Изменения в хозяйстве, в экономических отношениях вызвали изменения в настроениях и взглядах передовой части правящего класса России. Эти изменения привели к возникновению тайных обществ, в которых дворянская интеллигенция, в основном, молодые офицеры, делилась мыслями, вырабатывала политические взгляды, а на их основе – планы действий.
Первое тайное «Общество истинных и верных сынов отечества», или «Союз спасения», возникло в 1817 г., основанное братьями Муравьёвыми, Якушкиным и Пестелем. Оно ставило целью освобождение крестьян, затем выступило за конституционную монархию и брало на себя подготовить все сословия к парламентскому правлению. Это общество быстро сменилось «Союзом благоденствия», который обязывал своих членов просвещать все слои и классы общества на базе науки и идей Французской революции. Оба общества были мирного характера, считали, что правительству надо «подсказать» идеи народного просвещения и демократии, склонялись к оставлению монарха, ограниченного конституцией, выступали не за отмену крепостничества, а за его смягчение на базе личного примера передовых помещиков и с помощью изобличения зверств крепостников. В обоих обществах выделялся революционно настроенный Пестель, который боролся против умеренных взглядов.
«Союз» также скоро распался, уступив место двум обществам заговорщиков, Северному и Южному. Северное общество действовало в столицах, Южное — в районе второй Южной армии на Украине. К Южному обществу примыкало общество «Соединённые славяне». Благодаря Пестелю Южное общество становилось радикальным и толкало северян на более решительную борьбу с крепостничеством.
Члены Северного и Южного обществ вошли в историю под именем декабристов. Они не имели полного единства взглядов. Они ставили задачу демократического преобразования России, но расходились в формах этого преобразования. Северяне считали, что Россия должна стать конституционной монархией при федеративном устройстве и двухпалатном парламенте в виде «народного вече». Это вече должно быть высшей законодательной властью, а «палаты выборных» и «думы» всех областей составят правительство. Царю оставлялась вся исполнительная власть и армия, право не утверждать законы. Избирательная система была построена на имущественном цензе. Бывшие крепостные крестьяне лишались избирательного права, а удельные и вольные крестьяне получали его в виде двустепенных выборов, избирая выборщиков по одному на 500 крестьян мужского пола. Автором этой программы был Н. Муравьёв.
По вопросу об освобождении крестьян Муравьёв сначала предлагал освободить крестьян без земли, при этом не помещичьи крестьяне (экономические, удельные и др.) получали бы земли в общинное владение. Затем Муравьёв допускал, чтобы освобождённые крестьяне получили дом и огород. Наконец, в последнем проекте «северяне» выступили за наделение крестьян землёй по 2 десятины на двор.
«Южане» шли дальше. Проект Пестеля требовал демократической республики, парламента, прямых выборов без имущественного ценза. Исполнительная власть вверялась «директории» из 5 выборных членов. Высшую контрольную власть осуществлял «верховный собор» из 120 «бояр», пожизненно избираемых народом. Как и Муравьёв, Пестель допускал двустепенные выборы, не устранял влияния дворянской аристократии, т.к. «верховный собор» с пожизненными боярами был явно реакционным элементом, сводившим на нет республиканское правление.
Но Пестель стоял за освобождение крестьян с землёй путём принудительного отчуждения её у помещиков. По его проекту освобождённые крестьяне получали ½ земли помещика. При этом для самых крупных помещиков устанавливался такой порядок отчуждения: если на каждую крестьянскую душу у помещика приходится более 10 десятин земли, то земля отбирается без возмещения (например, если помещик владеет 1 000 душ крепостных и 10 000 десятинами земли и более); если на душу приходится от 5 до 10 десятин, то казна возмещает помещику отобранные земли деньгами с тем расчётом, чтобы всего у помещика было 5 000 десятин земли; если на душу приходится менее 5 десятин, то помещик получает от казны такое же количество земли, которое у него отчуждено. При освобождении казённых крестьян Пестель предлагал делить земли каждой волости на 2 части, одна из которых, как общественная земля, передаётся волости и не подлежит ни продаже, ни закладу. Вторая часть остаётся государству и может продаваться в частные руки. Проще говоря, половина земель переходила в общинное владение крестьян. За эту землю они должны были платить оброк 10-15 лет, чтобы таким путём выкупить себе землю в частную собственность. Другая половина земель могла быть прямо продана помещикам, купцам, фабрикантам, разбогатевшим крестьянам.
Какой социально-экономический строй вытекал из программ декабристов? Конституция Северного союза отдавала полное господство дворянству, богатым и богатейшим помещикам. Освобождение крестьян вышло бы целиком в интересах класса помещиков, поскольку у них в руках оставалась земля, и они получали бы для своих хозяйств массы безземельного крестьянства. Южный союз решал дело более радикально, но не до конца. Он требовал республики, но сохранял привилегии дворянства, создавал из него реакционную олигархию в виде «бояр». Освобождение крестьянства не должно было экономически подорвать средних и крупных помещиков. Удар Пестеля был направлен лишь против крупнейших помещиков и дворянской аристократии, за счёт которых он предлагал удовлетворить крестьян. Пестель и его товарищи выступали за общинное землевладение не потому, что видели в нём основу революционного изменения общества, а потому, что считали, что каждый крестьянин должен превратиться в частного собственника со своим «клочком для пропитания». Они не желали образования безземельного пролетариата, опасного для помещиков, а с другой стороны, считались с собственническими стремлениями крестьян.
В промышленном вопросе Пестель стоял на стороне фабрикантов. Он выступал за надзор власти над качеством товаров с той целью, чтобы фабричное производство скорее победило конкуренцию со стороны мелкого производства. Пестель отстаивал свободу промышленности и торговли при условии высоких таможенных тарифов, которые должны защитить отечественных фабрикантов и купцов от дешёвого импорта. Требуя освободить крестьян, приписанных к фабрикам, Южный союз рекомендовал заменять их вольнонаёмными или преступниками. Всё это вполне отвечало условиям роста промышленного капитализма в России. Поэтому можно признать, что Пестель и другие декабристы в той или иной мере последовательно шли навстречу буржуазному порядку, желали расчистить путь капитализму через свержение феодально-крепостнических отношений.
В этом смысле Северный союз больше стремился охранить интересы класса помещиков, так как его члены были из родовитых дворян и крупных помещиков. Южный союз был меньше связан с дворянством, его членами были офицеры из мелкопоместных и обедневших дворян. Им были близки интересы нарождающейся буржуазии, но отделаться от всех интересов и традиций феодального дворянства «южане» не могли.
Тем не менее, оба общества выделялись тем, что не только мечтали о преобразовании России, но и готовились к революционному делу. Но и в этом деле единодушия между умеренными «северянами» и радикальными «южанами» не было. Декабристы шли к революции путём офицерского заговора, с опорой на солдат. Это было обычным путём того времени, путём военных переворотов и дворцовых революций руками офицерства. В план декабристов входило и убийство царя, в чём также не было необычного, так как дворцовые революции, известные декабристам, не останавливались перед убийством царя. Подробного плана революции не было, были намечены его основы. Предполагалось, что восстание начнётся в Петербурге выступлением армии и флота. Следует арест императорской фамилии и вывоз её за границу морем. Принимаются меры, чтобы монарх и его семья не вывезли с собой казну. Затем через сенат обнародуется манифест о перевороте и временном правительстве, или проводится созыв «народных представителей», которые принудят сенат принять конституцию. Удобнее всего предполагалось начать восстание после естественной смерти царя Александра I, но если обстоятельства потребуют, допускалось и убийство его.
По другому плану восстание должно начаться на юге в 1826 г. во время смотра царём Южной армии. Царя убивают, за чем следуют два обращения, к войску и народу. Войска собрать в поход на Киев и Москву и по пути присоединить к ним другие войска. Тем временем Северное общество поднимает гвардию и флот, а южные войска занимают Киев. Затем царскую семью отправить в эмиграцию, а сенату – опубликовать манифест о перевороте. Этот план исключал пассивное ожидание смерти царя и назначался на определённый срок.
Однако большинство «северян» было против убийства царя, соглашались только вывезти его за границу. На юге решительно настаивали на цареубийстве и с этой целью предлагали выделить особую группу боевиков. Наиболее горячо за убийство царя выступили «соединённые славяне»: они даже не спорили об этом, а наметили конкретных лиц, готовых убить царя. В этом вопросе на юге колебаний не было.
Главную опору декабристы видели в войске, крестьянское движение они отбрасывали. Бестужев-Рюмин говорил: «Наша революция будет подобием испанской… Она не будет стоить ни одной капли крови, ибо произведётся одной армией, без участия народа». Расчёт на солдат состоял не в сознательности солдатской массы, а в надежде, что «просто» пойдут за ними, как за «хорошими офицерами», либо подчиняясь приказу. Поэтому о подготовке солдат к восстанию, агитации среди них думали мало. Однако и здесь «южане» действовали более решительно, чем «северяне». С. Муравьёв, «южанин», написал агитационный документ к солдатам, «Катехизис», где призывал солдат во имя бога ополчиться против тиранства и восстановить веру и свободу в России. Единственным царём в России объявлялся Христос. Однако солдаты остались равнодушны к этим призывам, их интересовали не только вопросы неба. Один из декабристов писал: «Какое-то тёмное желание изменить существующий порядок вещей волновало их умы и сердце; настоящее положение им было тягостно; они хотели перемены, но какой — они не могли сначала дать себе ясного ответа». А «Катехизис» такого ответа не давал.
Южное общество идёт дальше. Делаются попытки политической агитации в массе солдат, чтобы заручиться содействием наиболее сознательной части войска. Таковой частью считались бывшие солдаты Семёновского полка, переведённые на юг. Активность солдат мыслилась «южанами» прежде всего как активность семёновцев, за которыми могут последовать массы.
На то были основания. Семёновцы были недовольны своим положением, тяготами службы. Они часто собирались у С. Муравьёва, выражали негодование, а Муравьёв и Бестужев пропагандировали солдат против царя, говорили о необходимости свержения царской фамилии, призывали готовиться к выступлению и склонять других солдат к бунту против власти.
«Южане» стремились привлечь на свою сторону солдат. Однако их агитация не имела размаха и затронула одних семёновцев, она не имела ещё ясного характера, понятного и близкого солдатам, подход к агитации был разным. «Южане» опасались широкого вовлечения солдат в заговор, «соединённые славяне» наоборот, стремились вовлечь в него больше солдат.
Различие настроений отразилось на планах выступления. «Северяне» хотели ждать смерти царя. На юге были готовы использовать любой повод, чтобы начать восстание. Трижды, в 1823 – 1824 гг. обстановка приближалась к взрыву, но убийство царя и поход на Москву сорвались. В конце концов «южане» согласились, что готовить восстание нужно на лето 1826 г.
Подготовили: И. Белый, А. Файзалиев.
Почему планировали поход на Москву если царская семья была в Петербурге?
А о царской семье и высшем чиновничестве в Петербурге должно было «позаботиться» северное крыло восстания.
То есть они должны были зачистить царскую семью, как в 1918? Кстати кто в 1918 это исполнил, разгневанные народные массы, или анархистско-левоэсеровский совет города? Многие левые всё валят на анархистов с левыми эсерами как будто в оправдание.
По вопросу о судьбе царя у декабристов не было единства. В статье об этом сказано.
Я синтементален и всякая история, в которой не убивают царя вызывает у меня грусть.
Но тут решение большевиков было предать царя открытому суду. Думаю оно самое правильное потому как сговоры и разжигание воин в Европе требовало широкой огласки. Да и Николай 2 уже не мог никому мешать к тому времени.
Это вам политпросвет рассказал?
Про предание его суду мне известно, но один из членов РП продвигал версию, что его убрал анархистско-левоэсеровский Совет Свердловска.
За это не слыхал. Но судя по документам в интернете Ленин был против расстрела, а узнает он о расстреле уже как о случившемся факте. Из этого следует, что решение принималось на местах.
Товарищи. Почему у нас в России до сих пор нет коммунистической партии? Что мешает коммунистам, которые знают марксизм и организованы в кружки, собраться в единую партию? Почему у нас полно всяких организаций, именующих себя марксистскими, но нет этой несчастной партии, о необходимости которой всё упорно твердят?
Компартия — это высшая форма организации рабочего класса. Её нет, потому что сам рабочий класс не готов к организации такого уровня. Это не значит, конечно, что надо сидеть и ждать когда же, наконец, рабочий класс «созреет». Зрелость рабочего класса можно и должно приближать — в этом первейшая задача каждого марксиста.
А марксистские кружки тогда высшая форма организации чего? И какой толк от данных организаций, которые сейчас эти кружки создают? Знаю таких организаций уже с десяток, включая вас. Но какой-то их деятельности в реальной жизни не видно.
Ответ для таких вот граждан, которые, держась за капитализм обеими руками и ногами, спрятались в погреб и посмеиваются оттуда, что не видят никакой реальной деятельности РП, РП написал в статье: https://work-way.com/blog/2023/04/30/ne-mogut-ili-ne-hotyat/
В нынешней кризисной. близкой к катастрофической, ситуации в нашей стране нет времени ждать стихийного созревания рабочего класса.. Необходимо ускорить его политическим влиянием извне, необходимо создание уже сейчас компартии ленинского типа, начав хотя бы с идейно-организационного ядра. Этому учит Ленин..
Ленин этому не учит — не наговаривайте на него! Ничего даже близкого к компартии вы не создадите по голой инициативе группы активистов, за которыми нет мощного рабочего движения. Прочитайте недавние статьи РП по теме о том, как зарождалось это рабочее движение в РИ. Например, вот эти:
https://work-way.com/blog/2023/03/03/otkuda-vzyalis-revolyutsionnye-rabochie/