой капитал и наживали огромные проценты к прибыли. Вообще, рабочим приходилось выпрашивать у фабриканта свой заработок, как особую милость.

Заработная плата была непомерно низка. В 70–80 гг. XIX в. большая часть рабочих получала 7-8 рублей в месяц. Самые высокооплачиваемые рабочие-металлисты получали не больше 35 рублей. Не было никакой охраны труда, что вело к массовым увечьям и гибели рабочих. Не было страхования, медпомощь оказывалась только за плату. Крайне тяжёлыми были жилищные условия. В каморках и казармах рабочие жили по 10-12 чел. в каждом «углу».

Освобождение крестьян от крепостной зависимости заменило принудительный труд на фабриках и заводах трудом лично свободных рабочих, которые поступали туда якобы по равноправному договору с предпринимателем. Но фактически на положении рабочих это почти не отразилось. Капиталист оставался неограниченным повелителем рабочих, он устанавливал условия труда, а рабочий был по-прежнему обязан целиком повиноваться его распоряжениям. На деле рабочий, представленный своим силам, не имеющий средств произвести что-либо для продажи на рынке, не имеющий ниоткуда поддержки, всегда был стороной слабейшей, вынужденной голодом и холодом принимать все условия, предлагаемые ему капиталистом, как бы тяжелы они ни были. Так постепенно образовался современный промышленный пролетариат, порвавший все связи с деревней, отличавшийся от рабочих фабрик крепостного периода и рабочих мелкой кустарной промышленности как своей сплочённостью на больших капиталистических предприятиях, так и своими боевыми революционными качествами.

«Фабрики не устраивать»

Условия жизни крепостных рабочих были чрезвычайно тяжелы. Но правительству и капиталистам так и не удалось подавить в них личность и заставить безропотно мириться с этими условиями. С появлением в России фабрик и заводов началась и классовая борьба рабочих против предпринимателей. Эта борьба отличалась чрезвычайным упорством и на отдельных предприятиях длилась десятки лет. Часто лишь войскам, присылаемым правительством на помощь капиталистам, удавалось подавить волнение и заставить рабочих приняться за работу. Но это не прекращало борьбы, а лишь на время приостанавливало её. Через время на «усмирённой» фабрике вспыхивали волнения. Обычно они начинались с того, что рабочие требовали сокращения рабочего времени, увеличения зарплаты, улучшения условий труда. Хозяин отказывал, и тогда рабочие посылали ходоков к властям (губернаторам, министрам, царю), чтобы просить у них защиты против эксплуатации хозяев. Обычно из таких ходатайств ничего не выходило: власти открыто вставали на сторону предпринимателей. Отчаявшись получить помощь от правительства, рабочие бросали работу, нередко при этом избивая администрацию и уничтожая фабричное имущество. Перепуганные хозяева спешили за помощью к властям, на фабрику присылались солдаты-каратели. Они жестоко расправлялись с рабочими, били, арестовывали, зачинщиков ссылали в Сибирь. Однако все эти меры не давали результатов: фабрики и заводы оставались постоянными очагами недовольства и брожения, и правительство стало смотреть на рабочих как на людей, опасных для общественных порядков. В 1848 г. во время революционного движения в Европе, царское правительство с опасением смотрело на скопление в больших городах массы рабочих. Московский генерал-губернатор подал царю записку, в которой предлагал «не допускать скопления бездомных и безнравственных людей, которые легко пристают к каждому движению, разрушающему общественное или частное спокойствие». Он предлагал запретить заведение в Москве новых фабрик. Но это предложение вызвало недовольство среди московских фабрикантов и было отвергнуто.

Стачки

С отменой крепостного права борьба рабочих с предпринимателями вспыхнула с новой силой. Тяжёлые условия труда и быта необходимо вызывали волнения среди рабочих, побуждали их протестовать против произвола и издевательств, стремиться к облегчению своего положения. Уже в 1865 г. начались волнения в Орехове-Зуеве. В 1870 г. возникли стачки в Петербурге среди портных и на Невской бумагопрядильне, где рабочие требовали повысить зарплату, остановили работу и подали жалобу полицмейстеру. Об этой стачке стало широко известно, заговорили о «рабочем вопросе». Жалоба полицмейстеру закончилась расправой с рабочими, а МВД выпустило приказ полиции немедленно арестовывать «зачинщиков стачек» и высылать в дальние губернии.

Однако стачки, волнения и забастовки продолжались. В 70-е гг. большинство стачек носит оборонительный характер. Они возникают как протест против выходок администрации и её попыток усилить эксплуатацию рабочих — увеличение рабочего дня, снижение и задержки зарплаты, особенно огромные штрафы и всякие вычеты. Иногда рабочие требуют удаления мастеров и начальников, возбудивших против себя негодование рабочих.

Эти забастовки ещё слабо организованы. Рабочие редко предъявляют администрации продуманный список требований, не имеют грамотной тактики борьбы. Между рабочими часто идут разногласия по поводу требований и приёмов стачки. Все стачки 70-х гг. носят стихийный характер. Тем не менее, классовый инстинкт подсказывал рабочим, что нужно останавливать производство, чтобы больнее ударить по предпринимателю. К тому же рабочие и не видели иных путей добиться улучшения своей участи. Вместе с тем сказывается крестьянская вера рабочих в «доброго царя». Они часто посылают ходоков к начальству жаловаться на хозяев и просить помощи. Элемент сознательности в стачках ещё очень мал. Рабочие, недавно расставшиеся с землёй, всё ещё мечтали возвратиться к ней и не могли ещё осознать себя особым общественным классом, имеющим общие интересы, независимые от того, кто на какой фабрике работает, и непримиримые с интересами класса фабрикантов и заводчиков. Однако жизнь постепенно учила их понимать свои интересы. И самые развитые и сознательные рабочие начинают задумываться о своём положении и верно оценивать его.

Первые проблески

В конце 70-х гг. среди рабочих появляются первые, стихийные проблески классового сознания. Большую роль застрельщика в этом деле сыграли рабочие Новой бумагопрядильни в Петербурге. Первая забастовка там вспыхнула в 1878 г. из-за снижения зарплаты. Рабочие подали жалобы властям, но толку от них не было, часть рабочих была арестована, остальные вернулись к работе. На следующий год забастовка возобновилась, но на этот раз стачечники обратились за помощью не к властям, а к рабочим других фабрик и заводов. К забастовке примкнули рабочие Нарвской бумагопрядильни, которые прислали своих делегатов, чтобы совместно выработать общие требования. Волнения охватили и другие фабрики. На некоторых фабриках хозяева поспешили пойти на уступки своим рабочим, чтобы предупредить стачку. Власти решили подавить забастовку силой, и это удалось лишь после того, как ряд наиболее передовых рабочих был арестован (сказалась организационная неловкость и несознательность массы, не укрывшей своих вождей), а малолетние забастовщики были избиты розгами.

Очень важным было то, что всё время, пока длилась забастовка, те рабочие, что продолжали работу, оказывали забастовщикам денежную помощь, доказывая этим, что в них начало пробуждаться сознание общих интересов рабочего класса.

Власть боится стачек

На стороне капиталистов был весь аппарат царского правительства. За рабочими устанавливался полицейский надзор, чтобы выявить «зачинщиков» и «подстрекателей» к забастовке. Рабочих арестовывали, ссылали, били. Все просьбы и жалобы на предпринимателей оставались без пользы. Так было при всех стачках. Полиция, узнав о стачке, тут же приходила на помощь фабрикантам, так как правительство видело в экономических стачках рабочих политическую опасность для «общественного спокойствия и государственного порядка». Кроме полиции стачки подавлялись регулярными войсками. Между забастовщиками и войсками начали вспыхивать столкновения. В 1872 г. во время забастовки на уже известной нам Кренгольмской мануфактуре рабочие пытались отбить своих делегатов, избранных для переговоров с губернатором и арестованных им. Рабочих оцепили войска, тогда рабочие стали кидать в них камни. Произошло столкновение, после чего несколько рабочих было арестовано.

В 1874 г. был издан закон, по которому «виновные в принадлежности к сообществу, имеющему целью возбуждение вражды между хозяевами и рабочими», а равно в подстрекательстве к стачкам, карались вплоть до лишения всех прав и ссылки в Сибирь. В 1878 г. полиция получила свободный доступ на все предприятия для обысков и арестов рабочих. В 1880 г. предпринимателям было дано право заводить на своих предприятиях полицейские и охранные должности. Капиталисты были обязаны — под страхом штрафа — наблюдать за «недопущением в среду рабочих распространителей вредных политических учений», а в случае их появления — задерживать и доносить полиции.

Трудный рост движения

Репрессии правительства не могли задержать развития рабочего движения. С 1884 по 1886 гг. есть сведения о 48-ми стачках с 80 000 участников. Но множество стачек в те годы остались безвестными. Рост стачек был вызван тем, что в 80-е гг. русская промышленность переживала застой. Рынок переполнился товарами, капиталисты сокращали размеры производства и распускали рабочих. Количество работающих сократилось в среднем в 3 раза. Особо пострадали мелкие и средние фабрики, часть которых закрылась вообще. На работающих предприятиях капиталисты немедленно взяли назад все уступки рабочим, заработки были урезаны, штрафы и придирки увеличены.

В Варшаве в 1882 г. было около 20 000 безработных. Общее положение рабочих в Западном крае и других областях центра России из-за падения зарплаты и роста цен на хлеб, вызванного неурожаями, стало настолько тяжело, что многие из них, совершенно отвыкшие от земли, были вынуждены вернуться в голодную деревню и взяться за соху или мелкий промысел. При ухудшении положения рабочих стачки оставались частым явлением, несмотря на невыгодные экономические условия: найти работу в другом месте было невозможно, все фабрики тяготились наличным числом работников. Забастовки той поры вызывались притеснениями администрации и имели оборонительный характер. Рабочие бастовали против снижения зарплаты или против роста штрафов, которыми хозяева желали покрыть убытки из-за промышленного застоя. Иногда бастующие добивались, чтобы зарплата не уменьшалась, штрафы не росли, ненавистные мастера удалялись с фабрики.

Организация — лекарство против страха

Стачки начала 80-х гг. отличались многочисленностью и острыми формами — избиением администрации, разгромом фабричных помещений, драками с полицией и войсками. Впереди шла Варшава. В 1882 г. во время стачки на Жирардовской мануфактуре царские войска открыли по стачечникам огонь. Трое рабочих были убиты, 15 ранены. Но рабочие не испугались и не прекратили стачки, воспользовавшись всеобщим возмущением от кровавой расправы. Стачка упорно продолжалась, а администрация, напуганная возраставшим волнением среди рабочих, была вынуждена согласиться на все требования стачечников. Ряд стачек ткачей и прядильщиков в центральных губерниях сопровождался разгромом фабричного имущества, избиением директоров, вызовом войск и массовыми арестами рабочих. В это же время, наряду с такими формами резкого классового возмущения в рабочем движении появляются признаки большей сознательности и организованности в стачечной борьбе, чем в 70-е гг. Растёт организационная ловкость и тактическая грамотность стачечников, на этом фоне развивается солидарность в рядах пролетариата и сознание общности классовых интересов. Из низов рабочей массы постепенно выдвигается ряд рабочих вожаков-руководителей, наиболее развитых, смелых и толковых.

В 1882 г. в Белостоке происходит стачка евреев-ткачей. Она идёт при организованной поддержке не бастовавших рабочих разных национальностей, которые обложили себя сбором в пользу бастующих и отказались наотрез занять их места. В том же году жандармы арестовали за забастовку 11 рабочих Александровских железнодорожных мастерских. Остальные 200 стачечников немедленно явились в суд и потребовали, чтобы их судили вместе с арестованными товарищами.

В 1885 г. в Иваново-Вознесенске по взаимному соглашению одновременно забастовали рабочие пяти крупных фабрик. Стачка на заводе Кузнецова в Тверской губернии была подготовлена тайным комитетом рабочих на секретных собраниях. Когда полиция арестовала её «зачинщиков», они были освобождены — отбиты — толпой бастующих рабочих. Особое место заняла морозовская стачка на Никольской мануфактуре в Орехово-Зуеве в 1885 г. Она вынудила правительство принять некоторые шаги к улучшению положения рабочих. Но не это главное. Стачке предшествовала упорная агитационная деятельность рабочих Моисеенко, Волкова и др. Эти рабочие образовали «тайное ядро», своего рода нелегальную ячейку. План забастовки был выработан на предварительных собраниях наиболее авторитетных рабочих. Поводом к ней служили огромные штрафы, налагаемые на рабочих. Они достигли 300 000 рублей в год и составляли до 40% зарплаты. Общее число забастовщиков достигло 8 000. Моисеенко, Волков всё время удерживали рабочих от бессмысленных погромов фабрики и избиений, стараясь придать стачке организованный характер. Но это удавалось не всегда, т. к. озлобление рабочих против администрации было необычайно велико. Рабочие разгромили контору и харчевой магазин, выбили стёкла в цехах и квартирах начальства. Были вызваны войска и губернатор. Волков передал ему тетрадь с требованиями рабочих, но был тут же арестован вместе с другими выборными. Рабочие бросились отбивать арестованных, разгромили помещение и освободили большинство своих товарищей. На следующий день прибыли подкрепления войск и началась расправа с рабочими: 800 человек были высланы на родину, 33 преданы суду. Однако суд большинство из них оправдал, а Моисеенко и Волков без суда были сосланы на север. Забастовка дала пример и закалила рабочих. Тетрадь, переданная Волковым губернатору, содержавшая подробно разработанные требования рабочих, послужила материалом для изданных вскоре рабочих законов 1886 г.

Вначале правительство рассчитывало бороться против рабочих исключительно силой и репрессиями. Однако оно вскоре убедилось, что этим ничего достичь нельзя. Несмотря на все строгости, запреты и насилия, забастовки не только продолжались, но становились частыми и приобретали всё более острые формы. Рабочие задумались о своих вооружённых отрядах. Поэтому царское правительство пошло на некоторые уступки пролетариату и обязало капиталистов не применять наиболее вопиющие и опасные злоупотребления.

Но законы 1886 г. ставили хозяев в более выгодное положение, чем рабочих. Одновременно ужесточились наказания за стачки. Если принять во внимание, что капиталисты мало считались с рабочими законами, то будет ясно, что пролетариату они почти ничего не дали и дать не могли, ибо правительство эксплуататоров и рабовладельцев действовало только в интересах эксплуататоров и рабовладельцев. Рабочие поняли, что малейшее улучшение своей доли им нужно не выпрашивать, а брать с боя, не надеясь на помощь властей. В этом был «гвоздь», главный урок забастовок 70–80-х гг. Важно было, что шаг к улучшению участи рабочих был сделан царским правительством только под сильным принуждением рабочих стачек и волнений. Рабочие почувствовали свою силу, увидели необходимость организации рядов и поняли, что в борьбе против капитала они могут надеяться только на себя. В этом был второй большой урок стачек 70–80-х гг.

К политике

Конец 70-х гг. XIX в. были временем, когда русские рабочие переставали быть бессознательной, разделённой массой, интересующейся только куском хлеба. Опыт стачечной борьбы не только выдвинул самородков и рабочих-передовиков, но и заставил многих задуматься над общественными порядками в России. Видя, что все жалобы властям пользы не приносят, что царь и его слуги всегда становятся на сторону хозяев, рабочие поневоле стали задаваться вопросами: почему власти не обращают внимания на жалобы? Почему интересы кучки капиталистов им ближе и дороже, чем интересы трудящегося большинства страны? Стараясь найти ответы, наиболее развитые рабочие начинают интересоваться политикой, знакомиться с литературой, в которой они надеются найти ответы на волнующие их сомнения. Постепенно, через поиски книг, чтение, случайные встречи и беседы эти рабочие встречаются и сближаются с революционерами и социалистами. Через случайность таких встреч проявлялась необходимость соединения рабочего движения с революционной теорией.

Народники

Ещё в 60-е гг. кружки народников обратили внимание на фабричных рабочих и стали вести среди них агитацию. В первой половине 70-х гг. в это организованное «интеллигентское» революционное движение начинают вливаться отдельные передовые рабочие, под влиянием первых своих столкновений с капиталом и самодержавием. Эти рабочие были охвачены огромной жаждой получить знания и научиться правильным, наиболее действенным приёмам борьбы. Само собой, эти первые ласточки, входя в орбиту организованного революционного движения и попадая там под влияние господствующего направления, проникались народническими взглядами. Это было неизбежно. Народническая идеология была тогда ведущей, единственной в революционном движении России, она всецело охватывала и пропитывала его.

Молодёжь из «Народной воли» идёт в рабочую массу, чтобы познакомиться с её нуждами и условиями жизни. В конце 70-х гг. народники основывают кружки из рабочих, снабжают их литературой, принимают участие в стачках, помогая советами и сбором денег. С другой стороны, наиболее развитые рабочие — члены народнических кружков втягиваются в революционную работу, входят в боевые организации «Народной воли». Наряду с народниками-интеллигентами рабочие выдвинули плеяду своих блестящих представителей, неустрашимых и талантливых борцов против самодержавия: П. Алексеева, С. Халтурина, В. Обнорского, Т. Михайлова и др. Вместе с интеллигентами-народниками рабочие учатся вести революционную работу, создавать кружки, организации и типографии. В этом состояла польза рабочему движению. Рабочие ведут пропаганду, идут на каторгу и эшафот, сидят в тюрьмах. Вместе с интеллигентами-народниками эти рабочие-передовики переживают смену этапов народнического движения в 70-х – первой половине 80-х гг., вплоть до разгрома «Народной воли».

Поначалу агитация народников имела успех в среде рабочего класса. Но народники не могли двинуть рабочее движение вперёд. Их идеология была идеологией мелкого хозяйчика. Несмотря на различия этапов и направлений, народническая теория и практика сводилась к следующему: народники избрали путь борьбы с царизмом в виде убийств отдельных его представителей. Эта политика была ошибочной и вредной для революции. Она отвлекала рабочий класс, тормозила развитие его инициативы и организации, мешала ему понять его руководящую роль в революции и задерживала создание самостоятельной партии рабочего класса. Народники считали, что капитализм в России есть случайность, что он развиваться не должен, значит, не должен развиваться и рабочий класс. Они мечтали о достижении социализма без пролетариата, с помощью крестьянства и интеллигенции. Крестьянскую общину народники рассматривали, как зародыш социализма. Народники не понимали законов развития общества. Они считали, что историю делают не классы и их борьба, а отдельные «герои», за которыми слепо идёт толпа. Между тем, Россия к тому времени уже вступила на путь капитализма, и не было такой силы, которая могла бы её с этого пути свернуть. Задача революционеров заключалась не в задержке развития капитализма, а в том, чтобы опереться на мощную силу, которую он рождал — на рабочий класс, развивать его классовое сознание, организовать его, помочь создать свою рабочую партию.

Народники не видели, что, несмотря на преобладание крестьянства и малочисленность пролетариата, именно пролетариат есть главная сила революции. Несмотря на сравнительную немногочисленность, рабочие являются таким трудящимся классом, который связан с самой передовой формой хозяйства — крупным производством. Ввиду этого он имеет большое будущее. Рабочий класс рос из года в год, развивался политически, легко поддавался организации в силу условий труда на крупном производстве. Он был наиболее революционным классом в силу своего пролетарского положения, ибо в революции ему терять было нечего, кроме своих цепей.

Иначе обстояло дело с крестьянством. Оно было связано с самой отсталой формой хозяйства — мелким производством, ввиду чего оно не имело и не могло иметь будущего. Народники не хотели видеть, что крестьянство не росло, как класс, а распадалось на буржуазию (кулаки) и бедноту (пролетарии, полупролетарии). Оно трудно поддавалось организации в силу своей распылённости и неохотно шло в революционное движение в силу своего мелкособственнического положения. Община, которую народники считали базой социализма, не могла быть таковой, ибо в ней господствовали кулаки, эксплуатировавшие бедняков, батраков и маломощных середняков. Общинное владение землёй и переделы её по душам этого дела не меняли. На практике землёй пользовались те общинники, у которых был рабочий скот, инвентарь, семена и пр., т. е. верхушка середняков и кулаки. Безлошадные, бедняки и маломощные вынуждены были отдавать землю кулакам и идти в батраки. Крестьянская община на деле была удобной формой кулацкого господства и орудием в руках царизма для сбора налогов с крестьян на базе круговой поруки. Смешно было считать эту общину базой социализма.

Защищая свою теорию «героев и толпы», народники были идеалистами и потому были обречены на провал. Они не понимали, что развитие общества определяется в конечном счёте не пожеланиями и идеями «героев», личностей, а развитием материальных условий жизни общества, изменениями способов производства материальных благ, необходимых для жизни, изменениями в отношениях классов в области производства этих благ, борьбой классов за господство в области производства и распределения этих благ. Не идеи определяют общественно-экономическое положение людей, а наоборот — это положение людей определяет их идеи, теории, убеждения. Герои могут превратиться в ничто, если их идеи и пожелания идут вразрез с экономическим развитием общества, вразрез с потребностями передового класса. И наоборот, выдающиеся люди могут стать историческим личностями, если их идеи и пожелания правильно выражают потребности экономического развития общества и потребности его передового класса. Не герои делают историю, а история делает героев. Не герои создают народ, а народ создаёт героев и двигает вперёд историю. Герои могут играть серьёзную роль в жизни общества лишь постольку, поскольку они сумеют правильно понять условия развития общества, понять, как эти условия изменить к лучшему. Герои попадают в положение смешных, ненужных неудачников, если они не сумели правильно понять условий развития общества и начали идти против исторических потребностей общества, возомнив себя «вершителями» истории. К разряду таких героев-неудачников и принадлежали народники.

В итоге народники конца 80-х и 90-х гг. со своей утопической программой выродились в жалких эпигонов революционного народничества. Они вовсе отказались от революционных задач и методов борьбы. Они стремились приспособиться к самодержавию и тянули за собой рабочих и крестьян. Народники 90-х гг. утверждали, что устои крестьянской жизни, община, артель и пр. должны быть сохранены при «разумной» политике царского правительства. В 70-е гг. народники представляли собой бесстрашных героев борьбы против самодержавия, а само народничество подымало множество людей на героическую борьбу с царским правительством. Народников этого периода большевики ценили как смелых революционеров. «Народная воля» организовала 1 марта 1881 г. убийство царя Александра II в расчёте, что оно поднимет народное восстание, революцию с целью свержения всего строя помещичьей монархии. Однако революция не произошла, а положение рабочих и крестьян продолжало ухудшаться.

Была и ещё причина малой успешности народников среди рабочих. Мечтая о социалистическом перевороте, народники мало внимания уделяли политической борьбе классов. Они с недоверием относились к демократическим учреждениям, которые уже были в то время в Западной Европе, не придавали большого значения борьбе за политические свободы в России. А наиболее сознательная часть рабочих смотрела на это дело иначе. Вся их жизнь, все условия, в которых им приходилось бороться за улучшение своего положения, приводили их к мысли, что первый враг, которого надо уничтожить — это самодержавие. Что, добившись широких демократических прав и свобод, рабочие получат в них сильное оружие для дальнейшей борьбы против капитала. Дело оборачивалось так, что к концу 70-х гг. рабочее движение переросло народничество на целую голову.

Учёба

Не следует высокомерно относиться к рабочим — революционерам-народникам. Чтобы подняться на такую высоту, стать сознательным революционером, рабочему, недавнему деревенскому слаборазвитому парню, работавшему на предприятии с утра до позднего вечера, приходилось тратить огромный труд на своё развитие, на усвоение самых разных знаний. Но тяга к учению и знанию была чрезвычайно велика. Несмотря на колоссальные трудности и всякого рода препятствия, в России очень рано начал складываться тип чрезвычайно развитого, мало чем отличающегося от интеллигента, рабочего-революционера. Вот типичный портрет такого рабочего-народовольца 70-х гг.: при самых обыкновенных способностях он отличался резкой жаждой знания и поистине удивительной энергией в деле самообразования. Работая по 10-11 часов в сутки и возвращаясь домой только вечером, он ежедневно просиживал за книгами до часу ночи. Читал он медленно, не легко усваивал прочитанное, но то, что усваивал, знал очень основательно. Он занимал крошечную комнатку, единственный стол которой был завален книгами. Чем только не интересовался этот человек, в детстве едва научившийся грамоте. Политическая экономия и химия, социальный вопрос и теория Дарвина одинаково привлекали к себе его внимание, возбуждая в нём одинаковый интерес, и казалось, нужны были десятки лет, чтобы при его положении утолить его умственный голод.

В результате такой напряжённой работы над самообразованием получался вполне интеллигентный рабочий-передовик. Начиная с 1875 г. из отдельных кружков, примыкавших к народовольцам, стала складываться самостоятельная рабочая организация в виде союзов. Эти союзы, как и кружки, сложились вокруг русских рабочих-передовиков.

Рабочий союз

В 1875 г. в России возникла первая большая рабочая организация «Южно-Русский Рабочий Союз», который ставил ближайшей целью завоевание политической свободы. Члены союза правильно считали, что социалистического переустройства общества легче всего добиться по завоевании политических свобод. Но союз этот вскоре распался, т. к. большинство членов было арестовано.

Через 3 года в Петербурге из отдельных рабочих кружков сложился «Северный Союз Русских Рабочих». Он насчитывал более 200 членов и имел в виду создать всероссийскую политическую организацию рабочих. Во главе Союза были слесарь В. Обнорский и столяр С. Халтурин, люди весьма развитые и энергичные. Союз выпустил воззвание ко всем русским рабочим, имел программу: уничтожение существующего строя, отмену частной собственности, передачу всех средств производства рабочим артелям. Для этого Союз призывал добиться политической свободы, как обеспечения решения социального вопроса. Эта программа вызвала нападки народников, которые говорили, что рабочие придают слишком большое значение политической борьбе. На это Союз ответил так: «Наша логика… кратка и проста. Нам нечего есть, негде жить, и мы требуем себе пищи и жилища. Нас не учат ничему, кроме ругательств и подпалочного подчинения, и мы требуем изменения этой первобытной системы воспитания. Но мы знаем, что наши требования так и останутся требованиями, если мы, сложив руки, будем взирать… как наши державные и другие хозяева распоряжаются нашими животами и пускают деревенских собратьев по миру… Но мы знаем также, что политическая свобода может гарантировать нас и нашу организацию от произвола властей, позволит нам правильнее развить своё мировоззрение и успешнее вести дело пропаганды».

Дело Халтурина

Северный Союз был разгромлен полицией. Обнорский и другие рабочие были арестованы. Халтурин под влиянием народников ушёл в террористическую борьбу. Он решил убить царя, устроился в Зимний дворец слесарем, копил взрывчатку и заложил мину под царской столовой. 5 февраля 1880 г. мина взорвалась, но царь уцелел. Халтурин бежал. Через 2 года он принял участие в убийстве зверствовавшего на юге России прокурора Стрельникова, был арестован и повешен.

Так погиб одни из первых русских рабочих, собственным умом дошедший до того, до чего не смогли дойти чуждые жизни рабочего класса интеллигенты-народники 70-х гг.: до необходимости собственной пролетарской политической революционной партии, задача которой — свержение самодержавия и борьбы за освобождение труда из-под власти капитала. Халтурин погиб, но его дело не могло погибнуть. Те мысли, которые владели им, были созданы требованиями жизни, и поэтому рано или поздно они должны были овладеть другими рабочими.

Подготовил: А. Файзалиев.

Продолжение

Откуда взялись революционные рабочие: 67 комментариев Вниз

  1. Хотелось бы спросить по поводу пункта «Учёба»:
    Да, я понимаю, что существуют объективные законы экономического развития. Но как так получается, что в одних и тех же условиях люди идут совершенно разными путями? Почему одни стремятся к знаниям (настоящим, способствующим правильному ходу человеческой истории), а другие тратят свободное время на прожигание жизни? И как среди буржуазии могут появиться люди, прожившие жизнь ради рабочего класса? Почему Карл Маркс и Фридрих Энгельс решили не строить карьеру и увеличивать капиталы (а у обоих были все условия для этого), а потерять все свои богатства и власть, подвергнуться мучительным лишениям, опасностям, страданиям и посвятить себя совершенно чуждому классу? Несмотря на развращение и обезоруживание трудящегося народа всеми возможными мерзостями идеологического и нравственного характера, рождаются будущие Революционеры (настоящие, с большой буквы, поскольку уничтожают навсегда человеческую эксплуатацию в любой форме).
    Буду рад услышать ответ на столь волнующий вопрос.

    1. Касательно условий формулу «Бытие определяет сознание» некоторые товарищи воспринимают буквально или, как в литературе пишут, вульгарно. Из этого часто вытекают две ошибки:
      1. Якобы есть какие то условия в которые поместишь человека и он будет думать то, что тебе нужно.
      2. Сознательность масс отодвигается на второй план в угоду стихийности.
      Вместо этого следует понимать — сознание всегда от бытия отстает.
      Ситуация уже произошла, а человек или массы продолжают вести себя по старому, согласно своему старому опыту. Или же необходимость стачки переросла в необходимость вооруженного восстания, а организации продолжают обсуждать требования к промышленникам и правительству, тем самым, оставив безоружных восставших, на произвол правительства.
      Касательно Маркса и Энгельса их учение результат не их одних, а целого ряда ученых, которые стояли на позициях познания окружающего мира. Три источника марксизма все они являются продуктом передовой на то время буржуазной мысли:
      — французский социализм;
      — немецкая философия;
      — английская политэкономия.
      То есть эти идеи просто не могли возникнуть раньше буржуазного общества, а развитие этих идея требовало критической переработки, потому как они только задавали вопросы, но не давали ответов.
      Противоречия капитализма, кризисы толкают не только эксплуатируемые классы, но и эксплуататоров к изучению общества, мира идей и поиска выхода из ситуации.
      Как писал Энгельс в антидюринге гл. предмет и метод: «…пока этот способ производства остается еще общественно-нормальным, до тех пор господствует, в общем, довольство распределением, и если протесты и раздаются в это время, то они исходят из среды самого господствующего класса (Сен Симон, Фурье, ОУЭН) и как раз в эксплуатируемых массах не встречают никакого отклика. Лишь когда данный способ производства прошел уже немалую часть, своей нисходящей линии, когда он наполовину изжил себя, когда условия его существования в значительной мере исчезли и его приемник уже стучится в дверь – лишь тогда все более возрастающее неравенство распределения начинает представляться несправедливым, лишь тогда люди начинают аппелировать от изживших себя фактов к так называемой вечной справедливости.» то есть сам господствующий класс на начальном этапе критиковал и искал пути выхода, улучшения, но неизбежно сталкивался с противоречием либо разобраться и спрогрессировать, либо реакционно обеспечить свое доминирующее положение в обществе.
      Почему Маркс смог, а другие нет? Ввиду того, что познание и прогресс идут по пути материализма, а реакция неизбежно встает на путь идеализма останься бы Маркс на реакционных позициях — не смог бы идти по пути познания.

      1. «… пока этот способ производства остаётся ещё общественно нормальным, до тех пор господствует, в общем, довольство распределением…» — мне всегда было неясно, что Ф. Энгельс имеет ввиду под «господствующим довольством распределением». Имеется ввиду, что это «довольство» имело место среди эксплуататоров или всего населения (трудящегося народа в т.ч.) вообще?

              1. Ну когда шли из разоренного крестьянского хозяйства наниматься на фабрику после нескольких голодных лет. Или к примеру, когда охраняли земли феодалы от набегов тут хоть часть берут, а то отнимут все.
                Короче в то время, когда общественный строй прогрессивен.

  2. Сегодня многие спокойно заявляют, что они не будут терпеть низких зарплат, мол то-то, то-то не будет этого всего терпеть и уволится, а лохи пусть тут работают. Увольняются и находят. Безработица пока получается не на высоком уровне?

    1. Кто-то, может и находит что-то. Но едва ли сходу и едва ли адекватно своим запросам. Безработица в РФ колоссальная. На правительственные отчёты не смотрите — они требуют обработки. Приведу пример обработки таких отчётов, проведённой в прошлом году товарищами из Ленинграда:
      «Занятые (работа + заработок) — 3,0795 млн. чел. Сюда включены и частично занятые.
      Официальные безработные — 42700 чел.
      Остальные (15+) — 1,4292 млн. чел. — это безработные, старшие школьники, студенты, инвалиды и пенсионеры.
      Допустим, что старших школьников, студентов, инвалидов и пенсионеров порядка полумиллиона. Тогда безработных около миллиона. Т.е. скрытая безработица не ниже 25%. (Здесь делается допущение, что частично занятые компенсируются работающими в чёрную.) Точнее сказать сложно.
      Маленькое кол-во официально зарегистрированных безработных объясняется тем, что люди не пользуются биржами — там кидалово сплошное — и предпочитают искать работу по объявлениям и по знакомству. На государство никто не надеется и иметь с ним дело не хочет. За годы кв-террора почти все социальные составляющие социальных служб выхолостились, сузились до нуля. Остались только фашистско-карательные составляющие.
      Но официальная статистика впечатляет, не правда ли? Безработица — 1,4%!!!!! Это «почти социализм»!))) Вот фокусники в Росстате!»

    2. Увольняться и находить — это не отлынивание от борьбы экономической, за условия труда, а способ её проведения. Этот способ не всегда работает и не для всех. Ну и конечно это способ борьбы отдельных работников и коллективов с индивидуальными работодателями.

      1. Ну, да я тоже согласен, что они лохи. Их ещё долб-ми называют. Я спросил, это кто такие, говорят это тупые от природы, родились такие и всегда ими будут. Я спросил а как их определяют, каким способом? Да, что там не видно, что ли, — отвечает. Я спросил,- ну получается по своим органам чувствам личным, ну или так и другими общими ощущениями? Ну конечно, — отвечает.
        Я кстати так же как вы и считаю, мне тут одни попались передовика с другого завода, говорят что идёт не очень агитация и пропаганда, я им говорю, что мол не умеете это делать, уметь надо, вы же говорю будущие Халтурины, Обнорские, давайте пацаны, статью вам подгоню, давайте там, ни пуха ни пера, удачи им пожелал. Может поможет. Пожал им крепко руку.

        1. Вам за лохов люди разобьют голову, а не руку за это будут ждать. Что то вы лукавите о своих похождениях.

          1. Никто не разбил мне голову. Вам же не разбили. Ну вот, правильная позиция же. Правда такая штука. Или вы лукавите?

      2. Вот и я говорю, этим двум передавикам с соседнего завода, что вы всё ноете, давно бы уже забастовку сделали бы уже на заводе, а вы всё ноете. Рабочие давно готовы уже, только и ждут, чтоб правильно и умело им внесли марксизм. Не ныть надо, а бастовать. Вон раньше смерти не боялись. А сейчас. Вообщем думаю получили нагоняй от меня, у вас научился, теперь возможно будут поактивней действовать. А то задолбали все ждут ждут, когда плохо станет. Как танки в атаку должны идти. Спасибо за разъяснения.

      3. Анатолий Железняк
        03.03.2023 в 19:30

        «Увольняться и находить — это не отлынивание от борьбы экономической, за условия труда, а способ её проведения. Этот способ не всегда работает и не для всех. Ну и конечно это способ борьбы отдельных работников и коллективов с индивидуальными работодателями.»

        Да, тоже со временем понял, что это тоже борьба.

        Понадобилось время, чтобы пройти в сознании путь от
        — «да почему же они ничего не делают, почему никак не борются?
        до:
        — На самом деле, классовая борьба есть. Она имеет разные формы.
        1. В самых острых случаях (задержка зарплаты и т.п.) — даже стачки, типа курьеров и таксистов Яндекса.
        2. Когда более-менее «терпимо» — рабочие обращаются в различные надзорные органы. Потому как пока еще верят в «доброго царя, просто бояре плохие».
        3. Когда что-то не позволяет уволиться (ипотека, предпенсионный возраст и т.п.) — саботаж на рабочем месте\итальянская забастовка.
        4. Смена места работы через увольнение. С поиском и устройством на более высокооплачиваемое место.
        5. Подработка на другом месте или тут же, после смены\в выходной.

        = — =
        К сожалению, кроме 1-го, наверно, эти способы классовой борьбы пока нельзя отнести к чисто пролетарским. Скорее- мелко-буржуазные.

        Ну. Таково сегодняшнее состояние большинства наших российских рабочих.
        То что вижу на своем заводе.
        И слышу от других заводов.

        = — =
        Что с этим делать?
        Надо разбираться 1) почему такого сегодня такое сознание (мелко-буржазное мещанское индивидуалистическое) у моих товарищей.
        2) как заменить его на коллективистическое пролетарское.

        Тогда выйдем на переход к пролетарским формам классовой борьбы.
        Стачкам\забастовкам.
        Демонстрациям.
        И т.д.

        1. Передовики сегодня не те. Всё ждут и ждут когда будет плохо. Не ясно что ли?

          1. Я ответил Вам по 2-м Вашим знакомым передовикам. Но админ не пропустил мой ответ по своим соображениям.

            Можете написать любое место удобное место интернета, где можем продолжить эту тему.
            Ну, кроме ФСБшных ВК/ОК, естественно.

            1. Это я не пропустил ваш предыдущий комментарий. Ничего криминального в нём. Просто попробуйте менее путанно выразить свои соображения. Спасибо.

        2. Меня уже нисколько не удивляет, почему рабочие не борются. Если есть возможность приспособиться, они будут это делать, не рисковать же жизнью им, когда не понятно, а принесёт ли вообще положительный результат эта борьба, а есть условия и возможности приспособиться, договориться с начальством и т.д. Тем более господствующий класс располагает сегодня широкими экономическими, социальными, идеологическими ресурсами. Они имеют огромный опыт (особенно американский капитал) лавирования, обмана, подавления, раскола, подкупа некоторой части трудящихся. В России благодаря советскому социализму есть ещё больше возможностей для приспособления. Этому способствует значительно ещё и наличие громадного разветвленного, особенно психологических служб (самым опытный в этом деле, масштабный идейно-пропагандистский аппарат — это американский). Большинство техник, методов, приёмов и способов в этом поле действий большинство позаимствованы у американских специалистов.
          Случай расскажу. На работе за обедом висит большой телевизор, крутят там американские фильмы за время обедов и перерывов, смотрят с таким вниманием. Я говорю, двум рабочим, ну вот все фильмы российские это копия полная американских. Один, говорит, не удивительно, 30 лет как нам создали этот образец, но живут они лучше нашего. Другой тоже поддержал, да там лучше живут, чем мы. Я спросил: А все ли? Ответил: Нет, есть которые и не очень живут. Говорю: ну так вот это и как везде с такими общественными отношениями, кто успел урвать, кто приспособился, тот красавчик, молодец, а кто не смог приспособиться — это неудачник. Оба сказали: Да так и есть.

          1. Ещё не отметил такой важный момент, как время. Стяжательство, приспособленчество и другие порочные страсти в обществе не возникают, конечно, сразу и сами по себе. Тут существенную роль играет многолетнее постепенное воспитание этих качеств господствующими классами с помощью экономических, социальных и идеологических ресурсов.

      4. Ну не знаю, борьба, хоть и мелкобуржуазная, они же как говорят, я мол уволюсь, потому что я такой крутой, умный, у меня есть знакомые, которые помогут, подтянут, а у кого нет знакомых — это неудачники, лохи, долб-ы, сами виноваты, что нет таких знакомых, не могут с начальством договориться. Считать ли это борьбой? Тогда приспособленчество надо считать борьбой мелкобуржуазной.

  3. Всё это хорошо про историю. Но где анализ современного положения вещей? В каком состоянии сейчас находится рабочий класс России? Как наладить связь интеллигентских марксистских кружков с ним? Вообще, какую роль сейчас будут играть интеллигенты в революционной борьбе рабочих?

  4. У нас в Москве сейчас чисто интеллигентский марксистский кружок. Мы изучаем работы классиков. Также планируем выйти на передовых рабочих Москвы. Но где их искать? Как их искать без доступа на предприятия, транспортные узлы и т. п.? Этого пока не понимаем. А так хотим быть полезными делу революции.

    1. Вы не хотите поискать рабочих среди рабочих из ближнего зарубежья? Стройки есть, люди туда идут, проходных нет.

    2. «Мы изучаем работы классиков. Также планируем выйти на передовых рабочих Москвы. Но где их искать? »
      Берете трудовую и идете в отдел кадров на завод устраивается на работу. После трудоустройства узнаете быт рабочих изнутри и устанавливаете связи с передовыми рабочими. Далее на практике применяете те знания, которые получили в марксистом кружке.

      1. Этот вариант прокатил если бы среди нас не было работающих и учащихся студентов. А так все заняты к сожалению. Профессиональными революционерами стать пока не можем: у кого-то семьи с детьми, у кого-то учёба интенсивная, у кого-то работа… Но от революционной учёбы и борьбы, которая нам по силам, мы не отказываемся.

    3. Комментатору АВА.
      Ваш интеллигентский кружок в Москве — фигня на постном масле. Если вы до сих пор не связались с рабочими такого огромного мегаполиса, как Москва, то в чем смысл вашего существования? Читать с умным видом Ленина и Маркса? И какой толк от этого? Во что вы превратитесь при таком подходе? В очередной клуб трепологии по интересам? Рабочие без вас прекрасно обойдутся, когда сами начнут создавать организации, своими руками, своим умом. А вы так, на подхвате будете у рабочих, но не в авангарде.

      1. Давайте-ка без оскорблений. Без связей с рабочими, конечно, не обойтись, но связь с группами других трудящихся, особенно на этапе подготовки и проведения антифашистской революции, тоже необходима. Пусть проводят комработу в доступных им слоях общества и поддерживают контакты с другими большевистскими кружками, у которых получилось выйти на рабочий класс.

        1. Может я резко выразился, но пользы по-моему от такого кружка все равно будет ноль или около нуля. С кем могут общаться изучающие марксизм представители офисного планктона, служащие и студенты (раз в кружке есть учащиеся)? С себе подобными. А революционна ли эта среда служащих и офисников? По своему опыту скажу там мещанское болото. В среде студенчества подозреваю, что тоже.
          Что касается других кружков, то у них голова оппортунизмом забита будь здоров. Я лично у себя в Самаре общался с одним якобы марксистским кружком, там дичи наслушался про СССР без социализма, Сталина госкапиталиста и т. д. Так что если товарищи придерживаются вас как авторитетов, пусть продолжают. Другие кружки со своими тараканами в голове не лучшая компания для марксистов.

          1. Так на то вам и голова, чтобы отличать марксистские кружки от немарксистских. Смотреть надо на текущие установки кружковцев, каково их отношение к войне на Украине, к кв-афере и т.п., что они предлагали, какие лозунги выдвигали и выдвигают. Если они заблуждаются где-то в чём-то — смотреть, насколько они упёрты, насколько их волнует поиск истины. Не вижу ничего противоречивого в том, что непролетарской среде возникнет маркситская ячейка. Ставку на обилие таких ячеек никто не ставит, но заранее воротить нос от таких товарищей, по умолчанию имея в виду их контрреволюционность — это чванство и непростительное разбазаривание потенциальных своих союзников, это путь, ослабляющий ряды революционеров, а значит, это и есть самая настоящая контрреволюционная позиция.

      2. \\Если вы до сих пор не связались с рабочими // много я слышал, но о сроках годности кружка в первый раз.
        \\ огромного мегаполиса, как Москва, то в чем смысл вашего существования?// Город большой действительно, людей много все куда то спешат, опаздывают, поэтому большинство не имеют устоявшегося круга знакомых в отличие от деревни, где все друг друга знают. А спрашивать нужно не о смысле существования, а о целях и задачах объединения. Специфика рабочих в Москве такова, что зарплата у них выше чем по стране в разы, а основное бремя несут приезжие на заработки то есть в таких условиях местные рабочие подкуплены, приезжие тут не живут, постоянных коллективов не имеют, текучка и смена друг друга, приезжают работать на «зажравшихся» москвичей — не самые благоприятные условия для агитации.
        \\ Рабочие без вас прекрасно обойдутся, когда сами начнут создавать организации, своими руками, своим умом. А вы так, на подхвате будете у рабочих, но не в авангарде.// А вы до сих пор в сословном обществе живете? Так людей делите как будто у нас сегодня человек не может работать на рабочих должностях, спустя время на руководящих, потом в сфере услуг, а бывает, что и совмещает несколько должностей сразу или на подработках. Если по факту многие люди за жизнь несколько раз сменяют профессии, сферы деятельности, большая часть вообще не работает по специальности на которую учились. Мне кажется на завод всегда можно устроиться если возьмут, а вот марксизм- ленинизм за один день узнать не получиться.
        Да и вот какая ситуация рабочие производят прибавочную стоимость, а вот итр, менеджмент и прочие только затраты для капиталиста и пока монополиям выгодно они несут затраты на армию офисного планктона, интеллигенции, служащих и т.д. — капиталисты так же понимают, что в приоритете оставлять придется именно непосредственных производителей в виду этого интеллигенция, служащие, итр и пр стоят первыми на вылет, чтобы встать в длинную очередь на оставшиеся рабочие места как это было недавно — в ковидные ограничения вам же уже открыто показали ни театров, ни фитнесов, ни культурной повестки вам в период обострения не будет. Плюс сами капиталисты на производственных совещаниях, главы регионов и компаний не спрашивают за то сколько у вас бухгалтеров, или охраны труда. Спрашивают сколько рабочих на объекте и сколько единиц техники, остальные их вообще не интересуют. То есть сегодняшние интеллигенты это завтрашние безработные, мобилизованные или потенциальные рабочие, которые так же пойдут на завод работать.
        В общем мне кажется вы перегибаете с критикой решения планирования привлечения рабочих в кружок.

  5. «Сегодня у товарищей есть два мнения о причинах роста революционного движения в России в конце XIX — начале XX вв., и в этой связи — два мнения насчёт нынешней тактики сознательных рабочих. Первое мнение: к середине 80‑х гг. XIX в. на базе развития капитализма сложилось исключительно тяжёлое положение народных масс, которое вызвало стихийный подъём революционного движения. На базе этого русская социал-демократия, которая уже существовала и действовала как интеллигентская, в целом, организация революционеров, смогла соединить стихийное рабочее движение с марксизмом, внесла в него сознательность. Второе мнение: исключительно тяжёлое положение народа вызвало взрыв стихийной борьбы против царизма и буржуазии, а социал-демократия, дождавшись этого роста, смогла на этой базе развиться, внести в борьбу рабочих и крестьян элементы марксизма и возглавить её»

    Ну так и кто в итоге оказался прав?

  6. Рабочий путь кормит своих читателей заплесневелой и сгнившей историей 19 века вместо того, чтобы анализировать 21 век. Где ваш исторический диалектический подход? К чему нам всё эти народники, Халтурины, Каляевы и прочие пыльные мумии? Современных героев не показываете потому что их нет? Так честно об этом бы и писали, а не разводили импотентные копания в истории двухсотетней давности.

    1. Современных героев не показываем, потому что на дворе фашизм. А сознательность рабочего класса, которая приведёт его к высшей форме классовой организации — партии большевистского типа, с Марса не прилетает. Придётся так или иначе повторить путь первых большевиков. А его можно пройти гораздо быстрее, если знать дорогу.

  7. А Вам, собсссно, зачем?
    Так, «чиста» (с) почитать и в «каментах» отметиться?

  8. Не очень весёлая перспектива вырисовывается у нас в России. Пока-то рабочие дозреют до массовой борьбы, пока появятся сознательные рабочие, это ж сколько времени пройдёт? И нужны ли сейчас тогда различные левые и марксистские организации, пока еще не появилось массовое рабочее движение? Какой от них толк, раз там только интеллигенты сидят и студенты со школьниками + прочие бездельники?

  9. Стихийное массовое рабочее движение промышленного пролетариата это тоже качество, кстати. Вот какое оно, какой его уровень сегодня, вот столько ничтожное количество передовых рабочих оно выдаёт, а то вообще ничего не выдает. Здесь закон количества в качество взаимно переплетается. Так что существенную роль здесь играет не наличие превосходных, но единиц подстрекателей, а в первую очередь объективные условия качественного развития развития массового рабочего движения. Подстрекатели-супергерои только в комиксах Марвел.

  10. Анатолию.

    Буржуи тоже идут по пути познания. Поняли буржуи, как СССР уничтожить и уничтожили. Наука вещь классовая!

    1. Марксизм — это не то, что можно познать, прочитав учебник(и). Его буржуи могут познать, только если встанут на классовые позиции рабочего класса. Но для этого им придётся порвать со своим классом и жить интересами пролетариата.
      Что-то, конечно, в общественном развитии буржуи поняли, но научного понимания у них нет. И быть не может: таково уж их бытие. Их цель ненаучна. Выжить, продлить своё существование как класс. И они ищут универсальный способ это сделать. Это сродни поиску порошка, дающего вечную молодость. Но такого порошка не существует. Поэтому раз за разом буржуи попадают впросак, с каждым днём углубляя свои собственные противоречия. Пока нет порошка-эликсира вечной молодости, которого и не будет, они подвергают себя внешней косметической обработке, чтоб хотя бы казаться молодыми и полными сил. По типу молодящейся старухи, не вылезающей с операционного стола пластического хирурга. С каждым разом это всё отвратительнее, поскольку такие потуги, если и обманывают кого-то, то ненадолго: за внешним «косметическим ремонтом» нет того потенциала, который свойственен молодому организму, а искусственный потенциал в виде химических препаратов только ещё быстрее разрушает организм. Вместо привлекательности косметика прибавляет жалости, а попытки стать универсально привлекательной или привлекательным, опять же, упираются в поиск заклинания, услышав которое, каждая женщина с радостью и страстью отдаётся тому, кто его произнёс.

      Если кто-то думает, что фашистская диктатура — это универсальное средство для разрешения внутренних противоречий, то он глубоко ошибается.
      Нынешние фашистские диктатуры в той же России или на Украине — это жалкое подобие диктатур столетней давности, методы и уловки которых они пытаются копировать. Социальной базы, которую имели немецкие, японские, итальянские фашисты, им не обрести. За видимостью тотальной поддержки режима Банковой или режима Кремля не стоИт ничего. Каждое их враньё, каждое их насилие, как стероид, которым разрушает себя старик, стремясь хоть на минутку увеличить свою мужскую силу, только усиливает ненависть и презрение масс к власть предержащим. Только приближает революцию. Это не значит, что революции произойдут самотёком, но потенциал у революций с каждым днём только возрастает.
      Теперь о разрушении СССР. Надо всегда разделять разрушение СССР и гибель советского социализма. Эти события не тождественны: они хотя и связаны причинно-следственной связью, но разнесены по времени десятилетиями. Да, буржуям тогда удалось уничтожить диктатуру пролетариата в СССР, а значит, и социализм, и даже через несколько десятилетий «переходного периода» (от социализма к капитализму) реставрировать капитализм в СССР, но этот капитализм уже не тот молодой, полный сил, каким он был на заре своего существования. Это влезший в молодое и полное сил тело глубокий старик, для которого единственный способ прожить ещё денёк — это разрушить тело, в которое он влез, и убедить всех, что было ещё хуже. Но это смешно! И это противоречиво. На момент своего разрушения СССР был уже капиталистической страной, прошедшей считанные годы и месяцы от момента накопления первоначального капитала до стадии монополистического капитализма. Этот процесс был настолько противоречивым, что другого способа продлить своё существование, кроме срочного разрушения единой страны, пока советский рабочий класс не успел опомниться, новоиспечённый класс советской буржуазии не имел.
      И последнее. Пролетариат тоже учится на своих ошибках. Не забывайте это.

      1. Савельев, вы говорите, что диктатура пролетариата в СССР была уничтожена летом 1953 года. После лета 1953 года диктатура пролетариата в мире ещё где-то была?

          1. Семьдесят лет назад уничтожена диктатура пролетариата. В СССР к 1991 году тридцать восемь лет не было диктатуры пролетариата. Нет в живых людей знающих и помнящих ДП. Что такое диктатура пролетариата, как она работает?

                1. Зато есть его произведения. “Диктатура пролетариата, – говорит Ленин, – есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся (мелкая буржуазия, мелкие хозяйчики, крестьянство, интеллигенция и т.д.), или большинством их, союза против капитала, союза в целях полного свержения капитала, полного подавления сопротивления буржуазии и попыток реставрации с ее стороны, союза в целях окончательного создания и упрочения социализма. Это – особого вида союз, складывающийся в особой обстановке, именно в обстановке бешеной гражданской войны, это союз твердых сторонников социализма с колеблющимися его союзниками, иногда с “нейтральными” (тогда из соглашения о борьбе союз становится соглашением о нейтралитете), союз между неодинаковыми экономически, политически, социально, духовно классами”.
                  Сталин перефразировал это ленинское определение:
                  “Диктатура пролетариата не есть простая правительственная верхушка, “умело” “отобранная” заботливой рукой “опытного стратега” и “разумно опирающаяся” на те или иные слои населения. Диктатура пролетариата есть классовый союз пролетариата и трудящихся масс крестьянства для свержения капитала, для окончательной победы социализма, при условии, что руководящей силой этого союза является пролетариат”.
                  Далее. Ленин говорит, что «диктатура пролетариата есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская, против сил и традиций старого общества.»

                  1. Большое, огромное спасибо! Прав ли я, что для такого союза должна быть высокая грамотность в марксизме твёрдых сторонников социализма?

  11. Кстати, сейчас очень раздувают такой тезис, особенно в Америке иммигранты, что мол те, кто не приспособился, например, бомжи — это их личный выбор, они сами этого захотели, им даже просто везёт в отличие от других, им не надо ходить на работу, платить кредиты, участвовать в этой гонке на выживание, конкурировать друг с другом. Они получат всегда бесплатное питание от государства. Мне один как то сказал, очень нервно, эмоционально: Да я если захочу перееду в Канаду или Америку, может и буду бомжом там, зато я бомжом буду лучше жить, чем ты тут рабочим в России.

  12. Можно ли считать приспособление борьбой, пусть и мелкобуржуазной? Мне рабочий так как то сказал, что надо сегодня не ныть, а бороться, в его понимании борьба — это каждый сам за себя приспособляется, наиболее способные и волевые приспособляются и становятся эталонами, образом для подражания. Он мне даже пример с лягушками привел в молоке, одна мол ленивая и не активная, не волевая потонула в молоке, а наиболее приспособленная дёргала ножками, взболтала молоко, образовала сгусток под собой и выпрыгнула, выжила. Борьба — это приспособление, так по нему, ну и «доказательство» с лягушками привел.

    1. \\ \\Борьба — это приспособление, так по нему, ну и «доказательство» с лягушками привел.// //
      Сам себе человек противоречит. Приспособление это капитуляция, а не борьба. Привел человек не доказательство, а аналогию. Аналогия не является доказательством посмотрите в учебнике по логике.
      Приведите свой пример, Мертвая рыба плывет по течению, а живая куда ей надо, даже против течения.

  13. Спасибо за статью, товарищи!

    Очень бы помогли ссылки на источники или список использованной литературы. Часто задают вопрос, мол, а ты откуда это знаешь?

  14. Вы хорошее сравнение привели со стероидами. Когда их постоянно употребляют, они мужскую силу и сам организм стачиввют, разрушают. В последние лет 5 замечаю, что современный кап мир агрессивно эксплуатирует не только самих рабочих, но и свой госаппарат, обслуживание, инфраструктуру. Пофигу что армия или предприятие развалится и не будет работать, лишь бы сейчас деньги. Современный фашизм держится на огромном невежестве людей. Например путин подписал указ о переводе под внешнее управление предприятий проваливших оборонный заказ, люди пишут совок, отбирают собственность, но почему то забывают что царское правительство делало также с предприятиям саботировавшими и завышавшими цены на военпром. И ещё, современные фашисты среди обывателей часто презирают фашисткие власти, парадокс нашего времени.

  15. Товарищам из рп вопрос. Я вам в середине феврале прошлого года писал вк, что происходившее на тот момент похоже было, что Путина как ежа палкой бьют с требованием наступать. А сейчас происходящее выглядит как попытка буржуазии РФ соскочить с войны, а для прикрытия используют технологию конца 90 терроризм. Захват заложников, вот сегодня в Москве установили растяжку в подъезде. И закон о больших сроках за дискредитацию участников сво. И всеми видно, что эти сроки в большей части получат не противники войны, а сторонники до победного конца, которые критикуют Минобороны. Насколько вы считаете вероятным повторение условного Хасавюрта с посадкой Z патриотов.

    1. Репрессиями угрожают ВСЕМ критикам властей, как сторонникам войны (в случае, если буржуям будет выгодно её срочное сворачивание), так и её противникам (в случае, если буржуям будет выгодно её продолжение).
      Пока война на Украине для финансового капитала обеих сторон является курочкой, несущей золотые яйца, и её никто сворачивать не собирается.

      1. Что может заставить буржуев войну быстро свернуть?Крах экономики или народные бунты, попытки демократической революции.

        1. Много чего может заставить фашистскую буржуазию искать «мира». Ясно только одно: это будет «империалистический мир» — мир, который заключается на короткий период для лучшей подготовки к продолжению войны. У рабочего класса и трудящихся обеих сторон на повестке дня должен стоять вопрос не об империалистическом мире, а о превращении империалистической войны в гражданскую войну за социализм. Только победа в ней принесёт мир на их землю.

  16. Растяжка в Москве оказалась муляжом. А вообще по таким фактам делать выводы смешно. Всё равно, что посмотреть один российский боевик, где перестрелки в центре Москвы, и на этом основании делать вывод, что кровавый рижЫм вот-вот падёт.

    1. Растяжка муляж. Так же как рязанский сахар, узнаю почерк 99 года. То православному олигарху сегодня машину заминировали и её в таком состоянии везли по всей Москве, что уже дико смешно. Я лично считаю что в ближайшее время нас ждёт большая внутриклассовая битва. Фнб который кормит войну как раз исчерпает свою в конце весны, доходы от продажи нефти и газа сильно упали, потерян европейский рынок. Так что подобие 93 года или более серьёзного ждёт нас очень скоро, по моему уже в этом году, край следующий.

    2. Вы похоже разделяете эротические фантазии Кремля о его силе. Сейчас кризис идёт 15 лет, с каждым годом всё сильнее и каждые 3 года новый кризис. Сейчас в регионах есть тербаты губернаторов, часть мобилизованных оставлены в местах призывва. Много ЧВК появилось бесконтрольных, вертикали нет, жрут друг друга не стесняясь.

  17. Я не разделяю таких фантазий, но и левацко-ципсошных тоже. За 15 лет уже сколько режимов в мире накрылось? Сколько западных политиков сменилось — не счесть. И украинских кстати тоже. А капитализм как был, так и есть, вопреки воплям некоторых, что вот через год, ну через два точно он кааак падёт. Узнаю эти влажные мечтания «ну если не в этом году, то через год будет 1993». Ты уже так лет 7 говоришь.

    1. А что такого потерял капитализм в 1993 году? Чем таким революционным он запомнился?
      Капитализм, каким бы гнилым он ни был, сам по себе не рухнет, не демократизируется, не встанет обратно на рельсы научного прогресса.

  18. Ничем, это комментатор выше говорил, что вот будет повторение 1993 года и буржуи друг с другом бороться будут.

Наверх

Добавить комментарий для venceremos Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code