«…при неслыханной распространённости искажений марксизма, наша задача состоит прежде всего в ВОССТАНОВЛЕНИИ истинного учения Маркса о государстве». В.И.Ленин («Государство и революция»)
Последую совету Ленина и попытаюсь кратко при помощи самих классиков охарактеризовать основные направления, по которым систематически на протяжении уже полутора столетий протаскиваются и проталкиваются в сознание угнетённых масс ревизионистские извращения марксизма.
Необходимо отметить, что эту гадкую работу проводят чаще всего не классовые враги пролетариата, а его мнимые друзья, которые всегда хотят сделать только, как лучше, чтобы потом обязательно получилось, как всегда. Расчёт при подобных действиях до смешного прост: перед обездоленными всегда можно развести руками — мол, ошиблись, с кем не бывает, — те поймут и простят; и буржуазия при этом в обиде не останется. Короче говоря, все довольны, все смеются: эксплуататоры — безбоязненно эксплуатируют, эксплуатируемые, если и ропщут, то только на размер своей зарплаты, а мнимые друзья народа заседают себе и разглагольствуют о высоких материях — в общем, всеобщее благоденствие! Лишь одно, весьма скверное, но неустранимое обстоятельство тревожит по ночам сон мнимых друзей народа — это теория революционного преобразования общества, разработанная Марксом, Энгельсом и Лениным. Отречёшься от неё с трибуны — народ перестанет друзьями считать, доверять не будет; начнёшь эту теорию в жизнь проводить — буржуазия озлобится. Следовательно, надо говорить по Марксу, а поступать по законам буржуазного государства, т.е. быть эдаким хитроумным Труффальдино. Но чего не сделаешь ради превращения Отечества в обитель вечного покоя!
Оппортунизм — это одно из тупиковых ответвлений в рабочем движении. Он возник ещё во времена Маркса и Энгельса, и будет существовать до тех пор, пока существует буржуазное государство как составляющая общемировой системы империализма. Творчество классиков марксизма пронизано борьбой с этим гнилостным явлением… И если в России начала ХХ-го столетия эта борьба окончилась решительной победой большевиков (подлинных последователей марксистского учения), то в Европе победили представители оппортунистических течений. Следствия этой победы были самые плачевные. Оппортунисты не только утопили в крови Германскую социалистическую революцию 1918 года, но и всячески способствовали приходу к власти фашистов в 1933 году, а многие из них и сами скатились на позиции национал-социализма.
То, что оппортунизм как течение политической мысли мелкобуржуазен по содержанию и пассивно контрреволюционен по форме, а его представители в период отсутствия революционной ситуации являются тайными, а во времена оной — явными предателями интересов рабочего класса, знают многие — все, кто хоть чуть-чуть знаком с историей коммунистического и рабочего движения. А вот признаки, которые являются, образно говоря, лакмусовой бумажкой для определения сторонников данного политического течения, часто забываются, хотя они указывались в своё время и Марксом, и Энгельсом, и Лениным. В период перед свершением Великой Октябрьской социалистической революции марксизм был уже настолько извращён и опошлен оппортунистами из ІІ-го Интернационала, что В.И.Ленин был вынужден написать работу «Государство и революция», в которой чётко обрисовал позицию марксистов и с беспощадной прямотой вскрыл приспособленческие ухищрения оппортунистов в вопросах об отношении революционного пролетариата к буржуазной государственной машине и к созданию им нового пролетарского государства. Вскрывая оппортунистические измышления, В.И.Ленин указывает на то, что «мысль Маркса состоит в том, что рабочий класс должен РАЗБИТЬ, СЛОМАТЬ «готовую государственную машину», а не ограничиваться простым захватом её». («Государство и революция» гл. III, §1) Отвечая на вопрос, чем пролетариат должен заменить сломанный государственный механизм, Ленин опять-таки обращается к Марксу: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как РЕВОЛЮЦИОННОЙ ДИКТАТУРОЙ ПРОЛЕТАРИАТА.» (Маркс, Энгельс. Соч.2-е изд.т.19 стр.27) Что же вкладывает Маркс, а вслед за ним и Ленин, в понятие диктатуры пролетариата? Именно необходимость замены армии и полиции, стоящих на службе буржуазного государства, отрядами вооружённых рабочих, необходимость полной выборности и сменяемости всех должностных лиц и отмены всех привилегий чиновникам сверху донизу (исполнение государственной службы за заработную плату рабочего).
В.И.Ленин констатирует, что «подавлять буржуазию и её сопротивление всё ещё необходимо. …
Но подавляющим органом является здесь уже большинство населения, а не меньшинство, как бывало всегда и при наёмном рабстве, и при крепостничестве. А раз большинство народа САМО подавляет своих угнетателей, то «особой силы» для подавления УЖЕ НЕ НУЖНО! В этом смысле государство НАЧИНАЕТ ОТМИРАТЬ» (Государство и революция, гл. ІІІ, § 2).
Таково краткое изложение позиции марксистов по двум основополагающим вопросам: надо ли разрушать буржуазную государственную машину и чем потом её заменить? Нетрудно догадаться, что именно ответы на эти краеугольные вопросы и служат лакмусовой бумажкой для определения политического направления как партий, так и отдельных личностей.
Как же отвечают на эти вопросы оппортунисты?
Опять-таки обратимся к «Государству и революции». В.И.Ленин отмечает, что «оппортунизму как раз и требуется, чтобы два указанные нами вопроса не ставились вовсе. Это УЖЕ есть победа оппортунизма.» (гл.4 § 1) Ленин выделяет два основные течения оппортунизма: бернштейнианство и каутскианство (по имени известных деятелей ІІ-го Интернационала). Последователи Бернштейна отрицают неизбежность социалистической революции, не приемлют идеи диктатуры пролетариата и слома буржуазной государственной машины. Являясь сторонниками постепенного реформирования в рамках буржуазного государства, они сводят классовую борьбу исключительно к экономическим требованиям, чем заслуживают искренние симпатии буржуазии. К слову заметить, что ещё на рубеже ХІХ и ХХ-го столетий Бернштейн пытался ревизовать Маркса, утверждая, что со времён Парижской Коммуны мир изменился и теория о революционном преобразовании общества уже устарела.
Какие знакомые рассуждения! И действительно: мир меняется — столько революций уже отгремело! И только волчьи законы капитализма и лживые измышления оппортунистов не блещут новизной. Видимо, плохо выучили мы уроки истории, раз она на новом вираже заставляет нас повторять их.
По словам Ленина «каутскианское» извращение марксизма гораздо «тоньше». И от себя добавлю, – потому намного опаснее. В начале 900-х годов Каутский вёл полемику с Бернштейном, но в годы Первой мировой войны скатился на его позиции. Как это могло произойти? Очень просто: Каутский, полемизируя с Бернштейном, всячески старался уйти, устраниться, ускользнуть от необходимости чётко обозначить свою позицию именно по этим двум вопросам. Анализируя полемические статьи Каутского, Ленин последовательно разбирает все каутскианские умолчания, смазывания и ускользания. Не могу удержаться, чтоб не привести выдержку, в которой чётко обозначены оба течения оппортунистической мысли: «Маркс, как мы видели, хочет сказать (имеется в виду мысль Маркса о том, что «рабочий класс не может просто взять в руки готовой государственной машины и пустить ее в ход для своих собственных целей» – Н. К.), что рабочий класс должен РАЗБИТЬ, СЛОМАТЬ, ВЗОРВАТЬ… всю государственную машину. А у Бернштейна выходит, будто Маркс предостерегал этими словами рабочий класс ПРОТИВ чрезмерной революционности при захвате власти. Более грубого и безобразного извращения мысли Маркса нельзя себе и представить. Как же поступил Каутский в своём подробнейшем опровержении бернштейниады? Он уклонился от разбора всей глубины извращения марксизма оппортунизмом в этом пункте. …О том, что Бернштейн приписал Марксу ПРЯМО ОБРАТНОЕ действительной мысли Маркса, что Маркс с 1852 года выдвигал задачу пролетарской революции «разбить» государственную машину, об этом у Каутского ни слова». (Государство и революция» гл. 6, §2). В этих словах по ленински просто и ясно обозначены два основные направления оппортунизма: первое — грубо и безобразно извращает мысли Маркса, а второе — уклоняется от разбора всей глубины этого извращения первым и тем самым «отрекается от революции на деле, признавая её на словах».
Какое направление более вредоносно для рабочего движения, я думаю, не трудно догадаться. Ведь с грубыми и безобразными извращениями марксизма можно вести открытую непримиримую борьбу, но как бороться с улыбчивыми умолчаниями? Легко скользят по поверхности марксистской теории умолчатели, обходя все острые углы и краеугольные вопросы. Но в результате этого скольжения партия запутывается в сетях неясности и шатаний в самые решительные моменты, на самых крутых поворотах. Об опасностях подобного политического скольжения писал Энгельс ещё полтора века назад. Спустя без малого 70 лет, Ленин был вынужден прибегнуть к цитированию этих слов Энгельса, потому что их актуальность на тот момент не только не уменьшилась, но даже возросла. С тех пор прошло ещё почти 90 лет, а предостережение Энгельса будто сегодня написано! Итак: Энгельс о политике скользящего оппортунизма. «…Подобная политика может лишь, в конце концов, привести партию на ложный путь. На первый план выдвигают общие, абстрактные политические вопросы и таким образом прикрывают ближайшие конкретные вопросы, которые сами собою становятся в порядок дня при первых же крупных событиях, при первом политическом кризисе. Что может выйти из этого, кроме того, что партия внезапно в решающий момент окажется беспомощной, что по решающим вопросам в ней господствует неясность и отсутствие единства, потому что эти вопросы никогда не обсуждались…
Это забвение великих, коренных соображений из-за минутных интересов дня, эта погоня за минутными успехами и борьба из-за них без учёта дальнейших последствий, это принесение будущего движения в жертву настоящему — может быть происходит и из-за «честных» мотивов. Но это есть оппортунизм и остаётся оппортунизмом, а «честный» оппортунизм, пожалуй, опаснее всех других» (Маркс, Энгельс. Соч. 2-е изд. т. 22, с.237).
Оспаривать и подправлять классиков в краеугольных пунктах разработанного ими учения, не только бесполезно, но и в высшей степени вредно, в первую очередь для революционного дела. Лучше всего вооружиться их выводами и приложить это учение к реальной жизни, примерно так, как в своё время приложил Ленин. Он потому и стал вождём мирового пролетариата, приведшим его к величайшим победам, что не оспаривал, не ревизовал, а проводил марксизм в жизнь, сообразуясь с конкретной исторической ситуацией, но отнюдь не с сиюминутными конъюнктурными соображениями.
Наталья Кузьменко
Еще по теме: