Откуда взялись  религиозные праздники и обряды?

molitva-na-ydachyВ каждой современной религии имеется большое количество различных обрядов и праздников. Религия учит, что эти праздники и обряды имеют божественное происхождение, установлены самим богом или его посланниками на земле, что появились они в том самом виде, в каком существуют сейчас, совершенно не изменившись за многие столетия.

На самом деле все это не так. Религиозные обряды и праздники имеют вовсе не небесное происхождение. Они установлены не богом, а самими людьми. Истоки большинства праздников и обрядов лежат в наивных верованиях первобытных народов.

Жизнь первобытных людей была очень сурова и трудна. Беспомощные, безоружные в борьбе с природой, наши далекие предки находились под гнетом ее стихийных сил. Люди не знали, что принесет им завтрашний день, ожидали его с тревогой и страхом.

Мог ли человек в то время успешно бороться с силами природы, если не знал ее законов, не понимал причин тех явлений, с которыми ему приходилось сталкиваться на каждом шагу? Он не знал, почему день сменяется ночью, почему гремит гром и сверкает молния, отчего наступают холода и возникают лесные пожары.

Непонимание причин этих и многих других явлений, бессилие и страх первобытного человека перед силами природы породили в его сознании представление о том, что в мире существуют какие-то таинственные, могущественные силы, которые управляют всей земной жизнью, и от этих сил зависит благополучие людей. Позднее наши предки наделили эти силы душой, уподобили их человеку, поверив, что путем особых, колдовских действий их можно задобрить, умилостивить, расположить к себе. Для этой цели они совершали различные магические действия, произносили заклинания, делали жертвоприношения своим могущественным покровителям. Человек обращался к духам, веря, что этим он спасает свою жизнь, свое хозяйство от недобрых действий сверхъестественных сил.

Особенно важным, как полагали древние люди, было задобрить всесильных духов в дни, связанные с определенными важными хозяйственными моментами в жизни человека  — ведь от них зависело все их дальнейшее существование. Для скотоводческих племен большое значение имело время выгона скота в поле, перевода животных с одного пастбища на другое, рождения молодняка. У земледельцев решающими были дни пахоты, сева, уборки урожая. А в жизни охотников большую роль играло время их выхода на охоту. Перед этими важнейшими в жизни древних людей событиями они коллективно обращались к своим духам-богам с просьбами, заклинаниями, совершали жертвоприношения, пытаясь заручиться их поддержкой в хозяйственных делах. Постепенно все эти действия люди стали повторять из года в год в одно и то же время, так как большинство хозяйственных работ имело сезонный характер. Дни коллективного обращения к могущественным духам постепенно выделялись из массы обычных дней и со временем превратились в религиозные праздники.

Христианская религия заимствовала многие праздники и обряды из религий первобытных народов. Конечно, они были подвергнуты значительной переработке, получили новое содержание, новое толкование. Христианские праздники и обряды стали связываться с именами Христа, богородицы, разных святых угодников. Но как бы ни видоизменились праздники наших далеких предков в христианской религии, почти в каждом из них можно найти черты, сохранившиеся от верований первобытных людей.

Что, например, представляет собой такой широко почитаемый верующими праздник, как Ильин день?

Служители церкви утверждают, что это «истинно христианский праздник». Но это не так. Сам «пророк» Илья заимствован христианами из религий древних еврейских племен, которые почитали божество, называвшееся у них просто Эл или Ил, то есть бог. Когда евреи стали почитать единого бога Яхве, этот Ил занял в их верованиях место подчиненного Яхве. К его имени прибавили букву «я», и получился «Илия». От евреев почитание пророка Ильи и перешло впоследствии к христианам.

Заимствовали христиане у древних народов и других богов, а вместе с ними и праздники в честь этих небесных покровителей. И Николин день, и праздник святого Георгия, и день святого Пантелеймона-целителя, и другие христианские праздники представляют собой видоизмененные, переработанные, по-новому истолкованные празднества древних людей, наших далеких предков.

Следы древних верований можно обнаружить и во всем известных обрядах современных религий.

Что, например, представляет собой молитва верующих людей?

Оказывается, это всего лишь видоизмененная форма тех самых магических заклинаний первобытного человека, с которыми он обращался к своим всесильным духам-богам. Древние люди, не зная, откуда взялась человеческая речь и вообще человеческое сознание, и почему речью обладают только люди, приписывали слову особую, колдовскую силу. Они верили, что определенные слова, которые сопровождаются определенными действиями, могут воздействовать на духов, повлиять на них, помочь добиться от могущественных владык природы содействия в нужном деле. В современных церковных наставлениях указывается, что назначение молитвы  — просить бога о своих нуждах и благодарить его за благодеяния. Но ведь то же самое назначение имели и заклинания первобытных людей!

Сохранилось в христианской религии и представление древнего человека о том, что молитва приобретает особую силу, если ее повторять много раз подряд. А некоторые действия, которыми сопровождаются молитвы,  — коленопреклонение, воздевание рук и т. п.  — христиане переняли у древних египтян  — язычников. Пережитком верования древних народов являются и такие обряды, как целование икон.

В основе всех религиозных праздников и обрядов лежит прежде всего идея смирения, слепой покорности судьбе, терпения. Это полностью соответствует интересам церкви, всегда отражающей интересы эксплуататорских классов (сегодня таким классом является буржуазия). Церковь убеждает верующих, что человек  — существо греховное, от природы ничтожное, это «жалкий червь»  — «песчинка» перед богом. Лишь посредством страданий и лишений, терпения и смирения человек может вымолить себе место в «царстве божьем», «за гробом». Получается, что во всех бедствиях народных, в нищете и бесправии виноваты не эксплуататоры, не капиталисты и их правительства, а сами трудящиеся с их «грехами». Вина действительно виноватых перекладывается на невиновных, грабителя  — на ограбленных, угнетателя  — на угнетаемых. Чего же может быть лучше для эксплуататоров, живущих за счет чужого труда? Вот поэтому капиталисты, как и прежние эксплуататоры  — рабовладельцы и феодалы-помещики, поддерживали и будут поддерживать религию в любой ее форме, потому что она помогаем им сохранять свое господство в обществе, держать миллионы людей в своем подчинении.

В дни религиозных праздников с церковных амвонов особенно усиленно проповедуется еще одна крайне выгодная всем эксплуататорам идея  — идея всеобщей любви и классового мира. «Все люди  — братья»,  — провозглашают служители церкви.

Но может ли быть братом капиталисту рабочий, который гнет спину на своего хозяина, получая за это жалкие гроши? Может ли быть братом помещику безземельный крестьянин, от зари до зари работающий на него?

Если ты действительно брат  — делись с рабочим и крестьянином всем, что имеешь, поровну, работай с ним наравне от зари до зари. Тогда ты будешь настоящим братом. А когда одни прожигают жизнь на роскошных яхтах и в Куршавелях, а другим за счастье иметь на столе макароны с постным маслом, это не братская любовь, а классовая борьба. Это классовая ненависть эксплуататоров к эксплуатируемым  — к тем, кого они обирают и за чей счет живут.

Подобные проповеди о классовом мире имеют одну цель: отвлечь трудящихся от классовой борьбы, от всяких попыток изменить несправедливый общественный строй, не дать бедным и угнетенным возможность разогнуть спину и ощутить себя людьми.

Как и всякая религия, все ее проявления, в том числе религиозные праздники и обряды, приносят большой вред, обезоруживая людей, не позволяя им сопротивляться своим угнетателям. В дни религиозных праздников духовенство вновь и вновь внушает верующим, что всякая борьба за лучшую жизнь в этом мире бесплодна, так как все находится во власти всевышнего. Попы убеждают верующих, что люди должны не бороться за лучшее будущее на земле, а ждать божьей милости, когда бог сам сподобится устроить им лучшую жизнь, а если не сподобится, то так тому и быть  — бог лучше знает, кого любить, а кого миловать.

Только лучшая жизнь с ожиданием божьего чуда никогда не произойдет, если люди сами не станут решать свои проблемы, если они сами не побеспокоятся о себе, не дожидаясь милости божьей. Как это делается, известно: наши деды и прадеды наглядно это показали почти сто лет назад. Осталось теперь только их внукам и правнукам  — нам с вами  — навести порядок в своей голове, крепко осознав, что собственную жизнь мы строим сами каждым своим действием и каждым своим поступком. И если сегодня мы идем в церковь молиться вместо того, чтобы скинуть со своей шеи всех этих паразитов, значит горя на наши плечи ляжет еще немало.

О.В.

Откуда взялись  религиозные праздники и обряды?: 10 комментариев

  1. Предложение. Если у администрации сайта есть возможность, введите пожалуйста, раздел опросы. В этом разделе можете открывать темы с различными опросами на злободневные политические темы. Такой раздел покажет настроения масс.

    1. Возможность есть, смысла нет. Настроения масс изучают не через опросы, а работая в массе и живя проблемами масс. Потом нас не интересуют «массы вообще», нас интересует только рабочий класс и трудящиеся массы.

  2. Вроде небольшая стать и всё тут понятно.
    Но если окунуться чуть в глубь понимаешь такое , что аж руки опускаются и хочется плевать на всё.
    Вот кого не возьми из знакомых , так или иначе найдутся те, кто участвует каждый год в этой вакханалии. С этими глупыми суевериями и обрядами. Когда говоришь это не моё ,ну или что за глупость , бред и какой от этого толк . Смотрят как будто-то ТЫ умалишённый . При том, что люди не верующие , только по праздникам , но смысла в этом, у кого не спроси не ответят.
    Самое страшное в том , что попробуй скажи что-нибудь «оскорбляющее» их «чувства» так ещё и прибить могут . Хотя вроде все друг другу братья( по их законам) . А другие при всём при этом, либо будут их поддерживать ,либо будут молча стоять, что в данном случае является одобрением их убеждений . И таких , кто молча одобряет их веру , большинство(как мне кажется) . Из всех людей кого я знаю атеист только один , остальные все вот сочувствующие , этакий коллаборационизм .
    И вроде бы люди, уже половина жизни которых прошла и родились они и жили в СССР , но эта дрянь из них не вышла . А тут пришли к власти буржуи и такое ощущение что вот эта вот вера никуда и не девалась , над было просто дать волю попам и всё вернулось на круги своя . Как наркоманы , которые вроде завязали а тут их опять подсадили .
    Хоть и глупость это конечно , но напрашивается мысль о крещение в атеизм насильственным способом , раньше же прокатывало и при крещении Руси и при Петре Первом :)

  3. Разрешите вопрос не по теме.
    Смотрю в РП-Информ нету новых новостей .
    Я так понял рубрику вести уже не будут ? (видимо есть объективные причины).
    Недавно наткнулся , читая новости , на сюжет о беспорядках в Бразилии.
    Говорят, мол , что протестуют против проведения олимпиады .
    Хотя в коротком новостном ролике проскользнул флаг с серпом и молотом, красноватого оттенка .
    Ничего более подробного об этом не нашёл , только лишь , что митинговали , якобы , 200 человек , хотя травили их газом, как будто их 2 тысячи или больше.
    Нет ли у вас более подробной информации ?

  4. Разъясните, пожалуйста, а кто по Вашей классификации принадлежит к рабочему классу и к трудящимся массам в ДАННЫЙ исторический момент?
    сотрудники офисов (малых предприятий)?
    сотрудники торговли?
    мелкие производители?
    военнослужащие, сотрудники силовых структур?
    госслужащие?
    безработные?
    фермеры и мелкие сельхозпроизводители?
    гастарбайтеры на стройках и в промышленности?
    пенсионеры?
    Ведь численность промышленного пролетариата сейчас ничтожна (по сравнению с 1917 г.). — в десятки раз выросшая производительность труда сократила число рабочих. А большинство товаров и продуктов, которыми мы пользуемся, произведено пролетариатом Китая, Индии и др.
    Также давайте не закрывать глаза на постоянное сокращение и ликвидацию промышленных предприятий в России с увольнением трудящихся «на улицу».
    Итого занятых непосредственно в пром и с/х производстве останется не более 10%.
    И что делать тем, кто не попал в Ваш список, но разделяет идеи марксизма и хочет изучать их на деле и внедрять в жизнь?

  5. Гаррий всем кто не попал в список, вставать и идти бороться за коммунизм на равных в рядах рабочего класса или ждать милости буржуазной.

    Конкретно по Вашему вопросу здесь уже писали: https://work-way.com/o-klassovoj-strukture-kapitalizma/
    Для справки, на сайте справа есть колонка «Важные материалы», туда стоит смотреть в первую очередь.

  6. Alex скажите, а будет или готовиться краткий курс по «Фридрих Энгельс — Происхождение семьи, частной собственности и государства» как по Диамату и экономическому учебнику Островитянова?
    Он был бы очень полезен в просветительных целях. Вопросы затронутые в книге Энгельса обойти не получиться, да и к тому же их просто необходимо осветить.
    p.s. я бы не подготовленному идеологически рабочему не стал бы советовать начинать именно с этой книге, по причине того, что в книге имеется по настоящему революционный взгляд на семью.

    1. Дмитрию Х.
      В этой книге Энгельса интереснее, как мне кажется, не семья, а именно то, откуда взялась частная собственность и как появилось государство. Книга, разумеется, для первоначального ознакомления с марксизмом не подходит. Тут мы рекомендуем учебники политграмоты начала 20-х гг. Они очень просто все разъясняют, хотя примеры там несколько устаревшие.

  7. Религиозное сознание формировалось в течение тысячелетий, оно сопряжено с невежеством, угнетением экономическим и моральным. Формирование атеистического мировоззрения стало возможным после социалистической революции. Это процесс кропотливый и трудоемкий. Я работала в школе . при написании конспекта урока среди прочих компонентов нужно было учитывать атеистический. То есть, на каждом уроке, так или иначе, нужно было развеивать религиозные мифы. Но после буржуазной контрреволюции все пошло прахом, вся кропотливая работа была сведена к нулю. Граждан стали приучать к звериным порядкам, и религия оказалась нужна. Религия граничит с тупым невежеством, а не учиться, не приобретать знания гораздо легче, чем загружать свои мозги. Людей шаг за шагом постепенно выводили из дремучего дикого леса в светлый мир разума. Но люди снова были загнаны в это дремучий дикий лес. Верить в бога считается правилом хорошего тона, неординарно мыслящих — единицы. Можно наблюдать такую дикость, как иконы в кабинете врача , запускание попов с крестами и прочими принадлежностями в лечебные учреждения. Возведение церкви — настоящее варварство. Церковь уничтожает человеческое достоинство, плюет в души. Человечество покатилось в пропасть, но не желает при этом зацепиться за что — либо, чтобы спастись.

  8. Я всё же считаю, что самый интересный момент в этой книги зависит от конкретных обстоятельств и конкретного индивида, кого то происхождение семьи в данный момент интересует больше, кого то происхождение государства. Впрочем все три института (семья, частная собственность, государство) неразрывно связанны между собой и по отдельности не существуют.
    Видимо я не верно выразился. Наверное нужно сказать, что к освещению появления семьи нужно подходить очень деликатно.
    Учебники полит грамоты это хорошо, но краткий обзор этого труда нужен на мой взгляд.

Добавить комментарий для Дмитрий Х. Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.