(Материал подготовлен в рамках курса «Политическая экономия капитализма»)
3. Экономические законы.
В обществе, как и в природе, нет изолированных явлений. Все явления экономической жизни общества взаимосвязаны и зависят друг от друга.
Например, в СССР и в других социалистических странах средства производства — фабрики, заводы, земля — находились в собственности всего народа. Поэтому отношения между людьми в процессе производства материальных благ характеризовались как отношения сотрудничества и взаимопомощи. В свою очередь эти отношения обусловливали социалистический характер распределения результатов производства — по мере труда, вложенного в общее дело каждым членом советского общества.
Другое дело при капитализме, где фабрики и заводы находятся в частной собственности. Отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, теперь принципиально иные, а именно капиталистические. Такой же характер носит распределение результатов труда — весь произведенный продукт здесь принадлежит не тем, кто его производит, не трудящимся, не рабочему классу, а собственникам средств производства, буржуазии. При этом нет мира и самом классе буржуазии — каждый частный капиталист борется друг с другом за получение в свою собственность все большей доли общественного продукта (прибыли). В итоге в буржуазном обществе идет непрерывная конкурентная борьба — борьба за выживание, и между рабочими и буржуазией, и внутри самой буржуазии, и потому отношения людей друг к другу в этом обществе не товарищеские, как при социализме, а настороженные, как к потенциальным врагам или недругам, которые могут обидеть, обокрасть, ограбить и т.д.
Таким образом, из одного экономического явления — собственности на средства производства — неизбежно следует другое явление — определенный способ распределения материальных благ. Вот эта связь, взаимозависимость, взаимообусловленность одних явлений другими и выражается в том или ином экономическом законе.
Что же такое экономический закон?
Экономический закон выражает необходимые, причинно обусловленные существенные связи между экономическими явлениями. Поскольку эти связи устойчивы, относительно постоянны, они неизбежно повторяются.
Но при этом нельзя думать, что роль людей пассивна — сиди и жди, когда экономические законы сами все сделают за тебя. В действительности любое экономическое явление не может происходить без участия людей. Творцами истории являются сами люди. Они, говорит Маркс, одновременно и авторы и актеры собственной драмы.
Вместе с тем одного желания и воли людей недостаточно, чтобы изменить те или иные экономические порядки. Капиталистический строй, например, возник и развивался несмотря на то, что господствовавший в то время класс феодалов не только не желал, но и противодействовал его становлению всеми доступными мерами. Или же взять, к примеру, коммунизм. Люди многих стран мира хотели бы немедленно установить этот общественный строй. Даже самые активные защитники капиталистического общества, разумеется, не из числа буржуазии, а из числа наемных работников, желали бы жить при коммунизме. Однако они хотят сразу прыгнуть в него из капитализма, не понимая, что требуется много, очень много условий, чтобы коммунизм восторжествовал. Выходит, что жизнь общества, как и природы, подчинена определенным объективным законам, т. е. законам, которые не зависят от воли и сознания человека.
Экономические законы действуют и тогда, когда мы даже не знаем об их существовании. Человеческое общество поступательно развивалось в силу действия объективных экономических законов, хотя они были открыты и познаны относительно недавно — в середине XIX века, лишь с возникновением марксистской политической экономии. То же самое можно сказать и о законах природы. Никто не знал о существовании законов сохранения вещества, энергии, всемирного тяготения, пока их не открыли в свое время великие ученые.
Но, как мы уже говорили, неверно представлять себе, что объективный характер экономических законов предполагает автоматический ход развития общественных явлений, что якобы люди, общественные организации могут лишь слепо следовать за стихийными процессами, сами собой происходящими в обществе. Вот как эту позицию выражал доктор Ряхин, герой повести Горького «Городок Окуров»: «А вы, батя, не волновались бы. Вы рассуждайте философски: человек не может ни ускорять событий, ни задерживать их, как не может он остановить вращение земли, развитие прогрессивного паралича или, например, этот идиотский дождь. Все, что должно быть,— будет, чего не может быть — не будет, как вы ни прыгайте! Это, батя, доказано Марксом, и — значит—шабаш!»
Конечно, такое понимание объективного характера экономических законов никакого отношения к Марксу и марксизму не имеет. Напротив, марксизм учит, что люди могут познать экономические законы и использовать их в своих интересах. На основе изучения природы экономических явлений буржуазного общества, условий, которые порождают законы развития капиталистического способа производства, можно разработать правильную программу революционного преобразования общества. С ликвидацией буржуазного способа производства прекращают свое действие и экономические законы капитализма. А значит, люди не бессильны перед объективными законами как общества, так же, как они не бессильны стали по отношению к природе.
Мы отлично знаем, что законы физики, химии, биологии и других естественных наук, познанные человеком, широко используются в интересах людей и очень сильно меняют окружающий нас мир. Тот же самый дождь, о котором говорил фаталист доктор Ряхин, теперь вполне подчинен воле людей — уже имеются технологии, способные вызвать дождь или отодвинуть его на некоторое время.
То же самое и в общественной жизни. «Общественные силы,— писал Ф. Энгельс,— подобно силам природы, действуют слепо, насильственно, разрушительно, пока мы не познали их и не считаемся с ними… Но раз понята их природа, они могут превратиться в руках ассоциированных производителей из демонических повелителей в покорных слуг. Здесь та же разница, что между разрушительной силой электричества в грозовой молнии и укрощенным электричеством в телеграфном аппарате и дуговой лампе, та же разница, что между пожаром и огнем, действующим на службе человека».
Между экономическими законами и законами природы есть немало общего. И те и другие объективны, независимы от воли и сознания людей. В то же время они отличаются друг от друга.
Во-первых, законы природы возникают и действуют без участия людей, тогда как экономические законы могут осуществляться только в процессе деятельности людей.
Во-вторых, законы природы вечны, в то время как лишь незначительная часть экономических законов действует на всех стадиях исторического развития человечества. Большинство экономических законов носит преходящий характер: вместе с исчезновением экономических условий исчезают и сами законы, выражающие эти условия.
Для любой общественно-экономической формации характерна взаимосвязь производительных сил и производственных отношений. Поэтому экономический закон, выражающий связь и взаимодействие между этими сторонами способа производства, есть всеобщий закон, действующий на всех стадиях развития человеческого общества. Всеобщий характер носит также закон повышения производительности труда и др.
Экономические законы, которые действуют в пределах только одного способа производства, называют специфическими законами. Среди этих законов выделяется один, который выражает основную суть, главные черты производственных отношений данного общества. Этот закон называется основным экономическим законом этого общества.
Сфера действия некоторых экономических законов не ограничивается пределами одной формации, хотя они и не имеют всеобщего значения. Таков, например, закон стоимости, который действует в условиях простого товарного хозяйства, существующем во многих формациях, в том числе в капиталистическом обществе и при социализме.
Следует упомянуть и о тех экономических законах, которые характерны только для той или иной стадии развития определенного способа производства. Например, монополистической стадии капитализма присущ закон монопольно высокой прибыли. Аналогичным образом на низшей фазе коммунизма действует закон распределения по труду, который на более высоких стадиях этого способа уже не действует.
Любой из специфических экономических законов (кроме основного экономического закона) выражает ту или иную сторону производственных отношений данного способа производства. Но так как все стороны производственных отношений общества неразрывно связаны друг с другом, то и законы каждого способа производства действуют не изолированно один от другого, а в тесной связи между собой.