Глава II.
Сознательность
Партия сильна только в том случае, если она состоит из сознательных людей, хорошо понимающих интересы своего класса и умеющих отстаивать их.
«Социалисты, — говорит Ленин, — главной силой считают сознательность масс» (Социал-демократия и выборы в Петербурге. 1907 г.).
Сознательность — это первое, что партия требует от своих членов. Всякому ясно, что если бы партия состояла из людей, которые не разбираются в общественно-политических явлениях, не понимают, что к чему, не представляют себе хорошенько своих собственных задач и не знают, как их разрешать, то такая партия никакой цены для рабочего класса не имела бы. (К сожалению, именно из таких людей, не понимающих толком, что к чему, и состоят сегодня все существующие партии с коммунистическими названиями. И именно поэтому «Рабочий Путь» не устает повторять ленинские слова «Учиться, учиться и учиться», подразумевая под ними изучение не только собственно теории — философии и политэкономии, без которых сегодня просто некуда, но и истории партии, ибо все это есть не что иное как ценнейший опыт мирового и российского революционного движения. — прим. РП) Вот почему одним из условий для вступления в партию является знание и признание партийной программы.
От вступающего в партию простого рабочего нельзя, конечно, требовать, чтобы он знал программу, что называется, «на зубок», умел самостоятельно ее разбирать, объяснять в ней каждое ученое слово и т. д. Сделать это под силу только теоретически подготовленному товарищу. Но знать и признавать основные идеи, главные мысли нашей программы обязан каждый член партии. Человек, который не знает, как коммунисты понимают ход общественной жизни и чего они добиваются, не может быть признан сознательным идейным членом партии. Понимание идей коммунистической партии и согласие с ними, признание их правильности — это и есть то, что отделяет сознательного человека от несознательного. (Мы бы еще добавили, это то, что отделяет настоящего коммуниста от простого сторонника социализма, который явно не способен идти в авангарде революционно борьбы рабочего класса. — прим. РП)
Марксизм — классовая идеология пролетариата
Партийная программа представляет собой краткое изложение марксистского учения. Нам нужно по этому поводу более подробно поговорить о марксизме как классовой идеологии пролетариата.
Что такое марксизм, социализм, коммунистическое учение?
Это, прежде всего, система идей, мыслей, возникших в головах Маркса, Энгельса, Ленина и других, мыслей, правильно и всесторонне выражающих интересы пролетариата, как определенного общественного класса.
«Марксизм есть теория освободительного движения пролетариата» (Крах II Интернационала. 1915 г.).
«Величайшее в мире освободительное движение угнетенного класса, самого революционного в истории класса, невозможно без революционной теории. Ее нельзя выдумать, она вырастает из совокупности революционного опыта и революционной мысли всех стран света. И такая теория выросла со 2-й половины XIX века. Она называется марксизмом». (Честный голос французского социалиста. 1915 г.).
Но что это значит — «марксизм есть классовая идеология пролетариата»?
Может быть, Маркс, Энгельс, Ленин писали свои книги под диктовку рабочих, а те им рассказывали, что они думают, как понимают ход общественного развития и свои задачи?
Нет, ничего подобного, конечно, не было. Маркс и Энгельс писали, «творили», как говорят, совершенно самостоятельно, никто им ничего не диктовал, и когда они создавали свою теорию, миллионы рабочих, за исключением небольших групп, даже не знали о ее существовании, они не слыхали самого имени Маркса и Энгельса, как не знают этого еще и сейчас многие миллионы рабочих.
Как же так, марксизм есть классовая идеология пролетариата, а огромное множество рабочих о нем ничего не знают, не «сознают» этого учения? Рабочие работают на фабриках и заводах, борются с хозяевами, бастуют, а где-то там, не у них в головах, а в головах Маркса и Энгельса складывалась их, рабочих, классовая идеология? Выходит, что рабочий класс помещается в одном месте, а его идеология в другом? Как это понять?
Подойдем к разрешению вопроса издалека. Иногда говорят «рабочий класс стихийно влечется к социализму» или «рабочие — прирожденные социалисты». Это и верно, и неверно. Неверно, если думать, что рабочий, стоя у станка, перенося тяжелую трудовую жизнь, сам от себя начинает понимать, что такое капитализм и что такое социализм, как устроено и как развивается современное общество, как надо бороться за социализм и т. д. Всего этого он не знает и сам собою знать не может, потому, что это можно узнать только из науки, из теории. Но это верно, если понимать это так, что рабочий, стихийно протестующий против эксплуатации, если ему расскажут сущность социализма, марксизма, коммунизма, внимательно подумав над сказанным, решит: это то, что мне нужно, это правильно выражает мои интересы, поэтому я за социализм, за коммунистическую партию. Буржуа и его холуи этого не скажут никогда. (Вот здесь разоблачается еще одна очень популярная у современных левых и коммунистов мелкобуржуазная иллюзия, что сами тяготы жизни при капитализме сделают рабочих борцами за социализм, за революционное переустройство существующего общества, и на этом основании они ничего не предпринимают — сидят и ждут, когда все за них сделает сама жизнь, стихийное развитие событий. То, что здесь явственно ощущаются ноты «экономизма» — мелкобуржуазного течения, из которого потом вырос меньшевизм, и критике которого В.И.Ленин посвятил целую брошюру — «Что делать», это однозначно. — прим. РП)
О социализме рабочий узнает не во сне и не по откровению свыше, а со стороны, от сознательного товарища, из листовки, газеты, книжки. Листовка и книжка заимствовали свои идеи из других книг, те — из произведений Маркса и Энгельса. А Маркс и Энгельс были великими учеными, которые овладели всей бывшей до них буржуазной наукой, с ее помощью подошли к изучению общественной жизни и в силу своих гениальных способностей сумели открыть подлинные законы и ход общественного развития. Они обнаружили великое историческое значение пролетариата как особого класса в обществе, призванного перестроить общество на новых началах; выяснили, что самим ходом общественного развития создаются условия освобождения рабочего класса, и указали те способы борьбы, с помощью которых рабочий класс может освободить себя. Маркс, Энгельс, Ленин в силу данного им природой колоссального таланта лучше поняли и выразили интересы рабочего класса, чем кто-либо другой.
Теория марксизма и рабочее движение
Выше мы специально несколько упрощали, задавая такой вопрос — разве рабочий класс помещается в одном месте, а его идеология в другом? Так оно и было на первых порах. Первоначально марксистское учение существовало само по себе, а непосредственная, стихийная борьба рабочего класса — тоже сама по себе. Но затем, когда идеями социализма проникалось все большее и большее число революционеров, передающих это учение наиболее передовым рабочим, первоначальная, совершенно неизбежная разобщенность коммунизма и рабочего движения стала исчезать. Социализм стал охватывать все большие и большие массы пролетариев, сначала организующихся в социалистические кружки и группы, а потом объединяющихся в партию. Произошло слияние марксистского учения с непосредственным рабочим движением. Последнее начало развиваться под знаменем марксизма. Коммунизм стал достоянием широких слоев пролетариата, находящих в нем выразителя своих классовых интересов, убеждающихся в том, что марксизм действительно есть классовая идеология пролетариата; понимающих, что вне марксизма нет освобождения пролетариата.
Проникнуться марксистским учением — это и значит стать вполне сознательным рабочим. Наша партия является носителем и хранителем марксистского учения. Знакомясь с основными идеями партийной программы, новичок получает самое первое, самое простое, самое общедоступное представление о марксистском понимании хода общественного развития.
Вот что пишет Ленин о взаимоотношении социалистического учения с рабочим движением:
«Учение социализма выросло из тех философских, исторических, экономических теорий, которые разрабатывались образованными представителями имущих классов, интеллигенцией. Основатели современного научного социализма, Маркс и Энгельс, принадлежали и сами, по своему социальному положению, к буржуазной интеллигенции. Точно так же и в России теоретическое учение социал-демократии возникло совершенно независимо от стихийного роста рабочего движения, возникло как естественный и неизбежный результат развития мысли у революционно-социалистической интеллигенции. К половине 90-х годов это учение не только было уже вполне сложившейся программой группы «Освобождение труда», но и завоевало на свою сторону большинство революционной молодежи в России. Таким образом, налицо были и стихийное пробуждение рабочих масс, пробуждение к сознательной жизни и сознательной борьбе, и наличность вооруженной социал-демократическою теориею революционной молодежи, которая рвалась к рабочим» (Что делать?, 1902 г.).
Теория марксизма создалась не в процессе непосредственного стихийного рабочего движения, но на основе его опыта, на основе поучений и выводов из него.
«Революционная бацилла»
На первых ступенях рабочего движения носителями и пропагандистами марксистского знания естественно являлись социалисты из революционной интеллигенции; по мере роста движения из рабочей массы все больше и чаще выдвигаются наиболее передовые, развитые и способные рабочие, которые быстрее, чем остальная масса, усваивают идеи марксизма и делаются вполне зрелыми марксистами, пропагандирующими идеи марксизма среди остальной рабочей массы. Тем самым стирается первоначальное различие между «интеллигентами» и «рабочими» в деле овладения и пропаганды социализма.
Чем шире и глубже будет поставлено образование и просвещение рабочих в Советской России, тем скорее уничтожится грань между людьми умственного и физического труда, полученная нами в наследство от капитализма.
Революционер-марксист является «революционной бациллой» по отношению к наивному, стихийному сознанию рабочего. Идеи, зароненные им в сознание рабочего, представляют собой, как бы «дрожжи», «бродило»: они будят рабочего от сна, разрушают в нем привычные представления, пробуждают в нем массу вопросов, разлагают старое, косное сознание и превращают его в сознание классовое, коммунистическое. Марксист заставляет рабочего смотреть на мир по-новому, иначе, не так, как прежде.
Важность теории
Ленин постоянно боролся — против тех, кто демагогически (Демагогия — игра на темных чувствах масс, подыгрывание под ее случайные настроения. — прим. авт) уверял рабочих, будто одними «мозолистыми руками» или «мускулистыми кулаками», без марксистской теории, без ясного научного сознания можно победить буржуазию и осуществить социализм. Сила партии в ее сознательности. Отсюда важное значение, которое большевики придают теории. Ленин сурово осуждал «беззаботность и беспомощность» в области теории и резко высказывался против всяких попыток «ослабить значение теории».
«Без революционной теории не может быть и революционного движения… Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией» (Что делать? 1902 г.).
Такую теорию мы имеем — марксизм. Послушаем, что говорит Энгельс немецким рабочим о наших обязанностях в области теории:
«В особенности обязанность вождей будет состоять в том, чтобы все более и более просвещать себя по всем теоретическим вопросам, все более и более освобождаться от влияния традиционных, принадлежащих старому миросозерцанию, фраз и всегда иметь в виду, что социализм с тех пор как он стал наукой, требует, чтобы с ним и обращались, как с наукой, т.-е., чтобы его изучали».
И дальше:
«Приобретенное таким образом, все более проясняющееся сознание необходимо распространять среди рабочих масс со все большим усердием и все крепче сплачивать организацию партии…» (Энгельс. Крестьянская война в Германии. Предисловие к изд. 1874 г.).
(По этому поводу даже говорить не хочется — РП столько уже об этом писал в своих статьях, что коммунист без знания теории — это не коммунист, что толку от такого «радетеля за социализм» полный ноль, но сплошь и рядом тысячи левых и называющих себя коммунистами и даже марксистами не знают, и главное — принципиально не желают знать теории!!!! Они осуждают тех, кто стоит на противоположных полициях, и в частности, РП, требуют перехода, как они называют это, «к практике», абсолютно не понимая, что теория и практика в марксизме неразрывно связаны! Истинный марксист, ленинец, коммунист не может быть занят только теорией и оторван от практики, ибо тогда он перестает быть марксистом и его теория — это НЕ марксизм! По сути, не понимая и не зная марксизма и его теории, они не понимают и не знают настоящей марксистской (коммунистической) практики, подразумевая под тем, что они называют «практикой» обычный буржуазный активизм, т.е. имитацию борьбы за социализм, но не саму борьбу. — Прим. РП)
Никогда нельзя перестать разъяснять рабочим всю огромную важность теории. Ошибка в теории ведет в конце концов к ошибке в политике, в практике, в действии. Новичок в партии не должен удовлетворятся тем, что он прошел «политграмоту». Надо развивать себя, свое сознание. Надо стремиться к тому, чтобы быть теоретически просвещенным членом партии. Надо осуждать и высмеивать тех, кто по своей неразвитости и «чванству» стал бы порицать уважение партии к теории, к более сознательным товарищам и, наоборот, начал бы превозносить «стихийность» над «сознательностью», потакать и льстить отсталым, несознательным элементам. (А ведь тех, кого надо высмеивать и осуждать, у нас сегодня очень много! И не в малой степени они мешают развитию революционного движения в нашей стране, помогая тем самым буржуазии, играя на ее стороне. Немало таких и среди тех, кто объявляет себя сторонниками РП. Но на деле они являются его противниками и самое главное — противниками пробуждающегося рабочего класса, которому сейчас, в эту самую минуту, как воздух необходимы те, кто может дать истинное политическое знание происходящего. — Прим. РП)
Коммунизм и вера в бога
Еще раз повторим, сознательность — это первое, что партия требует от своих членов, и подчеркнем, что партия придает огромное значение теории. Раз речь зашла о сознательности, о важности теории, о научности нашего мировоззрения, то нельзя не коснуться вопроса об отношении коммунистов к религиозным предрассудкам.
Коммунизм и вера в бога — вещи несовместимые. Нельзя верить в бога и в то же время быть или считать себя передовым, сознательным рабочим. Коммунизм не ограничивается одной только политикой, он представляет собою всестороннее учение, освещающее все стороны жизни, в том числе и религиозные верования людей.
Некоторые рассуждают так: раз мы хотим бороться с капитализмом и cвергать эксплуататоров, то достаточно иметь правильные политические взгляды, быть хорошим и дисциплинированным членом партии и под ее руководством делать то, что нужно для освобождения рабочего класса, а верую ли я в бога или нет — это мое личное, частное дело, которое не касается партии. Такое рассуждение совершенно неправильно, и партия не может с ним согласиться.
Разумеется, от члена партии требуются, прежде всего, твердые коммунистические убеждения, отчетливое понимание стоящих перед партией политических задач, готовность быстро и решительно действовать по приказу партии — это все качества, которые в первую очередь нужны партии от ее членов.
Во главе рабочего класса партия ведет ожесточенную классовую борьбу с эксплуататорами, и поэтому она ценит в своих членах, прежде всего, политическую сознательность, организованность, дисциплинированность. Перед этими боевыми требованиями вопрос о религиозных верованиях членов партии отступает, понятно, на задний план, но только отступает, а не совершенно исчезает.
Когда идет бой, приходится прежде всего спрашивать: готов ли ты драться? способен ли ты на самопожертвование? можешь ли ты в борьбе с эксплуататорами идти до конца? В горячке классовой борьбы, когда нужно действие, мы можем до поры, до времени не спрашивать члена партии читал ли ты «Капитал» Маркса и веруешь ли ты в бога, но это отнюдь не означает, что партия не должна «вообще» интересоваться теоретическим развитием членов партии и их религиозными верованиями.
Партия, то есть союз сознательных, передовых борцов за освобождение рабочего класса,
«не может и не должна безразлично относиться к бессознательности, темноте или мракобесничеству в виде религиозных верований» (В.И. Ленин. Социализм и религия. 1905 г.).
Во время гражданской войны наша партия преднамеренно оставляла без внимания религиозные предрассудки некоторых своих членов, не карала их за это, не исключала из своих рядов. Партия говорила себе: сейчас важнее всего победить врага в открытом бою; товарищи, о которых мы знаем, что они не изжили еще религиозных предрассудков, в борьбе против эксплуататоров ведут себя как хорошие, честные солдаты революции и мужественно несут службу коммуниста; неразумно поэтому и несвоевременно выпячивать сейчас на первое место вопрос об их религиозном суеверии, подождем, пока кончится военная страда, а потом постараемся переубедить и перевоспитать этих товарищей, показать им всю нелепость их предрассудков и суеверий.
В старые годы, когда партия боролась с царизмом, она еще могла допускать в свои ряды верующих рабочих, и Ленин специально писал об этом в своих статьях. Иное дело теперь, когда партия стоит у власти, когда члены ее должны быть во сто раз сознательнее, развитие, культурнее, чем это требовалось для борьбы с самодержавием.
Партия не считала и не считает религиозные верования частным, личным делом членов партии; лишь временно она может терпеть, допускать пребывание в своей среде товарищей, еще не изживших религиозных предрассудков, но и тогда она ставит своей задачей по отношению к ним антирелигиозное воспитание.
В любой коммунистической партии есть немало рабочих с религиозными предрассудками, быть может, даже скрывающих их. Это не значит, что этих рабочих нужно сейчас же исключить из партии. Нет, нужно действовать по-другому. Партия должна сказать себе: это стыд и срам, что в наших рядах есть отсталые товарищи, которых мы не позаботились просветить и развить, ознакомить их с наукой, поставить среди них антирелигиозную пропаганду; это мы виноваты в их темноте и отсталости. Необходима самая серьезная и решительная работа внутри партии, направленная к искоренению религиозных предрассудков среди членов партии, и в том случае, когда партия имеет дело с безнадежно верующим, неспособным к развитию, она не должна останавливаться перед исключением его из партии.
«Религия,— пишет Ленин, — есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь, работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум для народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь.
Но раб, сознавший свое рабство и поднявшийся на борьбу за свое освобождение, наполовину перестает уже быть рабом. Современный сознательный рабочий, воспитанный крупной фабричной промышленностью, просвещенный городской жизнью, отбрасывает от себя с презрением религиозные предрассудки, предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоевывая себе лучшую жизнь здесь, на земле. Современный пролетариат становится на сторону социализма, который привлекает науку к борьбе с религиозным туманом и освобождает рабочего от веры в загробную жизнь тем, что оплачивает его для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь» (Социализм и религия. 1905 г.).
«Религия есть опиум народа, — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса» (Об отношении рабочей партий к религии. 1909 г.).
Коммунист не может быть верующим. Коммунист, который верит в бога, ходит в церковь и исполняет обряды — представляет собою смешное, нелепое и унизительное для партии зрелище. Нельзя быть сознательным, опирающимся на науку человеком и в то же время обволакивать свой мозг религиозными предрассудками и суевериями, созданными впервые дикарями и передающимися затем церковью из поколения в поколение. Дикарь создал веру в бога; коммунист, верующий в бога, немного сродни дикарю, как немного похож на дикаря и вообще всякий верующий обыватель.
Глубокая ошибка думать, будто вера в бога безразлична для политической сознательности члена партии и не влияет на его политическую деятельность. Рано ли, поздно, но верующий коммунист изменит рабочему классу. Религиозный яд, впрыснутый церковью в мозг пролетария, разлагает и отравляет его классовое сознание, расслабляет и парализует его волю. Кто общается с буржуазией на религиозной почве, кто сливается с нею в одно общее стадо верующих, молитвенно вздымающих руки к небесам, тот не всегда сможет твердо и решительно в момент острой классовой борьбы опустить молот на череп буржуазии.
Религиозные верования, остатки ненаучных представлений, унаследованные от дикарей суеверия, туманят мозг рабочего и мешают ему видеть то, что есть. Человек, который верит в бога, в сверхъестественные причины, в нечистую силу, не может быть марксистом, признающим только факты и их действительную связь между собою. Суеверный в одной области, будет суеверным и в другой, и религиозные предрассудки с неизбежностью ведут к предрассудкам политическим.
Разве можно проникнуться сознанием всей глубины классовых противоречий современного общества, всей несовместимостью интересов пролетариата к буржуазии и их политической противоположности по всем линиям и по всем направлениям, если одновременно разделять религиозные предрассудки, думать, что буржуа является для рабочего «братом» по вере, и не понимать классового значения религии как одного из наиболее тонких, сложных и искусных орудий обмана и угнетения буржуазией рабочего класса? (Замечательный ответ автора на вопрос, нередко задаваемый сторонниками социализма! И это одновременно прекрасное разоблачение истинного характера самой многочисленной «коммунистической» партии в России — КПРФ, где вера в бога не только не осуждается, но даже пропагандируется и рекламируется лидерами партии, целующимися взасос с иерархами РПЦ. Одно это показывает, кому эта партия служит на деле — буржуазии и только буржуазии! — Прим. РП)
Спасибо товарищи